--PAGE_BREAK--
Самочувствие— ощущение как физиологическое, так и психологическая комфортность внутреннего состояния человека. И ещё И.П. Павлова писал «Разве мы невидим аффекта, преодолевающего высшее торможение, говорит и делает то, что он не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем горько жалеет, когда минует аффект». Пример здесь будет такой, преступник, совершив преступление, и был задержан, и потом стал перед судом и говорил, что я был в невменяемом состоянии, это я понимаю как аффект. Потом проходит это состояние, и он начинает сожалеть о сделанном.
Темперамент, как одна из особенностей личности
Темпераментомназывают индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики — интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.
Холерик.Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвиник.Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.
Флегматик.Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.
Меланхолик.Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.
От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Учение И.П.Павлова о темпераменте
На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.
И.П.Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П.Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
И.П.Павлов, различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.
" Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.
" Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.
Уравновешенность— равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Подвижность— нервных процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.
Инертность— противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.
Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:
1. сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;
2. сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;
3. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик;
4. слабый тип — меланхолик.
И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П.Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных Павлов предложил распространить и на людей.
В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают всё меньшее значение типам нервной системы; прежде всего, подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление типологий.
Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.
Характер, как особенность личности
В буквальном переводе с греческого, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.
Физиологические основы характера
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа.
Типичное и индивидуальное в характере
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
Черты характера
Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им — леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность — одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами». По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек — это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.
Способности человека, как особенность личности
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности».
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.
Способности— это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных.
Общие способности— это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные— это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.
Психодиагностические методы исследования личности
Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально психологических особенностей личности. Это наука как творческая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Под теоретической дисциплиной общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения солидных и надёжных диагностических суждений, правило диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов, может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
Психодиагностика понимается двояко:
1. В широком смысле — сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
2. В узком смысле, более распространенном — измерение индивидуально — психодиагностических свойств личности.
В психодиагностическом обследовании можно выделить три основных этапа:
1. Сбор данных.
2. Переработка и интерпретация данных.
3. Вынесение решения — психологический диагноз и прогноз.
Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально — психологических особенностей личности.
Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой — конкретное воплощение теоретических построений — способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
Принцип отражения — адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
Принцип развития — ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
Принцип диалектической связи сущности и явления — позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
Принцип единства сознания и деятельности — сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
Личностный принцип — требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик — способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний.
Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к её разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация, достаточно сложных устройств в реальных «полевых» условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, богатый клинический, да и житейский опыт.
Краткие характеристики психодиагностических методик
В наше время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик. В диагностических методиках основанных на заданиях, которые предполагают правильный ответ, на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К ним относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личных черт (тест Равена, Диагностическая процедура определения полезависимости — поленезависимости Уиткина, тест Ригидности Лучинса д.р.). Другие методики, которые характеризуют лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников, например, тест Р. Каттелла. Можно различать как вербальные и невербальные психодиагностические методики. К вербальным относятся те опросники, которые связаны с речевой активностью обследуемых, а к невербальным относятся тоже речевые способности, но только в плане понимания инструкции, а выполнение задания всё же относится к невербальному выполнению.
1. Бланковые методики — составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.
Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
2. Опросные методики — занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.
Недостатки:
" субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
" эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
3. Рисуночные психодиагностические методики — используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
4. Проективные методики — в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
5. Объективно- манипуляционные методики, — в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать — собрать, изготовить, разобрать и т. п. продолжение
--PAGE_BREAK--
Тесты и тестирование
Тесты— стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики— т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
Сопоставимость— т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
Значение IQ
В психодиагностику прочно вошло понятие «коэффициента интеллектуальности»(IQ) в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития. Коэффициент IQ был предложен В.Штерном. Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого «умственного возраста» (по числу выполненных заданий теста) на хронологический или паспортный возраст и умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, предназначенные для более старшего возраста, если IQ был ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с соответствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись границы нормы, т.е. те значения IQ, которые свидетельствовали о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного возраста. Эти границы располагались от 84 до 116. Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого интеллекта, если выше 116 — как показатель высокого интеллектуального развития. За рубежом, особенно в США, тесты интеллекта получили широкое распространение в системе народного образования. При поступлении в учебное заведение разного типа и на работу тесты используются как обязательный инструмент в арсенале методик практического психолога.
Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, являются — Дж. Равена, Д.Векслера, Р.Ахматуера, Стенфорда-Бине.
А.Бине и тесты интеллекта
Бине и его сотрудники много лет посвятили активным и оригинальным исследованиям способов измерения интеллекта. В 1904 г. министр общественного образования назначил А.Бине в Комиссию по изучения методов обучения умственно отсталых детей. Именно в связи с целями, стоящими перед этой комиссией, Бине в сотрудничестве с Симоном создал первую шкалу Бине-Симона. Эта шкала, известная нам как шкала 1905 г., состояла из 30 заданий, или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Уровень трудности определялся эмпирически, путем проведения этих тестов на 50 нормальных детях в возрасте от 3 до 11 лет, а также на нескольких умственно отсталых детях и взрослых. Хотя сенсорные и перцептивные тесты входили в эту шкалу, в ней, по сравнению с большинством серий тестов того времени, существенно возросла доля вербального материала.
Во втором варианте шкалы, получившей самое широкое распространение, редакция 1908 г., общее число тестов было увеличено, все тесты были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте от 3 до 13 лет. Показатель ребенка по всем тестам можно было в этом случае выразить в виде умственного уровня, соответствующего возрасту нормальных детей, результатов которых он достигал.
Третий вариант шкалы Бине-Симона появился в 1911 г.(год смерти А.Бине). Эта шкала претерпела незначительные изменения, которые свелись к перестановке отдельных тестов, добавлению новых тестов для некоторых возрастных уровней и расширению верхней границы шкалы до уровня взрослого человека.
В качестве инструмента тестирования шкала Бине-Симона вскоре была вытеснена более широкой и совершенной в психометрическом отношении шкалой умственного развития Стэнфорд-Бине, разработанной под руководством Л.М.Тёрмена в Стэнфордском университете. Основных нововведений по сравнению с тестами Бине было два:
- именно в этом варианте шкалы был впервые использован коэффициент
интеллектуальности (Intelligence Quotient — IQ), отношение между умственным и хронологическим возрастом;
- применение нового критерия оценки тестирования, для чего вводится понятие статистической нормы.
Шкала Стэнфорд — Бине получила популярность во всем мире. Она имела несколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986). В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ получаемый по шкале Стэнфорд — Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые тесты стали проверяться путем сопоставления с результатами этой шкалы.
Особый интерес представляет также первая редакция шкалы Бине-Симона, произведенная Ф.Кюльманом, в которой нижняя возрастная граница была снижена до 3 месяцев. Шкала Кюльмана-Бине представляет собой одну из самых ранних попыток разработать тесты интеллекта для младенцев и дошкольников.
Невербальные тесты интеллекта
Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов). С помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление. Такие тесты используются как для дошкольников, детей не имеющих писать и читать, неграмотных людей, так и для профессиональных групп (чертежников, художников и пр.) Рассмотрим некоторые из них.
Доски форм Сегена, или Тест воспроизведения прежнего порядка на доске, разработанный французским врачом Э.Сегеном в 1866 г. Методика состоит из пяти досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки. Она является достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими возможностями.
Лабиринтные тесты. Первый был разработан в 1914 г. С.Портеусом. Эти тесты состоят из серий изображенных линиями лабиринтов.
В группу невербальных тестов включают тесты, разработанные специально для диагностики представлений разных культурных групп. Первым тестом, свободным от влияния культуры, считается армейский тест Бета, разработанный в США в период Первой мировой войны. Еще один тест такого типа — Нарисуй человека, разработанный американским психологом Ф.Гудинаф. Он был предназначен для детей в возрасте от 3 до 13 лет (ребенка просили нарисовать мужчину, причем сделать это как можно лучше, время рисования не ограничивалось. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе того, какие части тела и детали одежды изображал испытуемый). Д.Харрис пересмотрел его, расширил и опубликовал под названием Тест рисования Гудинаф-Харриса (в этом варианте после завершения рисунка мужчины ребенку предлагалось рисовать женщину).
Еще один Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры, был разработан Р.Кеттеллом. Он имеет три варианта. Первый предназначен для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; второй - для детей 8-13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; третий — для детей 10-16 лет и взрослых с высшим образованием. Все задания представлены в графической форме, а время их ограничено 3-4 минуты. Первичные баллы переводятся в шкальные оценки, по которым устанавливается соответствие испытуемого статистической норме (ее границы 84 и 116 IQ).
Прогрессивные матрицы Равена
Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта
являются Прогрессивные матрицы. Авторами первой редакции, появившейся в 1936 г. и предназначенной для диагностики детей, были Л.Пенроуз и Дж.Равен. в последствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж.Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена. Первый тест для взрослых появился в 1960 г.
Методика основана на теории гештальтпсихологии. Каждое задание рассматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что вначале испытуемый осуществляет глобальное оценивание матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдельные элементы с выделением принципа их интеграции.
Стимульным материалом этой методики являются матрицы — композиции с пропущенным элементом. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент среди 6 -8 предложенных вариантов. В настоящее время используются три формы теста. В каждой из них однотипные, но возрастающей сложности задания организованы в некоторое число серий, трудность которых также повышается от первой к последующим. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от серии к серии, позволяет, по мнению автора, осуществить принцип прогрессивности (с ним связано и название методики — Прогрессивные матрицы). Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий является подготовкой испытуемого к выполнению последующих — идет процесс обучения.
Первая форма — Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы — предназначена для диагностики индивидов от 8 до 65 лет. Материал этой формы состоит из 60 матриц разбитых на пять серий (А, В, С, Д, Е). В первой серии требуется умение дифференцировать компоненты структуры, а в последующих, более трудных предполагается использование мышления по аналогии, перестановок, умений понимать принципы сложных изменений фигур и других мыслительных действий.
Более легкая форма теста — Цветные прогрессивные матрицы используется для детей в возрасте от 5 до 11 лет, для лиц пожилого возраста и умственно отсталых людей.
Третья форма — Прогрессивные матрицы повышенной сложности — была специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития.
Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера
Популярность Шкалы измерения интеллекта, разработанной американским психодиагностом Д.Векслером, объясняется рядом причин. Во-первых, они охватывают большой возрастной диапазон — от 3 до 74 лет, при этом на всех возрастных уровнях используются в основном одни и те же типы заданий, что позволяет проследить изменение одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека.
Во-вторых, шкалы Векслера используются не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического диагноза.
В-третьих, в этих шкалах присутствуют как вербальные, так и невербальные субтесты, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития — понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память.
Векслеровские методики были разработаны для трех возрастных диапазонов: для взрослых(WAIS-R), начиная с 16 лет, детей 6 — 16 лет(WISC-III) и дошкольников(WPPSI-R). В каждой методике первичные показатели каждого субтеста переводятся в стандартные показатели с М = 10 и q = 3. Из 17 различных видов субтестов, используемых в шкалах, восемь (5 вербальных и 3 невербальных) являются общими для всех трех шкал. При применении этих шкал вербальные и невербальные субтесты чередуются и предъявляются в заранее установленной последовательности, своей для каждой шкалы.
Субтест «Осведомленность» — первый вербальный субтест, предъявляемый во всех трех шкалах (включает вопросы из различных житейских и научных областей). Субтест «Арифметический» содержит задачи, которые требуют понимания, сообразительности, умения делать вычисления. Также существуют субтесты «сходство понятий», «словарный запас», «повторение цифр».
Невербальные субтесты шкал Векслера обычно требуют манипулирования различными объектами, такими как части разрезанных фигур и кубики, или визуального обследования печатных материалов наподобие картинок или символов. «Недостающие детали» — используется во всех трех шкалах, он требует определения важной части, которой недостает в изображении знакомой детали — диагностируется внимание, перцептивные способности, образная память.
Первичные показатели по каждому субтесту шкал Векслера преобразуются в
стандартные показатели со средним значением, равным 10, и SD = 3. Таким образом, все нормированные показатели выражаются в сравнимых единицах. Затем эти показатели субтестов, соответствующих вербальной, невербальной и полной шкалам, складываются и преобразуются в стандартные показатели со средним, равным 100, SD = 15, называемые «стандартным IQ».
Со времени выхода в свет первой шкалы Векслера-Белльвью было предложено множество сокращенных шкал. Цель этих сокращенных шкал — уменьшить время тестирования при получении показателя IQ в Полной шкале, который можно оценить на основе опубликованных норм. Самый простой способ построения таких более коротких форм — опустить некоторые из субтестов и пропорционально распределить показатели. Психодиагносты не рекомендуют использовать краткие формы, за исключением быстрого отбора испытуемых.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера
Это один из известнейших групповых тестов, широко используемых в немецкоязычных странах. Он создан в 1953 г.(последняя редакция осуществлена в 1973 г.) и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.
Известно, что разрабатывался он в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р.Амтхауер исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. Интеллект понимался Амтхауером как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Среднее значение взаимных корреляций между этими факторами в тесте равна 0,36. Тест был разработан в трех параллельных формах. Стандартизация проводилась на выборке из 4076 испытуемых, средний показатель по сырым баллам равнялся 82. После стандартизации новая средняя равнялась 100, q = 10. Надежность теста равна 0,97, при повторном тестировании через год коэффициенты оказались равными 0,83. Валидность теста по критерию успешности обучения в школе равна 0,62.
В тест Амтхауера входят следующие субтесты: 1) — на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний («логический отбор»: исследование индуктивного мышления); 2) — на классификацию понятий («классификация»: определение общих черт: исследование абстрагирования, обобщения, оперирования вербальными понятиями); 3) — на установление аналогий («аналогии»: анализ комбинаторных умений); 4) — на подведение двух понятий под общую категорию («обобщения»: оценка умения выносить суждение, обобщать); 5) — на умение решать простые арифметические задачи («задания на счет»: оценка математического мышления); 6) — на умение находить числовые закономерности («ряды чисел»: анализ индуктивного мышления); 7) — на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости («выбор фигур»: исследование пространственного воображения, комбинаторных навыков); 8) — на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур («задание с кубиками»); 9) — на заучивание слов (задание на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное). Каждый субтест, за исключением четвертого, состоит из 20 заданий.
Тест имеет две формы (А и В), которые проверялись на взаимозаменяемость.
Общее время выполнения теста — 90 минут. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут.
В нашей стране адаптированный вариант теста Амтхауера был использован при обследовании учащихся 8 — 11 классов городских и сельских школ.
Проведение практического тестирования
Сводные результаты тестирования
Тест
Интервьюируемый 1
Интервьюируемый 2
Определение степени мотивации личности к успеху
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
ДА
ДА
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
ДА
ДА
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
НЕТ
ДА
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
НЕТ
НЕТ
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
ДА
ДА
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
ДА
ДА
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
ДА
ДА
8. Я более доброжелателен, чем другие.
ДА
ДА
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
НЕТ
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.
ДА
НЕТ
11. Усердие — это не основная моя черта.
НЕТ
ДА
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
НЕТ
ДА
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
ДА
ДА
14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.
НЕТ
НЕТ
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
ДА
ДА
16. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
ДА
ДА
17. У меня легко вызвать честолюбие.
ДА
ДА
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
ДА
ДА
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
ДА
НЕТ
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
НЕТ
ДА
21. Нужно полагаться только на самого себя.
ДА
ДА
22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
НЕТ
НЕТ
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю.
НЕТ
ДА
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
ДА
ДА
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
НЕТ
НЕТ
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
ДА
ДА
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
ДА
ДА
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
ДА
ДА
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
ДА
ДА
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
ДА
ДА
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
НЕТ
ДА
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
НЕТ
НЕТ
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
НЕТ
НЕТ
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
ДА
ДА
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
ДА
ДА
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
НЕТ
НЕТ
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.,
ДА
НЕТ
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
НЕТ
НЕТ
39. Я завидую людям, которые не очень загружены работой.
НЕТ
НЕТ
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
НЕТ
ДА
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
ДА
НЕТ
Сильный ли у вас характер?
1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?
а) очень редко;
б) редко;
в) достаточно часто;
г) очень часто.
В
2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите, — из-за упрямства, наперекор другим либо из «престижных» соображений? («Да», «нет».)
НЕТ
3. Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях?
а) настойчивость;
б) широту мышления;
в) эффектность, умение «показать себя».
Б
4. Имеете ли вы склонность к педантизму? («Да», «нет».)
ДА
5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами? («Да», «нет».)
ДА
6. Любите ли анализировать свои поступки? («Да», «нет».)
ДА
7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:
а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;
б) остаетесь самим собой.
Б
8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях? («Да», «нет».)
НЕТ
9. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит вам?
а) мечтатель;
б) «рубаха-парень»;
в) усерден в труде;
г) пунктуален, аккуратен;
д) «философ» в широком смысле этого слова;
е) суетный человек.
В
10. При обсуждении того или иного вопроса:
а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;
б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, и имеете иную точку зрения;
в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;
г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.
А
11. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к руководителю?
а) раздражение;
б) тревогу;
в) озабоченность;
г) равнодушие.
В
12. Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против вас, как вы поступите?
а) ответите ему в том же тоне;
б) проигнорируете этот факт; демонстративно оскорбитесь; предложите сделать перерыв.
Г
13. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:
а) досаду;
б) стыд;
в) гнев.
А
14. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:
а) себя самого;
б) «фатальное невезение»;
в) прочие «объективные обстоятельства».
А
15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди — будь то руководители, коллеги или подчиненные — недооценивают ваши способности и знания? («Да», «нет».)
НЕТ
16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них;
б) стараетесь ретироваться;
в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;
г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;
д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.
В
17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п.), то вы:
а) будете продолжать поиск молча;
б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;
в) уйдете без нужной вам вещи.
Б
18. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия?
а) длинная очередь в приемной;
б) толчея в общественном транспорте;
в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.
В
19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения? («Да», «нет».)
ДА
20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете?
а) человека исполнительного, но безынициативного;
б) человека знающего, но упрямца и спорщика;
в) человека одаренного, но с ленцой.
А
Умеете ли вы быть счастливым?
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите к выводу, что
а) все было, скорее, плохо, чем хорошо,
б) было, скорее, хорошо, чем плохо,
в) все было отлично.
Б
2. В конце дня обыкновенно
а) недовольны собой,
б) считаете, что день мог бы пройти лучше,
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
Б
3. Когда смотрите в зеркало, думаете:
а) «О, боже, время беспощадно!»,
б) «А что, совсем еще неплохо!»,
в) «Все прекрасно!».
Б
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете:
а) «Ну, мне-то никогда не повезет!»,
б) «А, черт! Почему же не я?»,
в) «Однажды так повезет и мне!».
Б
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:
а) «Вот так однажды будет и со мной!»,
б) «К счастью, меня эта беда миновала!»,
в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!».
Б
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:
а) ни о чем не хочется думать,
б) взвешиваете, что «день грядущий вам готовит»,
в) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы.
А
7. Думаете о ваших приятелях:
а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,
б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они терпимы,
в) замечательные люди!
В
8. Сравнивая себя с другими, находите, что
а) «Меня недооценивают»,
б) «Я не хуже остальных»,
в) «Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!».
А
9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов:
а) впадаете в панику,
б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету, усиленно занимаетесь физическими упражнениями.
Б
10. Если вы угнетены:
а) клянете судьбу,
б) знаете, что плохое настроение пройдет,
в) стараетесь развлечься.
Б
Профессиональная ориентация
А. Я люблю командные виды спорта.
Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.
В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.
Г. Мне нравится говорить по телефону.
Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.
Е. Мне нравится все вокруг.
А
Д
А. Мне нравится работать руками.
Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.
В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого.
Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.
Д. Мне нравится напрягать свое воображение.
Е. Я силен в естественных науках.
В
Г
А. Я умею обращаться с инструментами.
Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.
В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе.
Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение.
Д. Мне нравится идти в ногу с модой.
Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.
Д
А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.
Б. Математика — это то, что я знаю лучше всего.
В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.
Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету.
Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно. Е. Меня интересует природа.
В
А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия.
Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.
В. Я бы хотел сделать политическую карьеру.
Г. Я веду дневник.
Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.
Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.
Е
продолжение
--PAGE_BREAK--