Реферат по предмету "Психология"


Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения

Рождение ребенка с нарушениями развития — сильныйтравмирующий фактор для всей семьи, связанный с изменением семейного уклада имировосприятия. Сразу встает вопрос о необходимости решения многихспецифических проблем, возрастает физическая и психологическая нагрузка наближайшее окружение малыша. Наибольшие трудности в данной ситуации приходятсяна долю матери. Проблемами воспитания, образования и лечения ребенкапреимущественно занимается именно она. Известно, что социальная адаптация этихдетей напрямую зависит от грамотного родительского, прежде всего материнского,поведения.
Очень часто родительское поведение является непозитивным, а, наоборот, негативным фактором в развитии аномального ребенка. Вработах многих исследователей подчеркивается идея о равенстве влияния какродителей на ребенка, так и ребенка на родителей. С одной стороны, родительскоеотношение может вызвать вторичные нарушения у ребенка, а с другой — нарушения вразвитии у детей приводят к различным искажениям родительского отношения.
Матери, воспитывающие ребенка с детскимцеребральным параличом, так же как и матери детей с другими вариантамидизонтогенеза, находятся в ситуации так называемого родительского стресса,стадии и содержание которого описаны многими учеными. Сообщение оботклонениях в развитии ребенка вызывает у матерей острые эмоциональныепереживания. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрируетее базовые потребности. Первые реакции на известие об отклонениях в развитииребенка могут быть очень острыми. По данным Р. Ф. Майрамяна, сообщение обинтеллектуальной недостаточности ребенка вызывает у 65,7% матерей тяжелыеэмоциональные переживания, аффективно-шоковые и истерические реакции. Напротяжении первых лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а обычнонарастает, что связано с необходимостью заботы о ребенке и родительскимпессимизмом относительно его будущего.
Исследования показывают, что матери детей сотклонениями в развитии, независимо от характера патологии, имеют те или иныеличностные проблемы. Они часто подавлены и переживают чувство вины из-зарождения аномального ребенка, испытывают социальную изоляцию, а чрезмернаяпогруженность в воспитание больного ребенка приводит к фрустрации их базовыхпотребностей. Депрессии, внутриличностные конфликты, невротические ипсихопатические реакции, искажение родительских установок и отношения к ребенкусо стороны матери — все это свидетельствует о нарушении адаптации к сложившейсяситуации, связанной с рождением больного ребенка. Подавляющая часть матерейиспытывает острую необходимость в квалифицированной психологической помощи.
Личностное состояние матери имеет определеннуюстадиальность, связанную с динамикой родительского кризиса, описываемогомногими исследователями. Эта стадиальность раскрывает действие различныхмеханизмов адаптации к ситуации «особого» материнства.
На первой стадии — эмоциональной дезорганизациипреимущественные состояния и реакции матери: шок, растерянность, беспомощность,страх. Этот период сложен тем, что родители оказываются просто не в состоянииадекватно понять и переработать полученную информацию. Матери испытываютнеослабевающее чувство собственной неполноценности, рассматривая себя какответственных за произошедшее, они испытывают неослабевающее чувство вины,усиливается самокритика, растет чувство неудовлетворенности собой. Чувство винызачастую перерастает во всепоглощающие страдания и переживания по поводупоступков и ошибок, приведших, как они считают, к заболеванию ребенка. Чувствовины может также вызвать преувеличенную родительскую заботу. Сопоставлениедействительности с идеальной моделью семьи и ролью в ней матери выливается всубъективное ощущение личной неадекватности. И здесь велика опасность вформировании негативного мироощущения, которое становится средством моральнойсамозащиты, позволяющей оправдать и принять как должное весь спектрналичествующих негативных ощущений. нарушение развитие ребенок депрессия семья
Вторая стадия или фаза рассматриваетсяисследователями как период негативизма и отрицания. Функция отрицаниянаправлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувствастабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Таким образом,отрицание может быть своеобразным способом защитного устранения эмоциональнойподавленности, тревоги. Крайней фазой негативизма становится отказ отобследования ребенка и проведения каких-либо корректирующих мероприятий.Отрицание болезни родителями играет защитную функцию. Частая реакция напоставленный врачом диагноз — это просто неверие в существование болезни. Членысемьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможностьполучить консультации других специалистов в этой области. В основе такогоповедения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен.Родители могут отрицать наличие отставания в развитии и верить, что лечение иликакой-то тип терапии решит проблему. На этой стадии развивается так называемое«копинг-поведение»: это бесчисленные консультации, начиная с медицинских светили заканчивая различными знахарями и целителями. Такая погоня за «чудеснымсредством» искажает восприятие реальной ситуации, мешает адекватной адаптацииродителей к факту рождения аномального ребенка.
Дополнительной реакцией может быть попыткапереложить ответственность за состояние ребенка на других, растет напряженностьв отношениях с окружающими. При этом часто отмечаются эмоциональнаянеустойчивость и рост уровня тревожности. Утрата произвольного контроля надэмоциями проявляется в невозможности справиться со своим состоянием,навязчивости характера переживаний. Любое, даже малозначительное, событие можетпривести к утрате контроля. При этом масштаб переживаний несоразмерен событию.Следствием этого становится снижение уровня социальной и психологическойкомпетентности матери, неумение правильно вести себя в напряженных, сложныхситуациях, социальная изоляция.
Третья фаза родительского стресса — горевание.Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции, но в то же времянайти выход в формы «эффективного горевания». Перед необходимостью заботы обаномальном ребенке, специального непрерывного ухода за ним у родителей могутвозникать амбивалентные чувства в отношении форм выражения печали. Синдром,получивший название «хроническая печаль», является результатом постояннойзависимости родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрациивследствие относительного отсутствия положительных изменений у ребенка,«несоциализируемости» его психического и физического дефекта, неутихающей боли.Эта стадия характеризуется состоянием глубокой депрессии матери.
Переориентация энергии позволяет родителямпереключить внимание с них самих на реальные проблемы, связанные с воспитаниембольного ребенка. Родители в этот период ищут программы и службы, которые моглибы быть полезны для их детей. Они также часто помогают другим семьям с детьми,имеющими отклонения в развитии. На стадии эмоциональной реорганизации родителиначинают ценить и любить своего ребенка. Мать понимает, что рождение ребенка снарушением интеллекта — это факт, с которым нужно смириться. Родители развиваютреалистичный взгляд на дефект их ребенка, его роль в семье и приходят к тому,что принимают этот груз и длительные последствия. Здесь мать можетпереключиться с собственных переживаний на интересы ребенка и выработатьоптимальный стиль взаимоотношений с окружением. К этому моменту происходитформирование позитивной установки по отношению к себе у мамы и преодолениесоциальных стереотипов в отношении ребенка.
Некоторым из родителей нужны годы, чтобы прийти кэтому, другие не достигают этого никогда. Этот процесс может быть оченьболезненным. Значительно улучшает прохождение кризисного периода поддержкаблизких и благоприятные взаимоотношения между членами семьи.
Особо негативно на психику матери, ее личностныеособенности и отношение к ребенку влияет патологический симбиоз, как довольночастый неблагоприятный тип детско-родительских отношений, складывающийся всемье с ребенком-инвалидом. В норме стадия симбиоза постепенно сменяетсявозрастающей автономией ребенка, в случае аномалии ребенок длительное времясильно зависим от матери и отношения симбиоза растягиваются на неопределенный,связанный с тяжестью дефекта срок. Идентификация себя со своим ребенкомприводит к тому, что мать воспринимает неудачи ребенка как свои собственные,любая несправедливость, даже порожденная субъективным восприятием матери,переносится ею на собственное «Я», снижает самооценку, формирует протестныереакции и повышает уровень психологических защит. Это сопровождается повышеннойранимостью, формированием комплекса вины и неполноценности у многих матерей.Отношение к ребенку носит амбивалентный характер, возникает острыйвнутриличностный конфликт, растет общая невротизация.
Результаты исследования матерей с детьми сразличным аномальным развитием (умственная отсталость, слепота, глухота,детский церебральный паралич и др.) показали, что не только детская патологиясама по себе, но и ее характер является важным фактором, влияющим на отношениек ребенку со стороны матери и ее личностные особенности. Чувство глубокойпривязанности к ребенку сочетается с явным или скрываемым чувством вины передним, которое имеет весьма сложную структуру, включая в себя и жалость своемуребенку, и определенную неприязнь к другим детям, чувство беспомощности инеокупаемости громадных нравственных и физических усилий. Исследованияличностных особенностей матерей, имеющих больного ребенка, показало наличиевнутренних конфликтов, сомнений, противоречий. У них отмечаются тенденция ксамокопанию и рефлексии на фоне негативного эмоционального отношения к себе,субъективное ощущение личной и социальной неадекватности. Материдетей-инвалидов ставят себе в вину рождение больного ребенка, замыкаются в себе,считают, что отношение к ним и их деятельности вызывают у окружающих людейнегативизм и непонимание.
В то же время влияние патологического фактора,характер реагирования в условиях психопатогенного стресса существенноопосредуются специфическими индивидуально-типологическими особенностямиличности матерей, установками, характером семейной психологической атмосферы ирядом других переменных.
Проблема психологических особенностей иличностных черт матерей, имеющих детей с ДЦП, недостаточно освещена в психологическойи клинической литературе, хотя значение личности матери, ее переживаний исвязанного с этим отношения к ребенку играет первостепенную роль в процессереабилитации.
Все вышеизложенное позволило нам сформулироватьследующие гипотезы:
1. Степень выраженности патологии у ребенкаоказывает влияние на личностные особенности матерей, усиливая эмоциональноенапряжение, снижая нервно-психическую устойчивость и уровеньсоциально-психологической адаптации.
2. Особенности материнского отношения зависят отстепени выраженности патологии у ребенка.
Целью нашего исследования является изучениеличностных особенностей и родительской позиции матерей по отношению к детям сдетским церебральным параличом с учетом степени тяжести дефекта у детей.
В исследовании приняли участие 24 матери детей,пользующихся услугами Центра социальной помощи семье и детям «Зеленоград», атакже состоящие в семейном клубе для детей-инвалидов, расположенных в г.Зеленограде.
Для исследования отбирались матери, воспитывающиедетей с различной степенью выраженности и осложненности дефекта. В зависимостиот состояния детей, матери были разделены на три группы.
Первая группа — матери детей с тяжелымидвигательными нарушениями в сочетании с тяжелыми интеллектуальными и речевыминарушениями, с сопутствующими соматическими пороками и заболеваниями. Эти детитребуют постоянного обслуживания, медицинского сопровождения. У них отмечаютсянарушения коммуникации с внешним миром; образовательные учреждения эти дети непосещают.
Вторая группа — матери детей со средней и тяжелойстепенями тяжести двигательных нарушений, в сочетании с задержкой психическогоразвития или умственной отсталостью в степени дебильности; у части этих детейотмечаются речевые и сопутствующие соматические нарушения. Эти дети более самостоятельны,обладают навыками самообслуживания. Обучаются в специализированных либовспомогательных школах, преимущественно в надомной форме обучения.
Третья группа — матери детей с легкой степеньювыраженности двигательных нарушений и интеллектуальным развитием, близким кнорме. У части детей отмечаются негрубые речевые нарушения. Эти детипередвигаются самостоятельно, устойчиво контактируют с другими детьми ивзрослыми, обучаются в специализированных школах для детей с ослабленнымздоровьем и инвалидов по общеобразовательной программе.
Контрольную группу составили матери здоровыхдетей того же возраста.
В исследовании был использован комплекс двухметодик.
Методики, направленные на исследование сферыдетско-родительских отношений, особенностей восприятия матерью семьи иребенка-инвалида: Опросник PARY, проективная методика «Рисунок семьи». Вкачестве дополнения к этой методике был использован рисунок на тему «Мойребенок» с целью изучения отношения и особенностей восприятия матерью больногоребенка.
Методики, направленные на исследованиеиндивидуально-психологических личностных особенностей человека:индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик, 16-факторныйличностный опросник Р. Кеттелла.
Достоверность полученных результатовобеспечивалась применением комплекса взаимодополняемых методов, обработкойрезультатов с помощью методов математической статистики.
Сопоставительный анализ данных, полученных в ходеисследования матерей детей с детским церебральным параличом разной степенитяжести, и их отличия от матерей здоровых детей, включающий проективныеметодики, направленные на анализ особенностей сферы семейных идетско-родительских отношений, и опросники, направленные на выявлениеличностных особенностей, позволил выделить следующее.
Исследование сферы семейных отношений с помощьюпроективной методики «Рисунок семьи» в группе матерей, имеющих детей с ДЦП стяжелой степенью тяжести дефекта, показало, что матери этой группы неудовлетворены существующей семейной ситуацией. Они характеризуются повышеннойтревожностью, негативным отношением к образу семьи (особенно если семьянеполная и/или в ней есть только один ребенок — инвалид). А также негативнымвосприятием образа больного ребенка, характеризующимся признаками нарушенияэмоционального контакта, преобладанием защитных механизмов при изображениипораженных частей тела, высоким уровнем эмоциональной напряженности,отразившихся в рисунке на тему «Мой ребенок».
Анализ личностных особенностей матерей даннойгруппы показал по методике ИТО: неуравновешенность и неустойчивостьэмоционально-личностных реакций, склонность к перепадам настроения; высокуючувствительность, ранимость, неуверенность в себе, конформность, склонность какк астенодепрессивным, так и к истерическим реакциям на стресс. Матери этой группытакже характеризуются низким уровнем социально-психологической адаптации,увеличением количества акцентуированных личностных черт, высоким уровнемэмоциональной напряженности и общей невротизации. Поданным методики Р.Кеттелла, наиболее выраженными характеристиками этой группы являются:озабоченность, замкнутость, робость, подозрительность, склонность к чувствувины, тревожность и депрессивность, импульсивность.
У матерей второй группы, дети которых имеютсреднюю степень выраженности дефекта, по результатам методики «Рисунок семьи»признаки неудовлетворенности семейной ситуацией встречаются примерно в половинеслучаев, и в целом образ семьи более устойчив и позитивен. По рисунку «Мойребенок» выявляются схожие показатели с результатами первой группы, характеризующиесяпреобладанием негативного восприятия образа больного ребенка, признакаминарушения эмоционального контакта, проявлением защитных механизмов приизображении пораженных частей тела, повышенным уровнем эмоциональнойнапряженности. Однако в целом эти признаки несколько менее выражены, чем впервой группе.
Матери детей со средней степенью выраженностинарушений чувствительны и ранимы, характеризуются ригидностью, конформностью,повышенной тревожностью, что вместе составляет гипотимный склад личности,склонность к астенодепрессивным и ипохондрическим реакциям. При этом ихличностные реакции более устойчивы и имеют тенденцию к застреванию. В целомуровень социально-психологической адаптации у этой группы матерей выше, чем впредыдущей группе, уровень эмоциональной напряженности более низкий. МетодикаР. Кеттелла показала, что наиболее выраженными характеристиками этой группыявляются: общительность, доброжелательность, избыточно выраженная нормативностьповедения, совестливость и высокий самоконтроль, тревожность.
Матери детей с более легкой степенью выраженностинарушений по результа-J там методики «Рисунок семьи» также характеризуютсянеудовлетворенностью t семейной ситуацией в половине случаев, образ семьиотличается позитивностью. По рисунку «Мой ребенок» отмечаются более позитивноевосприятие ребенка, менее выраженная эмоциональная напряженность рисунка.Изображение преимущественно реалистичное, без акцентирования на дефекте иискажения изображения, что в целом свидетельствует о большей степени принятиядефекта ребенка, чем в предыдущих группах. Хотя надо отметить, что рисунки мамэтой группы преимущественно эмоционально невыразительны, что является признакомнедостаточного эмоционального контакта между мамами и детьми.
Для группы матерей детей с легкой степеньювыраженности нарушений характерны, наряду с коммуникативностью, высокаяконформность, базирующаяся на неуверенности в себе и избыточнойориентированности на общепринятые нормы поведения, зависимость как стильвзаимодействия с микросоциумом. В ней отмечаются значительная склонность кгипостеническому типу реагирования и ипохондрическим реакциям, тенденции кистерическим проявлениям. Здесь, как и в первой группе, наблюдаетсянеустойчивость эмоционально-личностных реакций, склонность к перепадам настроения.Уровень социально-психологической адаптации достаточно низок. В этой группеотмечается высокий уровень невротизации, высокая степень эмоциональнойнапряженности и самые высокие показатели по степени психопатизации. Порезультатам методики Р. Кеттелла, наиболее выраженными характеристиками этойгруппы являются: осторожность, сдержанность, пессимистичность в восприятиидействительности, а также склонность к соблюдению норм и правил поведения,консерватизм, ригидность, привязанность к группе.
Матери здоровых детей по результатам методики«Рисунок семьи» характеризуются преобладанием показателей удовлетворенностисемейными отношениями, отсутствием признаков тревоги в рисунке, болеепозитивным восприятием образа своей семьи. Рисунки детей в этой группе матерейотличаются гораздо более позитивным, радостным восприятием ребенка. Вообщерисунки этой группы матерей в целом по качеству выше, чем рисунки матерейдетей-инвалидов, и на них отражено больше положительных эмоций. Для даннойгруппы характерны чувствительность, потребность в привязанности и защите, атакже эмоциональная лабильность. Выраженность данных показателей в группематерей здоровых детей не так высока, как в экспериментальных группах, в этойгруппе отмечается преобладание нормативно выраженных личностных черт. Умеренноеколичество акцентуированных черт и низкие показатели по уровню психопатизации иэмоциональной напряженности дают в совокупности достаточно высокие показателисоциально-психологической устойчивости. Опросник Р. Кеттелла показал, чтонаиболее выраженными характеристиками в группе матерей здоровых детей являются:замкнутость, что отражает выраженность показателей интроверсии в данной группе,высокий интеллект, мечтательность, а также гибкость, самостоятельность.
Результаты исследования наиболее общихособенностей родительского отношения по методике PARY показали, что во всехвключенных в исследование группах матерей детей с ДЦП, в отличие от матерейздоровых детей, преобладают показатели гиперопеки как наиболее частого типавоспитания. Это согласуется с данными, полученными рядом исследователей,занимавшихся проблемами детско-родительских отношений в семьях с детьми с ДЦП.Исходя из результатов, полученных на материале проективного рисунка «Мойребенок», можно заключить, что материнское отношение в группах матерей,принявших участие в исследовании, характеризуется дисгармоничностью: набессознательном уровне матери эмоционально отвергают ребенка, однако насознательном, поведенческом уровне отвергающее родительское отношение проявляетсяв чрезмерной опеке. Все это создает негативную ситуацию неадекватнойзависимости ребенка, формирующей у него чувство беспомощности, вины,раздражения. Такая модель материнского отношения является достаточнораспространенной в семьях детей с отклонениями в развитии.
Сопоставляя результаты исследования личностныхособенностей в группах матерей с различной степенью тяжести дефекта у детей,можно увидеть, что тяжесть дефекта в сочетании с внешне выраженной патологиейоказывает влияние на степень позитивности восприятия матерями семейной ситуациив целом. Повышение неудовлетворенности семейной ситуацией при отсутствии всемье других здоровых детей согласуется с приведенными выше данными о том, чторождение больного ребенка нарушает основные функции семьи, лишает матьвозможности реализации себя в материнстве. Сопоставление действительности сидеальной моделью семьи и ролью в ней матери выливается в субъективное ощущениеличной неадекватности, формирование негативного мироощущения.
По данным проведенного исследования, матери детейс детским церебральным параличом характеризуются высокой степенью эмоциональнойтревожности, склонностью к астенодепрессивным, ипохондрическим реакциям,заострению тревожно-сенситивных черт личности, высокой эмоциональнойнеустойчивостью. В целом для этих матерей характерны высокая степеньневротизации, тенденция к патохарактерологическому развитию личности, снижениенервно-психической устойчивости и уровня социально-психологической адаптации.Эти проявления характерны для состояния родительского стресса, возникающего всвязи с рождением больного ребенка. Наиболее высокая степень выраженностивыявленных патогенных личностных характеристик в ходе исследования былаотмечена у матерей детей с тяжелой степенью дефекта, что подтверждает гипотезуисследования о связи степени выраженности дефекта у ребенка со степеньюэмоционально-личностных нарушений у матери. Это подтверждается исследованиямидругих авторов.
Однако матери детей с более легкими нарушениямитакже отличаются достаточно высокой степенью невротизации, выраженностьюотрицательных эмоциональных реакций, сниженной стрессоустойчивостью. Это даетвозможность предположить, что интенсивность эмоционально-личностных нарушенийматерей имеет связи как со степенью тяжести состояния ребенка, так и с рядомдругих факторов: индивидуально-личностными особенностями матерей, сложившимисядо рождения ребенка, особенностями семейной ситуации и рядом других переменных.
Таким образом, можно заключить, что наличие уребенка отклонений в развитии оказывает существенное влияние на личностныеособенности матери и ее отношение к ребенку. Материнское отношение к ребенку сДЦП характеризуется дисгармоничностью: сочетание эмоционального отверженияребенка на неосознаваемом уровне проявляется гиперопекой, повышенным контролемна уровне сознания и поведения. Детская патология является серьезнымтравмирующим фактором для матери ребенка. В отличие от матерей здоровых детей,матери детей с ДЦП характеризуются повышенной тревожностью, ранимостью,чувствительностью по отношению к средовым влияниям; выраженной эмоциональнойнеустойчивостью, неуравновешенностью эмоционального реагирования; склонностью кастенодепрессивным, ипохондрическим, истерическим реакциям; высоким количествомизбыточно выраженных акцентуированных черт личности. Высокий уровеньвнутренней, эмоциональной напряженности, признаки выраженной невротизации,депрессивности приводят к значительному снижению уровнясоциально-психологической адаптивности, стрессоустойчивости. Степень тяжестидефекта у ребенка оказывает существенное влияние на интенсивность переживанийматери, степень ее эмоциональной напряженности.
Полученные результаты показали, что матери детейс ДЦП независимо от степени тяжести дефекта у ребенка нуждаются в серьезнойпсихотерапевтической, психологической помощи. Состояние стресса, вызванногорождением больного ребенка, в большинстве случаев не находит позитивногоразрешения, а напряжение, острые эмоциональные реакции, чувства горя, депрессиисо временем, накапливаясь, входят в эмоциональный паттерн личности, приводя кее невротизации, усилению индивидуально-психологических особенностей до уровняакцентуаций и психопатий.
Со временем патохарактерологические чертыприобретают стойкий характер, искажая систему восприятия матерью своих чувств,отношения с окружающими людьми и в первую очередь влияют на системувзаимоотношения матери с больным ребенком. Эффективность работы с ребенком,имеющим ту или иную патологию развития, напрямую связана с типом воспитанияребенка в семье, степенью адекватности восприятия матерью особенностей развитияребенка с патологией, желанием и готовностью включиться в работу. Однаконеуверенность в себе, зависимость от внешних оценок, чувство вины, характерныедля матерей с невротическими проявлениями, приводят к тому, что они не являютсяопорой для больного ребенка и становятся слабым звеном в диаде, они, какправило, не способствуют реабилитации ребенка, так как априорно уверены внеуспешности всех своих начинаний, не способны к упорному достижению цели. В тоже время число таких матерей достаточно велико, практически 2/3 матерей детей снарушениями развития не справляются с интенсивностью негативных переживаний.Изучение динамики родительского стресса, анализ особенностей измененияличностных характеристик матерей детей-инвалидов необходимы для разработкинаиболее эффективных методов диагностики и путей помощи этой категории семей.

Библиографический список
 
1.Горячева Т. Г., Солнцева И. А. Личностные особенности матери ребенка сотклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения/ Под ред.В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М., 2008. С. 285-298.
2.Добряков И. В., Крыжко Е. В. Психическое развитие детей с церебральнымипараличами: особенности, отклонения, расстройства, психокоррекция ипсихотерапия / Под ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. СПб.: Издательский домСПбМАПО, 2009. Гл. 3. С. 113-137.
3.Карпова Н. Е., Стрекапова Т. А. Особенности самопринятия матерей, воспитывающихдетей с детским церебральным параличом / Под ред. B. К.Шабельникова, А. Г.Лидерса. М., 2010. С. 111-119.
4.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями вразвитии / Под ред. В. И. Селиверстову. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2009.С. 306-318; 331-333.
5.Романова О. Л. Психологическое исследование особенностей материнской позицииженщин, дети которых страдают церебральным параличом / Журнал невропатологии ипсихиатрии им. C. С. Корсакова. 2010. № 9. С. 109-114.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Економічний та соціальний розвиток Дніпропетровський області
Реферат Организация непрерывных LOD ландшафтов с использованием Адаптивных КвадроДерьев
Реферат Lesson Plan Essay Research Paper LESSON PLANTITLE
Реферат Преступления в сфере предпринимательской деятельности Особенности развития
Реферат 2 облік дебіторської заборгованості
Реферат Товароведение и экспертиза вкусовых товаров слабоалкогольные напитки
Реферат European Union Essay Research Paper EUROPE ESSAYThe
Реферат Іванова Людмила Ігорівна
Реферат Что и как изучает история?
Реферат Причины образования токсичных компонентов в ОГ ДВС
Реферат The Lady Of The Lake By Sir
Реферат Социально-экономические предпосылки появления алкоголизма на Руси
Реферат Обеспечить оптимальные условия труда инженера-программиста, расчет освещенности, расчет вентиляц
Реферат Психологические аспекты сценического волнения
Реферат Методика організації і виконання учнями графічних робіт