Реферат по предмету "Психология"


Личностные особенности

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙУНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине «Психология»
натему: «Личностные особенности»

ПЛАН
Самосознание, сознание,самооценка……………………………………3
Уровень притязаний ………………………………………………………6
Характер………………..………………………………………………….8
Особенности общения иповедения в зависимости от типа
акцентуации характера. Совместимостьхарактеров……………….… 11
Проявление характера вповедении и деятельности человека…….…. 17
Заключение………………………………….……..………………………21
Литература………………………….……….……………………………23

Самосознание, сознание и самооценка.
Самосознание является одним изведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность иповедение человека. Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостныйобраз, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка поотношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себякогнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности),эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой(определенная самооценка). Самосознание – следствие длительного развитияиндивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности,устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой.Становление самоопределения на прямую связана с формированием самосознания вподростковом возрасте. В основе самоопределения в ранней юности лежитличностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активноеопределение своей позиции относительно общественно выработанной системыценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.Наиболее емким определением личностного самоопределения является процессформирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе ио мире. Я- концепция может быть рассмотрена как фактор личностногосамоопределения в ранней юности. Для юношей успешность личностногосамоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека,энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами:смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность,дипломатичность, расчетливость. Также имеет место значимость развитияэмоционально-волевых сторон своей личности — самоконтроль и самодисциплина,эмоциональная устойчивость. Отличия между юношами и девушками в содержательныххарактеристиках самосознания, оказывающих влияние на их личностноесамоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных,социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чемдля девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителятаких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта. Сознаниевозникло в процессе эволюции. Сознание всегда есть использование информации обокружении и самом себе для решения жизненных проблем. Человек находится наступень выше животного в развитии, отличается тем, что его сознание вырастает всамосознание. Это становится возможным благодаря общественной жизни и линиивторой сигнальной системе, речи. Внутренний мир личности и ее самосознаниеиздавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание исамосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии.Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляетметодологическую основу решения не только многих важнейших теоретическихвопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции. Способностьк самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который всвоем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия,становясь в непосредственное отношение к самому себе. Самосознание – высшийуровень развития сознания, основа формирования умственной активности исамостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознаниеможно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образы и отношениянеразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. Иодна из высших форм самосознания – попытка найти смысл в собственнойдеятельности, что нередко вырастает в попытки отыскать смысл жизни. Моментом рождениясамосознания был тот, когда человек впервые задал себе вопрос, что за силы даютему творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, какимзаконам подчиняется его духовная жизнь. Кратко это событие можно выразить так:если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь онаобратилась на саму себя. Человек отважился с помощью мышления начатьисследовать само мышление. Самосознание представляет собой неразрывное единствотрех его сторон – когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе)и регуляторной (самоконтроль). Самосознание – рефлексия – процесс познаниячеловеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей ипереживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оцениваютчеловека его окружающие. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ – все вместеведут к развитию рефлексии. На основе рефлексивных факторов в последствиискладывалась способность формировать более или менее четкие представления осамом себе. Это представления о своих качествах и возможностях, на основекоторых складывался образ собственного «Я» (самосознание) и его эмоциональнаяоценка. Самосознание может порождать такие психические образования, как чувствонеполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, необъяснимую тревогу,зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которыеиногда терзают человека до такой степени, что он был бы согласен расстаться стеми преимуществами, которые дает самосознание. Имея ненасытное стремление куспеху человек не может успокоиться ни на минуту, пользуясь взаимной любовью –страдает от страха ее потери. Самооценка – оценка личностью самой себя, своихвозможностей, качеств и места среди других людей. Если оставить в сторонеудовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, онделает, вместе с тем, и для других и, может быть, в большей степени для других,чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот. Самооценкачасто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительныйобраз «Я» нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства ипреуменьшить недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому,повышается. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склоненпереоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результатеон нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих егопретензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитоевысокомерие, агрессию, и в конце концов может устроить межличностные конфликты.Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплексанеполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы,безразличия, самообвинения и тревожности.
Самооценка тесно связана с уровнемпритязаний личности.
Уровень притязания.
 Уровень притязаний – это желаемыйуровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степенитрудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценкив том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудностиочередного действия, порождает конформизм двух тенденций: с одной стороны –стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другойстороны — снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровеньпритязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудныезадачи, при неуспехе – соответственно снижается. Формирование уровня притязанийопределяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего тем,что иногда смутно осознается и плохо учитывается прошлый успех или неудача. Вряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которыев случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, атем, чтобы избежать неудачи. Самосознание личности, используя механизмсамооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальныхдостижений. Еще в начале ХХ- го века американский психолог У. Джонсвысказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности –самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому,на что человек претендует, рассчитывает. Понятие самоуважения многозначно.Во-первых это чрезвычайно важный компонент самосознания; а во-вторых, оноподразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувствособственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованностьсвоего личного и идеального «Я». Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряютболее или менее устойчивую степень отношения индивида к самому себе. Но высокоесамоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности.Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и вто, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив,предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказываеткрайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальноеповедение человека. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность невсегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального иреального «Я» – вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания инеобходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. Поэтому человеку длясохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилияи добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровняпритязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, небудет потеряно.
Характер.
Говоряо характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладываютопределенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нееотношение к миру ипрежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер илихороший, благородный и т. п.  Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-точеловек бесхарактерный, желая этимсказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы егоповедение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек — это человек, лишенныйвнутренней определенности; каждыйпоступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив,выделяется прежде всего определенностьюсвоего отношения к окружающему,выражающейся в опреде­ленности его действий и поступков; о человеке схарактером мы знаем, что в таких-тообстоятельствах он так-то поступит. Характеробусловливает определенность человека как субъек­та деятельности, который,выделяясь из окружающего, конкретным образом от­носится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которымиопределяется весь образ его дей­ствий. Черты характера — это те существенныесвойства человека, из которых сопределенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна ли­ния поведения, одни поступки и которымиисключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.
В переводе с греческого «характер» —это «чеканка», «примета». Действительно, характер — это особые приметы, которыеприобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальностьличности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошаяпамять, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертахтемперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.
Характер— это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные дляиндивида способы поведения.
 Личность человека характеризуется не только тем, чтоон делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов иразделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могутобнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях неодинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду сдругими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом своиобязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким,уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, увереннымили робким, уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критическиезамечания, обращенные к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой,вежливой, доброжелательной форме, а другими — грубо и бесцеремонно. У людей жес противоположными взглядами на жизнь, с несходными интересами, с различиями вкультурном уровне, с неодинаковыми моральными принципами эти укоренившиесяиндивидуальные особенности, как правило, бывают еще более резко выраженными.
Эти индивидуальныеособенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле(например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам(например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму (например, легкомыслие иливдумчивость). Впрочем, проявленияхарактера являются комплексными образованиямии в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальныхпроцессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность идр.).
Характер обнаруживаетзависимость от общественных отношении,определяющих направленность личностичеловека. Так, к примеру, в обществе,основывающемся на эксплуатации человекачеловеком, социальная позиция представителейгосподствующих классов способствует закреплению в их характере надменности,чванства, ханжества, корыстолюбия, лицемерияи т. д. Иная картина детерминации характера присуща социалистическому обществу. Как в годы мирного труда, таки в Великой Отечественной войнеотчетливо проявились специфические качества характера советскогочеловека: самоотверженность,целеустремленность, отвага, скромность, трудолюбие выступили как стержневые черты характера людей, строящих и защищающихсоциалистическое общество.
Становление характерапроисходит в условиях включения личности в различные по уровню развитиясоциальные группы (в семье, дружескойкомпании, трудовом или учебном коллективе,асоциальной ассоциации и т. д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личностив референтной для нее группе и каковуровень развития межличностныхотношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случаеоткрытость, прямота, смелость, принципиальность,твердость характера, в другом случае — скрытность, лживость, трусость,конформность, слабохарактерность. Вколлективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболееблагоприятные возможности развития и закреплениялучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе идальнейшему развитию самого коллектива.
Знаяхарактер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, аследовательно, и направлять поведениечеловека. Опираясь на ценные свойствахарактера воспитуемого, педагогстремится развить и упрочить их, аотрицательные — ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другими, социально значимыми качествами.
Особенностиобщения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера.
Каксчитает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 — 56% людей некоторые чертыхарактера столь заострены (акцентуированы), что это при определенныхобстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера— преувеличенное развитие отдельных свойствхарактера в ущерб другим, врезультате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшемуокружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия— болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаютсявзаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие отпсихопатии акцентуации характера проявляютсяне постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типовакцептуации, каждый из которых предопределяет избирательнуюустойчивость человека к одним жизненнымневзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипнымконфликтам, к определенным нервным срывам.Нередко приходится иметь дело сакцентуированными личностями и важнознать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Краткаяхарактеристика особенностей поведения в зависимости от типа акцентуации:
 
Гипертимический(гиперактивный)тип.
Особенностиобщения и поведения. Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел,разговорчив, оченьэнергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания,теряет грань недозволенного, отсутствуетсамокритичность. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своихвозможностей. Энергия подчас направляется на употребление спиртного,наркотиков, беспорядочную половую жизнь.
Черты,привлекательные для собеседников. Энергичность, жаждадеятельности, нового, оптимизм.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту.Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение кобязанностям, раздражительность в кругу близких людей.
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Противопоказаны монотонность,одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызватьгнев. Часто бывают случаи заболевания маниакально депрессивным психозом.
Предпочитаемаядеятельность. Работа,связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, служба сбыта,спорт, театр. Склонны к смене профессий, места работы.
Дистимичныйтип.
Особенностиобщения и поведения. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость,немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживцамиблизко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, ктодружит с ними и склонен им подчиняться.  
Черты,привлекательные для собеседников. Серьезность, высокаянравственность, добросовестность, справедливость.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. Пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива».
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Ситуации,требующие бурной деятельности, смена привычногообраза жизни противопоказаны.Склонность к невротической депрессии.
Предпочитаемаядеятельность. Работа, нетребующая широкого круга общения.

Циклоидныйтип.
Особенностиобщения и поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности)
Впериод подъема  настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период  спада — сдистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть досамоубийства. Бывают случаи маниакальнодепрессивного психоза
Предпочитаемаядеятельность. Интересызависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии,смене места работы.
 
Эмотивный(эмоциональный) тип.
Особенностиобщения и поведения. Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубокопереживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение. Предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимают с полуслова. Редковступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Обиды не выплескиваютнаружу.
Черты,привлекательные для собеседников. Альтруизм, сострадание, жалостливы, радуются чужим удачам. Исполнительны, с высокимчувством долга. Хорошие семьянины.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. Крайняячувствительность слезливость Могут провоцировать нападки невоспитанныхили раздражительных людей.
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Конфликты с близким человеком,смерть или болезнь родных воспринимается трагически. Противопоказанынесправедливость,хамство, пребывание вокружении грубых людей. Склонны к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии.
Предпочитаемаядеятельность. Сфера искусств,медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.
Демонстративныйтип.
Особенностиобщения и поведения. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любойценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовства, наряды, необычноеувлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело,высокая приспособляемость к людям.
Черты,привлекательные для собеседников. Обходительность, упорство, целенаправленность, актерскоедарование, способностьувлечь других, неординарность.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. Эгоизм,необузданностьпоступков, лживость хвастливость,отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудныемоменты. Склонность к интригам, самоуверенности и высоким притязаниям. Провоцируют конфликты, приэтом активно защищаются.
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Ситуации ущемления интересов,недооценка заслуг, низвержение с «пьедестала» вызывают истерические реакции. Склонность к истерии. Замкнутый круг общения, однообразная работаугнетаю.
Предпочитаемаядеятельность. Благоприятнаработа с постоянноменяющимися кратковременными контактами.
 
Возбудимыйтип.
Особенностиобщения и поведения. Повышенная раздражительность, несдержанность,агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству инецензурной брани или молчаливости, замедленностив беседе. Активно и частоконфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки.
Черты,привлекательные для собеседников. Вне приступов гнева — добросовестность,аккуратность,любовь к детям.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. Раздражительность, вспыльчивость,неадекватныевспышки гнева и ярости срукоприкладством, жестокость; ослабленный контрольнад влечением.
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Склонность к конфликтам понезначительным поводам, к невротическим срывам, психопатии, правонарушениям (аморальноеповедение, злоупотребление алкоголем, асоциальные поступки.
Предпочитаемаядеятельность. Физическийтруд,атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняют место работы. Необходиморазвивать выдержку, самоконтроль.
Застревающийтип.
Особенностиобщения и поведения. «Застревает» на своих чувствах, мыслях,неможет забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность кзатяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной, четкоопределены круг врагов и друзей. Проявляет властолюбие – «занудливостьнравоучителя».
Черты,привлекательные для собеседников. Стремление добиться высокихпоказателей в любомделе, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкиеустойчивые взгляды.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. Обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Задетое самолюбие, несправедливаяобида, препятствие к достижению честолюбивыхцелей, ситуация ревнивости способна вызвать«бред преследования, ревнивости».
Предпочитаемаядеятельность. Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. Необходимо развивать гибкость, даже забывчивость.
Педантичныйтип.
Особенностиобщения и поведения. Выраженная занудливость в виде «переживания»подробностей, на службе способны замучить посетителей формальнымитребованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.
Черты,привлекательные для собеседников. Добросовестность, аккуратность,серьезность,        надежность в делах и в чувствах, ровное настроение.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. Формализм, «крючкотворство»,«занудливость»,стремление переложить принятие важного решения на других.
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Ситуация личной ответственностиза важное дело, недооценка их заслуг; склонность к навязчивостям,психастения.
Предпочитаемаядеятельность. Профессии, несвязанные с большой ответственностью, предпочитают «бумажную работу», несклонны менять место работы.
Тревожный(психастенический) тип.
Особенностиобщения и поведения. Пониженный фон настроения, опасения за себя,близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживаетнеудачу, сомневается в своих действиях. Редко вступает в конфликты, пассивнаяроль.
Черты,привлекательные для собеседников. Дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. Боязливость,мнительность, вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток,«козлами отпущения».
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Ситуация страха, угрозы, наказания,насмешек, несправедливых обвинений противопоказаны. Склонность к психастении.
Предпочитаемаядеятельность. Нельзя бытьруководителем, принимать ответственные решения, т.к. будет бесконечновзвешивать, переживать, а решение принять не сможет.
Экзальтированный(лабильный) тип.
Особенностиобщения и поведения. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события,словоохотливость, влюбчивость.
Черты,привлекательные для собеседников. Альтруизм, чувство сострадания,художественный вкус, артистическоедарование, яркость чувств, привязаны к друзьям.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. Чрезмернаявпечатлительность, патетичность, паникерство подверженность отчаянию.
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Неудачи, горестные события воспринимают трагически. Склонность к невротической депрессии
Предпочитаемаядеятельность. Сфера искусств, художественные виды спорта.Профессии, связанные с близостью к природе.
Интровертированный(шизоидный) тип.
Особенностиобщения и поведения. Малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость.Сдержанно холодно относится к другимлюдям, даже к близким. Поведение, логика часто непонятны для окружающих. Любят одиночество. В конфликты вступают редко — при попытке вторгнутьсяв их внутренний мир. Перебрчивость ввыборе супруга, поиск идеала. Эмоциональная холодность слабаяпривязанность к близким.
Черты,привлекательные для собеседников. Сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений, принципиальность.
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. Упорное отстаивание своих нереальныхвзглядов. На все имеет свою точку зрения, часто резко отличающуюся от мнения большинства.
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Лишение «хобби», любимой работы противопоказаны.Одиночество, навязчивость, бесцеремонность,грубость окружающих усиливают замкнутость. Часты случаи заболевания шизофренией.
Предпочитаемая деятельность. Работа, нетребующая широкого кругаобщения, интересы к теоретическимнаукам, философским размышлениям,коллекционированию, шахматам, музыке,фантастике.
Экстравертированный(конформный) тип.
Особенностиобщения и поведения.Высокая общительность, словоохотливость доболтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть   как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.Приказы начальства принимает безраздумывания. В обществе с друзьями ив семье уступает лидерство другому.
Черты,привлекательные для собеседников. Готовность выслушивать «исповедь»другого, исполнительность
Черты,отталкивающие испособствующие конфликту. «Человек без царя в голове»,подверженность чужому влиянию,необдуманность поступков, легковерие, страсть к развлечениям.
Ситуации,в которыхвозможен конфликт. Ситуация вынужденного одиночества, бесконтрольность инерегламентированность жизнипротивопоказаны. Склонность кгипоманиакальности.
Предпочитаемаядеятельность. Легкаяприспособляемость к новой работе. Когда задачи и правила поведения четко определены,могут быть хорошимиисполнителями.
Проявления характера в поведении и деятельности человека.
Характер—прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественныхотношений, в совместнуюдеятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.
Накладывая отпечаток навнешность человека, характер получает своенаиболее яркое выражение в егопоступках, поведении, деятельности. Охарактере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.
Известнавосточная поговорка: «Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнешь характер, посейхарактер— пожнешь судьбу». Акцент в нейправильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь,становятся привычными, закрепляются в чертаххарактера, составляя его существо, влияя на положение человека вобщественной жизни и на отношение к нему состороны других людей. Система привычных действий и поступков —фундамент характера человека.
Человек по самому своемусуществу деятелен. В структуру человеческойдеятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированныедвижения (мимика, пантомимика, походка и т.д.), так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которыхстановится в определенных условиях потребностью для человека, какизвестно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.
И все-таки решающие,объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не этинепроизвольные действия и движения человекаи не черты его внешнего облика, а его сознательныеи преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы отом, что представляет собой человек.
Такимобразом, характер имеет социальную природу, т. е. зависит отмировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от коллектива,в котором он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.
Характер— лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек,поставленный в экстремальную ситуацию или просто в ситуацию выбора, способенподняться над обстоятельствами, в том числе и над собственнымхарактером.
Этаспособность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе ивнутренним, психологическим, представляет собой могучую силу самоизменения человека, основу его развития как личности. Поэтому любые попыткиконечного объяснения человека,прогноза его поведения не могут быть окончательнымив принципе, так как личность способна обесценить эти объяснения, бросить имвызов и стать другой, т. е. сделать выбор в пользу своего общественного иобщечеловеческого применения (и тем самым собственного развития), а не только лишь соответствия внешним и внутреннимобстоятельствам.
Втой мере, в какой личность способна на это, в ней на первый планвыступает не конкретно-характерологическое, а общественное иобщечеловеческое. И в той мере, в какой она не способна на это, личностьдействительно исчерпывается своимхарактером, типичными индивидуальными характеристиками в типичных ситуациях.
Ктому же одни и те же обстоятельства отражаются людьми далеко не одинаково. «Тот,кто хочет делать, ищет средства, кто не хочет — причины». Какие из обстоятельствчеловек будет выделятьдля себя как значимые, может определяться каксамими внешними обстоятельствами (на ситуативном уровне поведения), так и — далее — сложившимися индивидуальными особенностями личности (в томчисле и ее характером), т. е.внутренними обстоятельствами, и, наконец, осознанием себя как субъекта действия, воплощающего высокие общественные и общечеловеческие идеалы,отделенного и от внешних(ситуативных), и от внутренних (индивидуально-психологических) обстоятельств и могущего влиять на них.
Проявляясьв действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается всовместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержаниядеятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, отдалеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.
Приэтом характер зависит от того, как соотносится человек (на основе уже ранеесложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнениюи ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы илиработающие на равном положении, приобретают разные черты характера в связи стем, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать илиучиться еще лучше, другие склонны «почевать на лаврах»; одних неудача угнетает,в других пробуждает боевой дух.
Такимобразом, важнейший момент в формировании характера – то, как человек относитсяк окружающей среде и к самому себе – как к другому. Эти отношения являютсявместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.
Характерчеловека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родными близким, товарищам по работе и учебе. Устойчивая и неустойчиваяпривязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость,правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношения человекак другим людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива.В коллективе, при живом общении с другими людьми ясно выступают такие чертыхарактера, как широта или мелочность, неуживчивость или покладистость, миролюбиеили склонность к спорам.
Во-вторых,показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувствособственного достоинства или приниженность и неуверенность в своих силах. Уодних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя вцентр всех событий), у других — подчинение собственных интересов интересам коллектива,самоотверженность в борьбе за общее дело.
В-третьих,характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболееценных черт характера человека относятся добросовестность и исполнительность, серьезность,энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В-четвертых, характерпроявляется в отношении человека к вещам: нетолько отношение к общественной собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, содеждой и обувью, книгами и учебными пособиями и т. д.
Деятельностьчеловека, его поведение, прежде всего, определяются теми целями, которыеон ставитперед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегдаостается направленность его личности — совокупность его интересов, идеалов иубеждений. Однако два человека, у которых в направленности личностиобнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться поиспользуемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоятособенности характера личности.В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей,мотивирующей силой, которая внаибольшей степени обнаруживает себяв стрессовых ситуациях, при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.
Решительныйпо своему характеру человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как чертахарактера индивида способствуетпроявлению осторожности в высказываниях,которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми онобщается.
Так,в качестве черты характера может рассматриваться степень выраженности у индивида мотивациидостижения — его потребности в обязательном достижении успеха в любой деятельности, какойбы он ни был занят, особенно в условиях соревнования с другими людьми.Мотивация достижения как черта индивидуальности формируется прижизненно вследствиесистематическихи личностно значимых поощрений человека за успехи и наказаний за неудачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Характер человека — этозакрепленная в индивиде система генерализованных обобщен­ных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, —это и есть тот «строительныйматериал», из которого складывается характер. Побуждение, мо­тив — этосвойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личности, «стереотипизированным» в ней,он должен генерализоваться по отноше­нию к ситуации, в которой онпервоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению кличности чертах. Свойство характе­ра— это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономернопоявляющийся у данного человека приоднородных условиях… Это понимание характера, связывающее его спобуждениями, как будто приходит в про­тиворечиес житейскими наблюдениями, говорящими о том, что иногда у людей большого дыхания,живущих высокими благороднейшими побуждениями, бывает нелегкий характер,делающий их в повседневном общении не очень приятными компаньонами, а с другойстороны, нередко можно встретить человека,о котором все окружающие говорят: «Какой у него хороший, легкий характер!», а у человека этого вы не найдете ни высокихцелей, ни поистине больших душевных побуждений. Объяснения этому надо искать нетолько в том, что у людей первого ивторого рода центр душевного внимания обращен на разное, но и в следующемобстоятельстве: подобно тому как в способности инкорпорируются общественновыработан­ные операции или способы действия, в характер как бы инкрустируютсяобщественно выра­ботанные способыповедения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом к своим членам. Этиспособы поведения, не выражающие непосредственно соответствующих личныхпобуждений человека, осваиваются им в силу побуждений или соображений другогопорядка. Между способами поведения ипобуждениями человека, являющимися результатами его по­ведения, нет поэтомунепосредственного совпадения или соответствия. В результате и полу­чается илиможет получиться расхождение между побуждениями человека, являющимисярезультатами его поведения, и освоенными им по привходящим соображениямпобуждения­ми, готовыми способами поведения. Характер человека состоит, такимобразом, из сплава побуждений и ненепосредственно ими порожденных способов поведения, усвоенных челове­ком.Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующиесоответствую­щие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силусвоей генерализованности могутабстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности. Над побуждениями надстраиваются, тожевходя в характер, освоенные челове­комшаблоны поведения. Тот, кто за ними не видит их основы и судит о людях толькопо их «манерам», поверхностно судит оних.
Самосознание – этовершина сознания, оно является  констатирующим признаком личности и формируетсявместе с ней. Самосознание позволяет человеку оценить свои действия, мысли, ихрезультаты, найти свое место в жизни. Самосознание существенно отличается отсознания так как сознание есть знание о другом, а самосознание – знание себя,которое формируется в процессе социализации.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ.
1.   Общая психология: Учеб. Для студентовпед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
2.   Рубинштейн С. Л. оосновы общейпсихологии. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999.
3.  Столяренко Л. Д. Основыпсихологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
4.  Вейнгер О. Пол и характер. М.,1992
5.  Мерлин В.С. Структура личности –характер, способности, самосознание.- Перьм, 1990
6.  Карандашев В.Н. Как жить вусловиях стресса. Спб, 1993


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.