Реферат по предмету "Психология"


Личностные качества психолога-консультанта

Содержание
Введение. 3
Требования к личности консультанта. 4
Заключение. 14
Список литературы… 15Введение
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системесоциальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностнымихарактеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих переменприводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения вадаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытываютчувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результатебольшое число людей нуждается в помощи психологических служб.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитиютех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологическоговоздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежитпсихологическому консультированию.
Психологическое консультирование – это относительно новая областьпрофессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавновыделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционнымиформами работы. Психологическое консультирование — непосредственная работа слюдьми, направленная на решение различного рода психологических проблем,связанных с трудностями в межличностных отношениях. Несомненно, это требует специальной,довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзяпросто заменить знаниями и умениями, хотя для психолога – консультанта и онинеобходимы. Целью данной работы является описание и анализ личностных ипрофессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).Требования к личности консультанта
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всехтеоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования.Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитиквенгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того,что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторитне менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961),подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществлениеим своей роли. A. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Cristiani, 1990) наосновании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультантаотличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о критерияхуспешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательномедицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать вдушу клиента. Итак, по существу основная техника психологическогоконсультирования — это «я-как-инструмент», т.е. основным средством,стимулирующим совершенствование личности клиента, является личностьконсультанта (A. Adber: «техника лечения заложена в Вас»).
A. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологическоеконсультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людямтрудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории онесчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считаютили ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческуюограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос:«КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ КАКЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРОБЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?»
Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом иликонсультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни.Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяетсясвойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждыйиз этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который иявляется стержнем психологического консультирования. В итоге отконсультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования —изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта.Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все жесклонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М.Balint и Е. Balint писали: «Знание можно получить из книг или лекций,навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена безсовершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом,вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональныйуровень соответствующие качества личности психотерапевта».
Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшейстепени обеспечивало бы успех консультирования?
Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначногоответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, ксожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта какпрофессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый»,«теплый», «внимательный», «искренний»,«гибкий», «терпимый». Предпринимались попытки выделитьсвойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору.Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующиесвойства личности (цит. по: George, Cristiani, 1990): проявление глубокогоинтереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Buber (1961) охарактеризовалэтот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые изних шизофреники или психопаты]; чувствительность к установкам и поведениюдругих людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызыватьдоверие других людей; уважение прав других людей.
В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установилследующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George,Cristiani, 1990):
·         доверие к людям;
·         уважение ценностей другой личности;
·         проницательность;
·         отсутствие предубеждений;
·         самопонимание;
·         сознание профессиональногодолга.
L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность(неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственныхсерьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относитавторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использоватьклиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым кразличным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.
A. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающийконсультант обычно воспринимает других как способных решать собственныепроблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающихотождествляться с людьми, а не с предметами.
Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), исследовавший черты«хорошего консультанта» с позиции клиентов, указывает навнимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность вдружеских советах.
По мнению A. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом всостоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других;способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но несентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение испособный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.
Если продолжить обзор многочисленных источников литературы о свойствахличности, которые необходимы консультанту, чтобы оказывать помощь, представлятьсобой катализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека,мы приблизимся к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный переченьличностных особенностей мог бы послужить основой программы по подготовкеконсультантов. Речь идет, конечно, о «подвижной» модели, посколькукаждый консультант имеет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы,способные составить остов такой модели.
Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневымкачеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяеттри основных признака аутентичного существования:
·         полное осознание настоящегомомента;
·         выбор способа жизни в данныймомент;
·         принятие ответственности за свойвыбор.
Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Преждевсего, это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человекжаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так ив целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненныевопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленныйчеловек, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинствалюдей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрываниеролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее нарешение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будетпрятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Есликонсультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своихличных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а егоэффективность — сомнительной. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, толькооставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель дляклиентов, служащая примером гибкого поведения.
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смыслеоткровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственныхчувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенноотрицательные. Ребенку говорят: «Замолчи, большие дети (или мальчики) неплачут!» Взрослым окружающие говорят то же: «Не плачь!» или«Не нервничай!» Давление окружающих заставляет вытеснять печаль,раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любыечувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешноконтролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятсяиррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем своиэмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения вситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашегоповедения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента,только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своихэмоциональных реакций.
Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничениесвободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чембольше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот —чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Какговорит Е. Kennedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас,увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, крометого, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессеконсультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистичноотноситься к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроетсяв самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственнымспособностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кемможет стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращаетсяк жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянноподвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и вличной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд другихлюдей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией.Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя вситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но посколькуодной из предпосылок становления личности является «прощание»человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на«незнакомую территорию», консультанту совершенно необходимауверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такиеситуации и составляют «ткань» консультирования. Ведь мы никогда незнаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется приниматьрешения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность вправильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качествапомогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частомвзаимодействии с клиентами.
Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации вконсультировании возникают под контролем консультанта, он должен нестиответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своейответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любоймомент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать впродуктивное противостояние. Личная ответственность помогает болееконструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызываетмеханизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью,улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.
О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей —их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения инаклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем неменее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей,пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым кажется, чтовыражение положительных чувств обязывает, ограничивает свободу, делаетуязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, отклонениеих, поэтому более безопасной представляется отсрочка углубления межличностныхотношений. Эффективному консультанту чужды такие страхи, он способен свободновыражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.
Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собойбольшие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Иногдаэтот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет заранееобречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит никакогоудовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограниченностьсвоих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультантнезависимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В действительности ниодин консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждымклиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Такой наивный оптимизмможет стать причиной «холодного душа» в повседневном консультированиии постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереальногостремления стать совершенным. В консультировании мы всегда можем выполнять своюработу «хорошо», но не идеально. Тот, кто не в состоянии признатьограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностьюпознать и понять другого человека. Такой консультант постоянно винит себя заошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельностьнеэффективна. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаемненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятсяболее глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностейпозволяет ставить перед собой достижимые цели.
Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективногоконсультанта, более подробно поговорим при обсуждении вопроса овзаимоотношениях в процессе консультирования.
Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личностиконсультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всегозрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной ипрофессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражатьчувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасноограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимовступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать егоповедение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Поройв консультировании требуется директивность и структурированность, а иногдаможно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. Вконсультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, асвоей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелогоконсультанта.
К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированногопсихологического консультирования и психотерапии:
·         Личная зрелость консультанта.Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы,откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
·         Социальная зрелостьконсультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людямэффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению кклиентам.
·         Зрелость консультанта — это процесс,а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда можетпоказаться слишком величественной и далекой от действительности. При этомнапрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают счертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремитьсяконсультант, если желает быть не техничным ремесленником, а художникомпсихологического консультирования. Наконец, свойства личности эффективногоконсультанта могут быть и целью психологического консультирования — появлениеэтих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективностиконсультирования.Заключение
Психологическое консультирование – относительно новая область практическойдеятельности психолога, несомненно, требует специальной, довольно основательнойпрофессиональной подготовки. Кроме знаний и умений, психолог консультант(практический психолог) должен обладать рядом специальных личностныхособенностей. Что подтверждает мнение Р. Кочунаса о том, что «личностьконсультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшеецелительное средство в процессе консультирования» [9].
Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии,психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д.  Каждая из этих наук изучаетличность в своем специфическом аспекте. Все многообразие представлений опсихологии личности (отечественных и зарубежных авторов) недвусмысленно говорито несхожести этих концепций. Тем не менее, анализ этих концепций позволяетвыделить и общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения:
В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, ипрофессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека какпрактического психолога.
Из личностных особенностей, оказывающих наибольшее влияние навзаимопонимание с другими людьми, можно указать следующие: отношение к себе(особенности Я-концепции), свойства личности как субъекта общения,характеристики целостно-смысловой сферы личности.Список литературы
1.        Абрамова Г.С. Практическаяпсихология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. М.:Академический проект, 2001. – 346с.
2.        Аверин В.А. Психология личности:Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2001. – 191 с.
3.        Алешина Ю.Е. Индивидуальное исемейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е.- М.: «Класс», 2004. –208 с.
4.        Бельская Е.Г. Основыпсихологического консультирования и психотерапии: Учеб. пособие. Обнинск: ИАТЭ,2000. – 194с.
5.        Бондаренко А.Ф. Психологическаяпомощь: теория и практика. – М.: «Изд-во институт психотерапии», 2000. – 353 с.
6.        Бондаренко О.Р. Умное незнаниепсихолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов// Журналпрактического психолога. 1998. — №7.
7.        Куликов Л.В. Практическаяпсихология: Советы и рекомендации. СПб., 1994. – 293с.
8.        Леви В.Л. Искусство быть собой.М., 1990. – 223с.
9.        Мастеров Б.М. Психологическиеусловия самоизменения человека в практике консультирования. – М.: ЭКСМО- Пресс,1998. – 342с.
10.     Меновщиков В.Ю. Введение впсихологическое консультирование. М.: Смысл, 1998. – 109 с.
11.     Немов Р.С. Психологическоеконсультирование: Учеб. для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с.
12.     Обозов Н.Н. Психологическоеконсультирование (методическое пособие). – СПб.: Центр прикладной психологии,1993. – 203с.
13.     Обозов Н.Н., Щекин Г.В.Психология работы с людьми, Киев, 1999.- 193с.
14.     Тайгер Б. Читать человека каккнигу / П. Тайгер; Б.Баррон – Тайгер; Пер. с англ. А.В.Сверчкова. – М.: ООО«Изд-во АСТ», 2001. – 284с. – (Библиотека практической психологии).
15.     Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г.Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.:ил.
16.     Фуколова Ю. Персональный тренер// Секрет фирмы. — 2003. — №01
17.     Шнейдер Л.Б. Пособие попсихологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.