Реферат по предмету "Психология"


Личность человека

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Курсовая работа по дисциплине
“Психологическое право”
на тему: “Личностьчеловека”
                                   ВЫПОЛНИЛ:студент II курса
гр. № юд-1-99
Солонин И.С.
         Научный руководитель: Чеховская С.А.
МОСКВА 2001
ПЛАН
                                                                                                                                 
                                                                                                
Стр.
I.   ВВЕДЕНИЕ                                                                                     1
II. ОСНОВНАЯЧАСТЬ
II.1 Общеепредставление о личности                                             2-4        
II.2Структура  личности                                                                   4-6
II.3Формирование и развитие личности                                         6-8   
II.4 Основныефакторы развития личности:                                       
II.4.1 Рольнаследственности в развитии личности                        9-10                 II.4.2 Рольвоспитания и деятельности в развитии личности       10-12
II.4.3 Роль среды в развитииличности                                           12-15
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                           16                                                                    
IV.      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. ВВЕДЕНИЕ
Внашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”,“психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над ихсодержанием.
Междутем слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем былзнаменитый немецкий ученый, учитель М.В.Ломоносова Христиан Вольф) всобственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперьиспользуется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”.Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука опсихике, а психолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой втеоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения,осуществляя разнообразную помощь людям.
Скажунесколько слов об особенностях психологии как науки.
Это наука о самом сложном,что пока известно человечеству. Ведь психика – это “свойство высокоорганизованнойматерии”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам“высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозгчеловека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Историиисследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста летученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, офакторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельныепоступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не толькотеоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшимобразом связано с необходимостью решения практических задач.
Психологиябез практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служениячеловеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимостьразвития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление отом, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладениерядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образованиеиграет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологииименно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятсяк общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопросо ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагаютмногие представители гуманистического направления в психологии, как постепенноеразворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека насамореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборовсамого человека.
II. ОСНОВНАЯЧАСТЬ
II.1 Общее представление о личности
Какобъект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность этазаключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскостибытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живоготела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.
При попытках определитьличность в литературе часто цитируются слова
К.Маркса: “…человек естьсовокупность всех общественных отношений”[1].
Некоторыеавторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются сними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке,во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), так какни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественныхотношений.
Мнепредставляется верной эта вторая точка зрения: приведенная формула Марксаотражает общефилософский взгляд на человека, а именно постулирование егосоциальной сущности. Марксистская философия задает самое общее пониманиеличности.
Личность– это организм и его высший представитель – мозг, содержащий в себе остаткивсего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальныйхарактер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями,своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность идеятельностью.
Пространстволичности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнегомира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нееустанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространстволичности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий,отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы –все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, вкоторое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны,в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняяжизнь личности.
Образжизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные историческиеусловия, материальные основы его существования и деятельность, направленную наих изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в своюочередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.
Личность– прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество еесоциально-психологических свойств.
Личность,как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения,объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикаторсоциальных связей личности – ее связь с современностью, с главными социальнымидвижениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видомсоциальных связей – с людьми своего класса, общественного слоя, профессии ит.д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формироваласьв одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий.Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания.Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикойконкретной личности.
Личность– общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личностинаиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая всеявления человеческого развития, включая природные особенности.
Итак,общим объективным основанием свойств личности является система общественныхотношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество непротивостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – эточлен общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношениепорождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение,формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самогопроцесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни самообщество не могут существовать.
Когдачеловека можно считать личностью?
Человека можно считатьличностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле,а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побужденияради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен копосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которымпреодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны посвоему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Этопервый критерий личности.
Второйнеобходимый критерий личности –способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководствоосуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первогокритерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательноесоподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий)может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже“стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, чтоименно заставило поступить его определенным образом, тем не менеепродействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеетсяв виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательноеопосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанцииличности.
Итак, что же такое личность,если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких егопсихологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественныхпо природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственныепоступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.[2]
Наряду с понятиями “человек”, “личность” в науке нередкоупотребляются термины “индивид”, “индивидуальность”. Их отличие от понятия“личность” состоит в следующем: если понятие “человек” включает в себясовокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того,присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие“индивид” характеризует именно его и дополнительно включает такиепсихологические и биологические свойства, которые наряду с личностными такжеему присуши. Кроме того, в понятие “индивид” входят как качества, отличающиеданного человека от других людей, так и общие для него и многих других людейсвойства.
Индивидуальность – этосамое узкое по содержанию понятие.Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека,такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
II.2 Структураличности
Рассмотрим структуру личности. В нее обычновключаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции,мотивация, социальные установки.
Рассмотрим набор таких черт,которые, по мнению Р.Мейли[3],достаточно полно характеризуют личность:
1.   Уверенность в себе –неуверенность.
2.   Интеллектуальность (аналитичность)– ограниченность (отсутствие развитого воображения).
3.   Зрелость ума –непоследовательность, алогичность.
4.   Рассудительность, сдержанность,стойкость – суетность, подверженность влиянию.
5.   Спокойствие (самообладание) –невротичность (нервозность).
6.   Мягкость – черствость, цинизм.
7.   Доброта, терпимость,ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
8.   Дружелюбие, покладистость,гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
9.   Добросердечие, мягкость –злобность, черствость.
10. Реализм – аутизм.
11. Сила воли – безволие.
12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность,непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума –непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность – неуверенность.
15. Взрослость – инфантилизм.
16. Тактичность – бестактность.
17. Открытость (контактность) – замкнутость(уединенность).
18. Веселость – грустность.
19. Очарованность – разочарованность.
20. Общительность – необщительность.
21. Активность – пассивность.
22. Самостоятельность – конформность.
23. Экспрессивность – сдержанность.
24. Разнообразие интересов – узость интересов.
25. Чувствительность – холодность.
26. Серьезность – ветреность.
27. Честность – лживость.
28. Агрессивность – доброта.
29. Бодрость – веселость.
30. Оптимизм – пессимизм.
31. Смелость – трусость.
32. Щедрость – скупость.
33. Независимость – зависимость.
К психологическимхарактеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
¾  активное восприятиедействительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
¾  принятие себя и других людейтакими, какие они есть;
¾  непосредственность в поступках испонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
¾  сосредоточенность внимания на том,что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир,сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
¾  обладание чувством юмора;
¾  развитые творческие способности;
¾  неприятие условностей;
¾  озабоченность благополучием другихлюдей, а не обеспечением только собственного счастья;
¾  способность к глубокому пониманиюжизни;
¾  установление с окружающими людьми,хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
¾  способность смотреть на жизнь собъективной точки зрения;
¾  умение полагаться на свой опыт,разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;
¾  открытое и честное поведение вовсех ситуациях;
¾  способность брать на себяответственность, а не уходить от нее;
¾  приложение максимума усилий длядостижения поставленных целей;
II.3 Формирование и развитие личности
Обратимсяк более подробному рассмотрению процесса формирования личности.
Сначалапредставим себе самую общую картину этого процесса. Согласно взглядусовременной психологии, личность формируется путем усвоения или присвоенияиндивидом общественно выработанного опыта.
Опыт, который имеетнепосредственное отношение к личности, — это системы представлений о нормах иценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях кдругим людям, к себе, к обществу в целом и т.д… Они зафиксированы в оченьразличных формах – в философских  и этических воззрениях, в произведенияхлитературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград,поощрений и наказаний, в традициях, общественных мнениях….
Формированиеличности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, нопроцесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способовдействий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которогопроисходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование,соподчинение и т.д… А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя.Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, тоесть мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новыепотребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения,а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальнойжизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективнотворческим.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается,а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения нато, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Этирасхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значенияобщества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей иэтапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развитияличности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Если по отношению к развитиюпознавательных процессов можно было сказать, что детский возраст являетсярешающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитиемличности. Почти все основные свойства и личностные качества человекаскладываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплениемжизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человекдостигнет определенного возраста.
В детстве складываются основные мотивационные,инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересамчеловека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основнымпотребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включаютпредпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей,удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента,характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основномоформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которыеребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степенив течение всей последующей жизни.
Развитиеличности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов:семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовойинформации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общенияребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развитияколичество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенкакак личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личностиребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностныеновообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве квоздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другимивзрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. Споступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействияна личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы идела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счетчтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающийребенка и оказывающий на него определенное воздействие.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечаютпо-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений наэтот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определенийличности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поискахглобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека всовокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числуличностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически илифизиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многихопределениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятсяпсихологические качества человека, характеризующие его познавательные процессыили индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляютсяв отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такиесвойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют обиндивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
 
II.4 Основные факторы развития личности
 
Какиеже причины  влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причинысодействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает окружающаяее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнениюфакт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным,нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.
Врядли кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических,а равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные длячеловеческого житья, и все те местности, где человеку приходится затрачиватьмного сил и энергии на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуютразвитию личности.
Равнымобразом неблагоприятные почвенные и метеорологические условия,характеризующиеся эндемическим[4]развитием тех или иных общих болезней, не могут не отражаться пагубно наразвитии личности, ухудшая физическое здоровье организма.
Первым и основным условием правильного развитияличности является природа организма, наследие его отцов или теантропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.
Вряд ли кто может сомневаться в значении расы вуказанном отношении. Наилучшим примером может служить тот факт, что из трехчеловеческих рас черная, несмотря на свою многочисленность, далеко не достиглатой степени культурного развития, как две другие расы.
При всей своей многочисленности представители этой расыникогда не играли (за небольшим исключением) важной роли в истории. Этот важныйфакт нельзя не сопоставить с тем антропологическим фактом, что вместимостьчерепа и вес мозга этой расы меньше, чем у двух других рас, в особенности белой.Мне кажется, что это не должно подвергаться каким-либо сомнениям.
Другим примером влияния антропологическихособенностей на развитие личности являются народы древней Эллады, достигшиеудивительной культуры и не менее удивительного развития личности и затемпогибшие вследствие особых исторических условий.
Когда возникла борьба заосвобождение греков от турецкого ига, многие представляли себе, что дело идет овосстановлении того же свободолюбивого народа, который оставил после себязамечательные памятники мысли и культуры, хранящиеся в различных музеях. Этамысль увлекала многих, она возбудила симпатии к грекам со стороны лучших умовтого времени, и война за их освобождение сделалась сразу популярной в Европе.
Но когда час освобождениянаступил, что же оказалось?
Древнего грека с его живымумом и чувством, с сильной волей уже нельзя было признать в греках новейшейформации, обладающих иными качествами. И это потому, что древние грекипереродились в другую нацию, характеризующуюся другими антропологическими чертами,они переродились частью вследствие выселения и рабства, главным же образомвследствие смешения с другими племенами[5].
Итак, несмотря на то, что остались те жегеографические условия, какие были в Греции и в минувшие века, несмотря на то,что центр цивилизации до сих пор остается, как и ранее, на материке Европы,современные нам греки, вследствие приобретенных ими новых антропологическихособенностей в период долгого рабства, по-видимому, не обещают сделатьсявеликим народом, каким они несомненно были в древности.
Приведенные примерыпоказывают, что уже в антропологических особенностях расы кроются те основы,которые определяют развитие личности в дальнейшем.
Не меньшего внимания заслуживает другой фактор, влияющийна развитие личности. Это – фактор биологический, связанный с условиями зачатияи развития человеческого организма.
Здесь мы не можем не отметить важного значения вразвитии личности тех элементов, которые известны под названием вырождения икоторые коренятся в условиях неблагоприятного зачатия и развития плода. Откаких бы причин не зависели эти условия – от неблагоприятной психо- илиневрапотической наследственности, физических недостатков, болезней матери вовремя зачатия и беременности, последствием их, как  мы знаем, являютсядегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся кразложению личности и к ее упадку.
Вполне понятно, что развитиеличности как высшего проявления психики находится в зависимости от физическихусловий. Это положение не может возбуждать и тени сомнения, коль скоро мыпримем во внимание тесное соотношение между физическим и психическим, между“телом и душою”, как принято выражаться.
Во всяком случае, нельзя не принять во внимание тотфакт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильноесовершенствование личности. Если физическое развитие от природы слабо, есличеловек с раннего возраста подвергается физическим невзгодам и целому рядуобщих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем унего развиваются такие общие болезненные поражения, коренящиеся в недостаточноми неправильном питании организма, как анемия, золотуха, рахитизм и прочие, тоуже полный расцвет личности будет в той или иной мере задержан.
На развитие личностиоказывают существенное влияние неблагоприятные экономические условия,приводящие последовательно к физическому ослаблению организма, подрывающие вкорне питание организма и нарушающие правильное развитие мозга, аследовательно, и личности.
Далее,важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественнаядеятельность. Где нет общественной деятельности, там и нет полного развитияличности. Без общественной деятельности личность останавливается наопределенной ступени своего развития; она является пассивным членомобщества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормальногоразвития общественной жизни и прочного развития государственности.
Народы, у которых общественная деятельность отсутствуетили слабо развита, подготавливают в своей среде менее развитых и болеепассивных личностей по сравнению с другими народами, что в конце концовотражается на всех отраслях культуры.
К этому надо добавить, что естественнымпоследствием отсутствия правильно организованной общественной деятельности вформе самоуправления является праздность и бездеятельность, которая находит вэтом случае особенно благоприятные условия преимущественно в более обеспеченныхклассах общества. Между тем праздность, чем бы она не была обусловлена,приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, кневосполнимой утрате умственного материала за время бездеятельности, кнедостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, чтодоказывается между прочим также и психометрическими исследованиями. Такжепраздность приводит к нравственному и физическому вырождению, особенно если кней присоединяются ее естественные спутники – алкоголизм, наркомания,развратные деяния и другие излишества. Постепенно происходит деградацияличности.
Неменьшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание[6]и обучение.
Как для правильного развитиятела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития,приводящего к развитию личности, необходимо питание духовное. Ясно, что дляцельного развития личности правильное воспитание и обучение составляютсущественную основу.
Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, чтоосновы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно,правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизничеловека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности,его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем можетнегативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.
Также немаловажную роль вформировании личности играет правильное направление умственного развития. Таккак невежество и недостаток образования ведет к недоразвитости личности.
Под воспитанием понимается целенаправленноеразвитие каждого растущего человека как неповторимой человеческойиндивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных итворческих сил этого человека.
Социальная обусловленность развития личности носитконкретно-исторический характер. Но социально-историческое формированиеличности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений.Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личностьформируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя иокружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именнов процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человекеважнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.
Целенаправленноеформирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основеобщего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждогочеловека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологическиеособенности.
Действительную основу личности составляет то особоестроение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенномэтапе развития его человеческих связей с миром.
Формированиеличности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно,развития действий субъекта. Действия,все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые ониреализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результатепроисходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новыхмотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологическидискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать,или превращаются в безличные операции.
Конечно, формирование личности представляет собойпроцесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий,качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.Поэтому, прослеживая последовательное его течение, мы замечаем лишь отдельныесдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удаления, то переход,знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие,изменяющее ход всего последующего психического развития.
Существуют много явлений, которые отмечают этотпереход. Прежде всего, это перестройка сферы отношений к другим людям, кобществу. Если на предшествующих стадиях общество открывается в расширяющихсяобщениях с окружающими и поэтому преимущественно в своих персонифицированныхформах, то теперь это положение оборачивается: окружающие люди все болееначинают выступать через объективные общественные отношения. Переход, о которомидет речь, и начинает собой изменения, определяющие главное в развитииличности, в ее судьбе….
Процесс развития личности всегда остается глубокоиндивидуальным, неповторимым. Он протекает совершенно по-разному в зависимостиот конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или инойсоциальной среде.
Реальнымбазисом личности человека является совокупность его общественных по своейприроде отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуютсяего деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.
Личностькак общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественныхфункций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразногообщественного поведения, строится в виде известных процедур поведения иобусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функцииличности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениямиобщественного развития. Любая деятельность человека осуществляется в системеобъектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей,которые образуют человека как общественное существо – личность, субъекта иобъекта исторического процесса.
Из многочисленных, в том числе не до конца ещеразрешенных, вопросов развития личности мы остановимся на одной, важной и сфилософской, и с конкретно-научной точки зрения проблеме, а именно проблемедвижущей силы развития человека. В процессе развития слепые силы влеченияорганизма превращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособление кприроде и социальной среде становится все более сознательным и планомерным,включающим не только приспособление к действительности, но и преобразование ее.
Известно, что развитие есть постоянная борьбапротивоположенностей, находящихся в каждый данный момент в определенномвременном единстве. Одной из сторон развития личности является нарастание иобогащение системы ее возможностей и потребностей (требований к жизни). Вместес тем предъявляет ряд требований к человеку и предоставляет ему определенныевозможности окружающая его действительность. Борьба и единствопротивоположенностей здесь заключается в том, что жизнь создает меняющиесяусловия (общественные требования и возможности), которые сталкиваются симеющимися у человека потребностями и его внутренними возможностями и побуждаютего к освоению нового и переделке самого себя, в результате чего у неговозникают новые потребности и новые внутренние возможности. Личность,изменяясь, развивается, меняется и характер ее отношения к действительности. Взависимости от условий развития формирование личности приводит к разнымрезультатам.
Условия различныхобщественных структур определяют и различают личности.
Посколькучеловек отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своемповедении и деятельности. Будучи объектом, человек в то же время являетсясубъектом познания и практики. Степень самостоятельности, конечно, у разныхлюдей разная. Она, прежде всего, зависит от истории их развития, отполитико-экономических и общественно-педагогических условий, а также от уровня,который достиг человек в процессе развития. Самостоятельность – одна изважнейших предпосылок правильного формирования личности.
Общественные условия формируют личность как системуотношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму.
Содержание личности включает и предметноесодержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметномусодержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений,представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию.
Формированиечеловека как личности требует от общества постоянного и сознательноорганизуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодолениязастойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Форму личности характеризуют особенности способаосуществления ею своего содержания, своих отношений. Решительность илинерешительность, смелость или трусость, постоянство или неустойчивость,твердость или податливость, цельность или непоследовательность, гармоничностьили внутренняя противоречивость – все это внешние проявления, форма,соотношение различных компонентов содержания личности.
Становление человека как личностисвязано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимсянеобходимым внутренним условием этого становления.
Какимже образом можно представить диалектику формирования типической всоциально-психологическом смысле личности? В разныхисследованиях раскрывается роль семьи, школы, ближайшего окружения в процессеформирования личности. Но следует подчеркнуть, что ни сама по себе семья, нишкола и ни одно лишь  ближайшее социальное окружение не могут сформироватьфундаментальные, стержневые черты личности человека. Процесс формированияличности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется вконтексте более или менее развитого общения с людьми, общественнымиинститутами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольноили невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваиваеттенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни. И этот“дух времени” накладывает определенный отпечаток на развитие и формированиеличности. Судя по материалам исследований, и семья, и школа, и ближайшеесоциальное окружение, и массовые коммуникации (радио, телевидение, пресса,интернет и т.д.), взятые по отдельности, влияют на возникновение важных ихарактерных свойств личности, но не порождают стержневые, фундаментальные чертыличности. Личность формирует не совокупность отдельных факторов, а систематаковых, преломляющаяся через свойства и особенности самой растущей личности.
Развитиеличности – это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическоеразвитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитиепсихики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности,определяет его полноценность.
При исследовании развития личностидля психологии исходным является положение о том, что личность развиваетсячерез системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы,детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все болеесистемно осмысливаться.
Между тем влияние на поведениечеловека экологических, социальных, политических и других общественныхотношений, предписаний и норм всегда личностно-психологически опосредствованно,обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений.
Личность– многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизнипротекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций,стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д… Но помере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способамипреобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не толькосвоего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни.Основная характеристика субъекта – переживание человеком себя как суверенногоисточника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлятьизменения окружающего мира и самого себя.
Общество на каждой ступенисвоего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципывосприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектовжизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также дает знать,какие эмоции, в каких ситуациях и на каких уровнях напряжения ценятся или наоборотне одобряются, предъявляет систему общественных норм и образцов.
Обычностановление личности относят к более поздним периодам жизни человека – юности,взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не простообнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно,поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза[7].
Уже вскоре после рождения ребенка происходятсобытия, имеющие важное значение для формирования его будущей личности:становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеетпрямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходнойнепосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенкас окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбляобщественных отношений, который и составляет сущность личности.
При выделении понятия “индивид” в психологииличности, прежде всего, отвечают на вопрос, в чем данный человек подобен всемдругим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческимвидом. Понятие “индивид” не следует смешивать с противоположным по значениюпонятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ на вопрос, чемданный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечтоцелостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду“целостность”, но такую, которая рождается в обществе. Индивидом рождаются, аличностью становятся. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)
В развитии личности выделяют три следующих момента:индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-историческийобраз жизни как источник развития личности и совместная деятельность какоснование осуществления жизни личности в системе общественных отношений. Закаждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные междусобой области изучения личности.
Формирование и развитие личности определеносовокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху.Личность – объект многих экономических, политических, правовых, моральных идругих воздействий на человека общества в данный момент его историческогоразвития, следовательно, на данной стадии развития даннойобщественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальнымсоставом.
Историческое, социологическоеи социально-психологическое исследование личности составляет в настоящее времяединый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическоеисследование….
Развитие личности представляет процесс образованияусложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накоплениев мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности – это развитиепсихики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накоплениеопыта – психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления:
1.   знаний
2.   навыков
3.   умений
4.   отношений
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующиена формирование личности, включая социальное направление образования иобщественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественногоразвития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъектаобщественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, онапродукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий,составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.
Взаключении я хотел бы подвести итог своей работы, сделать некий общий вывод.Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашужизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорюо биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессенашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет оченьважную роль в формировании личности. Впрочем, об этом я говорил выше, поэтомуне буду повторяться. Лучше в конце своей работы я попытаюсь ответить на вопрос:“Что такое стать личностью?”
Ядумаю, что стать личностью – это значит, во-первых, занять определеннуюжизненную, нравственную позицию;во-вторых, в достаточной степени осознаватьее и нести за нее ответственность;в-третьих, утверждать ее своимипоступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность,наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются темобщественным, нравственным значением, которое она действительно являет своейжизнью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реакция центральной гемодинамики в ответ на стандартную функциональную пробу у девочек среднего
Реферат Вооружение кыргызского воина в позднем средневековье
Реферат Идентичность и этнические установки Русских в своей и иноэтнической среде
Реферат Women Their Rise Over Time Essay Research
Реферат Автоматизация отдела управления персоналом в ИСУП на базе информационной системы АЛЕФ
Реферат История возникновения и развития парков. Парк как социально-культурный институт
Реферат Баротравма легких и ИВЛ
Реферат Педагогика и образование
Реферат Боль в заднем проходе и заболевания женских наружных половых органов
Реферат Правоприменительная управленческая деятельность
Реферат 22. Формирование спроса и стимулирование сбыта Формирование спроса и стимулирование сбыта
Реферат Мадонны Леонардо да Винчи
Реферат “Развитие средств массового, история применения."
Реферат Биохимический состав крови у людей
Реферат Кредитно денежная политика цели и инструменты