Реферат по предмету "Психология"


Личность и поведение

Содержание.
Введение
Глава 1. Формирование и развитие личности
1.1. Теории поведения личности
1.2. Процесс формирования и развития личности
1.3.Ценности
1.4. Установки
Глава 2. Типологии личности
2.1. Типологии личности по темпераменту
2.2. Типологии личности по акцентуациямхарактера
Заключение
Список литературы
Введение.
 
Актуальностьисследования состоитв том, что эффективность работы организации и конкретных организационныхпроцессов зависит от поведения людей на всех уровнях организации. Поведениечеловека в организации — основной фактор, влияющий на поведение других всовместной деятельности. А поскольку динамика взаимоотношений достаточносложна, то для понимания и управления этими процессами необходимо учитывать каксвойства личности, занимающей определенный статус и выполняющей определеннуюроль в группе, содержание деятельности и уровня организации группы, так испецифику других, более широких социальных объединений.
Специалистыв области менеджмента и психологии говорят о личности по-разному. Менеджеры,как правило, стремятся обозначить те характеристики, которые определяютличность преуспевающего руководителя.
Психологистремятся видеть основные составляющие личности и понять механизмы,обеспечивающие организацию этих составляющих и, как следствие, поведениечеловека.
В отечественнойпсихологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойствличности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказываютвлияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств являетсятемперамент – центральное образование психодинамической организации человека,преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболееустойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностямичеловека.
Человек всегда находитсяв обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье,в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д.
Во всех этих случаяхчеловек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которыхимеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики,коммуникативные особенности, свои собственные идеи, мысли, взгляды.
Исходя из этого, объектомисследования является поведение личности, его характеристики и особенности, а предметом– взаимосвязь темперамента, характера, ценностей в поведении человека.
Цель исследования: выявить влияние темперамента ихарактера на поведение человека. Для достижения поставленной цели необходиморешить следующиезадачи:
1)        проанализироватьлитературные источники;
2)        ознакомить с основными теориями и подходами к исследованию,формированию и развитию личности;
3)        выявить типытемперамента и характера;
4)        выяснить сущность установок и ценностей;
Проблема: так как темперамент являетсяцентральным образованием психодинамической организации человека, котороеформируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можнопредположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие,например, индивидуальность и коммуникативный контроль, что в свою очередьоказывает влияние на выбор стратегии поведения. То есть, человеку сопределенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены вповседневном общении, так как каждый человек сталкивается с различнымиситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент,можно предположить, как он будет себя вести и выбирать подходящие стратегииповедения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическомпроцессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходитвзаимодействие личности и группы.
Методы исследования: для написания работы были использованы учебники и учебныепособия российских и зарубежных авторов, а также исследовательские работы.

ГЛАВА 1. Формирование и развитие личности.
 
1.1. Теорииповеденияличности.
Личность — понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние)человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления иповедения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставлении,воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией. Тем неменее, среди ученых нет единства в понимании и описании этого понятия. Многозначностьпонятия «личность» полнее характеризуют не определения этого понятия, а томногообразие ролей, которое соответствует этим понятиям во множестве различныхтеорий личности. По мнению Артура Ребера, такой подход кажется лучшим, так какзначение этого термина для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным еготеоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемымидля оценки и проверки теории [3, с. 592]. Самой простой процедурой будетпредставление нескольких из наиболее влиятельных теорий и описание того, каккаждая из них характеризует этот термин.
1.Теории типов. Самая старая из них — теорияГиппократа, который выдвинул гипотезу о четырех основных темпераментах:холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Здесьиспользовалось положение, как и во всех последующих теориях типов, что каждыйиндивид представляет собой определенный баланс этих основных элементов.
2. Теории черт. Все теории этого вида исходят изпредположения, что личность человекапредставляет собой компендиум черт или характерных способов поведения,мышления, чувства, реагирования. Ранние теории черт представляли собой немногимболее чем списки прилагательных, и личность определялась через перечисление.Более современные подходы использовали метод факторного анализа в попыткевыделить основные измерения личности. Возможно, наиболее влиятельной теориейздесь является теория Р.Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеетсядовольно много и которые оказывают «реальные структурные влияния, определяющиеличность». Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобысоставлять индивидуальную матрицу черт, с помощьюкоторой можно делать предсказания относительно поведения[5,91].
3. Психодинамическиеи психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включаяклассические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера,Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза. Междуними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основнуюидею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцентобычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личностьразвивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, какпроисходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значениеуделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности несчитается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов.
4. Бихевиоризм. Основой этого направления было распространениеисследования личности на основе теории научения. Хотя нет какой-либовлиятельной чисто бихевиористской теории личности, это направлениестимулировало других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральнойпроблемы: что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей,является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а чтоследствием постоянства окружающей среды и последовательностислучайно возникающих подкреплений.
5. Гуманизм — это направление возникло как реакция на то, чтобыло воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. Основные проблемы гуманизмакасаются трудности научной проверкимногих из его теоретических понятий.Тем не менее, он остается важнымподходом к изучению личности и дал начало движению человеческого потенциала.
6.Теориисоциального научения. Понятиеличности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены всоциуме, Ведущий теоретик Альберт Бандураосновывает свою позицию на положении, что,хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения(таких, как роли), посуществу составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные отпростых связей реакции — стимула и случайных подкреплений. В частности, важнытакие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохраненияинформации в памяти и процессы саморегуляции, и многие исследованиясосредоточивались на моделировании и наблюдении научения как механизма, которыйможет дать теоретически удовлетворительное описание поведения человека вобществе.
7. Ситуационизм. Это направление, основоположникомкоторого был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теориисоциального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчиваямодель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации,чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Понятие черт личности,с этой точки зрения, является ничем иным, как психологической конструкциейнаблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, чтосуществует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписываетсяскорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чемвнутреннему постоянству.
8.Интеракционизм.В этой теории утверждается,что личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностейи способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества иповеденческие тенденции проявляются. Вовсе не очевидно, что согласно этой точке зрения, личность существуеткак отдельная «вещь». Скорее это становится своего рода общим терминомдля обозначения сложных элементов взаимодействия.
1.2. Процессформированияиразвитияличности.
Процессформирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов:детерминант, стадий и черт личности. Детерминанты личности — это группыфакторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболееисследованные детерминанты — это биологические, социальные и культурные.
Биологические(наследственные,генетические, физиологические) факторы влияют как прямым, так и косвеннымобразом (например, теория существования прямой зависимости между типом личностии формами человеческого тела). Социальные факторы (родители, семья, сверстники,соседи, друзья, Я-концепция, архетипы) также определяют личность человека.Влияние социальных факторов не прекращается и тогда, когда человек достигаетвзрослого возраста, а процессы социализации на рабочем месте и социальные роливоздействуют па человеческую личность, ее восприятие и поведение. Культурные факторыпредставляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенновлияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, социальную динамику.Приоритеты ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения (например,сотрудничество, соперничество), отношение к власти, полоролевые стереотипыменяются и отличаются в разных странах. На личность также воздействуют ситуационныефакторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять наформирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которыепроявляются только в особых ситуациях (например, спонтанные героическиепоступки, преступления).
Подход«Стадии развития личности» рассматривает каждую человеческую личность какразвивающуюся по определенным стадиям во взаимодействии со средой. Основныесторонники концепции развития личности по этапам (стадиям) — 3. Фрейд, Э.Эриксон — определяют ее как смену кризисов психосоциальной идентичности; А. Маслоуи К. Роджерс — как реализацию потребности в самоактуализации; Ж.Пиаже — какпериодизацию умственного развития; Ш. Бюлер — как развитие интенций (намерений,целей) и способности самостоятельно делать осознанный выбор; А.В. Петровский —как процесс вхождения человеческой субъективности через рефлексию [5, 94].
Социализация— это усвоение индивидомсоциального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность.Диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации впроцессе социализации обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжениивсей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Как сознательные,так и бессознательные стадии развития личности отмечены разнообразнымикризисами переходных периодов («культурный и организационный шок» при вхождениив организацию и др.)
Подход к формированию личности, основанный навыделении ее черт, определяет такое их сочетание, которое лучшевсего отражает личность. Принято считать, что черты личности организованыв иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологическогофункционирования. Наиболее известны из теоретиков в этой области Г. Оллпорт,Г. Ю. Айзенк, Р. Кэттелл, М. Голдберг и П. Коста с Р. МакКрэем.
Черта личности является базовой единицей личности ипредставляет широкую обобщенную диспозицию (склонность) вести себя определеннымобразом, которая проявляется в поведении человека в широком спектреситуаций в разное время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами —частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.

1.3. Ценности.
Ценности,выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты,цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. И все же ценности,объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретногочеловека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними. Личностныеценности — это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла егожизни. Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоциональнопереживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назватьто, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать изащищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Личностные ценностиесть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерныетолько для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его сопределенной категорией людей.
Родители,друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальныхценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется впроцессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихсякультурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой,то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.
ПсихологМ. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действияи суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространеннаясейчас методика изучения ценностных ориентации, основанная на прямомранжировании списка ценностей. Он разделяет ценности на две большие группы:терминальные ценности (ценности-цели) — убеждения в том, что какая-то конечнаяцель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, иинструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность втом, что какой-то образ действия или свойство личности являетсяпредпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которыезначимы для человека сами по себе. В качестве примера можно назвать успех, мири гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души. Кинструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство илиспособ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности икругозор, помощь и независимость [5, 109].
Другаяклассификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортоми его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:
♦ теоретический интерес в обнаружении правды путемаргументирования и систематических размышлений;
♦ экономический интерес в полезности и практичности,включая накопление богатства;
♦ эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
♦ социальный интерес к людям и любви в качествеотношений между людьми;
♦ политический интерес в обладании властью и влияниина людей;
♦ религиозный интерес в единении и пониманиикосмоса.
Влияние личностных ценностей на поведение человеказависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательностьпоступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем начеловека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависитот степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляютсяв активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающуюего ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.
Критериями ясности личностных ценностей являются:
♦ регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо;
♦ понимание смысла жизни;
♦ способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности;
♦ открытость сознания для нового опыта;
♦ стремление понять взгляды и позиции других людей;
♦ открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии;
♦ последовательность поведения, соответствие слов и дела;
♦ серьезное отношение к вопросам ценностей;
♦ проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам;
♦ ответственность и активность.
Несовпадениесистем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личностив разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях.Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей.Приоритеты ценностей — это то, что отличает одну национальную культуру от другой.При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, еслилюди с различными этническими корнями работают вместе. К способам, с помощьюкоторых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнестиследующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в проясненииконкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения.Итак, система ценностей — это индивидуальное свойство личности, зависящее откультурных корней.
 
1.4. Установки.
Дляописания и объяснения поведения личности часто используют термин «установки»,совокупность которых рассматривают как неотъемлемую составляющую внутреннейсути личности. Установки диктуют человеку ориентиры в окружающем его мире,способствуют направленности процесса познания мира для улучшения адаптации кего условиям, оптимальной организации поведения и действий в нем. Ониобеспечивают связь между познанием и эмоциями, между познанием и поведением,«объясняют» человеку, чего «ожидать», а ожидания — важный ориентир в полученииинформации. Установки помогают предсказать поведение человека на рабочем месте,а работнику помогают адаптироваться к производственному окружению. Такимобразом, они играют важную роль при создании организационной модели поведения.
Большинствосовременных исследователей выделяют следующие компоненты установки:
♦ аффективныйкомпонент (чувства,эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует отношение кобъекту, предубеждение (отрицательные чувства), привлекательность(положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это стержневой компонентустановки. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивногокомпонента;
♦ когнитивный(информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формируетопределенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы,активности;
♦ конативныйкомпонент (действенный,поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет способ включенияповедения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и целиповедения, склонность к определенным поступкам.
Можно выделить следующие свойстваустановок.
♦ Приобретенности. Подавляющая часть установок личности не являетсяврожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом,работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основесобственного опыта (семейного, служебного и т. д.).
♦ Относительной устойчивости. Установки существуют до тех пор, пока не будетсделано что-либо для их изменения.
♦ Вариативности. Установки могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных.
♦ Направленности. Установки направлены на конкретный объект, к которомучеловек может испытывать некоторые чувства, эмоции или иметь определенные убеждения.
Поведенческий компонент — это намерение вести себяопределенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным действиям.
Установка является переменной, которая находится междупредшествующими ожиданиями, ценностями и намерением вести себя определенным образом.Важно понимать, что последовательной связи между установками и поведением можетне быть. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом.Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах [5,116].
Установкиоказывают индивиду большую услугу в целесообразном выполнении намеченногоповедения, в удовлетворении его потребностей. Установка создает психологическуюоснову приспособления человека к окружающей среде и преобразования ее взависимости от конкретных нужд.
Вывод: Люди по-разному приспосабливаются кжизненным условиям. Знания о возможностях и типах адаптаций людей корганизационной среде позволяют разумно строить с ними деловые отношения. В процессе приобщения ккультуре у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся вспособности волевым усилием регулировать широкий диапазон влечений, инстинктови т.п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Онподавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляетнеобходимое условие жизни общества. Исторически сложившиеся нормы права,морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и т.д.формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человекапредставителя определенного образа жизни, культуры и психологии.
Все это означает, чтоприсущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций ипотребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми,имеет по сути один источник – общественную жизнь.

ГЛАВА2. Типологии личности.
Типологияуходит корнями в историю шестидесятилетнейдавности, когда К. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. По егомнению, разница в поведении людейопределяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано и формируютоснову индивидуальности [2,13]. Именно эти предпочтения определяютсимпатии и антипатии к людям, задачам и событиям на протяжении всей жизничеловека.
В современной психологии уже создано достаточноеколичество типологий личности, однако в рамках организационного поведения наиболеезначимыми являются:
1.Типология Э. Кречмера, основанная на связи конституциональных признаковстроения тела с особенностями поведения.
2.Психофизиологические типологии,определяющие тип личности, в зависимости от врожденных свойств нервной системы(И.П. Павлов).
3.Психоаналитические типологии выявляют глубинныеструктуры психики взависимости от конкретного вида информационного обмена личности со средой (К.Юнг).
Кроме того, для организационного поведения существеннадиагностика таких устойчивых характеристик личности, которые являются результатом социализации. Это, прежде всего: уровень самооценки, склонностьк риску, локус контроля, ориентация на достижение и пр.
Самооценка — это способность определенным образом(положительно или отрицательно) относится к самому себе, своим возможностям иповедению. Самооценка непосредственно связана с уровнемпритязаний и атрибуцией. Люди с завышенной самооценкой, как правило, претендуютна задачи повышенной сложности, не всегда имея возможности их решения; вситуации выбора работы они более свободны от условностей и склонны криску. Люди с заниженной самооценкой больше нуждаются во внимании и поддержкеокружающих, склонны к конформизму, обычно менее удовлетворены работой.
Склонностьк риску. Рядисследований показывает, что менеджеры, как правило, испытывают страх передриском. Выявлена корреляция междусклонностью риску и количеством информации, скоростью ее обработки и принятием решения. Так, рискующиеменеджеры запрашивают меньше информации и быстрее принимают решения.
Локусконтроля — егодиагностика позволяет определить степень ответственностичеловека за свои поступки и свою жизнь. Повышенный локус контроля свойственинтерналам, которые предпочитают использовать личностную атрибуцию и потомуболее активны, независимы и самостоятельны в работе, чаще имеют положительнуюсамооценку, терпимы к окружающим, вповедении ориентируются на задачи, а не на эмоции, результативны в их решении, хорошо противостоятстрессам и требованиям изменения своих аттитюдов (аттитюд — установка,выражающая предрасположенность и готовностьличности к тому, чтобы действовать в окружающей ситуации и вносить в нееизменения). Низкий локус контролясвойствен экстерналам, предпочитающим ситуативную атрибуцию и потому склоннымработать в группе, более пассивным, зависимым и неуверенным в себе. Оничаще проявляют конформное поведение. Локус контроляконкретной личности достаточно универсален по отношению к разнымсобытиям.
Ориентацияна достижение. Д.Макклеланд считает, что данное свойствоформируется с детства и становится одной из ведущих потребностей, проявляясь в различных видах поведения.Это свойство определяет стремление добиваться определенного улучшения вконкретной деятельности [2,14].Экспериментально установлено, что высокая ориентация на достижения получаетнаибольшее подкрепление у работников в случае выполнения заданий среднейсложности, в частности, когда часть заданий разрешено контролироватьсамостоятельно. Итак, поведение человека слишком сложно, зависит от огромногочисла переменных и не поддается однозначному объяснению, однако многочисленные исследования позволяют Дж. Гибсонусформулировать следующие положения:
1. Поведение личности всегда имеетпричины.
2. Поведение — целенаправленно.
3. Поведение — мотивированно.
4.Любая характеристика поведениязначима для достижения цели.
 
2.1. Типологии личности по темпераменту.
Наиболееизвестная и популярная концепция четырех типов темперамента сформулированаГиппократом, Галеном и И.П. Павловым. Впоследние десятилетия исследования темперамента осуществлялись и какизолированного психического фактора поведения(Б.М. Теплов, В.Д. Небылицина, Н.И. Красногорский), так и в непосредственной связи с тревожностью,экстраверсией — интроверсией, ригидностью и т.п. (Р. Кэттел, Г. Айзенк, Я.Стреляу). Темперамент обусловлен врожденными динамическими свойстваминервной системы, которые определяютскорость реагирования, адаптации и степень эмоциональной возбудимости.Основные типы темперамента следующие.
Холерики — активные, целеустремленные,эмоциональные, смелые личности. Нервная система характеризуется большой силой спреобладаниемвозбуждения над торможением. Как правило, холерики склонны к командованию илидерству, бывают неоправданно поспешны в обвиненияхи действиях, вспыльчивы и конфликтны, с перепадами настроений и работоспособности. Они быстросхватывают все новое, сразу настраиваютсяна высокий ритм деятельности, но не способны долго заниматьсяоднообразной работой. Сангвиники быстры, легко переключаются с одной работы надругую, общительны, оптимистичны, прагматичны и гибки. Так же, как холерики, они ориентированы на риск, быстрый результат,свободу действий. Предпочитаюткарьеру в сфере бизнеса, политики, управления. Сангвиники обладают сильнойуравновешенной подвижной нервной системой, которая обеспечивает быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость клюдям, изменяющимся социальнымситуациям. Условные тормозные реакции, в отличие от холериков, образуются быстро, они сильны иустойчивы.
Флегматики медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы,спокойны,консервативны. Они обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой,обеспечивающей стабильное настроение, постоянство чувств, привязанностей,интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам,медлительность, упорство в работе. Флегматик легко, хотя и несколько дольше,чем холерик и сангвиник, приспосабливается к социальной среде, хорошосопротивляется сильным ипродолжительным раздражителям.
Меланхолики характеризуются слабостью как процессоввозбуждения, так и торможения, склонны к обостренным переживаниям, размышлениям,повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мирпереживаний, мыслей. Нередко обладают творческими способностями. Меланхолики — люди со сложной чувствительной натурой, слабой нервной системой, которая внапряженных ситуациях (конфликты, опасности) часто приходит в состояниефрустрации, стопора. В результате падает мотивация, ухудшаются результатыдеятельности. Неуравновешенный тип и с общей пониженной возбудимостью коры.Медленноприспосабливается к изменяющимся обстоятельствам.
В зависимости от темперамента человек предрасположен кдоминированию определенных эмоций: одни изначально склонны к интересу, радости,удивлению (сангвинический темперамент), другие — к гневу, отвращению,враждебности (холерический темперамент), третьи — к грусти и мечтам(меланхолики), четвертые — к стабильной позитивной самооценке иинтенсивной работе (флегматики). Отсюда и особенности организационногоповедения. Холерики хороши для работы в нестандартной ситуации, где нужнамгновенная реакция; сангвиники реализуют себя в предпринимательстве, отлично справляются с функциямиуправления и разрешения конфликтов;флегматики — лучшие снайперы, полярники, фермеры; меланхолик подходит для работы швеей-мотористкой, на конвейернойсборке и т.п.
2.2.Типологии личности по акцентуациям характера.
Характер — это результат взаимодействия человека смиром, совокупность приобретенных качеств, выражающих отношение человека ксебе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых привычных формахповедения. У большинства людей некоторые черты характераакцентуированы. Выраженность акцентуаций может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшемуокружению, до крайних форм — психопатии. Современем акцентуации могут сглаживаться или усиливаться.
Как известно, наши недостатки являются продолжениемнаших достоинств. Любое даже самое замечательное качество, будучи гипертрофировано, усложняет жизнь хозяину иокружающим. Постоянно веселые, беспечные,жизнерадостные люди свою повышенную активность нередко направляют на гедонистические цели (поиск удовольствий и развлечений,алкоголизм, наркотики, сексуальные связи). Чрезмерно развитое чувствоответственности и долга обычно ведет к неврозам [1,265].
К. Леонгард выделяет следующие основные типы акцентуациихарактера:
1.Демонстративный тип. Личность демонстративного типастремится постоянно бытьв центре внимания. Демонстраторы умеют нравиться,покоряют жертву своей обходительностью и актерским дарованием, способны увлечь доверчивых людей в различныеавантюры. Нередко являютсяталантливыми актерами и добиваются своих целей любыми средствами: ложью, слезами, скандалами, дажеболезнью. Демонстратор легкозабывает о своей лжи, предательстве и подлости, вытесняя все, что мешаетвысокой самооценке. Великолепно приспосабливается к коллегам и партнерампо работе.
2.Гипертимический (гиперактивный) тип. Человек этого типаимеет приподнятоенастроение, которое сочетается с жаждой деятельности, повышенной болтливостью, что иногда приводит к скачке мыслей. Он стремитсяк лидерству, риску и авантюрам.
Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически,без особого труда преодолевают грусть, вообще им нетрудно живется на свете. Благодаряусиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческихуспехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает ихна поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданныхассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческомумышлению. В компании сотрудников гипертимические личности — блестящиесобеседники, способны говорить и рассказывать без конца, только бы их слушали. Потемпераменту гипертимы — сангвиники или холерики.
3. Дистимичный тип. У этого типа людей наблюдаетсяпостоянно пониженное настроение, пессимизм, они замкнуты и немногословны, тяготятся шумнойкампанией; с сослуживцами близко не сходятся. Дистимы серьезны и обычнососредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени,чем на радостных. Это очень тонкие, чувствительные люди, с возвышенными чувствами,всегда соблюдающие этические нормы. Альтруизм, нравственность, верность — позитивные черты дистимического характера. Дистимические типы консервативны, не любят переменв содержании и ритме деятельности. Эти люди хорошо справляются с работой, вкоторой не требуется широкий кругобщения. По темпераменту – это меланхолики.
4.Циклотимический тип (циклотимность). Акцентуация характера проявляется в циклически сменяющихся периодахподъема и спада настроения. В период подъема настроения циклотимы проявляютсебя как люди с гипертимическойакцентуацией, в период спада — с дистимической. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение мало предсказуемым,противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерическоготемперамента.
5.Эмотивный тип. Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Онизлишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чащепечальное настроение. Предпочитает узкийкруг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Обычно людей этого темперамента называютмягкосердечными. Они жалостливы,испытывают растроганность от внимания к себе, от благородных поступков коллег. Задушевность эмотивныхличностей обусловлена проявлением ихвнешних реакций. Они легко поддаютсяи радости, причем радость также захватывает их глубже, чем других людей.
На эмотивную личность воздействие оказывает только самовнутреннее состояние (переживание). Человек эмотивного склада не может«заразиться» весельем в веселом обществе, не может беспричинно сделаться ни смешливым, нисчастливым.
6. Возбудимый тип. У этих людей повышенная раздражительность,несдержанность, склонность к хамству, угрюмость, занудливость, но возможны ильстивость, услужливость, молчаливость.
Они активно и часто конфликтуют, неуживчивы вколлективе. Главным в организационном поведении возбудимого типа часто являетсяне логическоевзвешивание своих поступков, а неконтролируемые побуждения. Если что-либо емуне нравится, он не ищет возможности примириться. По мере нарастания гнева ониобычно переходят к рукоприкладству, которое опережает их мысли иосознание последствий. Интеллект, как правило, невысок. Вне приступовгнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют заботу о коллегах иподчиненных. Эта акцентуация чаще проявляется у лиц с сангвиническим или холерическим темпераментом.
7.Застревающий тип. Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могутзабыть поражений, критики и упорно«сводят счеты» со своими обидчиками. Склонны к несговорчивости и затяжным склокам. В конфликте чащевсего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов идрузей.
Застревающиетипы хорошо себя проявляют в сложной творческой работе, дающей им ощущение независимостии возможность проявить себя.
8. Педантичный тип. Эти люди на службе способны замучитьпосетителей формальнымитребованиями, «крючкотворством», своей чрезмернойаккуратностью. Предпочитают профессии, связанные со стабильной,привычной «бумажной работой». Лицапедантического типа «тянут» с решением даже тогда, когда стадияпредварительного обдумывания окончательно завершена.
Впрофессиональной деятельности педантическая личность проявляет себя положительно, так как выполняет работу оченьдобросовестно. На такого работника всегда можно положиться: ему всегда доверяютработу, при выполнении которой необходимы большая точность,тщательность.
9.Тревожно-боязливый тип. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностьюв себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживаютнеудачу и сомневаются в правильности своихдействий. В конфликты они вступаютредко и играют пассивную роль. Достаточнопротивнику выступить поэнергичнее, как люди с тревожно-боязливым темпераментом стушевываются. Поэтомутревожные типы отличаются робостью, склонностью к меланхолии. Таким людям нельзя быть руководителями,принимать ответственные решения, так как им свойственны бесконечное переживаниеи взвешивание своих слов и поступков.
10.Экзальтированный тип. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивоенастроение, реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Экзальтированные личности одинаково легкоприходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Конфликты экзальтированных артистических натур сжизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза»жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу. Их среда существования — это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные сблизостью к природе. Этот тип характера встречается у лиц меланхолическоготемперамента.
В рассмотренной типологии акцентуации связаны, какправило, с пограничными формами дизадаптации личности. Как любая типология она не можетохватить все многообразие поведенческих реакций людей. Даже сам К. Леонгардотмечает: «Не всегда легко провести четкую грань между чертами,формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариациииндивидуальности человека. Колебания здесьнаблюдаются в двух направлениях. Прежде всего, особенности застревающей или педантической, или гипоманиакальнойличности могут быть выражены вчеловеке столь незначительно, что акцентуация как таковая не имеет места, можно лишь констатироватьотклонение от некоего «трафаретного»образца. Особенно ярко это выражено при определении тех или иных свойств темперамента, представляющих всепромежуточные ступени его видов вплоть до почти нейтральной. Акцентуация всегдав общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становитсяакцентуированной» [15, 37].
Вывод: характер- это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношениечеловека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характервзаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом.Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те илииные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности,у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично,страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темпераментперестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером можетподавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролироватьего проявления.

Заключение.
Личность- это сознательныйиндивид (Б.Г. Ананьев) в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемыхим социальных ролей.
Спозиций системного подхода деятельность и поведение личности рассматриваетсякак динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью ииерархичностью, в которой выделяют три основные подсистемы, включающие:
— когнитивную, воплощающую в себя такиепознавательные процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.;
— регулятивную, состоящую изэмоционально-волевых процессов и обеспечивающую способность к саморегуляцииповедения и управлению деятельностью других людей;
— коммуникативную, которая регулируетсяв общении и взаимодействии с другими.
Наряду собщепсихологическими проявлениями личность обладаетиндивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером,способностями, которые, формируя ее индивидуальность, образуют уникальность инеповторимость каждого человека. Причем, индивидуальность вносит своикоррективы в каждую из обозначенных выше подсистем.
Психологическая структура личности формируется вонтогенезе, начиная отприродных задатков и заканчивая внешними уровнями социально опосредованных форм поведения. Таким образом, личность — это многоуровневаясистема, объединяющая в себе психофизиологический,психологический и социально-психологический уровни.
Развитиеи формирование личности детерминировано биологическими, социальными и культурными факторами. Биологические факторывлияют на формирование личности как прямым, так и косвенным образом.
Социальныеи культурные факторы обеспечивают в первую очередь социализацию личности, т.е.усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого и формируется конкретнаяличность. Причем, влияние этих факторов не прекращается и при достижениичеловеком зрелого возраста. Социализация, включающая в себя адаптацию,интеграцию, саморазвитие и самореализацию обеспечивает развитие личности напротяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Кроме того, поведение человека также зависит отситуационных факторов, которые могут оказывать на него как положительное,так и отрицательное влияние, в частности, они могут выявить какие-либо скрытыеее черты, которые проявляются только в крайних ситуациях.
Исследованиями установлено, что возраст имеетотрицательную корреляцию с текучестью и положительную корреляцию судовлетворенностьютрудом. Семейное положение оказалось связано положительной корреляцией с удовлетворенностью и отрицательной — с текучестью. А значимой корреляциимежду полом и эффективностью деятельности не обнаружено.
Поведенческие черты личности — это особенности поведения,отличающиеся относительной устойчивостью и постоянством проявления. Специалисты (Т.Олпорт, Т. Айзенк, Р. Кэттел ) в этой области считают, что поведенческие черты организованы в иерархию,начиная с конкретных реакций и заканчиваяобщими стилями психологического функционирования.
Анализируя поведенческие черты личности нельзя некоснуться теории атрибуции(атрибуция — процесс восприятия человеком причин своего поведения и его результатов, позволяющий придавать смысл окружающему),которая позволяет определить процесс восприятия причин и результатов поведения.
Причины поведения, как правило, объясняются индивидуальнымии личностными особенностями, либо ситуацией, в которой проявилось поведение. Диспозиционная атрибуция(личностная) подчеркивает некоторыеособенности индивида (наличие или отсутствие способностей, навыков).Ситуационная атрибуция (внешняя) делает упор на влияние внешней среды на поведение.
Г. Келлипредлагает следующие критерии для анализа причин поведения:
1. Согласованность.
2. Необычность.
3.Последовательность.
 Существуют типичные ошибки атрибуции:
1. Большинство людей склонны игнорировать ситуационные причины поведения в пользу диспозиционных.
2. «Ложное согласие» — этопереоценка типичности своего поведения, выражающаяся в том, что человек считаетсвою точку зрения единственноверной.
3 «Неравные возможности» — эта ошибка происходит, когдане принимаются в расчет ролевые позиции действующего лица.

Списоклитературы
 
1.        В.И. Золотов. Организационное поведение: Учебн. пособие/ Алт. Экономко-юридич. Институт. Алт. гос. техн. Университет – Барнаул: ГИПП « Алтай», 2004 –370 с.
2.        В.И. Алешникова, Е.Р. Беляева, О.А. Зайцева. Организационное поведение:Инструментарий, упражнения, тесты: Учебн. пособие/ – Воронеж: ОАНО «ИММиФ»,2004 – 208 с.
3. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М.,Доннелли Д. Х.-мл. Организации:поведение, структура, процессы. 8-е изд. — М., 2000 – 700 с.
4. Р. Бэрон, Д.Бирн, Б. Джонсон. Социальная психология: ключевые идеи/, 4-е изд. – СПб, 2003.– 250 с.
5. Организационноеповедение: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.:Питер, 2004. – 432с.
6.Джордж Дж. М., Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления: Учебное пособиедля вузов /Пер. с англ. Под ред. проф. Е. А. Климова — М., 2003. – 463 с.
7. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебноепособие для вузов по специальности «Организационная психология». — М., 2002.-180 с.
8. Митин А.Н., Федорова А.Э.Антикризисное управление персоналом организации. Учебное пособие – СПб.: Питер,2005. – 271 с.
9. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд.,перераб. и доп. — СПб., 2002. – 210 с.
10.Нъюстром Д.В., Дэвис К. Организационноеповедение. — СПб., 2002.- 120 с.
11.Зайцева И.А. Антикризисное управление предприятием: теория и практика.Учебное пособие – М.: Международная академия оценки и консантинга. 2004. – 177с.
10.Первин Л., Джон О, Психологияличности: Теория и исследования. — М., 1999. – 200 с.
11.Щульц Д., Щульц С. Психологияи работа. 8-е изд. —СПб., 2003. – 310 с.
12.МаренковН.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. Учебн.- 2-е изд.Ростов н-Д.: Феникс, 2005. – 508 с.
13.Ребер А. Большойтолковый психологический словарь. Т. 1, 2 / Пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. —М., 2001.
14.Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. –М.: Гросс Медиа, 2005. – 223 с.
15.Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. Социальная психология в современном мире.Учебное пособие для вузов / Под ред… — М., 2002. – с. 120
16.Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебн. пособие – 2-е изд. –М.: ЮНИТИ, 2004. – 511 с.
17.Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение. Учебн. пособие. – М.: ЮНИТИ,2005. – 399 с.
18.Карташова Л.В. Организационное поведение. Учебник ВУЗов. – М.: Инфра – М,2004. – 219 с.
19.Шермерорн Дж., Хант Дж. Организационное поведение.: Пер. с англ. Учебноепособие – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 636 с.
20.Галкина Т.П. Социология управления: от группы ккоманде: Учебн. пособ. – М.; « финансы и статистика», 2004. – 224 с.
21.Ширшков А.И. Менеджмент охраны труда: Учебник./Ростов-н-Д.: «Феникс», 2000ю – 384 с.
22.Персональный менеджмент: Учебник, 2-е изд.;перераб. и дополн. – М.; Инфра – М, 2004. – 622 с.
23.Косаткин С.Ф. Проницательность и личная сила.Тренинг жизненного успеха. – СПб; ИК, С – Петербург «Невский проспект», 2004. –160 с.
24.Егоров Я. Методологические аспекты организациинаучно-технич. деят-ти в сис-ме формирующихся рыночных отношений –Краснодар.2004. – 216 с.
25.Маслов Е.В. Управл. Персоналом предприятия: Учебн.пособ./ Под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА – М.; Новосибирь: НГАЭ и У, 2003.-312 с.
26.Вершигова Е.Е. Менеджмент: Учебн. пособ. – 2-е изд.Перераб и дополн. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 283 с.
27.Ферару Г.С. Экологический менеджмент: Учебн. пособ.М.;- Архангельск: Издат. дом «Юпитер», 2004. – 184 с.
28.Лавров А.Ю., Рыбакова О.Н. Основы менеджмента.Учебн. пособие. – Чита; Чит. ГУ, 2003. – 368 с.
29.Столяренко Л.Д. Основы психологии 5-е изд. Перераби доп. (Серия «Учебники, учебные пособия») – Ростов-н-Д.: Феникс, 2002. – 672 с.
30.Росс Л., Ниссбет Р. Человек и ситуация. Урокисоциальной психологии. – М., 1999. – 156 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.