КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Психология»
по теме: «Личность и ее категории. Деятельность. Структурадеятельности. Психология малых групп и коллективов»
Вопрос 1. Личность и ее категории
Личность — система социально значимых качеств индивида, мераовладения им социальными ценностями и его способность к реализации этихценностей.
Структура личности по Аристотелю и Гиппократу:
Четыре основных жидкости организма: кровь, флегма, чернаяжелчь, желтая желчь. От их соотношения зависит темперамент. Основныехарактеристики темпераментов {доработка Павлова}: сила, уравновешенность иподвижность нервных процессов.
Сангвиник — преобладает кровь. Сильный, подвижный,уравновешенный.
Флегматик — преобладает флегма. Сильный, слабо подвижный,уравновешенный.
Холерик — желтая желчь. Сильный, подвижный, слабоуравновешенный.
Меланхолик — черная желчь. Слабые все характеристики.
По Кречмеру: Люди с определенным типом телосложения имеютопределенные психические особенности: Лептосоматик — хрупкий, высокий, плоскаягрудь, узкие плечи, конечности длинные и худые. Пикник — толстый, тучный,средний рост, большой живот, короткая шея. Атлетик — мускулистый, крепкий,высокий, широкоплечий. Диспластик — строение бесформенное, неправильное,непропорциональное.
Три типа темперамента: шизотимик — лептосоматик идиспластик, замкнут, склонен к колебаниям, упрям, малоподатлив к изменениям.; иксотимик- атлетик, спокойный, маловпечатлительный, с невысокой гибкостью мышления; циклотимик- пикник, эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует слюдьми.
Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальнуюиерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт (знание,умение, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущение,восприятие, память), и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общаяструктура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических исоциально обусловленных особенностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homosapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятиеличности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением виндивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретногочеловека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития егосознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, всвою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствахличности проявляются возможности данного человека к участию в общественныхотношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение кобществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовымобязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своихотношений и их устойчивостью.
Различаются личности социализированные — адаптированные кусловиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные,отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения- маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лицас задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабымиместами» в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности,находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью развитая личностьобладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. Вкритических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию,остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостностьличности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях онапредупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией,вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Автономность личности — это ее обособленность от недостойныхпобуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.
В понятии «индивид» выражено родоваяпринадлежность человека. «Индивид» — человек как единичное природноесущество, представитель вида, носитель индивидуальных черт. Наиболее общиехарактеристики: целостность психофизической организации; устойчивость вовзаимодействием с окружающим миром; активность.
Появляясь на свет, человек становится личностью. «Индивид»- гипотетическое образование — набор наследственных черт. «Личность»- понятие социальное, на которую большое влияние имеет среда; тот же человек,но рассматриваемый как общественное существо.
В качестве относительно самостоятельных компонентовструктуры личности (ее подструктур) можно выделить:
1) динамику ее психических процессов — темперамент;
2) психические возможности личности, в отдельных видахдеятельности — способности;
3) направленность личности — характерные для неепотребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы имировоззрение;
4) проявляясь в соответствующих обобщенных способахповедения, направленность обусловливает характер личности.
Вопрос 2. Деятельность. Структура деятельности
Деятельность можно определить как специфический видактивности человека, направленный на познание и творческое преобразованиеокружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Вдеятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры,преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строитобщество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческийхарактер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей онвыходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои жегенотипически обусловленные возможности.
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В нейобычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющею вполне,осознанную человеком цель.
Операцией именуют способ осуществления действия. Сколькоесть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различныхопераций.
Непременными компонентами деятельности являютсяразнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения.Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают,что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений являетсямногозначность слова “умение".
Умением называют и самый элементарный уровень выполнениядействий, и мастерство человека в данном виде деятельности. О первоклассникеговорят, что он умеет читать. Взрослый тоже умеет читать. Между этими “умениями"лежит многолетний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это,безусловно, качественно различные умения по их психологической структуре. Следуетразличать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытомдействий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнениидеятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения — этодействия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям илисамостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерствовозникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.
По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка- потребность совершать действия. Если навык, как правило, формируется путемсознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий состороны человека.
Знания человека о мире возникают первоначально в видеобразов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознанииприводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знаниясохраняются в памяти. Как бы ни были общие представления и абстрактные понятия,главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.
Знания не существуют ради знаний. Они могут значительнообогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путьбудущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человекана природу и общество и, в конечном счете, всегда включаются в регулированиедеятельности.
Знания поднимают деятельность на более высокий уровеньосознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Деятельностьбез знаний невозможна.
Различают три генетически сменяющих друг друга исосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру,учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности),по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечныйрезультат труда — создание общественно значимого продукта.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игреначинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ееогромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкойличности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь наконечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурныхценностей.
Игра организуется свободно, нерегламентировано. Учение итруд протекают в обязательных для человека организационных формах.
Различные формы организации видов деятельности связаны и сразличной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенокиспытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга,чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимуломдеятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать учеловека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менееважно создавать привычку трудиться.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга,взаимосуществуют, взаимопроникают.
Человек в деятельности выступает как личность, движимаяопределенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могутвыступить потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Дляосуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметьобъект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнутьличность в результате деятельности.
В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступаетсоциальная обусловленность деятельности.
Поведение человека определяется не врожденными стремлениями,а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий.
Потребность сама по себе еще не является мотивомцеленаправленного сознательного действия. Для возникновения предметнойдеятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можноудовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.
В формировании отношения человека к деятельности, встановлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех илинеуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.
Успех или неудача влияют на последующую деятельность,преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимаячеловека в собственных глазах, мобилизует силы на достижение новых целей вработе, а в других — может вызвать самоуспокоение.
Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Нерешив предложенной задачи, человек может или выбирать более простые с цельюудержать успех, или игнорировать неуспех и выбирать все более сложные задачи,или выяснить причины неуспеха при решении задач, овладеть приемами выполненияболее простых видов деятельности, а в дальнейшем переходить к более сложнымзадачам. Неудача в деле, к которому человек относится положительно, обманутыенадежды на его успешное выполнение вызывают подавленное состояние. Взависимости от сложившихся черт личности неприятные переживания могут вызватьлибо отказ от дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный инастойчивый анализ причин неудачи и новые попытки выполнить задание.Вопрос 3. Психология малых групп и коллективов
Психология и поведение отдельного человека как личностисущественно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные,разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Средитаких групп можно выделить большие и малые.
Непосредственным проводником влияния общества и большихсоциальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собойнебольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общимделом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческаяобщность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ееотносительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общностьможет обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например,территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например,члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченностьгруппы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологическогоразвития.
Рассмотрим классификацию малых групп. Условные, илиноминальные, — это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ниодной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательскихцелях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми,которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянныхконтактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группамвыделяются реальные. Они представляют собой действительно существующиеобъединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами посебе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют,исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие отних лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведениякакого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь жедейственны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.
Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другоеназвание — официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаютсяи существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникаюти действуют как бы вне рамок этих организаций.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые ислаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нетдостаточной психологической общности, налаженных деловых и личныхвзаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределенияобязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторыепредставляют собой социально-психологические общности, отвечающие всемперечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются,например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапахих функционирования).
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная- это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человекдобровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтнойгруппе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормыи формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для негозначимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такаямалая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличныдля него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентныегруппы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет,осуждает и отвергает.
Психологически развитой как коллектив считается такая малаягруппа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых иличных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такиеотношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятиянравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности,организованности, эффективности и информированности.
Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми,заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерамидруг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципеобщение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процессобщения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек,передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия ипознания друг друга партнерами по общению и установления на этой основевзаимопонимания.
Можно выделить три позиции коммуникатора во времякоммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонникомизлагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально,сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точкезрения, скрывает ее).
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае,когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее(реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е.«все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации могут возникатькоммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация можетбыть побудительной (приказ, совет, просьба — рассчитана на то, чтобыстимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение — имеет место вразличных образовательных системах).
Практика показывает, что человеку для полноценной и активнойжизни необходимо общаться с другими людьми. Такое сенсорное голодание, илисенсорная депривация, могут привести даже к психическим нарушениям. У такогосенсорного голода очень много общего с пищевым голодом. стремясь утолить «голод»,то есть стремясь к признанию люди общаются, доставляя таким образом друг другуудовольствие, как бы «поглаживая» друг друга.
«Поглаживание» — это одна из основных единицсоциального действия. Признавая присутствие друг друга люди вынуждены общаться,и между ними происходит ряд трансакций. Из этого можно заключить, что обмен«поглаживаниями» составляет трансакцию, которую в свою очередь Э. Бернопределяет как единицу общения.
На языке психологии состояние Я можно описывать как системучувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. Неформальнопроявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.
Каждый тип состояний по-своему жизненно важен длячеловеческого организма:
А) Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанныхпобуждений и радости.
Б) Взрослый необходим для жизни. Человек перерабатываетинформацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективновзаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи иудовольствия. Например, при вождении машины необходимо произвести сложныеоценки скоростей. Человек начинает действовать только тогда, когда оценитстепень безопасности своих действий.
Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, являетсяпосредником между ними.
В) Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых,благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своихдетей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Во-вторых, благодаряРодителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечьмассу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «такпринято делать».
Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важныдля функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае,если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие.
Между этими тремя типами происходят трансакции.
Первое правило коммуникации: пока трансакции дополнительны,процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствие из этого правила: покатрансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределеннодолго.
Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникациипрерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.
Более сложными являются скрытые трансакции, требующиеодновременного участия более чем двух состояний Я. Эта категория служит основойдля игр. Здесь наравне с обычной трансакцией (например Взрослый-Взрослый) одновременнопроисходит скрытая трансакция, в которой один человек участвует наподсознательном уровне, а другой отлично ее «видит» и умеломанипулирует своим партнером, а иногда оба в процессе скрытой трансакциивыступают наравне, и это приносит им удовольствие.
Список использованных источников
1. Асмолов А.Г. Психология личности.М., 2004.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение вобщую психологию. Курс лекций. М.: МГУ, 1988.
3. Годжфруа Ж. Что такое психология.Т.1 М., 2003.
4. Психологический словарь. /Под ред.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.2-е изд.М., 2006.
5. Психология. Словарь. / Общ. ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: 2006.