Реферат по предмету "Психология"


Личностное реагирование в критических ситуациях

Содержание
Введение
1. Теоретический анализ механизмов психологических защит
1.1 Психологическая защита и вопросы адаптации
1.2 Современное состояние проблемыпсихологической защиты личности
2. Копинг как метод личностного реагирования
3. Методы исследования механизмов психологических защит
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
/>Введение
Возрастающее количествострессогенных факторов, характерных для современного общества, необходимостьпереработки большого количества информации в сжатый период времени,экономическая и социальная нестабильность приводят к возрастанию уровняпсихоэмоциональной напряженности, что при определенных условиях может привестик срыву адаптивных возможностей человека и формированию нервно-психическихзаболеваний. В современной медицине и психологии все большее значениезавоевывают идеи Г. Селье об определяющем значении адаптационных механизмов вразвитии и динамике нервных и психических заболеваний. Под психическойадаптацией принято понимать процесс приспособления человека к требованиямокружающей среды. Более полным является представление о психической адаптациикак о выражении системной деятельности многих биологических и психологическойподсистем, активной личностной функции, обеспечивающей согласование актуальныхпотребностей индивидуума с требованиями окружения и динамическими изменениямиусловий жизни. Как известно, процесс психической адаптации состоит из трехблоков: биологического, психологического и социального.
Исходя из современного пониманияэтиопатогенеза нарушений психической адаптации на основе системнойбиопсихосоциальной модели, особенно актуальным представляется изучение феноменапсихологической защиты как важной составляющей психологического блокаадаптации, являющегося индивидуальным способом реагирования на стресс испособного усугубить, смягчить или нейтрализовать реакции на эмоциональнозначимые стимулы. Кроме необходимости теоретического понимания функционированияпсихологической защиты как одного из основных звеньев блока психологическойадаптации, и ее связи с другими индивидуально-личностными характеристиками,особое значение имеет изучение так называемых «стилевых» защитныхмеханизмов, которые характеризуются относительной устойчивостью игенерализованностью. Неэффективные стилевые механизмы являются формой псевдо — разрешениявнутренних конфликтов и должны выступать в роли «мишени» в процессепсихотерапии, все более полно внедряющейся во все области медицинской практики.Современные авторы, развивая идеи, первоначально высказанные Зигмундом Фрейдом,связывают функционирование системы психологической защиты с мотивационнообусловленными неосознаваемыми комплексами и эмоциональными на них реакциями. Такимобразом, теоретически возможно, что коррекция системы психологической защитычерез снижение уровня тревоги способна внести изменения вмотивационно-потребностную сферу человека. Однако практическая реализация этогопредположения затруднена в связи с отсутствием научных сведений о взаимосвязисостояний мотивационной готовности и функционирования психологической защитыкак в случае адаптивных социальных отношений, так и при наличии дезадаптации укардиологических больных.
Дополнительную сложность врешении этой важной в теоретическом и практическом отношении задачи вноситнеразрешенность проблем изучения, оценки и классификаций мотиваций, которыеопределяют нормальное и полноценное поведение. В тоже время существуетустоявшееся представление о том, что уровень мотивации имеет высокуюпрогностическую значимость, он также является важным признаком прогнозаремиссии и успешности психотерапевтических мероприятий. Таким образом,мотивация, как и психологическая защита, является одним из основных аспектовпсихологического блока адаптации, в частности психологии деятельности. В своюочередь успешность деятельности индивидуума впрямую зависит от егофункционального состояния, которое определяется в значительной степенибиологическими механизмами психической адаптации. Центральным в этом процессеявляется роль доминирующей мотивации в организации направленных действий подостижению цели.
Цель работы: изучение механизмовпсихологических защит в критических ситуациях.
Задачи исследования:
1. Обзор и анализ литературныхисточников по выбранной нами теме;
2. Анализ феноменов механизмовпсихологических защит;
3. Подбор диагностическихметодик для изучения механизмов психологических защит.
Объект исследования: особенностимеханизмов психологических защит.
Предмет исследования: психологическиезащиты в критических ситуациях.
Данная работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
/>/>1. Теоретический анализ механизмов психологических защит/> 1.1 Психологическая защита и вопросы адаптации
Одной из наиболее важныхобластей современной деятельности психологов, психотерапевтов, психиатров,врачей других специальностей является диагностика, квалификация и коррекцияпограничных нервно-психических и психосоматических нарушений, состоянийпсихической дезадаптации и социально-стрессовых расстройств, а такжесаморазрушающего поведения и личностных реакций на эмоционально напряженнуюпрофессиональную деятельность. В особенности остро встает вопрос обисследовании факторов риска указанных расстройств и состояний, выявлениидонозологических (предболезненных) форм с целью первичной профилактики,учитывая многообразие причин снижения качества жизни людей.
Следует отметить, что неумениесамостоятельно разрешать конфликтные, кризисные ситуации, внутриличностные исемейные конфликты, также нередко приводит психически здоровых людей кпсихической дезадаптации, фрустрированности.
Психологическая защита — этоспециальная регулятивная система стабилизации личности, направленная наустранение или сведение до минимума чувства тревоги. Целью психологическойзащиты является снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизацииповедения, сознания и психики в целом. Функцией психологической защиты с однойстороны является ограничение поступления в сознание травмирующих личностьпереживаний, с другой — интерпретация этих переживаний безболезненным дляличности образом. Механизмы защиты обеспечивают регуляцию эмоциональногосостояния, направленность поведения и редукцию тревоги. По мнению многихавторов, «внутренняя картина болезни» формируется в адаптационныхцелях, и влияние личностных особенностей при формировании внутренней картиныболезни" не может быть полностью осмыслено без анализа механизмовпсихологической защиты (Резникова Т.Н., Селиверстова Н.А., Краснов А.А., ТерентьеваИ. Ю).
Описано много механизмовпсихологической защиты. Охарактеризуем вкратце основные из них (Кочунас Р.):
1. Вытеснение.
Это процесс непроизвольногоустранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Фрейдподробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играетсущественную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма дляуменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитныемеханизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболеешироко известны две комбинации защитных механизмов:
а) вытеснение + смещение. Этакомбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивыйстрах матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собойзащиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения;
б) вытеснение + конверсия (соматическаясимволизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.
2. Регрессия.
Посредством этого механизмаосуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления,позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной илисимволической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. Внорме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например,при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом,начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, призаболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологическихформах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.
3. Проекция.
Это механизм отнесения к другомулицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательномуровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются вповседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и слегкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих всобственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит кошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелыхи ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям ибреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.
4. Интроекция.
Это символическая интернализация(включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположнопроекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности,поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизмактуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощьюинтроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Поройвместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительныепобуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошлаинтроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.
5. Рационализация.
Это защитный механизм,оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация- самый распространенный механизм психологической защиты, потому что нашеповедение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболееприемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизмрационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом илипритворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежатьответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальноеколичество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.
6. Интеллектуализация.
Этот защитный механизмпредполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целяхустранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связанас рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например,вместо реальной любви — разговоры о любви).
7. Компенсация.
Это бессознательная попыткапреодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведениеуниверсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почтивсех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитыммузыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти иагрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Ещевыделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области)и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).
8. Реактивное формирование.
Этот защитный механизм подменяетнеприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположнымитенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняетсянеприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например,преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенноеслащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.
9. Отрицание.
Это механизм отвержения мыслей,чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы насознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивныймеханизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать головупод одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используютотрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближениесмерти, потеря близкого человека и т.п.).
10. Смещение.
Это механизм направления эмоцийот одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивныхчувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляетсяпри фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательномконфликта переносится на внешний объект.
Фрустрация и конфликт обычнорассматриваются как явления, вредные для человека. Меньший акцент обычноделается на том факте, что вызванное фрустрацией или конфликтом напряжениеможет способствовать достижению цели, фокусируя внимание индивида более твердона конкретном мотиве, действующем в данный момент. Несущественные, отвлекающиеаспекты воспринимаемого субъектом мира отходят на второй план, апривлекательность еще не достигнутой цели усиливается.
Перечисленные эффекты ведут кпрямым попыткам достичь цели путем интенсификации. В определенныхпределах, чем больше препятствия, тем больше мобилизация сил для ихпреодоления, а сила мотива достигает максимума. Интенсификация усилий нередкоприводит к преодолению препятствий или к разрешению конфликта[1].
Но если препятствия слишкомвелики часто может последовать приспособительное действие другого типа. Фрустрированныйчеловек может обрести новый взгляд на ситуацию в целом и пересмотреть своипредыдущие действия, направленные на достижение цели. Усилившееся напряжениеможет проявить незамеченные ранее аспекты ситуации, в особенности в связи снеобходимостью предпринять более широкий поиск обходных путей. Однако умеренноеувеличение напряжения часто приводит к нахождению нового пути к цели и кпреодолению фрустрации, уровень напряжения не должен быть слишком высок.
Так же как индивид может найтиальтернативный путь для достижения цели, он может обнаружить и альтернативнуюцель, удовлетворяющую потребность или желание. Воздействие роста напряженияможет проявиться в том, что расширение поля поиска решения приведет к осознаниювозможности подходящей замены цели. Многие факторы определяют, что будетвоспринято как подходящая замена; не самую последнюю роль играет в этом простаядоступность.
Однако цель-замена редко имеетсвойства, идентичные таковым изначальной цели, или оказывается вполне равной ейпо желаемости. Принятие альтернативной цели возможно только через компромисс,и, таким образом, изначальное напряжение может остаться неразрешенным. В этомслучае могут произойти более существенные изменения ситуации, как, например, переоценкаситуации, которая может привести к тому, что элементы, казавшиесяизолированными, оказываются объединенными и гармоничными. В целом, такаяпереоценка ситуации означает привлечение человеком новых элементов илирасширение воспринимаемого контекста проблемы. Переоценка ситуации можетпроисходить неожиданно, но может быть и более постепенной в ситуациихронической фрустрации.
В случае, когда конструктивныепути выхода из ситуации фрустрации не приводят к достижению цели, напряжениепродолжает усиливаться. Когда оно достигнет уровня, при котором эффект уже неспособствует деятельности, направленной на достижение цели, а носитразрушительный характер. Для этого есть несколько причин. Во-первых, ростмобилизации энергии может оказаться так велик, что она превысит уровень,необходимый для выполнения задачи; можно стараться чересчур, что приведет к нарушениютонкой координации усилий. Во-вторых, чрезмерное напряжение может привести ккогнитивной ограниченности, т.е. сужению восприятия ситуации, концентрациивнимания на ограниченном числе факторов, часто являющееся следствием сильногонапряжения, которое сопровождается ухудшением адаптационных возможностейрешения проблемы или достижения цели. Человек настолько концентрирует своевнимание на перекрытых путях достижения цели, что не видит возможностиальтернативных путей или другой подходящей цели. Рост напряжения при этом частосопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональнымпроцессам размышления и выбора, человек впадает в панику и теряет контроль надситуацией[2].
Психическая дезадаптация подвлиянием социальной фрустрированности или социально-стрессовых расстройств[3]может с высокой вероятностью привести не только к невротическим илипсихосоматическим расстройствам с клинически очерченной симптоматикой (тревожными,депрессивными, астеническими и т.п. проявлениями), но и к дестабилизацииремиссий при психической патологии.
Существует определеннаяпороговая величина уровня напряжения, превышение которой ведет к качественноиным воздействиям на поведение. Можно назвать эту величину толерантностью кфрустрации, т.е. способностью переносить фрустрацию без деструктивныхпоследствий. Он может продолжать свои усилия по достижению цели, искать новыепути ее достижения или альтернативную цель, стремиться сделать достижимый ирациональный выбор. Но при дальнейшем увеличении напряжения он может оказатьсявыведенным из душевного равновесия и не в состоянии конструктивно справляться спроблемной ситуацией — в этом случае происходит превышение уровня толерантностик фрустрации.
Толерантность к фрустрацииявляется переменной величиной, зависящей от величины напряжения, особенностейличности человека и типа ситуации. Один и тот же человек в различныхобстоятельствах оказывается способным выдержать разную степень напряжения. Дваразных человека в одинаковой фрустрирующей ситуации могут проявить совершенноразличную толерантность к фрустрации. Частично толерантность зависит от того,что человек испытал, а также от того, что он предвидит в ближайшем будущем.
Само существование конфликта иливыбранный данным человеком путь его разрешения могут подвергнуть человекаопасности наказания или осуждения со стороны общества, болезненного чувствавины или угрозы потери самоуважения. Все это вызывает чувство тревоги, могущеестать доминирующим. Важнейшее значение связи между конфликтом и тревогойзаключается в том, что тревога приводит к появлению различных защитныхпоследствий фрустрации, которые могут быть описаны как способы действий,направленных на уменьшение или избавление от тревоги. По этой причине они иназываются — защитными механизмами.
В теории личности защитныемеханизмы рассматриваются как неотъемлемое и всепроникающее свойство человека. Онине только отражают общие свойства личности, но и в весьма важных аспектахопределяют ее развитие. Если защитные механизмы почему-либо не выполняют своифункции, это может способствовать возникновению психических нарушений, о чемуже говорилось ранее. Более того, характер возникшего нарушения частоопределяет особенности защитных механизмов человека.
Формирование защитной реакцииможет предохранить человека от такого поведения, которое приведет квозникновению тревоги; часто оно предотвращает и антисоциальное поведение. Сдругой стороны, формирование защитной реакции может иметь и опасные социальныепоследствия в силу ее иррациональной интенсивности.
Поверхностное знание о феноменеформирования защитной реакции приводит к излишне легкому возникновениюскептического взгляда на мотивы человека. Если вещи могут выглядеть прямопротивоположно тому, что есть на самом деле, как можно судить об истинноймотивации в каждом данном случае? Ответ заключается в том, что формированиезащитной реакции, как и любой защитный механизм, возникает только во вполнеопределенных обстоятельствах. Различие может быть обнаружено по признакуочевидного преувеличения соответствующих проявлений (например, у Шекспира:«Леди протестует чересчур») — человек становиться фанатичнымгонителем греха в силу бессознательного влечения к греховным (с его точкизрения) действиям. Но противоречие, утрированное поведение не всегда служитопределителем формирования защитной реакции. Нужно изучить человека иобстоятельства, в которых он находиться, чтобы с уверенностью интерпретироватьособенности его поведения как показатель формирования защитной реакции.
/> 1.2 Современное состояние проблемы психологической защитыличности
Понятие психологической защитыобязано своему происхождению психоаналитической теории и ее основателю — З. Фрейду.Впервые оно было введено в 1894г. С тех пор более 100 лет идея защитногомеханизма является наиболее часто и продуктивно используемой как впсихотерапевтической практике, так и при построении и анализе различных теорийличности. В преобразованных формах идея психологической защиты используетсяпрактически во всех психотерапевтических школах. З. Фрейд относил ПЗ квторичным психологическим процессам, противопоставляя их в определенной степенипервичным (воображение, сновидение, грезы). Первоначальная разработка этой темысвязана с изучением генеза (происхождения, причины) невротических симптомов илибидо. Механизмы психологической защиты выступали как средства разрешенияконфликта между сознанием и бессознательным. Впоследствии, исходя изразработанной теории личности (Оно, Эго, Супер-Эго), МПЗ рассматривались какфункции Эго, отвечающие за интеграцию и адаптацию при угрозе целостностиличности. По З. Фрейду защитные механизмы являются врожденными; они запускаютсяв экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта».Дочь З. Фрейда Анна Фрейд попыталась обобщить и систематизировать знания о МПЗ,накопившиеся к середине 40-х годов 20 века. В базовую концепцию З. Фрейда быливнесены определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты вразрешении внешних, т.е. социогенных конфликтов: механизмы защитырассматриваются как продукты развития и научения; наконец, формируетсяпредставление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризуетуровень адаптированности личности. А. Фрейд, К. Хорни (1993). E.Alexander (1950, 1980) рекомендует теорию МПЗ безобращения к понятию «Оно» с его инстинктивными влечениями, на егоместо они ставят борющиеся между собой стремления к безопасности иудовлетворению, конфликт между которыми вызывает вытеснение. При этом К. Хорнииспользует МПЗ А. Фрейд, которые она классифицирует по рубрикам реактивныхобразований и проекций[4].
По типу формирования концепция К.Роджерса аналогична психоанализу З. Фрейда. Оба начинали практикующимипсихотерапевтами, решали проблемы, возникающие не в науке, а в практике. Этипроблемы привели к формированию оригинальных терапевтических практик, которыевскрыли целые пласты эмпирических фактов и знаний. Для объяснения наблюдаемыхфеноменов в психотерапии оба построили оригинальные теоретические концепции. К.Роджерс так пишет о формировании своей концепции: «Раньше всего быласоздана наиболее тесно связанная с наблюдаемыми фактами, наиболее основательнодоказанная теория психотерапии и изменения личности, которая быласконструирована, чтобы упорядочить известные феномены терапии».
Если по типу формированияконцепция К. Роджерса аналогична концепции З. Фрейда, то по содержанию они вомногих аспектах противоположны. К. Роджерс как учёный формировался в рамкахгуманитарной парадигмы под влиянием американского философа Дж. Дьюи. Этоопределили его ценностную ориентацию в практике психотерапии, выражающуюся втом, что «врач входит в тесный личностный контакт со своим пациентом,отнесясь к нему не как учёный к объекту исследования, не как врач,устанавливающий диагноз и назначающий лечение, а как человек к человеку». К.Роджерс — создатель недирективной, или центрированной на клиенте психотерапии,при которой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит внём не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность зарешение собственных проблем путём активизации творческого начала своего Я. Впсихотерапии К. Роджерса отвергается позиция психотерапевта как абсолютногоавторитета, единственно активной стороны во взаимодействии, каковой онаявляется в психоанализе. Различия в ценностных позициях К. Роджерса и З. Фрейдапривели к различным схемам построения практики психотерапии[5].
Современное психоаналитическоепонимание МПЗ строится в основном на теориях динамического направления. Классическиориентированные психоаналитики одной из движущих сил личности признают страх (тревогу).Эта традиция берет свои истоки у З. Фрейда и его последователей и продолжаетсядо сегодняшних дней. Различают три вида страха: страх реальности(страх Эго перед внешним миром), невротический страх (страх Эго передОно) и страх нравственного порядка (страх Эго перед Супер-Эго). Страхзаставляет человека предпринять что-либо, либо эффективными способами избежатьтревожащей зоны, подавить опасный импульс, подчиниться голосу совести, либо вслучае травматического страха человек прибегает к иррациональным способам, такназываемым защитным механизмам.
Как отмечает Романова Е.С. чрезвычайноактуальным для психологической науки является изучение механизмовпсихологической защиты, которые используют люди для совладания с внешними ивнутренними конфликтами. Необходимо подчеркнуть, что «концепцияпсихологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладовпсихоанализа в теорию личности и в теорию психической адаптации
В советской психологическойлитературе, начиная со статьи Ф.В. Бассина „О силе Я и психологическойзащите“, активно обсуждаются те или иные особенности психологическойзащиты. Выделяются защитные процессы и защитные механизмы, невротическаяпсихологическая защита и психотическая защита; помимо классического наборазащитных механизмов (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регрессияи д.р.) некоторыми авторами вводятся другие механизмы защиты (констрикция,переоценивание, агравация, дисфорическая защита и д. р) [6].
Рассмотрим некоторые наиболеераспространенные определения психологической защиты. Она определяется как:
психическая деятельность,направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф. Бассин,В.Е. Рожнов);
частные случаи отношенияличности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни (В.М. Банщиков);
способы переработки информации вмозге блокирующие угрожающую информацию (И.В. Тонконогий);
механизм адаптивной перестройкивосприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватнооценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и неможет справиться со стрессом (В.А. Ташлыков);
механизмы, поддерживающиецелостность сознания (В.С. Ротенберг);
механизм компенсации психическойнедостаточности (В.М. Воловик, В.Д. Вид);
пассивно-оборонительные формыреагирования в патогенной жизненной ситуации (Р.А. Зачепицкий);
динамика системы установокличности в случае конфликта установок (Ф.В. Бассин);
способы репрезентацииискаженного смысла (В.Н. Цапкин).
Можно заметить, что вприведенных определениях психологическая защита всегда является частьюкаких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношенийличности, компенсации и др. Причем спецификация этой части идет не по объекту,а через задание целей и функции защиты, т.е. извне. Таким образом,психологическая защита не выделяется в самостоятельный процесс и механизм. Врезультате если более или менее понятно, когда и зачем функционирует защита, точто это такое, не проясняется[7].
В то же время можно выделить рядобщих моментов, характерных для всех определений. Общим является ситуацияконфликта, травмы, стресса, а также цель — снижение эмоциональнойнапряженности, связанной с конфликтом и предотвращение дезорганизацииповедения, сознания, психики. Здесь можно отметить, что основная смысловаяконструкция всех определений почти совпадает с психоаналитическим пониманием психологическойзащиты. Ведь Фрейд также определял защиту как механизм, действующий в ситуацииконфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного конфликтом. Разницатолько в определении того, что стоит за конфликтом.
Несмотря на то, что многиеавторы выделяют общие аспекты, теории МПЗ, до сих пор не существуетсистематизированных знаний об этих глубинно-личностных свойствах. Ряд автороввообще говорят о том, что психологическая защита — наиболеепротиворечивый вопрос психологии, приводя следующие аргументы: отсутствиеобщепринятых определений и классификаций, единого мнения по поводу ихколичества, критериев разделения, дифференцированности на нормальные и патологические,понимания их роли в формировании расстройств личности и невротических симптомов.В качестве примера ниже приводится список из тридцати четырех типовпсихологической защиты, составленный после обобщения всего лишь 2 классификаций:вытеснение, отрицание, перемещение, обратное чувство, подавление (первичное,вторичное), идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, изоляцияаффекта, регрессия, сублимация, расщепление, проекция, прожективнаяидентификация, всемогущество, девалюация, примитивная идеализация, реактивноеобразование (реверсия или формирование реакции), замещение или субституция (компенсацияили сублимация), смещение, интроекция, уничтожение, идеализация, сновидение,рационализация, отчуждение, катарсис, творчество в качестве защитногомеханизма, инсценирование реакции, фантазирование, „заговаривание“, аутоагрессияи др. [8]
По мнению многих авторов,защитные механизмы имеют следующие общие свойства: они действуют в подсознании,индивид не осознает, что с ним происходит, они отрицают, искажают,фальсифицируют действительность, они действуют в ситуации конфликта,фрустрации, психотравмы, стресса. Цель психологической защиты, как ужеговорилось, — снижение эмоциональной напряженности и предотвращениедезорганизации поведения, сознания и психики в целом. МПЗ обеспечиваютрегуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональноеповедение. В этом участвуют все психические функции личности, но каждый раз вкачестве МПЗ выступает преимущественно одна из них, которая и берет на себяосновную часть работы по преодолению негативных переживаний.
/>2. Копинг как методличностного реагирования
Копинг, копинговые стратегии (англ.coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. tocope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные иповеденческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросамиобыденной жизни.
Впервые термин появился впсихологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, какимобразом дети преодолевают кризисы развития[9]. Четыре года спустя, в1966 году Р. Лазарус в своей книге „Psychological Stress and CopingProcess“ (»Психологический стресс и процесс совладания с ним") обратилсяк копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другимипорождающими тревогу событиями[10].
Более точно копинг-поведениеопределяется так: копинг — это «непрерывно меняющиеся когнитивные иповеденческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутреннимитребованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсычеловека[11]».Авторы подчеркивают, что копинг — это процесс, который все время изменяется,поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь иоказывают друг на друга взаимное влияние (там же).
Как показано Лазарусом[12],утверждается, что стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствуетравновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов,доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оцениваетситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают длясебя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственнойоценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самымизапросами[13].
Co временем понятие «копинг»стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающиересурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержаниекопинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобысправиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные иповеденческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросамиобыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которыеиспользуются в различной степени в определенных обстоятельствах[14]. Такимобразом, копинг — это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемыеиндивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда[15]».
При этом подчеркивается, чтореакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так инепроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны наиндивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены врезультате повторения и больше не требуют сознательного контроля[16].
Психологи, занимающиесяпроблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения наэффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, чтокопинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными,так и непродуктивными, дисфункциональными[17], то существуют авторы, сточки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является егополезность; они определяют совладание как «адаптивные действия,целенаправленные и потенциально осознанные[18]».
Альтернативная точка зрениясостоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективностьзависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копингреализуется[19].
Исследователи копинг-стратегий впопытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколькоуровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться сострессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили. Копинговыедействия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются вкопинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например,группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия). Например,таким стилем может быть «Обращение к другим». Иногда терминыкопинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в товремя как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям,которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другиепохожие термины — это копинговые тактики и копинговые ресурсы[20].
Достаточно недавно исследователи,занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг сталипридерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делаетакцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerceof resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удаетсясохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненныеобстоятельства[21].
Ресурсные теории предполагают,что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют»или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс — это главноесредство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) другихресурсов[22]».
К ресурсному подходу относятнекоторых серьёзных исследователей, работы которых ранее не связывались сизучением копингового поведения. В рамках ресурсного подхода рассматриваютширокий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной,моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных(навыки и способности индивида[23]).Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR — теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные исоциальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман[24]в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другиеисследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемыекопинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) [25].
Конструкт самоэффективности,разработанный А. Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс,влияющий на копинговое поведение. По Э. Фрайденберг, с самоэффективностьюсвязаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людейоб их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркиваетспособность к «центральной» организации и использованию собственныхресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды[26].
Ресурсный подход предполагает,что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могутоказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желанияэффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет малодрузей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив,в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенкабыли ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемыеим копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки вкачестве стратегии совладания со стрессом.
Поскольку интерес ккопинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложностисамого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к однойединой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока ещёявляются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новыйисследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает своюсобственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизироватьимеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификациисамих классификаций.
Исследователи, первые использовавшиепонятие копинга в психологии, предложили и первую классификациюкопинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотическую классификациюкопинг-стратегий, выделив их следующую направленность: проблемно-фокусированныестратегии (11 копинговых действий) эмоционально-фокусированные стратегии (62копинговых действия) [27].
По Лазарусу в копинговомпроцессе представлен как проблемно-фокусированный, так иэмоционально-фокусированный аспект.
Другими исследователямипредлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос иШеффер[28]выделяют три стратегии: сфокусированная на оценке (установление для себязначения ситуации); сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершениеконкретных действий для преодоления стресса); сфокусированная на эмоциях (управлениечувствами и поддержание эмоционального равновесия).
Перлин и Шулер[29]предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию, выделяя вней три следующих стратегии: стратегия изменения способа видения проблемы,стратегия изменения проблемы, и стратегия управления эмоциональным дистрессом[30].
Эти две классификациипрактически повторяют классификацию Лазаруса и Фолкмана. При этом Моос и Шеффери, соответственно, Перлин и Шулер выделяют в стратегии «фокусировка напроблеме» действия двух типов: когнитивные («фокусировка на оценке»и «изменение способа видения проблемы», соответственно) иповеденческие («фокусировка на проблеме» и «стратегия измененияпроблемы», соответственно).
Многие из классификацийкопинг-стратегий, возникавшие вслед за классификацией Лазаруса и Фолкмана,составлялись в той же традиции, предлагая дихотическое разделениекопинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа сотношением к проблеме». Таким образом, многие классификациикопинг-стратегий, в основном, сводятся к различению между активными,фокусированными на проблеме усилиями справиться с внешними запросами проблемыпротив более интроспективных усилий переформулировать или когнитивнопереоценить проблему так, что она лучше соответствует внешним требованиям[31].
Кроме того, некоторыеисследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаютсяв зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных),лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская выделяют три больших группыкопинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональнаяпроработка подавленного и познание.
Есть и классификации, имеющиедело только с одним типом процессов. Так, например, Коплик[32],рассматривая чисто когнитивные копинг-стратегии, предлагает дихотическуюклассификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости дляинформации. Напротив, Виталиано[33]выделяет три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение,избегание и предпочтительное истолкование [цит. по Нартова-Бочавер]. Другаятеория [Fabes, Eisenberg & Eisenbud, 1993] также выделяет три видаэмоционального совладания, но в основе этой классификации лежит не типдемонстрируемой реакции, а то, на что направлены действия по совладанию: нарегуляцию внутренней (переживаемой) эмоции; регуляцию поведения, связанного спереживанием эмоции; регуляцию контекста, вызывающего эмоцию [цит. по Losoya,1998].
В то же время, некоторыеисследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать вкопинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональныеаспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попыткисправиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время какдисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. Влитературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающимкопингом». Так, например, Фрайденберг[34] предлагаетклассификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: обращениек другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители иликто-то ещё), непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны снеспособностью справиться с ситуацией) и продуктивный копинг (работать надпроблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). Как видно,копинг-стратегия в категории «Обращение к другим» стоит особняком откатегорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Такимобразом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении «эффективности/ неэффективности», исследователями здесь все же предпринята попыткавыделить ещё одно измерение — «социальная активность», которое сточки зрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивноеили непродуктивное.
В психологической литературетакже представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегиикак специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контролянад действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии, которыеслужат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях,когда он подвергается угрозе[35].Так, например, в предложенной этими авторами классификации BISC [BehavioralInventory on Strategic Control, «Руководство по стратегическому контролюповедения») предполагается, что копинг-стратегии детей варьируются почетырём измерениям стратегического поведенческого контроля: активнаядеятельность, косвенная деятельность, просоциальное поведение и антисоциальноеповедение.
Похожая классификацияпредлагается Хобфоллом[36].В своей COR-теории (Conservation of Resources, «Теория сохранения ресурсов»)он предлагает рассматривать в копинг-поведении шесть осей: просоциальная /антисоциальная направленность, прямое / непрямое поведение и пассивное /активное поведение.
На сегодняшний день проблематикакопинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самыхразных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связикопинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием,успешностью в социальной сфере и т.д. При этом копинг-стратегии оцениваются сточки зрения их эффективности / неэффективности, а за критерий эффективностипринимается понижение чувства уязвимости к стрессам[37].
Так, например, получены данные,что копинговые реакции, фокусированные на проблеме (например, попытка изменитьчто-то в стрессовых взаимоотношениях с другим человеком или между другимилюдьми в своем социальном окружении) связаны с более низкими уровнямиотрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые[38].Кроме того, применение проблемно-фокусированных копинг-стратегий отрицательносвязано с проблемами в поведении[39]и социальными проблемами[40].При этом показано, что дети, меньше применяющие проблемно-фокусированныекопинг-стратегий, переживают больше проблем в адаптации]. Напротив, частоеиспользование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзнымипроблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности идепрессии[41].
Такие стратегии, как поисксоциальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная/физическаяагрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицаниетакже, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации. В пользуэффективности стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствуюти данные, полученные в других исследованиях[42]. Здесь было показано,что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкалеуспеваемости, активнее использовали данную копинг-стратегию.
Положительной оценки такжезаслуживает такая стратегия, как активное решение проблем. Так, было показано,что подростки, способные к активному решению проблем, демонстрируют большуюлегкость в адаптации[43].
Экспериментальные исследованияпредоставляют различные данные относительно того, как оценивать такуюстратегию, как избегающий копинг. С одной стороны, он связывается с болеевысоким уровнем депрессии[44],тревоги, сложностями адаптации в школе[45]. Напротив, другиеисследователи демонстрируют, что дети со стратегией избегания демонстрируютменьше проблем с поведением в школе и, по отзывам учителей, обладают большейсоциальной компетентностью[46].Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью втом случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когдаизбегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации. Кроме того,исследователи предполагают, что избегающий копинг может быть полезен вситуациях непродолжительного стресса, но в случае длительных стрессовыхситуаций избегание расценивается как неадаптивная реакция.
Неоднозначно оценивается и такаякопинг-стратегия, как «позитивная переоценка ситуации[47]». Содной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служитэмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношенияотвлекает от решения конкретных практических проблем. Тем не менее,представляется, что стратегия позитивной переоценки может быть эффективна вситуации, когда субъект не может контролировать результат.
Что касается академическойсферы, то, к сожалению, работы по изучению влияния копинг-стратегий наакадемическую успешность пока представлены в психологической литературе оченьслабо. Так, например, нельзя четко и однозначно заявить, что успешныекопинг-стратегий ведут к свехдостижениям в учёбе (под сверхдостижениями здесьпонимается более высокий уровень достижений, чем в среднем для учащихся данногоуровня способностей) [48].Тем не менее, уже можно ссылаться на данные, свидетельствующие, например, отом, что подростки (мужского пола), которые делают выбор в пользу болеепродуктивных копинг-стратегий, имеют явное преимущество в учёбе; а именно, онидемонстрируют сильную склонность к тому, чтобы успевать лучше, чем мы можеможидать, исходя из их результатов по тестам IQ.
Стратегии, направленные нарешение проблем, в общем, являются более эффективными, чем стратегии,назначение которых — совладание с отношением индивида к проблеме. Но, как бы тони было, исследования также свидетельствуют, что применение сразу несколькихспособов совладания более эффективно, чем выбор только одного конкретногоспособа реагирования на ситуацию[49].Как уже было сказано, эффективность копинг-стратегий зависит как от самойреакции, так и от контекста, в котором эта реакция осуществляется. Копинг-стратегии,неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например,стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могутбыть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменятьв желаемую сторону.
/>3. Методы исследованиямеханизмов психологических защит
Одним из наиболее применяемыхметодов исследования механизмов психологических защит в настоящее времяявляется методика «Индекс жизненного стиля» — личностный опросник,предназначенный для диагностики механизмов психологической защиты «Я».Предложен Р. Плутчиком, Г. Келлерманом и Г. Конте в 1979г. (Приложение 1).
Тестовая методика состоит из 97утверждений, требующих ответа по типу «верно-неверно». Выявляются 8видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация,реактивное образование, проекция, интеллектуализация и регрессия.
Каждому из этих защитныхмеханизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностныереакции индивидуума, возникающие в различных ситуациях. Сырые оценкипереводятся в процентили, строится профиль защитной структуры обследуемого. Дляизучения защитных механизмов личности, механизмов адаптации личности, выявленияличностных особенностей:
А реактивные образования. Личностьэтого типа насыщена энергией, ее цель участвовать во всевозможных мероприятияхи проектах. Для нее характерно хорошее отношение к людям, дружелюбие,общительность и гипертрофированная социабельность; преобладающая эмоция — радость; врожденная потребность к избытку приятных стимулов — гедонизм. Защитныммеханизмом являются реактивные образования (формирования реакций), его цельюявляется только управление поведением. Супер-Эго подавляет привлекательностьприятных стимулов, особенно это касается объектов, влечение к которым социальноне одобряемо.
В. отрицание. Характерны: большаявнушаемость, отсутствие критичности, селективное невнимание, преобладающий типзащиты — отрицание. Эмоция принятия и защита отрицанием, являются элементамиистерического функционирования, позволяют этому типу идеализировать объектреагирования (например, истерики часто влюбляются, эмоционально незрелаяжизненная позиция сводится к полному совпадению собственного «Я» иролевой позиции).
С. замещение. Поведение прямопротивоположно поведению пассивного типа. Основная эмоция — гнев (раздражение),основная защита — замещение, служащая для управления гневом и агрессией. Приотсутствии этого механизма такая личность напрямую выражала бы своюагрессивность, что привело бы к возникновению серьезных конфликтов. Этотмеханизм позволяет направить реакцию агрессии на более безопасный объект.
D. регрессия.Противоположность обсессивной диспозиции. Выражена потребность оставаться внеподконтрольном состоянии и необходимость которого выражения своих импульсов. Защитарегрессией дает возможность такой личности для постоянной разрядки импульсов,возвращаясь, время от времени, к более или менее зрелым моделям удовлетворенияпотребностей. Личность этого типа стимулируется чем-либо избыточным из внешнейсреды, чтобы нейтрализовать внутренний эмоциональный «паралич» ичувство оцепенения, который возвращает ее к детской незащищенности, а такжесама способна неосознанно провоцировать конфликтные ситуации с целью получитьэтот избыток стимулов. Основная эмоция — удивление.
E. компенсация.Личность такого типа все время страдает из-за утраты воображаемого объекта ипотери самоуважения. Основная эмоция — печаль. Основной способ защиты — компенсация, направленная на избегание чувства депрессии, компенсация особенноэффективна для поддержания достаточно высокой самооценки, под влиянием этогомеханизма происходит выход из состояния подавленности.
F. проекция.Характерно отсутствие внушаемости и высокая критичность, преобладающие эмоции — отвращение или неприятие, в качестве защиты используется механизмпроекции. Параноидальная личность ощущая собственную неполноценность,защищается проекцией, которая позволяет ей этого не замечать, объектом критикистановится окружающая действительность.
G. подавление(вытеснение). Характерны: инертность, пассивность, избегание, отшельничество,уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо. Основнаяэмоция — страх, основной механизм защиты — подавление (вытеснение).
H. интеллектуализация,рационализация и сублимация. Выражается в стремлении контролировать окружающуюсреду, в качестве средств для этого выступают антиципация и ожидание, защитаосуществляется посредством интеллектуализации, рационализации и сублимации. Развитиеобсессивной личности основано на отчуждении от инстинктов и эмоций, для неехарактерны совестливость, опрятность, стремление придерживаться во всемсередины, педантичность в сочетании с неспособностью загадывать человеческиеэмоции, за этими чертами скрывается тревога потерять контроль.
Неоспоримыми плюсами этойметодики являются ее теоретическая обоснованность и валидность,целенаправленная многомерность и конструктивная простота. В качествесистемообразующего фактора рассматривается связь отдельных видов ПЗ с различнымиэффективными состояниями и диагностическими концепциями.
Время заполнения опросникасоставляет от 15 до 20 минут. Подсчет результатов осуществляется по бланкуответов, который является одновременно ключом. При этом подсчитываются толькоположительные ответы по каждой шкале, представляющие собой «сырые» очки,которые в дальнейшем могут быть сравнены со средненормативными показателями повыборке стандартизации, или переведены в процентильные показатели. Последниепоказывают условное расположение испытуемого в выборке стандартизации всоответствии с ее процентным распределением. Процентильные показателипредложены авторами методики, с их помощью можно получить отражение полученныхрезультатов в удобной графической модели. Она демонстрирует одно из основныхтеоретических положений, лежащих в основе методики — попарную полярностьизмеряемых механизмов
Бланк ответов предлагаетсяреспондентам в индивидуальном порядке.
/>Заключение
Одним из центральных вопросов втеории копинга Folkman S. и Lazarus R. S. является вопрос о его динамике.По мнению авторов, копинг — это динамический процесс с составляющимиструктурными элементами, т.е. копинг не является постоянным, а подверженмодификации с изменением социального контекста.
Копинг представляет собоймногомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используютлюди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях.
Вопрос о динамике копинганапрямую связан с проблемой прогноза того или иного поведения человека встрессовой ситуации.
Социальный контекст копинга, аименно специфика и особенности события, с которыми взаимодействует человек впроцессе преодоления, способны влиять на процесс совладания. Значениеситуационных детерминант подчеркивается в ряде работ.
Так, например, С.К. Нартова-Бочаверотмечает, что "…ситуация во многом определяет логику поведения человека имеру ответственности за результат его поступка". Х Хекхаузен пишет о том,что «особенности ситуации … в большей степени детерминируют поведение, чемдиспозиции субъекта».
Стрессовая ситуация оказывает наличность значительное влияние.
А.О. Прохоров подчеркивает еезначимость для появления новых личностных образований, таких как появлениеновых ценностей, изменение отношения к людям, появление осмысленности жизни ипр. Н.В. Волкова отмечает значимость критических ситуаций в условиях реализации«базовых» ценностей для личности.
Учет специфики ситуации иосновных ее характеристик играет важную роль в ситуационном подходе к копингу.
По мнению Л.И. Дементий,существует ряд методологически важных положений при исследовании копинга. Одноиз них связано с тем, что эффективность преодоления во многом зависит отразницы в объективных параметрах стрессора и их субъективной оценки.
Л.И. Анцыферова указывает на то,что поведение во многом детерминировано не объективно заданной ситуацией, а еесубъективной оценкой и восприятием, однако нельзя недоучитывать и объективныепоказатели ситуации, которые отражаются в субъективной репрезентации индивида.
Зарубежные исследователи Singer J. E. и Davidson L. M. отмечают, что люди по-разномуинтерпретируют стрессовую ситуацию. Они могут оценивать ее как угрозу или кактребование. Стрессовые последствия, по мнению ученых, возможны только в том случае,если событие воспринимается индивидом как угроза, если же событиевоспринимается как требование, то это вызовет другой способ ответа на него. Поих мнению, оценка того или иного стрессового события зависит от оценки личностисвоих ресурсов совладания со стрессором, которые могут быть основаны наиндивидуальном опыте, знаниях или практики или же на самооценке, восприятиисобственной компетентности и др. На сегодняшний день, как указывают Singer J. E. и Davidson L. M., вопрос остается открытым поповоду того, какие характеристики среды или личности могут оказывать наибольшеевлияние на процесс преодоления.
Когнитивная оценка стрессовойситуации, согласно теории Folkman S. и Lazarus R. S., является ключевым механизмов,обуславливающим процесс преодоления.
/>Список использованнойлитературы
1.        Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Обозрениепсихиат. и мед. психологии им.В.М. Бехтерева. 1992, №2
2.        Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в нормеи при соматических заболеваниях // Вопр. психологии. 1990, №5.
3.        Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журналсоциологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып.2.
4.        Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятийпсихологии личности. Психологический журнал, т.18, № 5, 1997.
5.        Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь,201. — С.70.
6.        Романова Е.С. Исследование механизмов психологической защиты придевиантном поведении // Росс, психиатр, журнал. 1998, №3.
7.        Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
8.        Ясперс К. Общая психопатология. / под ред. докт. мед. наук В.Ф. Войцехаи канд. филос. наук О.Ю. Бойцовой М., «Практика», 1997
9.        Ayers T. S., Sandier I. N., West S. G., &Roosa M. W. A dispositional and situational assessment of children’s coping: Testingalternative models of coping // Journal of personality, 1996, 64, 923-958.
10.     Berg C. A., Meegan S. P., & Deviney P. P. Asocial-contextual model of coping with everyday problems across the lifespan //International Journal of Behavioral Development, 1998, 22 (2), 231-237.
11.     Causey D. L., & Dubow, E. F. Negotiating thetransition to junior high school: The contributions of coping strategies andperceptions of the school environment. // Prevention in Human Services, 1993,10, 59-81.
12.     Compas B. E., Forsythe, C. J., & Wagner, B. M.Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitivetherapy and research.12, 1988, 305-320.
13.     Compas В.Е. An agendafor coping research and theory: basic and applied developmental issues // InternationalJournal of Behavioral Development, 1998, 22 (2), 231-237.
14.     Compas, B. E., Ey, S., Worsham, N. L., Howell, D.C. When mom or dad has cancer: II Coping, cognitive appraisals, andpsychological distress in children of cancer patients // Child development,1996, 15, 167-175.
15.     Compas, B. E., Malcarne, V. L., & Fondacaro,K. M. Coping with stressful events in older children and young adolescents // Journalof consulting and clinical psychology, 1988, 563, 405-411.
16.     Ebata, A., & Moos, T. Coping and adjustmentin distressed and healthy adolescents // Journal of Applied DevelopmentalPsychology, 1991, 12, 33-54.
17.     Frydenberg E. Adolescent Coping: Theoretical andResearch Perspectives. London: Routledge, 1997.
18.     Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals,visions and challenges. Oxford University Press, 2002.
19.     Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals,visions and challenges. Oxford University Press, 2002.
20.     Frydenberg E., & Lewis R. Teaching Coping toadolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall2000. Vol.37, No.3, pp.727-745.
21.     Herman-Stahl, M. A., Stemmler, M., &Petersen, A. C. Approach and avoidant coping: Implications for adolescentmental health // Journal of youth and adolescence, 1995, 24, 649-655.
22.     Hobfoll S. E. Social Support: Will you be there when Ineed you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds), A lifetime of relationships. California:Brooks / Cole Publishing Co, 1996. — p.12.
23.     Koplik E. K. et al. The Relationship ofMother-Child Coping Styles and Mother’s Presence of Children’s Response toDental Stress. // Journal of Psychology. 1992. V.126 (1). P.79-92.
24.     Lasarus R. S. Emotion and Adaptation. New York: OxfordUniversity Press, 1991.
25.     Lasarus R. S., Folkman S. Stress,appraisal andcoping. New York, Spinger, 1984. — p.141.
26.     Lopez, D. F., & Little, T. D. Children’saction-control beliefs and emotional regulation in the social domain // DevelopmentalPsychology, 1996, 32, 299-312.
27.     Losoya S., Eisenberg N., Fabes R. A. Developmentalissues in the study of coping // International Journal of BehavioralDevelopment, 1998, 22 (2), 231-237.
28.     Maddi S.8-th International Conference onMotivation. Abstracts. Moscow, 2002.
29.     Moss R. H., Schaefer J. A. Life transitions andcrises // Coping with life crises. An integrative approach. New York: PlenumPress, 1986. — P.3-28.
30.     Parsons, A., Frydenberg, E., and Poole, C. Overachievementand coping strategies in adolescent males // British Journal of EducationalPsychology, 1996, 66, 109-14.
31.     Pearlin L.I., Schooler C, The structure ofcoping // The journal of health and social behavior. 1978, Vol. 19. №.1. P.2-21.
32.     Seligman, M. E. Learned Optimism. NSW: RandomHouse Australia, 1992.
33.     Vitaliano P. P. et al. Coping ProfilesAssociated With Psychiatric, Physical Health, Work and Family Problems. // HealthPsychology 1990, V.9 (3), p.348-376
/>Приложения
Индекс жизненного стиля (LSI)
Прочтите следующие утверждения. Этиутверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, илидействия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам несоответствует, поставьте знак «х» в разделе обозначенном «Нет».Если утверждение Вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе«Да», в месте обозначенном круглыми скобками.
Я очень лёгкий человек и со мнойлегко ужиться.
Когда я хочу чего-нибудь, яникак не могу дождаться, когда это получу.
Всегда существовал человек, накоторого я хотела бы походить.
Люди не считают меняэмоциональным человеком.
Я выхожу из себя, когда смотрюфильмы непристойного содержания.
Я редко помню свои сны.
Меня бесят люди, которые всемивокруг командуют.
Иногда у меня появляется сильноежелание пробить стену кулаком.
Меня раздражает тот факт, чтолюди слишком много задаются.
10. В мечтах я всегда в центревнимания.
Я человек, который никогда неплачет.
Необходимость пользоватьсяобщественным туалетом заставляет меня совершать над собой усилие.
Я всегда готов выслушать обестороны во время спора.
Меня легко вывести из себя.
Когда кто-нибудь толкает меня втолпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.
Многое во мне людей восхищает.
Я полагаю, что лучше хорошенькообдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.
Я много болею.
У меня плохая память на лица.
Когда меня отвергают, у меняпоявляются мысли о самоубийстве.
Когда я слышу сальности, я оченьсмущаюсь.
Я всегда вижу светлую сторонувещей.
Я ненавижу злобных людей.
Мне трудно избавиться отчего-либо, что принадлежит мне.
Я с трудом запоминаю имена.
У меня склонность к излишнейимпульсивности.
Люди, которые добиваются своегокриком и воплями, вызывают у меня отвращение.
Я свободен от предрассудков.
Мне крайне необходимо, чтобылюди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.
Когда я собираюсь в поездку, япланирую каждую деталь заранее.
Иногда мне хочется, чтобыатомная бомба разрушила весь мир.
Порнография отвратительна.
Когда я чем-нибудь расстроен, ямного ем.
Люди мне никогда не надоедают.
Многое из своего детства я немогу вспомнить.
Когда я собираюсь в отпуск, яобычно беру с собой работу.
В своих фантазиях я обычносовершаю великие поступки.
В большинстве своём людираздражают меня, так как они слишком эгоистичны.
Прикосновение к чему-нибудьосклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение.
Если кто-нибудь надоедает мне, яне говорю это ему, а стремлюсь выразить своё кому-нибудь другому.
Я полагаю, что люди обведут васвокруг пальца, если вы не будете осторожны.
Мне требуется много времени,чтобы разглядеть плохие качества в других людях.
Я никогда не волнуюсь, когдаслышу или читаю о какой-нибудь трагедии.
В споре я обычно более логичен,чем другой человек.
Мне совершенно необходимослышать комплименты.
Беспорядочность отвратительна.
Когда я веду машину, у меняиногда появляется желание толкнуть другую машину.
Иногда, когда у меня что-нибудьне получается, я злюсь.
Когда я вижу кого-нибудь вкрови, это меня почти не беспокоит.
У меня портится настроение, и яраздражаюсь, если на меня не обращают внимание.
Люди говорят мне, что я всемуверю.
Я ношу одежду, которая скрываетмои недостатки.
Мне очень трудно пользоватьсянеприличными словами.
Мне кажется, я много спорю слюдьми.
Меня отталкивает от людей то,что они не искренни.
Люди говорят мне, что я слишкомбеспристрастен во всём.
Я знаю, что мои моральныестандарты выше, чем у большинства людей.
Когда я не могу справиться счем-либо, я готов заплакать.
Мне кажется, что я не могувыражать свои эмоции.
Когда кто-нибудь толкает меня, яприхожу в ярость.
То, что мне не нравится, явыбрасываю из головы.
Я очень редко испытываю чувствапривязанности.
Я терпеть не могу людей, которыевсегда стараются быть в центре внимания.
Я многое коллекционирую.
Я работаю более упорно, чембольшинство людей, чтобы добиться результатов в области, которая меняинтересует.
Звуки детского плача небеспокоят меня.
Я бываю так сердит, что мнехочется крушить всё вокруг.
Я всегда оптимистичен.
Я много лгу.
Я больше привязан к самомупроцессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг неё.
В основном люди не сносны.
Я бы ни за что не пошёл нафильм, в котором слишком много сексуальных сцен.
Меня раздражает то, что людямнельзя доверять.
Я буду делать всё, чтобыпроизвести хорошее впечатление.
Я не понимаю некоторых своихпоступков.
Я через силу смотрю кинокартины,в которых много насилия.
Я думаю, что ситуация в миренамного лучше, чем большинство людей думают.
Когда у меня неудача, я не могусдержать плохого настроения.
То, как люди одеваются сейчас напляже — неприлично.
Я не позволю своим эмоциямзахватывать меня.
Я всегда планирую наихудшее, длятого, чтобы не быть застигнутым врасплох.
Я живу так хорошо, что многиелюди хотели бы оказаться на моём месте.
Как-то я был так сердит, чтосильно саданул по чему-то и случайно поранил себя.
Я испытываю отвращение, когдасталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.
Я почти ничего не помню о своихпервых годах в школе.
Когда я расстроен, я невольнопоступаю как ребёнок.
Я предпочитаю больше говорить освоих мыслях, чем о своих чувствах.
Мне кажется, что я не могузакончить ничего из того, что начал.
Когда я слышу о жестокостях, этоне трогает меня.
В моей семье почти никогда непротиворечат друг другу.
Я много кричу на людей.
Ненавижу людей, которые топчутдругих, чтобы продвинуться вперёд.
Когда я расстроен, я частонапиваюсь.
Я счастлив, что у меня меньшепроблем, чем у большинства людей.
Когда что-нибудь расстраиваетменя, я сплю более, чем обычно.
Я нахожу отвратительным, чтобольшинство людей лгут, чтобы добиться успеха.
Я говорю много неприличных слов.
ОБРАБОТКА ТЕСТА
Восемь эго-защитных процессовформируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числаположительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенныхна число утверждений в каждой шкале. Напряженность психологических защитподсчитывается по формуле (число "+"/ответы — число утверждений) х100%. №п/п Названия шкал Номера утверждений n 1 Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 10 2 Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 17 3 Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 10 4 Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 11 5 Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 12 6 Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 10 7 Гиперкомпенсация 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 10 8 Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 12
Ключ к тесту соответствует шапкетаблицы, т.е. шкалам от А до Н где
А — реактивные образования, махбаллов 13, один балл 7,692%
В — отрицание, мах баллов 12,один балл 8,333%
С — замещение, мах баллов 14,один балл 7,142%
D — регрессия,мах баллов 10, один балл 10%
Е — компенсация, мах баллов 13,один балл 7,692%
F — проекция,мах баллов 13, один балл 7,692%
G — подавление(вытеснение), мах баллов 12, один балл 8,333%
Н — интеллектуализация,рационализация и сублимация, мах баллов 10, один балл 10%
Далее получаемые сырые баллы (путемумножения на процент одного балла соответствующей диспозиции) переводятся впроценты, диспозиции сравниваются по выраженности и строится индивидуальныйпрофиль испытуемого.
Бланк Ф. И.О. ___________________________ Дата _________________№ нет да № нет да A B C D E F G H A B C D E F G H  () 50.  ()  () 51.  ()  () 52.  ()  () 53.  ()  () 54.  ()  () 55.  ()  () 56.  ()  () 57.  ()  () 58.  ()  () 59.  ()  () 60.  ()  () 61.  ()  () 62.  ()  () 63.  ()  () 64.  ()  () 65.  ()  () 66.  ()  () 67.  ()  () 68.  ()  () 69.  ()  () 70.  ()  () 71.  ()  () 72.  ()  () 73.  ()  () 74.  ()  () 75.  ()  () 76.  ()  () 77.  ()  () 78.  ()  () 79.  ()  () 80.  ()  () 81.  ()  () 82.  ()  () 83.  ()  () 84.  ()  () 85.  ()  () 86.  ()  () 87.  ()  () 88.  ()  () 89.  ()  () 90.  ()  () 91.  ()  () 92.  ()  () 93.  ()  () 94.  ()  () 95.  ()  () 96.  ()  () 97.  ()  ()


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.