План
Введение
1. Осознание проблемной ситуации — начало мыслительной работы. Определение движущей стратегии решения
2. Основные мыслительные операции
3. Виды мышления и особенности ихпроявления в умственной деятельности человека
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Предметом изучения вконтрольной работе является предмет психология труда.
Объектом исследования вработе является основные категории и понятия, связанные с культурой умственноготруда.
Целью исследованиявсестороннее изучение объекта на основе учебных и методических материалов.
Основными задачами вконтрольной работе служат следующие задачи:
— описать процессосознания проблемной ситуации в мыслительной деятельности, перечислить егоособенности;
— выделить определяющие,движущие стратегии решения;
— перечислить и датьразвернутую характеристику основных мыслительных операций;
— описать видымыслительной деятельности и особенности их проявления у людей.
Мыслительная деятельностьчеловека имеет большое значение в его жизни. Мыслительная работа важна итяжела. Чтобы с ней справляться необходимо знать законы развития мышления иособенности их проявления в разные периоды человеческой жизни. Культураинтеллектуального труда предполагает, что человек умеет разобраться иосмыслить, что ему дается легко, а что вызывает затруднения и требует работынад собой в плане развития мышления.
1. Осознаниепроблемной ситуации — начало мыслительной работы. Определение движущейстратегии решения
В развернутом процессемышления в ходе решения сложной задачи, которую нельзя определить однозначнымалгоритмом, можно выделить несколько основных этапов или фаз. Началомыслительного процесса видится в сознании проблемной ситуации. Уже этот этапоказывается не всем под силу — тот, кто не привык мыслить, воспринимаетокружающий мир как само собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем большепроблем видит человек. Необходимо иметь мышление И.Ньютона, чтобы увидеть впадающем на землю яблоке проблему. Проблемная ситуация, как правило, содержит всебе противоречие и не имеет однозначного решения. По мнению А.М.Матюшкина, вструктуру проблемной ситуации также входят познавательная потребность,побуждающая человека к деятельности, неизвестное достигаемое знание (т.е.предмет потребности) и интеллектуальные возможности человека. В результатеанализа проблемной ситуации формулируется задача. Это означает, что в данныхусловиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное(искомое), а также определить требование (цель).
«Задача всегда ставитперед субъектом цель, сформулированную в вопросе, которым кончается каждаязадача. Этот вопрос сам не заключает в себе ответа. Цель дана в определенныхусловиях, и субъект, решающий задачу, прежде всего должен ориентироваться в ееусловии, выделить из содержания самое важное, сопоставив входящие в его составчасти. Лишь такая работа, служащая ориентировочной основой интеллектуальногодействия, позволяет создать гипотезу того пути, по которому должно идтирешение, иначе говоря, стратегию решения, его общую схему»[3,c.32].
Задача решаетсяразличными способами, выбор которых обусловлен ее условиями, типом умственнойдеятельности субъекта, способом решения (алгоритм, эвристика, правила и т.д.).Пели решаемая задача предполагает знание правил, то это означает включение вобщую структуру еще двух этапов. На первом необходимо определить то правило,которое будет использовано, а на втором — применить данное общее правило кконкретным, частным условиям.
Решение сложныхэвристических проблем требует учета и сопоставления условий и данных, чтобы невозникло логических расхождений с наметившейся стратегией действий. В результатеэтой работы появляется гипотеза или несколько гипотез, но возникают они невсегда последовательно, и на любом этапе мыслительного процесса. Длительностьжизни гипотезы определяется критичностью ума индивида. Дж.Брунер считал, чтосуществуют следующие способы выдвижения гипотез[4,c.77]:
а) сначала формулируютсявсе возможные гипотезы, а затем в ходе проверки отбрасываются ложные;
б) гипотезы выдвигаются ипроверяются последовательно, по одной;
в) в результатебессистемности действий (азарт) ни одна из гипотез не доводится до конца;
г) гипотезы неформулируются, а идет поиск случайного решения.
Определив стратегию,решающий задачу может обратиться к выделению частных операций, которые всегдадолжны оставаться в рамках этой стратегии и последовательность которых ондолжен строго соблюдать. Эти операции иногда могут оставаться сравнительнопростыми, а иногда приобретают сложный характер и состоят из целой цепипоследовательных звеньев (которые решающий должен хранить в своей «оперативнойпамяти»), приводящих к определенному результату; решающий за дачу долженсличить этот результат с исходным условием, и лишь в том случае, если результатсоответствует условию, за кончить действие, если же такого соответствия нет,начать действие снова, пока нужное согласование результата с исходным условиемне будет достигнуто.
Естественно, описанныйвыше процесс на всем протяжении должен определяться основной задачей и невыходить за первичные ее условия; всякая утеря связи отдельных операций сисходным условием неизбежно приведет к невозможности решения задачи и превратитинтеллектуальный акт в цепь ассоциаций, потерявших всякий смысл. Следует такжеотметить, что человек всегда в состоянии выделить этапы, последовательнопроходимые мыслью в ходе решения задачи. В противоположность, при интуитивноммышлении создается впечатление, что решение приходит внезапно, как озарение.Вот как описывает данный акт известный математик А.Пуанкре, который долго немог разрешить сложную профессиональную проблему: «… Я оставил Канн, где жилтогда, чтобы принять участие в геологической экскурсии, предпринятой Горным,училищем. Дорожные перипетии заставили меня забыть о моих тематических работах.По приезде в Кутанс мы сели в омнибус для какой-то прогулки; в тот момент,когда я поставил ногу на подножку, у меня возникла идея, к которой, казалось, яшел,… Я не сделал проверки; у меня не хватило бы на это время, так как вомнибусе я возобновил начатый разговор, но у меня уже тогда явилась полнаяуверенность в правильности идеи. По возвращению в Канн я со свежей головойпроверил вывод только для очистки совести»[5,c.69].
Все это создаетспециальные требования, обеспечивающие полноценный характер решения задачи.Решающий задачу должен запомнить ее и не потерять связь вопроса с ее условием;он должен ориентироваться в условии задачи и затормозить всякие проявлениянепосредственных импульсивно возникающих операций, не подчиненных ее общейсмысловой схеме. Он должен создать известное «внутреннее поле», в пределахкоторого должны протекать все его поиски и операции и ни в коем случае невыходить за границы этого логического поля; он должен исполнять необходимыеоперации счета, не забывая какое место в общей стратегии решения задачизанимает каждая операция; наконец, он, как уже указывалось, должен сличитьполученный результате исходным условием. Нарушение каждого из этих требованийнеизбежно приводит к распаду интеллектуального акта.
С помощью анализа можнобез труда выделить те факторы, которые включены в процесс решения задач. Ониявляются основными условиями полноценной интеллектуальной деятельности, и ихисключение приводит к нарушению ее нормального течения. Первым из такихфакторов является установление прочного логического отношения между условием иконечным вопросом, сохраняющим доминирующее значение последнего. Без этогоусловия место избирательной системы операций, подчиненных вопросу, могут занятьизбирательные ассоциации, выбор из многих возможных альтернативы станет нереальным и интеллектуальная деятельность, потеряв свой смысл, распадается.Вторым фактором, определяющим сохранность интеллектуальной деятельности,является предварительная ориентировка в условиях задачи, предполагающаяодновременное (симультанное) обозрение всех составных элементов условия ипозволяющая создать общую схему решения задачи. Устранение этого факторанеизбежно приведет к тому, что вся логическая система, включенная в условиезадачи, распадается на отдельные фрагменты, и субъект попадает во влияниесвязей, спонтанно возникающих из этих фрагментов. Третий из этих факторов,условно названный «динамическим», заключается в торможении преждевременныхимпульсивно возникающих операций, совершенно необходимом для успешногоосуществления всей стратегии решения задач. И, наконец, последним факторомявляется механизм сличения результатов действия с исходным условием. Этотфактор может рассматриваться как разновидность механизма «акцептора действия».
2. Основныемыслительные операции
Процесс решения задач,несомненно, является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуруинтеллектуальной деятельности, и изучение особенностей этого процесса можетдать существенные материалы для понимания психологии мышления человеком. Впроцессе мыслительной деятельности чело век познает окружающий мир с помощьюособых умственных операций. «Эти операции составляют различные взаимосвязанные,переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциямиявляются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация иобобщение»[3,c.40].
Анализ — это мысленноеразложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон,действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическомразложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить натакие части, как крышка, ножки, ящики, рас порки и т.д. При знакомстве детей скаким-нибудь растением им предлагают показать его часть (ствол, ветви, листья,корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственновключен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализоторван от других операций, они становится порочным, механистичным. Элементытакого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когдаребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя ихдальше.
Синтез — это мысленноеобъединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтезапротивоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельныхпредметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предметуили явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому несводится к их сумме. При соединении отдельных частей машины, при их синтезеполучается не груда металла, а машина, способная передвигаться. При химическомсоединении кислорода и водорода получает вода. И синтез и анализ занимаютважное место в интеллектуальном процессе. Так, при обучении чтению звуков ибукв составляют слог, из слогов — слова, из слов — предложения.
Анализ и синтез протекаютвсегда в единстве. Анализируя то, что включает в себя что-то общее, целое.Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы вединое целое, эти части и признаки необходимо получим, и результате анализа. Вмыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на переднийплан. Преобладание анализа или синтеза в мышлении может быть обусловлено какхарактером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека.
Сравнение — этоустановление сходства или различия между предметами и явлениями или ихотдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладыванииодного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки кпарте и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространствоили взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одномупризнаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным иглубоким; неопосредствованным и опосредованным. Основное требование к операциисравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. Для более глубокого иточного познания деятельности особенно большое значение такое качество мышлениякак способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство — вразличных.
Абстракция состоит в том,что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта,отвлекается от остальных. Так мы можем говорить о зеленом цвете, как облаготворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов,имеющих зеленый цвет. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслитсянезависимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметоммышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именнопутем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины,широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция — сложный процесс,зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих передисследователем. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного,конкретного. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначеона становится бессодержательной, формальной. Среди видов абстракции можновыделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности;чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.
Конкретизацияпредполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с цельюраскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказаннаямысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего вединичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьбазаключается в конкретизации предшествующих высказываний.
Обобщение — мысленноеобъединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например,сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются водном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельностьвсегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем,чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психологизучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития. Повторяемостьопределенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менеесущественные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагаетотбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается враскрытии их существенных связей. Существенное, т.е. необходимо между собойсвязанное и именно в силу этого неизбежно повторяющееся.
Простейшие обобщениязаключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков.Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены поразным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяютсявидовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.
Все указанные операции немогут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникаютболее сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие.Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующееумственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характерчеловеческого мышления, возможность творческого преобразованиядействительности. Мышление человека не только включает в себя различныеоперации, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что всовокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления. Впсихологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видовмышления. Как уже было показано выше, по степени развернутости мышление можетбыть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным,характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов,минимальной осознанностью.
3. Виды мышления и особенностиих проявления в умственной деятельности человека
«Если рассматриватьмышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можновыделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное).Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом являетсяоткрытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходетворческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей,оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности»[1,c.92]. Необходимоотличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано,и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так,например, ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные емулично свойства данного вещества. Однако то, что эти свойства были неизвестныему, не означает, что они были неизвестны учителю. В качестве препятствийразвитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняяцензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоватьсястарыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным дляокружающих). В отличие от творческого мышления репродуктивное представляетсобой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессеприменения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов,говорят о критическом мышлении.
«По характеру решаемыхзадач мышление делят на теоретическое и практическое. В психологии, например,долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного наоткрытие законов, свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операциипредшествовали практической деятельности, направленной на их реализацию, и всилу этого противопоставлялись ей. Всякое действие, не являющееся воплощениемтеоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, нотолько не интеллектуальной операцией»[4,c.93]. В результате сложиласьальтернатива: либо действие не носит интеллектуального характера, либо оноявляется отражением теоретической мысли.
С другой стороны, есливопрос о практическом мышлении и ставился, то обычно сужался до понятиясенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и отпрямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только«теоретики». В своей блестящей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов показал, чтопрактическое мышление — это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая формамышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственникаи т.д. ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительнойдеятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкойпланов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчасделает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоватьсягипотезами у «практики» несравненно более ограничены, так как проверяться этигипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегдаесть даже время для подобных проверок. Высшие проявления человеческого ума мынаблюдаем в одинаковой мере и у великих практиков (Петр I, А.Суворов) и у великихтеоретиков (Ломоносов, К.Циолковский).
«Одной из наиболеераспространенных является классификация видов мышления в зависимости отсодержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное,наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенностипредметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются спомощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойствобъектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенокэтого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляяодин к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; онсинтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; онклассифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит ещеперед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя.Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления ещеназывают ручным»[5,c.77]. Не следует думать, что предметно-действенное мышлениене встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, приперестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомойтехникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностьюпредусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя,конструктора).
Наглядно-образное мышлениесвязано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек,решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представленияо явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздаетвсе многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе можетбыть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. Вэтом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.
«В простейшей форменаглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесьпрактические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенкувовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливовоспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность являетсяхарактерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается втом, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичнымислучаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятийпервоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Вседоказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случаенаглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почемукораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому чтоэто Вовин кораблик»[1,c.55].
Взрослые также пользуютсянаглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранееможем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цветапотолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, аспособами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяетпридать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себеневидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строениеземного шара и тд. В этих случаях образы носят условный характер.
Словесно-логическоемышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболеепоздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. «Длясловесно-логического мышления характерно использование понятий, логическихконструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например,стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлениючеловек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитиепроцессов в природе и обществе, обобщать наглядный различный материал»[1,c.60].
В то же время даже самоеотвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственногоопыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретнуючувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, нов то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерноеколичество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание отсущественных основных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять егоанализ.
Успешность решения задачво многом определяется тем, насколько адекватны содержанию задачи приемы икомпоненты мышления. В разных по содержанию задачах к решению может привестипреобладание различных компонентов мышления. Вот, например, какпрактически-действенное мышление позволило решить сложную теоретическую задачу.«П.Н.Яблочков, изобретатель первой электрической лампочки, долго думал, каксделать, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на однойвертикальной линии, не увеличивалось при сгорании, в результате чего токпрерывался и электрическая лампочка гасла. Пробовали делать механизм,сближающий угли, но это оказалось дорогим и сложным приспособлением. И вотоднажды, сидя в кафе, П.Н.Яблочков по обыкновению что-то писал на салфетке ислучайно положил два карандаша рядом. И тут его осенила мысль: поместить угли влампе параллельно. Задача была решена, оставалось только оформить еетехнически»[4,c.49].
В других случаяхнаглядный образ может увести от правильного решения задачи и эффективнееиспользовать отвлеченное, абстрактное мышление. Вот пример такой задачи; «Дватоварища направились из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 30 км.Один из них шел пешком, делая по 6 км в час, а другой ехал на велосипеде,двигаясь со скоростью 13 км в час. Когда велосипедист доехал до пункта Б, онповернул навстречу пешеходу. Поравнявшись с ним, велосипедист снова повернул кпункту Б, оттуда поехал навстречу товарищу и так ездил до тех пор, пока пешеходно дошел до пункта Б (предполагается, что оба друга двигались непрерывно иравномерно). Сколько километров проехал велосипедист?». Нередко первые попыткирешения такой за дачи вызваны наглядностью происходящего действия: учащийсяпытается вычислить сколько километров проехал велосипедист до первой встречи спешеходом, до второй и т, д, В то же время, если отвлечься от заданных образов иопределить сколько времени были в дороге оба товарища (по 5ч.= 30 км: 6 км/ч),то легко найти искомое (13 км х 5 ч. = 65 км).
В мышлении каждогочеловека есть свои особенности, включенные в относительно устойчивую структуруумственных способностей. Эти различия в мышлении называют качествами ума.Понятие «ум» шире понятия «мышление», так как «ум», как и более современноепонятие «интеллект», характеризует не только особенности мышления, но испецифику других познавательных процессов. В индивидуальных особенностяхмышления может отражаться как специфика мыслительного процесса, так и различиев отдельных фазах мыслительного акта. В целостном акте мышления отличияпроявляются прежде всего в соотношении различных его видов. Для одних людей характернооперирование наглядными образами, другим свойственно использовать абстрактныетеоретические модели. Особенности мыслительной деятельности будут такжезависеть от эмоциональности человека, имеющихся у него знаний и опыта,соотношения содержательных и операционных структур. Динамические характеристикимышления определяются скоростью, быстротой мышления, что обусловлено временем,в течение которого дается окончательный ответ на поставленный вопрос. Конечно,это норма существенно связано со сложностью решаемой задачи, но при прочихравных условиях можно найти людей, у которых сложные мыслительные операциипротекают очень быстро. «Сейчас даже определился держатель неофициальногомирового рекорда по скорости устного счета. Им стал сотрудник Европейского центраядерных исследований в Женеве голландский математик Калем Клейн. Он извлекаеткорень 19-й степени из числа со 133 цифрами. Калем Клейн также демонстрируеттакой трюк. Просит загадать шестизначное число, затем ЭВМ возводит его в 37-юстепень и результат — число из 220 цифр — передают Клейну, записав нанескольких грифельных досках. Клейн в уме извлекает из этого числа корень 37-йстепени и выдает результат — загаданное шестизначное число. Вся работа занимаету него 3 мин 26 с.»[4,c.103] Особенно отчетливо роль скорости мыслительныхопераций проявляется при различных психических заболеваниях. Так, у больныхэпилепсией в связи с уменьшением скорости операций, мышление становится болееинерционным, вязким, медленным.
Рассматривая отдельныеэтапы процесса мышления, можно заключить, что в начале мыслительного акта наэтапе постановки задач индивидуальные особенности мышления проявляются преждевсего в его самостоятельности и инициативности. Под самостоятельностью мышленияпонимают умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытатьсярешить их особыми путями. Тесно связана с самостоятельностью мышления иинициативность, т.е. постоянное стремление самому искать и находить пути исредства для разрешения задачи. Указанные особенности мышления особенно ярконаблюдаются в старшем дошкольном возрасте, когда дети задают так многовопросов, что взрослые назвали этот период возрастом «почемучек». На этапепоиска ассоциаций и отбора гипотез ярко выраженными оказываются такие свойствамышления, как его широта, т.е. способность охватить вопрос в целом, привлечьбольшое количество областей действительности, а также прошлое настоящее ибудущее человека. Нередко таких людей называют «люди с широким кругозором».Однако нельзя путать широкое мышление с поверхностным, разбросанным. Поэтомуширокое мышление обычно является и глубоким, т.е. отражающим наиболеесущественные свойства и качества, связи и отношении действительности.
Проверка решения требуетпроявления критичности мышления, умения не принимать на веру своих и чужихмыслей, а подвергать их критическому рассмотрению, взвешивать все доводы «за» и«против». Критичность ума характеризуете и способностью человека оценивать какобъективные условия, так и собственную деятельность, занять определеннуюпозицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки.Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опытчеловека. Как свидетельствуют наблюдения, с возрастом критичность мышлениивозрастает. Наименее критичными, т.е. наиболее внушаемы ми, принимающими все наверу, являются дети. Взрослым необходимо специально обучать их контрольной,оценочной деятельности.
В ходе проверки решения,а также при внедрении полученных результатов в практику на передний планвыдвигается такое свойство мышления, как гибкость. Гибкость мышления выражаетсяв ее свободе от сковывающего влиянии закрепленных в прошлом приемов и способоврешения и дач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.Преодоление сложившихся стереотипов мышления и действия — процесс сложный, небезболезненный, требующий времени взвешенного подхода. Косность, шаблонность,стереотипность мышления — качества, противоположные гибкости — мысли, которыеразвиваются при малой вариабельности задач в процессе обучения и отсутствииобсуждении при вырабатывании решений.
Рассматриваяиндивидуальные особенности мышления, нельзя забывать, что мыслит не мозг сам посебе, а человек, личность как целое. Немало умных решений осталось лишьпроектами, не воплощенными в жизнь, поэтому большое значение имеет соединениеума с активностью личности, с готовностью применять свои силы в полезнойдеятельности.
Заключение
В процессе работы надтемой контрольной работы мной сделаны следующие основные выводы:
— начало мыслительногопроцесса видится в сознании проблемной ситуации. Уже этот этап оказывается невсем под силу — тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир каксамо собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек;
— решение сложныхэвристических проблем требует учета и сопоставления условий и данных, чтобы невозникло логических расхождений с наметившейся стратегией действий. Врезультате этой работы появляется гипотеза или несколько гипотез, но возникаютони не всегда последовательно, и на любом этапе мыслительного процесса;
— в процессе мыслительнойдеятельности чело век познает окружающий мир с помощью особых умственныхопераций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг вдруга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ,синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение;
— если рассматриватьмышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можновыделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное);
— одной из наиболеераспространенных является классификация видов мышления в зависимости отсодержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное,наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Список использованнойлитературы
Величковский Б.В., Современнаякогнитивная психология, М: 2002
Лейтес Н.С., Возрастные предпосылкиумственных способностей, — М: Просвещение, 2001.
Линдсей П., Переработка информации учеловека. — М: Знание. 2003.
Пушкин В.Н., Эвристическаядеятельность человека и проблемы современной науки, -М: Гардарики. 2007
Найсссер У. Познание и реальность, — К: Анкил. 2005.