СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Подготовкаречи
Произнесениеречи
Заключение
Списокиспользованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Искусство выступления – искусство совершенно особогорода. Для современного человека это не более чем средство для достиженияжизненного успеха, некий набор приемов, овладев которыми можно добиваться отлюдей желаемых действий. Совершенно иначе смотрели на него древние греки, вчьих полисах впервые появились великие риторы. Для них искусство речи былонеотделимо от искусства мыслить, и не случайно, что риторика каксамостоятельная сфера образования развивалась вместе с наукой и философией.Такое отношение к «мысли изреченной» прошло красной нитью через всю историючеловечества. Тысячелетия спустя, уже в XIX веке, мыслители пришли к убеждению,что именно общение с себе подобными, а вовсе не Божий дар или наследственныепрограммы превращает новорожденного младенца из беспомощного представителяотряда приматов в разумное существо, называемое человеком. И неудивительно, чтопуть к подлинной свободе самые романтические из философов той эпохи видели вновых формах общения людей.
По рассказам профессионалов, типичная картинавыступления неподготовленных менеджеров различного уровня набизнес-конференциях обычно такова: человек, крадучись, будто его преследуют,выходит на трибуну. Шарит по карманам, настороженно оглядываясь по сторонам.Достает бумажку с заготовленной речью и говорит: «Ой, простите, я здесьслучайно… постараюсь не 'занимать ваше время… Я не оратор, выступать неумею...» При этом весь вид оратора говорит: как я вообще здесь оказался?Затем он начинает читать то, что написано у него на бумажке. Изредка отрываетглаза от текста, чтобы посмотреть на потолок или на свои ботинки. Если оратордержит бумажку с текстом не двумя руками, то вторая рука, как правило,оказывается вцепившейся в стол или кафедру. Иногда свободной рукой выступающийшарит по карманам, доставая оттуда попеременно то очки, то смятый носовойплаток, с удивлением все это разглядывая. Речь звучит однотонно, причем слышатее обычно только первые три ряда. По оратору видно, что текст ему очень надоел.Лицо его принимает различные выражения — то удивление (видимо, тому, чтонаписано в бумажке), то задумчивость (наверное, пытается понять, что такое онвообще говорит). Наконец он делает вид, что выступил. На лице явное облегчение.Аплодисменты в зале. Оратор спускается со сцены с явным удовольствием — обязательная программа позади.
ПОДГОТОВКА РЕЧИ
Прежде всего к выступлениюнужно правильно подготовиться. И хотя рекомендации, которые обычно даются поэтому поводу, могут показаться банальными, стоит упустить из виду хотя бы одиниз этапов подготовки – и речь может быть скомкана. При подготовке выступления(как и при выполнении любой другой важной задачи), необходимо постоянно задаватьсебе и отвечать на три самых важных вопроса (их называют «три основных вопросарефлексии»):
1. Что я делаю?
2. Зачем я делаю?
3. Как я делаю?
Первый этап подготовки речи –это выбор и уточнение темы выступления. Казалось бы, более очевидногоэтапа и придумать нельзя. Но дело не только в том, что на этом этапе нужночетко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Очень важно отдатьсебе отчет, какова субъективная цель вашего выступления. Ведь выступление можноготовить с совершенно разными целями. Можно – для того, чтобы получить пятеркуна экзамене, можно – для того, чтобы понравиться аудитории или одному человекуиз этой аудитории, можно – чтобы выиграть спор, например, в суде. Можно вообщеделать это выступление для себя, а вовсе не для аудитории, например, чтобыизбавиться от неприятного осадка, который оставило предыдущее выступление,закончившееся, скажем, провалом. Важно ясно понять, какова ваша цель, ипризнаться себе в этом честно, не пытаясь ничего приукрашивать.
Следующий очень важный этап –определение целевого направления речи. Возможных направлений достаточномного – например, речи воспитательные, речи развлекательные. Хочется выделитьдва направления, которые, по мнению автора, являются самыми главными - информационная речь и агитационная речь. У информационной речи главная задача –поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься над ним, большеничего. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию.Начинающие ораторы часто делают ошибку, смешивая агитационную речь синформационной, и не достигают в результате необходимой для их целей силывоздействия речи.
Особенно важно представитьсебе то, что режиссер Станиславский называл «сверхзадачей выступления».То есть представить себе идеальный исход: чего автор речи хотел бы в идеале?Если при подготовке речи иметь в виду сверхзадачу, то задачу уж точно будетвыполнена. Например, при подготовке курсовой работы задача можно сформулироватьтак: «Защитить курсовую работу». А какой может быть сверхзадача? Написатьработу, которая может стать основой диплома, написать работу, которая убедитпреподавателя пригласить вас писать дипломную работу у него, написать курсовуюработу, которая покажет, что автор достоен обучения в аспирантуре.
Дальше можно переходить ктретьему этапу, а именно – к составлению предварительного рабочего плана.Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Путать эти два плана– грубейшая ошибка. Рабочий план подчинен логике, он прямолинеен, в нем нетинтриги, завязки, интересных деталей. А если в окончательном варианте речи нетни интриги, ни завязки, ни деталей, то это, конечно же, слабое выступление,даже если информация для него подобрана замечательно.
Рассмотрим основные правиласоставления рабочего плана. Первое: рабочий план не должен ни в коем случаевоспроизводить структуру какой-либо одной книги. Маловероятно, что цели,которые преследовал автор при написании книги, совпадают полностью с целямиготовящего выступления. Почти невероятно к тому же, что совпадет и целеваяаудитория. Задача автора речи – использовать мысли автора книги, а неподчиниться его логике. Рабочий план должен содержать не более четырехвопросов, которые бы отсылали автора речи к различным типам источников.
Например, автор готовит речьна тему «Современные полемики вокруг дарвинизма». Можно предложить три-четыревопроса.
1. Основные положения самой теорииДарвина.
2. Споры вокруг теории Дарвина средисовременников ученого
3. Современные полемики с этойтеорией
4. Может ли научная теорияпретендовать на опровержение учения о сотворении жизни божеством.
Заметим, что каждый из этихвопросов отсылает будущего автора речи к различной литературе. Первый – кзнаменитому дарвиновскому труду, второй – к трудам его современников, третий –к трудам сегодняшних ученых, четвертый – к трудам совершенно специфическихавторов (трудам И. Канта, например). В этом случае в результате работы надречью получится действительно самостоятельное сочинение, а не пересказкакого-то одного автора.
Следующий, четвертый, этапработы над речью – сбор материала. Существует несколько секретов,которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.
Первое, что нужно иметь ввиду: сбор материала – это не сбор информации. Это не столько чтение книг,сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому егонельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня. Если выступлениепредстоит через месяц, то при хорошей работоспособности и владении техникамибыстрого чтения за несколько дней можно прочесть огромное количество материала. Но за этот срок невозможно выносить мысль, даже приложив колоссальные усилия.
На этапе сбора материаланеобходимо стараться думать о своей теме везде, а не только садясь за стол: втранспорте, на прогулке – где угодно. При этом очень полезно все приходящие вголову мысли обязательно записывать. «Мысль изреченная» – явление совершенноособое. Не случайно величайшие умы человечества столько размышляли надфундаментальным различием между мыслью, еще находящейся в голове, и мыслью,оформленной в слова, легшей на бумагу. Запись мысли – это всегда качественноепреобразование ее содержания. Поэтому, когда на этапе подготовке речи будущийавтор берет в руки карандаш и письменно фиксирует пришедшую в голову идею, онсразу же убивает множество зайцев. Во-первых, чтобы ее записать пришедшую вголову мысль, нужно ее четко сформулировать, что для действительно новых,оригинальных, еще только созревающих мыслей весьма немало. Во-вторых, покамысль не выплеснута на бумагу, невозможно по-настоящему освободиться от нее,перейти к обдумыванию следующих пунктов выступления или вообще каких-то новыхпроблем. Наконец, в-третьих, записанная мысль может теперь стать достояниемдругого человека.
Где именно записывать, каждыйвыбирает по вкусу, и во многом это зависит от организованности самого человека.Идеальный вариант – всегда при себе иметь набор заранее подписанных ирассортированных карточек, куда можно легко и быстро записать пришедшие вам вголову мысли по тем или иным темам. Можно использовать любой подручный материал,например, обложки тетрадей. Главное, чтобы это не были отдельные листочки,которые быстро и легко могут затеряться. Ну а самый удобный вариант – конечно,компьютер. Удобно, например, завести отдельный файл, называется, например,«Заметки по поводу» и всякий раз, когда в голову приходит перспективная мысль,заносить ее в этот файл. Помимо этого нужно для себя определить как часто (разв пять дней, в неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобныйспособ работы. Потом, когда начинается уже к этап компоновки материала, окотором мы дальше поговорим, выясняется, что уже процентов на восемьдесят речьготова: что-то написано уже и по этому поводу что-то написали, и по этому, и потому… К иным выступлениям следует начинать подготовку не за месяц, а за год,а то и больше.
Следующее правило: на этапесбора материала необходимо стараться обсуждать тему своего выступлениясо всеми, с кем только возможно. Пользу таких обсуждений невозможнопереоценить. Во-первых, обсуждать то, что вам совершенно не интересно, внеформальной обстановке почти. С ситуациями, когда на трибуну выходит оратор ина протяжении десятка минут произносит скучную, ему самому безразличную речь,мы, к сожалению, сталкиваемся нередко. Но с друзьями и за чаем говорить о том,что абсолютно вас не трогает, невозможно. И если при подготовке речи авторпочувствует, что не может ни с кем тему своего выступления обсуждать, – значит,он еще плохо с ней знаком, ничего своего, интересного для самого себя в ней ненашел. Во-вторых, если человек, с которым вы беседует автор, не являетсякомпетентным в обсуждаемой области, это не неудача, а просто находка. Ведьтакой собеседник будет задавать вопросы о вещах, которые автору речи кажутсяочевидными и необходимость пояснения которых вполне могла бы составить немалыетрудности для автора речи.
Ну а если уж попадется человекосведомленный – конечно, это будет тем более кстати. Невозможно переоценитьпользу, получаемую от обсуждения специфических тонкостей темы с профессионалом.
После завершения содержательнойподготовки к выступлению необходимо заняться его формой – тщательно продуматьструктуру, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже нелогикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном имногоплановом этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Какправило в структуре речи выделяют три части:
- вступление, где главное — привлечьвнимание слушателей, установить с ними контакт, заинтересовать их;
- основная часть, собственноизложение оформленных мыслей, стержень которых — аргументация, достигаемая засчет непротиворечивости мысли и точности языка;
- заключение, в качестве которогомогут подаваться выводы, личное отношение автора к содержанию, указания нанерешенные проблемы, пожелания, призывы к дальнейшим действиям.
И, наконец, последний этап –подготовка к непосредственному изложению текста. Надо или не надо писатьтекст выступления целиком? Как быть с его заучиванием – не учить вообще, привыступлении рассчитывая на собственную живую речь, выучить лишь отдельныефрагменты или же, дабы обезопасить себя от связанных с волнением казусов,выучить текст наизусть? Самые разные специалисты по теории ораторскогоискусства сходятся в одном: чего не надо делать точно, так это целиком учитьвыступление наизусть. Конечно, в случае выученного текста может получитьсяочень хорошее и даже замечательное выступление. Но, во-первых, это требуетнемалых усилий при подготовке, во-вторых – неимоверного психологическогонапряжения при самом выступлении. А самое главное, заученное выступление будетуспешным только в стерильной обстановке, малейшая неожиданность – кто-то изслушателей задает вопрос, начинает спорить – и вы сбились, не можете добавитьот себя ни одной фразы, начинаете мучительно искать выскочившую из головыформулировку. Кроме того, когда вы выучили заранее выступление, его оченьтрудно сделать ярким, для этого надо быть актером высокого уровня. Вероятно,всем приходилось наблюдать такие выступления: выходит дрожащий, побелевшийдокладчик на трибуну и, упершись взглядом в пол, начинает говорить фразамитипа: «В последнее время значительно вырастает роль… Вместе с тем необходимоотметить...» – и т.д. Фразы искусственные, длинные, речь монотонная – жалкоезрелище, и слушать невозможно.
Но если выступление целикомучить наизусть не следует, то отдельные его фрагменты не просто можно, а даженужно заучить. Прежде всего, необходимо помнить наизусть начало и конец, причемжелательно иметь в запасе несколько вариантов, и не столько сами разделы речи,сколько переходы между ними. Ведь если автор речи готов к выступлению, то самимысли изложить он сможет, а вот импровизация плавного перехода от одного егопункта к другому может оказаться проблемой.
Что касается написания текста,то здесь очень многое зависит от индивидуальности докладчика. Начинающемуоратору написать целиком текст очень даже полезно. Даже психологически, когдавы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает уверенности. При этомудобно пользоваться маркерами, выделяя ими ключевые фразы разделов. И, ужконечно, никаких зачеркиваний, надписываний. Текст выступления должен зрительнолегко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий должен тут жевидеть интересующие его фрагменты. Что касается ораторов более опытных, то онивполне могут ограничиться подготовкой развернутого плана-конспекта,содержащего, во-первых, основные положения выступления, во-вторых – подробнопрописанные переходы между частями.
Если выступление предстоитважное, его желательно прорепетировать. Лучше всего, если есть живойслушатель, в крайнем случае стоит использовать диктофон. Готовя выступление,нелишне подумать и о жестикуляции. Конечно, сегодня уже канули в лету времена,когда публичное выступление с необходимостью предполагало владение целойсистемой жестикулирования, обучение которой играло немалую роль в подготовкевысококлассных ораторов. Здесь теоретики ораторского искусства единодушны: длясовременного слушателя важнее всего естественность оратора, и если его жестывыглядят вычурно и театрально, ничего, кроме негативного впечатления, он о себене оставит. Однако при таком подходе появляется противоположная опасность –полная скованность выступающего, неизбежно передающаяся слушателямнапряженность каждого мускула, неестественная зажатость жестов и т.д. Именнопоэтому начинающим ораторам, в особенности при подготовке агитационных речей (оспецифике которых речь у нас пойдет в следующих беседах), по крайней мереполезно задуматься над жестикуляцией в наиболее важных пунктах выступления: вкакой момент поднять палец вверх, в какой момент сделать широкий жест и т.д. Издесь необходимо помнить несложное правило: на любую аудиторию благоприятноевпечатление производят широкие жесты, подчеркивающие вашу уверенность в себе идоброжелательность.
Приемыпроизнесения речи
При произнесении речинеобходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты.
Необходимо добиватьсясоответствия внешнего вида оратора характеру аудитории и тематике речи. Нелеповыглядит докладчик на научной конференции и джинсах и ковбойке. Но выступающийна форму, например, дизайнеров, одетый в строгий деловой костюм, тоже будетиспытывать трудности с налаживанием контакта с аудиторией. Помимо очевидныхтребований к опрятности и аккуратности внешнего вида оратора, необходимозаботиться об органичности связки имидж выступающего – тема речи – характераудитории.
Очень сложно добиться вниманияаудитории на протяжении всего выступления, не обладая при этом достаточночеткой дикцией. Конечно, вопросы коррекции дефектов речи не всегда решаются оперативно,требуют помощи специалистов – логопедов. Тем не менее, человек, роддеятельности которого предполагает публичные выступления, должен обратитьвнимание на чистоту своей дикции, при необходимости пройти курс специальныхзанятий.
Помимо дикции ораторунеобходимо обратить внимание на постановку голося, и это он может сделатьсамостоятельно.
Первое правило постановки голоса — Вас должны слышать.Простая и самая большая проблема с голосом — стремление говорить монотонно. Идействительно, пересказывая и тем более читая заранее подготовленный конспект,трудно не говорить монотонным голосом. Изменения громкости, тона голоса, темпаречи требуют сознательного усилия. Работать в направлении подготовки речинеобходимо на последних этапах подготовки речи. Во время выступления необходимоконтролировать тон своей речи. Ошибкой является мнение, что единственное, чтоследует делать — это говорить громким голосом. Но час громкой монотонностибыстро становится часом громкого шума. В своей речи нужно быть естественным.
Приведем лишь несколько приемов работы с тоном речи. Каждыйиз них мы используем в бытовых разговорах сотни раз в течение дня, даже незадумываясь об этом. Использование же этих приемов при произнесении публичнойречи требует некоторых сознательных усилий.
- акцентирование главных слов предложения;
- изменение тона голоса;
- изменение темпа речи;
- использование пауз.
Не следует думать, что нужно заставить себя выполнятьрекомендации — и все получится. Если будете пытаться именно заставить себя, товыступление потеряет главное — естественность, голос станет как бымеханическим. Стоит подойти к решению с другой стороны — прислушаться к себе. Вразговоре с любым собеседником любой из нас совершенно естественно для себяпостоянно использует эти приемы.
В каждом слове есть ударение. ТранЗИстор, идеоЛОгия,аранжиРОвка. Выделив ударением один из слогов слова, остальные слогипроизносятся быстро, не привлекая к ним внимания. Такой же подход стоитиспользовать к фразам. В каждой из них есть одно или несколько ключевых слов,несущих смысловую нагрузку. На них следует делаете смысловое ударение. Однако,способов выделить слово во фразе больше, чем отдельный слог в слове. Наряду сизменением громкости нужно пользовать изменением тона — это инструмент сколоссальными возможностями.
Уместным кажется здесь известное высказывание ДениэлаВебстера. Его можно произнести вслух, выделяя отдельные элементы фразы,например, таким образом:
«Если бы ВСЕ мои таланты были ОТНЯТЫ у меня неумолимымпровидением, (пауза) а мне был бы оставлен шанс сохранить лишь ОДИН (пауза), я,не колеблясь, попросил бы разрешить оставить мне (пауза) ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ,(пауза) так как, используя его, я БЫСТРО восстановил бы ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ.»
Ключевые слова фразы «искусство говорить» выделеныне только тоном, но и паузами. Пауза до произнесенных слов привлекает вниманиеслушателя к словам, которые будут произнесены. Пауза после них дает время наосмысление сказанного.
Обращаясь к аудитории, необходимо прислушиваться к себе. Есливыступающий заметил, что стал говорить монотонно, нужно остановиться и одернутьсебя мысленным приказом: «БЕСЕДУЙ со слушателями. Говори естественно,по-человечески.» Поможет и собственно самовнушение, и пауза,сопровождающая этот внутренний монолог, которая дополнительно привлечет вниманиеаудитории.
Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа.Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу,затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту,останется таким же, но монотонности – как не бывало.
Нужно добиваться автоматического, бессознательногоиспользования приемов привлечения внимания голосом. Именно таким образом мыприменяем их в обычной бытовой речи. Естественность приходит в процессетренировок и практики.
Повседневная манера общения практически каждого человекануждается в совершенствовании — в избавлении от грамматических ошибок,слов-паразитов, корректировке жестикуляции. Совершенствование естественнуюманеру разговора ведет к усовершенствованию уровня публичных выступлений.Совершенствование манеры разговора требует обучения. Бесплатный урокиспользования голоса можно получить всего лишь послушав выступление дикторателевидения в вечернем выпуске новостей. Великолепным учителем может статьартист разговорного жанра. Они используют свой голос виртуозно.
Существует психологический барьер, отделяющий выступающего отаудитории. По разные стороны от этого барьера многое происходит по-разному.Выступающий стоит — слушатели сидят. Выступающий говорит – слушатели, какправило, молчат. Этот барьер создает атмосферу я/они или мы/они. И что хужевсего — он создает отношения оппонентов. Выступающий должен время от временипереходить эту линию время от времени. Это движение через пограничную полосускажет всем: «Я один из вас»; «Я на вашей стороне»;«Все мы в этом деле вместе». Если выступающий находится на сцене иливозвышении, то еще важнее переходить барьер просто физически, спустившись науровень слушателей на одну или две минуты. Если это непрактично, минимальное,что нужно сделать — это подойти к краю сцены
В большинстве случаев при выступлении имеет смыслиспользовать визуальные вспомогательные средства и иллюстрации.
Из всего объема информации, попадающей в мозг человека, 75%приходит к нам посредством зрения, 13% — через слух, а оставшиеся 12% — черезобоняние, вкус и осязание. Именно из-за такого подавляющего преобладания зренияв познании мира и следует применять в публичной речи визуальную поддержку.
/>Так,например, информация, изложенная в предыдущем абзаце, значительно легче можетбыть донесена до читателя одновременной демонстрацией соответствующей картинки.Недаром Гераклит сказал: «Глаза — более правильные свидетели, чемуши.»
Хорошие демонстрационные средства вызывают интерес. Онипроясняют, придают конкретную форму, усиливают то, что было сказано. Болеетого, на презентации чего-нибудь нового, когда у аудитории нет способасослаться на мысленный образ чего-то, что они никогда раньше не видели,картинки практически незаменимы. Фактически, существуют некоторые вещи, которыепочти невозможно объяснить без использования демонстрационных средств. Всеголишь попробуйте описать верблюда кому-нибудь, кто никогда верблюда не видел.
Чтобы перечислить все визуальные средства, имеющиеся внастоящее время в продаже, описать их действие и оценить преимущества инедостатки каждого, понадобилось бы несколько томов. Это плакаты, схемы,слайды, сборные визуальные средства (магнитные доски, прорезные доски и т.п.).
Важно, чтобы демонстрационные средства были аккуратными,привлекательными и выглядели профессионально. Но они не должны бытьпроизведением искусства. Фактически, даже лучше, если они не являются такимипроизведениями. Выступление, носящее легкий домашний оттенок, производитвпечатление, что оно была подготовлена специально для этой аудитории ипривязано только к ней.
Хорошие демонстрационные средства должны быть четкими,незагроможденными данными. Изображение должно быть отчетливым и простым. Цельдемонстрационного средства — поддержать объяснение, а не давать объяснение.Более того, словарный материал на демонстрационных средствах обладает свойствомплохо запоминаться. Это из-за того, что чтение фактически не являетсявизуальной поддержкой. Оно больше похоже на «слушание глазами».Поэтому не следует использовать в средствах визуальной поддержки длинные фразы.Демонстрационные средства эффективны в наибольшей степени, когда они по своемувоздействию визуальны, а не вербальны. Эту позицию иллюстрируют следующиерисунки.
/>/>/>
Проблема, обсуждением которой хотелось бы закончить рассказ оприемах произнесения речи – исключение проявлений страха публичноговыступления.
Для разных проявлений страха публичного выступления, стольчасто встречающегося в жизни, медики даже придумали названия. Вот три из них:лалиофобия (страх говорить), демофобия (боязнь толпы) и катагелофобия (страхвыглядеть смешным). У этих заболеваний вполне определенные симптомы:
· Ускоренный пульс
· Поверхностное дыхание
· Мышечные спазмы, воздействующие на голос
· Пересохшая полость рта
· Расширение глаз
· Потные ладони
· Напряженные нервы
Нервозность перед группой не является психической илипсихологической неполноценностью. Это нормальная и здоровая реакция нашеготела. Это способ природы помочь нам достичь наилучшего. Ни в коем случае нельзяиспользовать лекарства от нервного напряжения, влияющие на рассудок илименяющие настроение. Нужно использовать простые и эффективные правила.
1. Дышите глубже
2. Напрягите мышцы рук перед выходом к аудитории, снимитеспазмы мышц и напряжение нервов.
4. Представьте себе другой интерьер, хорошие декорации,сопровождающие презентацию.
5. Выучите наизусть первые две минуты выступления
6. Сделайте шпаргалки
7. Появитесь на один час раньше
8. Встречайтесь, здоровайтесь и разговаривайте. Стоит найти возможнозаранее до выступления встретиться, поздороваться и поговорить с некоторыми изслушателей. Это производит эффект причастности к аудитории.
Чем больше Вы знаете об аудитории, и чем больше они знают проВас, тем большую легкость Вы все ощущаете. Вы перестанете быть чужими, астанете людьми, которые собрались вместе на какой-то отрезок времени дляобсуждения общих интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая реферат о приемахподготовки и произнесения речи, я считаю необходимым подчеркнуть, что успехвыступления, который, безусловно, закладывается в процессе тщательнойподготовки к речи, во многом зависит от отношения и интереса автора к теме.Опыт показывает, что самое замечательное прочтение лекции – это, как правило,первое ее прочтение, в особенности по материалу, в котором лектор сам недавноразобрался. Известна студенческая шутка: молодой преподавательобъяснял-объяснял, даже сам все понял. Вот это-то сам все понял иопределяет успех выступления, когда автор еще недавно в этом разобрался, еще ввосторге от новизны и заражает своим восторгом слушателей.
Если же приходится говорить надавно известную тему, то хороший оратор обязательно каждый раз будет в неевносить что-то новое. И опять-таки не столько для других, сколько для себя –чтобы «глаз горел». Всякий раз необходимо посмотреть на предмет выступленияглазами сегодняшнего дня. Когда, готовясь к очередному выступлению, автор сновалистает тексты речи, то обязательно находит в них что-то новое, если это,конечно, серьезный, тщательно, с соблюдением всех правил и приемовподготовленный тексты. Это новое, заинтересовавшее автора, сделает выступлениеживым, позволит удержать внимание аудитории.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. МихневичА.А. Ораторское искусство лектора. – М.: Знание, 1984
2. НикольскаяС.Г. Техника публичной речи. — М.: Знание, 1980
3. БаеваО.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новоезнание, 2000
4. ГламаздинВ. Ты овладел ораторским искусством? – М.: Известия, 2000
5. Основыпубличной речи. Пособие для вузов. –М.: Владос, 2000
6. Ли Якокка «Карьера менеджера».Пер. с англ., М.: Прогресс, 1991