Реферат по предмету "Психология"


Креативность в младшем школьном возрасте

--PAGE_BREAK--3.  Теоретические основы развития креативности мальчиков и девочек
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети  легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Креативность является показателем творческого развития. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.[21]

В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

1)      беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

2)      гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

3)      оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4)      любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5)      способность к разработке гипотезы;

6)      ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

7)      фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8)      способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9)      способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

10)  и так далее.
Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

-         легкость — быстрота выполнения текстовых заданий;

-         гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

-         оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

— точность выполнения заданий.

В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога (родителя) к инициативе ребенка. К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1). В то же время  у американских детей наблюдается рост  творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности.

Таблица 1. Данные детей по показателям креативности в России и США[22]
Страна Возраст Беглость Гибкость Оригинальность
Россия

6  -  8 лет

51,4

26,4

25,0

США

7 лет

34,1

16,4

12,9

Россия

11 -  12 лет

47,7

21,8

21,8

США

12 лет

71,0

32,3

41,9

Россия

15 — 17 лет

36,3

20,7

25,8

США

16 лет

82,0

37,6

56,1



В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала  учащихся. Преобладает  работа по заданным эталонам,  по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят  образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной,  последние пять лет  широко распространяются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).

            В большей степени  стимулируют творческое самовыражение  воспитанников педагоги, имеющие в своем  личностном арсенале  четкие и  достаточно укоренившиеся ориентации на  поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования  развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и  достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения  творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот,  поддерживаться и закрепляться.

К конструктивным то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей личностным  ориентациям  педагога можно отнести следующие:

1.      поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

2.      не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

3.      уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

4.      предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

5.      безоценочность в отношении к детскому творчеству— то есть  не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим,  с его прошлыми опытами;

6.      не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание  экспериментировать и самостоятельно искать;

7.      творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

8.      не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

9.      больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

10.    развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

11.    поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

12.    для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические «творческие» методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.

    Говоря о развитии креативности, необходимо подчеркнуть, что среди круга целей образования — стремление, чтобы наши дети стали более человечными, чтобы они актуализировали все, заложенное в них. Единственным способом обучения, который хоть как-то пытается приблизиться к достижению этих целей, является обучение через творчество. Не стоит относиться к нему как к элитарному изыску, как к неуместной роскоши. Сегодня меняется все: меняется международное право, меняются взгляды на политическое устройство мира, меняется вся международная обстановка. Представители разных государств, встречаясь в ООН, общаются друг с другом на разных языках на языках разных эпох. Один начинает дискуссию в терминах международного права девятнадцатого века, другой оппонирует ему с совершенно иных позиций, с позиций другого времени.

   Все изменяется. Практически в каждой области жизни мы сталкиваемся с молниеносным старением и смертью фактов, теорий и методов. Да и темп движения истории в последнее время значительно ускорился. Наше время более изменчиво. Предельно ускорилось все — темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений, процессы трансформации психологической реальности, рост благосостояния: все ежедневно складывается в новую, прежде неведомую комбинацию и ставит человека перед необходимостью соответствовать ей. Назрела необходимость в ином типе человека, способного жить в постоянно изменяющемся, постоянно движущемся мире, который не чувствовал бы там себя потерянным, потому что изменения воодушевляли бы его. Это был бы человек, способный к импровизации, уверенный, мужественный, сильный, человек, который мог бы с честью и с радостью встретить неожиданную новую для него ситуацию.

   Требуется свежий взгляд, воспринимающий мир как поток, как движение, как процесс, но никак не в виде набора предметов, существующих вне времени. Общество, взрастившее таких людей, сможет выжить, общество, которое не сможет вырастить такого человека обречено.

   Следует остерегаться рассматривать креативность с точки зрения практической выгоды, с точки зрения продуктивности в виде творимых художественных произведений, а упор в рассуждениях о креативности следует делать на импровизацию и вдохновение. Ведь согласно психологическим исследованиям процесса творчества и творческих людей, креативность делится на первичную и вторичную. Первичная креативность, или этап вдохновенного творчества, обязательно должна быть отделена от вторичной — от процесса детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Эта вторая стадия включает в себя не только и не столько творчество, сколько тяжелую рутинную работу, успех ее в значительной степени зависит от самодисциплины творца, который порою тратит всю жизнь на то, чтобы освоить конкретные орудия творчества, проникнуть в сущность материала, развить инструментальные умения и навыки, прежде чем наконец бывает готов в полной мере выразить то, что он видит или чувствует.

    Вторичная креативность, на которой зиждется реальный художественный продукт — великие картины, романы, изобретения, и т.п. — направила бы нас к изучению совершенно иных человеческих добродетелей, таких как упорство, терпение, трудолюбие и выносливость, поскольку именно они лежат в основании этого этапа творчества.

   Высокая изобретательность и креативность у детей бесспорна, и детей очень мало беспокоит проблема продуктивности творческого процесса. Представьте себе ребенка, который, глядя на свои пальцы, постигает десятичную систему исчисления. Разве это не момент постижения истины, не мгновения высшего озарения, не процесс творчества, разве можно отмахнуться от величия этого события, исходя их некого первоначального определения, утверждающего, что творчество должно быть социально полезным или что оно должно быть облечено в высокохудожественные формы или в невиданные доселе новаторские формы.

         Креативный подход к жизни требует от человека известного мужества и силы: упрямства, самодостаточности, независимости, силы характера и т.д.; человек уже не стремится нравится окружающим, соответствовать их ожиданиям, он не боится быть непопулярным. Трусость и неуверенность в собственных силах убивают творческое в человеке, или, если угодно, не оставляют креативности шансов проявиться. Креативность выступает как системное качество, как объединяющее, создающее качество целостной личности, она не приходит к человеку, как слава со слоем позолоты на памятнике, и не охватывает его, как лихорадка от неких микроскопических бактерий высших способностей.

   Человек, сконцентрированный на акте творчества, теряет обычную дробность и приобретает цельность. Отсутствие страха — заслуга увлеченности. Позитивный подход к этому вопросу позволяет увидеть, что если человек бесстрашен, он может позволить себе углубиться в таинственное, неизведанное, новое, туманное и противоречивое, необычное и непредсказуемое, у него достанет внутренних сил, чтобы не подозревать, не бояться, не защищаться и не объясняться, он остается спокоен, а значит не потратит сил на борьбу с собственными тревогами и страхами.  После множества попыток понять креативную личность можно утверждать, что существуют сотни или даже тысячи условий для развития креативной личности. Каждый шаг к психологическому здоровью равен по величию изменению всей личности человека. Только такой человек будет способен на бескрайнее разнообразие в поведении, в своих переживаниях, в познании, общении, обучении, работе и т.д., каждое из проявлений его личности станет более «творческим». Он просто станет другим человеком, который будет вести себя иначе во всех областях жизни.

      Креативность порождается общим психологическим оздоровлением личности. Более того, все, что способствует развитию творческих способностей, одновременно помогает человеку стать хорошим родителем, хорошим педагогом, хорошим гражданином, хорошим танцором, все равно кем. И только затем обязательным образом проявятся и специфические факторы, которые отличают хорошего отца от хорошего танцора или хорошего композитора. Итак, источники креативности, сам процесс генерации идеи лежит в самой глубине человеческой природы, лежит настолько глубоко, что в научном лексиконе не выработана терминология для обсуждения их.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий, и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается «одной, но пламенной страстью».

Природа возложила на человека адаптивную необходимость выполнения в процессе жизнедеятельности разнообразных дел: ситуативных, бытовых – и «вечных», общения с людьми – и уединения, общения с дикой природой – и в цивилизованной среде, осуществления как умственных, так и значительных физических нагрузок, руководства – и подчинения, и т.д.

Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е., помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации. И наоборот, оно, при дисгармоничном  отношении  педагога к результатам творчества детей, может фанатизировать их жизненную мотивацию и притязания, делать их стремления односторонними и зацикленными. В погоне за максимальным успехом педагог может поощрять сверхусилия и хронические перенапряжения, вредя тем самым здоровью детей. В таком случае неосознанно поощряются и завышенная самооценка и притязания («Вы – соль земли»), активируется стремление быть лучше всех, занять лучшее положение в группе и в обществе в целом. Такого рода стремления усиливают конфликтность личности в общении с людьми и, в конечном счете, с самим собой, что накладывает свою печать и на творческие образы и общее самочувствие человека.

Можно заключить, что самовоспитание конструктивных ориентаций – это одно из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога, повышающее эффективность его усилий по развитию естественных творческих наклонностей детей. Внимательный, честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними с точки зрения рекомендуемых конструктивных  личностных установок поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации работы, своих воспитательных действий.   

4.  Опытно-экспериментальная работа

Опытно-экспериментальная работа проводится  на базе школы-лаборатории № 760 (г.Москва) и школы № 19 (г. Сергиев Посад), среди учащихся третьих классов.  Здесь необходимо сказать, что Московская школа № 760 – одна из тринадцати в России школ-лабораторий. Одна из долгосрочных комплексных программ школы называется так: «Сохранение здоровья ребенка. Здравосохраняющее обучение». Уже десять лет школа работает по технологии доктора медицинских наук, профессора В. Базарного. И успешно работает. Плохую осанку здесь имеют менее 5 процентов учащихся, зрение ниже единицы наблюдается менее чем у 10% школьников. В классах этой школы еженедельно по пять уроков физкультуры, три из них отданы лечебной гимнастике.

Большие экологические панно, построенные, на основе ассоциативных картинок из детских снов, украшают стены. Под потолком во всех четырех углах — загадочные ящички с меняющимся изображением. Стоит учителю щелкнуть особым рычажком, как в ящичках-экранах появятся яркие картинки.

Первый принцип новой педагогики – обучение в движении. Дети на уроке меняются местами, то сидят за обычной партой, то переходят к конторке и пишут стоя. Еще один принцип: учиться писать надо не шариковой ручкой, как это заведено в нашей школе с 1968 года, а по старинке – металлическим пером, «с нажимом», периодически макая перо в чернильницу. При таком письме глаза и руки ребенка движутся в определенном ритме, на который настраиваются его сердце и дыхание. «Поставить ритм ребенку – это поставить ему психику, поставить чувство времени». Овладение письмом не должно быть быстрым – ведь энергии на эту науку уходит, оказывается, больше, чем на постижение основ игры на фортепьяно. Причем обучение письму безнажимным, «шариковым» способом провоцирует у малышей… стенокардию.

Кроме всего вышеперечисленного, в школе введено раздельное  обучение.   
4.1 Краткий тест творческого мышления

Для измерения уровня креативности взята методика «Закончи рисунок». Данная методика представляет собой адаптированную форму субтеста «Незавершенные фигуры» из набора тестов для оценки креативности, разработанного П.Торренсом с использованием известного принципа «завершения гештальта». КТТМ включает 10 незаконченных фигур, на основе которых необходимо создать законченные картинки. 

Каждая из фигур как бы «навязывает» обследуемому некоторые простейшие способы ее завершения (например, для первой фигуры это изображение птицы, лица человека или очков). Креативность в данном случае проявляет себя прежде всего как способность уйти от этого «стандартного» способа завершения гештальта — то есть, как возможность найти некоторое неочевидное решение. Тест «Незавершенные фигуры» был впервые адаптирован в России в 1991 г. на учащихся г. Москвы; адаптированная форма субтеста получила название «Краткий тест творческого мышления», или сокращенно, КТТМ. Широко применяется в психологической практике. Задание «Закончи рисунок» представляет собой 2-й субтест из набора фигурных тестов Торренса. Время выполнения теста -10 минут. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один.

Перед началом работы дается инструкция: «На этих 2-х страницах нарисованы незаконченные фигуры. Вы можете добавить к ним дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки. На всю работу отводится 10 минут. Постарайтесь придумать и нарисовать картинку, которую никто другой не сможет придумать. Обязательно придумайте интересное название для каждой картинки  и напишите его внизу под каждым рисунком».

При ответах на возможные вопросы необходимо избегать давать примеры или иллюстрации, рисунков. По истечении 10-и минут рисунки собираются; если дети не успели подписать рисункам, нужно выяснить у них названия сразу после тестирования.

    продолжение
--PAGE_BREAK--4.2    Обработка  и интерпретация результатов Данные, полученные при тестировании обрабатываются по следующим показателям:
1.                 
Беглость или продуктивность

Представляет собой просто сумму выполненных заданий за время обследования (если заполнены все 10 фигур, то он равен 10). Этот показатель, отражающий общую продуктивность и непосредственно не связанный с креативностью, является вспомогательным по отношению к другим, гораздо более значимых тестовым показателям.

Средние значения показателя беглости (и остальных 3-х показателей) приведены в таблице 1.

2.                 
Гибкость

Рассчитывается как число несовпадающих категорий ответов из списков 1 и 2. Ecли ответы на все задания относятся к разным категориям, то этот показатель равен 10; если же, например  к одной категории — скажем, к 24-й («абстрактный узор»), то он равняется 1.

Показатель гибкости оценивает «идейное разнообразие» — или способность перехода от одной стратегии к другой. Низкий показатель гибкости может отражать ригидность мышления, интеллектуальную ограниченность, низкий уровень эрудиции. В некоторых случаях его можно интерпретировать как проявление низкой мотивации, а иногда — как чрезмерную фиксацию на определенной тематике («эмоциональная доминанта»).

3. Оригинальность

Рассчитывается с помощью списков 1 и 2: если ответ попадает в раздел А списка 1, то он оценивается как нулевой (0 баллов), если в раздел Б того же списка – он получает 1 балл. В случае, если темы рисунка нет в списке 1, он  получает 2 балла, при этом с помощью списка 2 определяется номер категории ответа, что необходимо для подсчета показателя гибкости); если же этой темы нет и во 2 списке, можно ввести свою категорию – например, Х1, Х2 и так далее (на самом деле такая необходимость возникает достаточно редко). Затем все баллы суммируются и переводятся в стандартные единицы (стены) по таблице 2.

Этот показатель оценивает способность к выдвижению нестандартных идей. Высокие баллы связаны с уровнем интеллектуальной активности  и неконформности; в то же время может  встречаться при некоторых психических расстройствах.

4. Разработанность (детализация идей)

Показатель разработанности можно приблизительно определить как количество осмысленных" неповторяющихся линий в каждом рисунке.

Один балл дается за:

¨                   каждую значимую деталь рисунка (повторяющиеся детали одного типа не учитываются),

¨                          цвет или штриховку;

¨                          поворот рисунка на 90 градусов и более, необычная перспектива;

¨                          каждую подробность в названии.

Баллы по всем рисунки суммируются и переводятся в стены по таблице 2.

Таблица 1. Средние значения показателей теста разных классах.



Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1-2

9,0 (1,2)

7,5(1,7)

10,3(2,9)

22,4 (8,8)

3-4

8,9 (1,6)

7,6(1,6)

9,7 (3,6)

31,7(15,2)

5-6

9,0 (2,1)

6,8(2,2)

9,2(4,1)

30,4(16,5)

7-8

9,1 (1,8)

7,4(1,9)

9,6 (3,6)

31,8(17,4)

9-11

9,7 (0,7)

8,1 (1,2)

10,7(3,3)

40,4(13,6)

10-11

9,2 (1,4)

7,6(1,6)

10,0(3,4)

31,3(15,3)
    продолжение
--PAGE_BREAK--

Таблица 2. Перевод «сырых» показателей в Т-баллы.



Баллы по оригинальности Баллы по разработанности
Т-шкала

1-3 кл.

4-8 кл.

9-11 кл

1-2кл.

3-8 кл.

9-11 кл

100

-

-

-

66

110

108

95

-

-

-

62

101

101

90

-

-

-

58

92

95

85

20

-

-

54

83

88

80

19

20

20

49

75

81

75

18

18

18

45

68

74

70

16

17

17

40

62

68

65

15

15

16

35

55

61

60

13

13

14

31

48

54

55

12

11

12

26

39

47

50(среднее)

10

9

11

22

30

40

45

9

7

9

18

23

33

40

7

5

7

14

16

27

35

6

3

5

10

11

20

30

4

1

4

5

7

13

25

2

-

1

1

2

7

20

1

-

-

-

-

1


    продолжение
--PAGE_BREAK--Список 1
 Ответы на задания с указанием номеров категорий и оценок по оригинальности.
ФИГУРА 1


А. 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(37) Лицо, голова человека

(1)   Очки

(2)   (8) Птица (летящая), чайка
Б. 1 балл (от 2% до 4,99_% ответов):

(10) Брови, глаза человека

(33) Волна, море

(4)   Животное (морда)

(4)   Кот, кошка

(11) Облако, туча

(58) Сверхъестественные существа

(10) Сердце (любовь)

(4)   Собака

(8)   Сова

(28) Цветок

(37) Человек, мужчина

(31) Яблоко
ФИГУРА 2

А. 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(64) Дерево и его детали

(67) Рогатка

(28) Цветок
Б. 1 балл (от 2% до 4,99% ответов):

(41) Буквы «Ж», «У»и др.

(13) Дом, строение

(60) Знак, символ, указатель             

(8)   Птица: следы, ноги

(45) Цифра

(37) Человек
ФИГУРА 3
А. 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(53) Звуковые и радиоволны

(37) Лицо человека

(9)   Парусный корабль, лодка

(31) Фрукты, ягоды

Б. 1 балл (от 2% до 4.99% ответов):

(21) Ветер, облака, дождь

(7)   Воздушные шарики              

(64) Дерево и его детали

(49) Дорога, мост

(4)   Животное или его морда

(48) Карусели, качели

(68) Колеса

(27) Рыбы, рыба

(67) Лук и стрелы

(48) Санки

(35) Луна

(28) Цветы
ФИГУРА 4


А. 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(33) Волна, море

(41) Вопросительный знак

(4)   Змея

(37) Лицо человека

(3)   Хвост животного, хобот слона
Б. 1 балл (от 2% до 4,99 % ответов):

(4)   Кот, кошка                     

(32) Кресло, стул

(36) Ложка, поповник

(4)   Мышь

(38) Насекомое, гусеница, червяк

(1)   Очки

(8)   Птица: гусь, лебедь

(27) Ракушка

(58) Сверхъестественные существа

(1)   Трубка для курения

(28) Цветок
ФИГУРА 5
А. 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(36) Блюдо, ваза, чаша

(9)   Корабль, лодка

(65) Зонт
Б. 1 балл (от 2% до 4.99% ответов):

(33) Водоем, озеро                      

(47) Гриб

(10) Губы, подбородок

(22) Корзина, таз

(31) Лимон, яблоко

(67) Лук (и стрелы)

(33) Овраг, яма

(27) Рыба

(25) Яйцо
ФИГУРА 6
А. 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(15) Лестница, ступени

(37) Лицо человека
Б. 1 балл (от 2% до 4,99% ответов):

(33) Гора, скала

(36) Ваза

(64) Дерево, ель                       

(19) Кофта, пиджак, платье

(66) Молния, гроза

(37) Человек: мужчина, женщина

(28) Цветок
ФИГУРА 7

А. 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(18) Автомашина

(36) Ключ

(62) Серп
Б. 1 балл (от 2% до 4,99% ответов):

(47) Гриб

(36) Ковш, черпак

(43) Линза, лупа

(37) Лицо человека

(36) Ложка, половник

(62) Молоток

(1)   Очки

(18) Самокат

(60) Символ: серп и молот

(48) Теннисная ракетка

ФИГУРА 8
А. 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(37) Девочка, женщина

(37) Человек, голова или тело
Б. 1 балл (от 2% до 4,99%):

(41) Буква «У» и др.

(36) Ваза

(64) Дерево

(11) Книга

(19) Майка, платье

(2)   Ракета

(58) Сверхъестественные существа

(28) Цветок

(67) Щит
ФИГУРА 9
А 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(33) Горы, холмы

(4)   Животное, его уши

(41) Буква «М»
Б. 1 балл (от 2% до 4.99%):

(4)   Верблюд

(4)   Волк

(4)   Кот, кошка

(4)   Лиса

(37) Лицо человека

(4)   Собака

(37) Человек: фигура
ФИГУРА 10

А 0 баллов (5% и более ответов):

(24) Абстрактный узор

(8) Гусь, утка

(64) Дерево, ель, сучья

(37) Лицо человека

(4) Лиса
Б. 1 балл (от 2% до 4.99%):

(63) Буратино

(37) Девочка

(8)   Птица

(58) Сверхъестественные существа

(45) Цифра

(37) Человек, фигура
    продолжение
--PAGE_BREAK--Список 2 Перечень основных категорий ответов
(18) Автомобиль; машина легковая, гоночная или грузовая, тележка или трактор.

(3)   Ангелы и другие «астральные сущности» и их детали (например, крылья).

(20) Бельевая веревка, шнур.

(41) Буквы, знаки препинания.

(7)   Воздушные шары.

(39) Воздушный змей.

(33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, -гора. море, озеро, пляж, река.

(34) Геометрические объекты: квадрат, круг, куб, треугольник, шар и т.п.

(24) Декоративная композиция; абстрактные изображения, орнаменты, узоры.

(64) Дерево; все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма-

(49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки, мост, перекресток, эстакада.

(22) Емкости; бак, банка, бидон- бочка, ведро, кувшин, ящик.

(4)   Животное, его голова или морда.

(53) Звуковые волны и приборы: камертон, магнитофон, радиоприемник, рация, телевизор.

(65) Зонтик.

(63) Игрушка: деревянный конь, кукла, кубики.

(62) Инструменты: вилы, грабли, молоток, топор и др.

(46) Канцелярские и школьные принадлежности; бумага, папка, тетрадь.

(11) Книга: книга или стопка книг, газета, журнал.

(68) Колеса; колесо, обод колеса, подшипник, шина, штурвал.

(50) Комната иди части комнаты: пол, стена, угол.

 (9)   Корабль и лодка: байдарка, моторная лодка, катер, пароход, парусник.

(12) Коробка: коробок, пакет, сверток.

(54) Космос и космонавт

(16) Костер, огонь.

(23) Крест: красный крест, могильный, христианский.

(40) Лестница; приставная, стремянка, трап.

(2)   Летательный аппарат: планер, ракета, самолет, спутник.

(32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стул.

(43) Механизмы и приборы: компьютер, микроскоп, робот и др.

(44)Музыка и музыкальные инструменты,

(6)   Мячи: для спортивных игр, комки грязи, снежки.

(59) Наземный транспорт (если не попадает в категорию «Автомобиль»),

(38) Насекомые


(35) Небесные тела: звезды и созвездия, Луна и Солнце, метеорит, комета.

(21) Облако_и_туча,

(30) Обувь: ботинки, сапоги, тапки, туфли.

(19) Одежда: брюки, кофта, рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, юбка.

(67) Оружие.

(48) Отдых: велосипед, ледяная горка, ролики, санки, спортивные игры.

(29) Пища.

(66) Погода: дождь и капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, смерч и ураган.

(36) Предметы домашнего быта: ваза, веник, вешалка, зубная щетка, посуда и др.

(8)   Птицы.

(26) Развлечения: пение, спектакль, танцы, цирк.

(47) Растения.

(27) Рыбы и морские животные.

(58) Сверхъестественные и сказочные существа.

(42) Светильник; волшебный фонарь, лампа и лампочка, свеча, фонарь.

(60) Символ: значок, герб, знамя, чек, эмблема.

(5)   Следы животного.

(52) Снеговик.


(57) Солнце и планеты (см. «Небесные тела»).

(55) Спорт: легкая атлетика, футбол, хоккей и др.

(13) Строение: дом, дворец, здание, изба, храм и др.

(15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена.

(14) Строительный материал: доска, кирпич, плита, труба.

17) Тростник и изделия из него.

(51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, шалаш.

(1) Украшения и другие аксессуары: браслет,       корона, кошелек, монокль   или  очки, ожерелье, шляпа.

(31) Фрукты

(28) Цветок.

(45) Цифры и математические знаки.

(61) Часы: будильник, песочные или солнечные, секундомер, таймер

(37) Человек его фигура, голова или лицо:  девочка,  женщина,    мальчик,   монахиня, мужчина, определенная личность, старик.

(56) Человек из палочек.

(10) Части тела: брови, волосы, глаз, губы, кости, ноги, нос, рот, руки, сердце, язык.

(25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.
А. Обработка  результатов

Школа – лаборатория № 760

Показатели



ДЕВОЧКИ 

3-й класс

№№

Беглость
Гибкость
Оригинальность

Разработанность

1

10

10

17 баллов; Т-балл-73

14 баллов Т-балл-38

2

10

 7

12 баллов; Т-балл-55

43 баллов; Т-балл-45

3

10

 6

5 баллов; Т-балл-33

24 баллов; Т-балл-46

4

10

10

12 баллов; Т-балл-55

51 баллов; Т-балл-62

5

10

10

13 баллов; Т-балл-60

24 баллов; Т-балл-46

6

10

10

15 баллов; Т-балл-65

42 баллов; Т-балл-56

7

10

10

11 баллов; Т-балл-53

23 баллов; Т-балл-45

8

10

 8

10 баллов; Т-балл-50

26 баллов; Т-балл-47

9

10

10

11 баллов; Т-балл-53

27 баллов; Т-балл-48

10

10

10

10 баллов; Т-балл-50

15 баллов; Т-балл-39

11

10

 9

12 баллов; Т-балл-55

34 баллов; Т-балл-52

12

10

 9

7 баллов; Т-балл-40

41 баллов; Т-балл-57

13

10

 9

8 баллов; Т-балл-43

36 баллов; Т-балл-52

14

10

 9

11 баллов; Т-балл-53

24 баллов; Т-балл-46

15

10

 9

8 баллов; Т-балл-43

12 баллов; Т-балл-36

16

10

10

12 баллов; Т-балл-55

32 баллов; Т-балл-51

17

10

 9

11 баллов; Т-балл-53

39 баллов; Т-балл-55

18

10

 7

4 баллов; Т-балл-30

23 баллов; Т-балл-45

19

10

 9

8 баллов; Т-балл-43

11 баллов; Т-балл-35

20

10

 9

11 баллов; Т-балл-53

28 баллов; Т-балл-48

21

10

10

12 баллов; Т-балл-55

14 баллов; Т-балл-38

22

10

10

10 баллов; Т-балл-50

16 баллов; Т-балл-40

23

10

 9

13 баллов; Т-балл-60

17 баллов; Т-балл-41

24

10

10

10 баллов; Т-балл-50

14 баллов; Т-балл-38

25

10

10

11 баллов; Т-балл-52

21 баллов; Т-балл-44

МАЛЬЧИКИ

3-й класс



№№

Беглость
Гибкость
Оригинальность

Разработанность

1

10

9

13 баллов; Т-балл-60

24 баллов; Т-балл-46

2

10

9

13 баллов; Т-балл-60

18 баллов; Т-балл-41

3

10

10

12 баллов; Т-балл-55

20 баллов; Т-балл-43

4

9

8

10 баллов; Т-балл-50

24 баллов; Т-балл-46

5

10

10

7 баллов; Т-балл-40

30 баллов; Т-балл-50

6

10

9

9 баллов; Т-балл-45

14 баллов; Т-балл-38

7

8

8

11 баллов; Т-балл-53

13 баллов; Т-балл-37

8

10

10

11 баллов; Т-балл-53

18 баллов; Т-балл-41

9

10
7
9 баллов; Т-балл-45

17 баллов; Т-балл-41

10

10

10

13 баллов; Т-балл-60

19 баллов; Т-балл-42

11

10

10

9 баллов; Т-балл-45

21 баллов; Т-балл-44

12

10

9

11 баллов; Т-балл-53

17 баллов; Т-балл-41

13

10

10

9 баллов; Т-балл-45

17 баллов; Т-балл-41

14

10

10

11 баллов; Т-балл-53

19 баллов; Т-балл-42

15

10

10

13 баллов; Т-балл-60

16 баллов; Т-балл-40

16

10

9

15 баллов; Т-балл-65

22 баллов; Т-балл-44

17

9

9

9 баллов; Т-балл-45

16 баллов; Т-балл-40

18

10

10

15 баллов; Т-балл-65

18 баллов; Т-балл-41

19

10

9

10 баллов; Т-балл-50

12 баллов; Т-балл-36

20

10

10

8 баллов; Т-балл-43

20 баллов; Т-балл 43

+21

10

10

19 баллов; Т-балл-80

35 баллов; Т-балл-52

22

10

9

9 баллов; Т-балл-45

19 баллов; Т-балл-42

23

10

10

10 баллов; Т-балл-50

36 баллов; Т-балл-52

24

10

10

9 баллов; Т-балл-45

17 баллов; Т-балл-41

25

10

9

13 баллов; Т-балл-63

21 баллов; Т-балл-44
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Б. Обработка результатов

Школа № 19

Показатели



ДЕВОЧКИ 

3-й класс

№№

Беглость
Гибкость
Оригинальность

Разработанность

1

10

8

13 баллов; Т-балл-60

29 баллов Т-балл-60

2

10

 9

13 баллов; Т-балл-60

18 баллов; Т-балл-41

3

10

 8

9 баллов; Т-балл-45

25 баллов; Т-балл-47

4

10

9

13 баллов; Т-балл-60

17 баллов; Т-балл-41

5

10

9

8 баллов; Т-балл-43

15 баллов; Т-балл-39

6

10

10

10 баллов; Т-балл-50

15 баллов; Т-балл-39

7

10

10

15 баллов; Т-балл-65

21 балл; Т-балл-44

8

10

 10

7 баллов; Т-балл-40

22 балла; Т-балл-44

9

10

9

11 баллов; Т-балл-53

21 балл; Т-балл-44

10

10

8

14 баллов; Т-балл-63

15 баллов; Т-балл-39

11

10

 10

11 баллов; Т-балл-53

18 баллов; Т-балл-41

12

10

 10

16 баллов; Т-балл-70

12 баллов; Т-балл-36

13

10

 9

10 баллов; Т-балл-50

13 баллов; Т-балл-37

14

10

 10

11 баллов; Т-балл-53

12 баллов; Т-балл-36

15

10

 10

9 баллов; Т-балл-45

12 баллов; Т-балл-36

16

10

7

8 баллов; Т-балл-43

15 баллов; Т-балл-39

17

9

 6

9 баллов; Т-балл-45

14 баллов; Т-балл-38

18

9

 7

4 баллов; Т-балл-30

14 баллов; Т-балл-38

19

10

 7

8 баллов; Т-балл-43

18 баллов; Т-балл-41

20

10

 9

7 баллов; Т-балл-40

16 баллов; Т-балл-40

21

8

7

9 баллов; Т-балл-45

14 баллов; Т-балл-38

22

10

8

10 баллов; Т-балл-50

13 баллов; Т-балл-37

23

10

 9

11 баллов; Т-балл-52

14 баллов; Т-балл-38

24

10

10

10 баллов; Т-балл-50

16 баллов; Т-балл-40

25

10

9

9 баллов; Т-балл-45

18 баллов; Т-балл-41

МАЛЬЧИКИ

3-й класс



№№

Беглость
Гибкость
Оригинальность

Разработанность

1

10

10

11 баллов; Т-балл-53

20 баллов; Т-балл-43

2

10

8

12 баллов; Т-балл-55

14 баллов; Т-балл-38

3

10

9

7 баллов; Т-балл-40

22 балла; Т-балл-44

4

9

10

11 баллов; Т-балл-53

22 балла; Т-балл-44

5

10

9

10 баллов; Т-балл-50

16 баллов; Т-балл-40

6

10

9

12 баллов; Т-балл-55

20 баллов; Т-балл-43

7

10

8

12 баллов; Т-балл-55

17 баллов; Т-балл-41

8

10

10

11 баллов; Т-балл-53

18 баллов; Т-балл-42

№№

Беглость
Гибкость
Оригинальность

Разработанность

9

10
6
7 баллов; Т-балл-40

26 баллов; Т-балл-47

10

10

7

14 баллов; Т-балл-63

18 баллов; Т-балл-42

11

10

10

9 баллов; Т-балл-45

14 баллов; Т-балл-37

12

9

6

7 баллов; Т-балл-40

13 баллов; Т-балл-37

13

10

7

11 баллов; Т-балл-53

14 баллов; Т-балл-38

14

10

10

11 баллов; Т-балл-53

11 баллов; Т-балл-35

15

10

8

12 баллов; Т-балл-55

18 баллов; Т-балл-42

16

9

6

10 баллов; Т-балл-50

16 баллов; Т-балл-40

17

10

9

12 баллов; Т-балл-55

19 баллов; Т-балл-43

18

10

10

10 баллов; Т-балл-50

13 баллов; Т-балл-37

19

10

6

16 баллов; Т-балл-70

38 баллов; Т-балл-54

20

10

9

6 баллов; Т-балл-35

11 баллов; Т-балл 35

21

10

8

10 баллов; Т-балл-50

19 баллов; Т-балл-38

22

8

6

7 баллов; Т-балл-40

11 баллов; Т-балл 35

23

8

7

9 баллов; Т-балл-45

11 баллов; Т-балл-35

24

10

5

9 баллов; Т-балл-45

18 баллов; Т-балл-41

25

8

6

6 баллов; Т-балл-35

11 баллов; Т-балл 35
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.