Реферат по предмету "Психология"


Криминальное поведение подростков: причины и следствия

ЧЕРКАСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙУНІВЕРСИТЕТ
ІМЕНІБОГДАНА ХМЕЛЬНИЦЬКОГО
Кафедра соціальної роботита соціальної педагогіки
КУРСОВАРОБОТА
Криминальное поведение подростков: причины и следствия
Черняк МаріяСергіївна
Науковій керівник:
кандидатпедагогічних наук доцент
МайбородаГалина Яківна
Черкаси – 2006

Содержание
Введение
Глава 1. Проблема причинпобуждающих подростков к криминальному поведению в литературных источниках
1.1 Психофизиологическиеособенности подростка и подросткового возраста
1.2 Семья
1.3 Криминальнаяактивность несовершеннолетних и ее мотивация
1.4 Последствиякриминального поведения подростков
Глава 2.Экспериментальное изучение проявления криминального поведения подростков
2.1 Обоснованиеисследования
2.2 Ход и результатыисследования
Заключение
Библиографический списоклитературы
Введение
Не в том беда, что наглой челяди
Доступен жирный ананас.
А в том, что это манит в нелюди
 Детей, живущих возле нас.
И.Губерман.
Криминальное поведение подростков обладает выраженной возрастнойспецификой. Это связано с психологическими и психофизиологическимиособенностями подросткового возраста как переходного между детством и юностью.Значительный психоэндокринный сдвиг играет большую роль в возникновении илиманифестации различных психических расстройств, поведенческих реакций, наоснове которых возникают поведенческие девиации, в том числе такие, каккриминальный стереотип поведения. Смена ведущего типа деятельности ведет кусилению взаимодействия между подростками, возникновению подростковых групп, втом числе и асоциальной направленности. Недостаточная устойчивость морально –нравственной сферы, упрямство и противодействие советам с внушаемостью исклонностью к индуцированию, подростковый максимализм, стремление к признанию всвоей группе, подчинение себя случайным кумирам – особенности подростков,которые наряду с неблагоприятными социальными, микросоциальными условиями, атакже конституциональными особенностями способствуют возникновению изакреплению девиантного, делинквентного и криминального поведения.
Формирование криминального стереотипа поведения происходит черезформирование делинквентного поведения в результате воздействия неблагоприятныхсоциальных, а в частности, микросоциальных факторов (дисгармоничностьвнутрисемейных отношений и, прежде всего, стиля воспитания; дисгармоничностьморально- этических принципов и предъявляемых ребенку требований; диссоциацияродительских ролей в семье), на почву конституционально-типологическойнедостаточности мозга и личности. В таких случаях можно говорить об аномальном,дисгармоничном личностном развитии с выраженными конституциональными аномалиямиличности. Таким образом, анализ литературных данных позволяет увидетьсочетание, взаимодействие биологических и социальных факторов, социальных ииндивидуальных детерминант. Это приводит к формированию таких особенностей, какагрессивность, утрированная полоролевая идентификация и самоутверждение за счетфизической силы, преобладание элементарных материально- физическихпотребностей, нарастанию выраженности эпилептоидных и шизоидных черт характера.
Изучениепсихологических особенностей подростков с криминальным стереотипом, причин иусловий его формирования необходимо для разработки эффективных методов ипрограмм профилактики и диагностики отклоняющегося поведения и, в частности, — криминального стереотипа поведения подростков.
Несмотря напредпринятые в последние годы значительные изменения в уголовно-правовомзаконодательстве, рост качественных и количественных показателей (за исключениепоследних нескольких лет) преступности несовершеннолетних и, соответственно,необходимость адекватного реагирования на это, в том числе вуголовно-процессуальном плане, остается актуальным.
Цель исследования: изучение причин ипоследствий криминального поведения подростков.
Объект исследования: криминальное поведение подростков.
Предмет исследования: изучение причин,побуждающих подростков к криминальному поведению.
Гипотеза исследования:
1. Положительный эффект припредупреждении криминального поведения подростков возможен при проведении планомерной,целенаправленной работы с подростками данной категории.
2. В генезисе криминальнойактивности подростков лежит нестабильная семейная ситуация, депривация ближайшегосоциального окружения;
Методы:
1. Изучение причин ипоследствий девиантно- криминального поведения.
2. Изучение нормативнойдокументации.
3.Сравнительный эксперимент по материалам отчета Управления по делам семьи имолодежи, центра социальных инициатив, РОУМВД Украины в г. Севастополе.
Задачи исследования:
В рамках настоящей работымы ставили перед собой следующие задачи:
·         оценитьсоциальную ситуацию несовершеннолетних правонарушителей, выявить роль иудельный вес семейной депривации, ближайшего социального окружения в генезекриминальной активности;
·         оценитьвлияние возрастного и нозологического факторов на характер криминальнойактивности несовершеннолетних;
обозначитьосновные направления реабилитации несовершеннолетних правонарушителей,оптимизировать подходы к реабилитации в зависимости от характера психическихрасстройств, личностных особенностей, социального статуса подростков.
Решая данныезадачи, мы будем опираться на имеющиеся в нашем распоряжении литературныеданные и результаты собственных исследований.
Материалыисследования были получены в Управлении по делам семьи и молодежи, центресоциальных инициатив, РОУМВД Украины в г. Севастополе.
Глава 1.Проблема причин побуждающих подростков к криминальному поведению в литературныхисточниках 1.1 Психофизиологические особенности подростка иподросткового возраста
Психофизиологическиеособенности подростка и подросткового возраста, являющиеся предпосылкамидевиантно-криминального поведения, рассматриваются нами с позиций,представленных в работах А.И. Личко, Д.И. Исаева, Р.В. Овчаровой, С. Чесс и А. Томаса,Р. Кемпебла.[4;97]
Подростковыйпериод – один из наиболее сложных и ответственных в жизни человека. В этомвозрасте идёт коренная перестройка всех систем организма, и на фоне физическихизменений происходят более глубокие изменения психики, происходит завершениеформирования характера.
Существенныеизменения происходят в сфере личностных интересов или доминант подростка.Ведущей становится «эгоцентрическая доминанта» по Л. С. Выготскому (1930)[7;534]- интерес подростка к своему физическому и психическому «Я», к происходящим внем переменам. Существенно повышается внимание к телу, к отклонениям отпредставляемой нормы. В когнитивные представления о схеме тела включаются новыесоматические изменения, ощущения, переживания, которые определяют меняющеесяотношение окружающих (одобрение, отсутствие реакции, неприятие, насмешка).Поэтому процесс формирования новой идентичности обычно сопровождаетсяпереоценкой действительных или мнимых признаков отклонений (диспропорций тела),субъективно значимыми комплексными, аффективно-личностными реакциями иопределенной неустойчивостью самоидентичности.
При ответе навопрос: «Кто Я?» подросток активно отвергает свою принадлежность к детям, онначинает думать о себе и чувствовать себя как взрослый, стремится быть исчитаться взрослым. Однако, это часто вызывает противодействие со стороныродителей, воспитателей, учителей, посторонних взрослых. Оно может быть явным, резким,ироничным или не явным, но чаще при формальном признании такого права заподростком выражается стремление «отодвинуть во времени» признание«взрослости». Это вызывает трудности в отношениях: негативизм, упрямство,стремление доказать аутентичность своего «Я» через неожиданные поступки, потомучто иначе его не услышат. Тем же объясняется и влечение к запрещенному,необычному, которое обладает для подростка особой притягательностью. С«эгоцентрической подростковой доминантой» может быть связана первичнаямотивация алкоголизации и наркотизации, раннего начала половой жизни, бравадариском в поведении.
Втораядоминантная установка связана с тем, что семья и родители утрачивают свойавторитет. Требования родителей или их тревога больше не производят наподростка сдерживающего действия. Он больше не хочет, чтобы его направляли, становится«глух к голосу, призывающему к послушанию» (Ж.Ж. Руссо). Его поведение начинаетопределяться новым отношением: «Если родители не принимают меня таким, какой яесть, пусть остаются одни, без меня». Интересы, ценности родителей, ихустановки начинают восприниматься анахроничными, везде видится толькоотрицательное. В этот переломный в отношениях момент большинство родителейсклоны обвинять своих детей в эгоизме. Поэтому с доминантой отхода от семьи уподростка может быть связано острое переживание своего одиночества иотверженности в окружающей его жизни.[2;62]
Третьядоминанта связана с поиском того, кто может понять — компании сверстников, скоторыми можно разделить интересы, оценки, увлечения; поиском друга. Чащеподросток тянется к компании юношей старше себя, где стремится стать «своим»,он испытывает потребность взрослеть среди них. Таким образом, выйдя из семьи ивключившись в значимую для себя группу, которая в этот момент играет для негороль поддержки, он обретает самостоятельность. Однако это не полное описаниепотребности в человеке, разделяющем те же ценности и живущем по тем же законам.Психические сдвиги, которыми сопровождается половое созревание, несомненно,пробуждают потребность подростка в любви своих сверстников, делают его неудовлетвореннымсвоим состоянием. По мнению Ш. Бюлер, психическая пубертатность характеризуетсятем, что «Я» подростка должно раскрыться для встречи с «Ты». Это раскрытиеможет быть осуществлено как восприятие другого по принципу «дополнительности»,значимого для своих пробуждающихся влечений, или как более высокая(романтическая) форма созвучия душ, основанная на совместном переживании, наобщей оценке окружающего мира. Отчасти, подобного мнения придерживалисьнекоторые представители новой психоаналитической школы (Берн Э., 1997, ЛоуэнА., 1997) и Э. Эриксон (1996) [4, 16].
Именно вподростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. А.И. Личкоопределяет акцентуации характера как крайние варианты нормы, при которых«отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается чрезмернаяуязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошейили даже пониженной чувствительности к другим» (9).
Акцентуации вбольшей степени обусловлены врождёнными свойствами нервной системы, чемприобретёнными качествами, поэтому устранить их либо кардинальноскорректировать не предоставляется возможным, но своевременное их распознаваниеи построение воспитательной тактики, учитывающей характерологическиеособенности ребёнка, помогло бы предотвратить многие проблемы личностногоразвития, не допустить эмоциональных срывов или серьёзных отклонений вповедении подростка. Более того, любая акцентуация, при создании для неёправильных условий, делает своего обладателя яркой, интересной личностью,способной добиться успеха в жизни (и даже оставить след в истории) именноблагодаря акцентуированным качествам.
Акцентуациизачастую служат благоприятной почвой для проявления специфических поведенческихреакций, свойственных подростковому возрасту.
В последниегоды в отечественной литературе выделяется самостоятельная акцентуацияхарактера по «криминогенному» типу, под которой понимается «определённый типразвития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемостьповедения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построенияобщепринятой системы ценностей» (Абрумова А.Г., Трайнина Е.Г.) (12). Ихповедение отличается бездумной жестокостью, отсутствием корыстных побуждений нафоне постоянной ожесточённости и агрессивности. М. Клайн указывает, чтоповедению представителей данного типа акцентуации в раннем детстве присущиследующие признаки:
-          сверхактивность(ребёнок беспокоен, непоседлив, очень энергичен и агрессивен, он постояннозадевает детей-сверстников, обижает их);
-          отвлекаемостьи рассеянность внимания (ребёнок испытывает трудности сосредоточения, неспособен довести начатое дело до конца);
-          импульсивность(ребёнок неожиданно бросает начатое, поступает необдуманно, может легкосолгать, взять чужую вещь, нарушить запрет, абсолютно не задумываясь опоследствиях)
-          возбудимость(ребёнок крайне раздражителен, неуравновешен, часто плачет, быстро обижается,начинает кричать, ломать вещи, драться).
Поутверждению И.А. Горьковской у 75 процентов подростков из специальных икоррекционных школ отмечаются признаки криминогенного типа акцентуациихарактера.
Такимобразом, психофизиологические особенности подростка могут служить основаниемдля отклонений в его поведении, но они могут либо значительно корректироваться,либо усугубляться в зависимости от типа материнства (семейной атмосферы вцелом).
1.2 Семья
Психологамиописаны основные типы семейного воспитания, деструктивно действующие наформирование личности подрастающего человека. В основе каждого из них лежит нелюбовь,которая, в конечном итоге приводит к результатам, описанным американскимиисследователями.
Психологивыделяют такие деструктивные типы семейного воспитания как: [3]
-безнадзорность,сопровождающаяся отсутствием необходимой заботы, интереса к нуждам ребёнка иконтроля над его поведением;
-повышеннаяморальная ответственность – когда ребёнок вынужден брать на себя несоответствующую возрасту и развитию роль (такое зачастую бывает в семьяхалкоголиков, где один из детей как бы берёт на себя роль родителя);
-          эмоциональноеотвержение со стороны родителей, которые заботятся о материальных нуждахребёнка, его развитии и воспитании, но лишают эмоционального тепла;
-          доминирующаягиперпротекция – когда забота о ребёнке, его нуждах сопровождается сверхконтролем,подавлением желаний ребёнка, ориентацией на собственное представление онеобходимости того или иного действия;
потворствующаягиперпротекция – когда воспитание идёт по типу «кумир семьи»;
Как правило,неблагоприятный тип семейного воспитания негативно влияет на формированиеличности и в подростковом возрасте проявляется в негативных тенденциях вповедении и отношении к миру. Именно в отрочестве, когда значение семьи исемейных отношений отходит для подростка на второй план и заменяется взаимоотношениямисо сверстниками, родители сталкиваются с чёрствостью, жестокостью, равнодушиемсобственного ребёнка к окружающим, явной эгоистической и потребительскойпозицией, цинизмом.
Криминологивыделяют следующие виды неблагополучных семей [14;68]:
— криминогеннаясемья, чьи члены совершают преступления;
— проблемнаясемья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;
— аморальнаясемья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;
— неполнаясемья, отличающаяся дефектами в структуре;
— псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы в воспитании.
Согласнокриминалогическим исследованиям судимость одного из членов семьи увеличиваетвероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всегонесовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый четвёртый несовершеннолетний проживал ссудимыми братьями и сёстрами.
Преступноеповедение взрослых членов семьи, прежде всего, демонстрирует детям образецантиобщественного поведения, знакомит и вводит в мир асоциальной и криминальнойсубкультуры, искажает видение мира, чем усиливает криминогенный потенциалсемьи. Именно из такой среды чаще всего выходят правонарушители,характеризующиеся наличием антиморальных убеждений, и именно такие подросткистановятся основными распространителями элементов уголовной субкультуры в средесверстников.
В аморальнойсемье концентрируются различные отрицательные факторы, такие какправонарушения, совершаемые членами семьи в состоянии алкогольного инаркотического опьянения, систематические конфликты выливающиеся в скандалы ипьяные драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызываетобнищание семьи и полное искажение норм поведения. Дети оказываютсязаброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, что, в своюочередь, кардинально искажает их мировосприятие и самовосприятие и тяжко влияетна всю их последующую жизнь. Дети должны испытывать к своим родителям добрыечувства, тогда они смогут испытывать эти чувства к другим, дети должнычувствовать родительскую любовь, тогда они смогут почувствовать себя любимыми вдальнейшем. Нарушение детско-родительских отношений, вызванное деградациейродителей в аморальной семье является не только сильным криминогенным фактором,но и откладывает неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребёнка,выросшего в подобной семье.
В этотмомент, как правило, происходит отход от семьи. Подросток склонен удовлетворятьсвою потребность в безопасности в группе сверстников. По мнению некоторыхотечественных исследователей, бунтуя против семьи, уходя из неё, отрицая еёценность, подросток выбирает группу, стиль взаимоотношений которой повторяетведущий тип семейного воспитания. Поэтому, в антисоциальные группы с жёсткойиерархией стремятся дети, имеющие доминантных родителей, так как именно там ониобретают то, без чего не мыслят своей безопасности – тотальную зависимость итотальную свободу от ответственности как материальной (меня не бросят, обо мнепозаботятся), так и моральной (мне приказали, меня заставили), а такжереализовать воспринятую от родителей программу отношения к миру [7;98].
Такимобразом, психологическая обстановка в семье, тип семейного воспитания во многомобуславливает отношение подростка к окружающему миру и зачастую становитсяопределяющей причиной девиантно-криминального поведения.
1.3 Криминальнаяактивность несовершеннолетних и ее мотивация
В последниегоды мы стали свидетелями небывалого роста числа правонарушений, совершенныхнесовершеннолетними. По данным МВД в 2005г. зарегистрировано около 10 тысячслучаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления илиантиобщественную деятельность. При этом 9,6% всех преступлений,зарегистрированных в 2005 г. (т. е. около 250 тысяч) совершенынесовершеннолетними или с их участием. Несопоставимость данных позволяетсделать вывод: подростковая преступность становится все более самостоятельной,организованной и профессиональной.
На фонепугающих цифр следует прежде всего отметить своеобразное расслоениеподростково-молодежной популяции и выделить:
детско-подростковуюсреду, ориентированную на семью, школу, позитивные социальные ценности инеобходимую для жизни успешность в личностном росте, уважение к общественномупорядку и закону;
детско-подростковуюмаргинальную среду, ориентированную на установки и позиции малых подростковых июношеских групп, организованных по типу дворовой, уличной общности, общностипривязанной к определенному клубу, дискотеке, музыкальному жанру, спортивномузанятию, увлечению. В этой среде устойчивые, социально ориентированные ценности,отношений и правила поведения отсутствуют и не приветствуются; болеехарактерной является изменчивая ориентация в интересах в зависимости отситуации, привлекательности установок лидера группы, от влияния определеннойсоциальной «моды» на те или иные формы отношений и поведения;
подростковуюи юношескую криминальную среду, устойчиво ориентированную на криминализацию иликак способ обеспечения своего социального статуса, или как решениеэгоцентрических интересов, или как выражение своеобразного протеста. Последняягруппа не однородна по своему составу, включает много типов организации,структуры, направлений криминальной ориентации (Башкатов И. П., 2000) [3;73].
Рассматриваядетско-подростковую популяцию и среду через признак криминализации, мы должныотметить наибольший рост числа детей и подростков, вовлеченных именно вмаргинальную область отношений и поведения. Эта среда и связанные с нейотклоняющиеся («девиантные») формы поведения несомненно являются знакомпереживаемого обществом кризисного периода. Для этогосоциально-психологического явления характерно отсутствие или утрата устойчивыхцелей, разрушение эмоционально и личностно значимых общественных, в том числесемейно-родительских отношений.
Мотивация —это первый фактор, который нужно учитывать при анализе того или иногоуголовного дела, в котором участвовал несовершеннолетний. Второй важный фактор —наличие за спиной ребенка или подростка взрослого с уголовным прошлым. Люди этинеплохо разбираются в психологии, к подготовке и совершению преступленияотносятся как к работе. Недаром они говорят: «Пошли на дело». И хотяопределенной системы вовлечения несовершеннолетних в противоправнуюдеятельность нет, опытные рецидивисты делают это на удивление грамотно, можнодаже сказать — с педагогическим тактом, именно потому, что учитывают возрастнуюмотивацию: для тех, кому 8—9,— это корысть. Дети, конечно, не виноваты,виновата среда. До 7 лет большинство из них воспитывалось в детских садах, гдевсе общее — книжки, игрушки, еда. Ребенок из неблагополучной семьи,недополучающий чего-то дома, худо-бедно восполняет недостачу вне дома, в детскомучреждении. У него формируется представление о социальной справедливости: мне,как всем. Но первый же год в обычной школе разрушает иллюзию равенства. Здесь укаждого ученика свои школьные принадлежности, а у него порой нет необходимого.Ребенок начинает понимать, что родители не хотят или не могут (что для негоравнозначно) дать столько же, сколько у соседа. А чувство собственника именно вмладшем школьном возрасте достигает одной из высших точек. Субъективнаяценность сокровищ второклассника не соответствует рыночной стоимости вещи. Не составляетникакого труда произвести с ним взаимовыгодный обмен — забрать дорогое кольцо,украденное ребенком по приказу взрослого, и милостиво одарить его электрическимфонариком.
Мотивацияправонарушений у детей 11—13 лет отличается от мотивации младших школьников.Здесь корысть уступает место игре, романтике, дружбе, возможности подняться на ступенькувыше по иерархической лесенке в своей компании. Они могут быть идеальнымихранителями ценностей. Воры нередко используют квартиры мальчишек из неполныхсемей, живущих, как правило, вдвоем с матерью, под склады краденого. В большинствеслучаев матери не подозревают, что являются невольными сторожами.
С получениемпаспорта подросток обретает новое чувство уверенности. В его противоправныхдействиях появляется обдуманность и корысть. Мотив продвижения по иерархическойлесенке с возрастом приобретает повышенную значимость. Тем, кому 16—17 лет,деньги нужны на выпивку, наркотики, покупку сверхмодной, а потому дорогойодежды.
Весьмахарактерным фактом общественной психологии в современных подростковых компанияхявляется изменение системы ценностей. Если 15 лет назад члена группы оценивалис точки зрения: «Какой ты?» (сильный, смелый, честный, верный), то теперькритерий звучит иначе: «Сколько ты стоишь?»
В особуюгруппу выделяют и детей из элитарных семей. Избалованное дитя, получающее с раннихлет все, о чем мечтало и не мечтало, «переедает сладкого» и отправляется в бурноеморе жизни в поисках чего-нибудь остренького. Кое-кому из них начинаетказаться, что новые вкусовые ощущения жизни может придать романтика, а вернее,псевдоромантика правонарушений. Их называют «мажоры». По изощренностипреступлений им нет равных в преступной среде.
Преступностьнесовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активностиподростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте,трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляютсобой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетнихи преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературеотмечается, что преступность несовершеннолетних — это будущая преступность. Всвязи с этим можно говорить, что одной из причин преступности взрослых являетсяпреступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями в товремя, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненнаяориентация, когда особенно актуальными являются проблемы воспитания,становления личности, направленности ее поведения.1.4 Последствия криминальногоповедения подростков
Последствиякриминального поведения это как правило совершение преступлений и расплата заних.
За последниегоды преступность несовершеннолетних в нашей стране существенно возросла. Так,в Киеве, как одном из наиболее сложных по состоянию преступности городов Украины,подростковая преступность составляет около 14 %. В настоящее время подросткиявляются самой криминогенно пораженной частью населения. Увеличилось средипреступников также число девочек-подростков. Как гласит милицейская статистика,предоставленная нам Центром общественных связей МВД Украины в г. Киеве c началагода несовершеннолетними совершено более 600 преступлений. Из них 154 грабежа иболее 160 краж имущества. За совершенные преступления к уголовнойответственности привлечены 509 подростков, 480 из которых — жители столицы Втекущем году в отделы криминальной милиции по делам несовершеннолетнихдоставлено более 2200 малолетних бродяг и правонарушителей. Каждый третий — приезжий, а 108 направлены на лечение.
Согласно уголовногокодекса уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершенияпреступления исполнилось шестнадцать лет. Лица, совершившие преступления ввозрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственностилишь за некоторые виды преступлений в том числе и за умышленное убийство.
Несовершеннолетний,впервые совершивший преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от уголовнойответственности, если его исправление возможно без применения наказания. В этихслучаях суд применяет к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательногохарактера.
Принудительныемеры воспитательного характера, предусмотренные частью второй статьи 105Уголовного Кодекса, суд применяет и к лицу, которое до достижения возраста, скоторого может наступать уголовная ответственность, совершило общественноопасное деяние, подпадающее под признаки деяния, предусмотренного Особеннойчастью Кодекса. [1; ст.15]
В случае уклонениянесовершеннолетнего, совершившего преступление, от применения к нему принудительныхмер воспитательного характера, эти меры отменяются и он привлекается к уголовнойответственности.
Кнесовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, могут бытьприменены следующие виды наказаний:
1) штраф;
2)общественные работы;
3)исправительные работы;
4) арест;
5) лишениесвободы на определенный срок.
К несовершеннолетниммогут быть применены дополнительные наказания в виде штрафа и лишения права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Приназначении наказания несовершеннолетнему суд, кроме обстоятельств,предусмотренных в статьях 65-67 Кодекса, учитывает условия его жизни и воспитания,влияние взрослых, уровень развития и иные особенности личностинесовершеннолетнего.
Несовершеннолетний,совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожденсудом от наказания, если будет признано, что вследствие чистосердечного раскаянияи дальнейшего безупречного поведения он на момент постановления приговора ненуждается в применении наказания. В этом случае суд применяет к несовершеннолетнемуследующие принудительные меры воспитательного характера:
1)предупреждение;
2)ограничение досуга и установление особых требований к поведениюнесовершеннолетнего;
3) передачанесовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо под надзорпедагогического или трудового коллектива с его согласия, а также отдельных гражданпо их просьбе;
4) возложениена несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста и имеющего имущество,средства или заработок, обязанности возмещения причиненного имущественногоущерба;
5)направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждениедля детей и подростков до его исправления, но на срок, не превышающий трех лет.Условия пребывания в этих учреждениях несовершеннолетних и порядок ихоставления определяются законом.
Кнесовершеннолетнему может быть применено несколько принудительных мервоспитательного характера. Суд может также признать необходимым назначитьнесовершеннолетнему воспитателя в порядке, предусмотренном законом.
Следует такжеотметить широкое применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора,которая в настоящее время реализуется в отношении примерно половины всехнесовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме того, определеннаячасть нарушителей (более 20%) освобождается от наказания или уголовнойответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по деламнесовершеннолетних, либо к ним применяются принудительные меры воспитательногохарактера: 1) предупреждение, 2) передача под надзор родителей или лиц, ихзаменяющих, либо специализированного государственного органа, 3) возложениеобязанности загладить причиненный вред, 4) ограничение досуга и установлениеособых требований к поведению несовершеннолетнего.
Такимобразом, реальное уголовное наказание исполняется в отношении менее чемполовины подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния. Учитывая то, что вотношении совершеннолетних не предусмотрено ряда наказаний, а отдельные(например, штраф, исправительные работы) применяются весьма ограниченно,основным видом реального (исполняемого) наказания является лишение свободы,которое лица, осуждаемые в несовершеннолетнем возрасте, отбывают ввоспитательных колониях.
Если жеподросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения куголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, или применение кнему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менеенуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется вспециальное учебно-воспитательное учреждение.
Приопределении наказания для несовершеннолетнего должны учитываться и особенностидетской психологии, и возможность мер реабилитации, при этом необходимовладеть, помимо юридических знаний, основами педагогики и социальной работы. Вмировой практике для подобных случаев существует ювенальная юстиция, т. е.своеобразные «детские суды».
Справка.Ювенальная юстиция — это совокупность правовых механизмов, медико-социальных,психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ,предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законныхинтересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание,реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений иорганизаций.
[МатериалыВсеукраинской научно-практической конференции «Создание ювенальной юстиции вУкраине» ]
Использованиевосстановительных подходов к несовершеннолетним правонарушителям hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fvv.lg.ua%2F4%2F59.html&text=%ED%E5%F1%EE%E2%E5%F0%F8%E5%ED%ED%EE%EB%E5%F2%ED%E8%E5%20%EF%F0%E0%E2%EE%ED%E0%F0%F3%F8%E8%F2%E5%EB%E8%20%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E0%20%ED%E0%EA%E0%E7%E0%ED%E8%E5&reqtext=(%ED%E5%F1%EE%E2%E5%F0%F8%E5%ED%ED%EE%EB%E5%F2%ED%E8%E5%3A%3A132746%20%26%20%EF%F0%E0%E2%EE%ED%E0%F0%F3%F8%E8%F2%E5%EB%E8%3A%3A1787676%20%26%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E0%3A%3A3547%20%26%26%2F(-7%207)%20%ED%E0%EA%E0%E7%E0%ED%E8%E5%3A%3A38792)%2F%2F6&dsn=636&d=1552396&sh=6&sg=14- YANDEX_11 вУкраине hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fvv.lg.ua%2F4%2F59.html&text=%ED%E5%F1%EE%E2%E5%F0%F8%E5%ED%ED%EE%EB%E5%F2%ED%E8%E5%20%EF%F0%E0%E2%EE%ED%E0%F0%F3%F8%E8%F2%E5%EB%E8%20%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E0%20%ED%E0%EA%E0%E7%E0%ED%E8%E5&reqtext=(%ED%E5%F1%EE%E2%E5%F0%F8%E5%ED%ED%EE%EB%E5%F2%ED%E8%E5%3A%3A132746%20%26%20%EF%F0%E0%E2%EE%ED%E0%F0%F3%F8%E8%F2%E5%EB%E8%3A%3A1787676%20%26%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E0%3A%3A3547%20%26%26%2F(-7%207)%20%ED%E0%EA%E0%E7%E0%ED%E8%E5%3A%3A38792)%2F%2F6&dsn=636&d=1552396&sh=6&sg=14- YANDEX_12 —уже реальность. Необходимо отметить, что разработке Концепции системыювенальной юстиции в Украине предшествовала практическая работа ряда украинскихобщественных организаций, которыми за период 2004—2006 гг. были реализованысобственные проекты в Крымской автономной республике, в городах Киеве,Ивано-Франковске, Луганске, Одессе, Львове, Харькове, Суммы и Черновцах.
Глава 2. Экспериментальное изучение проявлениякриминального поведения подростков
 2.1 Обоснованиеисследования
В последниегоды резко возросла криминальная активность несовершеннолетних. Если исходитьиз концепции триады личность подростка – социальная ситуация – криминальнаяактивность, становится предельно ясно, что понять и оценить, а следовательно –исправить ситуацию становится возможно только при правильной оценки социальныхфакторов.
Наиболееполно природу и роль социальной ситуации развития в становлении личности несовершеннолетнегоопределил Л. С. Выготский (1930)[17]. Он писал: «Ребенок есть часть социальнойситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживаниеи деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаряпереживаниям ребенка».
Такимобразом, понимание общественных процессов, в которые волей-неволей оказываютсявовлечены несовершеннолетние, возможно прежде через призму социальной ситуации,частью которой являются дети и подростки.
В рамкахнастоящей работы мы ставим перед собой следующие задачи:
оценитьсоциальную ситуацию несовершеннолетних правонарушителей, выявить роль иудельный вес семейной депривации, ближайшего социального окружения в генезекриминальной активности;
оценитьвлияние возрастного и нозологического факторов на характер криминальнойактивности несовершеннолетних;
обозначитьосновные направления реабилитации несовершеннолетних правонарушителей,оптимизировать подходы к реабилитации в зависимости от характера психическихрасстройств, личностных особенностей, социального статуса подростков.
Решая данныезадачи, мы будем опираться на имеющиеся в нашем распоряжении литературныеданные и результаты собственных исследований.
Материалыисследования были получены в Управлении по делам семьи и молодежи, центресоциальных инициатив, РОУМВД Украины в г. Севастополе.2.2 Ход и результатыисследования
Настоящееисследование было проведено на основании сравнения данных 116 учащихся среднихшкол г. Севастополя психически здоровых, не совершавших противоправных деяний,с показателями 331 несовершеннолетних правонарушителей, из которых 101 являлисьвоспитанниками Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителейРОУМВД г. Симферополя        53 – воспитанниками специальной школы длянесовершеннолетних правонарушителей г. Бахчисарая, 71 – участники программы«Педагог на допросе несовершеннолетнего» Крымской региональной общественнойблаготворительной организации «Комитет за гражданские права», 106 –несовершеннолетние правонарушители, осмотренные в рамках экспериментальнойпрограммы пробации региональной общественной благотворительной организации«Комитет за гражданские права».
Всоответствие с психическим состоянием данный контингент был разделен на 5групп. Самую многочисленную первую группу (далее – группа 1) составили 114несовершеннолетних, обнаруживших признаки расстройств поведения и формирующихсярасстройств личности (F 60 – F 61 по МКБ-10). Во вторую группу (далее – группа2) вошли 47 детей с признаками умственной отсталости легкой степенивыраженности, укладывающиеся в основном в диагностические рубрики F 70.0, F70.1, F 70.8 по МКБ-10. В третью группу (далее – группа 3) были включены 97правонарушителей с признаками органического поражения головного мозга различногогенеза (раннего, травматического, интоксикационного). В четвертую группу (далее– группа 4) были объединены 73 психически здоровых несовершеннолетнихправонарушителя. Группа 5 – контрольная (подростки психически здоровы и несовершали правонарушений, преследуемых в рамках уголовного законодательства)(см. таблицу 2.1.1).
Анализ 447случаев (все личные наблюдения), возраст несовершеннолетних правонарушителей от8 до 14 лет, был проведен по 450 признакам, включенным в следующие блоки:персонографический, криминологический, патопсихологический, волевыхрасстройств, психопатологический, воспитания.
Основнымметодом исследования был клинико-психопатологический. Оценивался анамнез,изучалась динамика состояния несовершеннолетних, анализировалось актуальноесостояние, предшествующее правонарушению, в момент правонарушения, и в периодпроведения интервью. Сопоставлялись личностные особенности несовершеннолетнегос деталями криминального эпизода, учитывались типы реагирования в субъективноэмоционально значимых ситуациях.
Таблица 2.2.1.Контингент обследованных подростков по группам.  Спецшкола ЦВИНП Пробация Педагог на допросе Контроль
Группа 1
(114 чел.) 19 47 38 10 -
Группа 2
(47 чел.) 6 10 17 14 -
Группа 3
(97 чел.) 13 25 34 25 -
Группа 4
(73 чел.) 15 19 17 22 -
Группа 5
(116 чел.) - - - - 116
Всего
(447 чел.) 53 101 106 71 116

Использовалисьтакже данные экспериментально-психологического метода. Учитывались данныеметодик, направленных на исследование памяти (запоминание 10 слов,опосредованное запоминание), мышления (сюжетные картины, классификация,исключение, сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц,пиктограммы), интеллекта (метод Векслера), личностных особенностей (MMPI,уровень притязаний, шкала Спилберга, ТАТ, методы Розенцвейга, Лири, Люшера идр.), агрессивности (шкала Басса-Дарки). Использовались данные Л.Н. Собчик(1990, 1997), А.Н. Беседина с соавт. (1996) [6].
Дляисследования волевых расстройств была использована «Нормированная шкаладиагностики волевых расстройств» (Шостакович Б.В., Горинов В.В., Пережогин Л.О.,2000), вопросник которой был адаптирован для работы с несовершеннолетними. Весьспектр волевых расстройств был разделен на 7 категорий в соответствии стипологией, предложенной В.А. Иванниковым (1998) [33]. В раздел волевыхдействий вошли нарушения действий, направленных на удовлетворение потребности вбудущем, на создание объективных ценностей, удовлетворяющих потребностиобщества и отдельных людей, удовлетворение требований ближайшего окружения и выполнениеморальных норм (по С.Л. Рубинштейну, 1946). В раздел преодоления препятствийбыло включено преодоление физических преград, сложности действия, новизныобстановки, внутренних состояний (усталость, болезнь), конкурирующих мотивов ицелей, выполнение социально заданных действий на пути к цели. К группефеноменов преодоления конфликта отнесены выбор между несовместимыми действиями,между целями, личными и социальными мотивами, желанием достижения цели и еепоследствиями. К категории преднамеренной регуляции были отнесены регуляцияпараметров действия (темпа, скорости, силы, длительности), торможениенеадекватных процессов, прежде всего — эмоциональных, организация психическихпроцессов в соответствии с ходом деятельности, способность противостоятьрефлекторным действиям (например, отведению руки от горячего предмета) (поКалину В. К., 1983) [34]. В категорию автоматизмов и навязчивостей вошли такиефеномены, как навязчивые мысли и действия (без отчуждения и чуждые), выработкаавтоматизмов с потерей над ними волевого контроля (по L. Fields, 1996). Вкатегорию мотивов и влечений были включены переживание влечений и побуждений,их осознание (по L. Fields, 1996), субъективное восприятие свободы волевогоакта (по К. Ясперсу, 1913). Последнюю категорию составили прогностическиефункции. Для удобства заполнения шкалы и расчета нормированных показателей былсоздан вопросник, включавший 75 вопросов по 7 вышеперечисленным категориям.Ответы на вопросы анкеты фиксировались в процессе беседы с несовершеннолетним.Подростки, составившие контрольную группу, заполняли анкеты самостоятельно подконтролем экспериментатора. Вычисленные по анкете нормированные показатели покатегориям заносились в базу данных и подвергались статистической обработкестандартным набором методик.
Статистическаяобработка материала осуществлялась в два этапа. На первом этапе осуществлялсясбор информации, ее кодирование, составлялась база данных. На втором этапепроводилась статистическая обработка данных с использованием батареистандартных статистических методик в соответствии с ГОСТ 11.004-74 и ГОСТ11.006-74 [ 5, 6 ].
В нашемисследовании большинство подростков-правонарушителей совершили деяния,подпадающие под определения Особенной части УК до 14 лет (от 85% до 94% вгруппах 1-4, здесь и далее процентные показатели округлены до целых чисел),различия по группам статистически не достоверны). В группах 1, 3, 4 половинаподростков, совершили уголовно-наказуемые проступки впервые, в то время как вгруппе 2 число таких подростков достоверно меньше – только четверть (t ³ 2, P £ 0,05). В группе 1преобладали подростки, совершившие более 3 уголовно наказуемых правонарушений(максимально зарегистрировано 17) и 2-3 правонарушения (около третинесовершеннолетних), в группе 2 – преобладали подростки, совершившие 2-3правонарушения (40%) и более 3 (треть наблюдений).
Во всехгруппах преобладали преступления против собственности, особенно – кражи. Доляпреступлений против собственности составила во всех группах 80-90%, достоверныхразличий между группами не обнаружено. В контрольной группе 3 подросткасовершили мелкие кражи, не подпадающие под границы уголовной ответственности.На втором месте в группах 1, 2 и 4 стояли преступления против общественнойбезопасности (хулиганство) (в среднем – около 15%) а в группе 3 – преступленияпротив жизни и здоровья (убийства, телесные повреждения). В четвертой группе –каждый пятый подросток также имел хотя бы один криминальный эпизод из этойкатегории. В контрольной группе 5 подростков совершили хулиганские действия и 2нанесли легкие телесные повреждения, к уголовной ответственности непривлекались. Только в 1 и 4 группах были зафиксированы преступления противполовой неприкосновенности (изнасилования, сексуальные действия насильственногохарактера), однако их доля мала (в среднем – 4,5%) в сравнении с кражами ихулиганством. Сходные характеристики подростковой преступности описывают иисследователи-юристы (Кашепов В. П. с соавт., 1999) [27]
Таблица 2.2.2.Криминальная активность несовершеннолетних (данные в % округлены).Факторы Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Контроль
Привлечены
к ответственности до 14 лет 87,0 94,0 93,0 85,0 - Привлекались впервые 63,0* 28,0^ 43,0 56,0* -
Преступления против
собственности 87,0 94,0 82,0 86,0 - Хулиганство 28,0 15,0 10,0 21,0 - Против жизни и здоровья 11,0 4,0^ 14,0 19,0* - Сексуальные преступления 4,0 5,0 - Корыстный коэффициент (КК) 2,27 1,83 1,52^ 2,5* -
В таблицеданные приведены в процентах. Знаком * обозначено достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) превышениепоказателей других групп, знаком ^ — достоверно более низкие показатели. КК –отношение эпизодов присвоения имущества к эпизодам уничтожения имущества.
Следует особоотметить, что парадоксально высокий показатель преступлений против жизни издоровья в группе 4 обусловлен тем, что подростки из благополучного окружениявступали в драки и привлекались к ответственности за телесные повреждения, в товремя как подростки из неблагополучных социальных слоев дрались чаще, а жалобына них поступали реже.
Особыйинтерес представляет распределение преступлений против собственности по оси«присвоение собственности – уничтожение собственности». Для этой цели мы ввели«корыстный коэффициент». Таким образом, здоровые правонарушители, подростки срасстройствами личности и поведения совершали преступления в основном радивыгоды, в то время как умственно отсталые подростки и подростки с органическимпоражением головного мозга – как ради выгоды, так и для удовлетворения желанияразрушения, в том числе – в рамках клинически очерченных дисфорическихсостояний.
Подростки 1 и2 групп привлекались к ответственности за однородные преступления достоверночаще (t ³ 2, P £ 0,05), чем подростки других групп. В то же времядоля преступлений, связанных с насилием, была выше в 3 и 4 группах (в среднем –четверть правонарушений) и ниже всего – в 3 группе (около 10%).
В первой ивторой группах среди потерпевших преобладали незнакомые люди (около 70%) и нефизические лица (например, кражи из магазинов) (половина) в то время как в 3 и4 группах – знакомые и родственники (около 50%) (различия достоверны t ³ 2, P £ 0,05).
Правонарушениянесовершеннолетними 1 и 2 группы совершались, как правило, групповые (две третислучаев), что выше показателей 3 и 4 групп, однако роли подростков 1 и 2 группсущественно различались: подростки с расстройствами личности и поведения былиорганизаторами в 40% случаев (от общего числа, т.е. более, чем в двух третяхгрупповых преступлений), а подростки 2 группы в 60% (т.е. около 90% групповыхпреступлений) выполняли пассивную роль (различия достоверны, t ³ 2, P £ 0,05).
Особоговнимания заслуживает анализ мотивации правонарушений. Подобные исследованиянеоднократно проводились на взрослых правонарушителях (Гульдан В. В., 1983,1986) [20, 21]. Во всех группах преобладали корыстные мотивы (более 70%), вгруппе 1 на втором месте (60% t ³ 2, P £ 0,05) былапсихопатическая актуализация, на третьем месте (около 40%) – аффектогенныемотивы. Во второй группе на втором месте по значению стояли мотивыподчиняемости (около 60% t ³ 2, P £ 0,05), на третьем –аффектогенные (четверть случаев). В третьей группе был высок мотив личнойнеприязни (четверть случаев). В остальных группах мотивы удовлетворениявлечения, личных отношений, неприязни, анэтические, подчиняемостьраспределились практически равномерно, значительно уступая корыстным.
Анализируямотивы правонарушений, В. Д. Менделевич (2001) предлагает выделять пять типовотклоняющегося поведения:
(1)делинквентное — относительно низкая общественная опасность, не планируемое,спонтанное, часто безмотивное и неосознанное; 10% случаев;
(2)аддиктивное – в основе лежит зависимость от токсических или наркотическихвеществ; 43% случаев;
(3)патохарактерологическое – обусловлено прежде всего личными особенностями,характерно для психопатических и диссоциальных типов; 30% случаев;
(4)психопатологическое – обусловлено течением психического расстройства, органическисвязано с клиническими проявлениями последнего; 15% случаев;
(5)проявление гиперспособностей (таланта, гениальности) – игнорированиереальности, значимости окружающего мира; 2% случаев.
Мы наблюдалипервые четыре типа, однако аддиктивное поведение встречалось, по нашим оценкам,значительно реже, что, возможно обусловлено спецификой подросткового возраста.
Подростки-правонарушителииз 1 группы достоверно чаще (t ³ 2, P £ 0,05) не доводилипреступления до конца (около четверти случаев в сравнении с 10-15% в группах 2– 4). Подростки 1 группы достоверно чаще чем в других группах (более 70% против30-50% по группам 2-4, t ³ 2, P £ 0,05) планировалиправонарушения. В тоже время подростки второй группы делали это достоверно реже(t ³ 2, P £ 0,05) чем в других группах (различия с группой 4недостоверны).
Для всехгрупп подростков была характерна небольшая продолжительность криминальногоэпизода. Менее 1 часа длились криминальные эпизоды у половины подростков. Средиподростков 1 группы у каждого четвертого криминальная активность носиланепрерывный, систематический характер на протяжении 1 года и более: этиподростки являлись членами организованных преступных группировок; в другихгруппах этот показатель был ниже (менее 20% по группам 2-4).
Таблица 2.2.3.Мотивация правонарушений у подростков и взрослых.Факторы КМ ЛО ЛН А ПА П Группа 1 88,0 6,0^ 8,0 39,0 60,0* 17,0 Группа 2 81,0 6,0^ 6,0^ 23,0 17,0 57,0* Группа 3 74,0 14,0 24,0 31,0 14,0 22,0 Группа 4 70,0 5,0^ 14,0 14,0 19,0 16,0 Взрослые правонарушители ** 48,4 6,5^ 41,9 48,4 64,5* 12,9

В таблицеданные приведены в процентах. Знаком * обозначено достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) превышениепоказателей других групп, знаком ^ — достоверно более низкие показатели. ЗдесьКМ – корыстные мотивы, ЛО – личные отношения, условия, ЛН – личная неприязнь, А– аффектогенные, ПА – психопатическая актуализация, П — подчиняемость; (** — Пережогин Л. О., 2001.)
Еслиисключить характерный для всех подростков высокий уровень корыстных мотивов, тоименно несовершеннолетние группы 1 наиболее соответствуют профилю взрослыхправонарушителей с расстройствами личности. В то же время в группе 2 характермотивов не имеет тенденции к поляризации, что объясняется, вероятно,психической незрелостью подростков из данной группы, отставанием в развитии инесформированностью психических процессов.
У подростков1 группы отмечалась также большая продуманность правонарушений. Так третьправонарушителей (от общего числа, т.е. около половины от числа планировавшихпреступления) несовершеннолетних с расстройствами личности и поведениявынашивали планы преступлений более суток (против 6-20% по группам 2-4соответственно). В тоже время среди подростков первой группы было наибольшееколичество лиц, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения(около половины против 20-40% по группам соответственно, различия статистическидостоверны (t ³ 2, P £ 0,05) по отношению к группам 2 и 4).
Среднее числоправонарушений на одного несовершеннолетнего составило (по группамсоответственно): 5,3, 5,8, 3,5, 2,1 штук. Таким образом лидерами оказалисьподростки с умственной отсталостью и расстройствами личности и поведения(достоверны t ³ 2, P £ 0,05 различия со 2 и 4 группами).
Такимобразом, обобщая признаки, характеризующие криминальную активность в различныхгруппах, можно нарисовать следующие групповые портреты несовершеннолетнихправонарушителей.
Группа 1.Несовершеннолетние правонарушители с расстройствами личности и поведения.Имсвойственно: совершение большого количества правонарушений, неоднократностьпривлечения к ответственности, склонность к совершению однородныхправонарушений, совершение преступлений преимущественно против незнакомых людейили не физических лиц, совершение преступлений в группе сверстников, в которойправонарушителю с диссоциальным расстройством принадлежит роль лидера,преобладание корыстных мотивов и мотивов психопатической актуализации,предварительное планирование преступлений, носящих в целом продуманныйхарактер.
Группа 2.Несовершеннолетние правонарушители с умственной отсталостью. Они совершаютбольшое количество правонарушений, привлекаются в среднем 2-3 раза кответственности, склонны к совершению однородных правонарушений, совершаютправонарушения против незнакомых людей или не физических лиц, что роднит их сподростками группы 1. Однако, имея склонность к групповым деликтам, онивыполняют роль подчиненных, пассивных исполнителей чужой воли, среди мотивов правонарушенийу них также доминируют подчиняемость и корыстные мотивы, они редко планируютправонарушения.
Группа 3.Несовершеннолетние правонарушители с органическим поражением головного мозга.Их отличают высокое число правонарушений, направленных против людей,составляющих близкое окружение самих подростков (знакомые, родные) ипреобладание корыстных мотивов и личной неприязни к потерпевшим.
Группа 4.Здоровые несовершеннолетние правонарушители. Им свойственны правонарушенияпротив лиц, входящих в ближайшее окружение. Они реже других совершаютпреступления в состоянии опьянения.
В качестве выводовв конце главы можно отметить:
в Украине запоследнее десятилетие отмечается значительный рост правонарушенийнесовершеннолетних, а также преступлений, совершенных с их участием;
большинствоподростков совершают первые правонарушения, подпадающие под состав преступленийОсобенной части УК до достижения возраста уголовной ответственности;
ведущиммотивом правонарушений для всех групп подростков являлся корыстный мотив, асамым частом видом противоправной активности – кражи;
наибольшеечисло правонарушений совершают несовершеннолетние с расстройствами личности иповедения и подростки с интеллектуальным снижением, причем последние, какправило, по принуждению или под чьим-либо руководством;
ведущимпсихологическим механизмом, обеспечивающим реализацию противоправногоповедения, является диссоциальный радикал, тотальное отвержение общественныхстандартов и структуры общественных отношений;
большинствоправонарушений, совершенных подростками, характеризуется спонтанностью, крайнейагрессивностью, порой — жестокостью, направленностью на лиц ближайшегоокружения;
наличиепсихических расстройств, включая расстройства пограничного регистра, являетсяважным, но не единственным фактором, лежащем в основе криминального поведения иинспирирующим систематическую криминальную активность.
Заключение
В настоящеевремя несовершеннолетние – одна из наиболее криминально пораженных категорийнаселения.
Насовременном этапе отмечается увеличение числа общественно опасных действий,совершаемых лицами подросткового возраста. В их основе всё более проявляетсяжестокость, садизм, агрессивность. При этом растёт количество преступлений напочве наркомании, токсикомании, алкоголизма.
В тоже времяизвестен широкий диапазон факторов, влияющих на психическое здоровьенесовершеннолетних. Среди них много таких, которые базируются насоциально-психологической основе. Однако роль этих факторов в этиопатогенезекриминального поведения подростков на современном этапе реформированиясоциальных устоев общества остаётся недостаточно изученной.
Делинквентныеподростки, лишившись полноценного внимания родителей, не зная, куда себя деть,приобщившись к употреблению наркотиков и алкоголя, и в то же время стремясьподчинить себе и завоевать любой ценой признание сверстников, стремятся найтиспособ для самоутверждения и находят его в совершении противоправных действий,детерминируемых определёнными целями, входящими в систему ценностных ориентацийантисоциальной личности.
Такимобразом, проведённые нами исследования позволяют сделать следующие выводы.Развитие криминальных форм поведения несовершеннолетних имеет многофакторнуюобусловленность, в которой социальные и психологические факторы представлены ведином неразрывном комплексе на протяжении всего формирования противоправногоповедения. Эти факторы в своём тесном переплетении взаимообусловливают илидополняют формирование деструктивной личности. Выявленная многофакторнаяобусловленность криминальных hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.psychiatry.ua%2Fmedical%2Fpaper066.htm&text=%20%20%EF%F0%EE%F4%E8%EB%E0%EA%F2%E8%EA%E0%20%EA%F0%E8%EC%E8%ED%E0%EB%FC%ED%EE%E3%EE%20%EF%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%FF%20%EF%EE%E4%F0%EE%F1%F2%EA%EE%E2%20%E2%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E5&reqtext=(%EF%F0%EE%F4%E8%EB%E0%EA%F2%E8%EA%E0%3A%3A67333%20%26%20%EA%F0%E8%EC%E8%ED%E0%EB%FC%ED%EE%E3%EE%3A%3A71043%20%26%2F(-2%204)%20%EF%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%FF%3A%3A24035%20%26%2F(-2%204)%20%EF%EE%E4%F0%EE%F1%F2%EA%EE%E2%3A%3A20919%20%26%20%E2%3A%3A0%20%26%20%D3%EA%F0%E0%E8%ED%E5%3A%3A3547)%2F%2F6&dsn=116&d=2628828&sh=6&sg=7- YANDEX_1 формповедения подростков лежит в основе первичной и вторичной профилактикиправонарушенийнесовершеннолетних.
Групповойхарактер – это сегодня одна из специфических особенностей преступностинесовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершившихпреступления в составе группы, стабильно растет. Статистические данные,приведенные в работе свидетельствуют о значительном росте числа дел с участиемнесовершеннолетних, осуждаемых за различные преступления, при этом подавляющеебольшинство осужденных подростков те или иные преступления совершали впервые.Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которых ранеенаправляли в спецшколы и спецпрофтехучилища, освобождали от отбываниянаказания, но они вновь совершали преступления. Совершению повторныхпреступлений способствует недостаточный контроль за последующим поведениемнесовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний.
Необходимоотметить, что криминализация молодежной, в том числе и подростковой средыпроисходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда нашегорегиона явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающихэпидемический характер.
К числуфакторов, непосредственно влияющих на вовлечение несовершеннолетних впреступную среду, следует отнести растущую незанятость этой категориинаселения, безнадзорность, сиротство, распространение бродяжничества ипопрошайничества.
К сожалению,до настоящего времени одной из наименее разработанных в криминологиинесовершеннолетних является проблема контроля государства и общества надпреступным поведением подростков. Явление преступности несовершеннолетнихзанимает особое место среди проблем криминологической этиологии и правовойфеноменологии, что определяет специфику государственной политики в этойобласти. С одной стороны, цель такой политики — защита прав и интересовнесовершеннолетних, с другой – защита общества от преступных посягательств с ихстороны. Представляется, что идеальной моделью суда, занимающегосянесовершеннолетними, был бы суд межотраслевой судебной юрисдикции, решающий вкомплексе вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и их юридическойответственности за совершенные проступки и преступления.
Государстворасполагает разнообразными средствами реализации политики предупрежденияпреступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальнаяпрофилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика,виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.
Было быпреждевременно говорить о том, что принимаемые меры способны обеспечитьдолгосрочный перелом в динамике преступности несовершеннолетних, но тенденциипоследних четырех лет позволяют сделать вывод о том, что количественныепоказатели преступности несовершеннолетних снижаются.
Но все жеприведенные в работе данные показывают, что принимавшиеся все прежние годы мерыпо борьбе с преступностью данного контингента оказались явно недостаточными,чтобы изменить такое развитие событий. К числу мер, которые позволят, по нашемумнению, более эффективно воздействовать на преступность несовершеннолетнихотносятся:
1. Коррекциягосударственной политики в сторону развития в ней социальной составляющей (вчастности, политики в области укрепления семьи, материнства и детства,молодежной политики и т. д.).
2. Развитиесистемы государственных органов, выполняющих функции профилактики преступностинесовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних, специальныепрофилактические подразделения органов внутренних дел, участковые инспекторы,отделы по делам семьи и детей в органах местного управления, комитеты по деламмолодежи и т. д. Главным направлением совершенствования деятельности этихорганов является подбор и подготовка кадров, совершенствование методик работы,материальное обеспечение.
3.Государственное содействие общественным организациям, участвующим впрофилактике преступности несовершеннолетних. Улучшение координации усилийгосударственных и общественных организаций в воздействии на преступностьнесовершеннолетних.
4. Развитиесферы досуга, активное приобщение детей и подростков к занятию физическойкультурой и спортом.
5.Организация правового и военно-патриотического воспитания подростков.
6. Улучшениеподготовки учительских кадров в педвузах, ориентация их на выполнениевоспитательных функций, сотрудничество с родителями, компенсацию недостатков ипороков семейного воспитания.
7. Увеличениеудельного веса воспитательной составляющей в школьной деятельности.Распространение положительного опыта по созданию в школах специальных структур,специализирующихся на профилактике преступлений и правонарушений (завуч поправовому воспитанию), которые положительно зарекомендовали себя на практике.
8.Формирование так называемой ювенальной юстиции, специализирующейся нарасследовании и судебном разбирательстве уголовных дел в отношениинесовершеннолетних.
9.Профилактика физических и психических заболеваний детей, обеспечение гигиеныбеременности и предупреждение родовых травм. Государственное обеспечениеноворожденных детским питанием. Профилактика пьянства и наркотизма как средидетей так и среди взрослых.
10.Ужесточение карательной практики в отношении лиц, применяющих насилие вотношении несовершеннолетних, вовлекающих их в преступную деятельность), всистематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих, бродяжничествомили попрошайничеством, а также за неисполнение обязанностей по воспитаниюнесовершеннолетних.
11. Повышениеуровня и прикладного значения научных исследований в области педагогики.Развитие методик прогноза индивидуального преступного поведения инекарательного воздействия на личность подростка в целях коррекции криминогенныхкачеств. Развитие сети специальных школ для так называемых «трудных» подростков(гиперактивных детей, детей с аномалиями психики, нравственно запущенных). Штатсотрудников таких школ должен быть адекватен сложности решаемых задач (наиболееспособные педагоги, психологи, криминологи). Повышенное материальноеобеспечение может обеспечить приток в эти учреждения лучших специалистов.
12.Государство должно проявлять заботу о семье, оказывать всемерную поддержку ееукреплению. Только в этих условиях возможна реализация огромногоантикриминогенного потенциала семейного воспитания. В ряде стран (Япония,Швейцария, Непал) семья играет главную роль в системе воздействия напреступность. Интересно, что именно в этих странах уровень преступностинаиболее низкий. Это свидетельствует о значительных потенциальных возможностяхсемьи как инструмента осуществления антикриминальной политики государства. Ксожалению, в Украине эти возможности используются далеко неполно.Способствовать реализации их — важнейшая задача государственной политики ипрактики воздействия на преступность.
/>Библиографический список литературы
1.     Уголовныйкодекс Украины Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2001, N 25-26, ст. 131)
2.     АнтонянЮ.М., Саличев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросыпредупреждения преступности. —М., 1983.
3.     БашкатовИ.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М.: Информпечать,2000. – 336 с.
4.     БернлерГ., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: РУ ВНИИМ, 1992. 342с.
5.     БесединА.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога.Харьков, РИП Оригинал, Т. 1-2, 1996.
6.     БетенскиМ. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-пресс, 2002. – 256 с.
7.     ВострокнутовН.В., Дозорцева Е.Г., Пережогин Л.О., Русина В.В. Социальная и психиатрическаяпомощь детям с риском безнадзорности и криминальной активности. Методическиерекомендации. М.: РИО ГНЦ ССП им. В.П. Сербского. 2002. – 24 с.
8.     ВыготскийЛ.С. Психология детского возраста (1930) // Выготский Л.С. Психология. М.:Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с.
9.     ГравинаА.А., Кашепов В.П., Кошаева Т.О. и др. Уголовная ответственностьнесовершеннолетних. Научно-практическое пособие. Под ред. В.П. Кашепова. М.:Юридическая литература, 1999. – 160 с.
10.    Гурьева В.А., Макушкин Е.В.Принципы судебно-психиатрической диагностики в подростковом возрасте. //Функциональный диагноз в судебной психиатрии. / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В.Шостаковича – М. РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2001. – с. 119-147.
11.    Гурьева В.А., Семке В.Я.,Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. –310 с.
12.    Девятова О.Е. Семейнаядепривация и психические расстройства у детей. М.: Барс, 2004. – 114 с.
13.  Дети группы риска:Материалы Междунар. семинара. — СПб., 1998.
14.    Емельянов В.П.Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов: СГУ, — 1980. – 97 с.
15.    Зюбин Л.М. Учебно-воспитательнаяработа с трудными учащимися: Метод. пособие. — М., 1982.
16.  Карпец И.И. Преступное общество. —М., 1983.
17.    Кон И.С. Психологияюношеского возраста. — М.: Педагогика, — 1979. — 289 с.
18.    Криминология. / Под ред.А.И. Долговой. – М.: Норма, 2003. – 843 с.
19.    Майерс Д. Социальнаяпсихология. СПб.: Питер, 1996. – 684 с.
20.    Материалы Всеукраинскойнаучно-практической конференции «Создание ювенальной юстиции в Украине»
21.    Менделевич В.Д. Новыепроблемы психологии и психопатологии девиантного поведения в период социальныхперемен // Психиатрия и общество. Сборник научных работ, посвященный 80-летиюГНЦ ССП им. В.П. Сербского. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – с. 144-151.
22.    Личко А.Е. Подростковаяпсихиатрия. — Л.: Медицина, 1985.
23.    Личко А.Е. Психопатии иакцентуации у детей и подростков. – Л.: Медицина,1983.
24.    Пережогин Л.О.,Емельянцева Ю.В., Крюковский С.В. Тренинговая профилактика синдрома зависимостиу детей и подростков. // Психическое здоровье и социально-психологическаяподдержка детей и подростков. Состояние и перспективы. (Материалы межрегиональнойнаучно-практической конференции) Кострома, 23-24 апреля 2002 г. С. 52-53
25.    Реан А.А., Коломинский Я.Л.Социальная педагогическая психология. СПб. Питер Ком, 1999. – 416 с.
26.    Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии. М., 1946, переиздание: СПб, «Питер Ком», 1999, — 720 с.
27.  Соловьев В.С. Оправдание добра. — М.,1996.
28.  Социальная работа:Российский энциклопедический словарь. — 1997.
29.  Тарухин С.А. Преступное поведение:Социальные и психологические черты.— М., 1974.
30.  Теория и методикасоциальной работы: (Краткий курс). — М., 1994.
31.    Тростанецкая Г.Н.,Шипицына Л. М. Дети группы «риска». Социальные и психолого-педагогическиепроблемы // Дети и насилие. Материалы всероссийской научно-практическойконференции. М.-СПб. 2-8 октября 1994. – с. 5-9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.