--PAGE_BREAK--
1. Теоретическая часть
1.1. Общее представление о личности
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социальнообусловлены, проявляется в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Факторы, влияющие на формирование личности:
1. Биологический (биологически заданные характеристики);
2. Социальный (социальная среда, социальные институты, культура);
3. Собственная активность человека.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. В приложении №1 представлена иерархическая структура личности по Платонову К.К.
1. Подструктура направленности личности. Она включает осознанные мотивы (потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.
2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки, которые также формируются прижизненно, преимущественно с помощью обучения.
3. Подструктура форм отражения. Она включает психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую сферу личности как специфическую форму отражения. В значительной мере эта подструктура является врожденной, но преимущественно развивается прижизненно.
4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности, а также ее патологические изменения. Она тоже претерпевает изменения в течение жизни человека и тесно связана с состоянием его здоровья и особенностями его жизнедеятельности.
Также структуру личности можно представить, как совокупность способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации и социальных установок.
Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент включает качества, от которых зависит реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества охватывают несколько личностных социальных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация – это переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.
Наряду с понятием «личность» в науке не редко употребляют термины «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в том, что понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие биологические и психологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека. Набор его уникальных свойств (внешний облик, интеллект, темперамент, воля и т.д.).
Важную роль при изучении личности играет анализ когнитивных особенностей личности, ее психических процессов.
1.2. Когнитивные особенности личности
К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание, речь. Именно они выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, учиться, работать человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные компоненты деятельности, представлять, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Из всего этого можно сделать вывод, что без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.
Функции психических процессов заключаются в том, что они выступают в качестве регулятора, который приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психические явления – ответ мозга на внешнее и внутреннее состояние, это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения, которые действуют сейчас и были когда-то в прошлом опыте.
Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.
Рассмотрим основные психические процессы:
Внимание – направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
Виды внимания:
1. Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием;
2. Непроизвольное – это внимание, которое возникает независимо цели деятельности, оно связано с особенностью предметов и явлений и отношением человека к тем или иным фактам и явления.
Основные свойства внимания:
· Сосредоточенность – умение ради основного отключиться от пробочных раздражителей;
· Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте;
· Колебание внимания – кратковременные, непрерывные изменения степени его интенсивности, напряженности;
· Переключаемость внимания – быстрый переход от одной деятельности к другой в переносе внимания с объекта на объект;
· Распределение внимания – способность одновременно выполнять несколько видов деятельности.
· Объем внимание измеряется количеством объектов, которые человек может воспринять при одновременном предъявлении.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
В профессиональной деятельности внимание имеет большое значение, а для поддержания продолжительного интенсивного внимания от организма требуется большое нервное напряжение, поэтому во время работы необходимо создавать обстановку, исключающую отвлечение внимания (исключить такие вредные факторы, как шум, вибрация, недостаток освещения). Большое значение имеет также рациональный режим труда и отдыха.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Процессы памяти:
1. Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспроизводящейся информации;
2. Сохранение;
3. Воспроизведение – воссоздание образа предмета в памяти, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент;
4. Забывание.
Мгновенная память- способность удерживать на короткое время точную и полную картину мира, воспринимающую органами чувств, что обеспечивает слитное восприятие мира.
Кратковременная память- материал храниться ограниченный промежуток времени, в ограниченных объемах; в нее попадает только та информация, на которую направлено внимание в данный момент.
Долговременная память – в ней храниться весь жизненный опыт человека. Она не ограничена по объемам и не ограничена по времени хранения информации.
Память обеспечивает сохранение профессионально значимой информации в управленческой деятельности. Поэтому менеджер должен иметь необходимую структуру памяти, соответствующую требованиям, предъявляемым к ней управленческой деятельностью.
Мышление – обобщение, опосредованное отражение существенных свойств, связей, отношений объективной реальности.
Мышление представляет собой порождение нового знания активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить.
Основные операции мышления:
1. Анализ – мысленное разложение целого на части;
2. Синтез – мысленное объединение частиц в целое;
3. Абстракция – вычленяя свойства отдельного предмета, мы отвлекаемся от остальных свойств;
4. Сравнение – установление сходства, различия между предметами и явлениями;
5. Конкретизация – возвращение мысли от общего к конкретному с целью раскрытия содержания;
6. Обобщение – Мысленное объединение предметов по их общим признакам.
Особенности мышления:
1. Самостоятельность мышления – умение увидеть новую проблему, поставить новые вопросы и затем решить задачу своими силами;
2. Глубина – проявляется в степени проникновения в сущность явления и процесса;
3. Широта мышления – способность человека держать под своим мысленным контролем большое количество отношений между предметами и явлениями;
4. Гибкость – умение изменять намеченный план действий, если он неудовлетворен условиями;
5. Критичность – способность правильно оценить как объект условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
6. Быстрота – способность находить правильные обоснованные решения и реализовать их в условиях дефицита времени.
Также большое значение имеют и психологические особенности личности – темперамент и характер. Изучению которых также посвящается много времени, ведь данные особенности оказывают сильное влияние на поведение человека, его учебную и профессиональную деятельность.
1.3.
Психологические особенности личности
К психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер.
Темперамент– индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разной деятельности, остаются постоянными в течение всей жизни и в своей связи характеризуют тип темперамента.
Свойства темперамента:
1. Сензитивность (чувствительность) -особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы;
2. Реактивность— особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;
3. Активность— способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры;
4. Темп реакций— особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний;
5. Пластичность-ригидность-- особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях;
6. Экстраверсия-интроверсия— особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли);
7. Эмоциональная возбудимость – о ней судят потому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникает.
Существует четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник (приложение №2).
Менеджер с типом темперамента «холерик» умело командует подчиненными, в сложных условиях действует быстро, смело, любит рисковать и преодолевать опасности, в работе проявляет активность, инициативность и самостоятельность. Он стремиться к особому положению в коллективе, может быть источником конфликтов. Достоинство холерика заключается в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, как врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на «острие иглы»), летчик-истребитель (явная опасность для жизни).
В профессиональной деятельности сангвиник проявляет настойчивость, целеустремленность, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях. При общении с коллегами эмоционален. Но при потере интереса к работе может проявиться формальное отношение к своим обязанностям, раздражительность и упрямство.Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, политик, менеджер по туризму, в основном это профессии, где действия работников не всегда строго регламентированы.
Специалистам-флегматикам подходит работа, в которой не предполагается быстрое выполнение задания. Перед выполнением производственных заданий он предварительно к ним готовиться, стремясь ничего не упустить. В своей деятельности проявляет настойчивость, высокую работоспособность, терпеливость, но для этого его необходимо заинтересовать и вовлечь в активную деятельность.Достоинство флегматика — в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность.
Такой специалист как меланхолик быстро воспринимает приказы руководства, проявляет активность в привычных рабочих условиях, умеет выдвинуть хорошую идею, обладает усердием, аккуратностью, справедливостью. Но вместе с этим может проявиться неуверенность в себе, быстрая утомляемость, затруднение в переключении с одной деятельности на другую. Люди с таким типом характера пригодны для работ, характеризуемых исполнением однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря.
Характер– совокупность устойчивых свойств личности, определяющих отношение человека к людям и к выполняемой работе.
В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность — завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема — это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).
Характер проявляется в деятельности и в общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер может проявляться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают сложные и трудные виды деятельности, другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенным являются результаты работы, а остальные довольствуются лишь тем, что выполнили задание.
В общении с людьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки других людей. Характер в отличие от темперамента обусловлен те только свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.
И когнитивные, и психологические особенности личности формируются и меняются в течение длительно промежутка времени. Все это время человек развивается, приобретает новые знания, общается с другими людьми, которые также оказывают большое влияние на формирование индивидуальных свойств, способностей и интересов конкретного человека.
1.4.
Влияние коллектива на личность
Группа оказывает существенное влияние на поведение индивида. Каждая группа вносит свой вклад в формирование и развитие личности. И это вклад может быть как положительным, так и отрицательным и об этом свидетельствуют качества человека, которые он приобретает, находясь в группе.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры;
2. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляясь от отрицательно;
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные знания и умения;
4. От группы индивид получает положительные эмоции, которые необходимы ему для развития.
Отрицательное влияние группы на личность проявляется в том, что средний человек в массе людей обнаруживает более низкий интеллект, чем вне нее. В толпе он более доверчив, агрессивен, нетерпелив. Часто индивид под влиянием группы действует в противоречии со своими чувствами и мотивами, забывает о собственной индивидуальности.
В теоретической части данной курсовой работы я раскрыла все основные понятия, связанные с анализом личности. Практическая часть посвящена изучению когнитивных и психологических свойств конкретного человека.
2.
Практическая часть
2.1. Характеристика объекта
Семакова Ирина Валерьевна родилась 26 октября 1988 года. В 2006 году с отличием закончила Камчугскую среднюю общеобразовательную школу. Поступила в Вологодский государственный педагогический университет на исторический факультет, студенткой которого и является по настоящее время (четвертый курс). С учебой проблем нет. Характеризовать можно как ответственного, трудолюбивого, исполнительного человека.
Вредных привычек не имеет, ведет здоровый образ жизни, занимается спортом. Общественную активность проявляет недостаточно, т.к. редко участвует в вузовских мероприятиях. Интересуется танцами, любит рисовать, занимается вязанием.
В общении скромная, но не замкнутая, говорит только то, в чем уверена. Имеет свою точку зрения и может за нее постоять.
В 2010 году проходила педагогическую практику по истории в средней школе №12 г. Вологды и была помощником классного руководителя в 6-б классе. За время практики Ирина проявила себя как организованный, добросовестный, ответственный и дисциплинированный человек. Принимала активное участие в общественных делах класса, проявляя собственную инициативу по проведению мероприятий. В будущем она может стать прекрасным учителем и педагогом.
2.2. Используемые методики
Для анализа объекта использовались следующие методики:
1. Методика «Корректурная проба Бурдона»;
2. Методика «Десять слов»;
3. Методика «Опосредованное запоминание»;
4. Методика «Быстрота мышления»;
5. Методика «Гибкость мышления»;
6. Тест-опросник Г. Айзенка;
7. Опросник Леонгарда;
8. Шкала: «Уровень самооценки»;
9. «Методика рисуночной фрустрации» Д. С. Розенцвейга. продолжение
--PAGE_BREAK--