Реферат по предмету "Психология"


Коррекция внутрисемейных отношений у младших школьников с задержкой психического развития

--PAGE_BREAK--внутренняя конфликтность – противоречивость чувств и желаний;

6.     моральный дискомфорт, психическая напряженность,  проблемы самоконтроля;

7.     эгоцентризм – сосредоточенность на своих переживаниях;

8.     негибкость в поведении;

9.     гиперсоциалность;

10. проблемы социально – психологической адаптации.

Условно можно выделить три варианта влияния семьи на формирование личности ребенка: фиксация путем подражания; закрепление негативных реакций; культивирование реакций ребенка.

Неправильное воспитание с точки зрения семейной педагогики следует рассматривать как условие, при котором возникают изменения и нарушения в психическом развитии, подготавливающие «психологическую почву» для задержанного развития. В литературе встречается понятие динамического семейного диагноза, под которым подразумевается определение типа семейной дезорганизации и неправильного воспитания, установление причинно – следственной связи между психологическим климатом в семье и аномалиями формирования личности у подростков. Особенно тягостные последствия наблюдаются в развитии детей с задержкой развития при сочетании психогенных, социально-психологических, депривационных влияний. Картина ЗПР значительно усложняется и может приобретать необратимый характер при сочетании микросоциальной запущенности с легкими проявлениями нарушения психического здоровья.
Глава 2. Практическое изучение взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития.

2.1. Методы, цели, задачи и содержание исследования.

Для исследования родительского отношения к ребенку с ЗПР применялась методика диагностики родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина.  Для изучения материнского восприятия ребенка и реакции на его поведение использовался опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской. Диагностика проводилась на основе изучения социально-личностных особенностей детей и их родителей, для чего использовались разнообразные методы и приемы:

– наблюдения;

– беседа с родителями;

– тестирование, сбор анкетных данных, опросники;

– проективные рисуночные тесты и др.

1. Наблюдение:

а) за поведением ребёнка в привычной и новой обстановке, в ситуации ожидания психолого-педагогического обследования, при этом фиксировались:

формы и средства общения со взрослыми и детьми;

поведение в привычной и незнакомой обстановке;

использование предметов/игрушек и способы владения ими;

б) за поведением ребёнка в ходе самого процесса психолого-педагогического обследования, в процессе наблюдения отмечались:

средства и формы общения с незнакомым взрослым;

способы усвоения общественного опыта;

сформированность у ребёнка представлений о себе и т.д.;

использование предложенных в игре предметов;

уровень развития восприятия.

2. В ходе бесед с родителями выяснялись:

– формы и средства общения ребёнка с близким взрослым;

– представления ребёнка об окружающих людях;

– желания ребёнка устанавливать контакты со взрослыми, со сверстниками;

– особенности поведения и эмоционально-волевой сферы;

– особенности характера ребёнка;

– проблемы в семье, связанные с воспитанием ребёнка;

– методы воспитания в семье;

– условия воспитания, созданные для ребёнка;

– желание и готовность родителей участвовать в воспитании ребёнка совместно со специалистом.

3. Анкетирование родителей позволило зафиксировать следующие сведения:

– о социально-значимых умениях и навыках, сформированных у ребёнка;

– об организации родителями игрового и рабочего  пространства для ребёнка в семье;

– об ориентировке ребёнка (выполнение простых действий, связанных с поиском «нужных» вещей: принести учебник, достать чашку, поставить стул и т.д.);

– о поведении ребёнка в различных жизненных ситуациях.

4. Графический тест (кинетический рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана) дал возможность выявить восприятие ребёнком значимости членов семьи, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам. Данный рисуночный тест был направлен на выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка.

Предлагалась следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». При этом не объяснялось значение слова «семья», так как это могло исказить суть исследования. Используемые материалы: лист белой бумаги (А4), набор цветных карандашей, ластик. После того, как ребёнок закончил рисунок, ему задавались в форме беседы следующие вопросы:  «Скажи, кто тут нарисован? Где они находятся? Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал? Им весело или скучно, почему?» и т.д. Затем анализировались результаты графического тестирования, при этом учитывались следующие показатели:

– полнота изображённой семьи в соотношении с реальным составом семьи ребёнка;

– взаиморасположение членов семьи и всего рисунка на листе бумаги;

– особенности изображения отдельных членов семьи («рисунок человека»).

Анализ рисунков детей позволил выявить особенности внутрисемейных отношений.

Рис.1  – проявляются конфликтные отношения: ярко выражена фигура отца –  эмоциональная нагрузка, проявляемая в рисунке, показывает степень значимости отца, а собственное изображение резко уменьшено в размерах и находится в стороне, что свидетельствует о напряженных взаимоотношениях, недостаточности общения с родителем. Данные признаки предполагают наличие агрессии, астении, таким образом, нарушение эмоциональных контактов может отчасти объясняться индивидуально-психологическими особенностями взаимоотношения родителя (отца) и ребёнка. Однако они, безусловно, обострены напряжённым отношением к отцу и общим неблагоприятным самоощущением ребёнка в данной семье.

Цель исследования – создание модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса, формирования в их сознании положительных установок.

Объект исследования – специфика детско-родительских отношений при задержке психического развития ребенка.

Предмет исследования – оптимизация межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.

Выдвинутые гипотезы:

– детская патология негативно влияет на материнские установки, ограничивает способность матери эффективно общаться с ребёнком и приводит к искажённому восприятию ребёнка;

– степень нарушения материнского отношения зависит от тяжести патологии ребёнка;

– возможна коррекция материнского отношения к детям с задержкой психического развития посредством организации индивидуальной и групповой работы, направленной на социальную поддержку и улучшение эмоционального состояния матерей, обучения их способам эффективного общения с аномальным ребёнком, вовлечение матерей в программы развития детей.

Для изучения условий воспитания, обучения и развития детей с ЗПР был выполнен анализ социальных факторов данных семей, который отражал такие показатели, как образовательный уровень родителей, культурный уровень семьи, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Семьи  соответствовали уровню «удовлетворительные». Здесь лишь удовлетворительными были жилищные условия (съемные квартиры), культурный уровень и особенности отношений в семье. Оценкой «неудовлетворительно» были отмечены негативные факторы — неблагоприятный психологический климат в семье и вредные привычки у родителей (курение, злоупотребление алкоголем, одного из родителей — отца).

Плохая информированность матерей о причинах задержки психического развития своего ребёнка, неверие и несвоевременное обращение к специалистам, что приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи детям, – все это выявлялось в ходе структурированной беседы. В нашем случае беседа показала, что матери  относились к будущему ребенка пессимистически, это  свидетельствуют, что матери детей с ЗПР менее склонны устанавливать с детьми оптимальный эмоциональный контакт по сравнению с матерями нормально развивающихся детей.

На первом этапе эксперимента исследовались конкретные родительские установки по отношению к детям с ЗПР в сравнении с семьями, воспитывающими нормально развивающихся детей, по методике диагностики родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги. У матерей отмечался избыточный контроль, который приобретал авторитарные черты. Кроме того, они неосознанно вырабатывали вторичную инфантилизацию у ребенка. Невозможность для родителей изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и изменения эмоционального статуса ребенка, с другой, – приводит к неприятию ребенка матерью.

На втором этапе изучалось восприятие матерью ребенка и ее реакция на детское поведение, которое исследовалось с помощью методики «Взаимодействие родитель–ребенок» И.М.Марковской. Негативное восприятие отмечается  у матерей детей с ЗПР.

Матери детей с ЗПР выбирают  такие характеристики ребёнка, как несамостоятельный, упрямый, грустный, агрессивный, одинокий т.д. Наиболее типичными реакциями этих матерей являются контроль, игнорирование, наказание. Они отличаются противоречивым поведением. С одной стороны, жалеют такого ребёнка, с другой, – негативно к нему относятся.

Гипотеза специалистов в этой области исследований подтверждается: стили семейного воспитания тесно связаны с неадекватным оцениванием родителями психических свойств своих детей.

2.2. Анализ полученных результатов.

Опираясь на полученные экспериментальные данные, можно утверждать, что родительские установки, выявленные в ходе исследования, не только не компенсируют первичный дефект, но и формируют вторичные нарушения в эмоционально-личностном развитии детей.

Матери детей с задержкой психического развития имеют противоречивые установки. С одной стороны, они отвергают ребёнка, с другой – устанавливают симбиотические отношения с ним, оказывают чрезмерную заботу. Отмечается меньшая вербальная активность по сравнению с членами семей с нормально развивающимися детьми (в данных семьях это младшие сестры мальчиков с ЗПР).

Дети данной категории воспринимаются как несамостоятельные, упрямые, обиженные, пассивные и т.д., что свидетельствует об инвалидизированном образе ребёнка в сознании родителей. Матери детей с ЗПР испытывают негативные эмоции, связанные с выполнением родительской роли. Они отличаются сниженным фоном настроения, пессимистическим восприятием своей жизни, часто демонстрируют раздражение в адрес ребёнка.
2.3. Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии.

Парадоксальным образом факт наличия в семье проблемного ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. Однако серьезность ситуации родителями все же осознаётся, поэтому они пытаются передать ребенка на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным.

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка с задержкой развития, имеет целью:

– оказать квалифицированную поддержку родителям;

– помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

– создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

– формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса. Наиболее подходящими формами организации коррекционно-педагогической работы, являются:

1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное психолого-педагогическое обследование специалистами, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования. Положительным результатом таких консультаций считаю то, что родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращались за помощью.

2. Лекционно-просветительская работа – проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей. По желанию родителей возможно проведение лекций, посвящённых медицинским аспектам развития ребёнка. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

3. Индивидуальные занятия с родителями. Во время занятий специалист-дефектолог использует личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. При этом необходимо учитывать состояние родителей, и поэтому он должен начинать работать только тогда, когда поймет, что родители смогут его «услышать». Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:

 – демонстрация матери приёмов работы с ребёнком;

 – конспектирование матерью занятий, проводимых педагогом;

 – выполнение домашних заданий со своим ребёнком;

 – чтение матерью литературы, рекомендованной специалистом;

 – реализация творческих замыслов матери в работе с ребёнком.

  4. Ведение дневника «События нашей жизни» (такая форма психокоррекционной работы представлена в разработках Е.Л.Гончаровой, О.И.Кукушкиной, а также Е.Г.Дементьевой).

 Это специально организованная и систематическая работа самого ребёнка, предметом которой являются события его собственной жизни, отражённые в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления – наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

5.Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными – релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, музыкотерапия, библиотерапия, хореотерапия, вокалотерапия и др. Наиболее используемым направлением работы с детско-родительской группой, является игротерапия.

Для налаживание отношений ребёнка с окружающим миром и людьми хорошие результаты дает игротерапия в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой. В практику игротерапии предлагается включать такие формы психотерапии, как арттерапию (искусство), песочную терапию, составление рассказов, психогимнастику, элементы психодраммы, телесную терапию, сказкотерапию и др.

 Длительность игрового занятия составляет 20-30 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

Эффективность внедрения комплексной помощи по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с ребёнком с задержкой психического развития подтверждается следующими положениями:

– включение в психолого-педагогический процесс и матери, и отца, изменяет восприятие их особого ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;

– коррекция недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребёнком данной категории, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;

– сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие умения общения с детьми

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребёнку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьёй;

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию;

– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

Помните, что для ребёнка с ЗПР наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;

– приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

Помните, что у ребенка с ЗПР невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, та как это – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза.

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:

–        спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

–        не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какая сестра твоя  умница».

Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

– барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);

– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

 Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

– если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и т.д.;

– для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить»;    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Еноляты лития. Конденсации Клайзена и Дикмана
Реферат Патриотизм в творчестве русских писателей
Реферат Безопасность продуктов
Реферат Медитация 2
Реферат Советско-германские отношения перед Второй мировой войной.
Реферат Рекреационные ресурсы России
Реферат Испытания РЭСИ на воздействие солнечной радиации соляного тумана повышенного гидростатического
Реферат Анализ возможностей современных педагогических технологий по формированию практических навыков профессиональной деятельности
Реферат "Бесчестье" "Осени в Петербурге", или "Безнравственное безволие" и нравственная воля
Реферат Теневая экономика в России 7
Реферат Продкомиссар. Шолохов М.А.
Реферат Современные текстовые процессоры и их возможности
Реферат Основы операционной системы Windows
Реферат «уральский экономический район»
Реферат Компьютерные 2d и 3d иллюстрации свойств геометрических фигур и тел при изучении геометрии в шко