Реферат по предмету "Психология"


Конфликты в семье

Содержание
Введение
1. Причиныконфликтов в семье
2. Особенности темперамента и конфликтыв семье
3.Причины и последствия семейного неблагополучия
4.Кризисные периоды в развитии семьи
5.Развод как социально-психологический феномен
Вывод
Списокиспользованной литературы

Введение
Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы,супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом, но непривлекали такого пристального внимания. Кроме того, и сам человек стал болеетребователен в любви, в духовной близости и взаимопонимании.
Пути к счастью у каждого свои. Вступление в брак не гарантирует человекуполного счастья и разрешения всех проблем сразу. Брак — это построениевзаимоотношений с супругом, детьми, родственниками каждый день. Особенно важенпроцесс построения взаимоотношений в начале совместной жизни, необходимавзаимная адаптация. Период адаптации — обязательный этап становления семьи. Онможет длиться годами или быть коротким. Многое зависит от желания, от уменияидти навстречу друг другу. Адаптация супругов предполагает близостьпсихологическую и эмоциональную, установление контакта между всеми членамисемьи, определение правил общения и совместного проживания.
Большинство людей относятся к браку серьезно. Они надеются прожить долгуюи счастливую совместную жизнь. Но почему не всем удается сохранить семью?Почему возникают конфликты? Почему происходят ссоры и нарастает непонимание?
Все люди неодинаковы и отношение к любви у всех разное. Одни понимаютлюбовь как половую близость, другие — как духовную близость с дорогимчеловеком, другом. Многие ставят на первое место личные потребности и стремятсяиспользовать мужа или жену как средство их удовлетворения. Такая любовьотмечена потребительским настроением. В нормальных же семьях супруги посвящаютсвою жизнь друг другу и детям, стремятся доставлять радость близкому человеку,не огорчать намеренно никого.
Молодые люди часто не понимают, что семья — это умение и желание даритьсчастье другому человеку, постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений илюбви.

1. Причиныконфликтов в семье
Конфликт является столкновением противоположных мнений, взглядов,интересов и потребностей. Можно выделить несколько причин, которые вызываютчастые конфликты в семье:
• разные взгляды на семейную жизнь;
• неудовлетворенные потребности и пустые ожидания;
• различия в духовных интересах;
• эгоизм;
• неверность;
• неуважительное отношение друг к другу;
• нежелание участвовать в воспитании детей;
• ревность;
• бытовая неустроенность;
• неуважение к родственникам;
• нежелание помогать по дому;
• несоответствие темпераментов;
• пьянство одного из супругов и т. д.
Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всегопричин несколько, и последняя не является основной.
В зависимости от их разрешения, конфликты можно разделить на два типа:
Созидательный — представляет собой определенное терпение в отношениях друг кдругу, отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта;готовность к ведению диалога, желание изменить сложившиеся отношения.
Разрушающий — представляет собой оскорбления, унижение: стремление обидеть,больше проучить, свалить вину на другого. Итог: исчезает взаимное уважение,общение друг с другом превращается в обязанность, часто неприятную.
Необходимо определить, что является основой для порождения конфликта всемье:
1. Неудовлетвореннаяпотребность в самоутверждении.
2. Стремление одногоили обоих супругов реализовывать в браке прежде всего личные потребности(эгоизм).
3. Неумение супруговобщаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами поработе.
4. Сильно развитыематериальные амбиции у одного или обоих супругов.
5. Нежелание одногоиз супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства.
6. Наличие у одногоили обоих супругов завышенной самооценки.
7. Нежелание одногоиз супругов заниматься воспитанием детей или несовпадение взглядов на методывоспитания.
8. Различияпредставлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главысемьи.
9. Непонимание какрезультат нежелания вести диалог.
10. Разные типытемперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента.
11. Ревность одногоиз супругов.
12. Супружескаяневерность одного из супругов.
13. Половаяхолодность одного из супругов.
14. Вредные привычкиу одного из супругов и связанные с ними последствия.
15. Особые случаи.
Нужно отметить, что любой из вышеперечисленных конфликтов имеет своеразрешение и при правильном, заинтересованном подходе не ведет к разрывусемейных отношений./>/>

2. Особенноститемперамента и конфликты в семье
Каждый тип темперамента связан с определенным поведением человека,проявляется в его действиях и поступках. Сочетание различных типов темпераментаможет послужить причиной постоянных конфликтов в семье.
Холерик. Это легко увлекающийся человек, с бурными эмоциональными проявлениями.Энергично берется за любое дело, но быстро остывает. Быстро двигается, быстродействует. Не может долго заниматься однообразной работой. Часто способенотвлекаться, переключаться с одного дела на другое.
Холерик не может спокойно и внимательно слушать собеседника. Способенпрервать разговор, вмешиваться в разговор других людей. Говорит громко ибыстро. Такой человек способен в порыве гнева накричать на собеседника,оскорбить его, но быстро успокаивается и как ни в чем не бывало может начатьснова разговаривать с человеком, с которым недавно отчаянно ругался.
Холерик в любом деле хочет получить быстрый результат. Также емуобязательно нужен успех. Если этого не происходит, холерик может отключиться ивыполнять работу кое-как. Такой человек быстро обучается новому делу. Онэнергичен, упорно стремится к цели, может легко и быстро справляться сзаданием, смысл которого ему понятен и интересен конечный результат.
У холерика часто меняется настроение, он может вспылить по пустяковомуповоду. Если ему кто-то пытается в резкой форме указывать на ошибки, онначинает злиться, скандалить.
Если такой человек чувствует, что скандалом можно добиться удовлетворениясвоих потребностей, он будет стремиться к ним и специально устраивать ссоры.
Флегматик. По характеру спокойный и уравновешенный. В конфликтныхситуациях невозмутим и молчалив. Его душевное состояние нелегко понять иневозможно почувствовать. Он крайне редко сам бывает инициатором конфликта. Частоне умеет общаться, медлительный в обществе и дома. При ограничении времени наработу не достигает успеха. Если такого человека ругать за медлительноеповедение и наказывать за это, он начнет чувствовать себя ущербным и верить,что неспособен к деятельности. Так развивается неуверенность в своих силах иусугубляется настрой на неуспех.
Флегматики старательны, добросовестны. Их трудно включить в работу: такойчеловек долго обдумывает дело, прикидывает, медленно приступает к нему. Но еслион берется за дело, то обязательно доводит его до конца и действует со рвением,прилежанием. Но его нельзя обвинять в медлительности, нельзя подгонять вработе.
Такого человека труднее убедить в изменениях, производимых в работе,также он сложнее понимает новшества в его деле. Поэтому взаимодействие с нимтребует терпения и выдержки.
Флегматики всегда консерваторы. Они стремятся сохранить сложившийся стильи условия жизни. Часто боятся перемен. Флегматик не способен к бурномупроявлению чувств. Его отпугивают резкие перепады настроения, хотя он способенк преданной и сильной любви. Флегматик любит, находиться в одиночестве: никтоне мешает ему думать, не торопит, не отвлекает. Он освобождается ототрицательных эмоций, которые вызывают люди, не считающиеся с особенностями еготемперамента. Положительные качества флегматиков: трудолюбие, аккуратность,добросовестность, терпение, воля, выдержка, усидчивость.
Меланхолик. Впечатлительный, ранимый, глубоко переживающий обидычеловек. Он часто замкнут, застенчив, стеснителен, необщителен. Когдамеланхолик расстроен, он может совершить непредсказуемый поступок. В стрессовыхситуациях у такого человека парализуется воля, он становится скованным, поройневменяемым. Плохо контролирует свое поведение в этом состоянии.
Часто у таких людей развивается подозрительность, боязнь общения,стремление к одиночеству. При обиде происходит сильное волнение. Нередко умеланхолика занижена самооценка. Не любит изменений в своей жизни, так какбоится, что люди вызывающе будут вести себя с ним, нанесут ему обиды.
Люди такого темперамента чувствуют себя комфортнее, увереннее, еслиокружающие не насмехаются над ними, не высказывают недоброго отношения. В такойобстановке они бывают активны, энергичны. Достигают значительных результатов вдеятельности. Их надо оберегать от психических травм.
Боязнь обид и упреков вызывает у меланхолика потребность добросовестно иэффективно работать. Сам никогда не будет искать повода для ссоры, не станетпровоцировать конфликт, так как нуждается в обстановке, лишеннойпсихотравмирующих факторов.
Сангвиник. Энергичный человек. Подвижный и в то же времяуравновешенный, спокойный, он часто улыбается, действует открыто идоброжелательно. Сангвиник — оптимист, он страстно любит жизнь во всех еепроявлениях. Всегда чем-либо занят, не сидит без дела. Занимается часто любимымделом, то есть имеет хобби, которому уделяет все свободное время.
Такой человек часто является душой компании, он коммуникабелен, легкосходится с людьми. Всегда может увлеченно рассказывать о своих интересах,полагая, что это будет интересовать окружающих. К неудачам относится легко,часто не конфликтует, но может высказать претензии, если почувствует, что егоущемляют в деле, которое его интересует. Иногда слушает только себя, не обращаявнимания на упреки супруга. Считает, что это пустяки.
Типы темперамента нельзя разделять на положительные и отрицательные. Таккак людей с чистыми темпераментами не бывает, и в процессе взросления людей ихтемпераменты подвергаются изменениям. Но знание темперамента позволяет понятьповедение партнера в семье, помогает правильно выбрать средство общения.Определив тип темперамента, также можно предугадать особенностивзаимоотношений, скорректировать поведение супругов.
Например, если оба флегматики, жизнь обязательно будет стабильной. Такиепары редко разлучаются, разводятся. В таких семьях редко случаются конфликты.Но они часто могут находиться в состоянии холодной войны, поэтому необходимоизбегать затяжных недомолвок.
Если же только один из супругов флегматик, а другой холерик илисангвиник, то конфликт может возникнуть из-за того, что флегматик не способенбурно проявлять чувства и его могут отпугнуть бурные эмоции супруга с другимтемпераментом. И тогда возникают упреки в недостаточной любви и безразличии ксупругу. Необходимо понять, что такие упреки несправедливы и приводят только кусугублению конфликта. Нужно скорректировать поведение обоих супругов, найтикомпромисс.
Если оба супруга холерики, то можно ожидать повышенной конфликтности всемье. Если же только один из супругов холерик, а другой — флегматик, товспыльчивость и нетерпение одного могут натолкнуться на выдержку и ровноенастроение другого. Холерик успокаивается, и ссора не возникает. Хотя взависимости от обстановки он может сорваться, накричать. При взаимопониманиисупругов этого не происходит.
Если оба супруга меланхолики, то ситуация может осложниться тем, что онибудут глубоко переживать события, которые происходят вокруг них. Если жемеланхолик сталкивается на семейном поле с холериком или сангвиником, то ихрезкое или невнимательное слово может привести к охлаждению отношений междусупругами. Необходимо быть осторожными в своих высказываниях.
Сангвиники относятся к жизни довольно легко. Это может привести кконфликтам на почве ревности, а также может возникнуть обида из-за кажущегосялегкого отношения к чужим проблемам.
/>/>
3. Причины и последствия семейного неблагополучия
Разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие,взаимосвязаны и взаимозависимы.
Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье.Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которыенепосредственно влияют на семью. Во-вторых, причины психологического свойства,связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. В-третьих,биологического характера (физически или психически больные родители, дурнаянаследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития илидетей-инвалидов).
Среди объективных социально-экономических причиннаиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей,сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровнясоциальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физическогоразвития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей струдными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятиемногих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальныхгрупп в микросреде.
Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания всемье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональноеотторжение.
Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарнуюсамостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собойнегативные последствия в будущей жизни ребенка. Непонимание закономерностей исвоеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданийродителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическоесостояние ребенка.
Аффективность — избыток родительского раздражения,недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффектсуматохи, всеобщего возбуждения.
Тревожность и страх за детей, которые приобретаютнавязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляютих прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей такимже беспокойством.
Авторитарность воспитания — стремление подчинить ребенкасвоей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения иготовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничениюсамостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включаяфизические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяютпроявить самостоятельности, что замедляет социализацию.
А также гиперсоциальность, когда родители пытаютсястроить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, неучитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, безнадлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. Вот такие просчетыв воспитании чаще встречаются в семьях социального риска. С каждым годомвозрастает число неблагополучных семей (семьи алкоголиков, наркоманов,правонарушителей и др.). Наряду с общим сокращением рождаемости происходит ростчисла детей, рожденных вне брака.
В сложной социально-психологической ситуации оказываютсятакже дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате внеблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детскихучреждениях интернатного типа.
Нарушение психологической связи между ребенком иродителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальнымпроявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковойсреды.
Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьмии родителями также вызывают:
- сверхзанятостьродителей;
- конфликтнаяситуация в семье;
- пьянствородителей;
- случаи жестокогообращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
- отсутствие всемье благоприятной эмоциональной атмосферы;
- типичные ошибкиродителей в воспитании детей;
- особенностиподросткового возраста и др.
Источникамивозникновения конфликтов могут быть причины, связанные с этапами жизни семьи.Есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менееострой форме, адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками;есть трудности вторичные, такие как проблемы воспитания и ухода за ребенком,ведение трудоемкого домашнего хозяйства. Эти трудности в определенные моментыжизни семьи приводят к кризисам.
Причинами неблагополучия семьи могут быть развод,длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка; трудности,относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированиюсемьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери).Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьик тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности(неуверенность в том что семь может обеспечить безопасное будущее).
Самое главное последствие всех этих трудностей — этонеблагоприятное влияние на психическое здоровье членов семьи, которое впоследствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояниенеудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.
4. Кризисные периоды в развитии семьи
Семья – древнейший институтчеловеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит втом, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течениедлительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большейчасти человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могутне возникать споры, кризисы, конфликты.
На конфликтность супружескихотношений действуют кризисные периоды развития семьи. Выделяют три такихпериода:
Первый кризисный период связан с адаптацией молодоженов кусловиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этотпериод конфликты в молодой семье могут происходить из-за разных причин:
§ Возможноразочарование в партнере. Это приводит к появлению обоюдной раздражительности,которая часто усугубляется злостью не только на партнера, но и на себя;
§ Сменаэмоционального отношения обоих супругов к происходящему: семейная жизнь требуетсамоограничения в плане привычных потребностей, исчезает романтичность,свойственная добрачному периоду;
§ Несовпадениеценностных иерархий у молодых супругов;
§ Трудностив становлении ролевой структуры семьи – распределения ролей, внутрисемейногостатуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и притязаний и т. д.
§ Возможныесложности в построении отношений молодых супругов с родительскими семьями;
§ Материальныеи жилищные затруднения.
Второй кризисный период связан с рождениемпервого ребенка. Семья как целостная система еще не окрепла, не решены многиетипичные для молодой семьи проблемы и появляются новые:
· Необходимостьизменения ролевой структуры – появляются родительские роли – (уход замладенцем, воспитание детей);
· Изменяетсястатус мужа — жена концентрирует внимание на ребенке в ущерб отношениям смужем;
· Ухудшаютсявозможности профессионального роста супругов, становится меньше возможностейдля свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения,хобби);
· Возможнодиспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за ребенком,увеличение нагрузки жены, и как результат усталость и возможное временноеснижение сексуальной активности;
· Длябольшинства семей типичными и злободневными остаются материальные и жилищныезатруднения.
Третий кризисный период связан с ситуациейухода из родительской семьи последнего ребенка. Конфликтные отношения могутбыть детерминированы возможным проявлением «кризиса личности» одногоили обоих супругов, выходом на пенсию, возникновением чувства одиночества,связанного с уходом детей, монотонностью общения, однообразием, отсутствиемярких эмоций в отношениях, переживаниями по поводу семейной жизни детей. Крометого, в этот период часто происходит усиление эмоциональной зависимости жены,ее переживания по поводу возможного стремления мужа проявить себя на стороне.
Кроме перечисленных факторов, при исследованиисупружеских конфликтов необходимо также учитывать стадии развития семьи, точнее— целесообразно принимать во внимание, на какой стадии развития находитсяданная семья. Это связано с тем, что каждая стадия развития семьихарактеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, итипичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности очень частовозникают при переходе семьи от одной стадии к другой, когда супруги не могутсразу перестроиться, и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные дляпредыдущей стадии.
Специалисты чаще выделяют следующие шесть стадий: 1)добрачный период; 2) семья до рождения ребенка; 3) семья с детьми —дошкольниками; 4) семья с детьми школьного возраста; 5) семья со взрослымидетьми; 6) семья после отделения взрослых детей.
На первой стадии развития семьи на судьбе бракаотражаются следующие характеристики добрачного периода: место и ситуациязнакомства; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное);социально-демографические характеристики самих вступающих в брак;продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения; возрастбудущей пары; отношение родителей к браку своих детей.
Установлено, что положительное значение для брака имеют:взаимное первое впечатление, знакомство в ситуации работы или учебы, периодухаживания от 1 до 1,5 лет, проявление инициативы брачного предложения состороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (додвух недель) обдумывания.
Специальных компенсирующих мер требуют такие особенностидобрачных отношений, как отрицательное первое впечатление, короткий (до 6месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания, неодобрение выборародными, продолжительное обдумывание брачного предложения, а также проявлениепрямой или косвенной инициативы (вынужденное или спровоцированное). В первуюочередь, речь идет о беременности женщины.
Вторая стадия супружества, которая совпадает с первымкризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг кдругу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Возникаюттрудности в выработке единого семейного уклада, происходит разочарование друг вдруге как результат неглубокого узнавания в период добрачного ухаживания и т.д.
На третьей стадии возможны конфликты по вопросу ухода заребенком: недостаточная помощь мужа; «двойная нагрузка» жены;конфликты с родителями молодых по поводу воспитания детей; разногласия супруговпо поводу взаимодействия с детьми; трудности, детерминированные возрастнымикризисами развития личности ребенка (кризис 3-х лет) и родителей (такназываемый кризис «среднего возраста», 30-33-х лет).
Четвертая стадия может характеризоваться конфликтамиоднообразия, монотонностью общения. В результате многократного повторения однихи тех же впечатлений у супругов наступает «насыщение» друг другом.Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей.
Споры возникают на почве различных представленийсупругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другогов чрезмерной строгости, жестокости, грубости или, наоборот, баловстве, а такжеиз-за разногласия в оценке поступков детей.
На этой стадии, как и предыдущей, особую негативную рольможет сыграть возрастной кризис детей (подростковый возраст, 10-11 лет).
Кроме того, факторами «риска» четвертой стадииявляются измена, ревность.
На пятой стадии актуальными остаются монотонностьобщения, ревность, измена, взаимоотношения с детьми, проблемы, связанные спрофессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партнера и т. д.
В случае, если взрослые дети создали свою семью и живуту родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должныбыли бы» жить дети (с точки зрения родителей).
Проблемы шестой стадии развития семьи совпадают струдностями третьего кризиса, связанным с уходом из семьи последнего ребенка.(см. выше)
Супружеские конфликты могут проявляться в различныхвидах:
1) актуальный конфликт, который выражается в ярких эмоциональныхвсплесках, вызванных какой-либо сиюминутной причиной;
2) прогрессирующий конфликт, возникающий тогда, когда супругидолго не могут друг к другу приспособиться, вследствие чего растетнапряженность;
3) привычный конфликт, обусловленный сложившимися в семьестереотипами поведения, которые мешают устранить противоречия в устоявшихсямежду супругами отношениях;
4) скрытый конфликт, который зарождается и протекает на уровневзаимоотношений супругов, но ими может не осознаваться и определенное время нереализоваться в поведении супругов;
5) открытый (явный) конфликт. Он имеет затяжной характер,характеризуется недоверием, безразличием, недовольством собой и партнером,длительным плохим настроением, проявлением резких жестов, словесных оскорбленийи т.д.
Разрешение супружеских конфликтов зависит, в первуюочередь, от умения супругов понимать, прощать и уступать, т. е. идти накомпромисс. Компромиссный вариант завершения конфликта между супругами самыйприемлемый. Он характеризуется поиском наиболее удобного и справедливого дляобоих супругов решения, равенством прав и обязанностей, откровенностьютребований, взаимными уступками.
Однако часто супруги избирают иные стратегии выхода изконфликта, которые в итоге создают психотравмирующую обстановку как длясупругов, так и для всей семьи в целом.
Во-первых, стратегию «конфронтации». Данныйвариант выхода из конфликтной ситуации характеризуется нежеланием супруговпринимать во внимание позицию каждого из них. Такая ситуация ведет к накоплениюраздражения, личным оскорблениям, угрозам, а иногда к рукоприкладству.
Во-вторых, «уход» от решения возникшихпротиворечий. В целом такой прием нельзя признать правильным, так как развязкалишь оттягивается, а конфликт остается, однако появляется время для обдумываниявозникшей ситуации, причин разногласий и окончательного принятия решения.
В-третьих, «сглаживание» конфликта. Нередкотакой вариант выхода из конфликта позволяет снять напряженность, добитьсянормальных отношений. Но это получается далеко не всегда.
В-четвертых, стратегия «приспособления».Данный исход конфликта характеризуется волевым навязыванием решения, котороеустраивает лишь одного из супругов и приспособлением другого. Такойавторитарный прием имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются праваодного из партнеров, унижается его достоинство, достигается внешнееблагополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.
5. Развод как социально-психологический феномен
Проблема развода находится в тесной связи с изменениемтипа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственныеформы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимаютразрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, чтовлечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формысемейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологическиеаспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первыйплан.
Известный отечественный социолог Н. М. Римашевскаясчитает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни обществаприобретает необычайно серьезное значение. В последние годы в нашей странерастет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, авнебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. Порасчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгаютбрак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.
Французский социолог Ф. Приу описала так называемуюевропейскую модель изменения семьи. Во-первых, в европейских странахзначительно увеличилось количество семей, живущих без официального оформлениябрака. Во-вторых, для все большего числа пар официальное признание брака неявляется необходимым условием при намерении завести детей. В-третьих, пары,заключившие брак или живущие вместе без оформления отношений, имеющие или неимеющие детей, становятся менее прочными; количество разводов и разрывовзначительно увеличивается. В-четвертых, все большее количество мужчин и женщинвступают в несколько следующих друг за другом союзов.
В России ситуация достаточно сложная. С одной стороны,отсутствие окончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существованиятрадиционной модели семьи, но с другой — ранние разводы и частые повторныебраки приближают ее к европейской. По мнению российских социологов (С.И. Голод,А.А.Авдеев и др.), у нас функционируют параллельно несколько различных типовсемьи: традиционный, современный, супружеский (или постсовременный). Россия сэтой точки зрения вполне сопоставима с европейскими странами, где, какутверждают зарубежные исследователи, семья сегодня — это «брак добрыхдрузей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитаниядетей. В этой модели ребенок воспринимается скорее как партнер со своимиправами и обязанностями, а не как цель создания семьи. Распад брака в этомслучае — лишь этап в развитии семьи.
Исследователи выделяют такие причины разводов:
• укрепление экономической самостоятельности исоциального равноправия женщины;
• ориентация при создании семьи на личное счастье,прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру,выбранному по любви;
• недостаточно развитое чувство долга у одного изпартнеров;
• разрушение семьи в случае, когда любовь приносится вжертву случайной связи.
По мнению отечественных социологов, основные условия,предопределяющие развод, — это урбанизация образа жизни, миграция населения,индустриализация страны, эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровеньсоциального контроля, делают жизнь людей в значительной степени анонимной, уних атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимнойзаботы друг о друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основныеи сопутствующие причины и мотивы.
Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов:отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несовместимостьхарактеров, супружеская неверность, отсутствие или утрата чувства любви,легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения сродителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство(алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половаянеудовлетворенность.
Под мотивом развода понимается обоснование решения отом, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачномсоюзе.
На обыденном уровне сложно оценить все причины разводов,внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство илисупружеская неверность. Часто используемые мотивы дают возможность уйти отобъяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). Бывшиесупруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушениесупружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, этоподтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательноотносятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6 % мужчинобъясняют развод «пьянством супруга».
При изучении разводов рассматривают четыре группыфакторов (У. Гуд).
· Вероятностьсвязи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Какизвестно, городское население разводится чаще, чем жители сельской местности.
· Различныетипы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрениебрака или развода родственниками или значимыми для него лицами.
· Способвыбора брачных партнеров.
· Легкостьили трудность супружеского приспособления между людьми различного социальногопроисхождения.
Развод не происходит внезапно. Ему, как правило,предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли оразводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье.Исследование, проведенное российско-американским коллективом социологов,показало, что 45 % (из 706) женщин-респондентов и 22 % (из 696) мужчин думают оразводе. Мысли о разводе часто появляются в 30—39 лет, а в 20— 29 лет этимозабочены менее всего.
Американский психолог А. Маслоу предложил диалектическуюмодель процесса развода, которая включает в себя семь стадий и соответствующиеим терапевтические методы помощи его участникам.
«Эмоциональный развод» — разрушениеиллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов,страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежатьпроблем. На этой ступени уместна парная терапия супругов или участие вгрупповой терапии.
Время размышлений и отчаяния перед разводом. Этот периодсопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств ипоступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. На поведенческом уровнехарактерно отрицание существующей ситуации, отступление физическое иэмоциональное. Предпринимаются попытки сделать так, чтобы все снова было хорошо,вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи, церкви.
Юридический развод — оформлениеразрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не толькос судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношенияхпартнеров. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытыватьдепрессию, обособление, а поведение сопровождается спорами, попыткамисамоубийства, угрозами, стремлением к переговорам.
Во время развода и периода правовых споров оставленныйсупруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.Своевременная консультация адвоката или посредника, в качестве которого можетвыступать и социальный работник, помогает семье сохранить свои имущественные исоциальные права (привилегии). На этом этапе развода в психологической помощиособенно нуждаются дети.
Экономический развод может вызвать укого-либо из супругов смятение, неистовый гнев или печаль («Жизньразрушена, какое значение имеют деньги»). Терапевтическое сопровождениеможет носить индивидуальный характер для взрослых и групповой — для детей. Установлениебаланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супругпереживает одиночество, облегчение, ищет совета у друзей и близких. Домохозяйкивынуждены вернуться на работу, испытывая чувство нового и страх не справиться спроблемами.
Время самоанализа и возврат к равновесиюпосле развода. Основная проблема этого периода — одиночество ипротиворечивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм,сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Поведение приобретает новуюнаправленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность,стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новыеобязанности для всех членов семьи.
Психологический развод — на эмоциональномуровне — это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, независимостьи автономия. На поведенческом — синтез новой идентичности и окончаниепсихологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность кдлительным отношениям.

Вывод
Правила снятия конфликта в семье
1. Попробуйте установить причину конфликта. Но старайтесь услышать друг друга,правильно понять. Чаще всего причина обрастает несуществующими претензиями ипридирками, за которыми не видно истинного смыла конфликта. Пусть сначалаговорит инициатор конфликта — обиженный супруг. Часто его претензии — этосвоеобразный зов о помощи, именно так надо расценивать поступки инициатора. Темболее что чаще именно он хочет наладить отношения в семье. Не стоитотмахиваться от его эмоциональных речей, выслушайте претензии и обиды, неперебивая. Но и инициатору стоит обдумать свои слова, не предъявлять неясныхупреков, не говорить намеками. Ясно сформулированная, искренняя речь — лучший помощникв разрешении конфликта.
2. Конфликт — это не повод оскорблять или стараться задетьдругого. Конфликтдолжен привести к конструктивному общению, к деловому обсуждению проблемы. Цель— установить доброжелательную обстановку в семье, не забывайте об этом ни наминуту.
Конфликт, ссора не равна битве. Потому победа здесь не важна, а важноналадить отношения. В связи с этим нельзя допускать личные оскорбления,указания на недостатки. Лучше обсудить ошибки, просчеты, проступки, а не личныенедостатки друг друга. Нельзя втягивать в конфликт детей, родителей, знакомых,соседей, друзей. Третье лицо обязательно, вольно или невольно, приметкакую-нибудь сторону, вряд ли посторонние люди будут справедливы в оценкеситуации. Неприемлемо участие в конфликте ребенка, так как именно он страдаетбольше всего от ссор родителей. Постарайтесь также избегать агрессивногоповедения и повышенного эмоционального тона. Если вы будете вести себя спокойнои сдержанно, вам легче будет договориться, так как не будет возникать раздражение. семья конфликт характерразвод кризис
3. В конфликте держитесь существа разногласий, не отвлекайтесь от обсуждения темы,не пытайтесь сразу выяснить все проблемы. Может потребоваться много времени длявыяснения всех разногласий. Обсуждайте самую больную точку отношений,обстоятельно разберите все нюансы и ошибки. Не высмеивайте мнение супруга, дажеесли оно кажется вам нелепым, абсурдным. Важно понять позицию друг друга.
4. Ищите компромисс. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения,интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них.Поэтому конфликт часто долго не угасает. Необходимо для выхода из ситуации хотябы частично принять и выполнить просьбы супруга. С другой стороны, ненастаивать на идеальном, максимальном выполнении претензий, довольствоватьсянадо хотя бы частичной уступкой. Избегайте детского упрямства, откровенногоэгоизма— это ведет к большим разногласиям.
5. Проявите чувство юмора. Иногда это помогает сгладить конфликт,но не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно иногда промолчать илиигнорировать выпад супруга, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Имейтемужество признать ошибку, если вы ее допустили, необходимо подойти иизвиниться. Не обостряйте конфликт из-за пустяка, так как он может превратитьсяв затяжную войну.
/>/>

Списокиспользованной литературы
1. Социология: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. – М., 2000.
2. Понятие и типы неблагополучныхсемей // Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов иродителей. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курслекций: Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2006
4. Родители и дети, семейныеотношения// Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическоеисследование). -СПб.: Наука, 2003.
5. Работа специалистов снеблагополучной семьей // Олиференко Л.Я. Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева — М., 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.