Реферат по предмету "Психология"


Контроль и регуляция эмоциональных состояний

Реферат
на тему: Контроль и регуляция эмоциональных состояний

Введение
Окружающий мир очень часто вызывает у нас различные эмоции,будь то радость или грусть, уверенность или страх. Однако эмоции не всегдаоказывают положительное воздействие на человека, его состояние и поведение, а внекоторых ситуациях человек не может даже контролировать свои действия, чтоприводит к различным последствиям. Такие последствия могут быть различны: они могут,как помочь человеку достичь намеченной цели, так и наоборот, заблокировать мыслительнуюдеятельность.
Окружающая нас действительность, к сожалению, очень частовызывают бурю не контролируемых эмоций, и результат под действием эмоций невсегда соответствует желаемому, а иногда даже повергает в шок. Однако чтобыизбежать различных неприятность существует множество вариантов регулированияэмоций, различных методик поведения, тренировок и факторов.
Данная работа создана для изучения различных способовконтроля и регуляции эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния Чтотакое эмоции?
«Эмоции – это своеобразные состояния психики, накладывающиеотпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Эмоциональныесостояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психическойдеятельности. Эмоции человека обусловлены социальными условиями существования иимеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания,сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма ипсихики». [3]
Любые проявления активности сопровождаются эмоциональнымипереживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаряэмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить осостояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность иобщение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие кразным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражениячеловеческого лица. Они могут определять по нему такие эмоциональные состояния,как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности,относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактахдруг с другом.
«Эмоции — особый класс субъективных психологическихсостояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятногоили неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты егопрактической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства,аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены вовсе психические процессы и состояния человека». [2]Разновидности эмоциональных состояний
«Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние,охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающеесущественное влияние на его психику, поведение и деятельность». [2] Настроениеможет возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро ивнезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.
Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым иактивным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продуктыдеятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук,работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкогокачества.
Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, чтооно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека вобществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья ит.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.
«Аффект – быстро возникающее и бурно протекающеекратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику иповедение человека». [2] Если настроение это сравнительно спокойноеэмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевшийи разрушивший нормальное душевное состояние человека.
В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своимповедением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которыхпотом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однакосостояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки.
«Стресс – эмоциональное состояние, внезапно возникающее учеловека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизниили деятельностью, требующей большого напряжения». [2] Стресс, как и аффект,такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Стресс, преждевсего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффектможет возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффектдезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, нои мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.
Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей.Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состояниипротивостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являютсястрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасностии в деятельности, требующие напряжения сил.
«Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние,возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязанийличности». [2] Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, такихкак: озлобленность, досада, апатия и т.п.
Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личностьразвивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровеньпритязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимальнодостигнуть.
«Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивоеэмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью иопределяющее все его помыслы, стремления и поступки». [2] Страсть может бытьсвязана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектомстрасти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которымиличность стремится обладать.Спокойное состояние человека
«Эмоциональная стабильность это спокойствие, стабильность,уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям». [1]
«Эмоциональная стабильность это выдержанность; человекэмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, можетбыть ригидным, ориентирован на реальность, его не задевают досадные мелочи».[4]
Эмоциональная стабильность характеризуется эмоциональнойневозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека наэмоциогенные раздражители, ситуации.
Существую и другие определения эмоциональной стабильности,однако этого достаточно, чтобы представить себе целостную картину спокойногосостояния человека: состояние в котором человек стабилен, устойчив к стрессовымситуациям, работоспособен и невозмутим.Контроль эмоциональных состояний
В современной психологии существует две точки зрения нанеобходимость контролировать свои чувства. Одни специалисты рекомендуютконтролировать свои эмоции, а другие психологи считают, что сдерживать эмоциивредно для здоровья и лучше их продемонстрировать. Конечно, для того чтобы бытьв гармонии с самим собой, человек должен проявлять свои эмоции. Но в то жевремя необходимо выражать свои чувства искренне, а в некоторых случаях, когдаони приносят вред нашему профессиональному росту лучше контролировать своиэмоции.
К примеру, если вы находитесь на работе, проявление своегонедовольства или других негативных эмоции может быть чревата тем, что послеэтого очень велика вероятность потери рабочего места. Гнев очень частозаставляет повышать голос, делает нас резкими и грубыми. У каждого человека принапряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонусскелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкамв ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица. Таких людей не любят нина работе, ни в личной жизни. Такое поведение с людьми, от которых напрямуюзависит успешность работы, может поставить точку на пути вашей карьеры.Контролировать эмоции и сохранять невозмутимость в любых ситуациях – важныешаги для достижения гармонии и успеха в жизни.Способы контроля
1) «Самый простой,но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслаблениемимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а такжепроизвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научитьсяуправлять и соответствующими эмоциями».[1] Чем раньше (по времени возникновенияэмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается.Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает этоавтоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Несжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинаютрасслабляться.
2) «Важным резервомв стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствованиедыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю рольнеумелое дыхание играет и в утомляемости».[1] Сосредоточив свое внимание,нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разномудышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший илииспугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека,а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратноевоздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можноприобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.
3) «Эффективной эмоциональнойсаморегуляции способствует также использование приемов воображения иливизуализации. Визуализация — это создание внутренних образов в сознаниичеловека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных,вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций».[1]Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память,воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознанииобразы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации,восстановить эмоциональное равновесие.
эмоция психика контроль состояниеПроблемыконтроля в зависимости от особенностей человека
При рассмотрении контроля необходимо учесть тот факт, чтосуществует несколько видов темперамента и для каждого вида может бытьопределенный способ регуляции более эффективен, чем другой.
«Флегматик. Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремленияи настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорствои настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе онпроизводителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершеннонеуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками,быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резкоотличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силыи быстро истощается.
Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменойнастроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокругнего, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычносангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когдаему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик. Человек легкоранимый, склонный к постоянномупереживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Своиастенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, онповышенно впечатлителен, легко эмоционально раним».[5]

Заключение
В данной работе определено, что такое эмоция, а так жерассмотрены основные общие эмоциональные состояния, такие как: настроение,аффект, стресс, фрустрация, страсть. Описано поведение человека в той или инойситуации и к чему это может привести.
Очень важным фактором является понимание, что же такоеспокойное состояние человека, были приведены определения из различныхисточников и собрана целостная картина.
Также была определена необходимость контролированияэмоциональных ситуаций и приведены примеры самоконтроля: расслаблениемимической мускулатуры, совершенствование дыхания и визуализация. Все способыэффективны в определенных ситуациях и могут помочь индивиду овладеть своимиэмоциями.
В итоге, в ответ на раздражители суровой реальности, человекдолжен стараться не терять контроля над своими эмоциями, учиться итренироваться сохранять спокойное эмоциональное состояние, совершенствоватьсебя. Такое поведение индивида приведет его к успеху в личной жизни, будетспособствовать карьерному росту и поможет в трудную минуту.

Список литературы
1)  pedlib.hut.ru/ /Электронныйресурс/ Педагогическая библиотека «Регуляция эмоционального состояния»
2)  www.alt-portal.ru/ /Электронный ресурс/ Альтернативный креативный портал «Эмоциональные состояния,их регулирования»
3)  psylist.net/ /Электронныйресурс/ «Эмоциональные состояния»
4)  www.psychologos.ru/ /Электронный ресурс/ «Эмоциональная стабильность»
5)  ru.wikipedia.org/ /Электронный ресурс/ «Темперамент»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.