Реферат по предмету "Психология"


Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙРЕАБИЛИТАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПОПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НА ТЕМУ:
«Коррекция настроения иэмоционального состояния с помощью книг»
Выполнила: студ. Левицкая
Екатерина Владимировна
Специальность 7.01.0202
«Физическая реабилитация»
Курс 5, группа Р501
Проверил: Канд.мед.наукдоцент
Кадомцев ГеоргийМихайлович

Севастополь 2007.

1 БИБЛИОГРАФИЯ
 
БИБЛИОГРАФИЯ (от греч. biblion — книга и… графия): 1)информационная деятельность по подготовке и передаче информации о произведенияхпечати и письменности. Включает выявление произведений, их отбор поопределенным признакам, описание, систематизацию, составление указателей,списков, обзоров литературы и др.2) Библиографическое пособие или совокупностьбиблиографических пособий.[4]
Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональноесостояние с помощью книг может быть прослежена в истории со временивозникновения первых библиотек Греции. Начиная с Платона и далее, людипредлагали для этого такое замечательное средство, как книги. В учебнике «Общаятерапия» (1836) русского врача И.Е. Дядьковского чтение называется однимиз главных средств психотерапии. Киевский библиотекарь П.П. Должников в 1849году называет библиотеку «аптекой для души». В 1916 году русский писатель,библиограф и просветитель Николай Александрович Рубакин в Женевскомпедагогическом институте Ж.-Ж. Руссо основал новое направление в науке на стыкепсихологии и литературоведения — библиопсихологию.
Замечательнымявлением изучения и создания системы воздействия литературы на читателя, неимеющим себе равных в мировой практике, являются работы российского книговеда,библиографа и писателя Н.А. Рубакина (1862-1946) («Среди книг» и др.) Многое вего работах не утратило своего значения и до настоящего времени. Методбиблиотерапии ( лечения чтением), предложенный В.М.Бехтеревым, детально описани обоснован К.И.Платоновым.[2] Основополагающими работами советского времениможно считать работы В.Е.Рожнова, И.З.Вельвовского и библиографию побиблиотерапии А.М.Миллера. В 1979году А.М.Миллер предложил примерную схемуподбора литературы в зависимости от психотравмирующей ситуации. Он считалважным создание фона «психологических опорных произведений», дающих больному надлительное время защиту и самозащиту от срывов и рецидивов.[3]
Приблизительный список жанров литературы, расположенных по степениих важности для библиотерапии: специальная медицинская литература, социальнаянаучная литература, научно-популярная литература, философская литература,биографическая и автобиографическая литература, классическая литература,критическая литература и публицистика, юмористическая и сатирическаялитература, афористическая литература, фольклор, сказочная литература,научно-фантастическая литература, детектив и приключенческая литература,драматургия, педагогическая литература, юридическая литература,узкопрофессиональная литература, прочая и случайная литература.[1]
Произведения должны быть тщательно классифицированы.
Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определённый,хорошо известный психотерапевту малый список книг (или только главы из них) медицинской,психологической, специальной литературы, достаточно простых, гарантирующихясное, лёгкое понимание. Такие, например, как Д.Фурст «Невротик», Э.Кречмер «Обистерии», А.Лазурский «Классификация личностей», К.Лоренц «Кольцо царяСоломона», И.Кон «Социология личности», С.Шнабль «Интимное поведение». Изпроизведений художественной литературы желателен набор классики Л.Н.Толстого,А.П.Чехова. Из публицистики- Ч.Айтматов «Обрести свою судьбу». В критическойлитературе рекомендовано «Критическое пособие, 100лет русской критики», критикаЛ.Озерова, В.Розова, В.Солоухина. В юмористической- М.Твен, Я.Гашек. Внаучно-фантастической- Р.Бредбери, А.Азимов. Э.Рассел, А. и Б.Стругацкие,Р.Шекли. В детективном жанре-Д.Хаммет, Ж.Сименон. В специфической библиотерапиичаще применяется научная, медицинская, психологическая, специальная иафористическая литература.
Неспецифическиепсихотерапевтические процессы воздействуют на всю личность:
1.Успокоениеможно получить, читая авторитетных авторов медицинской литературы (например,Д.Фурст. «Невротик…»), где больной убеждается, что его нарушения функциональны,не опасны. А также специально подобранная философская, публицистическая,художественная литература (например, «Былое и думы» А.Герцена, где он описывает«ранние несчастия, пронёсшиеся укрепляя своими ударами молодую жизнь»).
2.Удовольствияот чтения больной получает, убеждаясь в том, что герой книги( например,Николенька из « Детства, отрочества и юности» Л.Толстого, Джен Эйр из романаШарлоты Бронте) переживает трудности также как и он. Больной испытываетрадость, когда лучше героя справляется со своими проблемами.
3. Чувствоуверенности в себе, вера в свои возможности часто возникает при чтениибиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелёгкойсудьбой (например Л.Толстой «Исповедь», «Путь жизни»; Ф.Достоевский «Дневникписателя»; А.Чехов «Письма»). При этом больной видит, что они так же, как и он,переживали неуверенность.
4.Высокаяпсихическая активность может быть вызвана большинством литературных жанров.Например, стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая…» это призыв кобновлению жизни, озарение её смысла. Нередко лёгкие жанры детектива, научнойфантастики, юмора лучше активизируют пациента, чем серьёзная беллетристика.
5.Общеепостоянное психическое развитие личности стимулирует целостность личности,тенденции к сложным компенсаторным реакциям, более творческому преодолениютрудностей. Необходимо постепенно переходить от научной литературы кбиографической, философской, беллетристике, где больше ощущений, эмоций,влечений.
Специфическиепсихотерапевтические процессы в библиотерапии характеризуются: более узкой,специальной направленностью на нарушения и на личность преимущественно черезкакой-либо один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Поэтомуони более просты и легче регулируются.
1.Контроль надпсихическими процессами путём их усиления или ослабления. Особое значение имеютмедицинские, научные, научно-популярные книги из области психиатрии ипсихологии (например, Д.Фурст, С.Консторум, Э.Кречмер, П.Ганнушкин,А.Кемпински, В.Рожнов и М.Рожнова, К.Обуховский, К.Имелинский и др. Избеллетристики: В.Лихоносов «Тоска-кручина», Г.Матевосян «Оранжевый табун»,В.Потанин «Пристань» и др.)
2.Эмоциональнаяпереработка- способность пациента, проявляя личные эмоции, сравнить их сэмоциями других людей при коррекции со стороны врача (произведения А.Чехова).
3.Тренировка-чтобы пациент старался как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то,что ему даётся с трудом. (чтение С.Консторума, К.Имелинского, М.Зощенко,автобиографии Б.Нушича и М.Твена, стихи А.Фета.)
4.Разрешениеконфликта. Это способы решения ситуаций, например описанных в книгах В.Лихоносова,В Потанина, Ю.Нагибина.
2 МЕТОДИКА БИБЛИОТЕРАПИИИ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РЕЦЕПТУРА
Литература иискусство в наше время становятся всё более мощными и перспективными средствамив психотерапии, как вследствие собственного развития, накопления ценностей,опыты, методов воздействия на человека, так и вследствие большейподготовленности современного человека к восприятию этих ценностей ивоздействий всё более обширным образованием и образом жизни. С распространениемлитературы и врачи, и сами пациенты начинают использовать чтение в лечебныхцелях: для отвлечения от тяжёлых переживаний, получения информации, изменениястереотипов мышления и др. Термин «библиотерапия» впервые применил в 1916 году Samuel Mc. Chod Crothers. В России пользовалисьвлиянием литературы на больных И.Е. Дядьковский (1784-1841), С.С. Корсаков(1854-1900),В.М.Бехтерев(1857-1927) и др.
Библиотерапия-лечебное воздействие на больного с помощью чтения, литературы в целяхнормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических ибиологических процессов организма. Лечебное чтение от чтения вообще отличаетсясвоей направленностью на те или иные болезненно изменённые (для ихнормализации) или нормальные (для уравновешивания ими болезненных) психическиепроцессы, состояния, свойства личности.[1] Лечебное воздействие чтенияпроявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства,влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостатоксобственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства илинаправляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблятьили усиливать воздействие на чувства больного, для установления его душевногоравновесия. Преимущества библиотерапии составляют: разнообразие и богатство средстввоздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др. Лечебноечтение должно входить в общую систему психотерапии как часть её комплекса.Всистеме психотерапии, осуществляемой врачом, воздействие посредством чтенияможет и должно возлагаться на библиотекаря-педагога, специалиста по психологиичтения. Единственно правомочным лицом, определяющим необходимость примененияэтого метода у данного больного, является психотерапевт. Он направляет больногов кабинет библиотерапии для получения специально подобранных книг.Библиотерапевт изучает уровень больного, круг его читательских интересов,ориентируется в характере болезненной переработки больным читаемого материалапутём психологических тестов. Такое дополнительное исследование и определяетсобственную библиопедическую тактику в ориентировочной схеме подборалитературы. Облегчая работу больного лучше рекомендовать ему конкретные книги сконкретными заданиями типа автодиагностики и тренажа: « Вы должны сравнить себяс основными героями произведения. В чём он выгодно отличается от Вас? В чём Вы?Что общего в ваших ситуациях?» Или: «Вы должны из этой книги выбрать мысли,афоризмы, которыми до сих пор пользовались в своей жизни, и те, которыми былобы разумнее руководствоваться, те, которыми руководствуетсябольшинство…Сравните их…Выберите афоризмы, которыми Вы могли бы защищаться вбольшинстве трудных ситуаций. Научитесь превращать драматическую ситуацию вюмористическую».
Чтобыразрешить какой-либо конфликт после прочтения пациентом книги, терапевтспрашивает его, как, по его мнению, преодолевал бы трудности автор этой книгиили главный герой.Врач может поставить перед больным, например, такую задачу:«В течение ближайшей недели Вы должны решить конфликты в духе героя книгистарайтесь, чтобы поводов к конфликтам у Вас было достаточно…» или предложитьподумать над вопросами: «Чем всё-таки образ действия героя лучше Вашего? А чтоВас не устраивает в таком образе действия? Какие отрицательные последствия чащевсего вызывало Ваше поведение прежде и теперь? Как можно усовершенствовать этоповедение. Как бы справились с этими трудностями герои литературногопроизведения?» Для большей эффективности воздействия, при неспецифическойбиблиотерапии, можно рекомендовать пациентам резюмировать прочитанные книги,главы, писать резюме к « улучшенным» в соответствии с желаниями самого пациентавариантам книг и глав. При специфической библиотерапии подбирается литературанаиболее актуальная для пациента. После чтения проводится контрольный опрос вдухе6 «Что было особенно интересно узнать? Какая польза? Что вызвало сомнение?Опасения? Как эти знания помогут справляться с трудностями? Что неясно? Чеммогу помочь?»
Методикубиблиотерапии можно разделить на несколько этапов.
1.Самоподготовкапсихотерапевта. Включает в себя составление собственной библиотерапевтическойрецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами стерапевтической точки зрения. Для начала жанров должно быть всего несколько,например: медицинская литература, научная, современная беллетристика (по 2-5названий). Только со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам иколичеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками,как на отдельные разделы ( главы), так и на отдельные книги, на отдельныхавторов, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемыглав, произведений, личностные особенности авторов. В начале это поможетначинающему библиотерапевту обращать внимание пациента на соответствующиетексты. А позднее, когда рецептура с годами расширится, аннотации будутулучшать ориентировку самого терапевта во всём богатстве психотерапевтическихсредств. Крайне желательно все или большинство книг, применяемых вбиблиотерапии, иметь в собственной библиотеке и в библиотеке психотерапевтическогокабинета для того, чтобы одалживать их пациентам, не имеющим возможностисамостоятельно найти эту книгу в силу различных обстоятельств. Эту проблемуможно решить путём ксерокопирования. Это значительно облегчает работу особеннопри необходимости срочного и энергичного воздействия. Кроме того, в своих«библиоаптечных» копиях книг можно подчеркивать, делать заметки на полях, чтооблегчает ориентацию, сосредоточивает внимание, как психотерапевта, так ибольного.
2.Ориентировка в возможностях библиотерапии и её жанров. Производится приобследовании больного. Во время обычного клинического обследования обычнозадают такие дополнительные вопросы: «Назовите 5 любимых книг. Какие книгипроизвели на Вас в жизни наибольшее впечатление? Почему? Какие оказали на Васнаибольшее влияние? Какие помогли? Почему? Какие авторы, по Вашему мнению,наиболее на Вас похожи?»
3. Придостаточной ориентации в диагнозе, личностных особенностях пациента, характеретрудностей и перспективности тех или иных жанров библиотерапии при составленииплана психотерапевтического лечения рекомендуется для каждого пациента прозапас составить список литературы с малой и большой «обоймой книг», даже еслимы не уверены будет ли библиотерапия применяться.
3 АНАЛИЗ ЖАНРОВЛИТЕРАТУРЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕРАПИИ
Восприятия,чувства, интересы, возможности здорового и больного человека различны. Практикапоказывает, что для терапевтической литературы особенно важны: взаимосвязьпроизведения с актуальным состоянием и проблемами больного, наличиеспецифических знаний, факторов, позволяющих находить суть, причину явлений,быть независимым от авторитетов. Необходимо наличие кратких, точныхформулировок для разнообразных жизненных ситуаций, создающих реальное представлениео том, каким должен быть мир, с выявлением противоречий между идеалами иреальностью. Литература должна учить читателя ставить перед собой цель инаходить пути к её достижению. Рассмотрим некоторые жанры литературы.[1]
Специальнаямедицинская литература имеет первостепенное значение в библиотерапии, так какспособна дать больному знания, которые ему особенно важны для стимуляциипсихотерапевтических процессов успокоения, контроля и др. Кроме того,авторитет, внушаемый этой литературой, чаще всего ставит её во главе другихжанров. Основные задачи: давать достаточные для правильной, оптимистическойориентации знания, устранять неправильные представления о заболевании,ориентировать в процессе преодоления имеющихся нарушений, стимулировать общуюактивность больного и др.
Специальнаянаучная литература отличается тем, что общаясь с ней, пациенты склонны относитьсебя к категории людей, нуждающихся более в психологической, научной помощи,чем в медицинской. Это помогает им лучше понять свою нормальную психологию,стимулировать нормальные психологические процессы.
Научно-популярнаялитература используется менее подготовленными читателями, чем читатели первых двухжанров, и даёт общее представление о сложных вещах.
Философскаялитература помогает получить знания о себе, других, о мире; понять неизбежностьразницы и определённого конфликта между внешним, реальным миром и внутреннимсубъективным; между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Этопонимание приносит успокоение, удовлетворение, направляет деятельность больных.К такой литературе относится часть культурной критики, публицистики, историилитературы, истории философии.
Биографическаяи автобиографическая литература, описывая яркие личности, их выдающиесядостижения и жизненные трудности, помогает пациенту быстрее и лучше понятьсебя, свои трудности, найти немало общего с мыслями и судьбами выдающихсялюдей.
Классическаялитература обладает огромными возможностями самого различного воздействия ипоэтому отличается сложностью практического применения. Часто приходитсяограничиваться небольшими малоизвестными произведениями, избегая наиболеепопулярных и изучаемых в школе, так как с ними связаны определённые ассоциации.Современная зарубежная беллетристика необходима тем пациентам, которым чуждаклассическая литература. Особенно полезна литература проблемная, критическая,указывающая пациенту на его ошибки, заблуждения и способствующая ихпреодолению.
Критическаялитература и публицистика помогают лучше разобраться в произведениях и открытьв них новое, связать литературу с актуальными событиями личной жизни.Публицистика, например, часто сопоставляет идеалы с реальностью. Длякритической литературы характерны чёткость, наглядность отношений к явлениям.Она помогает правильнее воспринимать явления, избавляя от зависимости чужихавторитетов.
Юмористическаяи сатирическая литература особенно успешно учит пациентов более широкому,объективному взгляду на себя и других людей, а также своеобразнойпсихологической защите. Суть юмора- обнаружение смешных сторон в любыхявлениях, даже неприятных и преображение их. Юмор позволяет пациентам болеесвободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера.
Афористическаялитература содержит в себе наиболее ясные образы, отточенные идеи, нередкопарадоксальные, но всегда совершенно законченные и категоричные. Такаялитература легко усваивается и применяется больными даже с заметнымипсихическими нарушениями, помогает вносить порядок в психическую деятельность,динамику. Пациент привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям,различным жизненным катаклизмам.
Фольклор илисказка знакомит людей с мировоззрением народа. Из поколения в поколенияпередавались те произведения, которые нравились большинству и которыеудовлетворяли основным психическим потребностям людей. Утверждением добра,правды и справедливости фольклор может стимулировать неспецифическиепсихотерапевтические процессы. Эту литературу используют для детей, дляосознания ими основных трудностей, проблем, для улучшения контакта сродителями и др.
Научно-фантастическаялитература отличается выходом за границы привычного, характерные для болезни,что страшит, и в то же время является необходимой для многих пациентов. Доводядо крайности некоторые свойства человека, ситуации, отношения фантастическаялитература позволяет лучше понять крайности своих ощущений, чувств, влечений;стимулирует продуктивную активность пациента.
Детектив,приключенческая литература занимает значительное место в библиотерапии. Онапопулярна, доходчива. В детективе высвечиваются многие жизненные явления,обычно остающиеся в тени. Больной- та же жертва. Для него также конденсируютсямногие явления. Для библиотерапии характерны особенности: большое вниманиенегативным чувствам, тренировка интуиции, таинственность, как способ познаниядействительности или даже обязанность читателя подозревать всех, разоблачениеромантического понимания жизни, морали, порядочности. Демонстрация того, что закрасивым фасадом нередко скрывается грязь и корысть. Она побуждает читателя ксмелости, риску, находчивости. Как детективную можно использовать и мемуарнуюлитературу о разведке, войне и т.д. Эффективна при диагностике неврозов,навязчивых состояний, психопатиях и некоторых психозах.
Драматургияна некоторых пациентов сильно влияет благодаря большой концентрированностидействия и наглядности. При чтении пьесы пациенту легче отождествиться сгероем, чем при чтении романа. Пьеса лучше учит диалогу и правилам общения.Пьеса может выполнять роль лечебного театра где пациент свободен в творчестве.Драматургию можно применить для самостоятельной поведенческой терапии, функциональныхтренировок в семье.
Педагогическаялитература может применяться наряду со специальной научной литературой- васпектах тренировок, коррекции, формировании и развитии различных качеств,умения преодоления конкретных трудностей.
Юридическаялитература даёт возможность разобраться в причинах многих видов неправильногоповедения, как его собственного, так и окружающего; оценить степень вредностидевиантного поведения. Наиболее эффективно применяется в поведенческой терапии,лечении невротических развитий.
Узкопрофессиональнаялитература может дать очень ценный материал, благодаря возможности перенестиопыт высокого профессионализма в практическую психологию, в бытовые ситуации.
Прочаяслучайная литература в процессе диагностики неожиданно сильно впечатляетпациента. Обычно она относится к миру увлечений пациента и через неё можновоздействовать на больного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Литературав наше время становится все более мощными и перспективным средством впсихотерапии, как вследствие собственного развития, накопления ценностей,опыта, методов воздействия на человека, так и вследствие большейподготовленности современного человека к восприятию этих ценностей.[5] Библиотерапия- лечебное воздействие на больного с помощью чтения, литературы в целяхнормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических ибиологических процессов организма. Лечебное чтение от чтения вообще отличаетсясвоей направленностью на те или иные болезненно измененные (для ихнормализации) или нормальные (для уравновешивания ими болезненных) психическиепроцессы, состояния, свойства личности. Лечебное воздействие чтения проявляетсяв том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания,мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов ипредставлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новомуруслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействиена чувства больного, для установления его душевного равновесия. Преимуществабиблиотерапии составляют: разнообразие и богатство средств воздействия, силавпечатления, длительность, повторяемость, интимность и др. Кроме тогобиблиотерапия есть основанное на литературе самовыражение через творческое“писание”, сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чемхочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапиитерапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любоголитературного произведения всегда — автор. Сюда же относится иавтобиографический метод, и сочинение драматических произведений, истихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр внаше время явно вырождается) и многое другое. В настоящее время применяется примерная схемаподбора литературы в зависимости от психотравмирующей ситуации, предложеннаяА.М.Миллером в 1979году [3]. По этой схеме литература подбирается применительнок конфликтам: на почве ущемлённой чести, вследствие врождённых и приобретённыхнарушений в организме, на почве тяжёлых потерь близких, смерти любимых людей,на почве трагедий любви, на почве препятствий в труде и срывов творческихпланов, на почве бытовых ситуаций.

Литература
 
1. В.С. Рожнов.Руководство по психиотерапии.-Ташкент:Медицина УзССР,1985г,685с.
2. А.П.Слободник. Психотерапия, внушение,гипноз.-К.: Изд-во Здоровье,1982г,376с.
3. Е.М.Багамет, В.Н.Сухоруков, И.З.Вельвовский,Н.К.Липгарт. Психотерапия в клинической практике.-К.: Здоровье,1984г,160с.
4. Популярная энциклопедия. Литература.-М.: Наука,1980г,608с.
5. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство попсихотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. — Т.: Медицина, 1985, 404с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.