«Правовой режим земель водного фонда. Землеустройство. Мониторинг земель» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА….2. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО…7 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА К землям водного фонда относят земли, занятые водными объектами, а также земли
водоохранных зон, водных объектов, выделяемые под полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, энергетических, природоохранных, промышленных,
рыбохозяйственных, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. В настоящее время под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в Государственный водный кадастр РФ. Водным объектом является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных
и других признаков водные объекты классифицируются по следующим основаниям: -по отношению к поверхности земли; -по отношению к территории государства; -по субъектам пользования. По первому основанию водные объекты делятся на: • поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима, которые, в свою очередь, подразделяются на: — поверхностные водотоки и водохранилища на них (реки,
ручьи, каналы); — поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды); — ледники и снежники; • подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К ним относятся: — водоносный горизонт; — бассейн подземных вод; — месторождение подземных вод; — естественный выход подземных вод. По второму основанию водные объекты можно разделить на: • внутренние морские воды - морские воды, расположенные
в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации; • территориальное море РФ - прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ. По третьему основанию водные объекты подразделяются на: • водные объекты общего пользования - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании; • водные объекты особого пользования - объекты,
которыми пользуется ограниченный круг лиц. В особую группу выделяются трансграничные (пограничные) водные объекты, под которыми понимаются поверхностные и подземные водные объекты, обозначающие, пересекающие границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации. Главной составной частью земель водного фонда являются водопокрытые земли, т.е. земли, покрытые водой относительно устойчиво: вечно или большую часть года.
Примером может служить дно и берега прудов. Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат учету и регистрации в государственном водном кадастре. ВК РФ определяет, что государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Государственный учет вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования
рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Следует отметить, что водное законодательство РФ регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету данного регулирования. Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским
законодательством, санитарным и иным законодательством РФ. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регламентируются водным законодательством.
Приведенные выше отношения в области использования и охраны водных объектов регулируются в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.
К землям водного фонда относят территории, занятые водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Таким образом, земли водного фонда можно разделить на две категории: непосредственно покрытые водой и прилегающие к водоемам, предназначенные для использования и охраны вод. Не входят в состав водного фонда замкнутые, небольшие по площади и непроточные водоемы искусственного
происхождения на земельных участках, находящихся в собственности юридических или физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения. Необходимо, чтобы эти водоемы не имели гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него проводятся в порядке, установленном
водным законодательством. Правовой режим земель водного фонда имеет специфическую особенность, обусловленную их основным хозяйственным назначением. Помимо водопокрытых, в категорию земель водного фонда входят приводоемные земельные участки: береговые полосы вдоль внутренних водных путей; полосы отвода каналов и водоемов; прилегающие к водоемам земельные участки, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями и устройствами и т.п. Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отношению к водоемам
роль и зависит от них. В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбохозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т.п. В силу этого на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативно-правовыми актами: положениями об охране
рыбных запасов; уставами о внутреннем водном транспорте; законом об охране и использовании животного мира; законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. Земли водного фонда имеют правовой режим, обусловленный правовым режимом расположенных на них водных объектов: • целевым назначением водоемов. Так, если водоем используется для получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются соответствующие округа санитарной охраны; если он используется
в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов, ограничения хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если водоем решено использовать в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т.п.; • экологической обстановкой, сложившейся в месте нахождения его. Так, если данная местность оказалась объявленной зоной
чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то могут быть ограничены и даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема; • правовым статусом субъектов землепользования. Так, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и лицензиями на водопользование.
Перечисленное присуще общему правовому режиму земель водного фонда. Однако, наряду с общим, действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема. 2. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО Мониторинг земель – представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения, и устранения
последствий негативных процессов. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования. Действия по осуществлению мониторинга земель должны быть сопоставлены с мониторингом окружающей среды в целом. Основными задачами государственного мониторинга земель являются: - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении
и устранении последствий негативных процессов; - информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; - обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и постановлением
Правительства Российской Федерации было утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определило, что мониторинг включает в себя: - сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение; - непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; - анализ и оценку качественного состояния земель с
учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием: - дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов); - сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.; - наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
- соответствующих фондов данных. На современном этапе государственный мониторинг земель можно рассматривать как состоящий из двух основных компонент: - мониторинг использования земель, представляющий собой систему наблюдений за соответствием фактического использования целевому назначению и разрешённому использованию земельных участков, а также соблюдением установленных ограничений и обременений; - мониторинг состояния земель, представляющий собой систему наблюдений за изменением состояния всех категорий земель, обусловленное
воздействием природных и антропогенных негативных процессов: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, нарушенность, опустынивание земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, загрязнение земель токсичными веществами, захламление промышленными и бытовыми отходами; вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы и явления. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель
может быть федеральным, региональным и локальным и осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в
Правительство Российской Федерации. Также данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации
рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Карта (план) объекта землеустройства - документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства,
а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей. Землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О землеустройстве»: - изменения границ объектов землеустройства; - предоставления и изъятия земельных участков; - определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
- перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; - выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; - проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных
земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Проводя определенные землеустроительные действия, государство через землеустройство осуществляет управление земельными ресурсами. Землеустройство как система государственных мероприятий, обеспечивает: 1.Планирование и организацию рационального использования и охраны земель независимо от форм собственности и форм хозяйствования; 2.Межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований, границ земельных участков, владельцев, пользователей и арендаторов по единой
государственной системе и их техническое оформление; 3.Отвод земельных участков на местности, оформление планов земельных участков, подготовку документов для удостоверения прав на землю; 4.Разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов использования и охраны земель; 5.Разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель; 6.Обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий;
7.Закрепление и изменение на местности черты поселений; 8.Проведение топографо-геодезических, картографических и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству; 9.Проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель; 10.Составление кадастровых карт; 11.Проведение мероприятий по государственной кадастровой оценке земель
всех категорий. Землеустройство осуществляется силами высококвалифицированных специалистов землеустроителей с привлечением, при необходимости других специалистов. Территориальное землеустройство - это обязательный комплекс мероприятий по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков и установлению их границ на местности. При проведении территориального землеустройства необходимо иметь в виду, что важен сам факт наличия
земельного участка, его местоположение, правовой режим, площадь и другие сведения о земельном участке, описывающие его, прежде всего, как объект налогообложения. Источниками сведений о земельном участке (местоположение, площадь, границы земельного участка), как объекте налогообложения могут быть материалы межевания, и картографический материал, численный масштаб которого позволяет идентифицировать местоположение и границы земельного участка.
Главной задачей территориального землеустройства является обеспечение идентификации местоположения и границ земельного участка на местности с целью защиты прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Наиболее точно границы земельного участка описываются на основе материалов межевания земельного участка. Внутрихозяйственное землеустройство - это система мероприятий, направленная на создание таких форм
организации территории, которые бы обеспечили в современных условиях полное, рациональное, эффективное использование каждого участка земли. Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется землеустроителями через проекты внутрихозяйственного землеустройства, которые состоят из графических и текстовых материалов, включающих в себя все элементы и детали проекта, экспликацию земельных угодий, находящихся в собственности, владении и пользовании юридических лиц и граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ерофеев, Б.В. Земельное право России: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 656 с. 2. Шейнин, Л. Б. Земельное право Российской Федерации: Учеб. пос. Кн. 1. Общая часть. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 164 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |