ФедеральноеАгентство по Образованию
ПензенскийГосударственный Педагогический Университет
им. В.Г.Белинского
Курсоваяработа
на тему:
«Коррекциявнимания в подростковом возрасте»
СтудентРодина О.Ю.
гр. ПС-43
РуководительМедведьева И.А.
Пенза, 2007
Содержание
Введение
Глава1. Понятие о внимании
1.1Внимание как психологический феномен
1.2Основные виды внимания
1.3Характеристика свойств внимания
1.4Развитие внимания. Внимание подростка
1.5Нарушения внимания
Выводы по Главе 1
Глава2. Диагностика внимания и проведение коррекционной программы
2.1 Процедура и методыисследования
2.2Первичная диагностика
2.3 Коррекционная программа
2.4Вторичная диагностика
Выводы по Главе 2
Заключение
Библиографический список
Введение
Выбор внимания в качествеобъекта нашего психологического исследования неслучаен, поскольку функциявнимания и пути его организации занимают одно из центральных мест в школьномучебно-педагогическом процессе. Внимание является необходимым условиемоптимального функционирования всей познавательной деятельности человека. Отразвития и организации внимания зависят качество и успешность восприятия,усвоения и понимания учебного материала.
В старших классахпоявляется немалое число безразличных, скучающих учеников, которым учебакажется прозаичной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Отчасти этообъясняется рутинностью и монотонностью учебного процесса, не дающего простораиндивидуальным способностям и инициативе учащихся. Некоторым ребятам не подсилу сложная учебная программа. Но сказываются также и внутренние противоречияразвития внимания.
Объем внимания,способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одногопредмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становитсяболее избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки и юношичасто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном,рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумениесосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов ираздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости старших школьников.
Цель работы – изучениеособенностей внимания подростков, разработка и апробация программы коррекциивнимания у подростков.
Объект исследования –познавательная сфера подростка.
Предмет – изменениесвойств внимания у подростков в результате коррекционного воздействия.
В процессе работы былипоставлены задачи:
1. Проанализироватьтеоретические работы по проблеме внимания.
2. Изучить развитие вниманияподростка.
3. Провести диагностику свойстввнимания.
4. Обработать ипроанализировать результаты исследования, сделать выводы.
5. Разработать и провестикоррекционную программу.
6. Провести повторнуюдиагностику.
7. Сделать выводы обэффективности коррекционной работы.
Изучив литературу повопросам развития внимания, мы выдвинули гипотезу – разработанная коррекционнаяпрограмма способствует развитию свойств внимания у подростков.
Глава1. Понятие о внимании1.1Внимание как психологический феномен
Внимание представляетсобой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени средипсихологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературерассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельногопсихического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не можетрассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мереприсутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаиваютсамостоятельность внимания как психического процесса.
С другойстороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явленийследует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательныйпсихический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностьючеловека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе ипознавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявленияопределенных волевых усилий.
Что же такоевнимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника,выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решениезадачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисленияк другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что онвнимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы,которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, чтоего психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена.Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либоопределенном и называется вниманием.
В своюочередь, под направленностью психической деятельности следует подразумеватьее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъектаконкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психическойдеятельности. В понятие направленности включается также и сохранениедеятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать туили иную деятельность, чтобы быть внимательным, – надо удержать этот выбор,сохранить его. Например, вы можете легко направить свое внимание на решениеопределенной задачи, но если вы не сможете сохранить в поле своего вниманияобъект соответствующей деятельности, то вряд ли вы сможете решить эту задачу.
Как следуетиз данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность.Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшаяуглубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большейдолжна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большаяуглубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всегопостороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься отпостороннего, решение задачи осложняется.
Направленностьи сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать бездругого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этимвы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь начем-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность. Однако,несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными.Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, асосредоточение – с углубленностью в занятие.
Внимание, каки любой психический процесс, связано с определенными физиологическимиявлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей итечения процессов в определенном направлении составляет возбуждение однихнервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражительвызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всегоретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формациивызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга,повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кромеэтого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамическиеструктуры и др.
Среди«пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочныйрефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякоеизменение окружающей среды у людей и животных. В комнате раздался шорох, икотенок встрепенулся, насторожился и устремил глаза в сторону звука. На урокеученики сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегкаприоткрылась, и, несмотря на поглощенность работой, все школьники посмотрели надверь.
Однаковнимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом.Физиологические механизмы внимания более сложны. Например, необходимыопределенные механизмы, способные выделить какой-либо новый раздражитель издругих постоянно действующих в данный момент. В психологической литературеобычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрациюраздражителей: периферические и центральные.
К периферическиммеханизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабомузвуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременносоответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая еечувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонкиослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка илизадержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострениюслуха.
По мнению Д.Е. Бродбента, внимание – это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали разную информациюодновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать еелишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо информация полностьюигнорировалась. В дальнейшем было установлено, что периферические механизмыотбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал этимеханизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкойинформации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями вовнешнем поле).
Центральные механизмы вниманиясвязаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно наэтом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силойвызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждениязависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляетвозникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психическойдеятельности в соответствующем направлении. Однако возможно слияние двух илинескольких одновременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга.Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделениявнешних воздействий и течения процессов в определенном направлении.
Говоря офизиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важныхявлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервныхпроцессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П.Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов,обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее водной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях(так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данномучастке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, вкотором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиямидля возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешнообразуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связанав это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматическойдеятельностью человека.
Согласнопринципу доминанты, выдвинутому А.А.Ухтомским, в мозге всегда имеется временногосподствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров вданный момент и придающий тем самым поведению человека определеннуюнаправленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование инакапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременнымподавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще большеусиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения,что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивностивнимания.
Следуетотметить, что основой возникновения господствующего очага возбуждения являетсяне только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннеесостояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленныминервными связями.
Однако низакон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до концамеханизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных людицеленаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целейдеятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитиесовременной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающихся объяснитьфизиологические механизмы внимания. Современные исследователи большое вниманиеуделяют поиску механизмов внимания, исследуя нейрофизиологические процессы.Например, установлено, что у здоровых людей в условиях напряженного вниманиявозникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. Этуактивность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобныхдолях. Первый тип нейронов – «детекторы новизны» активизируются при действииновых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от нихнейроны «ожидания» возбуждаются только при встрече организма с объектом,способным удовлетворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клеткахзакодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости отвозникающих потребностей, внимание сосредоточивается на той или иной ихстороне.
Такимобразом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанныхмежду собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологическихмеханизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлениюцелого ряда психологических теорий внимания.
Среди теорийвнимания широкую известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал,что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связьон усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, чтоинтенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью ипродолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
Кроме того,Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического ифизиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зренияфизиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых,дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Приэтом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Онсчитал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всехчастей тела – лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическимиреакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данномуровне. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояниесознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение изадержку движений. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержаниявнимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состояниюсоответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечениевнимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секретпроизвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается вспособности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получиланазвание моторной теории внимания.
Кроме теорииТ. Рибо существуют и другие не менее известные подходы к исследованию природывнимания. Например, Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано сустановкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Подвлиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления,полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, иливпечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был названобъективацией.
Не менееинтересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция состоитиз следующих основных положений:
1. Вниманиеявляется одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности ипредставляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа,мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
2. Главнаяфункция внимания – контроль над содержанием действия, психического образа и др.В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольнаячасти. Эта последняя и представлена вниманием.
3. В отличиеот действий, направленных на производство определенного продукта, деятельностьконтроля, или внимание, не имеет отдельного результата.
4. Вниманиекак самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится нетолько умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следуетрассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то времякак внимание способствует его улучшению.
5. Еслирассматривать внимание как деятельность психического контроля, то всеконкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – являются результатомформирования новых умственных действий.
6.Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. формаконтроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.
В заключениеследует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий,проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры оприроде внимания.1.2Основные виды внимания
В современнойпсихологической науке принято выделять несколько основных видов внимания.Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольныйили произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас, и мызанимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность исосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда жемы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силупоставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенностьпсихических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своемупроисхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания:непроизвольное и произвольное.
Непроизвольноевниманиеявляется наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, иливынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознаниячеловека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своейувлекательности, занимательности или неожиданности. Однако такое пониманиепричин возникновения непроизвольного внимания весьма упрощенно. Обычно привозникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин.В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психическиепричины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить наследующие четыре категории.
Первая группапричин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить,прежде всего, силу, или интенсивность раздражителя. Представьте себе, что выувлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума наулице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук отупавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Такимобразом, всякое достаточно сильное раздражение – громкие звуки, яркий свет,сильный толчок, резкий запах – невольно привлекает внимание. При этом наиболеезначимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная силараздражителя.
Немаловажноезначение имеет контраст между раздражителями, а также длительность раздражителяи его величина и форма. К этой же группе причин следует отнести и такоекачество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизнойпонимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но иизменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление илипрекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителейв пространстве. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристикивоздействующего на человека раздражителя.
Вторая группапричин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешнихраздражителей внутреннему состоянию человека, и, прежде всего имеющимся у негопотребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разномуреагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольнообратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде. Третья группа причинсвязана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего ичто составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, какправило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно.
В качествечетвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание,следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель.То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию,является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читаяинтересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и необращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание по правуможет быть названо преимущественно эмоциональным.
В отличие отнепроизвольного внимания главной особенностью произвольного вниманияявляется то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесносвязан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтомуего называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение занятьсякакой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляянаше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужнымзаняться. Основной функцией произвольного внимания является активноерегулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольноевнимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида вниманиятесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло изнепроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло учеловека в процессе сознательной деятельности.
Причиныпроизвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные:произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при егообщении с взрослыми. Как было показано Л. С. Выготским, на ранних фазахразвития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослыми ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называясловом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предметили повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка извнешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следуеттакже отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольноговнимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевойинструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, – в подчинении своегоповедения собственной речевой инструкции.
Несмотря насвое качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное вниманиетакже связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияниеэтих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оноопосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересывыступают как интересы цели, интересы результата деятельности.
Существуетеще один вид внимания, о котором мы не говорили. Этот вид внимания, подобнопроизвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевыхусилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятсясодержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое вниманиебыло названо Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным. Например, школьник,решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенныеусилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задачатрудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Емуприходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вотрешение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задачастановится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, новозможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она всебольше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала длянего интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.
В отличие отподлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связаннымс сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же времяв отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.1.3Характеристика свойств внимания
Вниманиеобладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельныйпсихический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость,концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость заключается вспособности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Еслибы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективнаяумственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включениеумственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи,изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивостивнимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда другихусловий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним,его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальныеособенности личности.
Исследованиеустойчивости внимания имеет целью установить, насколько прочно и устойчивовнимание сохраняется в течение длительного времени, отмечаются ли при этомколебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которыхвнимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
Следующеесвойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией вниманияподразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.
Подраспределением внимания понимают способность человека выполнятьнесколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальныеспособности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делатьсемь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон могодновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только одинвид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущениеодновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрогопоследовательного переключения с одного вида деятельности на другой.
Многие авторысчитают, что распределение внимания является обратной стороной его другогосвойства – переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленноеперемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемостьвнимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейсяситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависитот целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей ипоследующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснеедеятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, чтопереключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующеесвойство внимания – его объем. Под объемом внимания понимается количествообъектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно.Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнятьразнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извнеинформацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важнойи определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически неменяется при обучении и тренировке.
Отвлекаемость внимания – этонепроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникаетпри действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот моменткакой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболееотвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейсясилой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляетсятрудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников,как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающиедетей от их основного дела.
Внутренняяотвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, постороннихэмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым вданный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться,следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания:страх, гнев, обиду и др. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интересак знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.
Большоезначение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности.Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностьюназывают результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего незамечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразныхявлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимойрассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большойсосредоточенности на какой-либо деятельности.
Совсем другойвид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни начем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта илиявления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлиннойрассеянностью. Произвольное внимание человека, страдающего подлиннойрассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью.
1.4Развитие внимания. Внимание подростка
Внимание, каки большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцыжизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребеноквначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит тольков случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, привнезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.
Начиная стретьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными сего жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже всостоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его,брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящимпредметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание ужедостаточно развито.
Зачаткипроизвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началувторого года жизни. Можно предположить, что возникновение и формированиепроизвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающиеребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то,что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания детивынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них,пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.
Большоезначение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игрыребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлятьсвои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольнымвниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание.Знакомство с все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенноеформирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы сродителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым,манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опытребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.
Основнойособенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточнонеустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Еговнимание чрезмерно эмоционально, – он еще плохо владеет своими чувствами. Приэтом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено.Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способностьуправлять своим вниманием.
Особоезначение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьныхзанятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость,способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьномвозрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. Впервых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение науроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытныеучителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка,что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этомследует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное.Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материаладолжно быть предельно наглядным.
Л. С.Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследитьзакономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с первых дней жизниребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойнойряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это окружающие ребенкапредметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают еговнимание. С другой стороны – это речь взрослого человека, произносимые имслова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющихнепроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, чтоокружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлятьвнимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и темсамым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и самовладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенкомречью.
В процессеактивного овладения речью ребенок начинает управлять и первичными процессамисобственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей,ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношениисебя.
Такимобразом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этапдошкольного развития, главной особенностью которого является преобладаниевнешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешнейсреды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурнымразвитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутреннимиустановками ребенка.
В старшихклассах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития.Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определеннымвидом деятельности, контролировать свое поведение. Нередко родители жалуются нанеустойчивость внимания, обвиняют подростка в рассеянности и лени. Они глубокоошибаются. Если у человека нет увлеченности работой, его внимание непременнобудет отвлекаться.
Одной изособенностей учебной работы в старших классах является необходимость частогопереключения внимания учащихся с одного содержания на другое. Урок математикисменяется историей, затем физикой, биологией. Такое частое и резкоепереключение внимания представляет для людей инертного типа нервной системы огромныйтруд.
Однакоследует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не толькоусловия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения,наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью ираздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристиквнимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениямиорганизма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемойинформации и впечатлений школьника. Внимание снижается после перенесенныхтяжелых соматических заболеваний, черепно-мозговых травм, а также при наличиинервно-психических заболеваний у ребенка.1.5Нарушения внимания
Внимание характеризуетдинамику избирательного протекания психических процессов, само внимание — непсихический процесс, т.к. нет ни продукта, ни предмета.
Модально-неспецифическиенарушения внимания:
1) ослабление внимания;
2) сужение объема внимания;
3) снижение концентрации внимания;
4) трудности переключениявнимания;
5) истощаемость;
6) лабильность концентрациивнимания.
Возможны асимметричныеповреждения произвольного и непроизвольного внимания.
Модально-специфическиенарушения внимания: проявляются только в одной сфере — игнорирование стимуловопределенного типа, причем гностические функции в данной модальности могутоставаться сохранными. Встречается зрительное (слуховое, тактильное,двигательное) одностороннее игнорирование стимулов (звуков, прикосновений,движений) при одновременном предъявлении (дихотическом прослушивании,одновременной стимуляции, одновременных движениях).
Около 70% обычных детей,считающихся здоровыми и обучающиеся в массовой школе, по приблизительнойоценке, имеют нарушения внимания. Это может быть связано с самыми разнымипричинами, в том числе и с медицинскими. Сейчас у детей очень часто встречаютсяповреждения нервной системы, что обусловлено целым рядом факторов: это инеблагоприятная экология, и плохое здоровье матерей (патология беременности иродов). Все это сказывается на развитии плода. В результате возникаютповреждения нервной системы, влекущие за собой те или иные нарушения в развитииребенка. Нередко одним из таких нарушений является недостаточность такойпсихической функции, как внимание. Выявляется это чаще всего при увеличениинагрузок на ребенка. В его обычной жизни, вне школьной деятельности, этонарушение может никак не проявляться. Но при поступлении в школу или детскийсад, где проводятся регулярные занятия с детьми, нарушение внимания становитсяочевидным. Детей с нарушением внимания много во всех странах. Но в нашейстране, где немало социальных сирот, ситуация особенная. И здесь мы видим целыйкомплекс причин, вызывающих разнообразные патологии психического развития.Особенно хочется отметить вредоносное влияние алкогольных напитков, которыеупотребляются во время беременности. Как это ни ужасно звучит, но такие случаив наше время встречаются довольно часто. Даже небольшое количество пива,выпитое будущей мамой, способно привести к развитию фетального алкогольного синдромаплода.
Существует целый ряднарушений в развитии детей, требующих медицинской коррекции. Психологи должныуметь распознавать их и рекомендовать родителям проконсультироваться у врача.Сейчас очень широко распространен гипердинамический синдром с нарушениемактивного внимания. Чаще он встречается у мальчиков. Есть данные, что этонарушение имеется у 30% из них. У девочек эта патология встречается реже.
Гиперактивностьпроявляется в двигательной расторможенности, неусидчивости, непоседливости,импульсивности. Такие дети не могут играть в тихие игры, часто чрезвычайноговорливы, перебивают других или встревают в чужой разговор. Они забывчивы.Нередко такие дети не слышат, когда к ним обращаются, или отвечают на вопрос,не дослушав его. В школьной деятельности они с трудом сосредотачиваются назадании, неорганизованны, часто отвлекаются на внешние раздражители, избегаютзаданий, требующих сосредоточения, нередко теряют школьные принадлежности.
Другое, достаточнораспространенное нарушение – церебрастенический синдром. Эта патологияпроявляется в двух вариантах. Один из них – астенический. Основное егопроявление – повышенная утомляемость или истощаемость ребенка при психических ишкольных нагрузках. Ребенок становится вялым, малоподвижным, он бледнеет,старается прилечь. Другой вариант развития синдрома – по гипердинамическомутипу, когда на фоне усталости ребенок становится перевозбужденным, двигательнорасторможенным. Про таких говорят: завелся. Он и не может остановиться, покадело не дойдет до скандала. И в первом и во втором случае страдает вниманиеребенка.
При перечисленныхсимптомах ребенка надо показать врачу, поскольку эти нарушения компенсируютсяне только психологически. Здесь нужна и медикаментозная коррекция.
Кроме того, существуют иповеденческие особенности ребенка, которые должны насторожить психолога. Речьидет о неадекватных эмоциональных проявлениях: постоянно повышенное илипониженное настроение, повышенная возбудимость, беспричинная обидчивость,апатичность, холодность, безучастность. Должно обеспокоить наличие страхов,тревоги, странных высказываний, нарушение психического созревания с отставаниемили диспропорциональным развитием.
Вообще, на мой взгляд,если психолога что-то настораживает в поведении ребенка, то обязательно лучшеподстраховаться и показать его врачу, чтобы ребенок мог пройти полноценноеобследование и при необходимости получить соответствующее лечение.
Но нельзя забывать о том,что существует так называемый первичный, или генуинный, синдром нарушенияактивного внимания. При этом не обнаруживается никакого органическогоповреждения нервной системы. Но чтобы узнать это, ребенка необходимо показатьврачу. Если он скажет, что его ничто не настораживает, то можно даже обойтисьбез дополнительного обследования. Врач может определить, что нарушен толькомотивационный компонент внимания. В этом случае надо заниматься коррекционнойпсихологической работой.
Перечислим внешниепризнаки, присущие детям с астеническим синдромом.
· По ходу занятиядостижения ребенка ухудшаются (чем больше с ним занимаешься, тем меньше онвоспринимает).
· В течение занятияребенок явно перевозбуждается, растормаживается.
· У него появляютсякакие-то нелепые бездумные ответы по типу «пальцем в небо», или ребенок готовсказать первое, что пришло в голову, лишь бы от него отстали.
· Меняется внешнийвид ребенка (он бледнеет или краснеет).
· Он жалуется наголовные боли, и родители говорят, что он плохо засыпает.
· Есть проявленияметеозависимости – ухудшение состояния при перемене погоды.
В этих случаях мыстараемся дать ребенку лишний дополнительный день отдыха, освободить его отчрезмерных школьных нагрузок.
У таких детей приувеличении нагрузок мы не получаем желаемого эффекта. Ребенок и так истощен, амы на фоне истощения нагружаем его еще больше, тем самым утяжеляя егосостояние. Более того, этим мы формируем отрицательную мотивацию к учебе вообще.
Нужно показать ребенкаврачу, чтобы он определил, не стоит ли сначала провести медикаментозную подготовку,создать хороший фон для нормальной работы нервной системы, и уже на этом фонепроводить психологическую работу.
При разных вариантахнарушения внимания у детей назначаются разные схемы лечения. Это зависит отгенеза или причины, вызвавшей нарушение внимания, и результатов проведенногодополнительного обследования.
При любом нарушениивнимания у ребенка в работе с ним необходимо наличие у него положительноймотивации. Такая мотивация возникает, если в классе хороший учитель, а такжеесли родители действительно заинтересованы в развитии малыша. Ведь любойребенок понимает, формально мама с ним общается и занимается или нет. Нужнасовместная деятельность родителей и ребенка, построенная на эмоциональнойзаинтересованности родителей.
Сейчас обсуждаютсявозможности компьютерных игр в развитии внимания ребенка. Говоря о пользе этихигр, многие родители отмечают, что даже самые невнимательные дети могут часамисидеть за компьютером.
Но дело в том, что здесьрешающее значение имеет механизм удовольствия. Если что-то доставляет намудовольствие, то мы будем заниматься этим достаточно долго, несмотря наголовную боль или плохое самочувствие. Но даже для здоровых детей вредно оченьдолго сидеть за компьютером. Во всем должна быть мера. Гигиенисты говорят, чтодо подросткового возраста время пребывания детей за компьютером не должно превышатьодного часа в день. Массовое посещение компьютерных залов с дикими играми,которые и так перевозбуждают, вредно практически всем.
Выводы по Главе 1
Внимание – это направленностьи сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной,интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Благодаря вниманиючеловек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различныхпрограмм своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.Внимание сопутствует каждой деятельности как составной элемент различныхпсихических и двигательных процессов.
В подростковом возрастепроизвольное внимание достигает более высокого уровня развития. Школьник уже всостоянии достаточно долгое время заниматься определенным видом деятельности. Итем не менее в этом возрасте часто можно услышать жалобы от родителей ипедагогов о рассеянности и лени, но это далеко не так. Основная причина даданной проблемы заключается в отсутствии увлечений работой, что отражается навсей познавательной сфере подростка.
Глава2. Диагностика внимания и проведение коррекционной программы
2.1 Процедура и методыисследования
Первоначально с испытуемымбыла проведена первичная диагностика. Использовались следующие методики:
Корректурная пробаБурдона.
Таблицы Шульте.
Таблицы Горбова – Шульте.
Тест Мюнстенберга.
После чего былапредложена коррекционная пограмма.
Основными методами работыбыли выбраны упражнения и задания на формирование свойств внимания, в которыхиспользованы различные стимулы – буквы, цифры, геометрические фигуры, картинки,иллюстрации из книг, мелкие предметы.
Занятия с испытуемымпроводились ежедневно в течение 10 дней. Продолжительность занятий – 30-40минут.
Затем была проведенавторичная диагностика, с целью проверки является ли данная программаэффективной для развития свойств внимания. 2.2Первоначальная диагностика
В качестве испытуемогобыл выбран ученик девятого класса, успеваемость которого резко снизилась кконцу учебного года. Не смотря на то, что он являлся одним из лучших учениковкласса и никаких замечаний по его поведению никогда не возникало. Инициаторомпроведения данного исследования выступали родители подростка.
Для диагностики быливыбраны 4 методики:
1. Корректурная проба Бурдона – дляоценки устойчивости внимания.
2. Таблицы Шульте – для исследованияобъема внимания.
3. Таблица Горбова-Шульте – для изученияособенностей переключения.
4. Тест Мюстенберга – для диагностикиизбирательности.
Результаты.
1. Корректурная проба Бурдона.
У испытуемого преобладаетустановка на точность, но тем не менее задание выполняет быстро за 6 мин.
Общее количествоотмеченных элементов – 94;
количество неправильноотмеченных – 5;
количество пропущенных –53.
Успешность выполнениязадания вычисляем по формуле:
/>, где
c – общее количество отмеченныхэлементов;
m – количество неправильно отмеченныхэлементов;
n – количество пропущенных.
/>/>
Это средний результатвыполнения задания, внимание недостаточно устойчиво.
2. Таблицы Шульте.
Во время работыиспытуемый почти не задерживается в счёте, называя цифры без ошибок. Времяпоиска цифр по таблицам:
1 таблица – 27 сек.;
2 таблица – 25 сек.;
3 таблица – 28 сек.;
4 таблица – 30 сек.;
К концу задания времяпрохождения таблицы увеличено, что говорит об уменьшении объема внимания.
3. Таблица Горбова –Шульте.
Время выполнения каждогоиз трёх заданий:
/> = 35 сек. (чёрные цифры в возрастающем порядке);
/> = 53 сек. (красные в убывающемпорядке);
/> = 140 сек. (то чёрные, то красныепопеременно).
/>
/>
При k = 52 результат выполнения заданияниже среднего. Это свидетельствует о плохой переключаемости внимания.
4. Тест Мюстенберга.
Испытуемый выполнилзадание за 206 сек.
с = 15 – количествовыделенных слов;
m = 0 – количество ошибочно выделенныхслов;
n = 9 – количество пропущенных слов.
Успешность выполненияоценивается по формуле:
/>
/>
Это соответствует среднемурезультату, т.е. избирательность внимания недостаточно развита.
2.2 Коррекционная программа
После проведениядиагностики свойств внимания учащегося была составлена коррекционная программа.
Цель – развитие отдельныхсвойств внимания, отработка и закрепление полученных навыков.
Задачи:
1. Развить способность быть внимательным.
2. Расширить объем внимания.
3. Повысить способность концентрироватьвнимание.
4. Развить устойчивость внимания при егососредоточении.
5. Развить способность быстропереключать внимание и распределять его.
6. Закрепить полученные навыки в ходепроведения занятий.