Реферат по предмету "Психология"


Копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков

Введение
 
Актуальностьпроблемы состоит в том, что условия, в которых протекает жизнедеятельностьсовременного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующимиразвитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числеполитическими, информационными, социально-экономическими, экологическими,природными. Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжениисвоей жизни вырабатывает так называемые копинг-стратегии-то есть системуцеленаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшениявредного влияния стресса.
Можноговорить об общем снижении чувства безопасности и защищенности современногочеловека. Ситуация угрозы жизни в современном мире все больше становитсяпривычным атрибутом так называемой мирной жизни. Это связано в первую очередь сповышением угрозы физического и иного насилия, террористических актов,техногенных и экологических катастроф. Другими словами, трансординарноесуществование, по словам М. Магомед-Эминова, все больше вторгается вординарное существование, наделяя его чертами аномальности, катастрофичности.Угроза небытия становится неспецифической характеристикой не толькоэкзистенциальной ситуации, но и обыденной жизненной ситуации и определяетсуществование человека. Тем более эта проблема актуальна для подростков, чьиадаптационные ресурсы считаются в этом возрасте еще несколько сниженными.
В процессеисследования проблемы копинг-стратегий у подростков нами было выявленопротиворечие между необходимостью изучения факторов, влияющих на ихформирование и недостаточной их изученностью в отечественной психологии.
Выявленноепротиворечие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается впреодолении противоречия путем поиска факторов, обеспечивающих формированиякопинг-стратегий у подростков в процессе обучения в школе.
Актуальностьпроблемы обусловила выбор темы исследования: «Копинг-стратегии у успевающих ислабоуспевающих подростков».
Цельисследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, влияет лиуспеваемость на особенности копинг-стратегий у подростков.
Объектисследования: успевающие и слабоуспевающие подростки.
Предметисследования: копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков.
Гипотеза исследования:у подростков копинг-стратегии различаются в зависимости от успеваемости: долянеадаптивных копинговых стратегий преобладает у слабоуспевающих подростков, втом числе в сфере взаимоотношений со сверстниками, в сфере взаимоотношений сучителями, а также в кризисных ситуациях учебной деятельности.
Всоответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить состояниепроблемы копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков впсихолого-педагогической литературе.
2. Выявитькопинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков.
3. Сравнитькопинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков.
Методологическойосновой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователейпроблемы копинг-стратегий у подростков Н.В. Тарабрина, М.Ш. Магомед-Эминов,Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников,Ц.П. Короленко, Александровский Ю., Э. Хайм,Л.И. Анцыферова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и другие. Труды таких исследователей и составили методологическуюоснову и теоретическую базу исследования данной работы.
Для решенияпоставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методыисследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогическойлитературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательнымпроцессом, психологический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальнаябаза исследования: исследование проводилось на базе МОУ ООШ села МезенкаИшимского района Тюменской области. В исследовании приняли участие 40подростков (20 девочек, 20 мальчиков).
Исследованиепроводилось в три этапа.
Первый этап(сентябрь 2009 г.) – изучение и анализ литературы по проблемеисследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составлениеплана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап(октябрь 2009 г. – январь 2010 г.) – проведение констатирующегоэксперимента на выявление копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающихподростков.
Третий этап(февраль 2010 г.) – анализ результатов экспериментальной работы,формулировка выводов, оформление курсовой работы.
Научная новизнаисследования состоит в том, что обобщены представления о копинг-стратегиях ивыделены различия в копинг-стратегиях у успевающих и слабоуспевающихподростков.
Практическаязначимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системешкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы длякоррекционно-развивающей работы со слабоуспевающими подростками.
Структура иобъем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,библиографического списка, включающего 52 наименования, приложения. Общий объемработы 54 страницы компьютерного текста.


1.Теоретические основы проблемы копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающихподростков
 
1.1 Характеристикакопинг-стратегий
 
Напротяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями,субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни.Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, ивосприятие своего места в нем. Изучение поведения, направленного на преодолениетрудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках исследований,посвященных анализу «coping» – механизмов или «coping behavior». «Копинг» – этоиндивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с еесобственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическимивозможностями [1, с. 312].
Под «копингом»подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные иповеденческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутреннимитребованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человекас ними справиться.
Проблема «копинга»(совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии вовторой половине ХХ в. Автором термина был А. Маслоу. Понятие» coping «происходитот английского «соре» (преодолевать). В российской психологии его переводят какадаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.Первоначально понятие «копинг-стратегии» использовалось в психологии стресса ибыло определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемыхиндивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, будучи свободноупотребляемым в различных работах, понятие «копинг» охватывает широкий спектрчеловеческой активности – от бессознательных психологических защит доцеленаправленного преодоления кризисных ситуаций. Психологическоепредназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптироватьчеловека к требованиям ситуации [27, с. 48].
Копинг-стратегиинеобходимы, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризиснаяситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства иопределенного отношения к нему человека в зависимости от степени егозначимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различногохарактера и степени интенсивности [3, с. 7]. Ведущими характеристикамикризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания какособая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменениесамооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и впсихологической поддержке извне.
Психологическоепреодоление (совладание) является переменной, зависящей, по крайней мере, отдвух факторов – личности субъекта и реальной ситуации. На одного и того жечеловека в разные периоды времени событие может оказывать различное по степенитравматичности воздействие.
Посколькуинтерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-засложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришлик одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям покаещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новыйисследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает своюсобственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизироватьимеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификациисамих классификаций.
Исследователи,первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификациюкопинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотическую классификациюкопинг-стратегий, выделив их следующую направленность:
•проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий)
•эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия)
По Лазарусув копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так иэмоционально-фокусированный аспект.
Другимиисследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так,например, Моос и Шеффер выделяют три стратегии:
– сфокусированнаяна оценке (установление для себя значения ситуации);
– сфокусированнаяна проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодолениястресса);
– сфокусированнаяна эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).
Перлин иШулер предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию,выделяя в ней три следующих стратегии: стратегия изменения способа виденияпроблемы, стратегия изменения проблемы, и стратегия управления эмоциональнымдистрессом.
Эти двеклассификации практически повторяют классификацию Лазаруса и Фолкмана. При этомМоос и Шеффер и, соответственно, Перлин и Шулер выделяют в стратегии«фокусировка на проблеме» действия двух типов: когнитивные («фокусировка наоценке» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие(«фокусировка на проблеме» и «стратегия изменения проблемы», соответственно)[29, с. 70].
Многие изклассификаций копинг-стратегий, возникавшие вслед за классификацией Лазаруса иФолкмана, составлялись в той же традиции, предлагая дихотическое разделениекопинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением кпроблеме». Таким образом, многие классификации копинг-стратегий, в основном,сводятся к различению между активными, фокусированными на проблеме усилиямисправиться с внешними запросами проблемы против более интроспективных усилийпереформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она лучшесоответствует внешним требованиям [36, с. 168].
Кроме того,некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегииразличаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих,когнитивных), лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская выделяют трибольших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение,эмоциональная проработка подавленного и познание.
Есть иклассификации, имеющие дело только с одним типом процессов. Так, например,Коплик, рассматривая чисто когнитивные копинг-стратегии, предлагаетдихотическую классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытостидля информации.
Напротив,Виталиано выделяет три способа эмоционально-ориентированного преодоления:самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование.
Другаятеория также выделяет три вида эмоционального совладания, но в основе этойклассификации лежит не тип демонстрируемой реакции, а то, на что направленыдействия по совладанию: на регуляцию внутренней (переживаемой) эмоции;регуляцию поведения, связанного с переживанием эмоции; регуляцию контекста,вызывающего эмоцию.
В то жевремя, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всегосгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные идисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собойпрямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то времякак дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий.В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающимкопингом».
Так, например,Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы втри категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь этосверстники, родители или кто-то ещё), непродуктивный копинг (стратегииизбегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) ипродуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальнуюсвязь с другими и тонус). Как видно, копинг-стратегия в категории «Обращение кдругим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга.Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении«эффективности / неэффективности», исследователями здесь все же предпринятапопытка выделить ещё одно измерение – «социальная активность», которое с точкизрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное илинепродуктивное [42, с. 106].
Впсихологической литературе также представлены иные классификации, которыерассматривают копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизациипроцессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемыеповеденческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать иливосстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе. Так,например, в предложенной этими авторами классификации BISC (BehavioralInventory on Strategic Control, «Руководство по стратегическому контролюповедения») предполагается, что копинг-стратегии детей варьируются по четырёмизмерениям стратегического поведенческого контроля: активная деятельность,косвенная деятельность, просоциальное поведение и антисоциальное поведение [47,с. 155].
Похожаяклассификация предлагается Хобфоллом. В своей COR-теории он предлагаетрассматривать в копинг-поведении шесть осей: просоциальная / антисоциальная направленность,прямое / непрямое поведение и пассивное / активное поведение [43, с. 99].
Такимобразом, подводя итог сказанному о копинг-стратегиях поведения в конфликтнойситуации, хотелось бы отметить, во-первых, связь копинг-стратегий со стилямиповедения личности во внешнем конфликте, во-вторых, копинг-стратегии поведенияявляются основой психологических защит в конфликтной ситуации, в-третьих,копинг-стратегии во многом зависят от основных психологических типов личности.
Далее мырассмотрим особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.
1.2 Особенностикопинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков
 
В последнеевремя психология детства и подросткового возраста испытывает на себе измененияцелого ряда социокультурных факторов развития, среди которых наиболее значимы:социально-экономические преобразования, трансформации института семьи, уход впрошлое дворовых игр и сокращение детских неформальных коопераций, разрастаниесети компьютерных игр с виртуальными партнерами, резкое сокращение детскихтеле- и радиопередач и возрастание агрессивного информационного потока СМИ идр. Как следствие, множатся формы психической дезадаптации в детском иподростковом возрасте.
Существуютразличные классификации копинг-стратегий у подростков. В некоторых теорияхвыделяют следующие базисные стратегии: 1) разрешение проблем; 2) поисксоциальной поддержки; 3) избегание [2, с. 78]. Конфликтологи выделяют триплоскости, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения:поведенческая сфера; когнитивная сфера; эмоциональная сфера. Видыкопинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивныхвозможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.
Наборжизненных ситуаций, как и репертуар способов их разрешения, могут существенноменяться на протяжении жизненного пути человека. Подростковый возрастохватывает период от 10–11 до 14–15 лет. Начало этого периода характеризуетсяпоявлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление кобщению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность,независимость, личностную автономию. Традиционно подростковый возрастрассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражено не толькостремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость иправа, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки. Важный факторпсихического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками,которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремлениеподростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождаетсяповышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников. Подростковыйвозраст – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов.Период характеризуется становлением избирательности, целенаправленностивосприятия, становлением устойчивого произвольного внимания, логической памятии теоретического мышления. Центральное личностное новообразование этого периода– становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся встремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другимилюдьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. В юношеском возрасте,переходном периоде между детством и зрелостью, еще активно продолжается процессобучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, и главнаяроль в успешности данного процесса принадлежит совместной деятельности созначимым взрослым.
Копинг-стратегииподростков до сих пор остаются еще мало изученными. Наблюдается дефицит методическогоинструментария диагностики стратегий преодоления кризисных ситуаций. Крометого, далеко не всегда учитывается специфика самой кризисной ситуации, сфера еевозникновения.
Достаточнонедавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий у успевающихи слабоуспевающих подростков, при взгляде на копинг стали придерживаться такназываемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, чтосуществует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), которыйобъясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье иадаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства [39, с. 132].
Ресурсныетеории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов,которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевойресурс – это главное средство, контролирующее и организующее распределение(торговлю) других ресурсов».
Кресурсному подходу относят некоторых серьёзных исследователей, работы которыхранее не связывались с изучением копингового поведения. В рамках ресурсногоподхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых(доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со сторонысоциальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида). Хобфолл предлагаеттеорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR – теория), в которойрассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные сценностями (esteem). Так, например, М. Селигман в качестве главногоресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи вкачестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии,предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) [46, с. 162].
Конструктсамоэффективности, разработанный А. Бандурой, также можно рассматриватькак важный ресурс, влияющий на копинговое поведение. По Э. Фрайденберг, ссамоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся квнутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Этоубеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации ииспользованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов изокружающей среды [20, с. 341].
Ресурсныйподход предполагает, что применяемые копинг-стратегии у успевающих ислабоуспевающих подростков могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так,если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальнымокружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, чтокопинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос вобедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, этообстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и начастоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладаниясо стрессом.
Конфликтологивыделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоленияконфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии поведения у успевающихи слабоуспевающих подростков:
·         в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий);
·         в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий);
·         в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных стратегий).
Видыкопинг-стратегий поведения распределяются по трем основным группам с учетом степениих адаптивных возможностей:
· адаптивные;
· относительно адаптивные;
· неадаптивные.
Кадаптивным вариантам копинг-стратегии поведения в поведенческой сфере относятсясотрудничество, обращение и альтруизм. Эти проявления отражают такое поведениеличности, при котором она вступает в ближайшем социальном окружении или самапредлагает ее людям для преодоления трудностей.
Вкогнитивной сфере адаптивными вариантами являются проблемный анализ, установкасобственной ценности, сознание самообладания. Это формы поведения, направленныена анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышениесамооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности какличности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
Вэмоциональной сфере вариантами являются протест, оптимизм, отражающиеэмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению ктрудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложнойситуации.
Кнеадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения у успевающих ислабоуспевающих подростков относятся:
·         в поведенческой среде – активное избегание, отступление, которыепредполагают поведение, обуславливающее избегание мыслей о неприятностях,пассивность, уединение, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональныхконтактов, отказ от решения проблемы;
·         в когнитивной сфере это смирение, растерянность, диссимиляция,игнорирование – пассивные формы поведения отказом от преодоления трудностейиз-за неверия в собственные силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленнойнедооценкой неприятностей;
·         в эмоциональной сфере это подавление эмоций, покорность, самообвинение,агрессивность – варианты поведения, характеризующиеся подавленным состояниембезнадежности, покорности, переживание злости и возложение вины на себя идругих.
Котносительно адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения, конструктивностькоторых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления, относятся:
·         в поведенческой сфере – компенсация, отвлечение, конструктивность –формы поведения, характеризующиеся стремлением к временному отказу от решенияпроблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело,путешествия, с помощью исполнения своих заветных желаний;
·         в когнитивной сфере – относительность, придача смысла, религиозность– формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими,придание особого смысла их преодолении, на веру в Бога и стойкость в вере пристолкновении со сложными проблемами;
·         в эмоциональной сфере – эмоциональная разгрузка, пассивная кооперация– поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами,эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешениютрудностей другим лицам [6, с. 168].
Изучаяпсихологические защитные механизмы и основные копинг – стратегии детейподросткового возраста, И.М. Никольская и Р.М. Грановская показали,что основными копинг – стратегиями в этом возрасте являются стратегиинаправленные на отвлечение и восстановление физических сил. А также наэмоциональное отреагирование через горе и страдание или с помощью физической ивербальной агрессии, на отвлечение посредством ухода в детскую «работу» илиразвлечения, а также направленные на сотрудничество со взрослыми. По даннымзарубежных исследований, для детей данного возраста предпочтительными являютсяспецифические виды копинга, призванные обратить на себя внимание взрослого, т. к.в силу своих возможностей самостоятельно решить проблему ребенок еще не может [13,с. 226].
К личностным характеристикам, определяющим выбор стратегий,относят адекватную «Я-концепцию», позитивную самооценку, низкий нейротизм,интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатическийпотенциал, аффилиативную тенденцию (способность к межличностным связям) идругие психологические конструкты.
Особую рольв преодолевающем поведении играет Я – концепция. Я – концепция, являясьбазисным копинг – ресурсом, существенно определяет копинг – поведение человека.Позитивная и устойчивая Я – концепция позволяет максимально реализовыватьпотенциальные возможности (А.Н. Крылов), снижает социальную тревожность,дает чувство удовлетворенности жизнью, улучшает психическое самочувствие,регулирует уязвимость и чувствительность к суждениям окружающих [28, с. 90].
Отмечается,что важными резервными механизмами, защищающими позитивную Я – концепцию иусиливающими личностную мотивацию в процессе психического развития, являютсятакие ее структурные компоненты как потенциальное Я и отрицательный идеал Я.
Следуетподчеркнуть, что позитивная Я – концепция, интернальный локус контроля,мотивация достижения, оптимизм существенно определяют такую стабильнуюличностную характеристику как общая самоэффективность, отражающую веру человекав свою способность преодолевать трудности.
И.М. Никольская и Р.М. Грановская показали, что выборкопинг-стратегии зависит и от свойств личности, которые были выявлены ими поопроснику Кеттелла [6, с. 14].
Дети напряженные, возбудимые, с низким самоконтролем чаще всегоиспользуют такие стратегии, как «дразню кого-нибудь»», «схожу с ума», «бью,ломаю, швыряю». Кроме того, для напряженных и возбудимых характерна стратегия«плачу, грущу», а для возбудимых – «борюсь, дерусь», «кусаю ногти», «говорю самс собой». Стратегии аффективного ответного реагирования были также свойственныдетям, склонным к риску, недобросовестным, с низким уровнем интеллекта, а «бью,ломаю, швыряю» еще и доминантным [33, с. 87].
Расслабленные, сдержанные, с высоким уровнем самоконтроля и добросовестные младшие школьники, испытывая напряжение ибеспокойство, используют стратегию «стараюсь расслабиться, оставатьсяспокойным». Кроме того, они прибегают к замещающим занятиям (стратегии «рисую,пишу, читаю», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «играю во что-нибудь», «мечтаю,представляю»).
Тревожные дети выбирают четыре способасовладания со стрессом: «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сам с собой», «ем илипью». Имеющие низкую степень тревожности, наоборот, не испытывая потребности вподдержке, чаще всего предпочитают «оставаться сами по себе, одни».
Чувствительные школьники задействуютстратегии «молюсь», «рисую, пишу, читаю», «играю во что-нибудь», «прошупрощения, говорю правду». Интровертированные – «плачу, грущу», «смотрютелевизор, слушаю музыку», «бегаю или хожу пешком».
Вотличие от личностных детерминант, средовые факторы анализируютсяисследователями как пусковой механизм копинга [19, с. 77]. Именноситуация, объективно трудная или субъективно так понимаемая, вызываетнеобходимость совладающего поведения.
Впроцессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, наосновании которой определяют тип создавшейся ситуации – угрожающий илиблагоприятный. Успешное разрешение ситуации зависит не в последнюю очередь отстепени адекватности оценки происходящего. Часто тяжелые последствияперенесенного стресса оказываются результатом рассогласования между реальнойсложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости.Когнитивные структуры включают в себя представления о событии и его трактовку,поведенческие схемы управления, ценности и убеждения человека, а также егознания о себе и своих способностях. По мнению Лазаруса Р. произведеннаякогнитивная оценка влияет на форму проявления стресса, интенсивность и качествопоследующей реакции, определяя не только поведение человека, но и егоэмоциональное состояние. Таким образом, когнитивная оценка является связующимзвеном между восприятием стрессового события и его преодолением, обуславливаяэмоциональные состояния и поведение в целом. Низкая способность к адекватнойкогнитивной оценке стрессовой ситуации детерминирует неадаптивныйзащитно–совладающий стиль поведения человека, что, в свою очередь, приводит кнарушению психологической адаптации. Основной ошибкой в когнитивных схемахявляется чрезмерная «катастрофизация» событий. Поэтому успешность выбранногостиля реагирования связана и с тем, будет или нет событие восприниматься какугрожающее [34, с. 256].
Такимобразом, на сегодняшний день проблематика копинг-стратегий у успевающих ислабоуспевающих подростков активно исследуется в самых разных сферах и напримере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучениюсвязи копинг-стратегий, которые применяет подросток, с его эмоциональнымсостоянием, успешностью в социальной сфере и т.д. При этом копинг-стратегииподростков оцениваются с точки зрения их эффективности / неэффективности, а закритерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам.
Следующуюглаву мы посвятим опытно-экспериментальной работе по изучению копинг-стратегий ууспевающих и слабоуспевающих подростков.

2.Опытно-экспериментальная работа по изучению копинг-стратегий у успевающих ислабоуспевающих подростков
 
2.1Организация и методы исследования копинг-стратегий у успевающих ислабоуспевающих подростков
 
Дляизучения копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков на базе МОУООШ села Мезенка Ишимского района Тюменской области был проведен эксперимент.
Вэксперименте приняли участие учащиеся 6-х классов в количестве 40 человек.Список подростков, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Экспериментсостоял из трех этапов:
1 этап –выявление подростков по критерию успевающий и слабоуспевающий.
2 этап –изучение копинг-стратегий у подростков из двух экспериментальных групп, выделенныхпо критерию успевающий и слабоуспевающий.
3 этап –заключительный. Анализ полученных данных, выявление различий, математическаяобработка, формулировка выводов.
Впроводимом нами исследовании были поставлены следующие задачи:
– разработкаопросниковой формы диагностики уровня сформированности копинг-стратегий уподростков, учитывающей сферу возникновения кризисной ситуации;
– выявлениепреобладающих стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте;
– определениекачественных особенностей и степень напряженности реагирования подростков вкризисных ситуациях в зависимости от сферы их проявления;
– оценкавыраженности потенциальной социально-психологической адаптированностисовременных подростков.
2.2Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающихи слабоуспевающих подростков
 
Анализ иобобщение полученных данных позволили констатировать общее и различия втенденциях, характерных для успевающих и слабоуспевающих подростков (Таблицы 4– 9). Доля адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций остаетсянеизменной для всех подростков – 25,8%. Неадаптивные же формы реагированияимеют тенденцию уменьшаться у успевающих подростков, уступая возможностьпроявления частично адаптивным копинговым стратегиям (см. таблицу 4).
Таблица 4. Доляадаптивных и неадаптивных копинговых стратегий подростков в целом по всемвыделенным кризисным ситуациямПодростки Копинг-стратегии адаптивные частично адаптивные неадаптивные Слабоуспевающие 25,8% 33,8% 40,4% Успевающие 25,8% 40% 34,2%
Наибольшаядоля адаптивных копинговых стратегий подростков отмечается в сфере семейныхвзаимоотношений (см. таблицу 5).
Таблица 5. Доляадаптивных и неадаптивных копинговых стратегий подростков в кризисных ситуацияхв сфере семьиПодростки Копинг-стратегии адаптивные частично адаптивные неадаптивные Слабоуспевающие 34,5% 32% 33,5% Успевающие 33,1% 37,8% 29%
Такаятенденция у слабоуспевающих сохраняется. Можно в связи с этим говорить, чтонаиболее адаптированными подростки оказываются именно к сложным жизненнымситуациям, возникающим в семейных отношениях. Однако, психологическоесодержание адаптированности в сфере семейных взаимоотношений у слабоуспевающих подростковпретерпевает изменения. Если для слабоуспевающих подростков наиболее частымистратегиями преодоления кризисной ситуации в семье оказываются альтруизм (33,3%подростков), то у успевающих подростков наиболее популярной стратегиейоказывается «сохранение апломба» (50% подростков). То есть, успевающие подросткичаще всего в случае возникновения сложной жизненной ситуации в семье стараютсявыглядеть и вести себя так, чтобы другие подумали, что у них все в порядке.
А вотнаименьшая представленность адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуацийнаблюдается в сфере проблем здоровья у успевающих подростков (см. таблицу 6).Это связано, по всей видимости, с все более возрастающей ценностью здоровья наэтапе решения задач становления личностной самостоятельности ипрофессионального самоопределения. Ситуация физической травмы или соматическогозаболевания может казаться подростку из благополучной среды практически непереносимой, забирающей огромное количество психологических сил. Наиболее частовстречающимися копинговыми стратегиями и в той и в другой подгруппах в даннойсфере трудностей оказывается уход от реальности при помощи теле-, видео-,аудиотехники и компьютерных игр (23% слабоуспевающих подростков и 45% успевающихподростков).
Таблица 6. Доляадаптивных и неадаптивных копинговых стратегий подростков в кризисных ситуациях,связанных со здоровьемПодростки Копинг-стратегии адаптивные частично адаптивные неадаптивные Слабоуспевающие 24,7% 33,3% 42% Успевающие 17,5% 37,5% 45%
Слабоуспевающиеподростки по сравнению с успевающими подростками кризисные ситуации в сфере взаимоотношенийсо сверстниками воспринимают как более тяжелые и требуют большихпсихологических ресурсов для адаптации (см. таблицу 7). Слабоуспевающие подросткичаще успевающих подростков выбирают стратегию изоляции (19% слабоуспевающих подросткови 10% успевающих подростков) и чувства вины (21% слабоуспевающих подростков и 12%успевающих подростков) в данной сфере трудностей.
Таблица 7. Доляадаптивных и неадаптивных копинговых стратегий подростков в кризисных ситуацияхв сфере взаимоотношений со сверстникамиПодростки Копинг-стратегии адаптивные частично адаптивные неадаптивные Слабоуспевающие 22% 32,5% 45,5% Успевающие 28,8% 39,4% 31,8%
Нельзяназвать хорошо адаптированными подростков к кризисным ситуациям в сферевзаимоотношений с учителями (см. таблицу 8). У слабоуспевающих подростков вданной сфере трудностей наиболее часто встречающимся оказываются стратегииотвлечения (19% слабоуспевающих подростков), отрицания (17%) и агрессивность (13%).А вот относительно успевающих подростков можно говорить уже о сложившихсятенденциях реагирования в ситуациях данного типа сложностей: поиск решенияпроблемы (35% успевающих подростков), ориентация на мнение значимых других (30%),отрицание (30%), избегание проблемы (27,5%) и агрессивность (27,5%). Можно отметить,что общими довольно часто встречающимися стратегиями как для слабоуспевающих подростков,так и для успевающих подростков оказываются две формы неадаптивных копингов –отрицание и агрессивность. И частота их проявления не падает, а растет. Можнопредположить, что для значительной части подростков так и не приобретаетсяположительный опыт разрешения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях сучителем, что только закрепляет неадаптивность ранее выбранных стратегий.
Таблица 8. Доляадаптивных и неадаптивных копинговых стратегий подростков в кризисных ситуацияхв сфере взаимоотношений с учителямиПодростки Копинг-стратегии адаптивные частично адаптивные неадаптивные Слабоуспевающие 22,5% 41% 36,5% Успевающие 26,4% 40,5% 33%
Таблица 9. Доляадаптивных и неадаптивных копинговых стратегий подростков в кризисных ситуацияхучебной деятельностиПодростки Копинг-стратегии адаптивные частично адаптивные неадаптивные Слабоуспевающие 24,3% 32,2% 43,5% Успевающие 20,7% 45,2% 34,1%
Значимойдля подростка остается и ситуация учебной деятельности, хотя уменьшается числонеадаптивных копинговых стратегий в данной области жизненных трудностей.Наиболее часто встречающимися среди слабоуспевающих подростков оказываютсястратегии поиска решения проблемы (31% подростков), чувства вины (23%),сохранения апломба (19%), агрессивность (17%). Для успевающих подростковнаиболее типичной формой реагирования является стратегия сохранения апломба(42,5% подростков). С одинаковой частотой встречаются стратегии поиска решенияпроблемы и избегания проблемы (по 27,5%).
Анализиспользования различных видов копинг-стратегий в поведении показывает, чтонаименее представленными в поведенческом репертуаре совладания с кризиснымиситуациями оказываются стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смыслапроисходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональная разрядка. Можнопредположить, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков.Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в кризисныхситуациях. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их.При этом ограничивается и возможность осознания чувств и развитие способовболее полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоциональногосостояния. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается какпотенциальный участник переживания возникшей кризисной ситуации, тем более каксотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в ролипомощника или эмоционального соучастника. В целом, основываясь на результатахпроведенного исследования, можно констатировать бедную вариативностьповеденческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабуюобученность подростков конструктивным выходам из кризисных ситуаций.
Полученныерезультаты позволяют поставить задачи для дальнейшей разработки даннойпроблемы. В первую очередь это касается создания программы профилактикиразличных форм копинг-стратегий в подростковом возрасте, ориентированной нарасширение представлений подростков о собственных эмоционально-поведенческихвозможностях реагирования в кризисной ситуации.
 

Заключение
 
Так каккопинг-стратегии являются результатом приобретенного опыта, то последовательноеи методически грамотное обучение навыкам адаптивного копинг-поведения, включающеекоррекционно-развивающую работу, может стать эффективным направлениемпрофилактики поведения подростков. Тогда, на наш взгляд, сущность профилактикиповедения подростков в условиях средней общеобразовательной школы должнасостоять в превентивной деятельности всех участников образовательного процесса,направленной на продуктивность копинг-стратегий поведения школьников.
В нашемисследовании мы поэтапно провели работу, направленную на:
– изучениесостояния проблемы копинг-стратегий успевающих и слабоуспевающих подростков впсихолого-педагогической литературе;
– выявлениекопинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков;
– сравнениекопинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.
Такимобразом, наше исследование осуществлялось поэтапно силами всех участниковобразовательного процесса при руководящей и координирующей ролипедагога-психолога. В ходе исследования мы определили понятие «успеваемость» впсихолого-педагогической литературе, выявили особенности копинг-стратегий ууспевающих и слабоуспевающих подростков.
Во второйглаве представлены результаты изучения состояния копинг-стратегий подростков входе проведения специальной психолого-педагогической работы. Экспериментальноеисследование по данной проблеме показало, что для слабоуспевающих подростковхарактерно преобладание неадаптивных копинговыхстратегий в кризисных ситуациях в сфере семьи, в сфере взаимоотношений сосверстниками и учителями, в учебной деятельности, что подтвердило гипотезу,выдвинутую нами в начале исследования.
Системакоррекционно-развивающей работы может существенно влиять на развитиепродуктивных копинг-стратегий поведения подростков.
Такимобразом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволилонаметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы копинг-стратегий ууспевающих и слабоуспевающих подростков в условиях средней общеобразовательнойшколы.
 

Библиография
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегияжизни[Текст]/К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1994.-25 с.
2. Абульханова-Славская,К.А. О путях построения типологии личности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская //Психологический журнал. -1983. – Т. 4. – №1. – С. 14–28.
3. Абульханова-Славская, К.А. Типологияактивности личности [Текст]/К.А. Абульханова-Славская // Психологическийжурнал. -1985. – Т. 6. – №5. – С. 3–19.
4. Абульханова-Славская, К.А. Типологияактивности личности в социальной психологии [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская //Психология личности и образ мира. – М.: Просвещение, 1987. – С. 10–14.
5. Авдеев, В.В. Психотехнологиярешения проблемных ситуаций [Текст]/В.В. Авдеев. – М.: Просвещение,1992. – С. 128.
6. Адлер, А. Наукажить[Текст]/А. Адлер. – Киев, 1997. -300 с.
7. Амбрумова, А.Г. Суицидальноеповедение как объект комплексного изучения [Текст] / А.Г. Амбрумова //Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. трудов. – М.: Просвещение,1986. – С. 42–44
8. Ананьев, Б.Г. Избранныепсихологические труды[Текст]/Б.Г. Ананьев. – Т. 1. М.: Педагогика, 1980. – С. 232.
9. Ананьев, Б.Г. Психологии проблем человекознания[Текст]/Б.Г. Ананьев. – М.: Издательство«Институт практической психологии»; Воронеж: Модек, 1996.-279 с.
10. Анцыферова, Л.И. Личностьв трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций ипсихологическая защита [Текст]/ Л.И. Анцыферова // Психол. журн.-1994. – Т. 15. – №1.-С. 3 – 19.
11. Асмолов, А.Г. Психологияличности [Текст]/ А.Г. Асмолов. – М.: Наука, 1990. -460 с.
12. Бернс, Р. РазвитиеЯ-концепции и воспитание [Текст]/Р. Бернс. – М.: Наука, 1986. -388 с.
13. Богомаз, С.А.,Филоненко, А.Л. Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разнойсклонностью к манипулятивному поведению [Текст]/ С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко //Сибирский психол. журн. – 2002. – 10. – С. 122–126.
14. Божович, Л.И. Психологическиеособенности развития личности подростка [Текст]/Л.И. Божович. – М.: Просвещение,1990.-127 с.
15. Бурлачук, Л.Ф.,Психология жизненных ситуаций[Текст]/Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. –М.: Наука, 1998. -412 с.
16. Бурменская, Г.В. Возрастноепсихологическое консультирование: Проблемы психического развития детей[Текст]/Г.В. Бурменская,О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Знание, 1989. -390 с.
17. Василюк, Ф.Е. Психологиипереживания [Текст]/ Ф.Е. Василюк. – М.: Знание, 1984. -388 с.
18. Василюк, Ф.Е. Психотехникавыбора [Текст]/ Ф.Е. Василюк // Гуманистические подходы в практике – М.:МИР, 1999. -500 с.
19. Выготский, Л.С. Проблемавозраста [Текст]/ Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – Т 4. – М.,1984.
20. Гремлинг, С. Практикумно управлению стрессом [Текст]/С. Гремлинг, С. Ауэрбах. – СПб.:Питер, 2002. – С. 240.
21. Гришина, Н.В. Психологияконфликта [Текст]/Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – С. 464.
22. Диагностика и коррекциянарушении социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. –М.: Наука, 1998. -388 с.
23. Зейгарник, Б.В. Очеркипо психологии аномального развития личности [Текст]/Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. –М.: Наука, 1980. -450 с.
24. Кон, И.С. Психологияюношеского возраста [Текст]/И.С. Кон. – М: Политиздат, 1979. -340 с.
25. Крайг, Г. Психологияразвития [Текст]/Г. Крайг. – СПб.: Алетей, 2000. -560 с.
26. Крюкова, Т.Л. Возрастныеи кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения [Текст]/Т.Л. Крюкова //Психологический журнал. – 2005. – №2. – С. 5–15.
27. Леонтьев, Д.А. Очеркпсихологии личности [Текст]/Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1993. – С. 126.
28. Маслоу, А. Психологиябытия [Текст]/А. Маслоу. – М.: Знание, 2003. -435 с.
29. Морозова, Т.Ю. Оценка эффективности профилактических программ на основе анализа уровнясформированности копинг-стратегий у подростков [Текст]/ Т.Ю. Морозова, М.М. Ступницкая //Материалы Пятой городской научно-практической конференции«Психолого-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников». – М.: ИПССО; АНО «Школа «Премьер», 2008.
30. Мухина, В.С. Возрастнаяпсихология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С. Мухина.-М.:Издательский центр «Академия», 1998.-455 с.
31. Нартова-Бочавер, С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности [Текст]/ С.К. Нартова-Бочавер //Психол. журн. -1997. – Т. 18. – №5. – С. 20–30.
32. Никольская, И.М. Психологическаязащита у детей [Текст]/И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Питер,2000. -600 с.
33. Петухов, В.В. Психология:Методические указания [Текст]/В.В. Петухов, В.В. Столин. – М.: Изд-воМоск. ун-та, 1989. – С. 384.
34. Психологические тесты /под ред. А.А. Карелина. – М.: Владос, 1999.-155 с.
35. Ремшмидт, X.Подростковый и юношеский возраст [Текст]/Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 1994.-366 с.
36. Роджерс, К. Взглядна психотерапию Становление человека [Текст]/К. Роджерс. – М.: МИР.1994. -400 с.
37. Родионов, В.А. Тренинговая программа формирования здорового жизненного стиля у школьников Международнаянаучно-практическая конференция «Рудиковские чтения»: труды участников [Текст]/В.А. Родионов. – – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008.
38. Родионов, В.А. Экспериментальная психология [Текст]/ В.А. Родионов // Школьный психолог. – 2008. – №1
39. Рубинштейн, С.Л. Основыобщей психологии[Текст]/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – С. 444.
40. Селье, Г. Стрессбез дистресса [Текст]/Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. – С. 125.
41. Сибгатуллина, И.Ф. Особенностикопинг-поведения в реализации интелектуальной деятельности субъектами высшейшколы [Текст]/И.Ф. Сибгатуллина, Л.В. Апакова, Л.Д. Зайцева/Прикладная психология №5–6, 2002. – С 105.
42. Сибгатуллина, И.Ф. Особенностикопинг-поведения в реализации интелектуальной деятельности субъектами высшейшколы [Текст]/ И.Ф. Сибгатуллина, Л.В. Апакова, Л.Д. Зайцева/Прикладная психология №5–6, 2003.
43. Сирота, Н.А. Копинг-поведениев подростковом возрасте [Текст] / Н.А. Сирота. – СПб.: Питер, 1994.-283 с.
44. Снайдер, Д.И. Практическаяпсихология подростков, или Как найти свое место в жизни [Текст]/Д.И. Снайдер. –М.: МИР, 1997. -268 с.
45. Таисон, Р. Психоаналитическиетеории развития [Текст]/Р. Таисон, Ф. Тайсон. – Екатеринбург: Педагогика,1998. -564 с.
46. Туманова, Е.Н. Помощьподростку в кризисной ситуации жизни [Текст]/Е.Н. Туманова. – Саратов: Слово,2002.
47. Тышкова, М. Исследованиеустойчивости детей и подростков в трудных ситуациях [Текст]/ М. Тышкова //Вопросы психологии. 1987. – №1. – С. 27–34.
48. Фельдштейн Д.И. Формированиеличности ребенка в подростковом возрасте [Текст]/Д.И. Фельштейн. – Душанбе,1973.-187 с.
49. Хьел, Л. Теорииличности [Текст]/Л. Хьел, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997. -608 с.
50. Эльконин, Б.Д. Введениев психологию развития [Текст]/Б.ДЭльконин.-М.: Просвещение, 1994.-167 с.
51. Эмоциональный стресс /под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 326.
52. Юнг, К.Г. О становленииличности [Текст]/ К.Г. Юнг. – М.: Наука, 1996. – С. 207–219.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.