Министерство образования Российской Федерации
Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского (Ростовский филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по истории психологии
ТЕМА: Концепции Протагора, У. Скотта, В.Д. Шадрикова
Выполнила: студентка 4 курса
Специальности — педагог-психолог
Сапункова Вера
шифр-0344
Преподаватель: Шарова Н.В.
Ростов, 2009 г.
Содержание
1. Протагор
2. Уолтер Скотт
3. Владимир Дмитриевич Шадриков
Список используемой литературы
1. Протагор
Протагор родился около 500 годадо н.э. в Абдерах — в городе, из которого был родом Демокрит. Он дважды посетилАфины, второй его визит имел место не позднее чем в 432 году до н.э. Он создалкодекс законов для города Фурии в 444-443 годах до н.э. Существует предание,что Протагор был подвергнут судебному преследованию за нечестие, но это,по-видимому, неверно, несмотря на тот факт, что он написал книгу «О богах»,которая начиналась так: «О богах я не умею сказать, существуют ли они илинет и каковы они по виду. Ведь много препятствии для знаний — неясность дела икраткость человеческой жизни».
Его второе посещение Афиннесколько сатирически описано в платоновском «Протагоре», а егоучение разбирается серьезно в «Теэтете». Протагор известен главнымобразом своей доктриной, согласно которой «Человек есть мера всем вещам — существованиюсуществующих и несуществованию несуществующих»' Эта доктринаистолковывается в том смысле, что каждый человек есть мера всех вещей и чтокогда люди разнятся между собой, то нет объективной истины, благодаря которойодин прав, а другой неправ. Это, в сущности, скептическое учение, и оно,по-видимому, было основано на «обманчивости» чувств.
Один из трех основателейпрагматизма, Фердинанд Шиллер, обычно называл себя учеником Протагора. Этослучилось потому, как я думаю, что Платон в своем «Теэтсте» утверждал,истолковывая Протагора, что одно мнение может быть лучше, чем другое, хотя ононе может быть истиннее. Например, когда человек болеет желтухой, то все кажетсяему желтым. Поэтому нет смысла говорить, что вещи в действительности являютсяне желтыми, но имеют такой цвет, какой видит здоровый человек. Мы можемсказать, однако, что поскольку здоровье лучше болезни, то мнение здоровогочеловека лучше мнения человека, больного желтухой. Эта точка зрения, очевидно,близка к прагматизму.
Для практических целей неверие вобъективную истину делает большинство атрибутом того, во что следует верить. ОтсюдаПротагор пришел к защите закона, обычая и традиционной морали. Хотя он не знал,как мы видели, существуют ли боги, он был уверен, что им следует поклоняться. Этаточка зрения, очевидно, справедлива по отношению к человеку, чей теоретическийскептицизм последователен и логичен.
Зрелая жизнь Протагора былапроведена в некоторого рода непрерывном лекторском турне по городам Греции. Онучил за вознаграждение «всякого, кто жаждал практического успеха и болеевысокой духовной культуры» (64). Платон протестовал против практикисофистов получать деньги за обучение, отчасти с позиций сноба (по современнымпонятиям). Сам Платон обладал вполне достаточными средствами и поэтому былнеспособен, по-видимому, понять нужды тех, кто не имел хорошего состояния. Странно,что современные профессора, которые не видят причины отказываться от жалованья,так часто повторяют платоновское обвинение против софистов.
Есть, однако, другой пункт, вкотором софисты отличаются от большинства современных им философов. Обычнокаждый учитель, за исключением софистов, основывал школу, которая обладаланекоторыми признаками братства, с большей или меньшей степенью общности жизни (часто- нечто аналогичное монашеской жизни) и, как правило, с эзотерической доктриной,которую не проповедовал публике. Все это было естественно там, где философиявозникла из орфизма. Среди софистов ничего подобного не было. То, чему ониучили, в их представлении не было связано с религией или моралью. Они училиискусству спора и давали столько знаний, сколько было для этого необходимо. Вообщеговоря, они могли, подобно современным адвокатам, показать, как защищать илиоспаривать то или иное мнение, и не заботились о том, чтобы защищать своисобственные выводы. Те же, для кого философия была руководством в жизни, тесносвязанным с религией, естественно, были шокированы, софисты им казалисьлегкомысленными и безнравственными.
Учения.
К IV в. до н.э. в греческомобществе ощущалась настоятельная потребность в учителях, которые могли быобучать людей, занявших высокие политические должности в выборных греческихреспубликах, но не имевших хорошего начального образования. При этом важно былообучать их не столько начаткам знаний (грамоте, арифметике), сколько искусствуизлагать свои мысли, логично мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели — преимущественнофилософы — обучали не только философии, но и психологии, риторике, т.е. общейкультуре, мудрости, поэтому их называли «учителями мудрости» — софистами.Представителем этой школы и был Протагор (ок.481-410 гг. до н. э) и его ученикГоргий (ок.483-375 гг. до н. э). С их точки зрения, способность к рассуждениюразвивает умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое суждение.За свои выступления, в которых они публично демонстрировали это умение, и зауроки софисты стали получать значительные суммы денег, что отличало их отбольшинства других ученых. Можно сказать, что их деятельность положила началоплатному обучению науке. Умение уйти от прямого ответа и привести несколькоспособов решения одной и той же задачи получило название софистики. Доказываязначимость личного мнения конкретного человека и его приоритетность над другимиубеждениями, Протагор высказал знаменитое изречение: «Человек есть меравсех вещей». Исходя из этого, он и говорил об относительности исубъективности человеческих знаний, невозможности выработать общие для всехпонятия, в том числе понятия добра и зла, так как то, что есть добро с точкизрения одного человека, другой может оценивать как зло.
В то же время Протагор говорил отом, что с точки зрения общества существуют понятия блага и зла, хорошего и плохогоповедения. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерновоздействуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственномсмысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. При этом целью такоговоздействия было не только совершенствование человека с точки зренияобъективных критериев нравственности, но и поиск оптимальных путей адаптации ктем социальным условиям, в которых человек живет. С точки зрения Протагора,естественное развитие души ребенка, без целенаправленного социальноговоздействия на него, не может помочь ему в такой социализации. Так, уже вДревней Греции был впервые поставлен вопрос о том, какие условия оптимальны дляформирования социально активной и адаптированной личности. Протагор пришел квыводу, что с точки зрения социальной адаптации наиболее важным является именновнешнее влияние, которое заключается в обучении людей приемам воздействия надругих. В условиях греческой демократии одним из значительных условий такоговоздействия как раз и было ораторское искусство, способность словом увлекатьлюдей и убеждать их в правоте собственной точки зрения. Поэтому именно обучениеприемам ораторского искусства Протагор считал главным в тех уроках, которыедавали софисты. Эту точку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и Рима,а потому владение ораторским искусством считалось одним из главных критериеводаренности. Способность к красноречию давала возможность более активноучаствовать в общественной жизни, помогала добиться более высокого статусногоместа. Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению и упражнению человекможет стать более нравственным и более гражданственным. [1; с.38]
2. Уолтер Скотт
Один из учеников Вундта, оставивчисто интроспективную психологию, которую он изучал в Лейпциге, применилсовременные психологические методы в бизнесе и рекламе. Значительную частьсвоей жизни Уолтер Дилл Скотт посвятил проблемам эффективности рынка имотивации в сфере производства, торговли и потребления.
В деятельности Скотта отраженинтерес функциональной психологии к решению практических проблем. “В началевека, сразу по возвращении в Чикаго из Лейпцига, где он учился у Вундта, Скотт опубликовалработы, в которых делался упор не на германское теоретизирование, а на близкуюамериканцам полезность. Скотт не описывал мотивацию и импульсы как отвлеченныепонятия, а говорил о том, как влиять на людей, имея в виду их потребительскиеустремления" (Von Mayrhauser. 1989. Р.61). Во многом Скотт былпервооткрывателем. Он был первым, кто применил психологию к сфере рекламы,подбора персонала и управления; первым, кто получил звание профессораприкладной психологии; он основал первую психологическую консалтинговуюкомпанию и первым среди психологов был награжден медалью “За отличную службу вармии США".
Страницы жизни.
Уолтер Дилл Скотт родился наферме неподалеку от города Нор-мэл, штат Иллинойс. С 12 лет — с того момента,как начал помогать родителям в поле, — он был увлечен идеей повышенияэффективности работы. Отец его часто болел, поэтому мальчику приходилось, посути, самому управлять фермой. Однажды, вспахивая землю, он остановился в концеборозды, чтобы дать передохнуть лошадям. Вдалеке виднелся университетскийгородок. Скотт внезапно понял, что если он собирается чего-нибудь достичь вжизни, то не должен тратить время впустую. А здесь он каждый час терял 10минут, давая отдых лошадям! За целый день из этих минут набегало полтора часа,которые можно было посвятить учебе. С того дня, отправляясь в поле. Скоттвсегда брал с собой книгу и читал, когда представлялся удобный момент.
Чтобы заработать денег на оплатуобучения в колледже, Скотт продавал консервированную ежевику собственногоприготовления, собирал металлолом, брался за разовую работу. Часть денег оноткладывал, остальное тратил на книги. В 19 лет он покинул ферму и поступил вНормэлский университет штата Иллинойс. Двумя годами позже он, участвуя вконкурсе, выиграл стипендию на обучение в Северо-западном университете городаЭванстон (штат Иллинойс). Учась там, он подрабатывал частными уроками и играл вуниверситетской футбольной команде. В Эванстоне он встретил свою будущую женуАнну Марси Миллер. В это время Скотт уже избрал себе карьеру: он решил статьмиссионером в Китае. Для этого надо было учиться еще три года, но к томувремени, когда Скотт закончил Чикагскую теологическую семинарию и был готовотбыть в далекие края, оказалось, что вакансий нет. Китай был переполненмиссионерами. Тогда-то он и подумал о карьере в психологии. Начав изучатьпсихологию, он полюбил эту науку. Однажды ему на глаза попалась статья олейпцигской лаборатории Вундта. Благодаря стипендии, дополнительному заработкуи скромным потребностям, Скотт сумел сэкономить несколько тысяч долларов,достаточных не только для того, чтобы поехать в Германию, но и жениться.
21 июля 1898 года Скотт и егоневеста отправились в Германию. Он учился у Вундта в Лейпциге, а Анна жила вдвадцати милях оттуда — в городе Галле, где работала в университете над своейдиссертацией по литературе. Те два года, что они провели в Германии, молодыелюди виделись только по выходным дням. Получив свои докторские степени, онивозвратились домой, где Скотт начал преподавать в Северо-западном университетепсихологию и педагогику, — уже в этом проявилась его склонность к прикладнойпсихологии в целом и интерес к проблемам образования в частности.
В 1902 году к Скотту — порекомендации одного из его бывших преподавателей — обратился некий владелецрекламного бюро с просьбой помочь применить психологические методы, чтобысделать рекламу более эффективной. Скотт был заинтригован идеей. Следуя духуамериканского функционализма, в своем стремлении с помощью психологии решатьсамые разнообразные проблемы реальной жизни он далеко ушел от вундтовскойпсихологии.
Скотт написал “Теорию и практикурекламы" (The Theory and Practice a/Advertising, 1903 г), первую книгу поэтой тематике. Вслед за ней появились и другие статьи и книги Скотта, росли егознания и опыт в этой области, а также репутация и контакты в деловом мире. Онобратился к проблемам подбора персонала и управления. В 1905 году он сталпрофессором Северо-западного университета, а в 1909-м — профессором рекламы вкоммерческой школе при университете. С 1916 года Скотт занимает должностьпрофессора прикладной психологии и директора бюро торговых исследований вТехническом университете Карнеги в Питтсбурге.
Во время первой мировой войныСкотт предложил военным использовать его знания в подборе персонала для армии. Егопредложение оценили не сразу, поскольку в обществе еще не было единодушногоубеждения в том, что психология может приносить и практическую пользу. Генерал,с которым Скотту пришлось иметь дело, не скрывал своего недоверия к профессорам.“Он сказал, что обязан следить за тем, чтобы профессора не путались под ногами,что мы находимся в состоянии войны с Германией, и что у него нет времени накакие-то дурацкие эксперименты” (цит. по: Von Mayrhauser. 1989. Р.65). Скоттпопытался успокоить рассерженного вояку, пригласил вместе позавтракать и убедилего в ценности своих психологических методов отбора. К концу войны правотаСкотта была доказана на практике, он был удостоен медали “За отличную службу” — самой высокой военной награды США, которую может получить гражданское лицо.
В 1919 году Скотт основалсобственную компанию (с “оригинальным" названием “Компания Скотта”),которая оказывала консалтинговые услуги по работе с персоналом и повышениюэффективности более чем сорока крупнейшим корпорациям страны. Годом позже онстал президентом Северо-западного университета и пробыл на этом посту почтидвадцать лет. (Скотт-Холл в Северо-западном университете назван так в честьУолтера Дилла Скотта и Анны Миллер Скотт)
Психология рекламы.
В работах Скотта по вопросам рекламычувствуется влияние вундтовской экспериментальной психологии, которую Скоттизучал в Германии, его попытки привнести ее в область практического. К примеру,он пишет, что органы чувств — это:… окна души. Чем больше ощущений мыполучаем от объекта, тем лучше мы его узнаем. Функция нервной системы — обеспечитьнам знание о том, как выглядят, звучат, каковы на ощупь, на вкус, et cetera,окружающие нас объекты. Нервная система, которая не реагирует на звуки илилюбые другие ощутимые качества, неполноценна.
Рекламные объявления иногданазывают нервной системой мира коммерции. Реклама музыкальных инструментов,которая не пробуждает никаких представлений о звуках, — это плохая реклама… Подобнотому, как наша нервная система предназначена дать нам всевозможные ощущения откаждого объекта, так и реклама, которая сравнима с нервной системой, должнавызывать в читателе столько различных образов, сколько их может вызвать самрекламируемый предмет. (Цит. по: Jacobson. 1951. Р.75)
Скотт утверждал, что потребители- существа не рациональные и легко поддаются влиянию. Особое внимание он уделилэмоциям и сочувствию как важным факторам, усиливающим внушаемость. Он полагалтакже — и этот взгляд был широко распространен в то время — что рекламныеобъявления сильнее действуют на женщин, а не на мужчин, так как последние болееэмоциональны и сентиментальны. Применив к рекламе принцип, который Скотт назвалзаконом внушаемости, он советовал рекламодателям для успешной продажи товаровиспользовать в обращениях к потребителям прямые команды — к примеру,“Пользуйтесь грушевым мылом!" Ему же принадлежит идея использованиявозвратных купонов: в этом случае от потребителя требуется произвести некоедействие — вырезать купон из журнала или газеты, заполнить его и отправить попочте, чтобы получить бесплатный образец товара. Эти методы — прямые команды ивозвратные купоны — использовали многие рекламодатели, и уже к 1910 году ониполучили широкое распространение в США (Кипа. 1976). Для отбора лучшихработников — особенно продавцов, руководителей и служащих для военныхорганизаций — Скотт изобрел специальные шкалы и групповые тесты, с помощьюкоторых оценивались качества людей, уже зарекомендовавших себя в данной области(см. табл.8.1). Как и у Уитмера в клинической психологии, у Скотта не былопредшественников, взяв работу которых за образец, можно было развиватьсобственный подход. Он просил армейских чиновников и руководителей коммерческихфирм оценить внешность, манеры, искренность, производительность, характер ижизненные ценности их подчиненных. Затем оценивалось, в какой мере претендентына вакансию обладают качествами, которые, по мнению руководителей, былинеобходимы для успешного выполнения будущей работы, — процедура, во многомсхожая с той, что используется в наши дни.3. Владимир Дмитриевич Шадриков
Владимир Дмитриевич Шадриков — одиниз крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской психологическойшколы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего ипрофессионального образования РФ. Он известен в России и за рубежом какруководитель и активный реформатор системы народного образования, многосделавший для ее развития.
В.Д. Шадриков родился 18 ноября1939 г. в Рыбинске. Окончив среднюю школу с серебряной медалью, он поступил вЯрославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского. Еще винституте он проявлял интерес к исследовательской работе, был председателемНаучного студенческого совета института, работал в Магаданской областиучителем, директором средней школы, инспектором РОНО, а в 1965 г. поступил васпирантуру Ярославского педагогического института и в 1968 г. защитилкандидатскую диссертацию по теме: «Социальное программирование иоптимизация подачи информации оператору».
Под руководством В.Д. Шадриковав Ярославском государственном университете была реализована программаисследований системогенеза профессиональной деятельности. На основеэкспериментальных результатов им разработана новая теория профессиональногообучения, представленная в докторской диссертации «Системный подход впсихологии производственного обучения» (1977).В.Д. Шадриков выявилзакономерности системогенеза деятельности, к которым прежде всего относятсянеаддитивность структурных компонентов системы, оперативность, гетерохронностьи достаточность их развития.
С именем В.Д. Шадрикова связаныосновные этапы становления факультета психологии Ярославского государственногоуниверситета, превращение его в третье по значению психологическоеобразовательное учреждение страны. Он долгое время работал деканом факультетапсихологии, заведующим кафедрой инженерной психологии и психологии труда,проректором университета. В 1982 г.В.Д. Шадриков был назначен ректоромЯрославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского, набазе которого реализовывал научно-исследовательские программы в областипсихологии способностей, связанные с разработкой методик психологическойдиагностики способностей, интересов, профессионально важных качеств итеоретико-методических основ психологической профессиональной консультации.В.Д. Шадриков предложил рассматривать способность и одаренность как свойствафункциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеютиндивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественномсвоеобразии освоения и реализации деятельности.
В.Д. Шадриков экспериментальнодоказал, что развитие одаренности и способностей осуществляется через изменениефункциональных и операционных механизмов. Особое место в развитии одаренности испособностей отводится формированию у операционных механизмов чертоперативности. Этот процесс лежит в основе развития профессиональныхспособностей из общих способностей и одаренности.
На основе теоретическихположений о сущности одаренности и способностей им предложены общие принципыдиагностики способностей и метод диагностики мнемических способностей, которыйон обозначает как «метод развертывания мнемической деятельности».
В 1996 г.В.Д. Шадрикову былаприсуждена премия им. С.Л. Рубинштейна РАН за цикл научных трудов по психологииспособностей, включающий следующие монографии: «Психологияпроизводственного обучения» (Ярославль, 1974), «Проблемысистемогенеза профессиональной деятельности» (М., 1982), «Познавательныепроцессы и способности в обучении: Учебное пособие» (М., 1990), «Развитиеи диагностика способностей» (Отв. ред.В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.М., 1991),«Деятельность и способности» (М., 1994), «Философия образованияи образовательные политики» (М., 1993).
В.Д. Шадриков ввел в современнуюпсихологию понятие «духовные способности», раскрыл его сущность,определил место духовных способностей в системе интеллектуальных качествчеловека, показал, что развитие способностей проходит через тройнуюдетерминацию: первая — средой развития, вторая — требованиями деятельности,третья — индивидуальными ценностями и смыслами.
По данной теме В.Д. Шадриковымопубликованы следующие монографии: «Индивидуализация содержанияобразования» (М., 1997), «Способности и деятельность» (М., 1998),«Духовные способности» (М., 1998), «Происхождение человечности»(М., 1999).
Научный руководитель и один изавторов отечественной теории творчества и одаренности, В.Д. Шадриков являетсяпредседателем Координационного совета Президентской программы «Дети России»,в рамках которой издана «Рабочая концепция одаренности». При егонепосредственном участии подготовлена и издается библиотека «Одаренныедети», включающая 13 книг. Одной из книг этой библиотеки является научныйсборник «Основные современные концепции творчества и одаренности» (М.:Молодая гвардия, 1997). Впервые издан столь полный теоретический обзор подходовк исследованию творчества и одаренности, представленных в мировой психологии. Сборникоткрывает статья «Способности человека» В.Д. Шадрикова. В 1999 г. авторскомуколлективу и разработчикам программы «Одаренные дети» присужденапремия Президента Российской Федерации в области образования.
В облике Владимира Дмитриевичаудачно сочетаются черты ученого, организатора и популяризатора психологическойнауки, умеющего сплотить вокруг себя единомышленников и учеников, увлекая ихсвоей творческой энергией, смелыми замыслами и идеями. Он член редколлегийведущих психологических изданий и журналов, член экспертного совета института«Открытое общество», руководитель секцией по изучению проблем одаренностиРАО. В.Д. Шадриков принципиален в научных дискуссиях, требователен к себе идругим. Среди его учеников уже более 40 кандидатов наук и 10 докторов наук. Длямногих общение с ним стало истинной школой культуры научного исследования,главными предметами которой всегда остаются самостоятельность научного поиска,грамотность, корректность и научная этика в изложении результатов.
Список используемой литературы
1. Ждан А.Н. История психологии. ОтАнтичности до наших дней:. — 2004. — 576 с.
2. Марцинковская Т.Д. Историяпсихологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд.,стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с.
3. Олейник Ю.Н. Кольцова В.А. Историяпсихологии. — 2005. — 398 с.
4. Шульц Д.П., Шульц С.Э. Историясовременной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук /Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. — 532с.
5. Ярошевский М.Г. Историяпсихологии от античности до середины 20 в. — 2002. — 351 с.