Реферат по предмету "Психология"


Концептуальная система личности

Концептуальнаясистема личности
Каждаяличность развивает свой уникальный и характерный лишь себе образ мира,мировоззрение (Weltanschauung). И понимание этой концептуальной системы и ееособенностей позволит специалистам сферы психического здоровъя организовать иреализовать психотерапию более компетентно и эффективно. Концепция «Концептуальнойсистемы личности» – основная теоретическая основа «Концептуальной психотерапии».
От «образамира» к «концептуальной системе личности»
Многозначноепонятие «образа мира» встречается в ряде трудов западных психологов, средикоторых следует отметить выдаюшегося психиатра, основателя аналитическойпсихологии C.G. Jung. Образ мира, в егоконцепции, предстает динамическим образованием, который может все времяменяться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новаямысль, информация придают образу мира личности все новые очертания (Богпомочева,2006; с. 5).
Термин «образ мира» в отечественной (советской) психологиипоявился благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятияв психологической науке должна ставиться как «проблема построения в сознаниииндивида многомерного образа мира, образа реальности. Что, иначе говоря,психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как впроцессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором ониживут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это – знаниетакже о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективнореальном мире.» (Леонтьев, 1983; с. 254). В работах Е.Ю. Артемьевойобраз мира представляется как «интегратор» следов взаимодействия человека собъективной действительностью (Богпомочева, 2006; с. 6). С позицийсовременной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая системапредставлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности,система «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» (Богпомочева,2006; с. 6). В отношении сущности образа мира, О.А. Богпомочеваотмечает: «образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь вэтом смысле их интегральной характеристикой» (Богпомочева, 2006; с. 6).При этом образ мира – «не склад инструментов, приемов и программ», а живоеначало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получитьподтверждение своей адекватности миру (курсив мой – Б.А.). По утверждению С.Д. Смирнова,образ мира личности является универсальной формой организации его знаний,определяющей возможности познания и управления поведением (Богпомочева, 2006;с. 6). По мнению Г.А. Берулавы, образ мира воплащается для человека вустойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях,оценках, поступках (Богпомочева, 2006; с. 7).
Обобщая результаты высшеперечисленных исследований многоуважаемыхколлег и собственных теоретико-практических, клинических исследований мынаходим, что для данной, обсуждаемой научно-объективной действительности(образа мира), наиболее подходящей, на наш взгляд, является обозначение «концептуальнаясистема личности» (PersonConceptualSystem). А выбор данноготерминологического обозначения объясняется тем, что понятие «концептуальнаясистема личности» наиболее точно и комплексно отражает наше видение проблемыи сущность развиваемой нами концепции. И далее в данной работе япопытаюсь в общих чертах расскрыть основные стороны концепции концептаульнойсистемы личности, которая является основной теоретической основой Концептуальнойпсихотерапии.
Сущность концептуальной системы личности
Выражаясь детально, концептуальная система личности (далее – КСЛ) представляет из себя многоуровневое, целостное понимание, интерпретация внутреннего и внешнего мира, субъектно-субъективного и субъектно-объективного, определенное эмоциональное отношение к интерпретациям и их оценка (когнитивно-аффективная реакция), а также организация жизнедеятельности адекватно этим же интерпретациям. Однако высшесказанное не предполагает, что КСЛ сводится лишь к системе интерпретации или к отдельным конструктам личности. КСЛ включает в себя также весь внутренний мир личности, его мысли и знания, его отношения, эмоции и переживания, идеалы и мечты, и т. д. К нашему видению КСЛ, также, более или менее ближе концепция «карты мира» развиваемой в нейролингвистическом программировании (далее НЛП), согласно которой у каждого человека есть своя, субъективная «карта мира», на которой изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем всеми чувствами. Иногда в рамках НЛП, а тем более в гештальттерапии, это понятие обозначается также «опытом», или суммой представлений о действительности (Олдер и Хэзер, 2000; Перлз, 2004; Перлз, Хефферлин и Гудмэн, 1993). По отношению КСЛ будет также верным и то положение, что «карта (субъективное, ограниченное восприятие) – не территория (действительность)», т. е. мы просто не в состоянии постигнуть действительность, объективную реальность в полной мере, такой, как она есть. Ведь между миром и любой конкретной моделью или репрезентацией мира неизбежно имеется различие, также модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой (Bandler & Grinder, 1975).
Продолжая оприроде КСЛ, следует отметить, что это понятийная система,феноменологическо-семантическое пространство, своего рода многомернаяментальная карта всего того, что находится внутри – и вне «Себя»,участки которой обладают специфичным и различным друг от друга психическимсодержанием и активностью. КСЛ это «Свой мир» личности где действуют своизаконы мышления и поведения, где есть свое специфичекое понимание смысла и целижизни, социальных норм, ценностей и явлений, отдельных людей, общества,вселенной и т. д. Это «мир» где каждый объект (предмет, явление,ситуация…), будь оно жизненно важное для личности или нет, имеет свой смысл иназначение, это «мир» где личность сама устанавливает причинно-следственныесвязи. КСЛ это первая и последняя, единственная и незаменимая реальностьличности.
Естественно, КСЛ нельзя рассматривать в разрыве от сознания идеятельности личности так как она является своего рода и условием и продуктомактивности личности. Более того, КСЛ – бытие которое субъективно и есть самаличность. В этом отношении, выражаясь поэтичным языком рубинштейновской философии– «…бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти»…», ибомы и есть это бытие. «Мир бытия, в котором мы находимся, – это егонепосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, совсех сторон нас объемлющая, его неотменяемость» (Рубинштейн, 1957; с. 269).
В отличии от дифференцированной,объяснительной психологии восприятия, установок, потребностей и остальныхпсихических явлений и реалий, концепция КСЛ это личностно-ориентированный,комплексно-субъектный подход к проблеме познания бытия, действительности.Концепция КСЛ это психология личности с позиций личности, субъектная психологияили психология субъектного познания мира, т. е.объективный взгляд навнутриличностное, который (взгляд) презентируется семантикой данного субъекта.Следовательно, правомерно утверждать также, что концепция КСЛ в этом отношенииудовлетворяет требования, или выражаясь по иному, соответствует принципаминдивидуально-психологической и личностно-центрированной методологии (Адлер,2002; Роджерс, 1999). «Индивидуальность», «субъективность» и «холистичность» –основные характеристики концепции КСЛ. Несколько развивая данную тему, можнотакже добавить, что КСЛ – и есть самая главная характеристика индивидуальности:«Индивидуальность объясняется с помощью того факта, что каждаясамопрезентирующая субъективность сосредоточена на самом себе и представляетмир как целое своим собственным уникальным способом» (Хабермас, 1989; с. 36).
Многоуважаемая И.Г. Малкина-Пыхизлагая в одном из своих работ понятие «модель мира», в принципе характеризуетее (модель мира) таким же, каким является наше видение КСЛ. А пишет И.Г. Малкина-Пыхследующее: «Каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира,исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта.«Модель» включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся к темпереживаниям, а также все правила по которым применяются эти обобщения.Некоторые части этой модели притерпевают определенные изменения по мерефизиологического развития и в соотвтствии с новым опытом, в то время, какдругие части этой модели представляются ригидными и неизменными» (Малкина-Пых,2008; стр. 59).
Иестественно, что КСЛ опредляет не только поведение человека но и в определенноймере целеобразование и потребностно-мотивационную сферу, хотя стоит отметить,что взаимосвязь и взаимовлияние последних является диалектической. С этой точкизрения уместно высказыванеие В.Е. Кемерова, о том, что: «Мировоззрениеличности оказывается как бы геометрией социального пространства, определяющейвектор вероятного поведения индивида в той или иной ситуации» (Кемеров, 1977; стр. 166).
Генезис и реконструкция концептуальной системы
КСЛ, несомненно, не может являтся прирожденной данностю, аорганизовывается и развивается паралельно с развитием личности, в результетеактивного взаимодействия с окружающей средой в предметной деятельности, вобщении. Еще византийский богослов 4 в. Василий Великий заметил, что некаяреальность способна генерировать иную реальность, закономерности существованиякоторой не сводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. (/>Маслова, 2007; стр. 172). В этомотношении КСЛ именно та реальность, которая «порождается» объективнойдействительностю, и особенности которого (КСЛ) проявляются уже в детскомвозрасте – определяя сущность и направленность восприятия социальнойдействительности и познания вообще (Бегоян, 2008; 2009b; 2009c).
В течении всей жизни человек камень за камнем строит образ мира,свою концептуальную систему, он как бы в процессе социализации, адаптациипостепенно интернализирует то что «вне его». Посредством восприятия,перцептивных, точнее познавательных процессов человек постепенноинтернализирует объективно существующий мир, и делает это по своему, преломляяэто через свою собственную личность. Именно в процессе взаимодействия с миром,в процессе активной адаптации, социализации человек конструирует свой образмира, свою концептуальную систему, которая и есть сам мир для него самого – «существуютне созерцание и его предмет как идеальное отношение, а реальное взаимодействиечеловека с внешним материальным миром» (Рубинштейн, 1957; с. 354).
Как былоотмечено чуть выше, процесс генезиса, конструкции и реконструкции КСЛпроисходят паралелльно развитию личности, в процессе адаптации. L. Wittgenstein (1889–1951) –австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета, aвтор термина «картинамира», утверждал, что: «решение встающей перед тобой жизненной проблемы – вобразе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает. Проблематичностьжизни означает, что твоя жизнь не соответствует форме жизни. В таком случае тыдолжен изменить свою жизнь и приспособить ее к этой форме, тем самым исчезнет ипроблематичное» (Грицанов, 2002). Т.е. гармоничное и адекватное развитиеличности предполагает и сплетено с динамическим процессом конструирования ипостоянного корректирования «модели мира», концепции бытия. Однако для личностиего образ мира, его концептуальная система и есть объективный мир, объективнаяреальность. По этому поводу С.Л. Рубинштейн отмечает: « «Я» и для самогосебя, и объективно выступает первично не как абстрактный субъект познания, акак конкретная реальность человека» (Рубинштейн, 1957; стр. 267).
Исследованиеконцептуальной системы личности
КСЛ этомногомерное психическое целостное, неделимое пространство которое включает всебя Я-концепцию. Это своего рода соединение Я-концепции и «Не-Я-концепции»(все кроме Я) личности. Образ мира есть по существу гештальт, каждый элементкоторого тоже по природе является гештальтом, точнее неким гештальт-концептом,и следовательно принцип исследовеания КСЛ тоже должно быть холистическим. Методологическимиосновами наших исследований КСЛ являются также три важнейших открытия, которыесделала наука XX века в области осмысления собственных границ, и которые такхорошо описаны в книге В.П. Руднева «Прочь от реальности: Исследования пофилософии текста» (Руднев, 2000; стр. 9). Ниже излагаем их же:
1. Объективнаядействительность шире любой описывающей ее системы; или иначе, «мышление человекабогаче его дедуктивных форм» (Налимов, 1979; стр. 72). Этот принцип былдоказан К. Godel в теореме о неполноте дедуктивных систем (Godel, 1931).
2. И поэтому,для того чтобы адекватно описать какой-либо объект действительности,необходимо, чтобы он был описан в двух противоположных системах описания. Это –принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором в квантовой механике (Бор,1961), а затем перенесенный на любое научное описание (Лотман, 2000). Однакостоит добавить, что для решения данной проблемы – адекватности – в исследованииКСЛ руководствуются Трехлокусным подходом который подразумевает описаниеи интерпретирование объекта в 3х разных понятийно-семантических системах (Бегоян,2009e).
3. Невозможноодновременно точно описать два взаимозависимых объекта. Это – расширенноепонимание так называемого соотношения неопределенностей Вернера Гейзенберга,доказывающего невозможность одновременного точного измерения координаты иимпульса элементарной частицы (Гейзенберг, 1989; Гейзенберг, 2005). Философскийаналог этого принципа был сформулирован L. Wittgenstein в его последней работе «Одостоверности»: «Для того чтобы сомневаться в чем бы то ни было, необходимо,чтобы нечто при этом оставалось несомненным. Этот принцип можно назвать«принципом дверных петель»» (Руднев, 2000; Стр. 9).
Дляисследования – для оценки, дескрипции, дифференцации и презентации КСЛ – в рамкахКонцептуальной Психотерапии (ConceptualPsychotherapy), исползьуется метод ТеорияСистемы Реальностей Личности (TPRS– TheTheoryofа PersonRealitySystem) (Бегоян, 2009a, 2009d). А также, для оценки «сценарияразвития» КСЛ можно использовать метод «Анализ планов» (PlanAnalysis) разработанный F. Caspar (Caspar, 1995; Caspar et al., 2005).
Концептуальнаясистема личности и психотерапия
В заключенни хотелосьбы сделать акцент на исследовательском, диагностическом, и вообщетерапевтическом значениии концепции КСЛ. Исследование КСЛ позволит наиболееточно понять мир человека, насколько это возможно адекватно интерпретироватьего мотивы и чувства. Исследование КСЛ в процессе терапии облегчит оценкупроблем клиента, диагностику и раскрытие его ресурсов. Всвязи с этим И.Г. Малкина-Пыхпишет: «Несуществует двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем своисоотвтственные и уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь ввиду,поскольку сбор точной информации является фундаментальным аспектом для любойэффективной терапевтической ситуации. Отдавая себе отчет в том, что всекоммуникации являются метафорическими и основываются на уникальном опыте(курсив мой – Б.А.), мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны,и что именно слушатель является тем, кто состовляет представление об услышанноми вообще обо всей предъявленной ему информации» (Малкина-Пых, 2008; стр. 59).
В биодинамическойконцепции J.Н. Masserman модель мира предстает под именем «концепциидействительности» – выявление которой, согласно J.Н. Masserman, является первойзадачей психотерапии, так как именно «концепцией действительности» иориентируется индивид и в силу последнего же незакономерное или неадекватноеповедение представляется единственно возможным и рациональным. Данный подходJ.Н. Masserman весьма оправдан и применим в рамках КонцептуальнойПсихотерапии. Именно поэтому начальной стадией и одним из ипостасей КонцептуальнойПсихотерапии является Концептуальный Психонализ (ConceptualPsychoanalysis) главной задачей которогоявляется выявление особенностей КСЛ («концепция действительности» – J.Н. Masserman;«образ мира» – А.Н. Леонтьев) клиента.

Список литературы
 
1.   Адлер А. (2002) Практикаи теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию дляврачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.
2.   Бегоян А.Н. (2008)Феномен «воображаемого партнера» – игра или галлюциноз? // Психология –наука будущего: Материалы II международной конференции молодых ученых, 30–31октября 2008 г., Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко,А.С. Обухова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 543 с.;с. 40–43.
3.   Бегоян А.Н.(2009a)Образ мира и система реальностей личности // Молодежь и наука: реальностьи будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции, 3марта 2009 г., г. Невинномысск / Ред.кол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур,Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 9 томах. – Невинномыск: НИЭУП, 2009. –Том II: психология. – 2009. – 541 с.; с. 69–72.
4.   Бегоян А.Н. (2009b) Конструированиеребенком альтернативной / желаемой реальности // Материалымеждународной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXIвека» 23–25 апреля 2009 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Н. В. Гришиной – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 360 с.;с. 14–16.
5.   Бегоян А.Н. (2009c) Феномен «воображаемогопартнера» // «ЕВРАЗИЯ» научно-методический журнал, # 1–2 (2–3),2009, с. 13–18, Ереван (на армянском).
6.   Бегоян А.Н. (2009d) Античнофилософскиеистоки концептуальной психотерапии // Философские вопросы естественных,технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научнойконференции: в 5 т. / под ред. Е.В. Дегтярева, Д.А. Теплых. –Магнитогорск: МаГУ, 2009. – Вып. 4. – Т.3. – 155 с.; с. 141–145.
7.  Бегоян А.Н. (2009e) Проблема исследования личности:терхлокусный подход // Современные проблемы науки, образования ипроизводства: Материалы Международной научно-практической конференциистудентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 29 мая2009: В 2 т. Т.1. – Н. Новгород: НФ УРАО, 2009 – 448 с.; с. 70–72.
8.   Бергер П., Лукман Т.(1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.:«Медиум».
9.   Богпомочева О.А.(2006) Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическаянаука и образование, #4, 2006.
10.     Бор Н.(1961) Атомная физика и человеческое познание. – М.: Издательство иностраннойлитературы.
11.     Гейзенберг В.(1989) Физика и философия. М.: Наука.
12.     Гейзенберг В.(2005) Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.:Наука.
13.    Грицанов А.А. (2002)(сост. и гл. науч. ред.) История философии. Энциклопедия, Мн.: Интерпрессервис;Книжный Дом.
14.     Даллакян К.А.(1998) Воля как феномен энвайронментального отношения, Уфа: «Талер».
15.     Кемеров В.Е.(1977) проблема личности: методология исследования и жизненный смысл, М.:Политиздат.
16.     Леонтьев А.Н.(1983) Избранныепсихологические произведения: В 2‑х т. Т. 2‑М.: Педагогика.
17.     Лотман Ю.М.(2000) Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума //Лотман Ю.М. Семиосфера. – С.-Петербург: «Искусство–СПБ».
18.     Малкина-Пых И.Г.(2008) Справочник практического психолога, М.: Эксмо.
19.     Маслова В.А.(2007) Поэтический текст как возможный мир и виртуальная реальность // Текст. Язык.Человек: материалы ІVМеждународной научной конференции, 15 – 16 мая2007 г., Мозырь: В 2 ч. Ч. 1. / Отв. ред. С.Б. Кураш,В.Ф. Русецкий. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина».
20.     Налимов В.В.(1979) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственныхязыков. М.: Наука.
21.     Налимов В.В.(2003) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственныхязыков. 3‑изд. Томск‑М.: Водолей.
22.     Олдер Г.,Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. Пер. с англ. – К.: «София»,2000. -224 с.
23.     Перлз Ф.Теория гештальттерапии – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 384 с.
24.     Перлз Ф.,Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания: практикум погештальттерапии, М.: 1993, – 240 с.
25.     Роджерс К.Клиенто-центрированная терапия. К.: «Ваклер», 1999.
26.     Рубинштейн С.Л.(1957) Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явленийматериального мира. – М.: Изд-во АН СССР.
27.     Руднев В.П.(2000) Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. – М.:«Аграф».
28.     Хабермас Ю.Понятие индивидуальности // Вопросы философии. № 2, 1989, с. 35–40.
29.     Bandler, R. & Grinder, D., The Structure of Magic Vol.1, Science and Behavior Books, Palo Alto, CA, 1975.
30.     Caspar, F. (1995). Plan Analysis. Toward optimizingpsychotherapy. Seattle: Hogrefe-Huber.
31.     Caspar, F., Grossmann, C., Unmussig, C., & Schramm, E.(2005). Complementary therapeutic relationship: Therapist behavior,interpersonal patterns, and therapeutic effects. Psychotherapy Research, 15(1–2),91–102.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предметный и цветовой мир в романе МА Булгакова Мастер и Маргарита и его символическое значение
Реферат Характеристика автоматизованої системи обробки економічної інформації на підприємстві ВАТ ВЕК Сумигазмаш
Реферат Рынок иностранной валюты
Реферат Комплексная оценка деятельности предприятия
Реферат Україна у міжнародній політиці напередодні Другої світової війни
Реферат Взаємодія із засобами масової інформації особливості та практичні поради
Реферат Электронные деньги и формы их использования Возникновение и
Реферат Hester In A Puritan Society Essay Research
Реферат Метод замены неизвестного при решении алгебраических уравнений
Реферат Обязательное страхование пассажиров
Реферат Температурная зависимость проводимости полупроводника
Реферат Повышение эффективности работы грузового АТП
Реферат Мировые валютные рынки
Реферат Культура эпохи средневековья
Реферат Особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академичес