Реферат по предмету "Психология"


Концептуальная система личности

Концептуальнаясистема личности
Каждаяличность развивает свой уникальный и характерный лишь себе образ мира,мировоззрение (Weltanschauung). И понимание этой концептуальной системы и ееособенностей позволит специалистам сферы психического здоровъя организовать иреализовать психотерапию более компетентно и эффективно. Концепция «Концептуальнойсистемы личности» – основная теоретическая основа «Концептуальной психотерапии».
От «образамира» к «концептуальной системе личности»
Многозначноепонятие «образа мира» встречается в ряде трудов западных психологов, средикоторых следует отметить выдаюшегося психиатра, основателя аналитическойпсихологии C.G. Jung. Образ мира, в егоконцепции, предстает динамическим образованием, который может все времяменяться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новаямысль, информация придают образу мира личности все новые очертания (Богпомочева,2006; с. 5).
Термин «образ мира» в отечественной (советской) психологиипоявился благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятияв психологической науке должна ставиться как «проблема построения в сознаниииндивида многомерного образа мира, образа реальности. Что, иначе говоря,психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как впроцессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором ониживут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это – знаниетакже о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективнореальном мире.» (Леонтьев, 1983; с. 254). В работах Е.Ю. Артемьевойобраз мира представляется как «интегратор» следов взаимодействия человека собъективной действительностью (Богпомочева, 2006; с. 6). С позицийсовременной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая системапредставлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности,система «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» (Богпомочева,2006; с. 6). В отношении сущности образа мира, О.А. Богпомочеваотмечает: «образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь вэтом смысле их интегральной характеристикой» (Богпомочева, 2006; с. 6).При этом образ мира – «не склад инструментов, приемов и программ», а живоеначало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получитьподтверждение своей адекватности миру (курсив мой – Б.А.). По утверждению С.Д. Смирнова,образ мира личности является универсальной формой организации его знаний,определяющей возможности познания и управления поведением (Богпомочева, 2006;с. 6). По мнению Г.А. Берулавы, образ мира воплащается для человека вустойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях,оценках, поступках (Богпомочева, 2006; с. 7).
Обобщая результаты высшеперечисленных исследований многоуважаемыхколлег и собственных теоретико-практических, клинических исследований мынаходим, что для данной, обсуждаемой научно-объективной действительности(образа мира), наиболее подходящей, на наш взгляд, является обозначение «концептуальнаясистема личности» (PersonConceptualSystem). А выбор данноготерминологического обозначения объясняется тем, что понятие «концептуальнаясистема личности» наиболее точно и комплексно отражает наше видение проблемыи сущность развиваемой нами концепции. И далее в данной работе япопытаюсь в общих чертах расскрыть основные стороны концепции концептаульнойсистемы личности, которая является основной теоретической основой Концептуальнойпсихотерапии.
Сущность концептуальной системы личности
Выражаясь детально, концептуальная система личности (далее – КСЛ) представляет из себя многоуровневое, целостное понимание, интерпретация внутреннего и внешнего мира, субъектно-субъективного и субъектно-объективного, определенное эмоциональное отношение к интерпретациям и их оценка (когнитивно-аффективная реакция), а также организация жизнедеятельности адекватно этим же интерпретациям. Однако высшесказанное не предполагает, что КСЛ сводится лишь к системе интерпретации или к отдельным конструктам личности. КСЛ включает в себя также весь внутренний мир личности, его мысли и знания, его отношения, эмоции и переживания, идеалы и мечты, и т. д. К нашему видению КСЛ, также, более или менее ближе концепция «карты мира» развиваемой в нейролингвистическом программировании (далее НЛП), согласно которой у каждого человека есть своя, субъективная «карта мира», на которой изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем всеми чувствами. Иногда в рамках НЛП, а тем более в гештальттерапии, это понятие обозначается также «опытом», или суммой представлений о действительности (Олдер и Хэзер, 2000; Перлз, 2004; Перлз, Хефферлин и Гудмэн, 1993). По отношению КСЛ будет также верным и то положение, что «карта (субъективное, ограниченное восприятие) – не территория (действительность)», т. е. мы просто не в состоянии постигнуть действительность, объективную реальность в полной мере, такой, как она есть. Ведь между миром и любой конкретной моделью или репрезентацией мира неизбежно имеется различие, также модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой (Bandler & Grinder, 1975).
Продолжая оприроде КСЛ, следует отметить, что это понятийная система,феноменологическо-семантическое пространство, своего рода многомернаяментальная карта всего того, что находится внутри – и вне «Себя»,участки которой обладают специфичным и различным друг от друга психическимсодержанием и активностью. КСЛ это «Свой мир» личности где действуют своизаконы мышления и поведения, где есть свое специфичекое понимание смысла и целижизни, социальных норм, ценностей и явлений, отдельных людей, общества,вселенной и т. д. Это «мир» где каждый объект (предмет, явление,ситуация…), будь оно жизненно важное для личности или нет, имеет свой смысл иназначение, это «мир» где личность сама устанавливает причинно-следственныесвязи. КСЛ это первая и последняя, единственная и незаменимая реальностьличности.
Естественно, КСЛ нельзя рассматривать в разрыве от сознания идеятельности личности так как она является своего рода и условием и продуктомактивности личности. Более того, КСЛ – бытие которое субъективно и есть самаличность. В этом отношении, выражаясь поэтичным языком рубинштейновской философии– «…бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти»…», ибомы и есть это бытие. «Мир бытия, в котором мы находимся, – это егонепосредственная данность, неотступность, очевидность, его неустранимость, совсех сторон нас объемлющая, его неотменяемость» (Рубинштейн, 1957; с. 269).
В отличии от дифференцированной,объяснительной психологии восприятия, установок, потребностей и остальныхпсихических явлений и реалий, концепция КСЛ это личностно-ориентированный,комплексно-субъектный подход к проблеме познания бытия, действительности.Концепция КСЛ это психология личности с позиций личности, субъектная психологияили психология субъектного познания мира, т. е.объективный взгляд навнутриличностное, который (взгляд) презентируется семантикой данного субъекта.Следовательно, правомерно утверждать также, что концепция КСЛ в этом отношенииудовлетворяет требования, или выражаясь по иному, соответствует принципаминдивидуально-психологической и личностно-центрированной методологии (Адлер,2002; Роджерс, 1999). «Индивидуальность», «субъективность» и «холистичность» –основные характеристики концепции КСЛ. Несколько развивая данную тему, можнотакже добавить, что КСЛ – и есть самая главная характеристика индивидуальности:«Индивидуальность объясняется с помощью того факта, что каждаясамопрезентирующая субъективность сосредоточена на самом себе и представляетмир как целое своим собственным уникальным способом» (Хабермас, 1989; с. 36).
Многоуважаемая И.Г. Малкина-Пыхизлагая в одном из своих работ понятие «модель мира», в принципе характеризуетее (модель мира) таким же, каким является наше видение КСЛ. А пишет И.Г. Малкина-Пыхследующее: «Каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира,исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта.«Модель» включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся к темпереживаниям, а также все правила по которым применяются эти обобщения.Некоторые части этой модели притерпевают определенные изменения по мерефизиологического развития и в соотвтствии с новым опытом, в то время, какдругие части этой модели представляются ригидными и неизменными» (Малкина-Пых,2008; стр. 59).
Иестественно, что КСЛ опредляет не только поведение человека но и в определенноймере целеобразование и потребностно-мотивационную сферу, хотя стоит отметить,что взаимосвязь и взаимовлияние последних является диалектической. С этой точкизрения уместно высказыванеие В.Е. Кемерова, о том, что: «Мировоззрениеличности оказывается как бы геометрией социального пространства, определяющейвектор вероятного поведения индивида в той или иной ситуации» (Кемеров, 1977; стр. 166).
Генезис и реконструкция концептуальной системы
КСЛ, несомненно, не может являтся прирожденной данностю, аорганизовывается и развивается паралельно с развитием личности, в результетеактивного взаимодействия с окружающей средой в предметной деятельности, вобщении. Еще византийский богослов 4 в. Василий Великий заметил, что некаяреальность способна генерировать иную реальность, закономерности существованиякоторой не сводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. (/>Маслова, 2007; стр. 172). В этомотношении КСЛ именно та реальность, которая «порождается» объективнойдействительностю, и особенности которого (КСЛ) проявляются уже в детскомвозрасте – определяя сущность и направленность восприятия социальнойдействительности и познания вообще (Бегоян, 2008; 2009b; 2009c).
В течении всей жизни человек камень за камнем строит образ мира,свою концептуальную систему, он как бы в процессе социализации, адаптациипостепенно интернализирует то что «вне его». Посредством восприятия,перцептивных, точнее познавательных процессов человек постепенноинтернализирует объективно существующий мир, и делает это по своему, преломляяэто через свою собственную личность. Именно в процессе взаимодействия с миром,в процессе активной адаптации, социализации человек конструирует свой образмира, свою концептуальную систему, которая и есть сам мир для него самого – «существуютне созерцание и его предмет как идеальное отношение, а реальное взаимодействиечеловека с внешним материальным миром» (Рубинштейн, 1957; с. 354).
Как былоотмечено чуть выше, процесс генезиса, конструкции и реконструкции КСЛпроисходят паралелльно развитию личности, в процессе адаптации. L. Wittgenstein (1889–1951) –австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета, aвтор термина «картинамира», утверждал, что: «решение встающей перед тобой жизненной проблемы – вобразе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает. Проблематичностьжизни означает, что твоя жизнь не соответствует форме жизни. В таком случае тыдолжен изменить свою жизнь и приспособить ее к этой форме, тем самым исчезнет ипроблематичное» (Грицанов, 2002). Т.е. гармоничное и адекватное развитиеличности предполагает и сплетено с динамическим процессом конструирования ипостоянного корректирования «модели мира», концепции бытия. Однако для личностиего образ мира, его концептуальная система и есть объективный мир, объективнаяреальность. По этому поводу С.Л. Рубинштейн отмечает: « «Я» и для самогосебя, и объективно выступает первично не как абстрактный субъект познания, акак конкретная реальность человека» (Рубинштейн, 1957; стр. 267).
Исследованиеконцептуальной системы личности
КСЛ этомногомерное психическое целостное, неделимое пространство которое включает всебя Я-концепцию. Это своего рода соединение Я-концепции и «Не-Я-концепции»(все кроме Я) личности. Образ мира есть по существу гештальт, каждый элементкоторого тоже по природе является гештальтом, точнее неким гештальт-концептом,и следовательно принцип исследовеания КСЛ тоже должно быть холистическим. Методологическимиосновами наших исследований КСЛ являются также три важнейших открытия, которыесделала наука XX века в области осмысления собственных границ, и которые такхорошо описаны в книге В.П. Руднева «Прочь от реальности: Исследования пофилософии текста» (Руднев, 2000; стр. 9). Ниже излагаем их же:
1. Объективнаядействительность шире любой описывающей ее системы; или иначе, «мышление человекабогаче его дедуктивных форм» (Налимов, 1979; стр. 72). Этот принцип былдоказан К. Godel в теореме о неполноте дедуктивных систем (Godel, 1931).
2. И поэтому,для того чтобы адекватно описать какой-либо объект действительности,необходимо, чтобы он был описан в двух противоположных системах описания. Это –принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором в квантовой механике (Бор,1961), а затем перенесенный на любое научное описание (Лотман, 2000). Однакостоит добавить, что для решения данной проблемы – адекватности – в исследованииКСЛ руководствуются Трехлокусным подходом который подразумевает описаниеи интерпретирование объекта в 3х разных понятийно-семантических системах (Бегоян,2009e).
3. Невозможноодновременно точно описать два взаимозависимых объекта. Это – расширенноепонимание так называемого соотношения неопределенностей Вернера Гейзенберга,доказывающего невозможность одновременного точного измерения координаты иимпульса элементарной частицы (Гейзенберг, 1989; Гейзенберг, 2005). Философскийаналог этого принципа был сформулирован L. Wittgenstein в его последней работе «Одостоверности»: «Для того чтобы сомневаться в чем бы то ни было, необходимо,чтобы нечто при этом оставалось несомненным. Этот принцип можно назвать«принципом дверных петель»» (Руднев, 2000; Стр. 9).
Дляисследования – для оценки, дескрипции, дифференцации и презентации КСЛ – в рамкахКонцептуальной Психотерапии (ConceptualPsychotherapy), исползьуется метод ТеорияСистемы Реальностей Личности (TPRS– TheTheoryofа PersonRealitySystem) (Бегоян, 2009a, 2009d). А также, для оценки «сценарияразвития» КСЛ можно использовать метод «Анализ планов» (PlanAnalysis) разработанный F. Caspar (Caspar, 1995; Caspar et al., 2005).
Концептуальнаясистема личности и психотерапия
В заключенни хотелосьбы сделать акцент на исследовательском, диагностическом, и вообщетерапевтическом значениии концепции КСЛ. Исследование КСЛ позволит наиболееточно понять мир человека, насколько это возможно адекватно интерпретироватьего мотивы и чувства. Исследование КСЛ в процессе терапии облегчит оценкупроблем клиента, диагностику и раскрытие его ресурсов. Всвязи с этим И.Г. Малкина-Пыхпишет: «Несуществует двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем своисоотвтственные и уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь ввиду,поскольку сбор точной информации является фундаментальным аспектом для любойэффективной терапевтической ситуации. Отдавая себе отчет в том, что всекоммуникации являются метафорическими и основываются на уникальном опыте(курсив мой – Б.А.), мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны,и что именно слушатель является тем, кто состовляет представление об услышанноми вообще обо всей предъявленной ему информации» (Малкина-Пых, 2008; стр. 59).
В биодинамическойконцепции J.Н. Masserman модель мира предстает под именем «концепциидействительности» – выявление которой, согласно J.Н. Masserman, является первойзадачей психотерапии, так как именно «концепцией действительности» иориентируется индивид и в силу последнего же незакономерное или неадекватноеповедение представляется единственно возможным и рациональным. Данный подходJ.Н. Masserman весьма оправдан и применим в рамках КонцептуальнойПсихотерапии. Именно поэтому начальной стадией и одним из ипостасей КонцептуальнойПсихотерапии является Концептуальный Психонализ (ConceptualPsychoanalysis) главной задачей которогоявляется выявление особенностей КСЛ («концепция действительности» – J.Н. Masserman;«образ мира» – А.Н. Леонтьев) клиента.

Список литературы
 
1.   Адлер А. (2002) Практикаи теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию дляврачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.
2.   Бегоян А.Н. (2008)Феномен «воображаемого партнера» – игра или галлюциноз? // Психология –наука будущего: Материалы II международной конференции молодых ученых, 30–31октября 2008 г., Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко,А.С. Обухова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 543 с.;с. 40–43.
3.   Бегоян А.Н.(2009a)Образ мира и система реальностей личности // Молодежь и наука: реальностьи будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции, 3марта 2009 г., г. Невинномысск / Ред.кол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур,Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 9 томах. – Невинномыск: НИЭУП, 2009. –Том II: психология. – 2009. – 541 с.; с. 69–72.
4.   Бегоян А.Н. (2009b) Конструированиеребенком альтернативной / желаемой реальности // Материалымеждународной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXIвека» 23–25 апреля 2009 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Н. В. Гришиной – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 360 с.;с. 14–16.
5.   Бегоян А.Н. (2009c) Феномен «воображаемогопартнера» // «ЕВРАЗИЯ» научно-методический журнал, # 1–2 (2–3),2009, с. 13–18, Ереван (на армянском).
6.   Бегоян А.Н. (2009d) Античнофилософскиеистоки концептуальной психотерапии // Философские вопросы естественных,технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научнойконференции: в 5 т. / под ред. Е.В. Дегтярева, Д.А. Теплых. –Магнитогорск: МаГУ, 2009. – Вып. 4. – Т.3. – 155 с.; с. 141–145.
7.  Бегоян А.Н. (2009e) Проблема исследования личности:терхлокусный подход // Современные проблемы науки, образования ипроизводства: Материалы Международной научно-практической конференциистудентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 29 мая2009: В 2 т. Т.1. – Н. Новгород: НФ УРАО, 2009 – 448 с.; с. 70–72.
8.   Бергер П., Лукман Т.(1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.:«Медиум».
9.   Богпомочева О.А.(2006) Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическаянаука и образование, #4, 2006.
10.     Бор Н.(1961) Атомная физика и человеческое познание. – М.: Издательство иностраннойлитературы.
11.     Гейзенберг В.(1989) Физика и философия. М.: Наука.
12.     Гейзенберг В.(2005) Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.:Наука.
13.    Грицанов А.А. (2002)(сост. и гл. науч. ред.) История философии. Энциклопедия, Мн.: Интерпрессервис;Книжный Дом.
14.     Даллакян К.А.(1998) Воля как феномен энвайронментального отношения, Уфа: «Талер».
15.     Кемеров В.Е.(1977) проблема личности: методология исследования и жизненный смысл, М.:Политиздат.
16.     Леонтьев А.Н.(1983) Избранныепсихологические произведения: В 2‑х т. Т. 2‑М.: Педагогика.
17.     Лотман Ю.М.(2000) Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума //Лотман Ю.М. Семиосфера. – С.-Петербург: «Искусство–СПБ».
18.     Малкина-Пых И.Г.(2008) Справочник практического психолога, М.: Эксмо.
19.     Маслова В.А.(2007) Поэтический текст как возможный мир и виртуальная реальность // Текст. Язык.Человек: материалы ІVМеждународной научной конференции, 15 – 16 мая2007 г., Мозырь: В 2 ч. Ч. 1. / Отв. ред. С.Б. Кураш,В.Ф. Русецкий. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина».
20.     Налимов В.В.(1979) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственныхязыков. М.: Наука.
21.     Налимов В.В.(2003) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственныхязыков. 3‑изд. Томск‑М.: Водолей.
22.     Олдер Г.,Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. Пер. с англ. – К.: «София»,2000. -224 с.
23.     Перлз Ф.Теория гештальттерапии – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 384 с.
24.     Перлз Ф.,Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания: практикум погештальттерапии, М.: 1993, – 240 с.
25.     Роджерс К.Клиенто-центрированная терапия. К.: «Ваклер», 1999.
26.     Рубинштейн С.Л.(1957) Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явленийматериального мира. – М.: Изд-во АН СССР.
27.     Руднев В.П.(2000) Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. – М.:«Аграф».
28.     Хабермас Ю.Понятие индивидуальности // Вопросы философии. № 2, 1989, с. 35–40.
29.     Bandler, R. & Grinder, D., The Structure of Magic Vol.1, Science and Behavior Books, Palo Alto, CA, 1975.
30.     Caspar, F. (1995). Plan Analysis. Toward optimizingpsychotherapy. Seattle: Hogrefe-Huber.
31.     Caspar, F., Grossmann, C., Unmussig, C., & Schramm, E.(2005). Complementary therapeutic relationship: Therapist behavior,interpersonal patterns, and therapeutic effects. Psychotherapy Research, 15(1–2),91–102.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ECommerce Essay Research Paper Electronic commerce includes
Реферат Равновесие на товарном рынке Простая кейнсианская модель модель расходы доходы
Реферат Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького
Реферат Первичное наблюдение и стоимостное измерение в бухгалтерском учете. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета
Реферат Статистическое изучение затрат на производство и реализацию продукции и услуг
Реферат «люби и знай свой родной край»
Реферат Равновесие в модели открытой экономики
Реферат Методы проверки электронных компонентов
Реферат Stalin And The Ussr Essay Research Paper
Реферат Внутришкольный контроль как функция управления учебно-воспитательным процессом в школе
Реферат Descartes Essay Research Paper Ren Descartes is
Реферат Исторические основы криптологии
Реферат Организация торгово-технологического процесса на примере РУПП "Витязь"
Реферат Анализ финансирования бюджетного учреждения здравоохранения
Реферат «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики»