Реферат по предмету "Психология"


Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности

Содержание
Введение
Глава I. Основныеаспекты изучения конфликтного поведения у подростков     
1.1 Психологическаяхарактеристика развития в подростковом возрасте
1.2 Личностная нестабильностьи подростковые проблемы
1.3 Напряженность вотношениях между подростками и родителями
Глава II.Экспериментальное исследование конфликтного поведения подростков
2.1 Методы диагностикиконфликтного поведения подросткового возраста
2.2 Психокоррекционнаяработа по снижению конфликтного поведения подростков
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Однойиз актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденцийв подростковой среде. Подростковый возраст — трудный период полового созреванияи психологического взросления. В самосознании происходят значительныеизменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оностановится центральным новообразованием младшего подросткового возраста.Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считатьсявзрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своейжизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремленияк эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают ияркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростканет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностнаянестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятсяво всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужитьуважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаряинтенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу;впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываютсяразнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешнимвлияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границеранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованиемвсего периода.
Развитиеличностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характераобусловливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линиионтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся,развитые типы.
Тема«Конфликтное поведение в подростковой среде, как фактор развития личности»,является актуальной, так как в последнее время взрослые все чаще оказываются втупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие наих глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразныхпсихологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детскойагрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает самподросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могутбыть проявления асоциальности в этом возрасте. Анализ причин отклонений вличностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемывоспитательной работы.
Профессиональныйинтерес психологов к различным видам и уровням изменений личностинесовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок иустойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количестворабот, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уженакоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. Запоследние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований поизучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности иправонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., АлемаскинаМ.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., ДубровинойИ.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н.,Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М.,Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. Классическиеи современные исследования подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш.Бюлер, Г. Гецер, Э. Штерн, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский,Л.И. Божович, Н.И. Крылов, Н.Н. Толстых, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, чтото переходное состояние между ребенком и взрослым, которое характеризует подростка,накладывает свой отпечаток не только на течение его мыслей и чувств, на егостремления и идеалы, но и на его образ действий. и др.
Вработах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчукаконфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешнихпротиворечий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результатвнутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении ивозможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, междутребованиями группы и собственными установками и убеждениями, то естьконфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту привзаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды.
Цельисследования: изучить особенности конфликтного поведения в подростковой средекак фактор развития личности.
Объектисследования: конфликтное поведение детей подросткового возраста 10-11 лет.
Предмет исследования: Конфликтное поведение в подростковойсреде, как фактор развития личности
Гипотеза:существует взаимосвязь между самооценкой и конфликтным поведением подростков
Задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме конфликтного поведения вподростковой среде
2.Подобрать методики диагностики конфликтного поведении детей подростковоговозраста.
3.Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы
4.Датьрекомендации по проведению психокоррекционной работы по снижению конфликтногоповедения подростков
Глава I. Основные аспекты изучения />конфликтного поведения у подростков
 
1.1 Психологическая характеристика развития в подростковомвозрасте
Подростковый возраст занимает особое место среди другихвозрастных этапов становления личности — это критический, переломный,переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. Егохронологические границы совпадают с обучением детей в 6-9 классах современнойшколы: от 11-12 до 15-16 лет.
Существует множество фундаментальных исследований, гипотез итеорий подросткового возраста.
Классические исследования подросткового возраста первой третиXX в. находились под влияниембиологизаторских идей. Все психологические изменения, происходящие в развитииличности подростка ученые связывали прежде всего с процессом половогосозревания.
Биологизаторское направление открывает теория С. Холла,которого называют отцом психологии переходного возраста, так как он первыйпредложил концепцию, объясняющую стадию подросткового возраста. С. Холл относилподростковый возраст к эпохе романтизма в истории человечества, в соответствиис теорией рекапитуляции. Эта стадия соответствует этапу перехода от детства —эпохи охоты и собирательства к взрослому состоянию — эпохи развитойцивилизации. С. Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска вбунтующем отрочестве», что связано с гормональной перестройкой организмаподростка и изменением его социального статуса.
Немецкий психологу философ Э. Шпрангер рассматривалподростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста —собственно подростковая (ограничивается 14-17 годами). Она характеризуетсякризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, — это возраст врастания в культуру. Онописал три типа развития отрочества.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризиснымтечением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге котороговозникает новое «Я»,
Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост,когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов всобственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когдаподросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолеваяусилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высокимуровнем самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, —открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.
В. Штерн выделял подростковый возраст как один из этаповформирования личности. По В. Штерну, переходный возраст характеризует не толькоособая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образдействий. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой исерьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новоепонятие — «серьезная игра». Подросток, считает он, смотрит с известнымпренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже нехочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, егонамерения также очень серьезны. Но при этом все, что он делает, еще не вполнесерьезное дело, а только предварительная проба. О «серьезной игре», по В.Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективнаясерьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержаниедеятельности. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера(кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка кней; занятия спортом и участие в юношеских организациях.
Во второй половине XX в. возникает социологизаторское направление, в русле которогоисследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э.Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее труднымпериодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность,которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только отфизиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферыобщества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественнойидеологии.
Согласно другой известной научной концепции — концепции Ж.Пиаже, в возрасте от 11-12 лет до 14-15 лет осуществляется последняяфундаментальная децентрация — ребенок освобождается от конкретной привязанностик данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрениятого, как его можно изменить. В этом возрасте окончательно формируетсяличность, строится программа жизни.
В отечественных концепциях подросткового возраста,разработанных Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович, Д. И.Фельдштейном, анализ психологического содержания возраста опирается надиалектико материалистическое понимание развития.
Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов впереходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологическогоразвития подростка». Он писал, что все психологические функции человека накаждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют небессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе,направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями иинтересами. В подростковом возрасте имеют место период разрушения и отмираниястарых интересов и период созревания новой биологической основы, на которойвпоследствии развиваются новые интересы, на обширные большие масштабы;«доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевымнапряжениям); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному,рискованному, к приключениям, к героизму).
Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразованиявозраста — это развитие рефлексии и на ее основе — самосознания. Развитиерефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самойличности, в связи с возникновением самосознания для подростка становитсявозможным более глубокое и широкое понимание других людей. Развитиесамосознания зависит от культурного содержания среды [7, c. 103-104].
Л. И. Божович, анализируя кризис подросткового возраста,указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой его фазе (12-14лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределысегодняшнего дня («способность к целеполаганию»), а на второй фазе (15-17 лет)— осознанием своего места в будущем, т. е. рождением «жизненной перспективы»: внее входит представление о своем желаемом «Я» и о том, что он хочет совершить всвоей жизни.
Центральным моментом развития кризиса является развитиесамосознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей сторонысамооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождающийся целой гаммойспецифических (часто внутренне конфликтных) переживаний. Часто самооценкаоказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимаетсебя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в своиспособности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложутсомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но этаподсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности,плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний сам подростокне понимает.
Однако не все особенности кризиса подросткового возрастасвязаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большоезначение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями иобстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.
Переходный критический период завершается возникновениемособого личностного новообразования, которое можно обозначить как«самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве членаобщества.
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякийновый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущейдеятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот»от направленности на мир к направленности на самого себя. Само изменениевозникает, начинает осознаваться сначала психологически в результате развитияучебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делаетповорот к себе еще более интимным. Стремление быть взрослым вызываетсопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места всистеме отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит своеместо в детском сообществе. В этот период учебная деятельность для подросткаотступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотяона и остается преобладающей, в деятельность общения.
Главное происходит на переменах. Туда выплескивается всесамое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается системаотношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива,становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение кчеловеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральныхнорм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое ивоображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Этавозможность совместно — в мысли, в мечте — проработать, проиграть своиустремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни.И это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно«продействована». Д. Б. Эльконин подчеркивал, что деятельность общения чрезвычайноважна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этойдеятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста— социальное сознание, перенесенное внутрь.
В основе исследования Д. И. Фельдштейна (подросткового возраста)лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности как процесс,движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутреннихпротиворечий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающая перестройкусложившихся потребностей и зарождение новых. Отсюда, как указывает автор,понятно, почему изучение смены типов деятельности позволяет выявить пути,механизмы становления личности в онтогенезе. Д. И. Фельдштейн выделил триуровня процесса развития подростка.
1.«Локально-капризный». Стремление 10-11-летнего ребенка ксамостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых еговозможностей и значения, через решение частных задач (локальный). В немпреобладают ситуативно обусловленные эмоции.
2.Причем эмоционально-окрашенное стремление к самостоятельностипроявляется по-разному, что отражается в мотивационных структурах. Онистараются получить признание самого факта их взросления, но по-разному; у однихэто выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, у других — вжажде получить признание их новых возможностей, у третьих — участвовать вразнообразных делах наравне со взрослыми. Возрастающее стремление подростковосновывается и на понимании ими важности выполнения конкретных социальноодобряемых дел, хотя они недостаточно осознают их реальную значимость.
3.«Право-значимый». 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяетсясвоим участием в общих делах, решениях. У него развивается потребность вобщественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но иправ в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «Яхочу», а на уровне «Я могу» и «Я должен».
4.«Утверждающе-действенный». У 14-15-летнего подросткаразвивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождаетстремление применить свои возможности проявить себя. Осознается социальнаяприобщенность к обществу с реально взрослой позиции ответственного человека,выполняющего серьезную социальную роль, обостряется потребность всамоопределении, самореализации.
Изменение одного из главных показателей психическогосостояния подростков — потребности в самостоятельности, самоутверждении даетвозможность раскрыть сложную динамику их поуровневого развития. Самоутверждение— это лишь один из компонентов того особого психического состояния, котороеявляется определяющим для всего периода подросткового возраста и заключаетглавные тенденции в развитии социальной зрелости растущих людей.
Подростковый возраст — переходный, прежде всего, в анатомофизиологическомсмысле.
Нередко смешивают два понятия: «подростковый возраст» и«пубертат» (обычно так обозначают возраст до 20 лет). Однако это разныепонятия. Пубертат (половая зрелость) — только часть подросткового возраста,отмеченная резким ускорением физического развития и половым созреванием. Что жекасается подросткового возраста, то он составляет период от начала пубертата дотого момента, когда человек становится взрослым.
Пубертат сопровождается быстрым физическим развитием изаканчивается половым созреванием. Это период интенсивной морфологической ифункциональной перестройки организма, сложный, многоплановый процесс переходана рельсы взрослого функционирования, идущий в двух направлениях и обозначаемыйучеными в таких образных выражениях, как «скачок роста» и «гормональная буря»или «эндокринный шторм».
Скачок роста — процесс индивидуальный. Как правило, быстроефизическое развитие у мальчиков приходится на возраст от 10 до 15 лет идостигает пика примерно в 14 лет. У девочек оно начинается в промежутке между7,5 и 11,5 годами и достигает максимума примерно в 11 лет 8 месяцев. В периодсамого интенсивного роста девочки прибавляют по 8,5 см в год, а мальчики — по 10-12 см. Девочки перестают расти обычно в возрасте около 19 лет, амальчики — 21-22 года, хотя и после этого многие из них могут еще чуть-чутьвытянуться.
Темпы физического и полового созревания оказывают влияние наформирование образа физического «Я».
Подростковый возраст переходный еще и в социальном смысле. Происходитсмена групповой принадлежности, переход от детства к взрослой жизни. Ребенокстановится взрослым и вступает в новые социальные связи, то есть происходитизменение социальной ситуации его развития.
В этот период подросток стремится изменить своивзаимоотношения со взрослыми. Подростки уже многое могут делать самостоятельнои стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможностьудовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым.Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период вдоминирующую. А. Е. Личко назвал эту потребность «чувством взрослости». Преждевсего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельностивзрослых.
При этом в первую очередь перенимаются более доступные,чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения(виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.).Усвоение внешних признаков мужской или женской взрослости делает его взрослым всобственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что оченьсущественно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путемподражания реальным или виртуальным героям и идеалам. И это самый легкий способдостижения ощутимой взрослости.
/>/>/>/>Второе направление реализациистремления быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях состаршими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослыхв отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов, еслинаблюдается полное расхождение в стремлении взрослого и подростка.
Потребность быть и считаться взрослым тесно связана спотребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступкахориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является такимнепререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занятьдостойное место в коллективе сверстников — один из доминирующих мотивов егоповедения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этомвозрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он можетдаже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которыерасходятся с его моральными установкам. Потребностью в самоутверждении можнообъяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемымитрудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честьи достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурнореагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствиитоварищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности(аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищейи родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками иучителем.
Вхождение в группу сверстников А. Е. Личко назвал «реакциейгруппировки со сверстниками». Уже младшие подростки тянутся к сверстникам. Ноих дружеские связи во многом определяются учителями и родителями: их глазамиребята часто смотрят на одноклассников и товарищей. У подростков на первомплане общение со сверстниками, которое становится ведущим видом деятельности вэтом возрасте.
Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление.Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственныхпереживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этогонужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений),становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понятьсебя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения всобственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятыйсвоими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценитситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогдаподросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к какможно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят иценят. По некоторым данным, в свои любимые занятия учащиеся посвящают восновном товарищей и друзей, реже родителей и совсем редко — учителей.Установлено также, что мнением классного коллектива очень дорожит примернополовина подростков, а мнением учителя только треть.
В подростковом возрасте возникает интерес к противоположномуполу. У младших подростков этот интерес проявляется своеобразно и проявляется ввиде «задирания» друг друга. Внешне это проявляется в дразнилках, обзывалках,подножках и т. д. Общение между мальчиками и девочками носит обособленныйхарактер. В 8-9 классах появляются дружески-любовные отношения, отличающиесябольшой эмоциональностью. Это проявляется в сочинении стихов и дневниковыхзаписях.
Существующие сегодня подростковые и молодежные группы итечения многообразны. Если обратиться к классификации групп А. В. Петровского,то можно выделить молодежные группы с положительными и отрицательныминамерениями, т. е. просоциальные и асоциальные группы. К первым относятся клубысамодеятельной песни, группы по спасению памятников истории и культуры, группыэкологического направления и т. п. Ко вторым относятся хулиганские объединения,откровенно фашистские группировки и т. п. Иногда в подростковые и юношескиегруппировки проникает организованная преступность, подчиняя их себе, образуетбанды (опираясь на рокерство и юношеский вандализм). В бандах более жесткаяорганизация, включающая суровые санкции в случае нелояльности к вожаку илиотступления от принятых норм и правил. В последние годы часто создаютсяразмытые объединения конкретной преступной акции. Вовлечение в них подростков истарших школьников уже типичное явление. Общепризнанным стало утверждениеспециалистов о том, что преступность молодеет.
Сегодняшнее время отличается еще и тем, что притягательнойсилой стали многочисленные религиозные секты. Это объясняется тем, чтоподростки еще не могут самостоятельно объяснить для себя многие факты и событияреальной жизни, поскольку не имеют достаточно глубокие знания об окружающеммире.
Давление групповых норм бывает так сильно, что можетпровоцировать подростка на некрасивые поступки. Важнейшими последствиямипринадлежности к подобной группе являются: болезненная зависимость от нее илиот ее лидера, потеря самостоятельности, неспособность к эмоциональным связям слюдьми, не принадлежащим к группе, презрение к ним как к профанам, недоверие крациональному, научному мышлению, разрыв семейных связей, если семья нелояльнак новым идеям, отход от реальности из-за одностороннего направления мыслей,подчиненных учителю.
Увлечения подростков А. Е. Личко определяет как«хобби-реакции», которые часто сменяют друг друга. Считается, что подростковыйвозраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себезанятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, ипознавательную потребность, и некоторые другие. А. Е. Личко провелклассификацию подростковых увлечений. Он выделяет интеллектуально-эстетические,эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские иинформативно-коммуникативные увлечения.
Таким образом, процесс развития самосознания подросткапротекает на фоне совокупности изменившихся к этому возрасту биологических ипсихологических особенностей в социальных условиях, в которых повышаются требованияк его личности. Самосознание подростка — это новый и очень существенный уровеньформирования его личности. В подростковом возрасте впервые в развитии личностиакты самосознания: самопознание, самонаблюдение, самоотношение,саморегулирование поведения и деятельности становятся одной из необходимыхпотребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формированиенравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. В своюочередь потребность в самосознании стимулируется возникновением в этом возрастедругой важнейшей потребности — потребности в самовоспитании, в целенаправленномстремлении изменить себя в связи с осознанием собственных психологическихнесоответствий внешним требованиям, идеалам, нравственным образцам, которымнадо следовать.
Развитие самооценки в процессе самопознания подросткапроисходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы отодной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя. Процессустановления самооценки сопровождается переживаниями самых разнообразныхчувств. Подростковый возраст в целом отличается большой экспрессивностью, ипереживания, включенные в процесс самопознания, становления самооценки,протекают на уровне высокой эмоциональности.
Д. И. Фельдштейн выделил три стадии развития самооценки накаждом этапе подросткового возраста.
Первая стадия (10-11 лет) — принятие себя. Преобладание воценках отрицательных черт и форм поведения. Характеристикам младших подростковприсущ отрицательный эмоциональный тон. При этом дети обнаруживают оструюпотребность в самооценке и в то же время переживают неумение оценить себя.
Вторая стадия (12-13 лет). Наряду с общим принятием себясохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее отоценок окружающих, прежде всего сверстников. Это сопровождается актуализациейпотребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
Третья стадия (14-15 лет) — возникает «оперативнаясамооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Онаосновывается на сопоставлении своих личностных особенностей, форм поведения сопределенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы еголичности.
В подростковом возрасте самосознание все в большей степениначинает включаться в процесс управления поведением. Причем в этом процессеучаствуют все акты самосознания. Непосредственным компонентом целостной системыуправления поведением подростка выступает саморегуляция. Основным внутреннимрычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения,разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь начинаетрегулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми.
Потребности подростков в общении и самооценке рассматриваютсякак регулятор нравственного поведения.
На уровень моральной регуляции и ее направленность заметноевлияние оказывают психологические условия общения подростка.
Особенно существенно проявление саморегуляции в такой важнойдеятельности подростка, как самовоспитание. Самовоспитание, как свидетельствуютмногочисленные исследования, впервые становится возможным именно в подростковомвозрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психическогоразвития, в частности развитием интеллектуальных и эмоционально-волевыхпроцессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосознания.Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требованийжизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности, подростокпытается изменять себя, самосовершенствоваться.
При этом самооценка подростка и представление о себенаправляют регулятивный процесс его самовоспитания. Но поскольку самооценка необладает достаточной степенью устойчивости и адекватности, а представление освоем идеале еще не содержит необходимой степени зрелости, подросток можетвоспитывать в себе и такие, с его точки зрения, положительные, но объективноотрицательные качества, как лихачество, удаль и т. д. Поэтому самовоспитаниеподростка не должно осуществляться стихийно, как только лишь его исключительноличная деятельность. На первых этапах необходимо умело помочь ему найтинаиболее оптимальные методы, приемы самовоспитания, помочь и в организациисамого содержания самовоспитания, не подавляя, а, напротив, укрепляя веру в еговозможности.
В подростковом возрасте существенно перестраивается характеручебной деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, младший подростковый возрастсензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учениеможет приобрести для ребенка новый личностный смысл — стать деятельностью посамообразованию и самосовершенствованию.
1.2 Личностная нестабильность иподростковые проблемы
Одна из ярких особенностей подросткового возраста —личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменахнастроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильностии,связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.
Ноличностная нестабильность — это больше, чем колебания эмоционального фона. Какписал Л.С. Выготский, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого,окончательного, неподвижного» [7, c. 80]. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В младшемшкольном и подростковом возрасте, по данным Л. Колберга, развиваетсяконвенциональная мораль, при которой у ребенка еще нет истинной нравственностии нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правиламповедения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожиданиязначимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить иходобрение. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет иопределяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешнихвлияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстникови нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим.Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») дети совершаютпоступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могутжалеть. Автономная мораль и нравственная независимость от группы появляются к16 годам только у 10%.
Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя иоткрывает в себе все новые и новые черты. Его отдельные образы «Я» (насколько яспособный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываютсяв единую, гармоничную и устойчивую систему. Стабилизация начинается только всамом конце подросткового возраста (а иногда запаздывает): «Я-концепция» должнасформироваться на границе со старшим школьным возрастом, около 15 лет.
О личностной нестабильности подростка судят и по реальномупроявлению у него совершенно разных качество часто противоположных, попротиворечивости его характера и устремлений. В подростковом возрасте у одногои тогоже ребенка стремление быть признанным и уважаемым другимисочетается с показной независимостью и бравированием своими недостатками,застенчивость — с развязностью, сентиментальность — с черствостью, чувственноефантазирование — с сухим мудрствованием. Подросток хочет быть таким же, каквсе, и пытается выделиться, отличиться любой ценой; борется с авторитетами,общепринятыми правилами и идеалами и обожествляет случайных кумиров.
О противоречивости личности в этот период, пожалуй, лучшевсего сказала А. Фрейд: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себяцентром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же времяни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такуюпреданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения —только для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С однойстороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — ониохвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинениемизбранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Ониэгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенногоидеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самогопримитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо ибесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется междусияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся снеиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны».
С противоречивостью подростков, их склонностью впадать вкрайности, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, егозависимостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастнойпериод серьезных социальных проблем, часто называемых подростковыми. Это ранняяалкоголизация, токсикомания и наркомания, делинквентное (противоправное)поведение, суициды (самоубийства). К ним приводят обычно особые обстоятельства:изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальнойгруппой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт.
Подростки, попадающие в милицию или наркологическийдиспансер, не обязательно из неблагополучных семей. Бывает, что «трудными»становятся и любимые дети, не обделенные заботой дома, но неудовлетворенныеотношениями со взрослыми или сверстниками, недостаточно загруженные реальнымиделами и скучающие, чувствующие себя неудачниками и т.д. Причины подростковыхпроблем разнообразны. Одна из них — желание утвердиться и выделиться,сочетающееся с протестом против существующих в обществе норм и правил, против,как объясняет такой «трудный» подросток, «серой безликой толпы».
Протест приводит некоторых подростков в особые неформальныегруппы или движения со своими знаками отличия и идеологией. Все подростки,влившиеся в подобные течения, социально дезадаптированы, даже если не проявляютпрямой агрессивности.
Протест приводит и к побегам из дома, бродяжничествуНекоторые подростки видят своеобразную романтику в поисках ночлега и пропитания,стычках с милицией. Следует отметить что часть ушедших из дома свою «вольную» жизньне идеализируют, их удерживает на чердаках и в подвалах страх перед наказаниемза совершенные проступки, перед побоями, домашними скандалами и т.п.
Вособо тяжелых ситуациях у подростков может появиться суицидальное поведение —мысли о смерти, соответствующие высказывания, угрозы, попытки самоубийства.Суицид редко бывает результатом сознательного выбора, чаще — отчаянным шагомпри полной невозможности разрешить свои проблемы. Поданным А.Е. Личко, только10% подростков действительно хотят уйти из жизни, в 90% случаев суицидальноеповедение — это «крик о помощи».
1.3 Напряженность в отношениях междуподростками и родителями
Личностные различия. Непонимание, возникающее между детьми иродителями, часто можно объяснить различиями в их типах личности. Существенныеразличия между родителями — людьми средних лет и детьми подростками: с высотысвоего жизненного опыта родителям кажется, что дети слишком наивны, глупы,неосторожны и, как следствие, неспособны осознать ошибки, которые совершают.Родители боятся, что дети попадут в аварию, поранятся, ввяжутся в конфликт сзаконом. Подросткам же, напротив, кажется, что родители чересчур осторожны итревожатся без причины.
Родители, достигшие так называемого среднего возраста,нередко сравнивают стиль жизни современной молодежи со стилем жизни своейюности. Они страдают от постоянного отставания в вопросах массовой культуры —это заставляет их чувствовать себя беспомощными, малоинформированными; они явнопроигрывают по сравнению с «экспертами», которые хорошо ориентируются впроцессах общественной жизни. Поэтому дети нередко начинают сомневаться вруководящих способностях родителей. Многие подростки полагают, что им следуетзаняться воспитанием собственных родителей, чтобы те более соответствовалисовременной жизни.
Кроме того, следует учесть, что родители в свои зрелые годыстановятся в некоторой степени циниками, утрачивают юношеские иллюзии. Онизнают, что мир не переделать, и вполне освоили реалистическую науку приниматьвещи такими, каковы они есть. Подростки всегда идеалисты, поэтому они нетерпимыко взрослым, которые уговаривают их принять «существующее положение вещей».Подростки жаждут осчастливить весь мир за одну ночь и раздражаются, когдародители не разделяют подобного энтузиазма и не спешат присоединиться к«крестовому походу».
Подростки вырастают с чувством некоторого опасения передвзрослыми, потому что ощущают их критический настрой и боятся непонимания.Молодые люди думают — и не без оснований, — что у них тоже могут возникнутьхорошие идеи, что о многих вещах они знают больше, чем их родители. К тому же,считая себя вполне самостоятельными людьми, они полагают, что также имеют правопосмеиваться над предложениями и идеями старших. Те же, в свою очередь,реагируют на критику и отказ прислушаться к их советам с гневом и раздражением.
Некоторые родители, перейдя рубеж так называемого среднеговозраста, с большой озабоченностью относятся к неизбежному старению и боятся,что их будут считать пожилыми людьми. Поскольку им ненавистна сама мысль остарении, они уделяют всё возрастающее внимание тому, чтобы казаться молодыми.Если такая неуверенность родителей доходит до крайности и начинает отчетливопроявляться в одежде и поведении, то тем самым они только вызывают насмешкиокружающих молодых людей, а их собственные дети начинают смущаться и стыдитьсясвоих родителей.
Наконец, представления родителей о том, какое поведениеследует считать соответствующим возрасту, имеют более узкие рамки, нежелисоответствующие представления детей. С годами, с ростом жизненного опытавзрослые все отчетливее ощущают давление возрастных норм и общественногомнения. Подростки более терпимо относятся к нарушению возрастных норм поведения.Отчасти это объясняется тем, что изменения в обществе происходят очень быстро.Родители и дети относятся друг к другу с предубеждением, что отнюдь неспособствует пониманию того, как представителям разных поколений обустроитьсовместную жизнь.
Исследования показали, что, несмотря на личностные различия,взаимоотношения подростков и родителей в большинстве случаев складываютсядовольно гармонично. Когда же возникает конфликт, его причина может коренитьсяв любой из пяти указанных ниже областей жизни.
Социальная жизнь и привычки. Социальная жизнь подростков и теобычаи и привычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большееколичество конфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболеераспространенными причинами трений являются споры по следующим вопросам:
— выбор друзей и партнеров;
— какчасто подросткам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания и т. п.;
— чем подросток занимается;
— время отхода ко сну;
— с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину,принимать
— участие в тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения;выбор одежды или прически.
Обычно родители жалуются и на то, что подростки никогда небывают дома и проводят все свое время вне семьи.
Ответственность. Наиболее остро родители критикуют подростков,не проявляющих чувства ответственности. Требование ответственного поведения вособенности касается следующих вопросов:
— выполнение хозяйственных работ по дому;
— заработок и расходование денег;
— бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью;
— использование семейного автомобиля;
— использование телефона;
— работа вне дома;
— использование семейной собственности и вещей: мебели,инструментов, продуктов питания, бытовых приборов и аппаратуры.
Школа. Учеба, поведение и отношение к школе неустанно привлекаютвнимание родителей. Родители беспокоятся из-за:
— успеваемости детей (насколько успеваемость подросткасоответствует его способностям);
— школьных привычек детей, выполнения ими домашних заданий;посещаемости занятий в школе; общего отношения детей к учебе и учителям;поведения детей в школе.
Нередко давление на подростков в связи с их успехами в учебестановится чрезмерным, что приводит к снижению самооценки подростка,асоциальному поведению, ощущению своей неспособности достичь целей, поставленныхродителями.
Взаимоотношения в семье. Конфликты между родителями иподростками обычно возрастают при: инфантильном поведении подростков;
— общейнеблагоприятной атмосфере в семье и демонстративном неуважении к родителям;ссорах подростков с братьями и сестрами;
— сложных взаимоотношениях подростков с родственниками —особенно с престарелыми дедушками и бабушками, проживающими в том же доме.
Уровень конфликтности также зависит от того, ориентирован липодросток на сохранение связей с семьей или стремится к личной автономии и независимости.
Нравственные ценности и мораль. Вот основные причины,вызывающие вечную головную боль родителей:
— курение подростка, употребление алкоголя и наркотиков;
— языковые обороты, употребляемые подростком;
— лживость;
— сексуальная жизнь подростка;
-несоблюдение подростком законов, его неумение избегатьнеприятностей;
— посещение подростком церкви или воскресной школы.
Как видно, родители, в частности, тревожатся по поводусексуального поведения подростка. Интересно то, что характер взаимоотношениймежду матерью и дочерью дает прогноз будущего сексуального опыта дочери. Чемблагоприятнее складываются отношения между ними, тем менее вероятно, что дочьвступит в добрачную половую связь.
Суть каждого конкретного конфликта в семье зависит от рядафакторов. Фактором номер один является возраст подростка. Начиная с двенадцатилет девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтовобычно приходится на 14—15 лет. Аналогичная ситуация у мальчиков достигаетвысшей точки примерно в шестнадцать лет. Вопросы, связанные с самостоятельностьюподростков, обычно обостряются по мере их взросления.
Другим фактором, оказывающим заметное влияние на характерконфликта, является пол подростка. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, жалуютсяна семейные проблемы. Существенное влияние оказывает также и пол родителя. Какправило, подростки чаще сообщают о трудностях в отношениях с отцом, нежели сматерью; они чувствуют большую близость к матери, которая вообще пользуетсяпреимущественным влиянием на детей.
Очень важна и общая атмосфера в семье. Конфликты чащеразыгрываются в семьях авторитарного типа, нежели в семьях демократических. Вавторитарных семьях причиной конфликта чаще становится вопрос расходованияденег, общественной жизни, занятий вне дома, выполнения хозяйственных работ. Насемейную атмосферу существенно влияет также и характер взаимоотношений междуродителями: конфликты между ними крайне неблагоприятно воздействуют наподростков.
Любая форма конфликта несет на себе отпечатоксоциально-экономического положения семьи. В семьях с низкимсоциально-экономическим статусом чаще возникают конфликты, связанные стребованиями послушания, вежливости, уважения, в то время как в семьях сосредним уровнем доходов родители больше беспокоятся о развитии у детейсамостоятельности и инициативы. Было замечено, что в семьях с низким уровнемдоходов родители озабочены тем, чтобы удержать детей от неприятностей в школе,тогда как в семьях со средним достатком родители больше переживают из-за успехови достижений своих детей.
Среда, в которой воспитывается ребенок, определяет те страхии тревоги, которые испытывают его родители. Если ребенок растет в районе,известном повышенной преступностью и распространенностью наркомании, то,естественно, его родители озабочены именно этими вопросами.
Реакция родителей на поведение подростка может оказатьсущественное влияние на суть и интенсивность конфликта. Встречаются родители,демонстрирующие полное равнодушие ко всем проблемам, связанным с детьми, в товремя как другие вечно недовольны их поведением.
Численность семьи также является важным параметром прирассмотрении внутрисемейных конфликтов — по крайней мере в семьях среднего классе.Чем многочисленнее семья из среднего класса, тем выше уровень конфликтов междуродителями и детьми и тем чаще родители применяют физическую силу, чтобыдержать подростков в повиновении
Даже судя только по приведенным выше примерам, можно понять,сколь многообразны факторы, оказывающие влияние на протекание конфликтов междуродителями и детьми, — не все родители и не все подростки непременно ссорятсяиз-за одних и тех же причин.
Исследованиясемей подростков, не состоящих на клиническом учете, показали, что, несмотря наконфликты, подростки все же чаще характеризуют отношения в семье как теплые,тесные, гибкие, порождающие положительные эмоции. Исследования же, направленныена определение частоты и интенсивности семейных неурядиц, включая супружескиеразмолвки и ссоры между родителями и детьми, в свою очередь, выявили, что высокийуровень конфликтов нарушает сплоченность семьи и оказывает самоенеблагоприятное воздействие на развитие подростков. Подростки из семей свысокой конфликтностью чаще других демонстрируют антиобщественное поведение,инфантильность, низкую самооценку.
Взаимоотношения с братьями и сестрами. Взаимоотношения сбратьями и сестрами очень важны, поскольку оказывают существенное влияние наподростка и оставляют в его жизни глубокий след, определяя его личные качестваво взрослой жизни и ту роль, которую он будет играть в обществе. Рассмотрим теаспекты взаимоотношений подростков с братьями и сестрами, которые делают ихстоль важными.
Старшие братья и сестры часто служат примером для младших,представляя собой некую модель мужчины или женщины. Именно старшими братьями исестрами устанавливаются стереотипы характера и поведения — посредством внешнихатрибутов, личных качеств, привычек, общего склада личности. Все это оказываеточень сильное влияние на младших детей.
Старшие братья и сестры нередко выступают в роли суррогатныхродителей, исполняя обязанности воспитателей, сиделок, учителей и исповедников.Хорошие отношения между братьями и сестрами вносят свой вклад в развитие умладших чувства уверенности, сопричастности и доверия. Враждебные отношениямогут породить глубоко укоренившуюся тревогу, неуверенность, сожаление и злобу.Если старшие дети чувствуют, что младшие вытесняют их и отнимают у них вниманиеи любовь родителей — ту, что раньше безраздельно принадлежала им, — они могутперенести чувство ревности и зависти в свою взрослую жизнь. Если же старшиедети чувствуют, что их любят и ценят, ими восхищаются (в частности, и за тупомощь, которую они оказывают, ухаживая за младшими), то ощущение своейполезности вносит огромный позитивный вклад в развитие самосознания иукоренение чувства собственного достоинства. Многие подростки, ухаживая засвоими младшими братьями и сестрами, обучаются взрослым ролям — в частности,учатся ответственности за других.
Братья и сестры часто дарят друг другу настоящую дружбу,товарищество, удовлетворяют взаимную потребность в нежности, привязанности иглубоких взаимоотношениях. Дети становятся друг для друга доверенными лицами,помогают друг другу, делятся опытом и переживаниями. Разумеется, чем теснееотношения, тем более вероятно возникновение трений и конфликтов, но при общейатмосфере согласия в семье ссоры имеют свои положительные стороны, так как даютвозможность на практике изучить способы примирения. Братья и сестры должнынаучиться «делиться», уважать чувства и желания друг друга, улаживатьразногласия.
Когда разница в возрасте братьев и сестер составляет шестьлет и более, то дети растут как если бы они были в семье единственными. Еслиэта разница менее шести лет, то возникает конкуренция, соперничество принимаетболее выраженные формы, конфликты возникают чаще. Было определено десятьнаиболее распространенных причин конфликтов: обидные слова; «подначки»; клички;споры по поводу распределения домашних обязанностей, принадлежности вещей,заимствования без спроса одежды; вторжение в личную жизнь; особые отношения сродителями; смущение перед друзьями и знакомыми; конфликты из-за привилегий.
Наиболее распространенными способами разрешения подобныхконфликтов между братьями и сестрами оказались: крики и ругань; шумные споры;игнорирование друг друга; поиски компромисса, попытки договориться.
По мере взросления подростки начинают воспринимать своихбратьев и сестер более спокойно и разумно, в результате чего конфликтыпостепенно уступают место более дружественным и конструктивным отношениям.
Взаимоотношения с другими родственниками. Взаимоотношения сбабушками и дедушками оказывают самое положительное влияние на подростков. Водном из исследований рассматривались три положительных аспекта такихотношений.
Во-первых, бабушки и дедушки могут играть самую важную роль вформировании у ребенка чувства неразрывной связи прошлого и настоящего,семейных корней, в передаче знаний, культуры и традиций, тем самым оказываянесомненно положительное влияние на подростка, переживающего период становлениясамосознания.
Во-вторых, бабушки и дедушки могут оказывать положительноевлияние и на отношения между родителями и подростками, так как благодаря имдети могут больше узнать о своих родителях. Подростки, когда у них случаютсяконфликты с родителями, охотно прибегают к бабушкам и дедушкам как к арбитрам иконфидентам.
В-третьих,бабушки и дедушки помогают подросткам понять и принять старость. Те подростки,кто часто видится с бабушками и дедушками и поддерживает с ними хорошиеотношения, чаще проявляют позитивное отношение и к другим пожилым людям.

/>/>Глава II.Экспериментальное исследование конфликтного поведения подростков/>/>
 
2.1 Методы диагностики конфликтного поведения подростковоговозраста
Впервой главе мы теоретически обосновали важность влияния конфликтного поведенияна развитие личности подростков. Исходя из этого, нами было проведеноисследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, котораяпозволяет выявить существующуювзаимосвязь между самооценкой и конфликтным поведением подростков.Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миромвзрослости.
Экспериментальное исследование былопроведено в средней общеобразовательной школе № 115 г. Москвы, в 6 В классе. Вэксперименте участвовало 25 детей в возрасте 10-11 лет. Из них 14 мальчиков и11 девочек.
Для исследования конфликтного поведения у подростковнами были использованы следующие методики.
Методика1. Опросник К. Томаса
Методикаразработана К. Томасом и направлена на определение стиля поведения вконфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению(см. Приложение 1).
Таблица 1
Результаты методики «Опросник К.Томаса» диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации № п/п Фамилия и имя ребенка Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 1 Акулян А. 11 2 Агишева Э. 11 3 Артамонова А. 10 № п/п Фамилия и имя ребенка Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 4 Ахмадуллина Ю 11 5 Белоножко А. 12 6 Габбасов А 12 7 Гулинян Н. 11 8 Закиров В. 11 9 Заприлюк В. 12 10 Иванова В. 10 11 Игнатьева С. 10 12 Иркабаев Ф. 11 13 Киселева С. 12 14 Копылов Е. 11 15 Кулаков А. 10 16 Майовский А. 9 17 Масленников А 10 18 Марченко Н. 11 19 Молодец А. 9 20 Музафарова А. 10 21 Норкевичуте Т. 12 22 Степашин А 10 23 Тибеев Р. 11 24 Усманов Р. 10 25 Юлдашева Д. 10 Всего человек 7 м и 7 д 2 м и 1 д 1 м и 1 д 3 м и 2 д 1 м. В процентах 56 12 8 20 4 /> /> /> /> /> /> /> />
Результаты представленные в таблицепоказывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего в группеиспытуемых используется стиль соперничество (56% — 28% мальчиков и 28%девочек) и избегание от участия в конфликте (20%- 12% мальчиков и 8% девочек);по результатам эксперимента меньше всего испытуемые владеют стилемсотрудничество (12%) и компромисс (8%).

/>
Результатыпроведенного исследования показывают, что в данной группе не рациональноиспользуются стили поведения в конфликтной ситуации, а именно – чаще всегоиспользуется стиль соперничество и избегание от участия в конфликте, что,несомненно, оказывает негативное влияние на социально-психологический климат вгруппе, поэтому ситуация здесь характеризуется высокой конфликтностью.
Методика 2. «Самооценка эмоциональных состояний»
Методикаразработана американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случаеприводится ее сокращенный вариант) и направлена на самооценку эмоциональныхсостояний (см. Приложение 1). Результаты методики «Самооценка эмоциональныхсостояний» диагностирующей эмоциональное состояние на констатирующем этапеэксперимента


№ п/п Фамилия и имя ребенка Спокойствие — тревожность Энергичность — усталость Приподнятость — подавленность Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности Всего баллов Уровень самооценки 1 Акулян А. 5 5 4 4 18 н 2 Агишева Э. 6 6 7 7 26 с 3 Артамонова А. 4 3 4 3 14 н 4 Ахмадуллина Ю 7 4 5 5 21 с 5 Белоножко А. 6 5 6 6 23 с 6 Габбасов А 4 4 4 3 15 н 7 Гулинян Н. 6 5 7 5 23 с 8 Закиров В. 8 8 8 7 31 в 9 Заприлюк В. 4 3 4 4 15 н 10 Иванова В. 8 7 9 8 32 в 11 Игнатьева С. 5 4 6 4 19 н 12 Иркабаев Ф. 9 6 6 6 27 с 13 Киселева С. 8 7 9 8 32 в 14 Копылов Е. 5 6 6 6 23 с 15 Кулаков А. 4 8 7 5 24 с 16 Майовский А. 4 3 3 4 14 н 17 Масленников А 7 9 8 7 31 в 18 Марченко Н. 6 9 8 8 31 в 19 Молодец А. 3 3 3 3 12 н 20 Музафарова А. 5 6 6 4 21 с 21 Норкевичуте Т. 7 8 8 9 32 в 22 Степашин А 4 5 4 5 18 н 23 Тибеев Р. 5 5 5 5 20 с 24 Усманов Р. 6 6 6 7 25 с 25 Юлдашева Д. 4 5 6 6 21 с
Проведенныеисследования показывают, что в данном классе следующие результаты:
высокий уровень самооценки – 6 человек (24%)
средний уровень самооценки – 11 человек (44%)
низкий уровень самооценки – 8 человек (32%)

/>
Результатыданного исследования показывают, что в данной группе испытуемых 24% имеютвысокий уровень самооценки эмоционального состояния, а 32% испытуемых имеютнизкий уровень самооценки эмоционального состояния. Это значит, что даннаягруппа испытуемых наиболее подвержена конфликтному поведению.
Данноепредположение было проверено нами с помощью ранговой корреляции Спирмена.
Расчетd2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатоввысокого и низкого уровня самооценки эмоционального состояния и конфликтногоповедения подростков (N =14)Высокий и низкий уровень эмоционального состояния Конфликтность d
d2 Баллы Ранги Баллы Ранги 18 6,5 9 5 -1,5 2,25 14 2,5 9 5 2,5 6,25 15 4,5 8 2,5 -2 4 31 10 12 13 3 9 15 4,5 7 1 -3,5 12,25 32 13 11 10 -3 9 19 8 10 7,5 -0,5 0,25 32 13 11 10 -3 9 Высокий и низкий уровень эмоционального состояния Конфликтность d
d2 Баллы Ранги Баллы Ранги 14 2,5 9 5 2,5 6,25 31 10 12 13 3 9 31 10 12 13 3 9 12 1 10 7,5 6,5 42,25 32 13 11 10 -3 9 18 6,5 8 2,5 -4 16 Сумма 105 105 143,5
Посколькув одном из сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов,перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки наодинаковые ранги Та и Тb:
/>
гдеa – объем каждой группы одинаковыхрангов в ранговом ряду a;
b –объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;
Вданном случае, в ряду А присутствуют 5 групп одинаковых рангов, при этом а1=2,а2=2, а3=2, а4=3, а5=3
/>
Вряду В присутствуют 5 групп одинаковых рангов, при этом b1=2, b2=3, b3=2, b4=3, b5=3
/>
Дляподсчета эмпирического значения rs: используем формулу
/>
Вданном случае
/>
Определимкритические значения rs при N = 14
/>
rsэмп > rsкр (р £ 0,05)
Корреляциямежду высоким и низким уровнем самооценки эмоционального состояния и уровнем конфликтностистатистически значима (р £ 0,05) и является положительной. Значит согласно нашей гипотезе, привысоком и низком уровне самооценки эмоционального состояния подростки наиболееподвержены конфликтному поведению. А также необходимо проверить предположение отом, подвержены ли конфликтному поведению подростки со средним уровнемсамооценки эмоционального состояния. Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатов среднегоуровня самооценки эмоционального состояния и конфликтного поведения подростков (N =11)Средний уровень эмоционального состояния Конфликтность d
d2 Баллы Ранги Баллы Ранги 26 10 5 8 -2 4 21 3 3 3 23 6 6 10 4 16 23 6 2 1 -5 25 27 11 8 11 23 6 4 5,5 -0,5 0,25 24 8 3 3 -5 25 21 3 5 8 5 25 20 1 3 3 2 4 25 9 5 8 -1 1 21 3 4 5,5 2,5 6,25 Сумма 66 66 106,5
Посколькув одном из сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов,перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки наодинаковые ранги Та и Тb:
/>
гдеa – объем каждой группы одинаковыхрангов в ранговом ряду a;
b –объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;
Вданном случае, в ряду А присутствует две группы одинаковых рангов, при этом а1=3,а2=3
/>
Вряду В присутствуют 3 группы одинаковых рангов, при этом b1=3, b2=2, b3=3
/>
Дляподсчета эмпирического значения rs: используем формулу

/>
Вданном случае
/>
Определимкритические значения rs при N = 11
/>
rsэмп > rsкр (р £ 0,01)
Корреляциямежду средним уровнем самооценки эмоционального состояния и уровнем конфликтностине достигает уровня статистической значимости, т. е. значимо не отличается отнуля.
Значитможно утверждать, что при среднем уровне самооценки эмоционального состоянияподростки не подвержены конфликтному поведению.
2.2 Психокоррекционная работа поснижению конфликтного поведения подростков
Проблемапреодоления подростковой конфликтности в настоящее время имеет еще оченьбольшое поле для изучения. Современная жизнь в силу экономическойнестабильности, кризиса ряда социальных институтов, повышения тревоги инеуверенности в будущем характеризуется усиленной конфликтной заряженностью.Ряд социально-психологических исследований свидетельствует об увеличенииколичества конфликтов в средних школах, и о неумении конструктивно разрешатьконфликтные ситуации.
Существуютразличные направления работы с конфликтными подростками, к которым относятсямногообразные подходы к коррекции поведения подростков, индивидуальноеконсультирование и тренинговая форма занятий (см. Приложение 2).
Средовоенаправление связано с объяснением причин поведения подростков, включенностью ихв социальные общности и взаимодействием с социальной средой, отсюда коррекцияповедения – это работа со средой жизнедеятельности подростков.Клинико-биологическое направление основано на реализации комплекса медицинских,педагогических и психологических мер. Личностно-ориентированное направлениерассматривают коррекцию как работу с самой личностью, с формированием учеловека навыков позитивного общения и умения противостоять влиянию группы ирешать конфликтные ситуации.
Цельиндивидуального консультирования направлена на раскрытие причин конфликтногоповедения конкретного человека с тем, чтобы помочь ему осознать истинныемеханизмы его поступков и рассмотреть возможные пути его дальнейшейдеятельности. Использование психологического тренинга более эффективный способдля снижения конфликтности подростков, так как он включает в себя активныеметоды групповой работы и содержит элементы психокоррекции и психологиивоздействия.
 

Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сделатьвывод о том, что в настоящее время во всем мире резко изменилась ситуацияразвития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические,экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций встановлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызываютпрогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовнаядезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности,потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро вподростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третиймир”, существующий между детством и взрослостью. В нем прослеживаются некоторыесложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и учителями), связанныес возрастными особенностями ребят.
Непонимание между родителями иподростками происходит из-за разных типов их личностей, но в целом отношениямежду родителями и подростками, как правило, складываются достаточногармонично, но если конфликт все-таки возникает, то повод обычно лежит в однойиз следующих пяти областей: социальная жизнь и привычки, мера ответственности иобязанности, учеба в школе, отношения в семье, моральные ценности.
Высокий уровень внутрисемейныхконфликтов пагубно сказывается на сплоченности семьи и развитии подростка.
Пренебрежение является наиболее частовстречающимся видом недостойного обращения с детьми. Это понятие включаетфизическое, интеллектуальное, социальное или нравственное пренебрежение. Однако,при всей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опытеи помощи старших. Развитие конфликтности у подростков имеет многофакторнуюобусловленность, в которой социальные и психологические факторы представлены ведином неразрывном комплексе на протяжении всего возрастного периода. Этифакторы в своём тесном переплетении дополняют формирование личности.
Переходя из детского мира вовзрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому.Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и впсихике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровняпритязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность,конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
Повышенная конфликтность подросткаможет быть обусловлена не только стабильными внутриличностными факторами, нотакже, что не менее важно, семейной ситуацией и внешней средой.
Входе проведенного исследования были выявлено, что при высоком и низком уровнесамооценки эмоционального состояния подростки наиболее подвержены конфликтномуповедению, что была подтверждено с помощью ранговой корреляции Спирмена
Такимобразом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что существуетвзаимосвязь между самооценкой и конфликтным поведением подростков,подтвердилась.
Практикапоказывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в ихконфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для сниженияостроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностныхконфликтов, необходимо их психологическое сопровождение. Успешностьвзаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многомопределяется пониманием возрастной специфики конфликтности и избраниемадекватных средств и способов работы с ними

Список литературы
1.   Бернс Р. РазвитиеЯ-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2004. – 485
2.   Божович Л.И. Проблемыформирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2005. – 455 с.
3.   Большаяэнциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во «Эксмо», 2008. – 416 с.
4.   Бранден НатаниельМощь самооценки. — М.: Омега-Л, 2006. – 215 с…
5.   Возрастная ипедагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан,В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2006. – 570 с.
6.   Возрастнаяпсихология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина,А.А. Хвостов. М.: Просвещение, 2004. – 375 с. Волков Б.С. Психология подростка.- СПб.: ПоР, 2006. – 160 с.
7.   Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология / Под ред. В.В. Давыдова — М: Педагогика, 2006. – 388 с.
8.   Кле М. Психология подростка: психо-сексуальноеразвитие. М.: Педагогика, 2006. — 172 с.
9.   Колесникова Г.Н.Психологическое консультирование. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283 с.
10.  Корчак Я. Как любить детей. — М.:ЮНИТИ, 2003. – 351 с.
11.  Крайг Г. Психология развития. — СПб.:Питер, 2007. — 987с.
12.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособиедля студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт»,2002. — 464 с.
13.  Мир детства. Подросток. СоставителиБ.З. Вульфов, И.В. Гребенников. М.: Педагогика, 2004. — 430 с.
14.  Наш проблемный подросток: понять идоговориться. / Под ред. Л.А. Регуш. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. – 192 с.
15.  Поливанова К.Н. Психология возрастныхкризисов. — М.: Академия, 2005. 450 с.
16.  Раис Филип Ф. Психологияподросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2006. –656 с.
17.  Родители и дети: Психологиявзаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр,2003. – 230 с.
18.  Сапогова Е.Е. Психология развитиячеловека. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.
19.  Семенюк Л.М. Психологическиеособенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Подред. Д.И. Фельдштейн. –М.: НПО МОДЭК, 2006. – 318 с.
20.  Снайдер Ди Практическая психологиядля подростков, или Как найти свое место в жизни. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 288с.
21.  Сорокоумова Е. А. Возрастнаяпсихология. Краткий курс. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.
22.  Степанов В.Г. Психология трудныхшкольников. – М.: Издаиельский центр «Академия», 2006. – 336 с.
23.  Столяренко Л.Д. Основы общейпсихология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 671 с.
24.  Психология человека от рождения досмерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
25.  Хъелл Л., ЗиглерД. Теория личности, 2007. – 320 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.