ЧВУЗ ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра психологии
Контрольная работа
«Консультация по проблеме воспитания в неполной семье»
Выполнил:ст. гр. ПСз-09с
БрожкоЕ. В.
Проверил:Саенко А. В..
Донецк2010
1. Проблемаобозначенная взрослым
Мальчик ввозрасте 10 лет находиться в состоянии повышенной агрессии, раздражительности кокружающим. Часто присутствуют конфликты с родителями (мамой, папой), сбабушками и дедушкой и другими детьми. Проявляет чувство озлобленности кокружающим. Агрессивно воспринимает любую критику или отказ в чем-либо. Может вгрубой форме ответить на любое замечание близким и учителям. Присутствуютмоменты лжи. Никогда не признает свою вину.
2. Информацияо ребенке
Проживаетвместе с родителями (мамой и папой) в трехкомнатной квартире со всемиудобствами. Мама и папа работают. Воспитанием мальчика занимается мама. Решениеродить ребенка приняла на себя мать, даже при нежелании мужа. С моментарождения и до 4-месяцев отец ребенка работал за пределами страны. По настояниюблизких, отец поменял место работы, и до сегодняшнего момента работает по местужительства.
В воспитанииребенка родные и близкие участия не принимают. Бабушки и дедушка свое вниманиеоказывали через материальное благо (деньги, дорогие подарки).
В классеочень узкий круг общения с одноклассниками, постоянно критикует «все плохие, аон хороший». Бывают случаи проявления физического насилия со сверстниками.
Стоитотметить, что до года ребенок перенес хирургическое вмешательство, при которомиспользовался наркоз (межпаховая грыжа, которую спровоцировал постоянный плач).
Детский сад ишколу до третьего класса посещал с истериками и сильным нежеланием.
3.Дополнительная информация (выясненная во время беседы)
В шестилетнем возрасте ребенка родители поменяли место жительства. Отношение между родителямив некоторых случаях «холодное», равнодушное, иногда жестокое. Ссоры междуродителями могут возникать в присутствии ребенка, где отец всегда играетведущую роль и не считается с мнением матери.
4. Вданной семье присутствуют следующие стили воспитания
У отцаприсутствует эмоциональное отвержение, ребенок его тяготит, потребности ребенкаигнорируются, иногда с ним жестоко обращается. Со стороны отца наблюдаетсяконтролирующий стиль воспитания который подразумевает постоянное направлениеребёнка по правильному пути, по мнению родителя. В обращении с ребёнкомпроявляет жёсткость, не проявляя любовь (чтобы не избаловать), требуют многое,завышая планку.
Стильматеринского воспитания – гиперопека. Навязчивое стремление удержать ребенкарядом с собой для уменьшения собственной тревожности.
5. Вариантыконсультативных эмоций
— отсутствиевзаимопонимания у родителей влияет на поведение и внутреннее эмоциональноесостояние ребенка;
— заболеваниеу ребенка на психическом уровне (требуется медицинское вмешательство);
— чрезмерныйконтроль со стороны родителей без учета психического развития ребенка этоговозраста.
6.Обсуждение невыясненных необходимых моментов
Заболеваниеребенка на психическом уровне?
В 9 летребенок перенес сотрясение мозга (упал во время игры в футбол), приобследовании были выявлены неврологические отклонения. К заболеванию серьезноотнеслась мать, начала использовать медицинские назначения, на что отецкатегорично ответил: «Не выдумывай, наш сын абсолютно здоров».
Ответственностьза неправильное воспитание ребенка отец перекладывает на мать, при этомдовольно часто при ребенке употребляет выражение: «Это ты так воспиталаребенка».
Мать всегданаходиться в роли жертвы в отношениях с мужем и в отношениях со своимиродителями. Родители матери очень состоятельные и властные люди, которыесчитают что за ее благо она им тоже «должна».
Новаягипотеза:Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы отстоять права матери и защитить ее, т.е.ответить или повести себя так, как не может позволить себе она.
На выборсупруга повлияло мнение родителей, с чем мать смирилась.
У отца естьтолько мать (бабушка) и встречи с внуком происходят крайне редко (1 раз в год).Остальные близкие родственники (тети и дяди) не частые гости в семье ребенка,встречи ограничиваются только днями рождения.
Все свободновремя ребенок проводит только с матерью, совместных увлечений между сыном иотцом – нет.
7. Приизучении данной проблемы, мы пришли к выводу
Поведениеребенка связано с психическим нарушением и нестабильностью в семейныхотношениях.
Привоспитании ребенка родственниками не учитывается его психическое состояние.
Контролирующийстиль воспитания отца и родителей, со стороны матери, развивает у ребенка суетноемышление, он быстро схватывает информацию и хорошо её запоминает, а вот воспроизводитплохо, так как боится ошибиться и быть наказанными за это. Ребенок растет тревожными, а постоянные запреты вызывают протесты.
Постояннопытаясь уличить своего ребёнка в неблаговидных поступках, родители формируют внём неуверенность в себе, поскольку сами родители чрезмерно обеспокоеныправильностью его поведения без учета его психического развития. В конечномитоге ребенок просто не понимает, как надо себя вести, поскольку окружающиенедовольны в любом случае. Тогда все поступки принимают защитную окраску.Семейными приоритетами пользуется наказание, а не поощрение, с использованиемприказного тона. Окружающие скупы на ласку, поддержку и похвалу, а своюжестокость по отношению к ребёнку склонны оправдывать. Получается, что окружающиедобиваются сиюминутного успеха в воспитании, а не развитых норм поведения.Одновременно они проявляют агрессию, придирчивость и критику тех, ктонеправильно ведёт себя по отношению к их ребенку. Такие методы воспитанияприводят к тому, что у ребенка формируется тревожный тип личности.
Второй типвоспитания имеет своей основой безумную любовь со стороны матери к ребенку, приэтом он возносится до ранга суперличности. С раннихлет ребёнка учат этикету и поведению в обществе. То есть огромное внимание мать уделяет внешнему виду, и никак не волнуется очеловеческих качествах ребёнка. Общаясь с ребёнком как с взрослым, предъявляютк ребёнку такие же требования, забывая, что это ещё ребёнок. Что касаетсядеятельности и развития, то всегда следит за интеллектуальным развитием своегочада и приучает демонстрировать этот интеллект. Активная деятельностьпоощряется, а результатами всегда восторгается, считая их выдающимися. Ксожалению, мать часто захваливает ребенка, чрезмерно завышая его самооценку, чтосопровождается острыми и болезненными переживаниями при неудачах.
Такжеродители (мать, отец, бабушки и дедушка) не учат ребёнка размышлять над сутьюявлений, больше акцентируя внимание на том, что позиции нужно завоевывать иникогда не сдавать. Большое внимание уделяется формальному выполнению правил инорм, этикета, но не объясняется, что это нужно для поддержания человеческихотношений. У ребенка при усвоении правил формируется формальное представление,без понимания их сути и глубины, и зачастую в следствии этого переступает черезних. В семье родители делят людей на полезных и бесполезных, приравнивая их к средствамдостижения цели. Но боже упаси кому-то обидеть их ребёнка – родители всегдавступают в конфликт с обидчиком, не разбираясь, кто прав, а кто виноват, приэтом они ещё будут требовать возмещения вреда.
При двухпротиворечивых стилях воспитания у ребенка нет сформировавшейся моделиповедения. Результатом таких стилей воспитания ребенок развивается с доминирующимтипом личности и не контролирует свои эмоции.
8.Рекомендации родителям
Родителямнеобходимо пересмотреть свое отношение к воспитанию ребенка, и научитьсядействовать согласованно при решении любого вопроса связанного с воспитанием ихребенка. Это необходимо для формирование в ребенке чувства ответственности иосознанности за свои поступки и поведение. При этом родителям необходимоучитывать психическое состояние ребенка на данный момент, принять меры поулучшению физического и психического состояния с медицинским вмешательством.
Организоватьобщий досуг семьи с учетом желаний ребенка, для его общего развития и душевногоудовлетворения.
Все этапыжизни ребенка, значимые моменты, обговаривать сообща.