Реферат по предмету "Психология"


Количественный и качественный анализ акцентуаций характера старших школьников

МОСКОВСКИЙГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙРАБОТЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Количественный икачественный анализ акцентуаций характера старших школьников»

Студент:Белоусов АлександрСергеевич
4-ий курсочное-заочное отделение
специальность«Психология»
Руководитель: к. психол. н.,доц. Донцов Д.А.
Москва
2007

Оглавление
Введение. 3
Глава I. Akzentuierte Personlichkeiten – Теория акцентуированныхличностей (акцентуаций характера) К. Леонгарда. 6
Глава II. Эмпирическое исследование. 18
Заключение. 32
Библиографический список. 36
Приложение № 1. Таблицы и диаграммы. 38
Приложение № 2. Leonhard questionnaire analyzer – описание программы. 44
Приложение № 3. Текст методики. 48
Приложение № 4. Описание акцентуаций характера поК.Леонгарду. 54

Введение
 
Общая характеристикаработы. Настоящаяработа посвящена исследованию акцентуаций характера у учащихся выпускныхклассов средних общеобразовательных массовых школ. Акцентуации характерастарших школьников подвергнуты количественному и качественному анализу.Теоретической базой данного исследования служит не только понимание акцентуацийв концепции Карла Леонгарда, но и более широкий смысл данного понятияразработанный отечественными и зарубежными авторами.
Актуальностьисследования.
Исследование акцентуацийхарактера, как пограничных состояний между психической нормой и психопатологиейпредставляет собой чрезвычайный интерес, особенно в нашей стране, котораязанимает лидирующие позиции в мире по психосоматическим и психоневрологическимзаболеваниям, а также психическим расстройствам. Ранняя диагностика акцентуацийхарактера, возможно, позволит выявить факторы оказывающие деструктивное влияниена личность школьника и деформирующее его характер. Результаты, полученные входе данного исследования, могут способствовать разработке методологическойбазы направленной на гармонизацию личности учащихся, смягчение деструктивноговлияния современной системы образования, а также улучшение качества даннойсистемы.
Объект исследования: старшие школьники. Учащиесявыпускных классов общеобразовательных школ г. Москвы..
Предмет исследования: акцентуации характера старших школьниковг. Москвы.
Цель исследования: дать количественную и качественнуюоценку акцентуаций характера учащихся выпускных классов средних общеобразовательныхучебных заведений на примере 11-го класса школы № 1179 ЮАО г. Москвы.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что вследствиепросчетов родителей в выборе стилей/методов воспитания, недостатковобразовательной системы Российской федерации, а также из-за несовершенстваобщества в целом к моменту получения полного среднего образования у учащихсяналичествует, как минимум, одна акцентуация характера.
В соответствии собъектом, предметом, целью и гипотезой исследования, нами были поставлены следующиетеоретические и практические задачи исследования:
1. Исследоватьнакопленные к настоящему моменту знания по данной тематике.
2. Подготовить и провестиисследование акцентуаций характера выпускников школ.
3. Разработатьпрограммное обеспечение для ускорения анализа результатов исследования.
4. Произвестиколичественный и качественный анализ акцентуаций характера.
5. Определитьпреобладающие в данной выборке акцентуации характера.
6. На основаниирезультатов эмпирического исследования составить психохарактерологическийпрофиль среднестатистического ученика выпускного класса общеобразовательнойшколы г. Москвы.
7. Создать компьютернуюпрограмму, позволяющую ускорить процесс обработки собранных в результатеисследования данных.
Методы исследования: библиографический метод (произведенкомплексный анализ научной специализированной психологической психиатрической имедицинской литературы). В исследовании также использованы психодиагностическиеметоды: тестирование по опроснику К.Леонгарда. Применены методы системного исравнительного анализа информации, а также интерпретационные методы. 
Глава I.AkzentuiertePersonlichkeiten – Теорияакцентуированных личностей (акцентуаций характера) К. Леонгарда
Согласно теории«акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себеещё не являются патологическими, однако могут при определённых условияхразвиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являютсякак бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.
Демонстративныеличности.
Сущность демонстративногоили, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается ваномальной способности к вытеснению. Человек может в определенный моментили даже на очень длительное время вытеснить из памяти знание о событиях,которые не могут не быть ему известны. По сути, каждый из нас обладаетспособностью поступать подобным образом с неприятными для себя фактами. Однакоэто вытесненное знание обычно остается у порога сознания, поэтому нельзяполностью игнорировать его. У истериков же эта способность заходит оченьдалеко: они могут совсем «забыть» о том, чего не желают знать, они способнылгать, вообще не осознавая, что лгут.
Особенностьдемонстративных реакций заключается в том, что их начало связано с осознаннымили хотя бы частично осознанным стремлением к чему-либо. Ни одно желание неможет возникнуть абсолютно неосознанно; не может появиться неосознанно иуверенность, что есть способ приблизиться к осуществлению этого желания. Лишьпосле того как цель проведена через сознание, дальнейшее может протекать уженеосознанно.
Истерик хочет того же,чего повседневно пытаются добиться, о чем хлопочут и некоторые неистерическиеличности: он ищет, например, выход из затруднительного положения, пробуетразрешить досадный конфликт, отлынивает от трудоемкой работы, добиваетсяматериальных средств для осуществления своих планов, для наслаждения радостямижизни, и ему, как и всем, хотелось бы пользоваться авторитетом в своемокружении.
Пресловутая «потребностьв признании» как одна из мотивировок истерического реагирования частопереоценивается: ведь многие полагают, что именно в ней заключается наиболеехарактерная особенность истерического типа. Потребность в признании окружающихсуществует у множества людей, однако она подвержена значительным индивидуальнымколебаниям. Не чужды этого и представители демонстративного типа. Не всеистерики жаждут признания в большей степени, чем неакцентуированные личности.Быть может, первые отличаются от вторых не столько наличием данной потребности,сколько упорством, с которым они добиваются своего. Они и здесь вытесняют, онвпадает в соблазн выдвинуться, почувствовать себя на первом плане. Личностьдемонстративная может получать удовлетворение от собственного бахвальства.Таким образом, истерик обладает, в общем, не большей потребностью в признании,чем большинство людей, но тем не менее создается именно такое впечатление,поскольку он более других самонадеян и кичлив.
К словесномусамовосхвалению присоединяется тщеславное поведение, стремление всяческипривлечь к себе внимание присутствующих.
Многие демонстративныеличности отличаются упорным стремлением вызвать к себе внимание окружающих,хотя это тоже свойственно не всем истерикам. Это может быть связанно не сповышенной потребностью в признании, а с недостатком выдержки, с отсутствиемторможения.
То же следует сказать и ожалости к себе как проявлении демонстративной личности. Человек часто склоненсчитать, что по отношению к нему совершена несправедливость, что егонезаслуженно постиг удар судьбы. Общество не может одобрить в подобных случаяхтакую субъективную позицию: насколько обоснованны жалобы пострадавшего, судитьне ему самому, для этого требуется объективная оценка ситуации со стороны. Но издесь «срабатывает» вытеснение, истерик разражается целыми тирадами о своейгоремычной доле.
У личностейдемонстративного типа жалобы носят подчеркнутый, назойливый характер, так как уних вытеснено нормальное торможение.
Следует упомянуть еще ободной характерной для истерика черте – о необдуманности его поступков.
Как известно, истерикивесьма озабочены впечатлением, которое они производят. Однако обдумать линиюповедения заранее они не способны. Они хитры на выдумки, но эту хитрость легкоразоблачить, так как, стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любымисредствами. Если у истерика и мелькает мысль о возможности разоблачения, то онтут же ее вытеснит, ведь будущее туманно, а демонстративный тип всегда живетмоментом. Именно поэтому истерики часто больше теряют, чем выигрывают. Следуетотметить, что необдуманность линии поведения является признаком выраженнойистерической акцентуации личности.
Педантическиеличности.
У лиц педантическоготипа, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмывытеснения. Педантические личности «тянут» с решением даже тогда, когдастадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Они хотят, преждечем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найтиневозможно, что более удачных вариантов не существует. Они не способнывытеснять сомнения, а это тормозит их действия.
При отсутствии неврозапедантичность наносит ущерб личности только тогда, когда она приобретаетболезненный характер. Способность принять решение в этих случаяхнастолько резко нарушена, что человек не в состоянии нормально работать.
Если педантичностьвыступает лишь как акцентуированная черта характера, то описанные вышеотрицательные моменты не проявляются. Поведение педантической личности невыходит за пределы разумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества,связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности.
Любопытно следующее: напедантическую личность ответственное задание может оказать угнетающее действие,так как вызовет множество тревог и опасений, в то же время педантическаяличность возьмется за работу без особых раздумий и выполнит ее четко. Еслиучесть, что педантичность, сверхаккуратность это одновременно исверхдобросовестность, то сразу становится понятным положительное значениетакой черты характера. В быту для лиц педантического типа также характернадобросовестность. Муж в таких случаях нередко, пасуя перед бытовымитрудностями, перекладывает ответственность на жену. Иногда из-за чрезмерногоусердия такие лица, которых еще нельзя отнести к педантическим личностям ( ониобнаруживают только черты педантичности), могут серьезно осложнить себе жизнь.Однако для общества они очень ценны.
Педантическаяскрупулезность, впрочем, выражается не только в высоких деловых качествах. Оначревата тем, что акцентуированная личность начинает усиленно печься особственном здоровье. При умеренных проявлениях это положительное качество.Сверхаккуратный человек осторожен, не увлекается курением, не слишком многопьет. Однако при неблагоприятных обстоятельствах такая установка служит толчкомк развитию ипохондрии.
Застревающиеличности.
Основой застревающего,параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкостьаффекта.
У застревающей личностидействие аффекта прекращается медлено, и стоит лишь вернуться мыслью кслучившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект утакой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания егоне активизируют.
Патологическимпоследствием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты, так какименно им присуща особая сила. Вот почему застревание аффекта наиболее яркопроявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности.Аффект в этих случаях оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетоесамолюбие, а также на различные формы подавления, хотя объективно моральныйущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило никогдане забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных,или мстительных, людей. Кроме того, их называют чувствительными,болезненно обидчивыми, легко-уязвимыми людьми. Обиды в таких случаях впервую очередь касаются самолюбия, сферы задетой гордости, чести.
Однако и ущерб, наносимыйинтересам другого плана, например жажде материальных благ, страстиприобретательству, также болезненно воспринимается людьми, которые отличаютсячрезмерной стойкостью аффекта. Чувство возмущения общественнойнесправедливостью у личности застревающего типа наблюдается в более слабойстепени, чем аффекты на уровне эгоистических побуждений.
Черты застреваниясказываются не только при нанесении ущерба акцентуированной личности, но и вслучае ее успеха. Здесь мы часто наблюдаем проявления заносчивости,самонадеянности. Честолюбие – особенно характерная, яркая черта у лиц счрезмерной стойкостью аффекта: честолюбие сопровождается самоуверенностью, апоощрений таким людям всегда бывает мало.
Поскольку помехиэгоистическим целеустремлениям исходят от окружающих людей, то при высокойстепени застревания, т.е. у личностей параноического типа, наблюдается такаяхарактерная черта, как подозрительность. Человек болезненно чувствительный,постоянно страдающий от мнимого «плохого отношения» к себе, точно также теряетдоверие к людям. Как и человек недоверие которого объективно обоснованно. Подозрительность застревающей личности носитвсеохватывающий характер, поскольку болезненная подозрительность порождается неопределенными внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности.Поэтому о подозрительности как свойстве психики можно говорить только приналичии общей настроенности недоверия, распространяющейся на любые области иотношения.
Вне области психиатриитакого рода развитие почти бредового порядка мы наблюдаем в первую очередь всвязи с ревностью. В области эротики больше, чем во всех других, человекпостоянно колеблется между надеждой и опасениями, в силу чего аффект всеусиливается. Это усугубляется тем, что любовные проявления держат в тайне, такчто судить о том, если измена или нет, бывает затруднительно.
Возбудимыеличности.
Весьма существенны чертыхарактера, вырабатывающиеся в связи с недостаточностью управляемости. Онивыражаются в том, что решающими для образа жизни и поведения человека частоявляются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, авлечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказываетсяразумом, не принимается во внимание.
Реакции возбудимыхличностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможностипримириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они даютволю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостьюудаляются.
По мере возрастания гневаличности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к «делам», то естьк рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых личностей опережаетслова, так как такие люди вообще не очень склонны обмениваться мнениями, еслине считать отборных ругательств. Ведь обмен мнениями равнозначен обменумыслями, а уровень мышления таких людей довольно низок. Да они и не ощущаютпотребности в объяснении – ведь причина гнева и так ясна. И все же не скажешь,что поступки и действия этих импульсивных людей опрометчивы, скорее наоборот,их досада подспудно растет, постепенно усиливается и ищет выхода, разрядки. Ужеодна их неповоротливость, тяжеловесность несовместима с быстротой реакции.Наблюдается скорее непомерное наращивание аффекта, чем его вспышка, поэтомувнезапные взрывы гнева менее характерны для таких людей, гораздо типичнее егомассированные проявления. Когда сердится возбудимая личность она сосредоточенана аффекте, и то, что этот человек расстроен, часто можно определить по однойлишь мимике.
Вообще,моральныеустои в жизни возбудимых личностей не играют сколько-нибудь заметнойроли. При «благоприятных» обстоятельствах они нередко совершают нечестныепоступки, например берут то, что «плохо лежит».
У возбудимых личностейобоих полов в юности нередки импульсивные побеги из дому. Иногда этотспособ избежать на некоторое время посещение школы, а что будет дальше – дляних не имеет значения.
У них такжеконстатируется замедленность мыслительных процессов. Затруднено даже восприятиечужих мыслей, так что часто приходится прибегать к долгим и детальнымобъяснениям, для того чтобы быть правильно понятым ими.
Более или менее четкопроявляющиеся признаки возбудимой личности могут несколько сглаживатьсяналичием природного ума, однако не на столько, чтобы снять движущую силуинстинкта. Решение, которое импульсивными людьми принимается в нормальномсостоянии, «здравом уме», следующий же приступ эмоционального возбуждения можетсвести на нет. Особенно заметно это у возбудимых детей. Можно прилагать любыеусилия, взывать к благоразумию, неотступно вести намеченную тактику – и все жевоспрепятствовать проявлению импульсивных реакций невозможно. И в одном изслучаев акцентуации другого рода воспитательное воздействие не являетсястоль труднодостижимым. Возможно, это происходит в силу того, что сама сфераинстинктов, которая порождает импульсы, остается недоступной для воспитательныхмероприятий. Впрочем, по мере созревания личности наблюдается некотороеулучшение. При различных возбуждениях и «соблазнов» повседневной жизни у этихлюдей оказывается достаточно самоконтроля, чтобы удержаться от безрассудства. Илишь при необычных, острых аффективных напряжениях самоконтроль исчезает.
Гипертимическиеличности.
При гипертимическомтемпераменте приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности,повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темыразговора, что иногда приводит к скачке мыслей. Гипертимическая акцентуацияличности не всегда чревата отрицательными последствиями, она может благотворновлиять на весь уклад жизни человека.
Гипертимические натурывсегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть,вообще им нетрудно живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности,они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельностистимулирует у них инициативу, постоянно толкает на поиск нового. Отклонение отглавной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что такжеблагоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертимическиеличности являются блестящими собеседниками, постоянно находятся в центревнимания, всех развлекают. Они способны говорить без конца, только бы ихслушали. Такие люди не могут наскучить, с ними интересно, они пересыпают своюречь прибаутками, остротами и никогда долго не задерживаются на одной теме.
Однако если данныйтемперамент выражен слишком ярко, положительный прогноз снимается.Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, ибо такие людишутя проходят мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно. У нихпостоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенныемоменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Ярковыраженный гипоманик легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередкорискует потерять имущество, пускаясь в сомнительные предприятия. Чрезмернаяжажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многоеберется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаяхпревращается в пустое прожектерство.
Дистимическиеличности.
Дистимический темперамент(при более резком проявлении субдепрессивны) представляет собойпротивоположность гипертимическому. Личности этого типа по натуре серьезны иобычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большейстепени, чем на радостных. Стимулирование жизнедеятельности при дистимическомтемпераменте ослаблено, мысль работает замедленно. В обществе дистимическиелюди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания последлительных пауз.
Серьезная настроенностьвыдвигает на передний план тонкие, возвышенные чувства, несовместимые счеловеческим эгоизмом. Серьезная настроенность ведет к формированиюсерьезной этической позиции. Показательно уже то, что в обоих случаях мыпользуемся определением «серьезный». Это указывает на внутреннюю близость междуданными проявлениями. Именно в них мы и усматриваем положительную сторонудистимического темперамента. Пассивность в действиях и замедленное мышление, втех случаях, когда они выходят за пределы нормы, относятся к отрицательнымсвойствам этого темперамента.
Аффективно-лабильныеличности (Циклотимический)
Аффективно-лабильные, или(при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности – это люди,для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. Напередний план выступает то один, то другой из этих двух полюсов, иногда безвсяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретнымисобытиями. Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не толькорадостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждойдеятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные событиявызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.
Причиной смены полюсов невсегда являются внешние раздражители, иногда достаточно бывает неуловимогоповорота в общем настроении. Если собирается веселое общество, тоаффективно-лабильные личности могут оказаться в центре внимания, быть«заводилами», увеселять всех собравшихся. В серьезном, строгом окружении онимогут оказаться самыми замкнутыми и молчаливыми.
Аффективно-экзальтированныеличности.
Это название подчеркиваетего близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкимиколебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказатьсяослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. Вслучаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не можетбыть и речи о патологии.
Аффективно-экзальтированныелюди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, ихвнешние проявления отличаются большой интенсивностью.Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг отрадостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация в незначительноймере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируетсятонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям,радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаютсявосторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь кмузыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозногопорядка, поиски мировоззрения – все это способно захватить экзальтированногочеловека до глубины души.
Другой полюс его реакций– крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание кнесчастным людям, к больным животным способна довести такого человека доотчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, котороедругим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытыватьискреннее и глубокое горе. Страх у таких людей обладает, по-видимому, свойствомрезкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающемэкзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодныйпот), а отсюда и усиление психических реакций.
Тот факт, чтоэкзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет,почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры –художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто вкорне иное, чем научные способности в определенной области, например вматематике.
Тревожные (боязливы)личности.
В детском возрастечувство страха нередко достигает крайней степени. Дети такого склада,обладающие тревожно-боязливым темпераментом, боятся. Например, засыпать втемноте или когда в помещении никого нет, заходить в неосвещенные комнаты икоридоры. Боятся собак. Трепещут перед грозой. Наконец, боятся других детей,поэтому те их часто преследуют и дразнят. Они не решаются защищаться от нападений,что как бы провоцирует других, более сильных и смелых, детей поиздеваться надсвоим боязливым товарищем, ударить его. Это «козлы отпущения», как их обычноназывают, или «мишени», ибо они постоянно «вызывают огонь на себя».
У взрослых картинанесколько иная, страх не столь полно поглощает взрослого, как ребенка.Окружающие люди не представляются им угрожающими, как в детстве, а поэтому ихтревожность не так бросается в глаза. Впрочем, неспособность отстоять своюпозицию в споре остается. Достаточно противнику выступить поэнергичнее, каклюди с тревожно-боязливым темпераментом стушевываются. Поэтому такие людиотличаются робостью, в которой чувствуется элемент покорности,униженности. Наряду с этим различают еще ананкастическую робость, спецификойкоторой является внутренняя неуверенность в себе. В первом случае человекпостоянно настороже перед внешними раздражителями, во втором – источникомробости служит собственное поведение человека, именно оно все время находится вцентре его внимания. Эти два типа робости можно дифференцировать при простомнаблюдении. В обоих случаях возможна сверхкомпенсация в виде самоуверенного илидаже дерзкого поведения, однако неестественность его сразу бросается в глаза.Боязливая робость может иногда перейти в доверчивость, в которой сквозитпросьба: «Будьте со мной дружелюбны».
Временами к робостиприсоединяется пугливость, которая может иметь чисто рефлекторныйхарактер, но может быть и проявлением страха. Чем ярче выражена пугливость, темболее вероятна сопровождающая ее повышенная возбудимость вегетативнойнервной системы, усиливающая соматическую реакцию страха, которая черезсистему иннервации сердца может сделать страх еще более интенсивным.
Эмотивные личности.
Эмотивностьхарактеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонкихэмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой,гуманностью и отзывчивостью. С подобными реакциями мы уже встречались, описываяаффективно-экзальтированный темперамент, явно родственный эмотивному. Ноэмотивные личности не впадают в такие крайности в области эмоций, какаффективно-экзальтированные, эмоции их развиваются с меньшей быстротой.Аффективно-экзальтированных личностей можно охарактеризовать словами «бурный,порывистый, возбужденный», эмотивных – «чувствительный, впечатлительный».Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они болеежалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особуюрадость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуюткак людей задушевных.
Мягкосердечие,задушевность людей этого типа связаны с усиленным внешним проявлением ихреакций. В беседе с эмотивными личностями сразу видно, как глубоко ихзахватывают чувства, о которых они говорят, поскольку все это отчетливоотражает мимика. Особенно характерна для них слезливость: они плачут,рассказывая о кинофильме с печальным концом, о грустной повести. Также легко уних появляются слезы радости, растроганности.
Особая чувствительностьнатуры ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людейболезненно глубокое воздействие. Они легко поддаются и радости, причем радостьтакже захватывает их глубже, чем других людей.ГлаваII. Эмпирическоеисследование
 
Описаниеэмпирической базы и психодиагностических методов исследования.
Эмпирическаябаза исследования:
Психодиагностическоеисследование проводилось в декабре 2006-го года. В данном исследовании былоопрошено 26 респондентов, учащихся 11-го А класса средней общеобразовательнойшколы № 1179 Южного административного округа города Москвы. Участие всехиспытуемых в нашем исследовании было добровольным. Результаты шести человек,при обработке анкет испытуемых, полученных в ходе настоящего исследования, былиисключены нами из общей выборки и не участвовали в дальнейшем анализе, так какданные респонденты неправильно истолковали инструкцию к тесту-опроснику, а,следовательно, достоверность полученных результатов весьма сомнительна инаучной ценности не представляет. Таким образом в психологическом анализеприняло участие 20 респондентов.
Психодиагностическиеметодики исследования.
Длявыполнения поставленных задач мы использовали психодиагностическую тестовуюметодику определения акцентуаций характера К.Леонгарда[1].
Опросниктипологии характера, разработан известным немецким психиатром, неврологом ипсихологом К.Леонгардом, на основе егоконцепции акцентуированных личностей[2]. Теоретические воззренияК.Леонгарда, созданная им типология характеров послужила фундаментом приразработке таких методик как опросник К.Шмишека и Патохарактерологическийдиагностический опросник А.Е.Личко.
Характерологическийопросник К.Леонгарда, предназначен для выявления акцентуаций, заостренийхарактера. Данная психодиагностическая методика включает в себя 88 вопросов,сгруппированных в 10 шкал, соответствующих определенным, выделяемымК.Леонгардом, акцентуациям характера.
Выявляютсяследующие типы акцентуированных личностей:
1.Гипертимные,
2.Возбудимые,
3.Эмотивные,
4.Педантичные,
5.Тревожные,
6.Циклотимные,
7. Демонстративные,
8.Неуравновешенные,
9.Дистимные,
10.Экзальтированные.
Возможно,применение опросника как индивидуально, так и в группе.
Пригрупповом обследовании каждый опрошенный должен иметь перед собой текстопросника и лист для ответов, однако, допускается и зачтение вопросовпсихологом. Опросник используется как в целях психологической консультации, таки с целью профотбора и профориентации. Полный текст вышеописанной методикиприведен в приложении № 1.
Ход проведенияэмпирического исследования и его результаты.
Намибыли подготовлены бланки для проведения психодиагностического тестированияреспондентов с целью выявления акцентуированных личностей в общей выборке иполучения общей характерологической «картины» группы. Исследование проводилосьнами 21 декабря 2006-го года. Начало исследования – 8 часов 45 минут.Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 1179 Южногоадминистративного округа г. Москвы.
В ходе исследования намибыло опрошено и протестировано 26 человек – 11А класс указанной выше школы.Проведение психодиагностического исследования в сумме заняло 45 минут, включаяинструкцию, и было завершено в 9 часов 30 минут.
Результатыэмпирического исследования.
Для анализа полученных входе эмпирического исследования данных нами были использованы следующиепрограммные средства:
А. «Анализатор опросникаЛеонгарда» — специально разработанное и реализованное нами приложение,позволяющее ускорить обработку тестовых бланков респондентов. (Подробнееописано в Приложении № 2).
Б. Microsoft «Exel» 2003 – электронные таблицы из пакета Microsoft Office.
В. SPSS версия 12,5 – пакет программныхсредств для обработки данных и визуализации результатов их анализа.
После получения «сырого»психодиагностического материала мы присвоили каждому испытуемому индивидуальныйномер и занесли все результаты в Таблицу № 1, приведенную ниже.
Таблица № 1. Результатытестирования общей выборки опрошенных.№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность 1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12 2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18 3 м 15 8 9 10 6 15 20 3 9 18 4 м 24 10 18 14 6 12 14 15 9 18 5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18 6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18 7 ж 18 10 15 8 12 12 22 9 12 8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18 9 м 18 16 12 12 15 24 20 15 9 24 10 м 18 4 6 10 9 21 16 12 3 18 11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18 12 м 21 12 12 10 3 12 8 9 9 12 13 м 21 12 9 10 6 14 6 12 12 14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12 15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18 16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12 17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18 18 м 18 14 9 6 3 12 12 9 6 12 19 ж 18 10 15 12 3 9 12 18 12 12 20 ж 15 8 9 8 3 24 20 18 12 18 Средние значения 17,7 12,25 15,75 9,9 8,25 15,9 16,2 10,35 9,6 15,9
 
 
В Таблице № 1 приведенырезультаты анализа ответов респондентов по характерологическому опросникуК.Леонгарда. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднеезначение выборки по каждой шкале (акцентуации).
В ходе проведенногоисследования, после обработки полученных на первом этапе психодиагностическихданных и занесения их в таблицу (см. Таблицу № 1), нами были выявлены следующиерезультаты:
Нами был произведенколичественный анализ совокупных результатов в общей выборке респондентов. Мывыделили следующие параметры:
1.   Количество шкал с нулевым показателем(0 баллов).
2.   Количество шкал с показателем 24 из24 (24 балла – максимальное значение по каждой из шкал характерологическогоопросника К.Леонгарда, использованного нами для проведения данногоисследования).
3.   Количество шкал без акцентуаций(данный параметр характеризуется количеством таких шкал, результаты которых, всоответствии с инструкцией по анализу опросника К.Леонгарда, не выявилиакцентуации характера у респондента).
4.   Количество средневыраженныхакцентуаций (количество шкал, показатели которых выявили наличие акцентуациихарактера средней степени выраженности).
5.   Количество ярковыраженных акцентуаций(количество шкал, результаты которых указывают на наличие у респондентаярковыраженной акцентуации характера).
Полученную на данномэтапе анализа информацию мы занесли в Таблицу № 2. В Т0аблице № 2 мы отразилирезультаты, так называемого, горизонтального анализа совокупных результатов пошкалам акцентуаций (по опроснику К.Леонгарда) для каждого респондента общейвыборки.
Таблица № 2. Совокупныерезультаты шкал акцентуаций в общей выборке респондентов..№ респондента Пол К-во ярковыраженных акцентуаций К-во средневыраженных акцентуаций К-во шкал без акцентуаций К-во шкал с показателем 24/24 Общее к-во акцентуаций К-во шкал с нулевым показателем 1 ж 2 7 1 9 2 ж 6 3 1 9 3 м 4 4 2 8 4 м 6 3 1 1 9 5 ж 9 1 10 6 ж 7 3 10 7 ж 3 6 1 9 1 8 ж 4 6 10 9 м 7 3 2 10 10 м 4 3 3 7 11 ж 4 3 3 7 12 м 1 8 1 9 13 м 2 5 3 7 1 14 ж 4 3 3 1 7 15 ж 6 2 2 8 16 ж 4 3 3 7 17 ж 9 1 2 10 18 м 2 5 3 7 19 ж 3 6 1 9 20 ж 5 4 1 1 9 Средние значения 4,6 3,95 1,45 0,35 8,55 0,1
В Таблице № 2 содержатьсяданные анализа характерологического опросника К.Леонгарда. Представленныепараметры выраженности степени акцентуаций характера респондентовклассифицированы в соответствии с ключом расшифровки результатов опросникаК.Леонгарда. В Таблицу №2 введены параметры 24 из 24, то есть максимальновозможный показатель по каждой из шкал опросника и показатель 0, то естьминимальное значение результатов по каждой из шкал опросника. Также в Таблице №2 приведена информация об общем количестве подтвержденных ключом тестаакцентуаций характера для каждого испытуемого и средние значения каждого изпараметров для общей выборки респондента.
Вышеуказанные параметрыотражены на Диаграмме № 1. Для построения графика Диаграммы № 1 использованысредние значения совокупных параметральных показателей шкал в общей выборкетестируемых (см. Таблицу № 2).
/>
Как видно на графикеДиаграммы № 1, количество ярковыраженных акцентуаций явно превалирует надколичеством средневыраженных акцентуаций. Их суммарное количество по отношениюк количеству шкал без акцентуаций мы отображаем в Диаграмме № 2:
/>
Соотношения повышеуказанным параметрам, отраженное на Диаграмме № 2, составляет 8,55 к 1,45. Такимобразом, выходит, что количество шкал, подтверждающих наличие акцентуацийхарактера у среднестатистического тестируемого в 5,897 раз выше, нежеликоличество шкал опровергающих наличие акцентуаций.
Далее, мыпроанализировали количественные соотношения шкал акцентуаций в их качественномаспекте, то есть, в качестве параметра для анализа выступило не количественноесоотношение результатов шкал акцентуаций, сгруппированных по тому или иномупризнаку, а непосредственно результаты (показатели) самих этих шкалакцентуаций.
На данном этапе обработкиданных мы проанализировали соотношение средних значений числовых показателейкаждой шкалы акцентуаций в общей выборке респондентов. Данное соотношениеотображено в Диаграмме № 3.
/>
Как видно на графикеДиаграммы № 3, преобладающей над всеми акцентуацией в нашей выборке являетсягипертимность. По данной шкале ни один тестируемый не показал значений лежащихв пределах интервала «без акцентуаций». Однако, в интервал средневыраженныхакцентуаций также вошло мало значений. Для иллюстрации этих данных, а такжесоотношений количественных интервалов внутри каждой шкалы обратимся кпостроенной нами Диаграмме № 4

/>
Шкалы акцентуаций.
1. Гипертимность
2. Возбудимость
3. Эмотивность
4. Педантичность
5. Тревожность
6. Циклотимность
7. Демонстративность
8. Неуравновешенность
9. Дистимность
10. Экзальтированность  
 
 
 

Диаграмма № 4построена на основе таблицы вертикального, интрошкалированного анализапоказателей каждой шкалы по параметрам выраженности (см. параметры выраженностиакцентуаций в Таблице № 2). Значения результатов вышеупомянутого анализапредставлены в Таблице № 3, приведенной ниже.
Таблица № 3.Интрошкальные (внутри каждой шкалы) совокупные значения результатовтестирования общей выборки респондентов по параметрам степени (уровня)выраженности акцентуаций.
Параметры
Выраженности Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность Показатель 24/24 1 1 3 1 1 показатель 0 1 1 Ярко выраженные акцентуации 19 7 12 3 4 12 14 7 2 12 Средне выраженные акцентуации 1 12 7 13 6 6 6 7 13 8 Шкалы без акцентуаций 1 1 4 10 2 6 5
Диаграмма 4 такжепоказывает крайне низкие показатели заострений характера тестируемых по шкале«тревожность». Показатели по шкале «дистимность» также невысоки, однако, оникомпенсируются наличием результатов, попадающих в интервал средневыраженныхакцентуаций.
В целом же, данный график(Диаграмма № 4) представляет собой психологический профильсреднестатистического школьника выпускного класса, обучающегося в 11 классеобщеобразовательной школы.
Также мы предположили,что у мужской и женской подгрупп общей выборки респондентов могут бытьразличные показатели по шкалам акцентуаций. Для проверки данного предположениямы условно разделили общую выборку респондентов. (см. Таблицу № 1) на мужскую иженскую подгруппы общей выборки, соответственно, дифференцировав таблицу общейвыборки тестируемых по половому признаку.
Таким образом, даннаяинформация приняла следующий вид ( см. Таблица № 4 и Таблица № 5).
Таблица № 4. Результатытестирования женской подгруппы общей выборки респондентов.№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность 1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12 2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18 5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18 6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18 7 ж 18 10 15 8 12 12 22 9 12 8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18 11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18 14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12 15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18 16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12 17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18 19 ж 18 10 15 12 3 9 12 18 12 12 20 ж 15 8 9 8 3 24 20 18 12 18 Средние значения 16,846 13 18,46 9,6923 9,461 16,615 16,9230 10,61 10,38 15,69
В Таблице № 4 приведенырезультаты анализа анкет респондентов по характерологическому опросникуК.Леонгарда женской подгруппы общей выборки тестируемых. Значения распределеныпо шкалам, так же представлено среднее значение данной подгруппы общей выборкипо каждой шкале.
Таблица № 5. Результатытестирования мужской подгруппы общей выборки респондентов.№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность 3 м 15 8 9 10 6 15 20 3 9 18 4 м 24 10 18 14 6 12 14 15 9 18 9 м 18 16 12 12 15 24 20 15 9 24 10 м 18 4 6 10 9 21 16 12 3 18 12 м 21 12 12 10 3 12 8 9 9 12 13 м 21 12 9 10 6 14 6 12 12 18 м 18 14 9 6 3 12 12 9 6 12 Средние значения 19,28571 10,85714 10,71429 10,28571 6 14,57143 14,85714 9,857143 8,142857 16,28571
В Таблице № 5 приведенырезультаты анализа ответов респондентов по характерологическому опросникуК.Леонгарда мужской подгруппы общей выборки респондентов. Значения распределеныпо шкалам, так же представлено среднее значение данной подгруппы общей выборкипо каждой шкале.
На основании среднихрезультатов мужской и женской подгрупп общей выборки по каждой из шкалакцентуаций мы построили следующую Диаграмму № 5.
Шкалы акцентуаций.
1. Гипертимность
2. Возбудимость
3. Эмотивность
4. Педантичность
5. Тревожность
6. Циклотимность
7. Демонстративность
8. Неуравновешенность
9. Дистимность
10. Экзальтированность   />
Порядковые номера шкалакцентуаций на Диаграмме № 5 соответствуют ключу шкал Диаграммы № 4. Значенияшкал представлены в виде среднего значения обеих подгрупп общей выборки покаждой шкале.
Несмотря на то, чтопоказатели шкал у разных подгрупп общей выборки респондентов расходятся,причем, местами весьма значительно, какой-либо четкой закономерности мы невыявили.
Однако, следует отметить,что по нашему мнению, все же возможно найти определенные закономерности междурезультатами мужской и женской подгруппами общей выборки, однако, для этогонеобходимо провести более масштабное исследование с большим количествомиспытуемых и с примерно равным соотношением мужчин и женщин в общей выборкеиспытуемых.
Вернувшись к анализурезультатов по шкалам, мы подвергли таблицу результатов тестирования (Таблица №1) анализу на предмет выявления шкал с показателями 0 и 24 из 24. Однако, вданном случае анализ проводился в вертикальной плоскости (вертикальный анализтаблицы), с подсчетом количества максимальных и минимальных показателей длякаждой шкалы, в отличие от описанных выше результатов горизонтального анализапоказателей для каждого опрошенного.
Данный анализ не выявилкаких-либо закономерностей, но показал, что чаще всего в нашей выборкереспондентов (3 случая из 20) максимальный результат встречается в результатахпо шкале «циклотимность».
Таким образом, изпроведенного нами эмпирического психодиагностического исследования можносделать следующие основные выводы:
1.        На современномэтапе развития системы образования и других социальных институтов Российскойфедерации, влияние этой системы на психику школьников приводит к тому, чтосреднестатистический учащийся выпускного класса общеобразовательной школы имеет46% ярковыраженных акцентуаций характера, 39,5% средневыраженных акцентуаций илишь 14,5% тестовых шкал характерологического опросника К.Леонгарда не выявилоналичия акцентуаций характера. Таким образом, выходит, что отечественныйвыпускник, к моменту вступления во взрослую жизнь, акцентуирован на 85,5%. Приэтом 3,5% показателей по шкалам имеют максимальное значение. Мы считаем, что даннаяпроблематика очень важна, так как вышеизложенные показатели могут отражать нетолько дефекты в структуре российской системы образования, но и иныеобщественные факторы, такие как уровень культуры воспитания в семье,психологический климат в классе, семье и дошкольных учебных заведениях.Следовательно, проблема акцентуированности подростков является общенациональнойи должна разрабатываться соответствующим образом.
2.        Основнойдоминирующей акцентуацией характера у выпускников школы является гипертимность.Данная акцентуация характера выявлена у 100% опрошенных общей выборкииспытуемых, при этом 95% респондентов имею данную акцентуацию в ярковыраженнойформе и 5% в средневыраженной. Также 5% испытуемых имеют максимальныйпоказатель по данной шкале. Выборка респондентов в целом показала очень низкиерезультаты по шкале тревожности: 23% яркая степень выраженности, 32% средняястепень (в большинстве своем ближе к нижней границе интервала) и у 50%испытуемых исследование вовсе не выявило такой акцентуации, как тревожность.
3.        Несмотря на то,что шкала циклотимности находится во второй по интенсивности выраженностигруппе шкал, по данной шкале нам встретилось наибольшее количество максимальныхрезультатов (24 из 24), такие результаты были отмечены у 15% опрошенных намивыпускников.

Заключение
В настоящее время вРоссийской федерации очень малое количество людей уделяют должное вниманиесвоему психологическому здоровью. Данная тенденция также наблюдается и уродителей по отношению к собственным детям. Психологическая неграмотностьродителей и педагогов приводит к неправильному выбору стилей и методоввоспитания детей. Следствием данного фактора являются стрессы, депривации ипрочие психологические травмы у детей. Во множестве случаев четко неосознаваемые эти травмы накапливаются и, не находя выхода с возрастом приводятк деформации личности ребенка.
По результатам нашегоэмпирического исследования можно судить, что каждый выпускникобщеобразовательной школы имеет минимум одну, ярковыраженную акцентуациюхарактера, что полностью подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в началенастоящей работы.
Преобладающейакцентуацией характера у 100 % наших респондентов является гипертимность.Данная акцентуация характера выявлена у 100% опрошенных общей выборкииспытуемых, при этом 95% респондентов имею данную акцентуацию в ярковыраженнойформе и 5% в средневыраженной. Также 5% испытуемых имеют максимальныйпоказатель по данной шкале. Это очень тревожный результат, так как онхарактеризует общую направленность личности среднего школьника-выпускника.Такие индивиды не разборчивы в контактах, их интересы неустойчивы и весьмаповерхностны, они не могут долго заниматься одним делом и достигать намеченныхцелей, постоянно переходя от одного вида деятельности к другой. Часто попадаютв «плохие» компании, склонны к различного рода девиациям и аддиктивным формамповедения, такими как наркомания, алкоголизм, табакокурение и так далее. Этиподростки легко внушаемы и часто попадают под влияние различного рода религиозныхи оккультных сект, а также организаций экстремистского и анархического толка.Данные тенденции развития современной молодежи чреваты весьма неблагоприятнымипоследствиями в ближайшем будущем и требуют тщательно продуманного системноговмешательства на самом высоком уровне.
Выборка респондентов вцелом показала очень низкие результаты по шкале тревожности: 23% яркая степеньвыраженности, 32% средняя степень (в большинстве своем ближе к нижней границеинтервала) и у 50% испытуемых исследование вовсе не выявило такой акцентуации,как тревожность. На данный момент мы не можем доподлинно точно установитьпричину подобного рода показателей по данной шкале, однако мы предполагаем, чтоданный феномен вызван возрастными особенностями испытуемых (средний возрастреспондентов составляет 16,2 года). Опять таки общественно неблагоприятныйрезультат: подростки с низким уровнем тревожности расторможены, плохо поддаютсяконтролю, в сочетании с повышенной гипертимностью низкий результат по шкалетревожности с большой долей вероятности может создать делинквентную личность,не думающую о последствиях своих действий и не страшащуюся наказания. Эти такназываемые «борзые» подростки составляют основной контингент детскихисправительных учреждений, спецприемников, и трудовых интернатов закрытоготипа.
Несмотря на то, что шкалациклотимности находится во второй по интенсивности выраженности группе шкал, поданной шкале нам встретилось наибольшее количество максимальных результатов (24из 24), такие результаты были отмечены у 15% опрошенных нами выпускников… У60% испытуемых выявлена ярковыраженная циклотимическая акцентуация. Этот фактмы связываем с повышенными физическими и психологическими нагрузками, которыеиспытывают на себе школьники во время обучения в российской системеобразования. Большое количество лиц с циклотимической акцентуаций средивыпускников школ – очень тревожный фактор для общества в целом, так как даннаяакцентуация дают благотворную почву для развития маниакально депрессивногопсихоза, а в максимальной степени выраженности составляет пограничноепсихопатологическое состояние с этим психозом.
Данные, полученные нами входе настоящего исследования позволяют нам составить психохарактерологическийпрофиль среднего учащегося выпускного класса общеобразовательной школы. Данныйпсихохарактерологический профиль отображен на Диаграмме № 4.
Шкалы акцентуаций.
1. Гипертимность
2. Возбудимость
3. Эмотивность
4. Педантичность
5. Тревожность
6. Циклотимность
7. Демонстративность
8. Неуравновешенность
9. Дистимность
10. Экзальтированность   />
График Диаграммы № 4наглядно иллюстрирует соотношение акцентуаций характера в классе. Также данныйграфик является психохарактерологическим профилем среднего школьника выпускногокласса, поскольку Диаграмма № 4 построена на основе средних значений таблицырезультатов тестирования общей выборки наших респондентов (Таблица № 1).
На основании полученныхнами результатов можно с уверенностью заключить, что личность ребенка, кмоменту окончания им средней школы, испытывает огромное деструктивное влияние,приводящее к появлению ярковыраженных акцентуации. Первопричинность же этоговлияния, способы и методы по его нивелированию и нейтрализации результатовэтого влияния являются в настоящее время крайне актуальной темой и требуютсерьезнейшей научной и практической разработки и последующего внедрения вроссийскую систему образования.

Библиографический список
 
1.      БассинФ.В. О силе «Я» и психологической защите / Вопросы философии. 1969, № 2.
2.      БассинФ.В. Сознание, «бессознательное» и болезнь / Вопросы философии. 1971, № 9.
3.      БассинФ.В. Сознание, «бессознательное» и болезнь / Вопросы философии. 1971, № 9.
4.      БассинФ.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты /Психологический журнал. 1988, № 3.
5.      БернсР. Развитие Я-концепции и воспитание. М., «Прогресс», 1986.
6.      БьюджентальДж. Ф. Т. Наука быть живым. М., «Класс», 1998
7.      БьюджентальДж. Ф. Т. Искусство психотерапевта.
8.      Санкт-Петербург,«Питер», 2003Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Вопросыфилософии. 1969, № 2.
9.      ВоловикВ.М., Вид В.Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значениев психотерапии больных шизофренией / Психологические проблемы психогигиены,психопрофилактики и медицинской деонтологии / Ред. М.М. Кабанов, Л., 1976.
10.    Журбин В.И. Понятиепсихологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса / Вопросыпсихологии. 1990. № 4.
11.    Ильин Г.А. Причинынеприятия психоанализа // Бессознательное: природа, функции, методы исследования.Тбилиси: Мецниереба, т. 14. 1985.
12.    Каменская В.Г.Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. Санкт-Петербург,1999.
13.    Киршбаум Э.И.Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе:дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07. Л., 1987.
14.    Краткий очерк историифилософии. Под ред. М. Ивчука и др., М., 1981.
15.    Леонгард К.Акцентуированные личности. Киев: Вища шк., 1989.
16.    Личко А.Е. Типологическаямодель. Эл. Версия, источник – www.myword.ru.
17.    Мудрик А.В. Социальнаяпедагогика. Пенза, 1994.
18.    Мэй Р. Искусствопсихологического консультирования. М, 1999.
19.    Насиновская Е.Е.,Якубовская М.Я. Психологический барьер как защитный механизм личности вконфликтной ситуации. М. Изд. Моск. ун-та, 1984.
20.    Немов Р.С. Психология:Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
21.    Общая психология. Выпуск2. Субъект деятельности. Под ред. В.В. Петухова, Москва, 1998.
22.    Пиз А. Язык телодвижений.М., 1996.
23.    Психология. Словарь –справочник. Авторы-составители М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Минск, «Хэлтон»,1998.
24.    Психология личности. Т.2. Под ред. Д.Я. Райгородского, Самара, «Бахрах», 1999.
25.    Психология и психоанализхарактера. Хрестоматия. Самара, 1998.
26.    Психология индивидуальныхразличий. Хрестоматия. М, 1982.
27.    Прошкина В.М. Особенностипсихологической защиты при нравственных девиациях у студентов: дисс. на соиск.учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1990.
28.    Роджерс К. Искусствоконсультирования и терапии. М., «Экспо», 2002.
29.    Роджерс К. Психотерапия иизменение личности. М., «Прогресс», 1999.
30.    Роджерс К. Становлениеличности взгляд психотерапевта. М., «Класс», 1997.
31.    Роджерс К. Способ бытия.Санкт-Петербург, «Питер», 2004.
32.    Сидоров П. И., ПарняковА. В. Клиническая психология. М., «Геотар — мед», 2002
33.    Фрейд З. О клиническомпсихоанализе. М., «Прогресс», 1991
34.    Фрейд З. «Я» и «Оно» вдвух томах. Тбилиси, «МеРани», 1991

Приложение № 1. Таблицы и диаграммы
 
1.  Таблицы
 
Таблица № 1. Результатытестирования общей выборки опрошенных.№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность 1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12 2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18 3 м 15 8 9 10 6 15 20 3 9 18 4 м 24 10 18 14 6 12 14 15 9 18 5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18 6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18 7 ж 18 10 15 8 12 12 22 9 12 8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18 9 м 18 16 12 12 15 24 20 15 9 24 10 м 18 4 6 10 9 21 16 12 3 18 11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18 12 м 21 12 12 10 3 12 8 9 9 12 13 м 21 12 9 10 6 14 6 12 12 14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12 15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18 16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12 17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18 18 м 18 14 9 6 3 12 12 9 6 12 19 ж 18 10 15 12 3 9 12 18 12 12 20 ж 15 8 9 8 3 24 20 18 12 18 Средние значения 17,7 12,25 15,75 9,9 8,25 15,9 16,2 10,35 9,6 15,9

Таблица № 2. Совокупныерезультаты шкал акцентуаций в общей выборке респондентов..№ респондента Пол К-во ярковыраженных акцентуаций К-во средневыраженных акцентуаций К-во шкал без акцентуаций К-во шкал с показателем 24/24 Общее к-во акцентуаций К-во шкал с нулевым показателем 1 ж 2 7 1 9 2 ж 6 3 1 9 3 м 4 4 2 8 4 м 6 3 1 1 9 5 ж 9 1 10 6 ж 7 3 10 7 ж 3 6 1 9 1 8 ж 4 6 10 9 м 7 3 2 10 10 м 4 3 3 7 11 ж 4 3 3 7 12 м 1 8 1 9 13 м 2 5 3 7 1 14 ж 4 3 3 1 7 15 ж 6 2 2 8 16 ж 4 3 3 7 17 ж 9 1 2 10 18 м 2 5 3 7 19 ж 3 6 1 9 20 ж 5 4 1 1 9 Средние значения 4,6 3,95 1,45 0,35 8,55 0,1
Таблица № 3.Интрошкальные (внутри каждой шкалы) совокупные значения результатовтестирования общей выборки респондентов по параметрам степени (уровня)выраженности акцентуаций.
Параметры
Выраженности Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность Показатель 24/24 1 1 3 1 1 показатель 0 1 1 Ярко выраженные акцентуации 19 7 12 3 4 12 14 7 2 12 Средне выраженные акцентуации 1 12 7 13 6 6 6 7 13 8 Шкалы без акцентуаций 1 1 4 10 2 6 5
Таблица № 4. Результатытестирования женской подгруппы общей выборки респондентов.№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность 1 ж 18 12 21 8 9 12 10 3 9 12 2 ж 18 12 21 4 9 18 22 15 9 18 5 ж 18 20 21 18 15 21 14 15 12 18 6 ж 15 12 21 10 15 21 16 12 15 18 7 ж 18 10 15 8 12 12 22 9 12 8 ж 15 10 12 10 12 21 16 12 9 18 11 ж 18 12 21 6 6 18 12 6 9 18 14 ж 18 18 21 10 12 6 24 6 6 12 15 ж 15 14 18 8 3 15 20 9 6 18 16 ж 12 14 21 6 6 15 12 9 15 12 17 ж 21 17 24 18 18 24 20 15 12 18 19 ж 18 10 15 12 3 9 12 18 12 12 20 ж 15 8 9 8 3 24 20 18 12 18 Средние значения 16,846 13 18,46 9,6923 9,461 16,615 16,9230 10,61 10,38 15,69
Таблица № 5. Результатытестирования мужской подгруппы общей выборки респондентов.№ респондента Пол Гипертимность Застревание Эмотивность Педантичность Тревожность Циклотимность Демонстративность Возбудимость Дистимность Экзальтированность 3 м 15 8 9 10 6 15 20 3 9 18 4 м 24 10 18 14 6 12 14 15 9 18 9 м 18 16 12 12 15 24 20 15 9 24 10 м 18 4 6 10 9 21 16 12 3 18 12 м 21 12 12 10 3 12 8 9 9 12 13 м 21 12 9 10 6 14 6 12 12 18 м 18 14 9 6 3 12 12 9 6 12 Средние значения 19,28571 10,85714 10,71429 10,28571 6 14,57143 14,85714 9,857143 8,142857 16,28571
2.  Диаграммы
/>
/>

/>
Шкалы акцентуаций.
1. Гипертимность
2. Возбудимость
3. Эмотивность
4. Педантичность
5. Тревожность
6. Циклотимность
7. Демонстративность
8. Неуравновешенность
9. Дистимность
10. Экзальтированность   />

/>
Шкалы акцентуаций.
1. Гипертимность
2. Возбудимость
3. Эмотивность
4. Педантичность
5. Тревожность
6. Циклотимность
7. Демонстративность
8. Неуравновешенность
9. Дистимность
10. Экзальтированность  


Приложение № 2. Leonhardquestionnaireanalyzer– описание программы
 
1.        Общиесведения. Leonhardquestionnaire analyzer (Анализатор опросника К.Леонгарда (в дальнейшем LQA)) – специально реализованное намидля настоящего исследоваания программное средство, позволяющее ускоритьобработку «сырого» психодиагностического материала, полученного на этапе опросареспондентов.
2.        Техническоезадание (Т.З.).
А) Базовая задача.Создать приложение для частичной автоматизации подсчета балловхарактерологического опросника К.Леонгарда и распределения этих баллов посоответствующим шкалам.
Б) Среда. Windows 9x/NT/XP/Vista.
В) Системные требования.Компьютер IBM/PC архитектуры, с установленное ОС не ниже Windows 95.
3. Реализация Т.З.
А) ТрансляторДляреализации т.з. LQA мыиспользовали транслятор Delphiверсии 6,0, выпущенный компанией Borland.Данный транслятор использует одноименный, Pscal-производный язык (Delphi). Приложения создаются путем компиляции исходногокода.
Б) Метод. Исходный код LQA основан на применении функции IF (если). С помощью данной функции мыпостроили матрицу ответов. При нажатии одной из клавиш ответа («ДА» или «НЕТ»),система сравнивает введенный ответ с матрицей, согласуясь со счетчикомвопросов, после чего заносит + 1 балл в соответствующуую шкалу.
Шкалы представляют собойглобальные переменные, обнуляющиеся при запуске приложения и при нажатии кнопки«Новый испытуемый». Каждой шкале присвоена соответствующая переменная.
Счетчик вопросов такжепредставляет собой глобальную переменную, обнуляющуюся при старте и рестарте.При нажатии любой клавиши ответа переменная счетчика возрастает на единицу.
В) Используемыекомпоненты.
1. TForm
2. TButton
3,TLabel
4, Main menu
5. Aboutbox
4. Описание приложенияLQA.
Для начала работыдостаточно запустить LQA.Счетчик вопросов автоматически устанавливается на первый вопрос. Шкалыобнулены.
Рисунок 1. Рабочийинтерфейс LQA.
/>
LQA представляет собой форму, с главнымменю, индикицией шкал и номера текущего вопроса, кнопками ответов и кнопкой«Новый испытуемый», которая приравнивает к нулю все глобальные переменныеприложения, за исключение счетчика вопросов (мин. Значение счетчика = 1).

Рисунок 2. LQA во время работы.
/>
В процессе работы LQA в режиме реального времениотображает результаты анализа для каждой шкалы.
Рисунок 3. LQA по завершении анализа.
/>
После ответа на последнийвопрос характерологического опросника К.Леонгарда, LQA отключает кнопки ответов, на индикаторе счетчикавопросов отображается надпись «ВСЁ». После этого можно зафиксировать значенияшкал для последующего анализа. Для начала подсчета баллов нового испытуемого,необходимо нажать клавишу «Новый испытуемый». LQA вернется в стартовое состояние (см. Рисунок 1.).
Рисунок 4. About box (модуль «о программе») LQA.

/>
Для получения информацииоб авторе, лицензии, сайте распространителе, а токже основном назначении LQA, используйте пункт меню «Помощь» «Опрограмме».
LQA позволяет обрабатывать от 20 до 35бланков в час.

Приложение № 3. Текст методики
 
Характерологическийопросник К. Леонгарда
 
1. Текст опросника:
1.  У вас чаще веселое и беззаботноенастроение.
2.  Вы чувствительны к оскорблениям.
3.  Бывает ли так, что у вас на глазанавертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.
4.  Сделав что-то вы сомневаетесь, все лисделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз втом, что все сделано правильно.
5.  В детстве вы были таким же смелым,как все ваши сверстники.
6.  Часто ли у вас резко меняетсянастроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе.
7.  Являетесь ли вы обычно центромвнимания в обществе, компании.
8.  Бывает ли так, что вы беспричиннонаходитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать.
9.  Вы серьезный человек.
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.
11. Предприимчивы ли вы.
12.Вы быстро забываете, есливас кто-либо обидит.
13.Мягкосердечны ли вы.
14.Опуская письмо в почтовый ящикпроверяете ли вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало внего.
15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучшихработников.
16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или привстрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, взрелом возрасте).
17.Стремитесь ли вы вовсем и всюду соблюдать порядок.
18.Зависит ли вашенастроение от внешних обстоятельств.
19. Любят ли вас ваши знакомые.
20. Часто ли у вас бывает чувство внутреннегобеспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.
21. У вас часто несколько подавленное настроение.
22.Бывали ли у вас хотя бы один разистерика.или нервный срыв.
23.Трудно ли вам долго усидеть на одномместе.
24.Если по отношению квам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы.
25.Можете ли вы зарезать курицу илиовцу.
26.Раздражает ли вас, если дома занавесили скатерть.висят неровно или вы сразу же стараетесь поправить их.
27.Вы в детстве боялись оставаться однив доме.
28.Часто ли у вас бывают колебаниянастроения без причины.
29.Всегда ли выстремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии.
30.  Быстро ли вы начинаете сердиться иливпадать в гнев.
31.  Можете ли вы быть абсолютнобеззаботно веселым.
32.Бывает ли так, что ощущениеполного счастья буквально пронизывает вас.
33.Как вы думаете,получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле.
34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточнооткровенно, прямо и недвусмысленно.
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это увас неприятных ощущений.
36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью.
37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению ккоторым несправедливо поступают.
38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться.
39. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надобыстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
40. Общительны ли вы.
41. В школе вы охотно декламировали стихи.
42. Убегали ли вы в детстве из дома.
43. Кажется ли вам жизнь трудной.
44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были дотого расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым.
45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряетечувство юмора.
46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если васкто-либо обидел.
47. Вы очень любите животных.
48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили домили рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.
49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами ивашими близкими может случиться что-то страшное.
50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво.
51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) передбольшим количеством людей.
52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит.
53. У вас очень велика потребность в общении с другимилюдьми.
54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованияхвпадает в глубокое отчаяние.
55. Вам нравится работа, требующая энергичнойорганизаторской деятельности.
56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если напути к ней приходится преодолевать массу препятствий.
57.Может ли трагическийфильм взволновать вас так что на глазах выступают слезы.
58.Часто ли бывает вамтрудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все времякрутятся в ваших мыслях.
59.  В школе вы иногда подсказывали своимтоварищам или давали списывать.
60.  Потребуется ли вам большое напряжениеволи, чтобы пройти одному через кладбище.
61.  Тщательно ли вы следите за тем, чтобыкаждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте.
62.  Бывает ли так, что будучи перед сномв хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемсянесколько часов.
63.Легко ли вы привыкаете к новымситуациям.
64.Бывают ли у вас головные боли.
65.Вы часто смеетесь.
66.Можете ли вы быть приветливым даже стем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете.
67. Вы подвижный человек
68.Вы очень переживаете из-занесправедливости.
69.Вы настолько любите природу, чтоможете назвать ее другом.
70.Уходя из дома или ложась спать, проверяетели вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери.
71. Вы очень боязливы.
72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя.
73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружкехудожественной самодеятельности.
74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, безожидания радости.
75. Часто ли вас тянет путешествовать.
76. Можно ли ваше настроение измениться так резко, чтоваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.
77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей вкампании.
78. Долго ли вы переживаете обиду.
79.Переживаете ли выдолгое время горести других людей.
80.Часто ли, будучи школьником, выпереписывали страницу в вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу.
81.Относитесь ли вы к людям скорее снедоверием и осторожность, чем с доверчивостью.
82.Часто ли вы видите страшные сны.
83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесьпод колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажном дома, остерегаетесьтого, что можете внезапно выпасть из окна.
84. В веселой компании вы обычно веселы.
85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующихрешения.
86.Вы становитесь менее сдержанным ичувствуете себя более свободно, приняв алкоголь.
87.В беседе вы скудны на слова.
88.Если бы вам необходимобыло играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что этотолько игра.
2. Ключ к опроснику
1.Г-1Гипертимы хЗ (умножить значение на 3)
+ 1, 11,23, 33, 45, 55, 67, 77, -: нет
2.Г-2Возбудимые х2
+: 2,15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81  -: 12, 46, 59
3.Г-3Эмотивные хЗ
+: 3,13, 35, 47, 57, 69, 79 -: 25
4.Г-4Педантичные х2
+: 4,14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 -: 36
5.Г-5Тревожные хЗ
+: 16,27, 38, 49, 60, 71, 82 -: 5
6.Г-6Циклотивные хЗ
+: б,18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 -: нет
7.Г-7Демонстратимные х2
+.: 7,19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 -: 51
8.Г-8Неуравновешенные хЗ
+: 8,20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 -: нет
9.Г-9Дистимные х З
+: 9,21, 43, 75, 87 -: 31, 53, 65
10.Г-10 Экзальтированныех 6
+: 10,32, 54, 76 -: нет .

Приложение № 4. Описание акцентуаций характера по К.Леонгарду
Согласно теории«акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себеещё не являются патологическими, однако могут при определённых условияхразвиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являютсякак бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
1. Гипертимный тип
Характеризуетсяпреимущественно приподнятым настроением в сочетании с жаждой деятельности,оптимистичностью, предприимчивостью, инициативностью, повышенной психическойактивностью. Люди с таким типом акцентуации быстро переключаются с одного делана другое, не доводят начатое до конца, не обязательны, строго не соблюдаютнормы, попадают под влияние неблагоприятных компаний. Легкомыслие нередкопроявляется в прожектёрстве, несобранности, сомнительных поступках и впрямолинейности избранного пути. Тенденция к доминированию, лидированию.Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения –«патологический счастливчик». В патологии – невроз навязчивых состояний.
2. Дистимичный тип
Характеризуется сниженнымнастроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторнойзаторможенностью, склонностью к депрессии. Серьёзная настроенность на дело иутончённость чувств обусловливают твёрдую жизненную позицию. Стимулированиежизнедеятельности, однако, ослаблено. Такие люди быстро истощаются в контактахи предпочитают одиночество.
3. Циклотимический(аффектно-лабильный, неустойчивый) тип
Периодическая сменагипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженноенастроение, заторможенность) фаз. Хорошее настроение коротко, плохое длительно.При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяниеот неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведутсебя как гипертимные. Склонность к депрессивному реагированию.
4.Возбудимый тип
Характеризуетсяповышенной импульсивностью, ослаблением контроля над побуждениями и влечениями.Моральные устои малозначительны, в порывах гнева нарастание агрессивностисопровождается активизацией соответствующих действий. Осмысление, как правило,затруднено и замедленно. В патологии – эпилептоидная психопатия.
5. Эмотивный тип
Отличается повышеннойчувствительностью, впечатлительностью, глубиной переживаний в области тонкихэмоций в духовной жизни. Реакции у людей с таким типом акцентуации проявляютсяв сопереживании, мягкосердечии, растроганности, настроение меняется понезначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: иработоспособность, и самочувствие. Тонко организованна эмоциональная сфера: способныглубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. Влюбви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость,хамство, приводит в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшениеотношений с близкими людьми.
6. Педантичный тип
Отличается ярковыраженной собранностью, отражающей инертность психических процессов.Основательность, чёткость и завершённость в действиях, высокий самоконтрольпозволяет работу выполнять пунктуально и добросовестно, но имеет местомедлительность и малопродуктивность в мышлении, а в действиях – чрезмернаястандартность и предусмотренность Люди ригидны, им трудно переключаться с однойэмоции на другую. Любят, чтобы всё было на своих местах, чтобы люди чёткооформляли свои мысли – крайний педантизм. Идея порядка и аккуратностистановится главным смыслом жизни. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения,всё их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлятьагрессию.
7. Тревожно-боязливыйтип
Люди меланхолического(либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституциональнойтревожности, склонностью к страху, нерешительности, робости, чрезмернойподчинённости, не уверенны в себе. Недооценивают, преуменьшают своиспособности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей длясебя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себеи близким реализацию своих страхов и опасений.
8. Демонстративный(истероидный) тип
Характерна ярковыраженная потребность во внимании окружающих, повышенная способность квытеснению, тщеславие, театральное поведение, эгоцентризм, авантюристичность,но в то же время устремлённость к цели. Хитроумность в самовосхвалении,услужливость в достижении своих интересов. Однако раскованность в мышлении идействиях делает демонстративные личности адаптивными. Наблюдаетсяпатологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую,экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне. В патологии –психопатия истерического типа.
9. Застревающий(ригидный) тип
Основные черты:чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию «сверхценных» идей;повышенная подозрительность и болезненная обидчивость; стойкость отрицательныхэмоций и чувств; честолюбие, самонадеянность и стремление к доминированию;высокая конфликтность, злопамятность и даже враждебность к обидчикам. Вэмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могутпроявлять агрессию. В патологии – паранояльный психопат.
10. Аффектно-экзальтированныйтип
Свойственен большойдиапазон эмоциональных состояний, склонность легко приходить в восторг от однихсобытий и в полное отчаяние от других. Экзальтация (восторженно-возбуждённоесостояние) проявляется в бурной реакции, сменяемости направлений активности,высокой впечатлительности, сильной привязанности к друзьям и пр. Искреннеепереживание чужих проблем усиливает психическую реакцию людей этого типаакцентуации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.