Реферат по предмету "Психология"


Когнитивная теория, ее суть и применение на практике

Содержание
Введение
1. Основы когнитивной теории
2. Применение когнитивной теории на практике
2.1 Эмоциональные состояния
2.2 Психическое здоровье и расстройство
2.3 Терапия фиксированной роли
Заключение
Список использованной литературы/>
Введение

Когнитивная психология — одно из самых популярных научныхнаправлений в западной и отечественной психологии. Когнитивная психологияизучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информацияпредставляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания икак эти знания влияют на наше внимание и поведение.
Термин «когнитивный» (от англ. cognition — знание, познание) означает познавательный. К примеру, в своейфундаментальной работе «Познание и реальность» (1976) У. Найссерпишет, что «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — этоактивность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такаяактивность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. Поэтой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии».
Когнитивная психология возникла в конце 50 — начале 60-х гг.XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризмаотрицание роли внутренней организации психических процессов.
Первоначально главной задачей когнитивной психологииявлялось изучение преобразований сенсорной информации от момента попаданиястимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг).
При этом исследователи исходили из аналогии между процессамипереработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделенымногочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительныхпроцессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг,Р. Аткинсон).
Эта линия исследований, столкнувшись с серьезнымитрудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психическихпроцессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачейкоторого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер).
При таком более широком подходе когнитивная психологиявключает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ синтеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор).
Центральным становится вопрос об организации знания в памятисубъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов впроцессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).
Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С.Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).
Таким образом, когнитивная психология охватывает практическивсе познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов,памяти, формирования понятий, мышления, воображения.
Итак, представителями когнитивной психологии получено многоважных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установленонемало закономерностей отдельных познавательных процессов.
Знание о мире не является простой совокупностью сведений омире. Представления человека о мире программируют, проектируют его будущееповедение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит не только отего стремлений и потребностей, но и от относительно изменчивых представлений ореальности.
Когнитивная теория — любая теория личности, которая придаетособое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) впонимании поведения человека. Все теории личности в своей основе имеютопределенные философские положения о природе человека. То есть взглядперсонолога насущность человеческой природы имеет большое влияние наразработанную им модель личности.
Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы.
Цель работы — рассмотреть основы теории и применение ее напрактике.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и спискаиспользованной литературы. Объем работы ____ страниц.
1. Основы когнитивной теории
Основоположником этого подхода является американскийпсихолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать вжизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келлипредположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая егоисследователем. Подобно исследователям, людям необходимо с определеннойточностью прогнозировать и контролировать события, происходящие в их окружении.
Главным источником развития личности, согласно Келли,является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркиваетвлияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любойчеловек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающимпрогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократногоинтерпретирования.
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощьюкоторого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своемокружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келликонцентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людяморганизовать и понять события, происходящие в их жизни.
Главным понятием в этом направлении является «конструкт»(от англ. «констракт» — конструировать). Это понятие включает в себяособенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти,мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но иустанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этихотношений, называют личностными конструктами. Конструкт — это своеобразныйклассификатор — шаблон нашего восприятия других людей и себя.
Келли открыл и описал главные механизмы функционированияличностных конструктов. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяетгипотезы, решает проблемы (например, является ли данный человек спортивным илинеспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным илинеинтеллигентным и так далее), пользуясь соответствующими конструктами. Одниконструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время какдругие обладают широким диапазоном применимости.
Например, конструкт «умный — глупый» вряд лигодится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоденфактически на все случаи жизни.
Люди отличаются не только количеством конструктов, но и ихместоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее,называются суперординатными, а которые медленнее — субординатными. Например,если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того,является ли он умным или глупым, и только потом — добрым или злым, то вашконструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой»- субординатным.
Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения междулюдьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно,трудно предположить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, уодного из которых доминирует конструкт «порядочный — непорядочный», ау другого такого конструкта нет вообще.
Конструктная система не является статическим образованием, анаходится в постоянном изменении под влиянием опыта, то есть личностьформируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминируетпреимущественно «сознательное». Бессознательное может относитьсятолько к отдаленным (суборинантным) конструктам, которыми при интерпретациивоспринимаемых событий человек пользуется редко.
Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободойволи. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит всебе известные ограничения. Однако, он не считал, что жизнь человека полностьюдетерминирована. В любой ситуации человек способен сконструироватьальтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, какиммы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнение когнитивистов,судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен иявляется его собственным порождением. Каждый человек воспринимает иинтерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.
У каждого человека имеется своя собственная системаличностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):
блок «ядерных» конструктов — это примернопятьдесят основных конструктов, которые находятся на вершине конструктнойсистемы, то есть в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктамичеловек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;
блок периферических конструктов — это все остальныеконструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и можетварьировать от сотен до нескольких тысяч.
Целостные свойства личности выступают как результатсовместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типацелостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеетсябольшое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность снебольшим набором конструктов).
Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивнойпростой, отличается следующими характеристиками:
имеет лучшее психическое здоровье;
лучше справляется со стрессом;
имеет более высокий уровень самооценки;
более адаптивна к новым ситуациям.
Как доктрина, конструктивный альтернативизм доказывает,«что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре илизамене». Все теории личности в своей основе имеют определенные философскиеположения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущностьчеловеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности.В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал,что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят изосновных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостнойфилософской позиции — конструктивный альтернативизма.
Осознание человеком действительности — это всегда предметдля истолкования. По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует,но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и неокончательно.
Концепция конструктивный альтернативизм предполагает, чтонаше поведение никогда полностью не определено. Келли полагает, что некоторыенаши мысли и поведение определены предшествующими событиями.
Келли придавал большое значение тому, как людиинтерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточенана процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни — модель личности Келли, основана на аналогии человека как исследователя. Онделает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любойчеловек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытаетсяпредвидеть и контролировать события жизни. Келли не утверждал, что каждыйчеловек является ученым, который наблюдает какие-то явления природы илисоциальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Онпредположил, что все люди — ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы иследят за тем, подвергается они или нет, вовлекая в эту деятельность те жепсихические процессы, что и ученый в ходе научного поиска.
Таким образом, теории личностных конструктов лежитпредпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, спомощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире.
Развивая свою уникальную концепцию, основанную напредставлении, человека как ученого, Келли был поражен различием между точкойзрения психолога на свое собственное поведение и его позицией при объясненииповедения субъективного исследования.
Он описывает это различие следующим образом. Келли отвергаетузкое представление о том, что только ученый-психолог имеет отношение кпрогнозу и контролю хода событий в жизни. Именно представление о том, чтопсихолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмируеткогнитивную теорию личности Келли. То, что все люди рассматриваются как ученые,привело к ряду важных последствий для тории Дж. Келли:
1. Это предполагает, что люди главным образом ориентированына будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келлиутверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своейприроде. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяще, онаредко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попыткепредвидеть и проконтролировать будущие события чело-век постоянно проверяетсвое отношение к действительности.
2. Второе следствие уподобления всех людей ученым — это то,что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении,а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулируети проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек,не принадлежащий к этой профессии, может толковать свое окружение. Для Келлижизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный миропыта; именно это качество позволяет людям творить и собственную судьбу.
Таким образом, согласно когнитивной теории, личность — этосистема организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимаетсяи интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данногоподхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
2. Применение когнитивной теории на практике
Как же когнитивную, интеллектуально-ориентированную теориюличности можно применить к тому, что непосредственно влияет на жизнь человека? Келлисчитал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональныхсостояний, психического здоровья и психических расстройств, а также втерапевтической практике.2.1 Эмоциональные состояния
Келли сохранил некоторые традиционные психологическиеконцепции эмоций, но представил их по-новому, в соответствии со своей теориейличностных конструктов.
Тревога. Келли определил тревогу как «осознание того,что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимостиего конструктной системы». Значит, смутное чувство неопределенности ибеспомощности, обычно определяемое как «тревога», по Келли, естьрезультат осознания того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимыдля предвидения событий, с которыми мы сталкиваемся. Келли подчеркивал: совсемне факт, что наша конструктная система не функционирует идеально, провоцируеттревогу; мы не тревожимся просто потому, что наши ожидания не точны. Тревогаобразуется только тогда, когда мы сознаем, что у нас нет адекватныхконструктов, с помощью которых можно интерпретировать события нашей жизни. Притаких обстоятельствах человек не может прогнозировать, следовательно, не можетполностью воспринимать, что происходит, или не может решить проблему. Рассмотрим,например, двух людей, находящихся в разгаре бракоразводного процесса. Неожиданноперед ними возникает событие, совершенно не похожее на то, что они когда-либопереживали раньше. Отчасти трудность прохождения через бракоразводный процесс (иличто-то другое, переживаемое впервые) объясняется отсутствием конструктов,которые помогли бы понять и прогнозировать его последствия и их значение.
Это понимание тревоги отнюдь не угроза прорыва половых иагрессивных импульсов в сознание, а то, что он переживает события, которые неможет ни понять, ни прогнозировать. С этой точки зрения, задача психотерапии — помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучшепрогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты болеепроницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.
Вина. Вывод о содружестве Келли предполагает, что у всех насесть стержневая система конструктов. Определенные аспекты этой стержневойструктуры, которые он назвал стержневыми ролями, являются важнымидетерминантами нашего восприятия личности. Примерами таких стержневых ролейявляются наши профессиональные роли, роли родителя и ребенка, близкого друга,студента и т.д. Так как стержневые роли очень важны в нашей жизни, ихнеадекватное исполнение может иметь неприятные последствия. По Келли, еслидругой человек интерпретирует наше исполнение стержневой роли как неудачное,появляется чувство вины: «Вина возникает, когда индивид осознает, чтоотступает от ролей, с помощью которых он сохраняет наиболее важныевзаимоотношения с другими людьми». Виноватый человек сознает, что онпоступил не в соответствии со своим собственным образом. Например, студентколледжа, считающий себя ученым, почувствует вину, если он проведет слишкоммного времени в местном университетском баре со своими приятелями, такимобразом пренебрегая наиболее важным аспектом своей стержневой роли ученого, аименно учебой. Вероятно, студент, считающий себя повесой, не испытывал бы такойвины. С точки зрения Келли, мы испытываем вину всякий раз, когда наше поведениепротиворечит нашему восприятию самих себя.
Угроза. Еще одно знакомое эмоциональное состояние — угроза — рассматривается Келли как осознание того, что наша конструктная система можетбыть существенно изменена вследствие каких-то событий. Чувство угрозыпоявляется, когда неминуема большая встряска наших личностных конструктов. Например,мы можем чувствовать угрозу, если окажется, что наша вера в честность инеподкупность политических и деловых лидеров высокого ранга больше неподтверждается на деле. Келли полагал, что угроза для человека — этопсихологическое насилие. Мысли о собственной смерти, возможно, являютсянаиболее страшным видом угрозы, если только мы не интерпретируем ее какнеобходимое условие, придающее смысл нашей жизни.
Враждебность. По определению Келли, враждебность — это«постоянные попытки получить факты, говорящие в пользу такого типасоциального прогноза, который уже доказал свою несостоятельность». Традиционнорассматриваемая как склонность вести себя мстительно по отношению к другим илистремление причинять им ущерб, враждебность в теории Келли — просто попыткапридерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречивым (неполноценным)фактом. Враждебный человек вместо признания того, что его ожидания относительнодругих людей не реалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытаетсязаставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Например,какова может быть реакция отца, который обнаружил, что его дочь-студентка живетжизнью «сексуально свободной» женщины? Не обращая внимания нанеоспоримые факты, враждебный отец настаивает на своей вере в то, что она — «его маленькая девочка». Изменять наши конструкты трудно, страшно ииногда даже невозможно. Насколько лучше было бы, если бы мы могли изменить мир,чтобы он соответствовал нашим предубеждениям, а не наши собственные взгляды нанего! Враждебность как раз представляет собой такую попытку.
2.2 Психическое здоровье и расстройство
Каждый день клинические психологи имеют дело с проблемойпсихического здоровья и расстройства. Как следует понимать эти концепции вконтексте теории личностных конструктов?
Здоровье, с точки зрения теории Келли, это четырехарактеристики определяющие нормальное функционирование человека:
здоровые люди хотят оценивать свои конструкты и проверятьправильность своих ощущений по отношению к другим людям. Иначе говоря, такиелюди оценивают прогностическую эффективность своих личностных конструктов наоснове социального опыта;
здоровые люди могут отбросить свои конструкты ипереориентировать системы стержневой роли, как только окажется, что они недействуют. В терминологии Келли, конструкты здорового человека проницаемы. Подэтим подразумевается не только то, что он в состоянии признать свою неправоту,но также и то, что он может пересмотреть их, когда этого требует жизненный опыт;
характеристика психического здоровья — это желание расширитьдиапазон, объем и охват конструктной системы. С точки зрения Келли, здоровыелюди остаются открытыми для новых возможностей личностного роста и развития;
характеристика психического здоровья — хорошо развитыйрепертуар ролей. Келли предполагает, что человек здоров, если он можетэффективно выполнять разнообразные социальные роли и понимать других людей,вовлеченных в процесс социальных взаимодействий.
Келли по-особому относился к психическим расстройствам,интерпретируя их в терминах ориентации личностного конструкта. Для негопсихическое расстройство — «любой личностный конструкт, который обычноповторяется, несмотря на последовательную неполноценность». Психическиерасстройства представляют собой очевидную непригодность системы личностныхконструктов для достижения цели. Или, более точно, психические расстройства заключаютв себе тревогу и настойчивые попытки человека вновь ощутить, что он обладаетспособностью прогнозировать события. Оказавшись неспособным прогнозировать,человек с психическим расстройством неистово ищет новые способы интерпретациисобытий в своем мире. Или наоборот, он может строго придерживаться старыхпрогнозов, тем самым сохраняя свою несовершенную систему личностных конструктовс вероятностью повторной неудачи. В любом случае, плохо адаптированный человекне может прогнозировать события с большой точностью и, следовательно, терпитнеудачу в познании мира или совладании с ним. Неудовлетворенность, котораясопровождает такой неэффективный прогноз событий, — это именно то, чтозаставляет человека искать терапевтической помощи.
Келли интерпретировал психологические проблемы всоответствии со своим собственным уникальным набором диагностическихконструктов. Расширение служит хорошим примером одного из таких конструктов длярассмотрения психологических расстройств. В теории психопатологии, разработаннойКелли, расширение встречается, когда человек не обладает подчиняющимиконструктами, которые позволяют структурировать область осознания жизненногоопыта. Обладая устаревшими или потерявшими управление конструктами, человекпытается расширить и реорганизовать личностные конструкты на наиболее необычноми всеобъемлющем уровне. Что получается? Келли предположил, что в результатепоявляются расстройства, традиционно называемые «маниями» и «депрессиями».
Исторически мании рассматривались как состояния, когда мышлениечеловека является сверхвключенным (человек не может сохранять концептуальныеграницы, и поэтому мышление становится менее точным, менее определенным ичрезмерно обобщенным). Аффект часто оказывается весьма эйфоричным. Маниакальныелюди начинают неистово разрабатывать множество проектов, которые они, скореевсего, никогда не закончат, лихорадочно обсуждают свои планы в напыщеннойманере. Они перескакивают от темы к теме и делают обширные обобщения, в которыхмало реальных идей. Келли предположил, что изыскания маниакальных людей простопревышают способность конструктной системы функционировать эффективно. Врезультате человек теряет связь с реальностью и оказывается в пространстве«свободных построений». Выражаемое возбуждение представляет собойнеистовую попытку справиться с быстро расширяющимся полем восприятия.
Другой патологической реакцией на несовершенную конструктнуюсистему является депрессия. Келли полагал, что депрессия имеет тенденциюпоявляться у людей, которые сократили свое перцептивное поле до минимума (таккак сузили интересы). У человека с депрессией имеются значительные трудности впринятии даже самых маленьких повседневных решений. Человек с тяжелойдепрессией часто думает о самоубийстве — последнем акте сужения поля восприятия.Короче, депрессия представляет собой психическое расстройство, при котором людипытаются интерпретировать свой опыт с противоположного полюса расширительногоконструкта — сужения.
Таким образом, когда люди пытаются интерпретировать важныесобытия, лежащие вне диапазона применимости их личностных конструктов, приходятв замешательство, дезориентируются и тревожатся, мы относимся к ним как кбольным людям, т.е. люди страдают от психологических проблем из-за изъянов всвоих конструктных системах.2.3 Терапия фиксированной роли
Многие из терапевтических методов, описанных Келли, сходны сметодами, используемыми другими психотерапевтами, но его подход имеет двеособенности: первая — его концепция о том, что должно являться цельюпсихотерапии, и вторая — разработка терапии фиксированных ролей.
Келли видел задачу терапевтического процесса в том, чтобыпомочь людям изменить их конструктную систему, улучшив ее прогностическуюэффективность. Так как при расстройствах используются конструкты постепеннопотерявшие свою силу, психотерапия направлена на реконструирование конструктнойсистемы клиента, с тем, чтобы она стала более работоспособной. И более того,терапия сама является волнующим процессом научного поиска.
Терапевтическое учреждение — это лаборатория, в которойпсихотерапевт помогает клиенту развивать и апробировать новые гипотезы, как вклинической ситуации, так и вне ее. Психотерапевт активно направляет истимулирует клиента интерпретировать события по-новому, не так, как он делалэто раньше. Если новые конструкты подходят, клиент может использовать их вбудущем; если нет — разрабатываются и проверяются другие гипотезы. Наука,следовательно, — это модель, которую клиенты используют для интерпретированиясвоей жизни по-новому. Наряду с этим психотерапевт должен сделать доступнымифакты, по которым клиент может проверить свои гипотезы (информационная обратнаясвязь). Предоставляя эти данные в форме реакций на разнообразные конструктыклиента, клиницист дает ему возможность реорганизовать и валидизировать своюконструктную систему — возможность, которая обычно ему не доступна. Врезультате, по Келли, клиент формирует структуру с большей прогностическойэффективностью, чем раньше. Келли не остановился на этой уникальнойинтерпретации задачи психотерапии и разработал собственный специфический метод — терапию фиксированной роли. Она основана на положении, что люди — это не толькото, чем они себя представляют, но также и то, что они делают. Более конкретно, онполагал, что роль психотерапевта — воодушевить клиента и помочь ему изменитьсвое открытое поведение. В свою очередь, это изменение позволит клиентуосознать и интерпретировать себя иначе, тем самым становясь новым, болееэффективным человеком.
В чем же заключается метод терапии фиксированной роли? Процессначинается с оценки, когда пациент пишет в третьем лице очерксамохарактеристики. Характеристика может быть составлена в свободной форме,клиент получает только следующую инструкцию: «Я хочу, чтобы вы написализаметки о характере Гарри Брауна, как если бы он был главным героем в пьесе. Напишитео нем так, как мог бы написать друг, который знает его очень близко и оченьхорошо к нему относится, возможно, лучше, чем кто-либо другой, кто знает его. Пишитео нем в третьем лице. Например, начните: „Гарри Браун — это...“
Тщательное изучение описания характера Гарри Брауна выявитмного конструктов, которые он обычно использует в интерпретации себя и своихотношений со значимыми другими. А затем единственное, что требуется — этопомочь Гарри пересмотреть свою систему личностных конструктов так, чтобы онастала для него действенной. Средством, помогающим выполнить эту задачу,является очерк фиксированной роли. Основанное на информации, полученной изочерка самохарактеристики, это, по существу, — описание личности вымышленногоиндивида, причем желательно, чтобы оно было сделано группой опытныхпсихотерапевтов. Вымышленному человеку дают имя, отличное от имени клиента, иснабжают его конструктной системой, которая, как считают, была бытерапевтически полезной для Гарри. Очерк предназначен не для того, чтобы „переделать“Гарри, скорее он приглашает его искать, экспериментировать и — самое главное — заново оценить себя и свою жизненную ситуацию. Очерк фиксированной ролиразработан для того, чтобы клиент сыграл роль вымышленного человека. Цель — побудить клиента пересмотреть свой жизненный опыт с тем, чтобы он смог лучше иэффективнее извлекать из него уроки.
В следующей стадии терапии фиксированных ролей психотерапевтдает очерк фиксированной роли клиенту для проверки усвоения, чтобы определить,понимает ли клиент, каким будет представляемый человек. Затем клиента просятиграть роль из очерка в течение определенного времени. Из инструкции ясно, чтоклиент должен читать очерк по крайней мере трижды в день и стараться думать,действовать, говорить и быть похожим на вымышленного героя, изображенного вочерке. Во время этой стадии терапевтического процесса психотерапевт и клиентчасто встречаются, чтобы обсудить проблемы, возникающие при исполнении новойроли. Возможно проведение репетиций на терапевтическом сеансе, чтобыпсихотерапевт и клиент могли непосредственно разработать новую конструктнуюсистему. Посредством таких приемов, как разыгрывание роли, клиента побуждаютпроверять конструкты героя очерка в контексте социальных взаимоотношений,работы, семьи и других ключевых сфер жизни. В течение этого периодапсихотерапевт реагирует на клиента так, как если бы он действительно был героемочерка.
Результаты данной терапии разнородные. Одни клиентыпринимают неортодоксальный подход Келли позитивно, другие нет. Хотя процесстерапии очень сложен, Келли оптимистично полагал, что при использованииположений его теории личностных конструктов может возникнуть болеефункциональная конструктная система.
Таким образом, теория личностных конструктов применима ктаким аспектам опыта человека, которые совсем не похожи на аспекты, традиционнорассматриваемые как когнитивные. В частности, эмоциональные состояния,психическое здоровье и расстройства и психотерапия — могут быть интерпретированыс точки зрения нового направления, разработанного Келли. Если целью ДжорджаКелли при создании когнитивной теории было, как он иногда отмечал,стимулировать наш разум и открыть для него невероятный диапазон жизненныхвозможностей, то он действительно преуспел в этом.
Заключение
Завершая работу отметим, что данная теория возникла в рамкахкогнитивной психологии. Дж. Келли, являясь основоположником этой теории (когнитивнойтеории личности), основал свой подход на философии конструктивногоальтернативизма, которая гласит, что любое событие для человека открыто длямногократного интерпретирования.
Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими ипроверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватныйпрогноз будущих событий. Он полагал, что люди воспринимают свой мир при помощичетких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладаетуникальной конструктной системой (личность), которую он использует дляинтерпретации жизненного опыта.
Келли создал теорию, в которой все конструкты имеютопределенные формальные диапазоны, также Келли описал различные типы личностныхконструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний,частный, стрежневой, периферический, жесткий и свободный.
Он также утверждал, что личность эквивалентна личностнымконструктам, используемым человеком для прогноза будущего.
Подходы к личности, которые подчеркивают когнитивнуюдеятельность человека, имеют значительное влияние на клиническую психологию,где „когнитивная терапия“ быстро выходит на первое место попопулярности.
Джордж Келли сыграл ключевую роль в разработке когнитивногонаправления современной персонологии, и заслуживает особой благодарности за то,что побудил психологов изучать рациональные и интеллектуальные аспектычеловеческой психики. Кроме того, теория Келли применима и к областям, далекихот тех, которые традиционно определяют как когнитивные.
Список использованной литературы
1.        Изард, К. Когнитивные теории эмоций и личности / К. Изард. — М.: Флогистон,1980. — С.42-45.
2.        Медушевская, О.М. Теория и методология когнитивной истории / О.М. Медушевская.- М.: РГТУ, 2008. — 358 с.
3.        Солсо, Роберт Л. Когнитивная психология / Роберт Л. Солсо. — СПб.: Питер,2006. — 589 с.
4.        Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие / А. АТертель. — М.:ТК Велби, 2006. — 248 с.
5.        Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2003. — 608 с.
6.        Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. — М.: АСТ,2004. — 800 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.