Источники конституционного (государственного) права зарубежных стран. Президент США.» г. Москва 2008 год Источники конституционного (государственного) права очень разнообразны и имеют важное значение в правовом регулировании государственной власти. Источниками конституционного права зарубежных стран выступают нормативные акты, содержащие регулирующие конституционно-правовые нормы. Основным источником конституционного права являются конституции.
Однако в конституциях часто содержатся только общие положения, и некоторые важные вопросы решаются правительством и администрацией, в частности, в первой писаной Конституции – Конституции США 1787 года. В силу невозможности рассмотрения всех возможных случаев конституционные нормы не могут охватить все многообразие отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти. Конституционные нормы дополняются другими нормативными актами.
По структуре конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные. По юридическому характеру различают инструментальные (регулирующие структуру государства) и социальные конституции (содержащие положения, касающиеся социальной сферы). Большинство действующих конституций являются социальными. В зависимости от способа изменения конституции подразделяются на «гибкие» и «жёсткие».
Изменения в «гибкие» конституции могут быть внесены в обычном для законов порядке. Изменить же положения «жёстких» конституций возможно только при выполнении определённых условий, в частности, утверждение на референдуме, квалифицированное большинство голосов. Многие современные конституции являются смешанными: некоторые их статьи изменению не подлежат, другие же изменяются в обычном порядке. По форме конституции делятся на писаные и неписаные.
Писаной конституцией является официально провозглашённый основным законом акт. Неписаная конституция представляет собой совокупность различных законов и обычаев, формально не провозглашённых в качестве основных законов (например, в Новой Зеландии). Данное различие со временем стирается; даже неписаная Конституция Великобритании имеет в своём составе писаные акты.
По периоду действия конституции бывают постоянными и временными. Постоянной считается конституция, в которой не указаны сроки действия и события, при наступлении которых она прекратит своё действие. Во временной конституции установлены хронологические сроки её действия и оговорены условия, при которых она должна быть заменена постоянной (например, временная конституция ЮАР 1994 года). Временные конституции провозглашаются главой государства без участия учредительного
собрания. Поскольку конституция обладает высшей юридической силой, то во многих странах является основным источником государственного права. Остальные нормативные акты не должны противоречить конституции, иначе они теряют силу. В некоторых государствах конституционный характер носят как изданные государством нормы, так и другие нормы, в частности, в Великобритании такой статус имеют нормы обычаев. Также выделяют другие источники государственного права: - конституционные законы, дополняющие конституцию,
либо вносящие в неё изменения. Конституционные законы не являются частями конституции, но играют важную роль в регулировании государственно-правовых вопросов. К таким законам относятся, в частности, законы об избирательном праве и избирательной системе и о полномочиях правительств и парламентов, например – закон об избирательных правах в США 1965 и 1970 годов. В некоторых странах конституционных законов, в широком понимании, нет, в частности,
в Румынии, согласно Конституции, конституционным законом признаётся «закон о пересмотре Конституции». То есть в них закрепляется новая редакция статей Конституции и вводятся или упраздняются её положения. Таким образом, конституционные законы в этих странах не являются законами, действующими наряду с Конституцией. Также существуют страны, конституции которых состоят из совокупности конституционных законов.
В этом случае конституционные законы имеют наивысшую юридическую силу. - органические законы, регулирующие институт конституционного права в целом. Юридическая сила таких законов меньше конституционных, но больше просто законов. Органические законы принимаются в усложнённом порядке (по сравнению с простыми законами) и относятся к наиболее важным государственным вопросам. В ряде стран, в частности, во Франции органическими законами считаются строго законы, предусмотренные
Конституцией. Например, согласно Конституции Франции 1958 года «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47). Такие бланкетные нормы представлены в Конституции Франции в большом количестве. - обыкновенные законы, регулирующие отдельные вопросы в пределах, установленных конституционными законами. К обыкновенным законам относится, например, закон о выборах президента. -
чрезвычайные законы, которые, согласно Конституции, могут противоречить её положениям, однако принимаются только на короткий срок (несколько месяцев) с правом продления срока Парламентом. В частности, указы о введении чрезвычайного положения обычно сопровождаются прекращением действия прав и свобод человека и гражданина. - внутригосударственные публично-правовые договоры, например Конституционный договор 1996 года между Молдавией и самопровозглашенной
Приднестровской республикой о том, что та остаётся республикой в составе Молдавии. - акты главы государства и исполнительной власти (декреты президента, постановления правительства). К ним относятся акты, имеющие силу закона, которые издаются на основе делегирования полномочий парламентом (например, в Великобритании) или в соответствии с исключительными полномочиями президента (как происходит во Франции). - регламенты парламентов, устанавливающие внутреннюю организацию парламентов и их работу.
При двухпалатном парламенте регламенты принимаются в форме постановления каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты, при однопалатном (в частности, в Китае) – регламенты принимаются в форме закона. - акты конституционных судов, дающие официальные толкования конституции, признающие какие-либо законы соответствующими или не соответствующими конституции. - судебные прецеденты – ранее вынесенные решения судов, являющиеся образцом при разбирательстве аналогичных дел
в дальнейшем – имеют немалое значение в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод граждан. Судебные прецеденты широко распространены в Великобритании, где множество важных вопросов государственно-правового характера решается с использованием судебных прецедентов, которым более ста лет. Однако в некоторых странах судебные прецеденты не считаются источниками конституционного права. В частности, Гражданский кодекс
Франции запрещает судам формулирование норм административного права. - религиозные источники распространены в монархических государствах. В мусульманских странах Коран считается высшим актом (имеет большую юридическую силу, чем Конституция). - конституционный обычай получил широкое распространение в англосаксонских странах. Вопросы государственной сферы решаются с помощью обычаев, не закреплённых в нормативных актах и не
обеспечиваемых судебной защитой, но регулирующих правовое положение многих государственных органов и определяющих их значение в механизме государства. Роль обычаев в государственном праве велика: обычаями регулируются порядок полномочий конституционного монарха и многие вопросы законодательной процедуры. - международные правовые акты, ссылки на которые содержатся в конституциях. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, принятая
Организацией объединённых наций - правовая доктрина – работы выдающихся специалистов – используется судами как основа для решений крайне редко. Встречаются суждения о том, что источниками государственного права являются мнения и высказывания известных учёных в области государства и права Данная концепция распространена в Великобритании, где труды Блэкстона и Лоу иногда рассматриваются как доктринальные источники.
Акты, издаваемые при толковании конституционных правовых норм, тоже могут быть источниками государственного права. Толкование законов может осуществляться либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут выступать как целые статьи конституции, так и отдельные положения конституционных и органических законов, содержащих в себе нормы государственного права. Толкование законов имеет серьёзное влияние на правовую систему государства.
Например, толкование президентом США актов конгресса является деятельностью по установлению норм. Следует отметить, что на локальном уровне – в субъектах федерации – имеют место свои источники государственного права, например, конституции кантонов в Швейцарии. В городах действуют собственные городские уставы, которые регулируют порядок местного самоуправления. Президент США Согласно Конституции «исполнительная власть предоставляется президенту
Соединенных Штатов» и осуществляет он исполнительную власть самостоятельно (не по совету министров). Министры же выполняют роль советников президента, являясь его совещательным органом. Министры осуществляют исполнительную власть на основе делегирования им соответствующих полномочий президентом. Президент сам, независимо от мнений министров, принимает решения. Кроме министров, под руководством президента работают ведомства, в частности,
Совет национальной безопасности. Президент занимается назначением федеральных должностных лиц. Президент в США избирается косвенными путём – выборщиками на четыре года с возможностью быть избранным не более двух раз. Условия для активного избирательного права включают в себя, в частности, положение о том, что голосуют избиратели за выборщиков президента, а не за кандидата. Требования для пассивного избирательного права в США повышенные: кандидат в президенты должен быть
старше тридцати пяти лет, быть гражданином США по рождению и проживать на территории государства постоянно не менее четырнадцати лет. Кандидаты в президенты выдвигаются на первичных выборах, и получивший большинство голосов в штатах выдвигается официально кандидатом в президенты. Каждые четыре года в начале ноября избиратели голосуют за выборщиков своего штата. Каждый штат является избирательным округом. В каждом штате число избранных выборщиков должно соответствовать
количеству конгрессменов, избираемых от данного штата. После избрания выборщиков, они (выборщики) голосуют за кандидатуру президента, формально выборщик может проголосовать за любую кандидатуру, но на самом деле его выбор предопределён партийной принадлежностью. Таким образом, итоги выборов становятся практически известны, как только станет известным число выборщиков от различных партий. После официального голосования в столицах штатов и подсчёта результатов избранным
считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков – 270. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства – президента избирает палата представителей, и вице-президента – сенат из числа трех выборщиков, получивших большинство голосов. Полномочия президента установлены конституцией и включают в себя обеспечение выполнения законно и определение полномочий всех должностных лиц федерации. Помимо этого конгресс делегирует президенту чрезвычайные
полномочия. Президент представляет государство во внутренних отношениях и на международной арене, имеет право на заключение международных договоров, является главнокомандующим Вооружёнными силами. Однако введён закон, согласно которому использование американских Вооружённых сил за рубежом возможно только с согласия конгресса. Президент назначает высших должностных лиц (например, судей) с согласия сената; руководит государственным
аппаратом. Он ответственен за государственный бюджет, имеет право помилования и отсрочки приговоров. Реализация полномочий происходит путём издания указов, директив и других актов, имеющих, в основном, нормативный характер. Ежегодно президент обращается с посланиями к конгрессу, в частности, о положении дел в стране. Президент рекомендует принятие определённых законов и имеет право отлагательного вето (преодолеваемого обеими палатами – 2/3 голосов). Для осуществления вето предоставляется десять дней,
в противном случае закон вступает в силу без подписания президентом. Президент США может быть отстранён конгрессом в порядке импичмента лишь в случае признания виновным в тяжких преступлениях, например, во взяточничестве. Возбуждением дела занимается палата представителей конгресса, после чего документы передаются в сенат. Решение сената принимается тайным голосованием не менее 2/3 присутствующих.
В случае отстранения президент может быть привлечён к уголовной ответственности. В случае отстранения Президента от должности либо его смерти или отставки вице-президент становится Президентом. При свободной должности вице-президента, тот может быть назначен президентом по утверждению Конгресса. Вице-президент исполняет обязанности президента в случае письменного уведомления президента о невозможности осуществления полномочий и обязанностей своей должности до тех пор, пока президент не
предоставит в сенат документ обратного содержания. Список использованной литературы - Конституция Соединённых штатов Америки - Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2006 - Афанасьева М.Н. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций, 2007 - Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.
Учебник для вузов. М.: Юрист, 2006 - Microsoft Word для Windows
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |