Башкирский государственныйпедагогический институт
Контрольная работа по психологии
по теме: Моральные суждения школьников.
Выполнила: студентка гр. 203 ОЗО
Тимербаева Г.Ф.
Проверила
:
Уфа 99
План
1.Теоретическая часть
1. Усвоение правил и норм общениямладшими школьниками.
2. Личность подростка.
3. Проблема нравственного выбора вранней юности.
4. Моральные суждения школьников висследованиях российских психологов.
2. Экспериментальная часть.
3. Заключение.
Теоретическая часть.
Мораль, как одна из форм общественного сознания,имеет свои специфические функции и представляет собой систему выработанныхнорм и правил поведения, отражающих отношение человека к обществу, другим людями к самому себе. Дети, развивающиеся в многообразных отношениях с окружающимилюдьми, усваивают различные моральные нормы, которые определяют их представленияо том, что такое долг, честь, добро, зло, гуманность, справедливость.Становление нравственных взглядов, убеждений и идеалов осуществляется вусловиях выбора моральных норм, перед которым стоит каждый школьник в своемповедении и деятельности. В его моральном суждении выражается не толькознание о нормах морали, но и отношение к ним.
Деление моральных суждений школьников на три возрастных этапа является закономерным, но в известной мере условным. Накаждом этапе, проходя определенные стадии развития, накапливаются тенравственные образования, которые выделяют личность, отделяя ее от других,придавая ей индивидуальное своеобразие и неповторимость. Границы этихвозрастных этапов сдвигаются в зависимости от эффективности воспитания, носами по себе такие сдвиги не беспредельны, хотя в условиях акселерации возможноболее ускоренное нравственное развитие.
УСВОЕНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
С поступлениемребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающимилюдьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к немубольший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя являетсядля них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель какличность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетнойфигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далеепостепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы имотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точновыражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляетсобой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям иделам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что всознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует илистарается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.
Благодаряисследованиям, проведенным швейцарским психологом Жаном Пиаже в 20-30-е годы,мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали,каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Им установлено, что впериод жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственностименяются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственныйреализм, в понимании Пиаже, — это твердое, непоколебимое и весьма однозначноепонимание добра и зла, разделяющее все существующее на две категории – хорошееи плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.Нравственный релятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет правона справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можноусмотреть оправданное и осуждаемое.
Реалист мыслиткатегориями авторитета и полагает, что законы нравственности установленывластью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений. Ребенок – нравственныйреалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания ибеспрекословного подчинения взрослому. Более старшие по возрасту дети,поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, чтоиногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иныминормами морали. Младшие, например, считают, что говорить неправду никогданельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима.
В периоднравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиях, а не понамерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату,является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, изплохих или хороших побуждений. Дети-релятивисты придают повышенное значениенамерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явноотрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны вопределенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.
Л.Колберграсширил и углубил идеи Пиаже. Он установил, что на доконвенциональном уровнеразвития морали дети действительно чаще дают оценки поведению только по егоследствиям, а не на основе анализа мотивов и содержания поступков человека.Сначала, на первой стадии этого уровня развития ребенок полагает, что человекдолжен подчиняться правилам для того, чтобы избежать наказания за ихнарушения. На второй стадии возникает мысль о полезности нравственных действий,сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается любоеповедение, за которое можно получить поощрение, или такое, которое,удовлетворяя личные потребности данного человека, не мешает удовлетворять своидругому человеку. На уровне конвенциональной морали важное значение вначале придаетсятому, чтобы быть «хорошим человеком». Затем на первый план выступает идеяобщественного порядка или пользы для людей. На высшем уровнепостконвенциональной морали люди оценивают поведение, исходя из абстрактныхпредставлений о нравственности, а затем на основе осознания и принятияобщечеловеческих нравственных ценностей.
Необходимоупомянуть, что известно каждому учителю. Способность размышлять о поступках,давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным )поведением школьника. Бойко отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и чтотакое плохо», он в то же время может совершать действия, не соответствующиеэтим оценкам.
На моральныесуждения также значительное влияние оказывает непосредственное социальноеокружение, в первую очередь семья. Более старательными, добросовестнымиоказываются дети из тех семей, где старшие добросовестно относятся к своемутруду и стараются в доступной форме объяснить им смысл своего поведения.
ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
Переходк подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий,влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма,отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками,уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Здесьскладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношенияк себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формымежличностных отношений, появляется стремление быть похожим на старших,изменяются содержание и роль подражания в развитии личности ( оно становитсяуправляемым). Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается изценимых ими достоинств других людей. Появляются новые мотивы учения, связанныес расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков. Происходитформирование системы личностных ценностей; создаются неплохие условия дляформирования организаторских способностей.
Главнаяновая черта – это более высокий уровень самосознания. Появляется дифференцированноеотношение к разным учителям. Эталоны межличностного восприятия, которымипользуются подростки, оценивая окружающих людей, становятся все болееобобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, а с идеалами,ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными,индивидуально различными.
Напервом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения.Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», которыйвключает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство,верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно вподростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова,измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться смнениями товарищей. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближенияподростков. Появляется потребность в близком друге, возникают особыенравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность,взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ»становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личныевзаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляетважнейшее личностное приобретение подросткового возраста.ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РАННЕЙЮНОСТИ
Ранняя юность – время реального перехода кнастоящей взрослости. Юноши и девушки в поисках правильного ответа нанравственные вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуютсявзрослые люди. Такими источниками являются реальные, многообразные и сложныечеловеческие отношения, научная и популярная, художественная литература,произведения искусства, печать, телевидение.
Средитех нравственных проблем, которые на протяжении веков волновали юношество,находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности ибеспринципности. Современной юности не свойственны ни детская наивность, ниподростнический, все отрицающий негативизм.
Большинствоюношей и девушек утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж.Пиажеобозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модельвседозволенности и нравственного беспредела. Это, скорее, более разумный иглубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый в суждении: «правда неабсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большомучислу людей».
Справедливость юношами и девушками также понимается уже не так, как она воспринимается детьми:«справедливо – это когда всем одинаково». Современные старшеклассники в большинствесвоем принцип справедливости трактуют так: «от каждого — по возможностям,каждому – по его делам или реальному вкладу в общее благополучие людей».
Гораздоглубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для старшеклассников,с одной стороны, овеян романтичностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом,а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда,исходя из него, оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей,товарищей и друзей. Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любятих, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детеймладшего школьного возраста и подростков.
Кокончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей,практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и устойчивой моралью,которая на ряду со способностями, мотивами и чертами характера представляетсобой важнейшее личностное новообразование. В возникновении потребности вюношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений слюдьми в этом возрасте наблюдаются определенные различия между мальчиками идевочками. У девочек потребность в дружеских отношениях возникает наполтора-два года раньше, чем у мальчиков. У многих молодых людей возникаетчувство любви.
МОРАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХПСИХОЛОГОВ
В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной,Т.В.Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальнымразвитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральнуютему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживаютсамостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимостьсуждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральнуютему.
В своих исследованиях особенностей моральных сужденийшкольников Н.Э.Фокина и ее помощники выделяют следующие изменения в содержанииморальных суждений учащихся старших классов и учащихся первых классов: «1.Обогащение, усложнение воссоздаваемого детьми причинно-мотивационногосодержания ситуации поступка. Это выражается, например, в том, что многиестаршеклассники выдвигают одновременно по несколько возможных мотивов поведенияи отношения к поступку. Содержание их мотивов богаче. Их ответы болееразвернуты. 2. Значительное увеличение числа детей, в суждениях которыхпроявляется разносторонний подход к оцениваемому поступку. 3. Устаршеклассников исчезают ответы, где в основе моральной оценки лежит отношениек правилу как таковому, без его опосредования нравственной целью.4.Увеличивается количество суждений, в которых выполнение правила связывается споведением человека в целом, с его нравственными качествами.5. Значительноувеличивается количество суждений, в которых выдвигаются требования,специфические для каждого возраста. Эти моральные требования отражаютстремление и умение старших школьников учитывать интересы другого человека».
Экспериментальная часть.
Цель исследования – выявить особенности моральныхсуждений школьников.
Обследуемые: 10 человек(5 детей из 1а класса ввозрасте 6-8 лет и 5 детей из 6б класса в возрасте 11-13 лет) ср. школы №8 г.Мелеуза.
Для получения материала об особенностях моральныхсуждений детей разработаны различные методики. В их основе лежит анкетированиеили беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическуюситуацию. Школьниками высказываются мнения, их рассуждения, при этомобнаруживается их собственное понимание ситуации и отношение к ней, выявляютсяспособы её анализа ребёнком.
Содержание первого вопроса, заданного детям, былоследующим: «Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и проситдать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь? ». На основеответов учащихся составлена таблица.№ Фамилия, имя, возраст Ответы и обоснования 1 Абдуллина Аня, 6 лет Я бы не дала, потому что он у меня в тетрадке ещё что-то сделает. Это плохо, за него будут делать, он ничему не научится. 2 Муллюков Юрий, 7 лет Нет, плохо делает тот, кто просит. Потому что нельзя так делать, нельзя обманывать учительницу. Тот, кто даст, тоже плохо сделает, но он не обманывает. 3 Волокитина Таня, 6 лет Не дала бы. Учительница могла увидеть. Потом нельзя обманывать старших. 4 Тухватуллин Арсен, 8 лет Да, если он старался, то дам списать, а если не старался, то пусть получит «два» или «кол». 5 Аитов Альберт, 7 лет Я бы не дал, плохо поступает мой товарищ, потому что он учительницу в школе не слушает. 6 Калинина Юля, 11 лет Я бы не дала списать, потому что списывать нельзя. Надо самому думать. Он будет списывать, ничего не будет знать, и останется на второй год. 7 Даукшес Жанна, 13 лет А я бы не дала, т.к. он заступается за меня, когда другие мальчишки обижают. 8 Кузнецов Алексей, 12 лет Конечно, дам. Мы учимся уже шестой год вместе и всегда выручаем друг друга. 9 Юнчев Женя, 12 лет Дам, мне от этого ни холодно, ни жарко, а товарищу приятно. 10 Малин Денис, 13 лет Вообще, не жалко любому дать списать или подсказать, только обидно, что некоторые так к знаниям относятся.
Второй вопрос имел следующее содержание: «Ты не можешьрешить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как тыпоступишь?» На основе ответов составлена таблица.1 Абдуллина Аня, 6 лет Откажусь, списывать – нехорошо. 2 Муллюков Юрий, 7 лет Я поступлю глупо, если спишу, потому что на следующей контрольной работе я все равно ничего знать не буду. 3 Волокитина Таня, 6 лет Лучше получить честную двойку, без обмана, не спишу. 4 Тухватуллин Арсен, 8 лет Я сам виноват, не возьму подсказку. Прогулял этот урок. 5 Аитов Альберт, 7 лет Нет, я лучше еще немного сам подумаю. 6 Калинина Юля, 11 лет Я же отличница. Я всегда могу выполнить работу, но даже если бы не смогла, – не списала бы. 7 Даукшес Жанна, 13 лет А я бы взяла. Потому что плохо знала эту тему. 8 Кузнецов Алексей, 12 лет Конечно, взял бы. Обидно, когда предлагаешь, а кто-то не берет. Он же из чистых побуждений. 9 Юнчев Женя,12 лет Взял бы, что тут такого. Главное, чтобы учительница не видела. Стыдно, она обо мне высокого мнения. 10 Малинин Денис, 13 лет Присваивать чужой труд – это не солидно. Не такой же я глупый, чтобы самому не решить. Своим умом жить надо.
Третий вопрос гласит следующее: «Во время переменыодин из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочетсознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?» На основе ответов учащихся –таблица.1. Абдуллина Аня, 6 лет Назову. Это не хороший человек. Нельзя разбивать окна. 2. Муллюков Юрий, 7 лет Обманывать учительницу нельзя. Нужно сознаться. Или я ей все расскажу. 3. Волокитина Таня, 6 лет Да, я все расскажу про него. А то все мальчишки станут окна бить. 4. Тухватуллин Арсен, 8 лет А я бы просто промолчал. Как ему будет трудно, если на него ябедничать будут. 5. Аитов Альберт, 7 лет Я ничего не скажу, нехорошо подводить товарища, меня мама так учила. 6. Калинина Юля, 11 лет При всем классе я бы не назвала его фамилию, но потом бы я все рассказала. 7. Даукшес Жанна, 13 лет А я бы и потом не рассказала. Он же мой одноклассник. 8. Кузнецов Алексей, 12 лет Друг друга выручать надо. Болтать все – не мальчишечье дело. 9. Юнчев Женя, 12 лет Мне до этого никакого дела нет. Меня это не касается. Буду молчать. 10 Малинин Денис, 13 лет Мне кажется, что он сам должен сознаться. Не маленький же. Зачем весь класс мучить. Но сам бы я на него не указал. Подло это – выдавать товарища.
Четвертая ситуация: «Ты получил двойку и знаешь, чтоесли родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученнойоценке?» Таблица получилась следующей.1 Абдуллина Аня, 6 лет Я бы не сказала. Не хочу, чтобы папа и мама меня наказывали. 2 Муллюков Юрий, 7 лет Я бы стер двойку и написал тройку. Сказал бы, что учительница сама исправила, а то меня папка побьет. 3 Волокитина Таня, 6 лет Я бы сразу не сказала. Не люблю, когда меня наказывают. 4 Тухватуллин Арсен, 8 лет Я поступил бы хорошо. Я получил бы «пять». А из-за двойки обманывать маму и папу нехорошо. Они меня за одну двойку простят. Вдруг еще на собрании скажут, тогда еще хуже будет. 5 Аитов Альберт, 7 лет Нужно сначала исправить эту двойку, целый день сидеть, не вставая, заниматься, а потом ее вместе с хорошей оценкой показать. 6 Калинина Юля, 11 лет Я бы не показала. Я такая взрослая и получаю двойки – стыдно. 7 Даукшес Жанна, 13 лет Меня не пустят погулять – я лучше промолчу, а потом исправлю и скажу о двойке. 8 Кузнецов Алексей, 12 лет Я открыто скажу, если спросят, ну и что тут такое, что накажут. Обманывать не люблю. 9 Юнчев Женя, 12 лет Мне все равно, накажут или нет, расскажу сразу. Так на душе легче. 10 Малин Денис, 13 лет Мои родители ценят честное слово. Они не накажут меня из-за двойки. Но мне самому не приятно плохие оценки получать. Я очень умный мальчик.
Анализируя первые два вопроса, мы видим следующуюкартину.
Для младших классов: (по первому вопросу)
4 соответствия моральным требованиям из 5ответов; (по второму вопросу) 5соответствий из 5 ответов.
Для средних классов: ( по первому вопросу)
1 соответствие моральным требованиям из 5 ответов; (повторому вопросу) 2 соответствия из 5 ответов.
С первых дней обучения школьники узнают от учителя отаких правилах: нельзя списывать у другого, пользоваться подсказкой и даватьсписывать. Из приведенных ответов и обоснований мы видим, что в младших классахдети осуждают как тех, кто списывает, так и тех, кто дает списывать. В ихоценках в той или иной форме выступает, прежде всего, отношение учителя ктакому поведению. Младшие школьники не выделяют также такого эстетическогоаспекта – как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию детирассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитетучителя в данном случае определяющий.
Школьники средних классов относятся к списыванию болееспокойно. Если вдуматься в эту ситуацию, то тех детей, которые дают списывать,можно понять. Отношениями, которые складываются в группе, они поставлены втакие условия, что не могут в этом отказать. Ведь взрослые тоже часто в той илииной форме многое делают за других, за тех, кто некомпетентен или ленив. И детизнают об этом. Также в старших классах преобладают законы товарищества.
Здесь встает очень важная и сложная задача – воспитатьу ребенка гордость, чувство собственного достоинства. Необходимо сделать так,чтобы более слабый, пусть и не владея нужными знаниями, но обладая чувствомсобственного достоинства, сам отказывался воспользоваться плодами чужого труда,считал для себя это унизительным и оскорбительным.
По третьей ситуации мы обнаруживаем следующее.
Для младших школьников: 2 соответствия моральнымтребованиям из 5 ответов.
Для средних школьников: 4 соответствия моральнымтребованиям из 5 ответов.
В данном случае такие моральные понятия, каквзаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они непереросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а неотношения с одноклассниками. Только двое из пятерых полагают, что в некоторыхслучаях неправда или просто умолчание допустима и даже необходима.
Для среднего возраста уже характерно такое моральноесуждение. Они руководствуются, прежде всего, товарищеским чувством долга. Илишь одна девочка назвала бы учительнице того, кто разбил окно и то ни привсем классе. Здесь говорит уже желание «попасть в благоприятную зону учителя», эгоистическое самоутверждение.
Известно, что школьников всегда пугает перспективаполучения плохой оценки. Двойка – это стыд перед учителем и товарищами, удар посамооценке, по самолюбию. По четвертому вопросу складывается следующая картина.
Для младших школьников: 2 соответствия моральнымтребованиям из 5 ответов.
Для старших школьников: 3 соответствия моральнымтребованиям из 5 ответов.
В этой ситуации принятие решения осложняется тем, чтов качестве побудителей выступают несколько мотивов, которые могут бытьконкурирующими. Положение усложняется тем, что два мотива, из которых толькоодин должен определить поступок, по своей значимости являются для ребенкаравносильными.
Для младших детей мотив «боязнь быть наказанным»оказался легче осознаваемым в силу того, что он им более знаком по опыту. Ониочень хорошо знают, что значит быть наказанным за плохую отметку. Поэтому такоемощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, внравственном отношении более высокими.
Для средних школьников, которые уже все меньшенаказываемы за плохие оценки, нет смысла прикрываться обманом. Дети этоговозраста способны осознать то, что недобросовестность, ложь, используемыечеловеком для того, чтобы ввести в заблуждение других и таким путем защититьсвое Я, объективно оборачиваются против него и ослабляют его Я. Чувствогордости, самоуважения, нежелания явиться перед родителями плохим, неуспевающимучеником – является мотивом для двух девочек, которые не хотят показатьдвойку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования выяснилось, что маленькиешкольники часто затрудняются дать оценку поступка, определить степень егонравственности в силу того, что им непросто самостоятельно, без помощивзрослого выделить лежащий в его основе мотив. Поэтому они обычно судят опоступке не по намерению, которым он вызван, а по его результату. Они частоподменяют более абстрактный мотив более понятным им. Суждения младшихшкольников о степени нравственности поступка, их оценки являются в большей меререзультатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого,«пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Им мешает также отсутствиетеоретических знаний о нравственных нормах и ценностях.
Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мывидим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны.Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.
У старшеклассников необходимо воспитание чувствасобственного достоинства, уважения чужого труда и стыда за его присвоение,искоренение подхалимства. В сегодняшнее время повального нигилизма в средестаршеклассников необходимы также меры предупреждения такого отношения ковсему.
В связи со сказанным большое значение приобретаетпроблема воспитывающей роли личности самого учителя, нравственный обликкоторого должен быть в глазах детей безупречным.
Главное, что должно определять отношение каждогоучителя к каждому учащемуся, — это глубокая вера в человека, в его возможности,гуманное, оптимистическое отношение к растущему человеку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. –М.: Просвещение, 1994.
2. Марьенко И.С. Нравственное становлениеличности школьника. – М.: Педагогика,1985.
3. Фокина Н.Э. Особенности развитияморальных суждений у младших школьников и подростков.//Сов.педагогика.№3, 1978.
4. Воловикова М.И. Интеллектуальноеразвитие и моральные суждения младших школьников.//Вопр. психологии.№2, 1987.
5. Липкина А.И. О нравственной жизнишкольника. М., «Знание»,1978.