Министерство образования Российской Федерации
Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского (Ростовский филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по конфликтологии
ТЕМА: Исследование личности по предрасположенности к конфликту
Выполнила: студентка 4 курса
Специальности — педагог-психолог
Сапункова Вера
шифр-0344
Преподаватель: Шарова Н.В.
Ростов, 2009 г.
Содержание
Глава 1. Конфликт и конфликтность личности
1.1 Понятие конфликта
1.2 Конфликтная личность
1.3 Как вести себя с конфликтной личностью?
2. Эмпирическая часть. Исследование конфликтности личности
2.1 Описание выборки. Оборудование
2.2 Исследование по физиологическим особенностям
2.3 Исследование по личностным особенностям
2.4 Исследование по поведению в конфликте
3. Выводы и результаты исследований
Список используемой литературы
Глава 1. Конфликт и конфликтность личности
Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например, частые семейные ссоры, как частный случай конфликта, вызывают стрессы у их участников. За стрессами обязательно следуют депрессии и, пытаясь найти выход, т.е. уйти от конфликта, обычно один из членов семьи, как правило, прибегает к алкоголю, наркотикам или заведению любовной связи на стороне. Таким образом, организм пытается защититься от приближающейся болезни, которая обязательно наступит, если конфликт не удастся разрешить. Неумение разрешать конфликты — одна из важных причин частых разводов. Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать. Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации.
В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо. Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликт — это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геопологический уровни рассмотрения конфликтов.
1.1 Понятие конфликта
Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus" — столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта является ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
1.2 Конфликтная личность
Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет — относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист — практический психолог.
Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности. Пять основных типов конфликтных личностей.
Конфликтная личность — демонстративный тип.
Хочет быть в центре внимания.
Любит хорошо выглядеть в глазах других.
Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.
Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.
Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
Кропотливой систематической работы избегает.
Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми.
Конфликтная личность — ригидный тип.
Подозрителен.
Обладает завышенной самооценкой.
Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.
Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.
Прямолинеен и негибок.
С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.
Малокритичен по отношению к своим поступкам.
Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Конфликтная личность — неуправляемый тип.
Импульсивен, недостаточно контролирует себя.
Поведение такого числа плохо предсказуемо.
Ведет себя вызывающе, агрессивно.
Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.
Характерен высокий уровень притязаний.
Несамокритичен.
Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.
Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.
Конфликтная личность — сверхточный тип.
Скрупулезно относится к работе.
Предъявляет повышенные требования к себе.
Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются.
Обладает повышенной тревожностью.
Чрезмерно чувствителен к деталям.
Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.
Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.).
Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.
Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
Конфликтная личность — бесконфликтный тип.
Неустойчив в оценках и мнениях.
Обладает легкой внушаемостью.
Внутренне противоречив.
Характерна некоторая непоследовательность поведения.
Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
Недостаточно хорошо видит перспективу.
Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.
Излишне стремится к компромиссу.
Не обладает достаточной силой воли.
Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.
1.3 Как вести себя с конфликтной личностью?
Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.
Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.
Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.
При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится. В книге “Общение с трудными людьми” Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах: агрессист — говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности; жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы; “разгневанный ребенок" — человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненный потерял к нему уважение; максималист — человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости; молчун — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то; “тайный мститель” — человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость; “ложный альтруист" — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.; “хронический обвинитель” — всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно решить проблему. Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в общем, одинаковы
Для руководителя полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:
неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для конфликта готова;
стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;
консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;
определенный набор эмоциональных качеств личности — тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Но конфликт возникает, если личностные особенности человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями человека, предрасположенного к конфликтам, т.е. при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости.
В качестве примера рассмотрим несовместимые типы темперамента при определенных условиях. В нормальной спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученной им работой. В аварийной ситуации медлительность флегматика, желание обдумать ход деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.
Еще более часто основой для межличностной несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес, например, у руководителя образованной фирмы или предприятия — расширить дело, а у сотрудников — как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту даже близких людей.--PAGE_BREAK--
Социально-психологическая несовместимость может также возникнуть из-за того, что группа, окружение предъявляет личности требования, которые расходятся с теми, на которые ориентирован этот человек.
2. Эмпирическая часть. Исследование конфликтности личности
2.1 Описание выборки. Оборудование
Для исследования конфликтности личности, я выбрала двух испытуемых в возрасте первый-15 лет, мужской пол; второй-16 лет, женский пол.
Оборудование. Методики:
1) Исследование темпераментальных особенностей личности (л\р №23)
2) Исследование учебной тревожности личности (л\р №24)
3) Исследование акцентуации личности (л\р №25)
4) Опросный лист «Определение типа темперамента»
5) Определение ведущего полушария на основе концепции в двух сигнальных системах (по Е.А. Рушкевичу), л/р №1
6) Определение ведущего канала восприятия информации (л\р №2)
7) Исследование особенностей поведения личности в фрустрирующих ситуациях.
2.2 Исследование по физиологическим особенностям
1. Определение ведущего полушария на основе концепции в двух сигнальных системах. Испытание проводится по лабораторной №1 (по Е.А. Рушкевичу)
Цель работы: определение ведущего полушария головного мозга.
Оборудование: 9 карточек, где написано по одному слову.
Инструкция: «Разложи карточки на 3 группы по три в каждой так, чтобы в каждой группе было что-то общее»
1-й испытуемый
Группы карточек
Слова
1 группа
карась
плавать
чешуя
2 группа
орел
летать
перья
3 группа
овца
бегать
шерсть
2-й испытуемый
Группы карточек
Слова
1 группа
Орел
овца
карась
2 группа
Летать
бегать
плавать
3 группа
перья
шерсть
чешуя
Определение ведущего полушария.
Тип доминирования полушария мозга
Варианты классификации карточек
Доминирование левого полушария мозга. Преобладание 2 сигнальной системы. Мыслительный тип. Логическое мышление.
1-й испытуемый
Равная представленность функций правого и левого полушарий. В отражении действительности участвуют обе сигнальные системы. Смешанный тип.
2-й испытуемый
Вывод: 1 испытуемому присуще логическое мышление, аналитическое, человек любящий считать, читать, мыслить логично, рассуждать, строить логически рассказ, упорядочивать мысли, хорошо считать и вычислять.2 испытуемому в равной мере присуще и логическое и художественное мышление, во взаимосвязи и взаимодействии эти два типа дают хороший мыслительный результат, человек умеет высказываться художественно, образно строить мысли, так же не лишенные логики, это человек художник-мыслитель, любит изобретать что-то новое, вносить свои индивидуальные коррективы в деятельность.
2. Исследование особенностей темперамента.
Методика: использовалась лабораторная работа №23. Исследование темпераментальных особенностей личности.
Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию и интроверсию и эмоциональную устойчивость-неустойчивость.
Оборудование: текст опросника Айзенка, лист бумаги.
Инструкция: испытуемым предлагается ряд утверждений об особенностях поведения, если ответ положителен, то ставится "+", если отрицателен, то "-". Отвечать надо быстро.
Шкала
1-й испытуемый
2-й испытуемый
Экстраверсия-интроверсия
15 баллов
23 балла
Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость
20 баллов
1 балл
Склонность к неискренности
2 балла
3 балла
/>
Интерпретация: 1-й испытуемый является экстравертом и имеет невротизм, следовательно, можно определить его тип темперамента, какхолерик-экстраверт -
нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.
2-й испытуемый является ярким экстравертом и очень эмоционально устойчив, следовательно, можно определить его тип темперамента, как сангвиник-экстраверт-
табильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
3. Исследование ведущего канала восприятия информации.
Цель работы: определение ведущего канала восприятия информации.
Оборудование: текст опросника «Определение ведущего способа восприятия информации»
Инструкция: каждому утверждению соответствует 3 варианта ответа. Испытуемому необходимо выбрать один из них, который больше всего характеризует его поведение в ситуации.
№ вопроса
Варианты ответов 1 испытуемого
Варианты ответов 2 испытуемого
А
Б
В
А
Б
В
1
+
+
2
+
+
3
+
+
4
+ продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Эк\Н
9
И\П
И\Э
10
Эк\Н
Эк\Н
11
Ип\Н
Эк\Э
12
Эк\П
И\Н
13
И\П
Эк/П
14
Эк\П
И\Н
15
Ип\Н
Ип\Э
16
Эк\Э
И\Н
17
И\Н
Ип\П
18
Ип\Э
И\Э
19
Эк\Н
Ип\Н
20
Ип\Н
Эк\П
21
И\П
И\Н
22
Эк\Э
И\Н
23
Ип\П
И\П
24
И\Н
Ип\Э
Обозначение направлений реакции: экстрапунитивное-Эк, интрапунитивное-И, инпунитивное-Ип.
Обозначение типов реакций: препятственно — доминантный — П, эгодоминантный — Э, необходимо — упорствующий-Н.
1-й испытуемый
Направление реакции
Тип реакций
Препятственно-доминантный тип
Эго-доминантный тип
Необходимо-упорствующий тип
Общий балл
Экстрапунитивное
3
3
2
8 (33,3%)
Интрапунитивное
5
1
3
9 (37,5%)
Инпунитивное
2
3
3
8 (33,3%)
Общий балл
10 (41,6%)
7 (29,1%)
8 (33,3%)
2-й испытуемый
Направление реакции
Тип реакций
Препятственно-доминантный тип
Эго-доминантный тип
Необходимо-упорствующий тип
Общий балл
Экстрапунитивное
4
1
3
8 (33,3%)
Интрапунитивное
2
3
5
10 (41,6%)
Инпунитивное
1
3
2
6 (21%)
Общий балл
7 (29,1%)
7 (29,1%)
10 (41,6%)
Интерпретация.
Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемые имеющие низкие проценты часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему окружению. Это относится и к 1 и ко 2 испытуемому. Судя по полученным данным есть проблемы с социальной адаптацией.
Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемых, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции 1-ого испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию. Так, например, если в исследовании мы получаем у 2-ого испытуемого оценку Эк — нормальную, И — высокую и Ип — низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки. У 1 испытуемого высокая оценка П (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку П, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Оценка П (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. продолжение
--PAGE_BREAK--
У 2 испытуемого высокая оценка Н — признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.
На основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемых к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемых на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.
Вывод: на основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что у 2-испытуемого преобладает необходимо-упорствующий тип реакции, т.е. человек с этим типом реакции. если попадает в конфликтную ситуацию, то всегда пытается решить ее конструктивно, ответственный человек. У 1-испытуемого преобладает препятственно-доминантный тип реакции, т.е. человек достаточно конфликтен, возможно агрессивен в них, активен.
2.4 Исследование по поведению в конфликте
В данном исследовании использовалась методика стратегий поведения в конфликте Томаса.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Оборудование: тест Томаса, листы бумаги.
Инструкция: испытуемым предлагается выбрать из двух вариантов вопроса один. Выбор должен быть быстрым и искренним.
Способы урегулирования конфликтов
1-й испытуемый
2-й испытуемый
Соперничество
5
1
Сотрудничество
8
6
Компромисс
10
10
Избегание
2
6
Приспособление
6
7
/>
Интерпретация: на основании полученных данных 1-й испытуемый, предпочитающий в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен. В результате достигается временное соглашение, но причины конфликта не устраняются, обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.
2-й испытуемый так же предпочитает стиль компромиссного поведения в конфликте. Кроме того, у него очень низкие показатели по соперничеству, не склонен к конкуренции, пассивен в конфликте, споре.
3. Выводы и результаты исследований
1 — испытуемый по физиологическим особенностям был определен, как человек с логическим, аналитическим мышлением; по типу темперамента определен как холерик-экстраверт -
нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям. По личностным особенностям — является экстравертом с высоким уровнем нейротизма. Обращаясь к «кругу Айзенка» можно определить его тип темперамента — холерик.; есть достаточно высокая вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды; страх несоответствия ожиданиям окружающих, возможна тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок; ярко выражен гипертимный вид — общительный, подвижный человек, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, почти всегда в хорошем настроении, деловитый, изобретательный, хороший собеседник. Большое стремление к самостоятельности может привести к конфликту. Бывают вспышки гнева, раздражения. Трудно переносят монотонную деятельность. Во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» означает силу или слабость «Я» личности. Преобладает препятственно-доминантный тип реакции, т.е. человек достаточно конфликтен, возможно агрессивен в них, активен.
И по поведению в конфликте предпочитает в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен. В результате достигается временное соглашение, но причины конфликта не устраняются, обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.
По полученным результатам можно судить о том, что испытуемый явно предрасположен к конфликтам, спорам — это холерик, значит как правило он агрессивен и активен в конфликте, но как показали результаты диагностики по поведению в конфликте, он все же может уступить, взамен на то же самое. В целом, исследовав испытуемого, проведя ряд тестов и методик, можно сказать, что он явно предрасположен к конфликтности.
2-й испытуемый по физиологическим особенностям был определен, как человек с одновременно логическим и художественным мышлением, что дает ему ряд преимуществ. По типу темперамента определен, как сангвиник-экстраверт.
Стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен. По личностным особенностям является экстравертом с низким уровнем нейротизма. Его тип темперамента — сангвиник. Его типу темперамента присуще общительность, открытость, разговорчивость, живость, инициативность, беззаботность и беспечность; страх несоответствия ожиданиям окружающих, несильная тревога по поводу проверок достижений, некоторое волнение; остальные факторы имеют низкие показатели, значит общая тревожность не вызывает опасений и беспокойства. Достаточно ярко выражен эмотивный тип — родственен экзольтированному, такой человек эмоционален, чувствителен, тревожен, болтлив, гуманен, сопереживает другим, животным, редко вступают в конфликты, обиды носит в себе. Преобладает необходимо-упорствующий тип реакции, т.е. человек с этим типом реакции. если попадает в конфликтную ситуацию, то всегда пытается решить ее конструктивно, ответственный человек. По поведению в конфликте предпочитает стиль компромиссного поведения в конфликте. Кроме того, у него очень низкие показатели по соперничеству, не склонен к конкуренции, пассивен в конфликте, споре.
По полученным результатам можно судить о том, что испытуемый не предрасположен к конфликтам, спорам — это сангвиник, значит как правило он лоялен и нейтрален в конфликте. В целом, можно сказать, что он не предрасположен к конфликтности.
Список используемой литературы
1. Гришина Н.В. Психология конфликта, 2005
2. Попова Т.Е. Конфликтология — Краткий конспект лекций, 2004
3. Большая энциклопедия психологических тестов, 2007
4. «Лабораторный практикум по психологии» часть1, Ярославль, 2008