Реферат по предмету "Психология"


Исследование ценностных ориентаций у студентов

--PAGE_BREAK--А.Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека »[46].
У Д.И.Фельдштейна «ценностные ориентации — это интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды, Возможность избрать стиль поведения и направление деятельности. основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации»[34].
Алексеев В.Г считает, что ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [2].
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [32].
Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [12].
В соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей [26].
Основываясь на концепции А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами — значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком [40].
В своей работе мы будем придерживаться определения данного С.Л. Рубинштейном, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [37, с.148].
Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [37, с.365].
Теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.

1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии
Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл — «ценности» и «личностные смыслы». Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглощаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора. Как пишет Ф. Е. Василюк, «когда знакомишься с попытками психологической науки ответить на вопрос, что есть ценность, часто создается впечатление, что главное стремление этих попыток — отделаться от ценности как самостоятельной категории и свести ее к эмоциональной значимости, норме, установке и т. д. Но ценность явно не вмещается в узкие рамки этих понятий» [10, с.292]. В этой связи, для определения места ценностных ориентации в общей системе личностных составляющих необходимо разграничить ценностные ориентации со смежными понятиями, прежде всего с такими, как «потребность», «мотив», «установка», «аттитюд», «диспозиция», «личностный смысл», «убеждение».
По словам Е. И. Головахи, «предметы потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями» [15, с.258]. Однако, по нашему мнению, совершенно очевидно, что если бы так происходило на самом деле, не могло бы существовать таких состояний, как внутриличностный конфликт, эгодистония и т. п., определяемых с использованием метафоры «запретный плод», когда «хочется, а нельзя». В этой связи мы согласны с Ф. Е. Василюком, который считает, что ценность не является ни предметом потребности, ни мотивом, поскольку последние всегда «корыстны» и борются только за «свой» интерес, в отличие от ценности, которая может быть «нашей» и даже в интрапсихическом пространстве выполняет интегрирующие, объединяющие функции [10, с. 292]. Д. А. Леонтьев также указывает на то, что ценности «не эгоистичны». Он справедливо отмечает при этом, что, в отличие от потребностей, ценности не ограничены данным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а «притягивают извне» [28, с.40].
При наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности, включается особое регулятивное образование, которое Д. Н. Узнадзе называет установкой. Функция установки, по А. С. Прангишвили, состоит в том, что она «указывает» потребности предмет, способный удовлетворить ее в данной ситуации [33]. Установки с ценностными ориентациями личности объединяет общее для них состояние готовности. Как пишет О. М. Краснорядцева, «готовность поступить тем или иным образом уже содержит в себе оценку, а оценивание предполагает установку как готовность определенным образом реализовать ценности» [23, с.26]. В то же время число ценностей, которыми может располагать индивид, значительно меньше, чем число установок, связанных с конкретными ситуациями. Большинство отечественных авторов придерживаются точки зрения, что именно ценности определяют основные качественные характеристики установки, имея большую субъективную значимость, а не наоборот [5]. По нашему мнению, ценностные ориентации как регулятивный механизм охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые в грузинской психологической школе связываются в основном с биологическими потребностями.
Для характеристики социальной регуляции поведения человека часто используется понятие «социальная установка», или «аттитюд», который У. Томас и Ф. Знанецкий определяли как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» [47, с. 4]. В отличие от установки, имеющей скорее неосознанный характер, аттитюд понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным. Таким образом, аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей как более общих, абстрактных принципов применительно к конкретному объекту.
Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В. Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» [48] В. Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций — базовые социальные установки — отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В. Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В. Я. Ядову, тем самым полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.
Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом.
К. А. Абульханова-Славская и А. В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентации, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени [1, с. 232].
Б. С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [7, с.89]. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «назывных», внешних по отношению к человеку ценностей, «не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере» [7].
Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова также подчеркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился» [9, с.99], акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей.
В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности [45]. Ф. Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф. Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности [11, с.22]. Аналогичную точку зрения в своем исследовании отстаивает и А. В. Серый [41]. Мы полагаем, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентации носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д. А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [25, с.372].
Г. Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности» [18, с.142]. По словам Г. Е. Залесского, убеждению присущи одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает соответствующий способ ее практической реализации. Как пишет Г. Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка» [18]. При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придается его реализации, а, следовательно, и выделенному с его участием мотиву.
Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [36, с.5]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:
— истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
— ценности организованы в системы [36, с.3].
Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:
— ценности — это понятия или убеждения;
— ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
— ценности имеют надситуативный характер;
— ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;
— ценности упорядочены по относительной важности [42].
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.
Систему ценностных ориентации личности, таким образом, можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира» и т. п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер. По словам Б. Ф. Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [29, с.36].
Я. Гудечек полагает, что система ценностей имеет «горизонтально-вертикальную» структуру. Под горизонтальной структурой им подразумевается упорядоченность ценностей «в параллельной последовательности», т. е. иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная структура понимается в данном случае как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом [16, с.707].
Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой» [45, с. 290]. Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии. Ранг той или иной ценности в индивидуальной системе, по мнению Н. Гартмана, может определяться как ее абстрактной «высотой», так и ее «силой», зависящей от «тягости», возникающей при ее нереализации [30, с. 307].
    продолжение
--PAGE_BREAK--В работах современных отечественных авторов, в частности Е. Б. Фанталовой, С. Р. Пантилеева, Д. А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность критериев индивидуального ранжирования ценностей: их предпочтение может быть обусловлено представлениями об их абсолютной значимости для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной важностью, насущностью [27]. В этой связи представляет интерес концепция С. С. Бубновой, которая наряду с принципом иерархичности выделяет принцип нелинейности системы ценностных ориентации. По ее словам, «чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей является ее многомерность, заключающаяся в том, что критерий их иерархии — личностная значимость — включает в себя различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений» [8, с.39].
Структурный характер системы ценностных ориентации личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентации личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек». По мнению Ю. А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру [47, с. 737].
Как уже отмечалось, система ценностных ориентации является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации — это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [3, с.63]. Как справедливо замечает К. Роджерс, потребности могут удовлетворяться лишь теми путями, которые совместимы с системой ценностей личности и концепцией «я» [6, с.56]. А. Г. Здравомыслов также полагает, что благодаря контрольным функциям ценностных ориентации «действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться» [19, с.202]. Механизм действия системы ценностных ориентации, по его словам, связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности, выражаясь в борьбе между долгом и желанием, т. е. между мотивами нравственного и утилитарного характера. Как пишет Ф. Е. Василюк, система ценностей выступает в данном случае как «психологический орган» измерения и сопоставления меры значимости мотивов, соотнесения индивидуальных устремлений и «надындивидуальной сущности» личности [11, с.122].
Регулятивная функция ценностных ориентации личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А. Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентации состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта» [18, с.202].
Роль ценностных ориентации в регуляции волевых процессов рассматривается, в частности, в работе Ш. А. Надирашвили [31]. На основе теории Д. Н. Узнадзе им выделяется три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективация собственного «Я». По мнению Ш. А. Надирашвили, объективация собственного внутреннего состояния приводит к постановке оценочной задачи, в результате чего порождается волевой процесс. Таким образом, высший уровень психической активности человека — волевая активность — регулируется ценностными ориентациями индивида.
По нашему мнению, система ценностных ориентации личности, выполняющая одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывающая в единое целое личность и социальную среду, является именно таким психологическим органом.
По словам Ф. Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [11, с.125]. Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.
Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

1.3 Психологическая характеристика студенчества
«Путь в студенты» начинается значительно раньше, чем студенческая жизнь. Психологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей среднюю школу. Конечно, жизнь внесет поправки в эти планы. Однако это свидетельствует о том, что доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное с этим стремление получить высшее образование. Для молодежи продолжение образования является большой социальной, моральной и психологической ценностью.
Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся. (Справка из энциклопедии)
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 — нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Анализ социальной структуры студентов педагогического института важен в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего образования для различных слоев общества, т. е. с точки зрения «выравнивания шансов для всех. Немаловажной является возможность прохождения обучения на бюджетной основе для слабо защищённых слоёв населения, таких как сироты, студенты из малообеспеченных семей.
Но есть еще и социокультурный аспект этой проблемы: в какой социальной среде имеются оптимальный, материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения конкурса, формирования академической дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать кругозор и т. д. Поэтому представители одних социальных слоев оказываются более конкурентоспособными для системы высшего образования (легче поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие – менее конкурентоспособными.
Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? В чем выражается наиболее существенные особенности его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?
Во-первых, среди родителей студентов сравнительно немного незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного» типа. Во-вторых, социальный состав студенчества является достаточно пестрым: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты: часть из студентов имеют детей, свои семьи, работу, занимаются бизнесом, частным предпринимательством и проходят обучение на заочном отделении. В-третьих, доминирующей группой являются студенты – выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя – молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя – владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, такую, как престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь завершить обучение в ВУЗе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер ценностей труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах ВУЗа способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в ВУЗе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.
Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.
С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно, в какой ВУЗ поступать, лишь бы поступить».
Сейчас ВУЗ для большинства школьников представляется очень высокой ценностью. Стремление молодежи в ВУЗы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.
Несомненно, что успех работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в ВУЗ молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.
Для студентов годы обучения – один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества. Они, в частности, выражаются в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту.
Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире.
Определенная доля незрелости в профессиональном поведении молодежи, особенно до перехода от обучения к профессиональной деятельности, вполне естественна и обусловлена психологически, однако в годы стагнации и кризиса возникают условия, порождающие широкое распространение среди молодежи социального и профессионального инфантилизма.
Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в портрете студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования, и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. И самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
Профессиональное самоопределение основывается на системе жизненных смыслов, которые определяет для себя человек и которые влияют на его деятельность и жизненную ситуацию [14].

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей ценностных ориентаций у студентов
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов.
Iэтап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа (июнь – август 2006г.).
IIэтап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 3 курса (сентябрь — октябрь 2006 г.).
IIIэтап – экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 4 курса (сентябрь — октябрь 2007 г.).
IVэтап – сравнительный анализ исследований ценностных ориентаций (ноябрь-декабрь 2007г.).
На первом этапе исследования применялся метод теоретического анализа литературы, позволивший нам рассмотреть проблему ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты факультета Педагогики и психологии педагогического института г. Лесосибирска.
Возраст испытуемых студентов 3 курса, по материалам анкетирования составляет от 19 до 34 лет.
Возраст испытуемых студентов 4 курса от 20 до 35лет.
Соотношение исследуемых студентов составляет 50% женатых (замужем) и 50% не женатых (не замужем);
    продолжение
--PAGE_BREAK--У 8 из 20 опрошенных есть дети.
Для исследования ценностных ориентаций нами была составлена следующая анкета.
Анкета
1.      Возраст
2.      Семейное положение
3.      Дети
4.      Ценности в жизни
(поставьте цифры в порядке значимости для Вас)
а) профессия
б) социальный статус
в) семья
г) самосовершенствование
д) ваш вариант ответа
5.      Почему решили поступить в ВУЗ?
а) необходимо получить диплом
б) возможность интеллектуального развития
в) возможность улучшить свое материальное положение
г) получение профессии
д) желание родителей
е) для самоутверждения
ж) ваш вариант ответа
6.      Чем обусловлен выбор данной профессии?
7.      Как планируете применить полученные знания?
а) буду работать по выбранной профессии
б) не буду работать по данной профессии
в) еще не решил(а)
Далее были использованы следующие методики.
Методика 1. «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Методика 2. Морфологический тест жизненных ценностей.
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина.
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
Перечень жизненных сфер:
1. Сфера профессиональной жизни.
2. Сфера образования.
3. Сфера семейной жизни.
4. Сфера общественной активности.
5. Сфера увлечений.
6. Сфера физической активности.
Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка.
Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений (см. приложение 1), каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:
«Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:
— если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;
— если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;
— если для Вас имеет определенное значение — поставьте цифру 3;
— если для Вас это важно — поставьте цифру 4;
— если для Вас это очень важно — поставьте цифру 5.
В результате проведенного анкетирования было выявлено, что ценность «семья» занимает первое место для 65% испытуемых;
на втором месте оказалась ценность «самосовершенствование», она является важной для 15% испытуемых; на третьем месте у 15% испытуемых оказалась ценность «здоровье», хотя эта ценность не была указана в анкете, но у опрашиваемых была возможность выбора; четвёртое место для 5% анкетируемых заняла ценность «профессия».
В нашей анкете был предложен следующий вопрос: «Как планируете применить полученные знания?» — 60% опрошенных ответили, что будут работать по выбранной профессии; 35% студентов ещё не решили и только 5% респондентов ответили, что не будут работать по данной профессии.
Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича (терминальные ценности)

Таблица 2
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича (инструментальные ценности)
Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций студентов 3 курса позволил выявить следующее:
первое место в списке значимых терминальных ценностей для 47,3 % испытуемых занимает здоровье (физическое и психическое).
Второе место для 15,7 % респондентов занимает развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).
На третьем месте находится ценность счастливая семейная жизнь, эта ценность стала значимой для 10,5 % испытуемых.
Четвёртое место по предпочтению у студентов 3 курса разделили такие ценности как:
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
– наличие хороших и верных друзей;
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Эти ценности явились значимыми для 5,2 % испытуемых.
 Из иерархии инструментальных ценностей, студенты предпочли
– честность (правдивость, искренность) она явилась значимой для 21 % испытуемых;
– ценность терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) имеет второе место и оказалась значимой для 15,7 % опрошенных;
Третье место разделили такие ценности как:
– воспитанность (хорошие манеры);
– исполнительность (дисциплинированность);
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Они стали значимыми для 10,5 % испытуемых.
На четвёртом месте стоят такие ценности как:
– жизнерадостность (чувство юмора);
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);
– чуткость (заботливость). Они приобрели значимость для 5,2 % респондентов.
Результаты исследования показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей.
Ценность «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» заняла второе место в иерархии ценностей.
Стремление к саморазвитию является одной из главных целей в освоении профессии педагога и ценность её очень важна на протяжении всего жизненного пути учителя.
Ценность «счастливая семейная жизнь» занимает третье место. Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага у многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.
Четвёртое место разделили такие ценности как: активная деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); наличие хороших и верных друзей; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.
Таким образом, не случайно такие ценности как потребность в честности, правдивости, искренности, терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), а также аккуратность, воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), широта взглядов занимают важное место в становлении будущих педагогов, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу педагогической профессии.
Результаты исследования студентов 3 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели студентов 3 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей
 Ценности
Баллы
Жизненные ценности
Развитие себя
38.5
Духовное удовлетворение
41.2
Креативность
35.6
Активные социальные контакты
37.6
Собственный престиж
32.6
Высокое материальное положение
39
Достижение
41
Сохранение собственной индивидуальности
36.7
Жизненные
 сферы
Сфера профессиональной жизни
59.1
Сфера образования
56.6
Сфера семейной жизни
51
Сфера общественной активности
49
Сфера увлечений
48.8
Сфера физической активности
37
Анализ показателей представленных в таблице 3, позволяет отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер у студентов 3 курса (59.1 балл). Этот факт может означать, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.
 Ценность «Сфера образования» (56.6 баллов) является одной из наиболее значимых для студентов, она заняла 2 место в ранге жизненных сфер.
Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим для испытуемых (51 балл), данной ценности принадлежит третье ранговое место в иерархии жизненных сфер.
Сфера «Стремление к активным социальным контактам» занимает четвёртое место в иерархии жизненных сфер (49 баллов).
Сфера увлечений занимает пятое место в иерархии жизненных сфер, для студентов психологического факультета 3 курса.
На шестом ранговом месте находится «Сфера физической активности» (37 баллов). Таким образом, значимыми ценностями жизненной сферы у студентов 3 курса являются ценности сферы профессиональной жизни, сферы образования и сферы семейной жизни.
В иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность «Духовное удовлетворение» (41.2 балла).
Второе место в иерархии жизненных ценностей заняла потребность в достижениях, то есть стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов (41 балл).
Ценность «Материальное благосостояние» по количеству набранных баллов (39 баллов) находится на третьем месте.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Следующая иерархия жизненных ценностей по количеству баллов является менее значимой для студентов 3 курса: ценность «Стремление к развитию себя» (38.5 балла); ценность «Активные социальные контакты» (37.6 балла); ценность «Сохранение собственной индивидуальности» (36.7 балла); ценность «Креативность» (35.6 балла).
На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (32.6 балла) и является менее значимой из всех обозначенных жизненных ценностей у исследуемых студентов.
2.2 Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса
На данном этапе проводилось исследование ценностных ориентаций студентов 4 курса. Исследование проводилось с сентября по октябрь 2007 года с прежней выборкой студентов факультета «Педагогика и психология», использовался тот же диагностический инструментарий.
По результатам полученным в ходе анкетирования первое место определено такой ценности как «семья», она стала значимой для 60% испытуемых; для 30% респондентов приоритетной оказалась ценность «самосовершенствование»; ценность «здоровье» является важной для 5% испытуемых; ценность «профессия» является главной для 5% опрошенных. нимает 5%яет самосовершенствование; есто занимает семья 60%; иинярименить полученные знания на практике.ть по данной прфессии.__
На вопрос, что явилось главной причиной, побудившей испытуемых к поступлению в ВУЗ, было предложено несколько вариантов ответов: возможность повысить свой интеллектуальный уровень предпочли 45% испытуемых; на втором месте оказалась такая ценность как «получение профессии» (20%); на третьем – ценность «самоутверждение» (20%); на четвёртом — ценность «необходимость получения диплома» (10%) и 5% опрошенных предпочли ценность «возможность улучшить своё материальное положение».
Желают применить полученные знания на практике 55% испытуемых студентов. Не определились в выборе профессии 30% опрошенных и 15% испытуемых не будут работать по данной профессии.
Данные полученные в ходе исследования по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича представлены в таблицах 4, 5.
Таблица 4
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (терминальные ценности)
Таблица 5
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича (инструментальные ценности)
Номер п/п
Список Б (инструментальные ценности)
3 этап %
1
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
10,5
2
– воспитанность (хорошие манеры);
15,7
3
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4
– жизнерадостность (чувство юмора);
21
5
– исполнительность (дисциплинированность);

6
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
5,2
7
– непримиримость к недостаткам в себе и других;

8
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);
5,2
9
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
5,2
10
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
5,2
11
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
5,2
12
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
5,2
14
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
10,5
16
– честность (правдивость, искренность);
10,5
17
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18
– чуткость (заботливость).

В ходе анализа результатов по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича выявлено, что первое место в списке ранжированных испытуемыми терминальных ценностей занимает ценность «Здоровье» (физическое и психическое), она является приоритетной для 42,1 % исследуемых студентов. Второе ранговое место занимает ценность счастливая семейная жизнь, она составила значимость для 21% испытуемых.
На третье место определена ценность уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), она явилась значимой для 10,5 % респондентов.
Остальные предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми. Это такие ценности как:
– жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом;
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность «Жизнерадостность» (чувство юмора), она является значимой для 21 % испытуемых, ценность «Воспитанность» (хорошие манеры) является значимой для 15,7 % опрошенныхриобрела важность для торое и пондентов.
Для 10,5% студентов приоритетными выступают такие ценности как:
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
–честность (правдивость, искренность).
Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались такие ценности как:
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
–самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
– твердая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями).
 В целом, результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса показали, что из сферы терминальных ценностей значимыми являются такие ценности как потребность в здоровье, счастливая семейная жизнь.
Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели студентов 4 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей
Ценности
4 курс
Жизненные ценности
Развитие себя
36.3
Духовное удовлетворение
40
Креативность
34.6
Активные социальные контакты
36.6
Собственный престиж
32.1
Высокое материальное положение
37.5
Достижение
40
Сохранение собственной индивидуальности
36.1
Жизненные сферы
Сфера профессиональной жизни
56.2
Сфера образования
54.7
Сфера семейной жизни
52
Сфера общественной активности
48
Сфера увлечений
46.5
Сфера физической активности
35.5
Анализ показателей представленных в таблице 6, позволяет отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» является доминирующей в иерархии жизненных сфер (56 баллов).
Одной из наиболее значимых ценностей для студентов является такая ценность как «Сфера образования» (54,7 балла).
Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим, и составил в иерархии ценностей жизненной сферы (52 балла).
Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной сферы: сфера общественной активности (48 баллов); сфера увлечений (46.5 баллов) и сфера физической активности заняла (35.5 баллов).
Приоритетными в иерархии жизненных ценностей являются такие ценности как:
— духовное удовлетворение
— достижение (40 баллов).
Ценность «Высокое материальное положение» находится на втором месте в списке жизненных ценностей (37.5 баллов).
Значимость активных социальных контактов для испытуемых, по количеству набранных баллов находится на третьем месте в списке жизненных ценностей.
 Меньшее количество баллов имеют такие жизненные ценности как: стремление к развитию себя (36.3 балла); сохранения собственной индивидуальности (36.1 балла); креативность (34.6 балла); собственный престиж (32.1 балла). Данный факт, возможно, свидетельствует о том, что вышеперечисленные жизненные ценности являются не значимыми для данной выборки испытуемых в исследуемый период.

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования ценностных
ориентаций у студентов
Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций у студентов, обучавшихся на 3 курсе и этих же студентов, обучающихся уже на 4 курсе факультета «Педагогика и психология».
В результате анкетирования у студентов 3 курса было выявлено, что по значимости жизненных ценностей ценность «семья» находится на первом месте, данная ценность является доминирующей для 65% испытуемых;
на втором месте – ценность «самосовершенствование», она является важной для 15% испытуемых; на третьем месте оказалась ценность «здоровье», ее предпочли 15% испытуемых, хотя эта ценность не была указана в анкете, но у опрашиваемых была возможность самостоятельного определения ценности.
 У студентов 4 курса наблюдается такое же распределение ценностей, но хочется отметить, что изменилось количественное отношение к данным ценностям, а именно, уменьшились показатели предпочтения ценности «семья», она является приоритетной для 60% испытуемых; для 30% респондентов главной оказалась ценность самосовершенствование, ее предпочтение для студентов 4 курса увеличилось на 15%; такая ценность как «здоровье» является важной лишь для 5% испытуемых, то есть, заметна утрата значимости данной ценности для опрошенных студентов.
 Основной причиной побудившей большее число испытуемых к поступлению в ВУЗ, была возможность повысить свой интеллектуальный уровень. Получение профессии и ценность самоутверждения явились главными лишь для 20% студентов, и лишь незначительная часть поставила на первое место необходимость получения диплома и возможность улучшить своё материальное положение.
 Сравнивая результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы: уменьшилось число студентов планирующих применить полученные знания на практике на 5%; не определившихся в выборе профессии стало на 5% меньше; уверенных, что не будут работать по данной профессии стало на 10% больше.
Сравнительные показатели исследования ценностных ориентаций по методике М.Рокича студентов 3 и 4 курсов представлены в таблицах 7, 8.
Таблица 7
Сравнительные показатели исследования ценностей ориентаций (терминальные ценности) по методике М.Рокича студентов 3 и 4 курсов
Таблица 8
Сравнительные показатели исследования ценностей ориентаций (инструментальные ценности) по методике М. Рокича студентов 3 и 4 курсов
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат контрольная работа№2 вар№1
Реферат Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе
Реферат Життя людини за межами рідної планети
Реферат Розвиток творчої діяльності на уроках трудового навчання
Реферат 2. Участие СССР в международных событиях, предшествовавших второй мировой войне Борьба СССР за предотвращение войны
Реферат Аны и ее регионов на путь модернизации вопросы управления кадровым потенциалом встают в разряд основных резервов роста экономики и устойчивого развития общества
Реферат Войтинский, Григорий Наумович
Реферат Привычное дело
Реферат School Essay Research Paper The blood curdling
Реферат In Every Posible Way Essay Research Paper
Реферат Погрешность измерений. Точность и достоверность результатов измерений
Реферат Менталітет і мотивація
Реферат Психологизм в творчестве ФМ Достоевского
Реферат Республиканский референдум в Республике Казахстан
Реферат Oliver Cromwell Essay Research Paper Sean ToomeyCuchulain