Реферат по предмету "Психология"


Исследование личностных особенностей учащихся медицинского училища

Содержание
Введение
1. Личностные особенностиучащихся медицинского училища, как научная проблема
1.1 Специфика личностных особенностей,необходимых в медицинской профессии
1.2 Личностные качества необходимые для фельдшеров инеобходимость их развития на этапе обучения профессии
2. Экспериментальное исследованиеличностных особенностей учащихся гомельского государственного медицинскогоколледжа
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов и рекомендации
Заключение
Введение
Актуальность нашей темы связана с необходимостью отбирать будущихмедиков, в зависимости от наличия у них необходимых личностных качеств. Критерииотбора будущих специалистов имеют, несомненно, важное значение в любой отрасли наукии народного хозяйства. Но прежде всего они необходимы в медицине, при подготовкетех, в чьих руках окажется не только здоровье, но и жизнь человека. Еще в 1971 г. на очередной сессии Европейского регионарного бюро Всемирной организации здравоохранения былоконстатировано, что ни одна страна не располагает удовлетворяющими ее принципамиотбора абитуриентов, желающих получить медицинское образование. У поступающих вмедицинский институт недостаточно проверить остроту зрения и скорости различныхреакций: необходимо выбрать достойных врачебной деятельности, увлеченных будущейпрофессией.
Профессия медицинского работника привлекает к себе с каждым годомвсе больше молодежи, несмотря на то, что все знают, что подготовка к ней трудная,длительная, требует от студентов-медиков гораздо больше настойчивости и самоотречения,чем от студентов других учебных заведений. Известно также, что и сама работа медиковсложна, чрезвычайно ответственна, связана с тяжелыми душевными переживаниями. Однако,чтобы стать настоящим врачом или хорошим фельдшером по внутреннему содержанию ипо призванию нельзя ограничиваться только тем, что щедро дает учебное заведениев целом, чему учит слово и личный пример преподавателей. Специальные знания не даютсами по себе «тех свойств ума и характера», без которых не сможет обойтисьпрактический врач, если в них ему «отказала природа» [1, с.39]. На 2-йВсесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии (1978) подчеркивалось,что «никакая, даже самая совершенная система воспитания в вузах или училищахне даст желаемого результата, если у студента нет призвания» к медицине. Конечно,одного лишь медицинского образования, каким бы оно ни было глубоким и обширным,недостаточно для успеха и прогресса в работе медицинского работника. Необходимоеще самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы над собой, путьсамовоспитания, развития своей личности. Медицинский работник должен быть широкообразованным человеком, знать прикладные науки, искусство, литературу, но кромевсего этого, также, он должен обладать определенными личностными качествами.
Можно предположить, что похожие личностные особенности присутствуюту всех студентов-медиков, т.к. они влияют уже на сам выбор будущей профессии. Вструктуре личности к моменту профессионального самоопределения уже сформированыте или иные особенности, которые подсознательно или сознательно диктуют человекувыбор той или иной специальности и затем развиваются в определенные свойства ужепод влиянием профессии.
Учащиеся медицинского училища имеют своей целью в будущем оказыватьпомощь и лечить больных людей. Они уже имеют зачатки личностных свойств, характерныхдля работников медицины. Они еще не подверглись профессиональной деформации [2,с.76]. Их личностные особенности еще будут изменяться и развиваться в процессе обучения.Биологическое, психологическое и социальное развитие, которое проходят учащиесяза период обучения, включено в формирование того специалиста практической медицины,который будет определять и качество работы и взаимоотношения в профессии в ближайшиегоды и на период их практической деятельности. Специфика и важность этого этапавызывает необходимость хорошего знания особенностей группы учащихся с разных позиций,включая и психологические характеристики. Таким образом, в деле воспитания медицинскогоработника необходимо начинать со специального выявления одаренных к лечебной деятельностилиц, затем заботливо воспитывать лучшие свойства души, делая это в процессе профессиональнойподготовки медицинского работника. К сожалению, молодые специалисты кустарным способом,эмпирически, интуитивно постепенно вырабатывают качества, необходимые для личностимедика. Хороший фельдшер — это прежде всего хороший человек.
Кроме того, в медицине необходимо определять и учитывать личностныеи деловые качества медицинских работников при распределении их по различным специальностями делать это лучше еще на этапе обучения в учебном заведении медицинского профиля[3, с.22-24]. Так, например, необходимо учитывать личностные и психические особенностистудентов-медиков при распределении и устройстве на работу молодых специалистовв операционный блок, реанимационное отделение, при приеме фельдшеров на «скоруюпомощь».
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагаетэмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов,вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие во время учебы и на практике- это обычное и часто возникающее явление. В связи с этим наблюдается высокая заболеваемость,многочисленные случаи психологической деформации, в дальнейшем при таком ходе событийможет возникнуть разочарование в будущей профессиональной деятельности и, как следствие,позднее — быстрое эмоциональное выгорание на работе. Это, в свою очередь сказываетсяна отношениях в системе «медик — больной», и отношениях в коллективе медицинскихработников, что негативно влияет на всех участников процесса лечения.
Интерес к личностным особенностям учащихся медицинского училищавозник, также, в связи с их будущей профессиональной деятельностью, с недостаточнойизученностью этой темы. Также актуальность темы связана с недостаточной эффективностьюкоррекционных программ.
Таким образом, целью нашего исследования является выявление личностныхособенностей студентов-медиков, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
1. На основании теоретического анализа литературы выявить личностные качества,необходимые в медицинской профессии;
2. На основании эмпирического исследования выявить наличие необходимых личностныхкачеств у учащихся 1 курса Гомельского государственного медицинского колледжа;
3. Подвести итоги и общие выводы по теоретической и экспериментальной частямисследования и выработать рекомендации на основании полученных данных;
Предметом нашего исследования являются личностные особенностиучащихся медицинского училища.
Объектом исследования стали студенты 1-го курса Гомельского государственногомедицинского колледжа, специальности «Лечебное дело» (фельдшера-акушеры)в возрасте от 17 до 19 лет. Объем выборки составил 28 человек.
Для исследования личностных особенностей была выбрана методикаР. Кэттелла. Для исследования уровня эмпатии применили методику И.М. Юсупова.
Гипотеза нашего исследования: у учащихся 1 курса медицинскогоколледжа имеются необходимые для медицинских работников личностные качества, ноони недостаточно развиты.
Используемые в курсовой работе методы исследования:
анализ используемых источников.
метод диагностики.
анализ полученных данных.
1. Личностные особенности учащихся медицинскогоучилища, как научная проблема1.1 Специфика личностных особенностей, необходимых вмедицинской профессии
В настоящее время имеются данные о своеобразии личности студентов,которые обучаются различным профессиям. Имеется достаточно много работ, посвященныхизучению студентов-психологов, студентов и учащихся различных других специальностей.В литературе можно встретить большое количество информации о выборе студентами профессии,о мотивации, об исследовании самооценки и Я-концепции студентов. Личностные же особенностистудентов и учащихся еще широко не изучены, а с исследованием студентов учебныхзаведений медицинского профиля, вообще, в литературе большие проблемы. Наряду соспецификой выбранной профессии, как среды будущей профессиональной деятельностиличностные особенности студентов формируют определенное отношение к учебной деятельностии будущей профессиональной, а также формируют круг специфических, профессиональныхпроблем [4, с.9].
До настоящего времени не изучены личностные качества студентов-медиков,составляющие и определяющие их субъективное отношение к будущей деятельности. Помнению В.Н. Мясищева, личное отношение к учению и предстоящей работе тесно связанос самооценкой, уверенностью в себе или ее отсутствием, уровнем притязания [6, с.137].
В настоящее время еще отсутствует характеристика как личностных,так и деловых качеств будущих медицинских работников. Между тем в медицине необходимоопределять и учитывать личностные и деловые качества медицинских работников прираспределении их по различным специальностям и делать это лучше еще на этапе обученияв учебном заведении медицинского профиля [3, с.22-24].
Профессия медицинского работника предъявляет определенные требованияк его личности, к характеру, эмоциональной сфере, а также морально-этическим качествам.
Медицинский работник должен любить свою профессию, сочетать всебе гуманность и интеллект, иметь, как говорят, мудрое сердце. Клиническая деятельностьтребует от медика не только глубокого знания своей специальности и лечебных действий,но и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контактес больными. Прав А.П. Громов, когда пишет, что советский врач должен быть интеллигентомв широком смысле слова, и что пренебрежение к людям, бездушное отношение к больнымнесовместимо с гуманной профессией медицинского работника[5, с.14].Известный польский врач В. Беганьский писал:". кого не трогает человеческаянеудача, кто не обладает мягкостью. в обращении, у кого недостаточно силы воли,чтобы везде и всегда господствовать над собой, тот пусть лучше избирает другую профессию,ибо он никогда не будет хорошим врачом" [7, с.15]. Широко известны слова А.П.Чехова: «Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистотыдуши и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятнымфизически» Все это можно отнести не только к профессии врача, но и к остальныммедицинским специальностям.
Воля, энергия, желание, труд — все это необходимо каждому медицинскомуработнику, но только этих качеств для медика недостаточно. В книге М. Мирского«Во имя жизни» четко определены черты, особенно важные в личности хирурга.Способность распознавать болезнь, создавать из отдельных разнообразных признаковстройную картину, искусство анализировать и намечать логически правильный путь,выбирать из арсенала многочисленных лечебных методов один, наилучший, подходящийтолько для данного больного — вот что отличает настоящего врача-хирурга4.Далее автор отмечает: «Один старый врач много лет назад писал: напряжение духовныхсил, непоколебимое мужество и воля, безграничность знаний — вот главные черты хирурга.Тщательность и одаренность, находчивость, быстрота решений и ежедневное сражениеза жизнь. Вот каким должен быть настоящий хирург»5. Однако, нельзясказать, что только врач-хирург должен обладать всем вышеперечисленным. Это же определениеподходит и к фельдшерам, т.к. они тоже должны обладать этими знаниями и умениями,а также качествами.
Человечность — это качество должно быть основным достоинствоми абитуриента и учащегося медицинского колледжа или института, и медицинского работника.Что же подразумевается под этим качеством. Это понятие включает в себя множестволичностных особенностей, которые мы и будем рассматривать в нашей работе.
Для медицинского работника, в первую очередь, очень важно умениеустановить контакт с больным, завоевать его доверие. Это достигается правильныминдивидуальным подходом к разным по характеру, полу, возрасту, состоянию и другимпризнакам больным. Здесь немалую роль играет манера общения с больными и даже внешнийвид специалиста. Любой медицинский работник, от медсестры до врача, должен уметьзавоевать симпатию больного. Он должен проявлять мягкость и душевность по отношениюк больным, внимание и сочувствие к каждому из них. Убежденность больного в опытностимедицинского персонала в значительной степени обеспечивает благополучный исход лечения.Доверие больного к медицинскому работнику — необходимое начало в комплексе лечебныхмероприятий и показатель нормальных взаимоотношений. В таких случаях больные обычносоглашаются на любые методы исследования и лечения.
Очень важна для медицинского работника такая особенность, еголичности, как состояние постоянной готовности оказать помощь, умение при первойнеобходимости мобилизовать все свои силы. В таких ситуациях он забывает об усталости,недомогании и пр. и делает то, что требует его долг. Что же дает силы медикам вподобной ситуации? Высокое чувство профессионального долга, сознание невозможностиоставить нуждающихся пациентов без врачебной помощи.
Говоря о личности каждого медицинского работника, следует иметьв виду и такую сторону, как сострадание к больному. Иногда высказывается мнениео «привыкании» медиков к страданиям больных, о том, что, постоянно сталкиваясьс человеческими страданиями, сердце их грубеет и черствеет. Это, конечно, встречаетсяиногда, но чаще это не так. Медицинский работник не бывает равнодушен к больному,но его чувства должны отступать на второй план перед сосредоточенностью его волии разума на задаче: что и как необходимо сделать, чтобы лечебные действия дали желаемыйрезультат. Он должен быть всегда собранным, хладнокровным, не «терять головы»,уметь отключаться от всего, что может помешать выполнению лечебной задачи.
Близко к вышесказанному и понятие эмпатии. О.П. Елисеев связываетэмпатию с жизненным опытом и самоконтролем. Он отмечает, что «развитие эмпатическихспособностей свидетельствует об адекватном жизненном опыте и возможности самоконтроляпо отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности» [15,с.32]. Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: «Быть в состоянииэмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональныхи смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения»как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает,и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставатьсяоттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этототтенок исчезает, то возникает состояние идентификации" [8, с.264].
Необходимо назвать еще одну сторону направленности личности медика- самосознание. Самосознание — это осознание человеком самого себя в своих отношенияхк внешнему миру и другим людям. Оно проявляется в разных формах. Одни из них — самоощущение,самоанализ, самооценка, самокритика и др. — связаны больше с познавательной сторонойпсихической деятельности личности. Другие — самочувствие, самолюбие, самовосхваление,самоуверенность, скромность, чувство ответственности, обязанности, собственногодостоинства — связаны с эмоциональной стороной психической деятельности человека.Наконец, такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль,инициатива, самодисциплина, связаны с волевой стороной психической деятельностичеловека.
Как правило, человек способен разбираться в своих физическихи психических состояниях, правильно оценивать свои силы и способности, контролироватьсвои действия и поступки, критически относиться к себе, проявлять чувство ответственности.Но встречаются люди, которые не умеют разобраться в себе, правильно оценить своивозможности, сознательно регулировать свое поведение и свою деятельность, проявляютбезответственность, некритичность к себе, самовлюбленность. Эти личности характеризуютсянеадекватной самооценкой (завышенной или заниженной). Значение самосознания оченьвелико в профессиях медицинского профиля, т.к. это может приводить к серьезным последствиям.
Одним из наиважнейших качеств для медицинского работника являетсяэмоциональная устойчивость. Исследования механизмов эмоции, осуществленные известнымсоветским психофизиологом П.К. Анохиным, проливают новый свет на природу эмоциональныхпроцессов, позволяют лучше увидеть место эмоций в психическом настрое личности.П.К. Анохин установил, в частности, что сложные акты поведения человека образуютсяи развиваются одновременно в двух направлениях: в виде самого действия и вместес тем в виде модели будущих результатов этого действия (что получило название акцепторадействия, формирующегося и воспроизводящегося в центральной нервной системе). Междудействием и акцептором действия существует постоянная связь, от которой зависитэмоциональный компонент удовлетворенности или неудовлетворенности, то есть будетли эмоциональное состояние личности положительным или отрицательным2.
Одним из проявлений эмоционального состояния человека являетсянастроение. Отмечая значение настроения, как фактора социальной ориентации и деятельностичеловека и называя настроение «чувствованием», К.Д. Ушинский писал:«Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так верно нассамих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельноймысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»3.Настроение — это своего рода аккумулятор всей информации, которая воспринимаетсяи перерабатывается индивидом за единицу времени. Поэтому психологи под настроениемпонимают более или менее длительное эмоциональное состояние, создаваемое внешнимивоздействиями на личность в зависимости от ее индивидуальных особенностей и, преждевсего, от темперамента. Настроение — это эмоциональный тонус человека, который создастсяположительными или отрицательными переживаниями.
Неустойчивость настроения медицинского работника может быть связанане только непосредственно с той или иной конкретной медицинской ситуацией, но ис комплексом самых разнообразных впечатлений от внешних факторов, раздумий и переживаний.На настроение любого человека влияют те или иные жизненные заботы, беспокойство,вызванные каким-либо чрезвычайным обстоятельством, ущемленное самолюбие, угрызениясовести и т.п. Любая из этих эмоций или сочетание их могут быть заметны больными мешать нормальной деятельности специалиста. И если он не в состоянии преодолетьтакое настроение, он может принять неправильное решение и совершить ошибочные действия.
Деятельность медицинского работника — это борьба. Борьба со смертью,страданиями, борьба за жизнь, здоровье и благополучие человека. В этой борьбе хирургунеобходимы выдержка, самообладание, профессиональная воля.
Медику необходимо такое качество, как мужество. Именно мужествогарантирует больному благоприятный исход из опасной ситуации. Медицинскому работникуни в коем случае нельзя потерять это качество.
Важную роль в психических состояниях медицинского работника могутиграть решительность или нерешительность. Решительность — это психическое состояниеготовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Во многих случаяхтолько решительность помогает устранять сомнения и колебания. Однако решительнымне может быть человек безвольный, со слабой реактивностью. Он иногда может действоватьв затруднительных случаях без колебаний, но не потому, что способен преодолеть сомнение,а потому, что у пего никаких сомнений не возникает, так как он не понимает степениопасности и необходимости решительных действий. О таких медиках нельзя сказать,что они действуют решительно, — они действуют ошибочно, неадекватно ситуации. И,конечно, такая «решительность» в их действиях чревата неблагоприятнымипоследствиями.
Необходимыми условиями решительности являются ум, проницательностьи мужество. Но, как правильно замечают психологи, свести лишь к ним решительностьнельзя3. Есть люди, обладающие очень проницательным умом и безусловныммужеством, но их мужество и проницательность стоят порознь, не протягивая друг другуруки, и потому, не производят третьего свойства, — решительности.
Состояние решительности возникает скорее тогда, когда нет временидля колебаний, когда необходимо действовать быстро. Однако быстрота и решительность- это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность. Поспешность в установлениидиагноза и соответствующих этому диагнозу действиях может привести к неполноценностилечебных мероприятий и, следовательно, к ошибкам.
Решительные действия быстрая ориентировка в создавшейся ситуации,как положительные качества личности обусловлены всем предшествующим опытом медика,его знаниями, умением и т.д. С.Л. Рубинштейн, например, пишет: «По большейчасти истинное положение дела заключается не в том, что решение дал тот миг илимомент, когда внезапно оно представилось уму, а не предшествующая работа мысли;этот момент дал решение после длительной предшествующей работы мысли и в результатеее. Счастливый миг, приносящий решение задачи, — это по большей части жатвы техплодов, которые взошли в результате всего предшествующего труда» 4.
К ошибкам может привести хирурга и нерешительность, т.е. состояниенедостаточной психологической готовности принять решение, что влечет за собой необоснованнуюотсрочку или невыполнение необходимого действия. В таких случаях решения специалистанеустойчивы, он колеблется, переходя от одного мнения к другому, и ни на одном неможет твердо остановиться. Повышенная возбудимость, умственное смятение не создаютусловий для принятия правильного решения. Иногда нерешительность связана с тем,что человек малоподвижен, инертен. Есть категория людей, у которых чрезмерно обостряетсянастороженность перед выполнением чего-то сложного. Все это может стать причинойтакой ситуации, когда действия медика запаздывают, что может привести к печальнымпоследствиям.
Целью настоящей работы является выявление индивидуально-психологическихособенностей личности студентов-медиков. В ней мы обратимся к анализу личностныхособенностей студентов-медиков 1 курса специализации «Лечебное дело» сцелью выделить те из них, которые положительно воздействуют на их отношение к учебеи последующую практическую деятельность. А также указать, какие психические состоянияи свойства личности медиков негативно отражаются на их здоровье и отношении к учебеи последующему труду.
личностное качество учащийся медик
1.2 Личностные качества необходимые для фельдшеров инеобходимость их развития на этапе обучения профессии
Одной из важнейших личностных особенностей студентов-медиковявляется самооценка. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми,путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениямиокружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знаниедругих людей помогает самопознанию. Процесс сравнения — основа не только познаниямира, но и познание самого себя. Познавая через сравнение качества другого человека,мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшегопознания мира и себя человек должен прилагать активные усилия. Совершенствованиесамого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какиекачества характера надо воспитать, а какие — изжить. Без самопознания нельзя правильнонаметить программу самовоспитания и самовоспитания. Возникновение потребности взнании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характернойособенностью повзрослевших детей [21, с.46].
Самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективнооценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, всвою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризуетстепень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляетсяему привлекательным и возможным. Обычно, адекватная самооценка доступна незначительномучислу учащихся. В основном они склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своихвозможностей. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанныйна такой основе выбор профессии медицинского работника, в конце концов, приводитк разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выборепрофессии, на развитие личности, на отношении к учебе, а в последующем приводитк негативному отношению с больными, рабочим коллективом и к выбранной трудовой деятельностив целом.
Без адекватной самооценки невозможен и процесс самовоспитания.Стимулировать процесс самовоспитания студентов-медиков в ходе учебного процессаможно, только используя дифференцированный и индивидуальный подход: одних побуждатьруководствоваться своим положительным идеалом, другим помочь разрушить отрицательныйи сформировать положительный, третьим помочь в выборе идеала [22, с.87].
Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека(или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способностьточно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций,поступков, жестов и т.д. Это понимание эмоционального состояния другого человекапосредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровеньэмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работакоторых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджерыперсонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.). Существует значимая связьмежду уровнем эмпатии и профессиональной направленностью, а также положительноймотивацией к лечебной деятельности [23, с.162].
Эмпатия является интегральным устойчивым личностным качеством,мало поддающимся развитию в процессе обучения и овладения профессией, что определяетнеобходимость включения методов, направленных на выявление этого свойства в структурупрофессионального отбора студентов-медиков.
Как мы уже отмечали, одной из личностных особенностей учащихсямедицинского училища и профессиональных медицинских работников является очень высокийуровень тревожности, которая может быть вызвана различными причинами и переживаниями.
В исследовании, опубликованном в книге Э.А. Соколовой были приведеныследующие причины переживаний и повышенной тревожности учащихся медицинского училища:для 56 % учащихся переживания связаны с учебой, практикой. Для учащихся учеба — это основная точка приложения их деятельности. Получение специальности — это реальнаяцель, цель данного этапа жизни учащихся. Некоторые учащиеся уточняют, какие проблемыучёбы вызывают у них переживания: часто — это оценки за учебу.
У 9 % обследованных переживаниясвязаны с самооценкой и оценкой других. В этом возрасте продолжается становлениеличности учащегося. Учащийся сравнивает себя с другими, выносит свои суждения поэтому поводу, оценивает себя, оценивает других в разных ситуациях, сравнивает результатыс тем образом себя и другого, который у него предварительно сложился. В чем-то этисуждения влияют на сложившиеся образы, приближая их к реальности. Собственный идеальныйобраз и идеальный образ взаимоотношений замещается образом более реальным.
По данным того же исследования 12% учащихся переживают из-зафинансовых проблем. Это можно трактовать так, что финансовая зависимость ущемляетчувство собственного достоинства учащихся.
Из общего количества 44%учащихся отмечали переживанияиз-за семейных проблем, проблем близких людей.
22% учащихся считают, что их переживания связаны с низким уровнемкультуры общения, 20% — с проблемами взаимоотношений. Проблема низкого уровня культурыобщения прослеживается при общении учащихся со всеми социальными группами. Следовательно,эта проблема выходит за рамки тех проблем, которые можно успешно решить в медицинскомучилище.
Некоторые учащиеся уже начинают связывать свои проблемы с будущейпрофессиональной деятельностью «переживания из-за невозможности оказать помощьв адекватном объеме», такое мнение в исследовании представили 12 % учащихся.Для этих учащихся наиболее актуальной является их будущая профессиональная деятельность.Об этом же свидетельствует и конструкт «переживания из-за организационных трудностей»,в котором проблемы организационных трудностей трактуются и как проблемы учебы, икак проблемы будущей профессиональной деятельности. Такое мнение высказывают 6 %обследованных учащихся.
Проблема социальных факторов близко примыкает к проблеме неуверенностив будущем. Переживания по этим поводам отмечают 5 % обследованных учащихся.
Из общего количества 5% учащихся связывают свои переживания сповышенной эмоциональностью. Их волнует собственное эмоциональное реагирование напереживания. Учащиеся отмечают, что не умеют контролировать свои эмоции, и это ихволнует [1, с.76-79].
Проведенные в институте нормальной физиологии им.П.К. АнохинаАМН СССР эксперименты показали, что в стадии патологического эмоционального стрессаи постоянной тревожности страдают функции мозга, возникают невротические реакции.В связи с этим, могут развиться аритмии, экстрасистолия, стенокардия, ишемия миокарда(вплоть до инфаркта), устойчивая артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечноготракта, спастические изменения гладкой мускулатуры бронхов, пищеварительного трактаи др. Нередко возникают кожные поражения, нарушаются функции половых желез, развиваетсяимпотенция. Такие явления усугубляются в случаях, когда психо-эмоциональные перегрузкиповторяются довольно часто. Поэтому еще на этапе обучения, целесообразно начинатьпсихологическую коррекцию и работу по снижению уровня тревожности.
Один из методов профилактики тревожности у фельдшеров — это воспитаниеэмоциональной устойчивости еще на этапе процесса обучения. Перспективность его основываетсяна том, что эмоции так же хорошо поддаются тренировке и воспитанию, как и наши мускулы.Следовательно, будущий фельдшер должен закаливать свою волю в отношении конфликтных,стрессовых ситуаций, вырабатывать к ним своего рода защитную реакцию, т.е. уметьвладеть собой. Но это дается не всем и не всегда. В иной конфликтной ситуации человекубывает трудно оставаться спокойным, сдержать эмоции, проявить волю. В этом случаеможно рекомендовать метод, предложенный английским психиатром М. Корричером. Авторсчитает, что в случае психической усталости, нервного потрясения и угнетенного состояниячеловек должен расслабиться и вслух поговорить. с самим собой. По его мнению, этоотличное психотерапевтическое средство, лучшее лекарство от всякого рода стрессов.
Владеть своими эмоциями человеку помогает также аутогенная тренировка,или аутотренинг.
Имеются варианты психологической разрядки менее демонстративныеи в то же время весьма полезные, ощутимо снимающие стрессовое напряжение. Советуют,например, глубоко и медленно дышать, сосредоточив на этом все внимание, или посмотретьна себя в зеркало. Хорошо снимают психологическую усталость и целенаправленная физическаяработа, участие в спортивной игре, темпераментное переживание болельщика на стадионеза «свою» команду и др.
Также необходимым качеством фельдшера должно быть доверие к людям,которое необходимо воспитывать у студентов. О благоприятной роли доверия в медицинеписали В.А. Ташлыков (1984), И. Харди (1988). Доверие может формироваться в процессеобщения, а может возникать еще до начала общения, что расценивается как положительнаяустановка. Это качество необходимо воспитывать у медиков еще во время обучения,т.к. установка на доверие при общении медицинского работника и пациента способствуетлечебному процессу. Об этом писал К.И. Платонов: "… больной должен чувствоватьвнимание врача к своему состоянию, что необходимо для полной откровенности больногос врачом" [17, с.283]. Но чтобы «понять другого человека, необходимо испытыватьинтерес к его личности, а интерес всегда эмоционально окрашен». [18, с 25].Именно поэтому в нашем исследовании проведем исследование эмоционального блока личностныхособенностей.
Решительность — еще одна личностная особенность необходимая будущемуфельдшеру. Под ней подразумевается психическое состояние готовности быстро принятьрешение и не медля привести его в исполнение. Вовремя проявленная решительностьчасто может спасти жизнь человеку. Решительность помогает устранять сомнения и колебания.
Состояние решительности у фельдшера возникает скорее тогда, когданет времени для колебаний, когда необходимо действовать быстро. Однако быстротаи решительность — это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность.Поспешность в установлении диагноза и соответствующих этому диагнозу действиях можетпривести к неполноценности лечебных мероприятий и, следовательно, к ошибкам.
К ошибкам может привести фельдшера и нерешительность, т.е. состояниенедостаточной психологической готовности принять решение, что влечет за собой необоснованнуюотсрочку или невыполнение необходимого действия. В таких случаях решения неустойчивы,он колеблется, переходя от одного мнения к другому, и пи на одном не может твердоостановиться. Нерешительность фельдшера часто связана с неясной, запутанной ситуацией,особенно в диагностике, когда признаки нескольких заболеваний сходны. А неясностьуже сама по себе таит опасность ошибки. Причиной ошибки может стать и отсутствиечувства самостоятельности, неуверенность в себе, а также и некоторые черты характера,как, например, склонность «уйти» от опасной ситуации и переложить решениена другого, более опытного медработника.
Для того, чтобы фельдшер действовал успешно, он должен испытыватьсостояние уверенности в благополучном исходе действия, особенно тогда, когда возникаеттрудность и опасность неудачи. Уверенность — сложное психическое состояние. Уверенностьзависит от того, обладает ли он достаточными возможностями для успешного выполнениясвоего дела, насколько он вооружен знаниями, умениями и т.д. Уверенность в определеннойстепени связана со здоровьем и самочувствием человека. Особенно ценна уверенностьего в трудных ситуациях, на сложных вызовах, когда требуется преодоление внутреннихколебаний, когда необходима настойчивая и неутомимая борьба для достижения полногоуспеха. В таких случаях уверенность означает, что он считает возникающие трудностивременными, преодолимыми, он сохраняет убежденность в правоте своих действий, основаннуюпа чувстве исполненного долга и в определенной мере — па профессиональном самолюбии.Такая уверенность — краеугольный камень успеха в деятельности хирурга. Без нее онне может плодотворно работать.
Но бывает и такая уверенность, которая фельдшеру грозит ошибками.Это, прежде всего, самоуверенность — состояние, когда человек переоценивает своисилы, знания, опыт и недооценивает препятствия и трудности, могущие возникнуть вразличных медицинских ситуациях: диагностике, оперативной технике и пр. Эта самоуверенностьможет быть порождена наличием завышенной самооценки. Самоуверенными бывают, какправило, люди ограниченные, самовлюбленные, нередко высокомерные, склонные к рисовке,саморекламе. Излишне самоуверенный врач чаще ошибается, нередко вредит больным.
К серьезным ошибкам может привести некритическое отношение ксвоей профессиональной деятельности и недостаточное понимание важности анализа своихи чужих ошибок. Это также связано с неадекватной самооценкой. Наконец, причинойнеправомерных действий могут стать эгоизм и высокомерие, выражающиеся иногда в нежеланиипомочь товарищу по работе, выручить из беды, в стремлении возвысить себя в глазахокружающих. Иногда, фельдшер переоценивает себя как специалиста, что также нередкоявляется причиной ошибочных действий,
Важное значение для фельдшера имеет общительность. Ему, как ужеотмечалось выше, очень важно завоевать расположение больного, подчинить его своейволе в его же интересах. Но если такое «подчинение» связано со взглядомна больного как на безвольный объект своих действий, с ложным мнением о своей непогрешимости,то это может поставить под угрозу не только здоровье, но и саму жизнь больного.
Часто в процессе общения фельдшера и пациента могут возникатьнедопонимания, конфликты. Но кого же следует винить в их возникновении: медицинскогоработника или больного? Более правильным будет искать причины конфликта не тольков поведении больного. Ведь конфликт — процесс двусторонний. Фельдшер не должен доводитьдело, до него. С этой точки зрения именно его можно считать повинным в конфликте.Если медицинский работник — образованный и воспитанный человек, то ему должно хватитьблагоразумия и такта в общении с так называемым конфликтным больным. И наоборот,если он не находит с пациентом общего языка, конфликтует, если на него жалуютсябольные, то это прямое свидетельство того, что в его образовании или воспитанииимеются серьезные пробелы. Найти общий язык с больным бывает непросто: порой непомогают доброта и сердечность, обходительность и внимание. Иногда можно простопромолчать в конфликтной ситуации, а иногда переключить внимание пациента с конфликтнойситуации на другую, волнующую его тему. В медицине, как ни в какой другой профессии,важен авторитет. Слово врача действует как средство материальное. Оно лечит и темэффективнее, чем значительнее личность врача. Авторитет С.П. Боткина оказывал пабольных поистине волшебное действие: лечило подчас одно посещение их знаменитымдоктором, одно его слово. «Сколько раз приходилось слышать, что те же рецептыи, по-видимому, при подобных же случаях оказывались недействительны у них, — писалИ.П. Павлов о сотрудниках С.П. Боткина, — делая чудеса в руках учителя». Вобщении с больным всегда должна присутствовать доля оптимизма. Нередко приходитсяучаствовать в лечении тяжелейших больных. Конечно, им необходимо внушать надеждуна благоприятный исход. Но для этого сами медицинские работники должны быть оптимистами- а это значит не просто надеяться на благоприятный исход, но и всячески добиватьсяего.
Известно, что смех является важнейшим фактором в жизни людей.Он не только снимает эмоциональную скованность, уменьшает нервное напряжение, агрессивность,но и, благотворно воздействуя на общее состояние людей, способствует их общению,взаимопониманию, а также излечению от недуга. Поэтому здоровый юмор также долженвсегда присутствовать при общении с пациентами.
Ценность личности определяется не только тем, что она представляетсобой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего прогрессивногоразвития и совершенствования.
Для развития личности будущих специалистов-медиков необходиморасширить диапазон социальных ролей студента от пассивного субъекта информации досубъекта социального и научно-технического прогресса, от исполнителя временных общественныхпоручений до уровня лидера, общественника, личности социально активной, творческимыслящей, проявляющей инициативу, самостоятельность, смелость в решении проблем.А для этого нужно энергичнее во все звенья учебно-воспитательного процесса вводитьсамостоятельную работу студентов, обучение делать проблемным, стимулировать потребностьк преодолению трудностей: в учебной, научно-исследовательской деятельности, решениисоциальных проблем.
Психологам, преподавателям необходимо участвовать и в формированиинаучного мировоззрения учащихся. Вформировании научного мировоззрения студентови молодых специалистов большая роль принадлежит информации. Информация, в том числеи учебная, должна иметь социально значимую цель — перспективу, должна ориентироватьстудента на овладение ценностями. Иначе говоря, информация обретает ценностно-ориентированныйкомпонент, если она актуальна, содержит что-то новое, личностно значимое для студентакак слушателя. Такого рода информация помогает слушателю активно сохранять и поддерживатьпсихическую связь с социальным окружением, легче ассоциировать с другими людьми,ощутить сопричастность к событиям различного порядка, почувствовать себя равнымсреди равных. Активное восприятие социально значимой информации позволяет в своемокружении, в микрообществе выступать в качестве лидера мнений и оценок, что рассматриваетсястудентами как престижная ценность.
Информация должна затрагивать эмоциональную сферу личности студента.
2. Экспериментальное исследование личностных особенностейучащихся гомельского государственного медицинского колледжа2.1 Организация и методы исследования
В связи с целью нашего исследования выявить личностные особенностистудентов-медиков, объектом нашего исследования стала группа учащихся Гомельскогогосударственного медицинского колледжа из 28 человек. Возраст в группе от 17 до19 лет. Группа состоит из девушек, которые избрали будущей специальностью«лечебное дело» (фельдшера-акушеры).
Для выявления личностных особенностей была использована методикаКетелла, которая является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценкииндивидуально-психологических особенностей личности. Разработана под руководствомР.Б. Кеттелла в 1949 году. В 1956-1957 г. г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 г. г. — третье, которое можно было использоватькак самостоятельное руководство к тесту.
Теоретической и методологической основой разработанного тестаявляется факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данногоопросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологическисодержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагаетустойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности [24, с.308].
Существует 6 форм опросника: А и В (187 вопросов), который используетсядля совершеннолетних, высокообразованных людей; и С и Д (105 вопросов), использующийсядля людей с нормальным образованием, начиная со среднего, совершеннолетних; E и F (128 вопросов)- для групп с невысоким уровнем образования, совершеннолетних [25, с.10].
В России и у нас чаще всего используют формы А и С. Наибольшеераспространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессиональноважных качеств, в спорте и научных исследованиях.
Опросник Р.Б. Кеттелла включает в себя все виды испытаний — иоценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Для учащихся медицинского колледжа мы выбрали форму С, т.к. онапредназначена для людей со средним образованием, тестирование занимает 30-40 минути подходит для применения в группе. Кроме того, в форме С вопросы сформулированытаким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной,обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых. Еще одно преимуществоэтой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности. Также по этомуварианту методики можно работать с сырыми оценками.
Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа(см. приложение А).
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на которомон должен делать определенные пометки, по мере прочтения вопросов. Испытание проводитсяиндивидуально в спокойной, деловой обстановке. Предварительно дается соответствующаяинструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. В инструкциидаются следующие разъяснения: «Вам предлагается ряд вопросов, которые помогутопределить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов»правильных" или «ошибочных». Люди различны, и каждый можетвысказать свое мнение.
Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемыхответов — тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашемумнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланкедля ответов ставьте крестик (левая клеточка соответствует ответу «а»,средняя — ответу «б», а клеточка справа — ответу «с»).
Если Вам что-нибудь не ясно, спросите экспериментатора. Отвечаяна вопросы, все время помните:
1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайтетот ответ, который первым придет Вам в голову.
Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно,как Вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить себе «среднюю»,наиболее частую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого,выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.
2. Старайтесь не прибегать к промежуточным, неопределенным ответам(типа «не знаю», «нечто среднее» и т.п.) слишком часто.
3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.
Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными,но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показатьсяВам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены. Ответымогут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», которыйнаходится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще небудут рассматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
В самом вопроснике ничего не пишите и не подчеркивайте!
4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами,они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнатьсебя и очень поможете нам в нашей работе. Благодарим за помощь в проведении исследования"
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждойиз которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксируетего в бланке ответов.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даныномера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе.В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равнонулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов.Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (вправый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырыхоценках. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическоесвоеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый факторсодержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека,но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроемтого, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
Интеллектуальный блок: факторы: В — общий уровень интеллекта;М — уровень развития воображения; Q1 — восприимчивость к новому — радикализм.
Эмоционально-волевой блок: факторы: С — эмоциональная устойчивость;О — степень тревожности; Q3 — наличие внутренних напряжений; Q4 — уровень развитиясамоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности.
Коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н- смелость; L — отношение к людям; Е — степень доминирования/подчиненности; Q 2- зависимость от группы; N — динамичность.
Второй методикой, примененной в исследовании была методика исследованияуровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова. Мы выбрали эту методику, т.к. она широкоиспользуется на практике для выявления уровня эмпатии. Она достаточно удобна в применении,не отнимает у испытуемых много сил и времени, дает достоверные результаты, вопросыв ней построены таким образом, что на них трудно дать социально желаемый ответ.
Методика проводилась на той же выборке, что и 16-ти факторныйличностный опросник Р.Б. Кеттелла. Для выявления уровня эмпатийных тенденций согласноэтой методике необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответамследующие числа: если вы ответили «не знаю» — 0, «нет, никогда»- 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4,и ответу «да, всегда» — 5.
Прежде чем подсчитать полученные результаты, мы проверили степеньоткровенности, с которой отвечали испытуемые. Все Результаты оказались достовернымипо шкале откровенности.
Затем мы просуммировали все баллы по ключу к методике. По полученномурезультату оценили развитость эмпатийных тенденций каждого испытуемого.
Для исследования личностных качеств были поставлены следующиезадачи:
1. Выявить личностные особенности учащихся медицинского колледжа;
2. Оценить развитость личностных качеств у учащихся;
3. Провести необходимые расчеты, анализ и интерпритацию полученных результатовисследования;
4. Выработать рекомендации на основании анализа данных.
 2.2 Анализ результатов и рекомендации
С помощью методики Кеттелла мы выявили личностные особенностистудентов медицинского колледжа. Результаты исследования отображены в таблице 2.2.1.
В результате проведенного исследования мы определили уровеньразвития следующих личностных особенностей учащихся Гомельского государственногомедицинского колледжа, которые, на наш взгляд, наиболее важны для будущих медиков.
Самооценка: основная масса испытуемых имеет средние показателипо этому фактору (92,8%). Это означает, что у учащихся адекватная самооценка, ониотличаются знанием себя, своих качеств, как положительных, так и отрицательных,а также адекватной оценкой своих поступков.7,2% испытуемых имеют неадекватную самооценку.Из них 3,6% имеют неадекватную заниженную самооценку, а еще 3,6% — неадекватнуюзаниженную самооценку. В связи с этим, психологу необходимо проводить коррекционнуюработу с учащимися, которые отличаются неадекватной самооценкой, с целью формированияу них адекватной самооценки.
Если рассмотреть коммуникативный блок, развитие которого необходимодля будущих медицинских работников, то результаты показали следующее: По факторуА — общительность — 25% имеют высокий результат, а, следовательно и высокий уровеньразвития этого качества, у 75% учащихся это личностное качество имеет средний результат.Можно сделать выводы, что студенты медицинского колледжа отличаются открытостьюв отношениях с людьми, хорошим уровнем общительности. Это готовые к сотрудничеству,приветливые, уживчивые, внимательные к людям, естественные в общении личности. Пофактору H — смелость, результаты показали, что 92,8% испытуемыхимеют средний уровень развития этого качества, это говорит о среднем уровне авантюризма,легкости знакомства с людьми, реактивности, бодрости.3,6% показали высокий уровеньразвития этого личностного качества, что для будущего медицинского работника оченьхорошо, беспокойство вызвали оставшиеся 3,6% учащихся у которых эта личностная особенностьимеет низкий уровень развития. С такими студентами необходимо работать, так какдля фельдшера смелость — одно из наиважнейших качеств и необходимо его развивать.Е — степень доминирования/подчиненности. По этому фактору средний уровень зафиксировану 92,8% учащихся. Это означает, что у испытуемых присутствуют зачатки таких личностныхкачеств, как: самоуверенность, твердость, серьезность, оригинальность. У 3,6% испытуемыхэти качества развиты более сильно, что не всегда является хорошим результатом, т.к.у них проявляется неуступчивость, неподатливость. У оставшихся 3,6% учащихся проявляетсямягкость, уступчивость, зависимость, мягкосердечие, застенчивость, но эти качестватак же иногда могут мешать в работе фельдшера. Поэтому в рамках учебно-воспитательногопроцесса важно из зачатков личностных особенностей вырастить те качества, которыебудут необходимы и социально полезны для последующей трудовой деятельности. Надразвитием этого блока личностных особенностей необходимо работать психологу, т.к.из них складываются те черты личности медицинского работника, которые способствуютэффективной коммуникации с пациентами, коллегами по работе и со всеми окружающимилюдьми.
Эмоционально-волевой блок включает в себя такие важные для будущегомедицинского работника факторы, как: С — эмоциональная устойчивость. У наших испытуемыхотмечается хороший показатель по этому фактору.89,3% обладают средним уровнем развитияэтого качества, еще у 7,1% высокие показатели по этому фактору. Это свидетельствуето том, что личность студента-медика отличается спокойствием, уверенностью, чувственнымпостоянством, эмоциональной устойчивостью. Однако, у 3,6% отмечается низкий показательпо этому фактору. Это означает, что наблюдается эмоциональная неустойчивость. Личностьотличается нетерпимостью, нетерпеливостью, раздражительностью, склонностью к озабоченностии огорчениям. Эти качества неприемлемы для медицинского работника и психологу необходимопроводить работу по повышению эмоциональной устойчивости учащихся медицинского колледжа.Фактор G — степень социальной нормированности и организованности. У 28,6% отмечаетсявысокий уровень совестливости, выдержанность, решительность, обязательность в исполнениипоручений, ответственность, готовность к действию, основательность, упорство в достижениицели, социальная нормированность, выраженность «супер-ЭГО». У 71,4% испытуемыхотмечается средний уровень развития этих личностных качеств. Исходя из этих результатовможно сказать, что по этому фактору они обладают всеми необходимыми качествами,но их необходимо развивать. Фактор О — степень тревожности. У 25% учащихся отмечаютсявысокие значения по этому фактору. Характерны такие качества, как: боязливость,неуверенность, тревожность, озабоченность, депрессивность, чуткость, легко впадаютв растерянность, сильное чувство долга, чрезмерная заботливость, присутствие страхов,подверженность настроению, частые плохие предчувствия. Эта тревожность, неуверенностьстудентов может быть обусловлена различными причинами и связана с тем, что они обучаютсяеще на первом курсе и имеют недостаточно знаний и умений по своей специальности,возможно, трудно дается обучение, возможно, связана с осознанием невозможности оказанияпомощи кому-то из близких, или из-за неуверенности в будущем, либо связана с какими-толичными проблемами. У 75% тревожность выражена умеренно, но, тем не менее, она присутствует.Психологу необходимо работать с группой по снижению уровня тревожности со всей группой,т.к. она негативно сказывается на отношении к обучению профессии медицинского работника,и в последующем на трудовой деятельности медика-профессионала. Q3 — наличие внутреннихнапряжений. Результаты показали, что для 89,3% испытуемых характерно среднее развитиеволевых качеств, средний уровень самоконтроля, дисциплинированность, точность ввыполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота освоей репутации.
Еще 3,6% обладают высоким уровнем развития этих личностных качеств,что тоже очень хорошо для медицинского работника, однако у 7,1% испытуемых низкиепоказатели по этому фактору, что означает недостаток самоконтроля, внутреннюю конфликтность,низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность вповедении, подчиненность своим страстям. С этими учащимися необходимо работать психологу
Таблица 2.2.1 Результаты исследования развития личностныхособенностей учащихся Гомельского государственного медицинского колледжа по методикеКеттелла. Фактор Высокий уровень % Средний уровень % Низкий уровень % MD 3,6 92,8 3,6 A 25 75 ‒ B ‒ 85,7 14,3 C 7,1 89,3 3,6 E 3,6 92,8 3,6 F 7,1 89,3 3,6 G 28,6 71,4 ‒ H 3,6 92,8 3,6 I 17,9 82,1 ‒ L ‒ 96,4 3,6 M 7,1 82,2 10,7 N ‒ 85,7 14,3 O 25 75
Q1 10,7 82,1 7,1
Q2 3,6 89,3 7,1
Q3 3,6 89,3 7,1
Q4 3,6 92,8 3,6
Что же касается исследования уровня эмпатийных тенденций, тоу испытуемых получились следующие результаты, которые отображены в таблице 2.2.2

Таблица 2.2.2 Особенности развития эмпатии у учащихся 1курса Гомельского государственного медицинского колледжа.№п/п Уровень эмпатии % исследуемых 11 очень высокий уровень эмпатийности ‒ 22 высокая эмпатийность 10,7 33 средний уровень эмпатийности 82,2 44 низкий уровень эмпатийности 7,1 55 очень низкий уровень эмпатийности ‒
По этим результатам можно сделать следующие выводы: 82,2 % испытуемыхимеют средний уровень эмпатии, присущий подавляющему большинству людей. Это означает,что учащиеся медицинского колледжа, специальности «Лечебное дело» не относятсяк числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях, судить о других болеесклонны по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Испытуемым не чуждыэмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем.В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнемвлиянии чувств собеседника теряюте терпение. Предпочитают деликатно не высказыватьсвою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. Затрудняются прогнозироватьразвитие отношений между людьми, поэтому, случается, что поступки других людей оказываютсядля испытуемых неожиданными. У учащихся нет раскованности чувств, и это мешает ихполноценному восприятию людей.
10,7 % отличаются высоким уровнем развития эмпатии, они чувствительнык нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельныминтересом относятся к людям. Эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаютконтакты с окружающими людьми и находят общий язык. Стараются не допускать конфликтыи находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценкесобытий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаютработать с людьми, нежели в одиночку.
7,1% испытуемых имеют низкий уровень эмпатии по данным нашегоисследования. Эти люди испытывают затруднения в установлении контактов с людьми,неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступкахокружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Отдают предпочтениеуединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Часто являются сторонникамиточных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у них мало друзей. Людей ценятбольше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.
В заключение рассмотрения результатов по этой методике хотелосьбы сказать, что с испытуемыми обязательно необходимо проводить тренинги, коррекционныепрограммы по развитию эмпатии, показывать фильмы, способствующие развитию сопереживаниядругим людям. Т.к. это так жизненно необходимо в медицинской профессии, т.к. частоприходится сталкиваться с тяжелобольными, страдающими людьми, которым иногда можетпомочь облегчить боль и страдание только доброе слово медицинского работника, егодобрая улыбка и эмоциональная поддержка.
Заключение
В структуре личности к моменту профессионального самоопределенияуже сформированы те или иные особенности, которые подсознательно или сознательнодиктуют человеку выбор той или иной специальности и затем развиваются в определенныесвойства уже под влиянием профессии.
Итак, актуальность нашей темы связана с высокой эмоциональнойнасыщенностью, будущей профессии психофизическим напряжением и высокий процентомфакторов, вызывающих стресс. В связи с этим наблюдается высокая заболеваемость,многочисленные случаи психологической деформации медицинских работников, в дальнейшем,при таком ходе событий может возникнуть разочарование в будущей профессиональнойдеятельности и, как следствие, позднее — быстрое эмоциональное выгорание на работе,что вызывает проблемы в отношениях с больными, коллегами.
Актуальность, кроме того, обусловлена тем, что биологическое,психологическое и социальное развитие, которое проходят учащиеся за период обучения,включено в формирование того специалиста практической медицины, который будет определятьи качество работы и взаимоотношения в профессии в ближайшие годы и на период егопрактической деятельности. Специфика и важность этого этапа вызывает необходимостьхорошего знания особенностей группы учащихся с разных позиций, включая и личностныехарактеристики [1, с.75].
В медицине необходимо определять и учитывать личностные и деловыекачества медицинских работников при распределении их по различным специальностями делать это лучше еще на этапе обучения в учебном заведении медицинского профиля.Так, например, необходимо учитывать личностные и психические особенности студентов-медиковпри распределении и устройстве на работу молодых специалистов в операционный блок,реанимационное отделение, при приеме фельдшеров на «скорую помощь».
Также актуальность темы связана с недостаточной эффективностьюкоррекционных программ. Для того чтобы получить грамотных, квалифицированных медицинскихработников среднего звена, необходимо учитывать личностные особенности, каждогостудента-медика, развивать их и готовить учащихся к предстоящей работе с учетомэтих особенностей.
К сожалению, молодые специалисты кустарным способом, эмпирически,интуитивно постепенно вырабатывают качества, необходимые для личности медика. Хорошийфельдшер — это прежде всего хороший человек.
Вот почему так остро встает необходимость создания идеала личностиподготавливаемого специалиста-врача. В самом общем виде, на наш взгляд, модель должнабыть представлена как целостная совокупность социальных, психологических, моральныхи профессиональных качеств. Только комплексный подход к личности студента с учетомсоциально-психологической структуры дает возможность представить идеал современногомедика.
В процессе написания курсовой работы произвели теоретическийанализ литературы по выявлению личностных особенностей необходимых в медицинскойпрофессии и конкретно фельдшерам; провели исследование личностных особенностей учащихсяГомельского государственного медицинского колледжа; выявили такие основные качества,как адекватная самооценка, эмпатия, тревожность, общительность, эмоциональная стабильность,смелость (мужество). Оценили выраженность этих качеств у испытуемых по результатамметодик.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что уучащихся Гомельского государственного медицинского колледжа присутствуют необходимыедля медицинской профессии личностные качества, но они еще не достаточно развиты.
Выявили личностные качества учащихся 1 курса Гомельского государственногомедицинского колледжа, специальности «Лечебное дело» (фельдшера-акушеры),развитию которых психологу и преподавателям необходимо уделить особое внимание.
Отметили, что необходимые личностные качества поддаются развитиюи если проводить с этими учащимися коррекционную и личностно-развивающую работу,то можно добиться хороших результатов снизится тревожность, вырастет уровень эмпатиии они станут открытыми, добросердечными, готовыми помогать нуждающимся пациентам,личностями и отличными медицинскими работниками, профессионалами своего дела.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.