Оглавление
1. Исследование эмоциональной сферы
1.1 Методика САН
1.2 Тест личностной тревожности Спилберга
1.3 Тест агрессивности Баса-Дарки
1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина
2. Исследование волевой сферы
2.1 Тест ВСК
2.2 Исследование субъективного контроля
2.3 Исследование настойчивости
2.4 Исследование импульсивности
1. Исследованиеэмоциональной сферы
Диагностическоеобследование, проводилось на 2 испытуемых Н.П. – 29 лет и Е.Е. – 50лет, с целью исследования эмоциональной и волевой сферы.
Следовательно, по каждойметодике будут расписаны результаты тестирования к каждому испытуемому.
1.1 Методика САН
Цель: оперативная оценка самочувствия,активности, настроения.
Описание: опросник, который состоит из 30 парпротивоположных характеристик. По содержанию эти характеристики входят в 3 группы: самочувствие, активность, настроение. По 10 пар в каждой шкале. Выраженностькаждой полярности может быть представлена в баллах от -3 до 3.
Процедура проведения: испытуемый должен оценить в баллахкаждую из предлагаемых характеристик своего состояния.
Инструкция: выразите количеством баллов от -3до 3 свое состояние, имея ввиду, что баллы 2, 3, и -2, -3 более близки кпредлагаемым оценкам, а 0, 1 и -1 менее. При этом баллы 3, 2 соответствуютоценкам левого столбца, а -2, -3 – правого.
Испытуемый Н.П.
Шкала самочувствие: 4,5
Шкала настроение: 6,6
Шкала активность: 4,2
Испытуемый Е.Е.
Шкала самочувствие: 6,4
Шкала настроение: 6,8
Шкала активность: 5,1
Вывод
Испытуемый Н.П. Полученные результаты свидетельствуюто благоприятном состоянии испытуемого. Но соотношение баллов говорит онарастании усталости, так как самочувствие и активность снижены по отношению кнастроению.
Испытуемый Е.Е. Полученные результаты свидетельствуюто благоприятном состоянии испытуемого. Сниженная активность и самочувствие поотношению к настроению, говорит о начальной стадии утомления.
1.2 Тест личностнойтревожности Спилберга
диагностическийтревожность агрессивность настойчивость
Цель: определить степень интенсивностиреактивной тревожности и частоту выраженной личностной тревожности.
Описание: данный тест представлен в видеопросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации осамооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивнаятревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответитьна вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивнаятревожность, 1-20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностнаятревожность, 21-40 вопросы).
На каждый вопрос возможны4 варианта ответа по степени интенсивности реактивной тревожности и по частотевыраженной личностной тревожности.
Инструкция: прочитайте внимательно каждое изприведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифрусправа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифрысправа означают:
«1» – никогда;
«2» – почтииногда;
«3» – часто;
«4» −почти всегда.
Испытуемый Н.П.
Шкала реактивной тревожности: 30
Шкала личностной тревожности: 33
Испытуемый Е.Е.
Шкала реактивной тревожности: 31
Шкала личностной тревожности: 41
Вывод
Испытуемый Н.П. Реактивнаятревожность низкая,что свидетельствует о спокойной обстановке в данный момент. Испытуемыйчувствует себя комфортно и расслабленно.
Личностная тревожностьумеренная, испытуемомусвойственна психоэмоциональная устойчивость, умение быстро выстраивать нужнуюлинию поведения, способность быстро действовать, также в состоянии адекватнооценивать ситуацию, какой бы она ни была.
Испытуемый Е.Е. Реактивнаятревожность умеренная, что свидетельствует о пограничном состоянии либо до стресса, либо после.Испытуемый слегка обеспокоен, но держит ситуацию под контролем.
Личностная тревожностьумеренная,испытуемый не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации.Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когданезначительные события нарушают равновесие («выходит из себя».)
1.3 Тест агрессивностиБаса-Дарки
Цель: выявление уровня агрессивности иизучение выраженности видов агрессии.
Описание: опросник состоит из 75 утверждений,каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных иливраждебных реакций.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответитьна вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет».
Инструкция: прочитайте каждое из перечисленныхутверждений и ответьте «да» или «нет», долго не задумывайтесь, так какправильных или неправильных ответов нет.
Испытуемый Н.П.
Испытуемый Е.Е. Вид реакции Сумма баллов, набранная испытуемым Номинальная сумма баллов Физическая агрессия 3 8 4–6 Косвенная агрессия 6 7 4–5 Раздражение 5 5 4–6 Негативизм 3 3 2–3 Обида 4 4–5 Подозрительность 4 4 4–6 Вербальная агрессия 6 8 4–6 Чувство вины 1 4 4–5
Вывод
Испытуемый Н.П. Агрессивность– низкая. Испытуемыйможет проявить физическую агрессию, только если их систематически «изводят». Востальных случаях сдерживается, даже если его ударят. Тем не менее, направляетагрессию косвенным путем, может нелестно отозваться о людях которые ему ненравятся, в крайних случаях «хлопает дверью» или «стучит кулаком по столу».Любит поспорить на повышенных тонах. На крик отвечает криком.
Враждебность – низкая. Испытуемый вполне доволенсвоей судьбой, отношение к людям в целом доверительное. Однако иногда емукажется, что над ним смеются и завидуют. Но ведет себя при этом спокойно. Можетраздражаться, но быстро успокаивается. Весьма терпим к чужим недостаткам, итребует к себе того же отношения. Не обидчив.
Испытуемый Е.Е. Агрессивность– высокая.Испытуемый всегда проявляет физическую агрессию, особенно если угрозанаправлена на его достоинство и семью. Он легко выходит из себя, при этом можетударить обидчика. Любит посплетничать о людях, которые ему не нравятся, есличто-то идет не по его правилам, обижается. В приступе гнева, может схватитьпервую попавшуюся под руку вещь и сломать её. При этом непременно «стучиткулаком по столу» и «хлопает дверью» демонстрируя свой гнев. Если ему ненравится поведение кого-либо, может сказать все что думает. Если кто-то повыситна него голос, в ответ получит такой же ответ. При этом считает себя неагрессивным, своё поведение оправдывает «нормальной» реакцией на угрозу.
Враждебность – средняя. Испытуемый считает себяне справедливо обделенным судьбой. Но согласен с тем, что сам не всегдапользовался благоприятной ситуацией. Склонен к зависти, хотя стыдится этого и стараетсяскрыть. К людям относится с легким недоверием. Может нагрубить тому, кто ему ненравится. Подозревает, что его обсуждают, за его спиной. Не особенно верит вто, что люди говорят правду, к «чужакам» относится настороженно. Ведет себяснисходительно по отношению к чужим недостаткам. Не любит когда им командуют, ис удовольствием нарушает правила, которые ему не нравится. При этом умудряетсяиспытывать чувство вины. В связи с этим предпочитает завязывать дружескиеотношения с начальством или вовсе не работать.
1.4 Тестнервно-психического напряжения Немчина
Цель: изучение степени нервно-психическогонапряжения.
Описание: Опросник состоит из 30 пунктов,каждый из которых отражает различные аспекты нервно-психического напряжения.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответитьна 30 вопросов, выбрав вариант ответа, который соответствует его состоянию внастоящее время.
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую частьбланка, отмечая знаком, плюс те строки, содержание которых соответствуетособенностям Вашего состояния в настоящее время. При этом в каждом блокепризнаков, где указаны 3 варианта проявления признака, может быть Толька однаотметка галочкой. Блоки не должны пропускаться».
Испытуемый Н.П.
Показатель Оценка, баллы Степень выраженности состояния Нервно-психическое напряжение 37 Слабое нервно-психическое напряжение
Испытуемый Е.Е.
Показатель Оценка, баллы Степень выраженности состояния Нервно-психическое напряжение 43 Слабое нервно-психическое напряжение
Вывод
Испытуемый Н.П. Слабое нервно-психическое напряжениехарактеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состояниемдискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностьюдействовать в соответствие с условиями ситуации.
Испытуемый Е.Е. Слабое нервно-психическое напряжениехарактеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состояниемдискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностьюдействовать в соответствие с условиями ситуации.
2.Исследование волевой сферы
2.1 ТестВСК
Цель: Методика ВСК направлена на изучениеволевых качеств индивида. Предназначена для обобщённой оценки индивидуальногоразвития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственнымповедением в различных ситуациях – способность сознательно управлятьсобственными действиями, состояниями и побуждениями.
Описание: опросник ВСК содержит 30 пунктов,из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. В результате суммарный балл ВСК долженбыть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» от 0 до 16,по шкале «самообладание» от 0 до 13.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответитьна вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет».
Инструкция: прочитайте каждое из перечисленныхутверждений и ответьте «да» или «нет», долго не задумывайтесь, так какправильных или неправильных ответов нет.
Испытуемый Н.П.
Суммарный бал ВСК: 13
Настойчивость: 7
Самообладание: 10
Испытуемый Е.Е.
Суммарный бал ВСК: 13
Настойчивость: 8
Самообладание: 8
Вывод
Испытуемый Н.П. Испытуемый не всегда способен себяконтролировать, в случае если начатое дело не получается, может его бросить. Взависимости от трудностей ответственность колеблется, так же как и устойчивостьнамерений. Может принять решение что-то сделать именно сейчас, но передумать впользу более увлекательного времяпрепровождения, если дело для него не имеетвысокой ценности. При этом отдает себе отчет в собственном поведении. Иногдаоправдывается болезнью или непонятной слабостью. Готовы к восприятию нового, споправкой, что это «новое» будет положительное. Подолгу колеблются в принятиирешения. В связи, с чем предпочитают пользоваться готовыми решениями.
Испытуемый Е.Е. Испытуемый не всегда способен себяконтролировать, в случае если начатое дело не получается, может его бросить. Взависимости от трудностей ответственность колеблется, так же как и устойчивостьнамерений. Может принять решение что-то сделать именно сейчас, но передумать в пользуболее увлекательного времяпрепровождения, если дело для него не имеет высокойценности. При этом отдает себе отчет в собственном поведении. Иногдаоправдывается болезнью или непонятной слабостью. Готовы к восприятию нового, споправкой, что это «новое» будет положительное. Подолгу колеблются в принятиирешения. В связи, с чем предпочитают пользоваться готовыми решениями.
2.2 Исследованиесубъективного контроля
Цель: определить локус субъективногоконтроля.
Описание: методика исследования позволяет сравнительнобыстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контролякак у одного, так одновременно и у нескольких человек. Данный тест представленв виде опросника из 44 вопросов.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответитьна вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет».
Инструкция: предлагаемый вам опросник содержит44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны вы с данным утверждением илинет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номеромпоставьте знак «+», если не согласны – знак «–». Помните, что в тесте нет«плохих» и «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне.Предпочтителен тот ответ, который первым пришел вам в голову.
Испытуемый Н.П.
/>0 _______________¦______________ 44
28
экстернальный интернальный
Интернальный,внутренний локусконтроль (средний уровень).
Испытуемый Е.Е.
/>0 _______________¦______________ 44
23
экстернальный интернальный
Интернальный,внутренний локусконтроль (средний уровень).
Вывод
Испытуемый Н.П. Интернальный,внутренний локусконтроль (средний уровень) – приписывает ответственность собственнымспособностям и усилиям. Активная позиция по отношению к своему здоровью. Лучшеработает в одиночестве. Активно ищет информацию и обычно осведомлен о ситуации.Благожелателен, уверен в себе и терпим.
Средний уровеньинтернальностихарактерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могутнесколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуациясложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение ипсихологическое чувство ответственности за него зависит от конкретныхсоциальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того илииного вида локуса контроля.
Испытуемый Е.Е. Интернальный,внутренний локусконтроль (средний уровень) – приписывает ответственность собственнымспособностям и усилиям. Активная позиция по отношению к своему здоровью. Лучшеработает в одиночестве. Активно ищет информацию и обычно осведомлен о ситуации.Благожелателен, уверен в себе и терпим.
Средний уровеньинтернальностихарактерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могутнесколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуациясложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение ипсихологическое чувство ответственности за него зависит от конкретныхсоциальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иноговида локуса контроля.
2.3Исследование настойчивости
Цель: определить уровень настойчивости.
Описание: бланки с тремя наборами слов длясоставления предложений. Регистрируется время составления предложений.
Процедура проведения: в процессе исследования испытуемомупоследовательно предъявляют бланки с наборами слов и просят составить из словпредложения. Трудность составления предложений из первого и второго набора словпрактически одинакова, а из третьего набора составить предложение практическиневозможно, но испытуемый об этом не должен знать.
Инструкция: используя все слова набора,напечатанные на бланке, составьте осмысленное предложение. Время Вашей работыфиксируется.
Испытуемый Н.П. Уровень настойчивости Рн = 1,1 –низкий уровень.
Испытуемый Е.Е. Уровень настойчивости Рн = 1,2 –низкий уровень.
Вывод
Испытуемый Н.П. Умение и желание добиватьсяпоставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия, отсутствует.
Испытуемый Е.Е. Умение и желание добиватьсяпоставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия, отсутствует.
2.4 Исследование импульсивности
Цель: определить уровень импульсивности.
Описание: опросник В.А.Лосенкова, состоящийиз 20 вопросов, к каждому из которых дана четырехбальная шкала ответов.
Процедура проведения: Испытуемому предлагают текстопросника с четырехбальной шкалой ответов по каждому вопросу.
Инструкция: предлагаемый вам опросник содержит20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайтекаждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного Вами ответа. В тесте нет«плохих» и «хороших» ответов. Старайтесь почувствовать себя свободно и отвечатьискренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел вам в голову.
Испытуемый Н.П.
Импульсивность – 40,уровень средний, импульсивность умеренная.
Испытуемый Е.Е.
Импульсивность – 41,уровень средний, импульсивность умеренная.
Вывод
Испытуемый Н.П. Самоконтроль в общении и деятельностисредний. Импульсивно реагирует только на индивидуальные раздражители. Жизньраспланирована только на самое ближайшее будущее. Имеют стойкие интересы,только если считают их стоящими.
Испытуемый Е.Е. Самоконтроль в общении и деятельностисредний. Импульсивно реагирует только на индивидуальные раздражители. Жизньраспланирована только на самое ближайшее будущее. Имеют стойкие интересы,только если считают их стоящими.