Курсовая работа
Тема:
«Исследованиефакторов развития памяти в разных возрастных периодах»
2009
Введение
Несомненно, впроцессе развития и роста человека память проходит сложный путь развития. Особыйинтерес представляет развитие этой функции в раннем детском возрасте, когдаребенок вынужден запоминать огромное количество событий и впечатление, скоторыми он сталкивается.
Каждое нашепереживание, впечатление или движение составляет определённый след, которыйможет сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условияхпроявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мыпонимаем запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведениеследов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этомпрежних знаний, навыков.
«Без памяти, –писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлоебыло бы мертво для будущего, настоящее, по мере его протекания, безвозвратноисчезало бы в прошлом».
Память – этосложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанныхдруг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать,сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закреплениязнаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому передпсихологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изученияпроцессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, какзапечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какиеусловия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приёмы могутпозволить расширить объём запечатленного материала.
Психологияпамяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут хранитьсяэти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезкивремени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся вскрытом (латентном) состоянии и как они влияют на протекание познавательныхпроцессов человека.
Предметомисследования в данной курсовой работе является развитие памяти.
Объектомисследования являются факторы развития памяти в разных возрастных периодах.
Цель работы –проанализировать факторы развития памяти в разных возрастных периодах.
Согласнозаданной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотретьпонятие памяти;
2) изучитьиндивидуальные особенности памяти и её развития;
3) исследоватьосновные процессы и механизмы памяти;
4) проанализироватьфакторы развития памяти.
Методыисследования: теоретические – анализ литературных источников.
1. Памятьи её значение
1.1 Понятиепамяти
Под памятьюпонимают свойство живых систем воспринимать, фиксировать, хранитьи воспроизводить следы ранее действующих раздражителей. Иными словами:в результате жизнедеятельности, обучения организм (человек, животное)изменяется, иначе реагирует на те же раздражители, что является наличиемследов обучения – памяти.
Объем памяти,длительность и надежность хранения информации, как и способностьк восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакцийвозрастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клетокмозга – нейронов и усложнения его структуры.
Памятьхарактерна не только для центральной нервной системы; существует генетическаяпамять, иммунная память. Нервная память, осуществляемая центральной нервнойсистемой, характеризуется тем, что хранение информации о прошедшихсобытиях внешнего мира и об ответных реакциях организма на эти событияиспользуется организмом для построения модели текущего или будущего поведения.
«Запись»информации, которая хранится в центральной нервной системе, получиланазвание энграммы. Хотя слово «запись» здесь весьма условно. Мозг человекаотбирает, сортирует и хранит лишь наиболее важную, общую информацию, т.е.память человека селективна.
Свойствоизбирательности, равно как и свойство забывания, позволяют мозгу не быть«затопленным» потоком непрерывно поступающих сигналов, избегая своего рода«информационной катастрофы». Отсюда следует, что храниться в мозге можетне более 1% от общего потока информации.
Природаэнграммы неизвестна, о ней существуют лишь гипотезы, основанные напротиворечивых данных. По всей видимости, появление информационного отпечаткапроисходит за счет изменения электрических свойств нейронов и проницаемостисинаптических мембран с последующим включением ферментных систем и изменениеминтранейронального метаболизма.
Принейрофизиологическом исследовании основ памяти различают собственно механизмыпамяти и регуляторные механизмы памяти, к которым относятся эмоции.Хотя поскольку память является интегральным целым (несмотря на многоуровневыйхарактер: клеточный, молекулярный), аппарат эмоций может запускатьв действие тот или иной уровень, включать деятельность тех или иныхспециализированных нейронов. При этом эмоциональная память включает память нетолько о самом состоянии эффекта, но и о системе запуска.
1.2 Индивидуальныеособенности памяти и ее развитие
Процессыпамяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основныегруппы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия впродуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти.
Различия впродуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точностизапоминания, а также в готовности к воспроизведению материала.
Для людей ссильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации.Известны люди с исключительной силой памяти. Отечественной науке известныпримеры феноменальной памяти. А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память унекого Ш, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включаябессмысленный, в большом объеме.
Другая группаиндивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, какчеловек запоминает материал, – зрительно, на слух или пользуясь движением.(Зрительный, слуховой и двигательный тип памяти соответственно).
Чистые типыпамяти встречаются редко, большинство людей обладает смешанными типами.
Тип памятизависит и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельностьразнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памятиу детей. У взрослых – зависит от характера профессиональной деятельности.
Первоначальнопамять носит непроизвольный характер. В предшкольном и дошкольном возрастепроисходит в играх и в процессе воспитания. Дети лучше запоминают то, чтовызывает у них интерес.
Бурноеразвитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связанно спроцессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие,прежде всего, произвольной памяти. Под воздействием требований школызапоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер истановятся более активными.
Само по себеразвитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитанияпамяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степенисодействует рационализация умственной и практической работы человека: порядокна рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способовзапоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношениек своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы иперейти к эффективным приемам. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесносвязаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации.Степень активности указанных механизмов у разных людей различна.
Особое местов исследованиях памяти занимают расстройства памяти. В основе нарушения памятимогут лежать разнообразные факторы, порождающие различные виды расстройств,большинство из которых относится к разряду амнезий. Амнезия – это нарушениепамяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенныезнания.
Одно изнаиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памятиявляется нарушение памяти на текущие события при сохранении относительнохорошей памяти на события прошлого. Данный вид нарушений памяти называетсяфиксационной амнезией. Такие больные могут правильно называть события из своегодетства, школьной жизни, но не могут вспомнить обедали ли они сегодня, посетилили их родственники и т.д.
Расстройствапамяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие.У таких больных нарушения часто носят прогрессирующий характер: сначаласнижается способность к запоминанию текущих событий, стираются событияпрошедших лет и давно прошедшего времени. В этом случае идет речь опрогрессирующей амнезии. Сохранившиеся в памяти отдаленные события приобретаютособую актуальность в сознании больного. Нарушения такого рода развиваются по «законуобратного хода памяти», предложенного Т. Рибо.
Развитиеболезни начинается с утраты памяти на время, далее утрачивается память нанедавние события, а затем – на давно прошедшие. Вначале забываются факты, затемчувства. Последней разрушается память привычек.
В другихслучаях память может оказаться со стороны ее динамики. Такие больные в течениекакого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, но спустякороткий промежуток времени уже не могут этого сделать. Больные с поражениемлобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемическаядеятельность может существенно затрудняться патологической инертностьюстереотипов и трудным переключением с одного звена запоминающей системы надругое.
Исследованияпозволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которыевозникают при общемозговых нарушениях психической деятельности. Если нарушенияпамяти вызывают слабость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга,нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднениизаучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями.
1.3Основные процессы и механизмы памяти
Память, как илюбой другой познавательный психический процесс, обладает определеннымихарактеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстротазапечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность киспользованию сохраненной информации.
Объем памяти –это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризуетвозможности запоминания и сохранения информации,
Быстротавоспроизведения характеризует способность человека использовать в практическойдеятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь снеобходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается кинформации, которая хранится в памяти.
Точностьвоспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное,точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохраненияотражает способность человека удерживать определенное время необходимуюинформацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебнуютему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнитто, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всюнеобходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смогэтого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, чтопомнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другойхарактеристикой памяти – готовностью воспроизвести запечатленную в памятиинформацию./>
Запоминание. Запоминание – этопроцесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Постепени активности протекания этого процесса принято выделять два видазапоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (илипроизвольное).
Непреднамеренноезапоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использованиякаких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того,что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в кореголовного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важноезначение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, сцелями и задачами его деятельности.
В отличие отнепроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминаниехарактеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнитьнекую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольноезапоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность,подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает всебя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичьпоставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которогозаключается в многократном повторении учебного материала до полного ибезошибочного его запоминания.
Главнаяособенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в видепостановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно ипрочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальнойкратковременной памяти.
Запоминается,как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель действия. Однако то,что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольномзапоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимоучитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает врезультате специальной деятельности, цель которой – запомнить соответствующийматериал, с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленнаяна запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемическойдеятельностью.
По другомупризнаку – по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, – запоминаниеделится на механическое и осмысленное.
Механическоезапоминание – это запоминание без осознания логической связи между различнымичастями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являютсяассоциации по смежности.
В отличие отэтого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логическихсвязей между отдельными частями материала.
Еслисравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том,что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминаниив памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколькочасов – всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материаласохраняется в памяти даже через 30 дней.
Осмыслениематериала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемомматериале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемомосмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различиямежду предметами, явлениями, событиями.
Важнейшимметодом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности егосохранения является метод повторения. Повторение – важнейшее условие овладениязнаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должныотвечать определенным требованиям. Во-первых, заучивание протекаетнеравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое егоснижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторенийподряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующихповторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала.В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминании, топервые повторения дают лучший результат, чем последующие. В-четвертых, еслиматериал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потомбыстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудностиматериала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишьпри многократных повторениях. В-пятых, повторения нужны не только тогда, когдамы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы ужевыучили. При повторении наученного материала его прочность и длительностьсохранения возрастают многократно.
Очень важнотакже правильно распределить повторение во времени. В психологии известны дваспособа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способематериал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим безперерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторымпромежутком. Исследования показывают, что распределенное повторениерациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуяболее прочному усвоению знаний.
Очень близокк методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания.Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью невыучен. Например, выучить материал можно двумя способами:
а)ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность,что он выучен;
б) прочитатьматериал один-два раза, затем попытаться его произнести, после чего сновапрочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести.
Экспериментыпоказывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее.Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.
Успехзапоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроляявляются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попыткипомогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведениии на что следует обратить внимание в последующем чтении. Кроме того,продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образныйматериал запоминается лучше словесного, а логически связанный текствоспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.
Сохранение. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации,обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубиныпонимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависиттакже от установки личности. Значимый для личности материал не забывается.Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее,затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторятьнадо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.
Иногда присохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, чтовоспроизведение, отсроченное на 2–3 дня, оказывается лучше, чем непосредственнопосле заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальноевоспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зренияреминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по законуотрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено,что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранениепроявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. Придинамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, онобязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Прочностьсохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением ипредохраняет от забывания, т.е. от угасания временных связей в коре головногомозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: впроцессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надоприводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительнаяактивность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условийдля прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применениезнаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно.
Воспроизведение и узнавание. Воспроизведение и узнавание – процессывосстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, чтоузнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном еговосприятии, воспроизведение же – в отсутствие объекта.
Воспроизведениеможет быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренноевоспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чащевсего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процессвосстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногдапроизвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений,требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Качествапамяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно являетсярезультатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мыможем только по воспроизведению. Воспроизведение – не простое механическоеповторение запечатленного. Происходит реконструкция, т.е. мыслительнаяпереработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное,вставляется дополнительный материал, известный из других источников.
Успешностьвоспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованыпри запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическаяоснова узнавания и воспроизведения – оживление следов прежних возбуждений вкоре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который былпроторен при запоминании.
Формывоспроизведения:
– узнавание– проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
– воспоминание,которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
– припоминание,представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многомзависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченностизапоминаемой и хранимой в ДП информации;
– реминисценция– отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
– эйдетизм– зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталямивоспринятого.
Узнаваниекакого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, чтопроисходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось учеловека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основесловесных описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаютсядруг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в техслучаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествитьего с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуютсянеопределенностью узнавания. Между определенным и неопределенным узнаваниеместь много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, ипоэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложныммыслительным и волевым процессом.
1.4Взгляды известных психологов на природу памяти
Интереснымиявляются взгляды на природу памяти, её свойства и процессы австрийского врача ипсихолога, основоположника психоанализа З. Фрейда. Он рассматривал ианализировал проблемы памяти на своём обширном эмпирическом материале, взятомиз обыденной жизни. Все эти свои наблюдения он поместил в работе«Психопатология обыденной жизни» (1904). Остановимся на мыслях психолога натаком свойстве человеческой памяти, как забывание.
По З. Фрейдузабывание представляет собой самопроизвольный процесс, который можно считатьпротекающим на протяжении определённого времени. На основе своих данных онприводит массу примеров о различных видах забывания – о забывании впечатлений,намерений, знаний. Так, например, рассуждая о забывании каких-либо тягостныхмыслей и впечатлений, он отмечает, что даже у здоровых и неподверженных неврозулюдей, воспоминания о тягостных мыслях наталкиваются на какое-то препятствие.
Интересными иоправданными для включения в нашу работу будут идеи американского психологаУильяма Джеймса, одного из основоположников прагматизма. В своей «Психологии»(1905) он значительное место уделяет памяти. Под памятью У. Джеймс понимаетзнание о минувшем душевном состоянии после того, как оно пересталонепосредственно сознаваться нами, т.е. память есть знание о событии или факте,о котором человек в данный момент не думает и который им осознаётся как явлениепрошлого. Анализируя процессы памяти, которые У. Джеймс называл какявления памяти, он отмечал их ассоциативную природу. Причиной запоминания иприпоминания, по У. Джеймсу, служит закон приучения в нервной системе,который играет такую же роль, как и при ассоциации идей. Основываясь на этой жеассоциативной теории У. Джеймс объясняет и условия развития хорошейпамяти, связывая с ней искусство образовывать многочисленные и разнородныеассоциации со всяким фактом, который человек желает удержать в памяти.
Не потерялиактуальности и в наше время мысли У. Джеймса о развитии памяти человека.Особенно интересны его мысли о подготовке к экзаменам. Он отмечает, что «методзазубривания» не оправдывает себя, т. к. при его помощи в уме человека несоздаются прочные ассоциации с другими объектами мысли и знание, приобретённоепутём простого зубрения, неизбежно забывается. Согласно его рекомендациям,умственный материал, которые приобретается памятью, должен набираться в связи сразличными контекстами, освещаться с Различных точек зрения и связыватьсяассоциациями с другими внешними событиями, при этом неоднократно подвергатьсяобсуждению. Только таким образом воспринимаемый материал сможет образоватьтакую систему, в рамках которой он вступит в связи с другими элементамиинтеллекта и надолго останется в памяти.
А.Р. Лурияявлялся академиком АПН СССР, он известен своими трудами по вопросам нарушениявысших психических процессов при локальных поражениях мозга. Мы рассмотрим однуиз его интересных, в каком-то смысле публицистическую работу «Маленькая книжкао большой памяти». Автор написал эту книгу на основе 30-летнего наблюдения зачеловеком с феноменальной памятью. За такой длительный срок он сумел собратьбольшой материал, который позволил ему не только изучить основные формы иприёмы памяти этого человека, но и описать основные особенности его личности.
Память этогочеловека (его в своей работе А.Р. Лурия называет Ш.) была поистинефеноменальной. Как отмечает А.Р. Лурия, она не имеет границ не только всвоём объёме, но и в прочности удержания следов. Его опыты показали, что тотчеловек с успехом и без особого труда может воспроизводить любой длинный рядслов. Как выяснил учёный, запоминание этого человека носило непосредственныйхарактер, механизмы его запоминания сводились к тому, что он либо продолжалвидеть предъявляемые ему ряды слов, либо превращал диктуемые ему слова илицифры в зрительные образы.
Анализируяпроцессы воспроизведения того, что запоминалось испытуемым, А.Р. Лурияговорит о том, что, возможно, процесс удержания материала не исчерпывается унего простым сохранением непосредственных зрительных следов, что в неговмешиваются дополнительные элементы, которые говорят у него о высоком развитиисинестезии. Здесь А.Р. Лурия проводит параллели между этим человекоми композитором Скрябиным, у которого, как известно, был «цветовой» музыкальныйслух. Значение таких синестезических способностей в процессах запоминания ивоспроизведения, делает выводы А.Р. Лурия, состоит в том, что онисоздавали как бы фон для каждого запоминания, неся при этом «избыточную»информацию и обеспечивая точность запоминания.
А.Р. Луриявскоре убедился, что способности памяти испытуемого, практически, безграничны ион обратился к новому вопросу: насколько способна его память к забыванию.Однако в процессе подобной работы были сделаны выводы о том, что испытуемый незабывает, практически, ничего. Дефекты в воспроизведении были связаны обычно стем, что образ помещался в такое положение, при котором его было трудно«разглядеть». Как показали наблюдения А.Р. Лурия, пропуски воспроизведениябыли не дефектами памяти, а дефектами восприятия, т.е. объяснялись дефектамизрительного восприятия, а, следовательно, лежали в области психологиивосприятия, а не в области психологии памяти.
Вскореиспытуемый стал профессиональным мнемонистом, т.е. стал давать выступления. Впроцессе этих выступлений он приобрёл поистине виртуозные навыки. Однакоспособности его памяти не были «эйдетическими», его образы обнаруживалинеизмеримо большую подвижность. К его памяти, как отмечает А.Р. Лурия,примешивалось решающее значение синестезий, которые и делали его запоминаниесложным и отличным от «эйдетической» памяти (в современной психологическойнауке под эйдетизмом понимается воспроизведение во всех деталях образов ипредметов, не действующих в данный момент на анализаторы, физиологическойосновой который является остаточное возбуждение анализатора).
Последнийвопрос, над которым задумывается А.Р. Лурия, вопрос о способности своегоиспытуемого к забыванию. Как ни старался испытуемый, ему не удавалось ничегозабыть.
Конечно,книга А.Р. Лурия может и не раскрывает всех механизмов памяти, однакопредставляет значительный интерес в раскрытии проблем памяти феноменальной, атакже показывает сам процесс работы известного учёного и во многом может помочьначинающим психологам.
Работа В.Я. Ляудис«Память в процессе развития» [8] посвящена сравнительно-генетическому изучениюразвитых и элементарных форм памяти человека. Автор выясняет функции формпамяти человека на конкретном экспериментальном материале и раскрывает условияразвития процессов произвольного запоминания, припоминания.
В рамкахнашей работы, конечно, невозможно проанализировать взгляды всех известныхучёных на проблему памяти, однако те взгляды, которые мы представили, могут, понашему мнению раскрыть её основные характеристики и пролить свет нафункционирование её основных процессов.
2. Факторыразвития памяти
2.1 Знаковаяпамять: методика развития и факторы, влияющие на её развитие
Существует тривзаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативнаяобразуют разные по содержанию удовольствия и боль.
А – Знаковаяпамять – формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиесяразличия, полученные опытным путем. Она формируется с помощью наслаждения иболевых ощущений. Воспроизводство функционирования чувств являетсяпотребностным состоянием. При достаточном развитии их удовлетворение доставляетнаслаждение. Каждое чувство имеет также свои пороговые состояния, за которымиможет быть отсутствие получение информации или начинаются болевые ощущения. Поописаниям в литературе эта память соответствует двигательной или механической.
Методикаразвития. Все чувственные ощущения должны развиваться. В зависимости от частотыиспользования в процессе своей жизни они могут иметь разные пороговые состояния(обостренное чувство, высокая степень чувствительности) или состояниепритупления. Стихийно эта память лучше формируется у детей со стилем «А». У нихболее четкая фиксация зрительных картинок, они лучше на слух запоминают слова.Стиль «В» больше ориентируется на осязательные ощущения и на свое самочувствие.Стиль «С» на оттенки вкуса и запаха.
Всем детямдля развития памяти необходимы упражнения на развитие своего чувственногоопыта. Детям после года задаются вопросы на оценку реального опыта общения: чтомы слышим, что видим, какой вкус, мягкая твердая поверхность и т.д.
Детям послетрех лет вопросы задаются более сложные: Какие оттенки? Что напоминает? Детямстарше пяти лет можно задавать вопросы на воспроизводство памяти. Например, пофотографиям, по видам из окна задаются вопросы: какой запах цветов? Какшелестят эти кусты на ветру? Детям можно показывать на несколько секундразличные картинки, чтобы они учились восстанавливать их с закрытыми глазами навнутренней ментальной памяти. Ученики младших классов должны тренироваться вспособности представить перед глазами небольшие тексты стихотворений и другогоучебного материала.
Притом,необходимо отметить, что дети со стилем «А» это будут делать с легкостью.
Детям со стилем«В» необходимо научиться предварительно осмыслить характер картинки, выделяя накаждом этапе какие-то значения.
Детям состилем «С» необходимо научиться предварительно увидеть в ней какой-то смысл,логику развития.
Причинанеразвитой зрительной памяти чаще всего скрывается в неумении организоватьзрительное восприятие информации. Хаотичность восприятия, неорганизованность вориентировании в пространстве может порождать дезориентированность (боязньпотеряться, боязни движущего транспорта и т.д. или боязни замкнутыхпространств). Уже малолетних детей необходимо обучать упорядоченности ворганизации зрительных ощущений: всегда слева направо и сверху вниз. Обучениеэтой методике позволит в значительной степени профилактировать гибель детей вдорожной обстановке.
Факторы,ухудшающие функционирование знаковой памяти.
При поражениипсихоактивными веществами (медикаментозное лечение), алкоголем, табаком идругими факторами, а также перенесение длительных страданий притупляет болевыеощущения и спектр работы ощущений сужается. В результате зрачок глаза теряетспособность реагировать на изменение света. Все остальные чувства так же «замораживаются»на каком-то одном уровне реагирования. В ощущениях самочувствия происходитпотеря восприятия боли, ощущений веса, неудобных поз, ощущений от сбоев в работекаких-то органов. После приема психотропных веществ человек при этом испытываетчувства легкости (парения), свободы от необходимости на все реагировать.
Такоечастичное «отмораживание» чувств изменяет работу ощущений. Период жизни в этихсостояниях создает свои структуры в бессознательном (измененное сознание),которые программируют ребенка на совершение действий, ведущих к воспроизводствуболезненных состояний:
– безволие,ослабление памяти, неряшливость в одежде, личной гигиене;
– замедленностьв движениях, нарушения в координации, равновесии, походке, потеря интереса кспорту;
– избыточнаяпотливость, либо сухость кожи, а также оболочек губ и носоглотки;
– нарушенияреагирования на свет, на вкус пищи, повышенная жажда, смена периодов отказа отеды с приступами прожорливости;
– повышеннаяраздражимость, непереносимость длительных нагрузок в ощущениях.
2.2Образная память: методика и факторы влияющие на её развитие
«В» Образная(ассоциативная) память – формируется в результате взаимодействия отрицательныхи положительных эмоций, где полученный опыт приобретает свой схематизмисполнения. Благодаря способности эмоций связывать между собой различныезначения в ассоциативные цепочки, сознание приобрело способность создаватьвиртуальные представления и хранить в них будущие предполагаемые действия.Актуализация бесконечного числа схем в мышлении и поведении от простых исложных также зависит от степени развития воли.
Еслисодержание чувственных ощущений определяются каким-то реально существующимявлением, предметом, то широкий спектр эмоций позволяет выделять многочисленныеоттенки, значения как в реальном мире, так и виртуальном. Они формируют способывыживания живого существа и потому в значительной степени субъективны – «чтоодному человеку доставляет удовольствие, то для другого может обернутьсянеудовольствием».
Методикаразвития образной памяти. С помощью положительных и отрицательных эмоцийсознание человека может «перемещаться» с объекта на объект быстрее скорости света,создавая сценарии простых и сложных действий, поведенческих актов имыслительных операций. Их устойчивость также обеспечивается волевым актом,объединяющим взаимодействие положительных и отрицательных эмоций. Сценарииявляются мощным мотивирующим фактором, они формируют представления о будущем.
Дети стиля«В» с широким спектром проявлений эмоций склонны разрабатывать большееколичество сценариев, большинство из которых никогда не осуществляется вреальной практической деятельности. Развивающиеся на этой почве мечтательностьи фантазирование позволяют формировать своеобразные «домашние заготовки»будущего поведения и развить способности в более короткий срок составлятьсценарии поведения и деятельности.
Черезобразное мышление делается также попытка предсказать поступки и мысли другихлюдей. Некоторые такие сценарии оцениваются как запретные (в отношении себя идругих), что фиксируется в появлении реакции смущения, которая может развитьсяв застенчивость.
Дети стиля«А» имеют более узкий спектр эмоций, но они сильнее выражены. Количествосценариев поведения и мышления у них меньше, но они более конкретны, имеютчетко выраженные границы и отличаются высокой степенью связи с реальностью.Поэтому их степень свободы в выборе сценариев предполагаемых действий намногониже.
Дети стиля«С» имеют слабо выраженные эмоции и поэтому их сценарии менее субъективны и вбольшей степени отражают требования внешней реальности. В своих мечтах ониболее конкретны и практичны.
Методикаформирования образной памяти должна строиться по расширению спектраотрицательных и положительных эмоций, объяснением их значения для человека:удовольствия, неудовольствия, радости, печали, страха, гнева, презрения,восторга, грусти, вдохновения и т.д. Дети должны знать, в каких случаях какиеэмоции используются, что они означают, что сообщают другому человеку безсловесной информации.
Образнаяпамять хорошо формируется в процессе различных игровых ситуаций за счетвзаимообучения. В сопереживании, заражении эмоциональными состояниямиобогащается сознание каждого ребенка. Дети со стилем «В» становятся болеереалистичными, дети со стилем «А» становятся более изобретательными, а дети состилем «С» становятся смелее в проявлении своих эмоциональных состояний.
Факторы,ухудшающие функционирование образной памяти. Длительная неспособность выйти изкакого-то эмоционального состояния, переживания страданий или при поражениипсихоактивными веществами притупляет проявлений эмоций. В результате чегограницы между сценариями поведения, мыслительными операциями стираются. Этотэффект приводит к рождению иллюзорных сценариев, галлюцинаций, фантастическихпроектов, потере чувства реальности.
Длительноевоспроизводство этих сценариев приводит к их закреплению в структурахбессознательного и надолго подчиняют человека к непроизвольной мотивации для ихвоспроизводства. Во внешнем поведении они будут проявляться следующим образом:
– уменьшениеспособности концентрации внимания, повышенная отвлекаемость,непоследовательность в действиях и мышлении;
– повышенныйфон настроения, чрезмерная смешливость или благодушие, погруженность в себя;
– общаявялость, сонливость, неразборчивость речи, неряшливость в уходе за собой;
– эмоциональнаятупость, безразличие к своему будущему, непереносимость отрицательных иположительных эмоций;
– резкие,внезапные ухудшения настроения, повышение раздражительности, беспокойства.
2.3Нормативная память: методика и факторы, влияющие на её развитие
«С» – Нормативнаяпамять – формируется в результате взаимодействия «чувства вины» (Голоса Совести)и «экстатического наслаждения». Нормативная природа сознания формируется как впроцессе прохождения всех стадий развития организма, так и в процессе усвоениянормативности коллективного опыта. Если чувственный опыт обуславливает наличиев памяти реального мира, эмоциональное взаимодействие обеспечивает наличиеэффективных способов выживания, то нормативная природа сознания создается врезультате взаимодействия норм, обеспечивающих равновесное существование всегокачественного разнообразия предметов, растительного мира и живых существ.
С помощьюнормативной памяти человек познает мир, уже не опираясь на свои ощущения иприборы, являющиеся их продолжением. Благодаря этой сфере мы познаемнормативность предметов, вещей, смыслы их существования, невидимые нормы,правила и традиции, которым бессознательно подчиняемся в поведении и мышлении.Ощущения «вины» чутко корректируют наши действия и способы мышления, формируячувство ответственности. Экстатическое удовольствие (переживания восторга)позволяет наслаждаться как результатами законченной работы, игры, так ипроизведениями искусства или обыкновенной придорожной травкой. Ихвзаимодействие, объединенное волей, позволяет видеть гармоничное единство вбесконечном разнообразии норм существования вещей и форм мышления. Ониформируют естественно-природную нормативность сознания, позволяющую дажеребенку интуитивно соблюдать нормы права, этики, эстетики, обнаруживатьневидимые гармоничные состояния в искусстве.
Методикаразвития нормативной памяти. Эстетическое оформление помещений, территорииучреждений и школ, народные сказки, легенды формируют способность сознаниягармонизировать ребенка с окружающим миром природы и людей. «Красота спасетмир» – это не романтический лозунг, а необходимый способ формирования нормативнойпамяти, определяющей меру общечеловеческого в индивидуальном сознании.
Нормативноемышление ребенка формируется также в процессе объяснения разрешений, запретов,норм поведения, этики взаимоотношений, обязательном осуществлении каких-тодействий в общении за столом, в общении со взрослыми и т.д. Усвоение логикимышления, правил поведения, правил выполнения каких-то простых формдеятельности в рамках своей национальной культуры или какой-то профессии,спорте обеспечивают проявление нормативности, как потребностного состояния, иво всех других видах деятельности и отношениях. Наличие сформированнойнормативности в сознании обеспечивает ребенку противостояние понуждениямсовершить какой-то неблаговидный проступок, желаниям солгать ради избежаниянеприятности.
Нормативностьобеспечивает проявление внутреннего чувства ответственности, внутреннейобязанности выполнять нормы права в поведении, нормы этики, эстетики илипроявить упорство, чтобы довести начатое дело до конца. Удовлетворениепотребностного состояния фиксируется экстатическим удовольствием, а недостижение нормы переживается, как чувство Вины или «голоса Совести».
Факторы,ухудшающие функционирование нормативной памяти. Длительное влияние на сознаниесценами разрушений, уничтожения животных, экологии окружающей природы, сценубийств, а также поражение психоактивными веществами притупляет проявлениечувств тревожности или чувство вины, которое сигнализирует о нарушении норм иправил. Недосягаемым становится и постижение нормативности через экстатическоенаслаждение. В связи с этим, чувство ответственности перед собой и другими ввыполнении каких-то обязательств так же не возникает. Все обязательства передсобой, своим здоровьем, окружающими людьми и природой ослабляются, либоисчезают. Человек испытывает чувство всеобщей вседозволенности и внутренней«пустоты» одновременно.
Они надолготравмируют тонкие структуры нормативной памяти, обеспечивающей понимание смыслапроисходящих изменений. Чувство сопричастности с окружающим миром и людьмиисчезает и на смену ему приходит гнетущее чувство одиночества.
Нормативностьмышления, поведения, которой мы подчиняемся бессознательно, у человека сослабленным развитием нормативной памяти исчезает. В результате такой мутациичеловек становится неспособным отличить правду от лжи. Все нормативные границыстираются, и он сам становится лгуном. Исчезает способность подчинятьсяправилам, нормам поведения и мышления – криминальное поведение и клептоманиястановятся нормой. Внешние признаки этих изменений можно обнаружить по следующимявлениям:
– ослаблениечувства ответственности за выполнение каких-то обязательств: убирать за собойпостель, мыть руки, выполнять какие-то задания;
– исчезновениечувств сопереживания, сочувствия с окружающим миром и людьми;
– постоянныйстрах остаться одному, приступы чувства одиночества, покинутости, ненужности;
– необязательностьв обещаниях, лживость, способность к совершению проступков;
– притуплениеответственности за состояние своего здоровья, неспособность ощущать опасностьдаже в критических ситуациях.
Заключение
Такимобразом, в процессе развития и роста человека память проходит сложный путьразвития. Особый интерес представляет развитие этой функции в раннем детскомвозрасте, когда ребенок вынужден запоминать огромное количество событий ивпечатление, с которыми он сталкивается. В первые годы жизни дети усваиваютмного необходимых навыков, обучаются ходьбе и другим сложным двигательнымактам, а также приобретают большой запас разговорной речи.
Изразнообразных проявлений памяти, первым бесспорно, развивается узнавание,связанное с повторным восприятием впечатлений, Ребенок узнает неоднократновоспринимаемые вещи, лица, обстановку. Дальнейшее развитие этой особенностиидет по двум направлениям. Во-первых, узнавание сталкивается возможным черезбольший интервал после восприятия. Во-вторых, постепенно расширяется кругпредметов, которые ребенок запоминает.
Со второгогода у детей наблюдается не только способность к узнаванию, но и возможностьвоспроизведения без повторного предъявления знакомого предмета либо егоназвания. Память ребенка быстро развивается и пополняется. Взрослые обучаютребенка выполнять необходимые действия: одеваться и раздеваться, мыть руки ит.д. Это требует запоминания. Дошкольник может играть в довольно сложные игры, запоминаяи выполняя все требования игры. У детей к этому времени имеется многовоспоминаний и прежде всего образных представлений, которыми они могутоперировать. В этом возрасте ребенок способен наблюдать и удерживать в памятиокружающую обстановку. Заучивание в дошкольном возрасте происходит главнымобразом механически. Это обусловлено как недостаточной еще способностьюосмысления материала, так и малым количеством знаний, а отсюда – меньшейвозможностью использования ассоциации, и недостаточным опытом и знакомством сприемами запоминания. В раннем возрасте дети обычно не ставят перед собой цельзапомнить, усвоенное носит преимущественно непроизвольный характер.
Значительныеизменения в развитии памяти ребенка носит поступление в школу. К числу такихизменений относится, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объемапамяти, т.е. количество предметов, которые нужно запомнить после однократноговосприятия. Объем памяти у старших детей увеличивается. Одной из главныхперемен является переход от непроизвольного запоминания ко все болеепроизвольному запоминанию и припоминанию. Занятия, которые производятся сдетьми, заставляют запоминать целенаправленно. К концу дошкольного возрастаребенок уже в определенной степени подготовлен к произвольному запоминанию.Школьное обучение требует именно этого вида памяти и в свою очередь вдальнейшем развивает его.
Обучениетребует сознательного воспоминания. В первую очередь образуются связи чистословесные. Постепенно развивается логическая смысловая память, котораядоминирует в старшем школьном возрасте.
Однако еще ввозрасте 13–14 лет и даже в более позднем возрасте качество воспроизведенияхуже, чем у взрослых. Известно, что при диктовке длинных фраз дети не всостоянии запомнить материал без повторения. Эксперименты с заучиваниемэлементарного материала показывают, что способность к заучиванию у детей всехвозрастов меньше, чем у взрослых. Обычно детям требуется больше повторений иследовательно, больше времени для безошибочного воспроизведения. Однако дети дальшеудерживают в памяти более медленное заученное, т.е. у них при более слабойспособности к запоминанию прочность заученного выше.
По имеющимсяданным, зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков. Отмечаетсятакже разница в темпе развития памяти у тех и у других в различные возрастныепериоды: до 10 лет мальчики впереди девочек, между 11 и 14 годами развитиепамяти у девочек идет лучше. Начиная с 14 лет мальчики догоняют девочек и частообгоняют их. Однако нельзя это считать правилом, так как наблюдается многоисключений.
Труднорешается вопрос о возрасте, когда функция памяти достигает расцвета. Психологивысказывают по этому вопросу различные мнения. Одни полагают, что максимумотносится к началу половой зрелости, другие констатируют, что прогрессированиеспособности запоминания затягивается до 25 лет. Как показывают исследованиярусского психиатра С.С. Корсакова, память с возрастом улучшается до 20–25лет, затем держится на одном уровне до 40–45 лет, после чего постепенноугасает. Господствует мнение о максимальном развитии памяти до 25-летнеговозраста. Дальше следует период стабилизации, на продолжительность которого также нет единого взгляда. Исследователи считают, что максимальное развитие всехумственных способностей наблюдается у человека в возрасте до 50 лет, поэтому ипамять в этом периоде отличается большей восприимчивостью.
Наиболееполное развитие памяти совпадает с самым активным и творческим периодом в жизничеловека, когда имеется значительный запас знаний, который создает большевозможности для различного рода ассоциаций, прежде всего логически-смысловых.Имеет значение активное участие человека в жизни, сложившиеся интересы копределенному роду деятельности, области знания, искусству, музыка, к вполнеосознанным задачам. Все это поддерживает эмоциональное напряжение, котороенесомненно, является благоприятной базой для наиболее полного проявленияфункций памяти у взрослого человека.
В преклонномвозрасте отмечается ослабление с памятью. Старческая особенность памяти –забывание текущих событий. Чаще всего этим дело и ограничивается. Лишь вотдельных случаях на фоне грубых изменений в сосудах мозга теряются трудовыенавыки, не воспринимается новое, затем теряется эмоциональная память и, наконецпамять привычек.
В старческомвозрасте изменяется структура памяти: раньше увядает механический компонентслабеет непосредственное воспроизведение, фиксация текущего опыта и чувственнаяпамять. Таким образом, функции, возникшие раньше, первыми и ухудшаются.Удержанию материала в памяти способствует главным образом смысловые связи, а немеханический компонент.
В старческомвозрасте люди обычно отходят от активной деятельности, что влечет за собойсужение круга интересов и разрыв многих жизненных связей. Этот возрастхарактеризуется снижением эмоциональности, уровня бодрствования и внимания,что, несомненно, неблагоприятно сказывается на функции памяти.
В старческомвозрасте отмечается еще одни неблагоприятный фактор морфологического характера– уменьшение числа нейронов. Подсчитано, что головной мозг человека после 35–40лет ежедневно теряет сто тысяч нейронов. Уменьшается нейронная база памяти,хотя указанная потеря и не существенна для мозга, содержащего миллиарды клеток.
Однако взависимости памяти от возраста имеется много исключений, особенно в пожиломвозрасте. Нередко прекрасная память сохраняется до глубокой старости, иослабление ее в преклонном возрасте совершенно необязательно.
Списоклитературы
1. Аткинсон Р.Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общ. Ред. Ю.М. Забродина,Б.Ф. Ломова. – М.: Прогресс, 1980. – 453 с.
2. Барлетт Ф. Человекзапоминает: Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти – М., 1979–421 с.
3. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Памятьчеловека. – М.: Наука, 1973. – 382 с
4. Грановская Р.М. Восприятиеи модели памяти. – Л., 1974.
5. Джеймс У. Психология.– М., 1991.
6. Добрынин Н.А. Памятьи ее развитие // Вопросы психологии №1, 1989. — С. 32–47.
7. Зинченко П.И. Непроизвольноезапоминание. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 472 с.
8. Крутецкий В.А. Психология.– М.: Просвещение, 1986. – 432 с.
9. Леонтьев А.Н. Избранныепсихологические произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова и др. –М.: Педагогика, 1983. – 382 с.
10. Маклаков А.Г. Общаяпсихология. – СПб.: Питер, 2001. – 245 с.
11. Немов Р.С. Психология.-М.,«Владос», 2001. – 432 с.
12. Лурия А.Р. Вниманиеи память. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 432 с.
13. Лурия А.Р. Маленькаякнижка о большой памяти. – М.: Издательство московского университета, 1968. –88 с.
14. Ляудис В.Я. Памятьв процессе развития. – М.: Издательство московского университета, 1976. – 253 с
15. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: «ЧеРо», 2002. – 816 с.
16. Рогов Е.И. Общаяпсихология (курс лекций). – М.: «Владос», 1995. – 278 с.
17. Роговин М.С. Проблемытеории памяти. – М.: «Высшая школа», 1977. – 390 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии. — СПб.: Питер, 2001. – 458 с.