Реферат по предмету "Психология"


Источники и последствия групповых конфликтов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«Конфликтология»
на тему: «Источники ипоследствия групповых конфликтов»

План
 
Введение
1.  Групповые нормы
2.  Виды групповых конфликтов
3.  Причины возникновениягрупповых конфликтов
4.  Конфликт между формальнойи неформальной
системами отношений
5.  Межгрупповые конфликты ипричины их возникновения
6.  Последствия групповыхконфликтов
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
 
Рассмотримконфликты, возникающие в малых социальных группах и межгрупповыхвзаимоотношениях.
Малаясоциальная группа – это группа людей, объединенных совместной деятельностью,общими целями и интересами, находящимися в непосредственных взаимоотношенияхдруг с другом. Количественный состав малой группы может варьироваться отдвух-трех до нескольких десятков членов, например, экипаж самолета, рабочаябригада и т.д.
Для малойсоциальной группы характерными являются следующие отличительные признаки:
§  непосредственностьобщения между ее членами;
§  общиеинтересы, цели и совместная деятельность;
§  разделениетруда, координация и дополнительность деятельности;
§  внутренняярасчлененность функций и групповых ролей;
§  общиенормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
§  определеннаялокализация в пространстве и устойчивость во времени;
§  определенныйспособ взаимодействия между членами;
§  членство,чувство принадлежности к данной группе;
§  групповаяидентичность с точки зрения посторонних.
В зависимостиот целей и способов объединения малые социальные группы делятся на временные ипостоянные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) иобязательные (основанные на принудительном членстве, например, группазаключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные инеформальные.
Формальныегруппыобразуются по заданным параметрам: определенная структура организации, строгаяиерархия, наличие должностей, прав и обязанностей, регламентация деятельности,определенная процедура власти и подчинения. Формальные отношения между людьми восновном обусловлены не личными качествами, а безличными статусно-ролевымипозициями.
Неформальныегруппывозникают стихийно. Основанием для их образования являются взаимныепотребности, интересы, ценности. В неформальных группах отсутствуютфиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства.Распределение функциональных обязанностей и ролей происходит стихийно врезультате внутригруппового взаимодействия и зависит от личностных качествкаждого члена группы. Лидер группы определяется произвольно.
Роли внеформальной группе постепенно закрепляются за каждым членом, их исполнениестановится обязательным. Неисполнение ролей или их «несанкционированное»перераспределение чревато конфликтами.
В любойформальной и неформальной группах возможно образование небольших по размерампервичных групп или подгрупп. Взаимоотношения в первичных группах основываютсяна индивидуальных особенностях членов, например, взаимных симпатиях илиантипатиях. Эти отношения более тесные и доверительные нежели в основнойгруппе.
В любой(формальной или неформальной) группе нет «чистых» общественных отношений.«Поэтому, по мнению Г.М. Андреевой, практически во всех групповыхдействиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнителибезличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это даетоснование ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека …в системе групповых связей».[1] Такимобразом, наряду с формальной структурой отношений в группе стихийно возникаетнеформальная система связей и предпочтений, в основе которой находятсяиндивидуальные социально-психологические особенности людей.

1. Групповые нормы
 
Функционированиеи развитие группы невозможно без норм и правил внутреннего общения.Государственные нормы складываются спонтанно в процессе взаимодействия ипредставляют систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Ониформируются на базе общности взглядов, целей, ценностей всех членов группы итой социальной среды, в которой происходит ее образование. Сам процессформирования ценностно-нормативной системы является достаточно сложным и противоречивым.В ходе него происходит естественный отбор людей, разделяющих групповые нормы, и«отсев»[2] тех, кто этинормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточночеткую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательнымдля всех членов.
Чемсплоченнее группа, тем строже она контролирует исполнение норм и требований, итем острее может быть конфликт в случае их нарушения. Но не бывает правил безисключений. Как и в обществе в целом, так и в группе люди занимают разныестатусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни членыгруппы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм,другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие«грехи». Чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели,тем больше он с читается с ее нормами и требованиями.
Групповыенормы выполняют жизненно важные для группы функции:
§  обеспечиваютединообразие поведения и способствуют координации деятельности;
§  направляют,регулируют, контролируют и оценивают поведение членов группы;
§  выполняютфункции интеграции, упорядочения и сохранения стабильности в группе;
§  обеспечиваютпредсказуемость поведения членов группы;
§  избавляютчеловека от тревоги и неопределенности;
§  создаютиндивидуальное лицо каждой группы.
Групповыенормы являются не единственным регулятором внутригруппового общения. В ходефункционирования группа вырабатывает свои традиции, свою систему и иерархиюценностей, особый язык внутригруппового общения. Все это представляетопределенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретнойгруппы.
2. Виды групповыхконфликтов
 
Любаясоциальная группа – сложное социальное, социально-психологическое образование.В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системыотношений. В свою очередь, неформальные отношения в группе включаютценностно-нормативную систему, статусно-ролевую структуру и систему межличностныхсвязей и предпочтений. Такая группа находится в сложной системе взаимоотношенийс другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды,отражается все многообразие общества. Поэтому в ней, в той или иной степени,могут возникать самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из нихявляются:
1.        Внутриличностныйконфликт:
а) вызванныйвнутригрупповыми проблемами;
б)привнесенный из вне и вызывающий внутригрупповую напряженность.
2.Межличностный конфликт:
а)ценносто-нормативный;
б)статусно-ролевой;
в)психологической несовместимости.
3. Конфликтмежду группой (подгруппой) и членом группы.
4. Конфликтмежду подгруппами в отдельной группе.
5. Конфликтмежду формальной и неформальной системами отношений.
6.Межгрупповые конфликты.
Классификациюгрупповых конфликтов можно рассматривать также в зависимости от разновидностейсоциальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинток выделилшесть разновидностей таких мотивов:
1.        Мотивмаксимилизации общего выигрыша (кооперация).
2.        Мотивмаксимилизации собственного выигрыша (индивидуализм).
3.        Мотивмксимилизации относительного выигрыша (соперничество).
4.        Мотивмаксимилизации выигрыша другого (альтруизм).
5.        Мотивминимизации выигрыша другого (агрессия).
6.        Минимизацияразличий между собственными и чужим выигрышем (равенство).
Каждый изперечисленных мотивов предполагает свои причины возникновения противоречий,свою конфликтную установку и свои способы конфликтного взаимодействия.
3. Причины возникновениягрупповых конфликтов
 
В основегрупповых конфликтов, как правило, лежат определенные изменения (попыткиизменений) в группе и во вне. Например, изменение групповых норм и ценностей,структуры, числа членов группы, форм и способов взаимодействия между отдельнымичленами и т.д. При этом конфликт может быть как следствием, так и причиной этихизменений, а сами изменения – реакцией на возникновение каких-либо проблем.
Рассмотримнекоторые причины групповых конфликтов, связанные с изменением (нарушением,несоблюдением) групповых норм.
Групповыенормы выполняют двойственную роль в функционировании группы. С одной стороны,они обеспечивают стабильность и предсказуемость групповой деятельности, а сдругой – могут стать препятствием на пути дальнейшего развития группы. Поэтомупериодически возникает необходимость в изменении групповых норм. Такаянеобходимость может быть обусловлена как внешними, так и внутригрупповымипричинами. Внешние причины связаны с изменениями во внешней среде инеобходимостью приспособления групповых норм к изменившимся условиям.Внутренние причины стимулируются внутригрупповыми процессами, например,изменениями в интересах и целях совместной деятельности, сменой лидера,структуры управления, желанием отдельных членов группы (подгруппы) изменитьнормы для достижения личных целей.
Изменениягрупповых норм – процесс сложный и, как правило, связан с внутригрупповымипротиворечиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимаютнеобходимость этих изменений и одобряют их, то отдельные члены группы по разнымпричинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. Если женормы пытается изменить отдельный член группы (или подгруппа) без поддержкидругих членов, то к нему будут применены соответствующие санкции, вплоть доисключения из группы[3].
Само членствоиндивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается вдругих для реализации своих личных целей и интересов, а с другой – он вынужденподчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют егопланам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболеехарактерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить несколькопричин, вследствие которых член (члены) группы нарушает нормы и требования.
1.        Индивидпреднамеренно нарушает групповые нормы, преследуя (защищая) свои личные цели,интересы, ценности.
2.        Индивиднарушает групповые нормы случайно или вследствие того, что еще не в полной мереосвоил эти нормы (например, новый член группы).
3.        Индивидне в состоянии по тем или иным причинам выполнить предписываемые нормамитребования.
Рассмотримнекоторые из этих причин:
а) группапреднамеренно предъявляет индивиду невыполнимые требования для полного егоподчинения (такое случается в криминальных группах) или принуждения покинутьгруппу;
б) потенциалиндивида (физический, интеллектуальный и др.) не позволяет выполнять в полномобъеме групповые нормы и требования (например, группа альпинистов готовится квосхождению, а один из ее членов не имеет достаточной физической подготовки);
в) внешние,независящие от индивида обстоятельства помешали выполнить групповые нормы итребования (например, поломка автомобиля, задержка авиарейса и т.д.).
Другим основаниемдля возникновения групповых конфликтов являются структурные и статусно-ролевыеизменения (попытки изменений) в группе. Если группа функционирует достаточнодлительно, то в ней возникает устойчивая социально-психологическая структура.Неформальные групповые отношения постепенно формализуются и приобретаютотносительно стабильную систему функций, ролей, норм, прав, обязанностей ивзаимных ожиданий. Каждый член группы как бы «закрепляется»[4]в групповой структуре со своей ролью, статусом и ресурсами.
Групповоеместо имеет сложную структуру взаимосвязанных и взаимообусловленных функций,средств, прав, обязанностей, ответственности, власти и т.д. (рис. 1)
Статусно-ролевыепозиции в группе (как и в больших социальных общностях) дифференцированы погоризонтали и иерархизированы по вертикали. Одни члены группы занимаютпрестижные места, выполняют ответственные роли и имеют высокий статус. Членыгруппы, находящиеся на менее престижных местах, как правило, стремятся улучшитьсвои статусно-ролевые позиции. В результате могут возникнуть так называемые статусно-ролевыевнутригрупповые конфликты./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 1 Схемаструктуры места в группе
Статусно-ролевыеизменения могут быть также обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникаютпо причине несовпадения роли индивида с групповыми нормами и ожиданиями. Чащевсего конфликты случаются, когда вакантное групповое место занимает новичок.Адаптация и социализация в группе проходит сложно. Во-первых, требования группык новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член обычно не вполной мере владеет тонкостями внутригруппового взаимодействия и не всегдаадекватно реагирует на нормы требования.
Структурные истатусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповыхцелей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей,функций, средств, прав, обязанностей, ответственности и власти. Увеличение илиуменьшение числа членов группы также ведет к перераспределению групповых мест ик возможности возникновения групповых конфликтов.
Можновыделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликтов между личностью игруппой:
§  ожиданияличности противоречат ожиданиям группы, например, качественные характеристикиличности, ее поведение не соответствует групповым ожиданиям, или сама группа несоответствует групповым ожиданиям личности:
§  противоречиямежду личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т.д.;
§  борьбаличности за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера;
§  конфликтмеду лидером и группой;
§  конфликтмежду руководителем организации и неформальной группой;
§  поиски нахождение реального или мнимого виновника неудач в деятельности группы.
Серьезнуюопасность для сохранения групповой сплоченности (идентичности) представляютконфликты, возникающие между подгруппами. В результате такого конфликта группаможет разделиться на два враждебных лагеря во главе со своими лидерами и своейпрограммой. Итогом такого противостояния может стать распад группы иобразование новых.
В основанииконфликтов, возникающих между подгруппами, могут быть разные причины. Например,борьба за лидерство (доминирование) в группе, специфические интересы, ценности,цели, распределение и перераспределение ресурсов и т.д. Само возникновениеподгрупп связано с дифференциацией общегрупповых интересов, изменениями в расстановкесил в групповой иерархии, неудовлетворенностью отдельных членов группыпроводимой лидером «политикой», потерей привлекательности членства в группе ит.д.
Всякиеизменения в группе имеют сторонников и противников. Сторонники измененийстремятся повысить свои статусно-ролевые позиции, а противники – защитить ужедостигнутые. Дело в том, что любая позиция в групповой и в любой другойсоциальной структуре, как бы жестко она не была зафиксирована, всегда имеет«зону неопределенности», контролируемую членом группы (группой, институтом) –актером, занимающим эту позицию.
«Зонанеопределенности»[5] прозрачна дляактера и непрозрачна для членов группы. Чем значительнее эта зона, тем большейвластью обладает актер, ее контролирующий, и тем большее влияние он можетоказывать на других, вступающих в зону.
Роль идолжность актера «оборудуется», как правило, под конкретного человека. Актерымогут играть роль, использую формальную должность в своих целях.
Любыеизменения в группе (социальной общности) могут привести к уменьшениюконтролируемой актером зоны неопределенности или к тому, что она станетпрозрачной для других (например, станут известны имена инициаторов Чеченскойвойны или тайны антинародной приватизации). Поэтому в группе как в обществе,всегда имеются противники изменений, а сами изменения предполагают конфликт.

4. Конфликт междуформальной и неформальной системами отношений
 
Многиенеформальные группы возникают на основе существующей формальной организации(например, футбольная команда цеха). Но возможны варианты, когда неформальнаягруппа трансформируется в формальную организацию (например, группа друзейсоздает свою фирму). И в том, и в другом случае члены неформальной группы будутвзаимодействовать сразу в двух системах отношений – формальной и неформальной.При этом формальные функции и неформальные роли переплетаются, заменяются однадругой. Вчерашние друзья-приятели могут стать оппонентами и даже врагами из-завозникновения проблем в совместной деятельности, а ранее незнакомые люди могутподружиться в процессе делового общения.
Неформальнаягруппа может по числу членов совпадать с формальной организацией (например,экипаж самолета), может составлять лишь определенную часть организации, а можети выходить за «границы» организации (иметь часть своих членов во вне). Наиболееудачным для предупреждения и разрешения конфликтов считается вариант, когданеформальную группу и формальную организацию образуют одни и те же люди, анеформальный лидер является одновременно и формальным руководителеморганизации. Но и такое удачное совпадение не гарантирует бесконфликтноесуществование формальных и неформальных отношений в группе.
Противоречияи конфликты между формальной и неформальной системами отношений возникают такжена основании различий в статусно-ролевых (функциональных) позициях, занимаемыходними и теми же людьми в разных системах отношений. Например, лидернеформальной группы может быть рядовым работником формальной организации, набазе которой функционирует эта группа, а руководитель организации – рядовымчленом неформальной группы.
В такихслучаях возможен перенос неформальных отношений на формальные и наоборот. Встабильной группе такое замещение функций и ролей, как правило, не вызываетособых противоречий и даже способствует укреплению межличностных отношений. Нов условиях «организационно-групповой» нестабильности различные статусно-ролевыепозиции, занимаемые одним и тем же человеком в разных системах отношений, могутстать причиной конфликтов (внутриличностных, межличностных и др.).
Взаимодействиечленов группы в разных системах отношений (формальной и неформальной) порождаетразличия в межличностных восприятиях. Так, межличностная совместимость винструментальной, деловой сфере отношений еще не означает, что партнеры находятвзаимопонимание. Эмоциональная совместимость также не является гарантиейсовместимости функциональной. Перенос межличностной несовместимости из однойсистемы отношений в другую – причина для возникновения конфликтов.
Еще однимоснованием для возникновения конфликтов между формальной и неформальнойсистемами являются цели и интересы. Интересы неформальной и формальной группмогут совпадать (полностью или частично); могут сосуществовать как быпараллельно (нейтрально), а могут быть и несовместимыми.
Проблемасовместимости целей и интересов совместно функционирующих систем является однойиз наиболее сложных. Если решить эту проблему не удается, то вопрос можетстоять либо о ликвидации организации, либо о распаде неформальной группы.
Большинствоинтересов формальной организации (администрации) и неформальной группы(трудового коллектива) концентрируются в сфере производства и распределения.Несовпадение интересов и конфликты могут быть обусловлены обоюдной илиодносторонней неудовлетворенностью организацией труда и результатами совместнойдеятельности. Например, недостаточной квалификацией работников, низкойпроизводительностью труда, несоблюдением трудовой и технологической дисциплины;плохой организацией производства, неудовлетворительной оплатой за труд,отсутствием перспективы и т.д. (Подробнее эти вопросы будут рассмотрены в главе«Конфликт в организации»[6]. Здесь жеречь идет не только о совместных (несовместимых) интересах, но и осовместимости в более широком смысле (например, о функциональнойсовместимости).
Любойконфликт между неформальной системами отношений по мере своего развитияперсонифицируются в лице неформального лидера и руководителя организации. Рольлидера заключается в защите групповых интересов и сохранении (укреплении)единства группы. В отличие от лидера формальный руководитель прежде всегообязан всячески способствовать достижению интересов и целей организации.Поэтому даже частный конфликт между рядовым работником (членом неформальнойгруппы) и администрацией, если группа в лице лидера встала на защиту своегочлена, может превратиться в глобальное противостояние. Конфликт между формальными неформальным лидером может возникнуть не только по поводу групповых вопросов.Это может быть и обыкновенный межличностный конфликт, причинами которогоявляются проблемы доминирования или личности несовместимости. Но если группаподдерживает своего лидера, то межличностный конфликт формального инеформального лидеров также может стать полномасштабным.
В такихслучаях возможны следующие варианты разрешения и исхода конфликтов:
1. Нахождениекомпромисса между руководителем и неформальным лидером, например, разграничениесфер влияния (формальной и неформальной).
2.Руководитель находит разногласия между членами неформальной группы с цельюпривлечь на свою сторону определенное число членов группы. Если такой вариантудается, то группа может расколоться на две подгруппы. Возможен также вариантсо сменой лидера.
3. Заменаруководителя организации (подразделения). Возможен вариант, когда вакантнуюдолжность руководителя займет неформальный лидер.
4. Подавлениеконфликта административными методами. При таком варианте урегулированияконфликта его последствием может стать увольнение (добровольное илипринудительное) всех или определенной части членов неформальной группы.
5. Межгрупповые конфликтыи причины их возникновения
 
Межгрупповыеконфликты – столкновение отдельных групп по поводу возникновения между нимиконфликтных противоречий. Эти противоречия могут быть обусловлены самымиразличными причинами. Например, борьба за ограниченные ресурсы, стремление кдоминированию, удовлетворению потребностей и т.д. Все эти противоречия присущии другим видам конфликтов. Однако межгрупповые конфликты имеют и своиособенности.
В основемежгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как социальнаяидентичность и социальное сравнение. Эти понятия предполагают деление людейна своих и чужих, выделение своей группы (мы-группы) из общей массы другихгрупп (аут-групп). Через сравнение и противопоставление отдельные индивидыидентифицируют себя с определенной социальной общностью и обеспечиваютотносительную стабильность внутригрупповых отношений. Отнесение себя ккакой-либо группе порождает негативный образ «внешних других даже в том случае,если отсутствует реальное столкновение интересов и сколько-нибудь длительнаяистория межгрупповых отношений».
Феноменсоциальной (групповой) идентичности включает в себя следующие основныеположения:
1)        стремлениеиндивида сохранить позитивный образ «Я» и собственную социальную идентичность;
2)        принадлежностьк группе;
3)        оценкагруппы по принципу сравнения;
4)        позитивнаяоценка достоинств собственной группы и негативная оценка аутгрупп.
Такимобразом, наряду с положительной функцией – обеспечение психологическогоблагополучия личности, социальная идентичность стимулирует негативный процесссоциального сравнения (противопоставления) и дискриминации аутгрупп.
Межгрупповыеконфликты способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений,объединению членов группы для борьбы с внешним врагом. Например, до началаЧеченской войны в республике Ичкерия существовала достаточно мощная оппозицияправящему режиму во главе с генералом Дудаевым. Ввод федеральных войск в Чечню(декабрь 1994 г.) сплотил весь чеченский народ на борьбу с «внешней агрессией»[7],а оппозиция потеряла свою социальную базу и, по сути, прекратила своесуществование.
Конфликтующиегруппы отличаются нетерпимостью к нарушителям внутреннего единства. Подавление«инакомыслия» в таких группах, как правило, находят поддержку и одобрение убольшинства членов группы (например, борьба с врагами народа в СССР).
Феноменсплочения перед лицом внешней угрозы часто используют лидеры групп и большихсоциальных общностей для сохранения внутригруппового единства и укрепленияличной власти. В наибольшей степени такая «политика» присуща закрытым группам савторитарной системой управления. Например, иранский диктатор Садам Хусейн длясохранения режима личной власти постоянно провоцирует внешние конфликты.
В открытыхгруппах с демографическими методами управления внутригрупповое равновесиеподдерживается благодаря множественности конфликтных ситуаций, разнообразиюспособов и механизмов их разрешения. «В условиях структурной гибкостинеоднородные внутренние конфликты постоянно накладываются друг на друга,предотвращая тем самым глобальный раскол группы в каком-либо одном направлении»[8].
Взаимодействиеразличных групп в обществе может быть построено по различным основаниям. Группымогут соблюдать относительный нейтралитет по отношению друг к другу;сотрудничать на основе разделения и дополнения функций в совместнойдеятельности; конкурировать в определенных сферах и видах деятельности; вестинеприемлемую борьбу на уничтожение друг друга.
В рыночных условияхстратегия и тактика индивидуального и группового выживания объективнопредполагает межгрупповую конкуренцию и борьбу за ресурсы. Особенно эта борьбаобостряется в периоды крупных социально-политических, экономических исоциокультурных изменений, когда меняются нормы, ценности, отношения к власти, собственностии к моральным принципам. В такие периоды межгрупповая борьба за распределение иперераспределение ресурсов переходит в открытую «войну всех против всех» безправил и морали.
6. Последствия групповыхконфликтов
 
В зависимостиот конфликтной ситуации, мотивов возникновения конфликтов и способов ихразрешения групповые конфликты могут иметь как положительные (конструктивные),так и отрицательные (деструктивные) последствия. К конструктивным можно отнестите конфликты, которые способствуют развитию и совершенствованию групповоговзаимодействия. Деструктивные конфликты ухудшают взаимоотношения между еечленами и ведут группу к распаду.
Рассмотримнекоторые основные последствия групповых конфликтов.
1.        Снятиисоциального напряжения и утверждение новой расстановки сил.
2.        Решениенасущных проблем группы.
3.        Измененияв ценностно-нормативной системе.
4.        Организационныеизменения в группе.
5.        Появлениеили смена руководителя.
6.        Удалениеинакомыслящих членов.
7.        Укреплениевнутригруппового единства.
8.        Поискивиновного.
9.        Образованиеподгрупп.
10.     Распадгруппы.

Заключение
 
Конфликтозначает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятиясвоих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт можетиметь место между индивидуумами и группами и между группами.
Потенциальныепричины конфликта – Совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий,различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стилеповедения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто нереагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны сминимальными личными потерями или угрозами.
Структурныеметоды разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий,механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровнюзаданий и систему вознаграждений.
Кпотенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижениепроизводительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния,увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшениекоммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям.Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительныепоследствия. Например, более углубленная работа над поиском решения,разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.
Имеется пятьстилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание– такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение– применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения.Компромисс – уступка до некоторой степени другой точке зрения, являетсяэффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решениепроблем – стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразиемнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах истолкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеихсторон.

Список использованнойлитературы:
 
1.  Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. – М., 1994. – С. 350.
2.  Козырев Г.И. Введениев конфликтологию: Учебное пособие – М.: Гуманист. изд. центр ВАЛДОС, 1999. –176 с.
3.  Дмитриев А.В.,Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарика, 2000. – 318 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.