Реферат по предмету "Психология"


История социальной помощи глухонемым 19-20 веках

Министерство наукии образования
МосковскийГосударственный Областной Университет
Кафедра социальнойработы и педагогики
Курсовая работа
По дисциплине: историисоциальной работы
На тему: «Историясоциальной помощи глухонемым 19-20 веках»
Выполнила: студентка 2 курса
Очной формы обучения
специальность социальная работа
Проверила: доцент,
Москва — 2009

Оглавление
Введение
Глава1.Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России подпокровительством императорской фамилии (конец 19 – начало 20 века)
§ 1.Особенностипопечительской деятельности Марии Федоровны
§2. Характеристикапросветительской деятельности глухих во время царствования императора НиколаяII
Глава2.Система обучения глухонемых
§1.Особенностидуховного воспитания глухих в дореволюционную эпоху
§2.Положениеглухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им. Баумана
Заключение
Глоссарий
Библиография

Введение
Актуальность темы
По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятыйжитель нашей планеты. Травмы, болезни или врожденные пороки – все это можетстать причиной потери слуха. По данным прошлого года, социально значимымидефектами слуха во всем мире страдают около 30 млн. человек. В России женасчитывается 12 млн. глухих, из них более 600 тыс. детей и подростков.
На Земле существует 2,5 тысяч языков, но есть и ещё однаформа общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, —язык взгляда и жестов. Всемирная Федерация глухих в 50-е годы для обслуживаниямеждународных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций,в том числе и спортивных, разработала Жестуно — систему жестов. Первый словарьЖестуно был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, а третье издание1975 года включало уже 1,5 тысячи жестов.
Будучи большим сторонником Жестового Языка иосновоположником мимического метода аббат де Л’Эпе основал первую школу —Парижский институт глухонемых /1760 год/ во Франции. В России же первое училищедля глухих было открыто в 1802 году.
Сегодня во всем мире действуют различные программыреабилитации больных с тугоухостью и глухотой, у них есть свой язык,специальные школы, свои общества по интересам и другие объединения. Конечно,все это помогает людям с дефектами слуха жить более полноценной жизнью.
Несмотря на это, таким людям порой приходится оченьтяжело из-за отсутствия полного понимания их проблемы со стороны общественностии госвласти. Наше общество порой бывает очень несправедливым и равнодушным кглухим. В результате чего люди с дефектами слуха не могут устроиться на работу,испытывают материальные, социальные, психологические трудности. Именно поэтомупроблема трудоустройства и организации досуга глухонемых заслуживает самогосерьезного внимания.
Между тем, среди инвалидов по слуху много энергичных,деятельных и талантливых людей. Примером могут служить такие небезызвестныеисторические личности как поэт эпохи Возрождения Пьер де Ронсар, Виктор Гюго,Бетховен, художник Антонио Станьоли, скульптор Десен, Жан Жак Руссо – все онибыли глухими. Наша терпимость, понимание и любовь могут помочь сделать жизньглухонемых людей более комфортной и полноценной, раскрыть свои способности италанты.
Объект исследования – помощь глухонемым людям
Предмет исследования – история социальной помощиглухонемым людям в 19-20 веках
Цель исследования – изучить процесс помощи глухонемымлюдям
Задачи исследования – изучить особенности попечительскойдеятельности Марии Федоровны, изучить характеристику просветительскойдеятельности глухих во время царствования императора Николая II, изучить особенностидуховного воспитания глухих в дореволюционную эпоху, изучить Положение глухих вобществе и их обучение в МГТУ им. Баумана.
Теоретико-методологическая база:
По Материалам Третьего Московского симпозиума по историиглухих. Москва. Издательство «Загрей». 2001

Глава 1. Исторические тенденции благотворительной помощиглухонемым в России под покровительством императорской фамилии ( конец 19 –начало 20 века)
§1.Особенности попечительской деятельности МарииФедоровны
Действовавшая в императорской России система социальнойпомощи, основанная на благотворительности, постоянно развивалась. Усилиямивласти и общества расширялся круг благотворителей, совершенствовались формы иметоды призрения нуждавшихся в социальной помощи, в том числеспециализированной. Одной из категорий нуждавшихся в такой помощи являлисьглухонемые.
К концу XIX столетия власть и общественность осозналинеобходимость организации системы социальной и медицинской помощи глухонемым вобщегосударственных масштабах. Для решения этой задачи по инициативевдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1898 г. было создано Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых – специализированноеблаготворительное ведомство для оказания социальной и медицинской помощиглухонемым, глухим, пораженным болезнями слуха и расстройством речи.
Деятельность Попечительства о глухонемых, какединственного в России ведомства для призрения указанной категории нуждающихся,является сравнительно малоизученной проблемой.
Полностью Попечительство о глухонемых называлось«Состоящее под августейшим покровительством их императорских величествПопечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых».
Попечительство вошло в состав Ведомства учреждений императрицыМарии – одного из особых благотворительных ведомств и комитетов подпокровительством императорской фамилии. Включение Попечительства о глухонемых всостав Ведомства императрицы Марии было обусловлено рядом причин.Попечительство вошло в состав Ведомства учреждений императрицы Марии – одногоиз особых благотворительных ведомств и комитетов под покровительствомимператорской фамилии.
Боришпольский Е. Об участии земских и городскихсамоуправлений в деле призрения (обучения) глухонемых // Призрение иблаготворительность в России. 1914. № 3-4.С.37-39
Включение Попечительства о глухонемых в состав Ведомстваимператрицы Марии было обусловлено рядом причин.
В числе учреждений Ведомства действовало единственное вРоссии специализированное учебно-воспитательное детско-юношеское учреждениепризрения – Училище глухонемых, созданное в 1806 г. в Павловске и в 1810 г. переведенное в Петербург. Кроме того, в составе Ведомства императрицыМарии успешно действовало образованное в начале 80-х годов XIX в.Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых, осуществлявшееспециализированную социальную и медицинскую помощь в масштабах страны слепым ипораженным глазными болезнями.
Опыт этого ведомства использовался при организации помощиглухонемым. Попечительство о глухонемых вошло в состав в Ведомства императрицыМарии, сохранив внутреннюю самостоятельность. «Положение о состоящем подавгустейшим покровительством их императорских величеств «Попечительствегосударыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых», установившее правовуюоснову его деятельности, было утверждено императором 2 мая 1900 г.
«Положение о состоящем под августейшим покровительствомих императорских величеств «Попечительстве государыни императрицы МарииФедоровны о глухонемых», установившее правовую основу его деятельности, былоутверждено императором 2 мая 1900 г.
Цель деятельности нового ведомства определяласьПоложением как «…попечение о глухонемых всех возрастов». Призрение взрослыхглухонемых заключалось в создании мастерских, домов трудолюбия для частичнотрудоспособных, богаделен для немощных, в поисках работы и т.д.
Для «малолетних глухонемых» предполагалось открытие школ,учебных мастерских, приютов, оказание помощи денежными пособиями бедным семьям,в которых проживали глухонемые дети. Кроме того, Попечительство «озабочивалось»созданием курсов по подготовке учителей для школ глухонемых, разработкойметодик обучения глухонемых.
По своему организационному устройству Попечительство оглухонемых было сходно с другими структурами и учреждениями Ведомстваимператрицы Марии. Собственно Попечительство как орган управления состояло изКомитета, Совета при нем и неограниченного числа членов.
Главной руководящей структурой Попечительства былКомитет, осуществлявший «высший надзор» за всеми учреждениями, входившими всостав Попечительства.
В состав Комитета входили шесть членов, утверждавшихсясроком на три года императрицей Марией Федоровной.
Один из членов Комитета на этот срок назначалсяпредседателем, другой – заместителем. Комитет устанавливал правила хранения ииспользования финансовых средств Попечительства, рассматривал прошения обоказании помощи глухонемым, утверждал в должностях руководителей региональныхотделений Попечительства и их заместителей, почетных членов Попечительства ичленов Совета Попечительства. Совет при Комитете предназначался для обсуждениявопросов учебно-воспитательной и хозяйственной деятельности Попечительства.Возглавлял Совет председатель Комитета.
Положением предусматривалась возможность созданиягубернских, областных и городских отделений Попечительства с советами при них. Вопросы, связанные с открытием отделений, находились в компетенции Комитета.
Число членов Попечительства о глухонемых неограничивалось. Они подразделялись на почетных членов, действительных членов ичленов-сотрудников. В почетные члены принимались лица, «…оказавшиеПопечительству услуги значительными пожертвованиями или иным образомспособствовавшие успешному развитию деятельности Попечительства».
Почетные члены утверждались в звании императрицей МариейФедоровной. В число действительных членов могли входить лица, внесшие 500 руб.единовременно или вносившие не менее 50 руб. ежегодно. Членами-сотрудникамимогли быть лица, пожертвовавшие 100 руб. единовременно или не менее 5 руб.ежегодно.
Две последние категории членов Попечительстваутверждались в званиях Комитетом. Пребывание в звании члена Попечительства оглухонемых не давало никаких служебных, социальных и сословных преимуществ, аслужило лишь общественному признанию заслуг благотворителей.
Две последние категории членов Попечительстваутверждались в званиях Комитетом. Пребывание в звании члена Попечительства оглухонемых не давало никаких служебных, социальных и сословных преимуществ, аслужило лишь общественному признанию заслуг благотворителей.
Однако благотворителям, занимавшим должности попечителейучреждений призрения, Попечительство о глухонемых присваивало чины и мундиры. Ведомстваимператрицы Марии. Попечители учреждений в столицах имели чины VI класса, ихпомощники – VII класса, в остальных городах, губерниях и уездах –соответственно чины VII и VIII класса.
Средства Попечительства о глухонемых в основномскладывались из сумм, поступавших в качестве благотворительных пожертвований.
К ним относились суммы, поступавшие от имени императрицыМарии Федоровны, а также в форме взносов членов Попечительства, различныхнерегулярных пожертвований, средств, полученных от проведения благотворительныхмероприятий: балов, концертов, базаров, спектаклей, от кружечного сбора.
Кроме того, в распоряжение Попечительства поступалисредства, полученные за содержание призреваемых на внештатных вакансиях, отпродажи изделий призреваемых, доходы от операций с недвижимостью.
Среди сумм, поступавших в распоряжение Попечительства, вПоложении упоминаются и «субсидии, какие могут быть назначаемы правительством».Выделение государственных средств Попечительству Положением не гарантировалось,а лишь допускалось
Образование отдельного специализированного ведомства попризрению глухонемых создало основу для перемен в существовавших к тому времениучреждениях призрения глухонемых и для открытия новых заведений. Переменыкоснулись и Училища глухонемых в Санкт-Петербурге. В марте 1900 г. был принят новый Устав Училища, положивший конец экспериментам со способами обученияглухонемых.
Образование отдельного специализированного ведомства попризрению глухонемых создало основу для перемен в существовавших к тому времениучреждениях призрения глухонемых и для открытия новых заведений. Переменыкоснулись и Училища глухонемых в Санкт-Петербурге. В марте 1900 г. был принят новый Устав Училища, положивший конец экспериментам со способами обученияглухонемых.
Устав утвердил «устный» способ обучения, то есть обучениепо специальным методикам с помощью устной речи. «Мимическое» обучение (языкомжестов), применявшееся ранее, было сохранено в специальных отделениях длявзрослых при Училище, позже ликвидированных.
Согласно Уставу целью Училища глухонемых являлосьвоспитание, общее и специальное (трудовое) обучение детей обоего пола какродившихся глухонемыми, так и потерявших слух или дар речи в результатезаболевания.
Положение о состоящем под августейшим покровительством ихимператорских величеств Попечительстве государыни императрицы Марии Федоровны оглухонемых. Саратов, 1909.
В Училище имелись два отделения: женское и мужское.Каждое состояло из«приготовительного» и общеобразовательного классов. Срокобучения в приготовительном классе составлял три года, в общеобразовательном –шесть лет.
Общее образование включало изучение Закона Божьего,русского языка, арифметики, геометрии с черчением, географии, истории, «извлечений»из естественной истории и физики, чистописания, рисования и «курса общеполезныхсведений».Питомцы мужского пола занимались ручным трудом, женского –рукоделиями. В училище глухонемых принимались дети всех сословий, любогохристианского вероисповедания, не младше 7 и не старше 9 лет. Воспитанникисодержались за счет Попечительства о глухонемых и пансионерской платы, которая вносиласьродными и близкими призреваемых либо благотворителями со стороны.
Бесплатные вакансии предназначались, главным образом, длясирот, полусирот (детей, имевших только отцов), питомцев Санкт-Петербургского иМосковского Воспитательных домов Ведомства императрицы Марии и детей«беднейших» родителей.
Плата за содержание в Училище была для того временидовольно высока – 350 руб. в год за пансион, 120 руб. в год заполупансион(дневное пребывание) и 40 руб. в год за «приходящего» ученика.
Если желающих поступить в Училище было больше, чемсвободных вакансий, претенденты зачислялись кандидатами и ожидали освобождениявакансий. По состоянию на 1 января 1905 г.
В Санкт-Петербургском Училище глухонемых содержались 142питомца, 96 из которых призревались за счет Попечительства о глухонемых.Остальные были пансионерами различных ведомств, общественных организаций ичастных лиц, в том числе членов императорской фамилии .
Профессиональное обучение ремеслам и рукоделиямосуществлялось в ремесленных мастерских при училище, созданных еще в первойполовине XIX в. Санкт-Петербургское Училище глухонемых служило образцом длясоздания других подобных учебно-воспитательных заведений.
С конца ХIХ столетия Училище выполняло рольобщероссийского учебно-методического и просветительского центра, готовившегоадминистративно-педагогические кадры для работы с глухонемыми и глухими,привлекавшего внимание общественности к вопросам социальной и медицинскойпомощи этим лицам.
Ведущие специалисты-медики в этой области в вечернеевремя читали в Училище лекции «для лиц, желавших посвятить себя воспитанию иобучению глухонемых»
Вскоре после своего образования Попечительствоимператрицы Марии Федоровны о глухонемых приступило к созданию системыспециализированных учреждений для оказания различной социальной и медицинскойпомощи глухонемым в столицах и губерниях. Период активного развития Попечительствао глухонемых продолжался до1905–1907 гг.
Наибольшее число учреждений Попечительства былососредоточено в Петербурге и Петербургской губернии: Педагогические курсы,приют для глухонемых со школой для девочек, ремесленные мастерские вПетербурге; приют-школа в Сестрорецке; школа в Нарве и Мурзинская колонияглухонемых, включавшая ряд учебно-воспитательных, производственных и лечебныхучреждений, располагавшихся в местечке Мурзинка по Шлиссельбургскому тракту.
В этот комплекс входили Мариинская школа для наиболееспособных к обучению детей, сочетавшая общее и трудовое обучение, учебные –ферма, прачечная, мастерские, а также больница. В Мурзинской колонииединовременно могли призреваться до полутораста человек. Призрение взрослыхглухонемых (за исключением немощных) заключалось, главным образом, в трудовомобучении и трудовой помощи.
Для этого в Петербурге в 1899 г. Были организованы мастерские, состоявшие из трех отделений: столярного, токарного ипереплетного. Глухонемые не только обучались в них, но могли использовать производственныепомещения, инструменты и материалы для работы. Часть заработка удерживалась впользу Попечительства о глухонемых, часть оставалась призреваемым.
Обучавшиеся в мастерских находились на полном обеспеченииПопечительства, приходящие могли воспользоваться той или помощью только врабочее время.
В течение 1904 г. в мастерских прошли обучение 24 пансионераПопечительства и работали 11 приходящих. За указанный год мастерскиереализовали изготовленной учениками и работавшими продукции на сумму 7500 руб.
В Петербурге действовало и медицинское учреждение дляглухонемых – амбулатория, открытая в 1901 г.Она предназначалась для оказания помощи страдавшим болезнями органов слуха и расстройством речи. За 1905 г. амбулатория оказала помощь 1237 больным. Подобно Попечительству императрицы МарииАлександровны о слепых, Попечительство о глухонемых имело отделы в губерниях. В 1905 г. действовали уже 14 отделов: Александровский в городе АлександровскЕкатеринославской губернии, Донской в Новочеркасске, Калужский, Костромской вгороде Юрьевец Костромской губернии, Московский, Полтавский, Смоленский,Тифлисский, Уфимский, Харьковский, Черниговский, Одесский.
Большинство отделов располагало лишьучебно-воспитательными заведениями для призрения глухонемых детей. В этихзаведениях, как и в Санкт-Петербургском Училище глухонемых, сочетались общее итрудовое воспитание и обучение.
Некоторые отделы имели богадельни. Число глухонемых,призревавшихся отделами, не превышало двух-трех десятков человек.
Исключением являлся Московский отдел, представлявшийсобой комплекс учреждений призрения, включавший приют для глухонемых девиц,школу, мастерские живописи и иконописи и бухгалтерские курсы.
Всего в учреждениях Московского отдела по состоянию на 1905 г. единовременно призревались до 60 человек
Количество призревавшихся Попечительством императрицыМарии Федоровны о глухонемых было невелико. По состоянию на 1905 г. в учебно-воспитательных и богаделенных учреждениях единовременно призревались 749 глухонемых,из них 439 в Санкт-Петербурге и Петербургской губернии и 310 – в прочихгуберниях.
С учетом лиц, страдавших расстройством речи и слуха,принятых в указанном году лечебницей для глухонемых в Петербурге, общее числолиц, получавших различную социальную и медицинскую помощь, по состоянию на 1905 г. составляло не более 2000 человек.
Для сравнения, разнообразной социальной и медицинскойпомощью Попечительства Марии Александровны о слепых за 1904 г. воспользовались в той или иной форме 602 459 человек. Создание Попечительства императрицыМарии Федоровны о глухонемых было прогрессивным шагом на пути развитиясоциальной политики в России. Впервые глухонемые начали призреваться как особаякатегория, требующая специализированной, более сложной и квалифицированнойсоциальной и медицинской помощи.
Получили развитие различные типы учреждений призрения иформ социальной помощи глухонемым, в том числе считавшаяся наиболеепрогрессивной и широко внедрявшаяся трудовая помощь.
Как и для Ведомства императрицы Марии в целом, дляПопечительства о глухонемых главным направлением работы стала помощь детям.
С деятельностью Попечительства о глухонемых была связанаразработка учебно-методической базы призрения этой категории вспециализированных учреждениях.
За сравнительно короткий срок была создана сетьучреждений призрения, охватившая не только Санкт-Петербург и Москву, но и рядгуберний. Однако Попечительство о глухонемых, созданное для помощи этойкатегории в общегосударственном масштабе, не смогло успешно справиться с этойзадачей.
Непосредственной причиной такого положения дел былнедостаток финансовых средств. В 1904 г. годовой доход Попечительства оглухонемых составлял 150 251 руб. 25,5 коп., тогда как, например, доходПопечительства императрицы Марии Александровны о слепых на тот же год составил1045 624 руб… Капиталы Ведомства императрицы Марии и другого крупногоблаготворительного ведомства под покровительством императорской фамилии –Императорского человеколюбивого общества – формировались десятки лет, в томчисле за счет крупных пожертвований от лица членов императорской фамилии.
Попечительство о слепых получило, в частности, одинмиллион рублей, пожертвованный Александром II на благотворительные цели впамять своей супруги – императрицы Марии Александровны. Созданный в 1913 г. Романовский комитет получил миллион рублей от имени Николая II. Выделить Попечительству оглухонемых столь крупную сумму из казны или средств, находившихся в его личномраспоряжении, император, видимо, не посчитал нужным.
Таким образом, исходной причиной того, что Попечительствоо глухонемых не смогло развернуть масштабную деятельность, было отсутствиеподдержки со стороны императорской фамилии и государства. По мере возможногоПопечительство о глухонемых стремилось заручиться расположением лиц, облеченныхвысокой государственной властью. В 1900 г. Николай II по докладу министра финансов С. Ю. Витте все-таки распорядился выделить из казны 75 000 руб. на организациюв Санкт-Петербурге мастерских для глухонемых.
В том же году С. Ю. Витте был избран почетным членомПопечительства. Однако для решения задач, стоявших перед Попечительством,требовалось гораздо больше денежных средств. На их недостаток неоднократноуказывал председатель Попечительства о глухонемых И. К. Мердер.
«Попечительство, состоящее под августейшимпокровительством, пока не имеет достаточных денежных средств, чтобыорганизовать необходимые дома призрения, убежища и школы – говорится в составленнойим записке о деятельности Попечительства за 1898–1900 гг.
Тем не менее Мердер полагал, что «с Божьей помощью делодолжно сдвинуться вперед, и при содействии просвещенных медиков удастсяоблегчить страдания от ушных болезней, а иногда и предупредить развитиеглухоты» [4, л. 83]. Как видно, руководство Попечительства о глухонемых четкопредставляло конкретные задачи деятельности своего ведомства, но «Божьейпомощи» для их успешного решения было недостаточно. Не изменилось эта ситуацияи в дальнейшем.
С этого времени, Попечительство о глухонемых не открылони одного нового учебно-воспитательного заведения для глухонемых, в учрежденияхПетербурга и его окрестностей число призреваемых глухонемых сократилось, аСестрорецкая школа вообще была закрыта.
Вывод:
Таким образом, изучив деятельности Попечительстваимператрицы Марии Федоровны о глухонемых людях, я узнала, что толькоблаготворительность не могла служить надежным средством обеспечения социальнойпомощи, даже если этой благотворительности покровительствовала императорскаяфамилия. Многое зависело от субъективных пристрастий императора и членов егосемьи, отличной инициативы и авторитета руководителей благотворительныхведомств и учреждений призрения.
История Попечительства о глухонемых показывает, что еслив отдельных случаях на местном уровне социальная помощь и могла осуществлятьсяна благотворительной основе, то успешно решать общегосударственные задачи вобласти призрения в тот период было невозможно без мощной и системнойгосударственной поддержки.
Я считаю, что в то же время этот пример показываетзначение благотворительной общественной инициативы, за счет которой былосоздано и действовало Попечительство о глухонемых, потенциалблаготворительности, который можно и нужно было использовать совместно сгосударством для решения социальных задач, в том числе в такой сложнойспециализированной отрасли, как призрение глухонемых.
§2. Характеристика просветительской деятельности глухихво время царствования императора Николая II
К моменту царствования Николая Второго Россия ужерасполагала несколькими училищами и сурдопедагогическим опытом, стольнеобходимым для широкомасштабных преобразований в России. Царствование НиколаяВторого было благоприятным для развития сети начальных училищ для глухонемых.При нем Императрицей Марией Феодоровной было учреждено Попечительство оглухонемых в 1898 году. Первым председателем Попечительства был Иван КарловичМердер, человек доброй памяти. За время своего существования ПопечительствоМарии Феодоровны о глухонемых открывало отделения в городах: Александрове, Екатеринославской губернии, Калуге, Киеве, Одессе, Полтаве, Туле, Тифлисе,Уфе, Харькове, Чернигове, Новочеркасске.
И.К. Мердер первым делом основал Мариинское училище. Необошлось без помощи благотворителей. Государыня Императрица Мария Федоровнавнесла 300 тыс. руб. в качестве неприкосновенного капитала, с тем, чтобыпроценты с капитала шли на содержание училища. В каменном здании училища,построенном в Мурзинке, сооружена церковь в честь св. апостола Филиппа.
В тех городах, где имелись отделения Попечительства,создавались школы и училища. Священник Василий Ветухов, настоятель церкви св.Пантелеимона в городе Харькове, в 1896 году по сердечному призыву учредилучилище глухонемых.
Мысль о создании училища глухонемых возникла у него в мае 1896 г., в заседании Совета Харьковского благотворительного общества, гдеобсуждался вопрос о дальнейшей судьбе глухонемого из дома подкидышей. Напоследующих заседаниях он предложил Совету учредить училище для глухонемых.Совет, обсудив его предложение, предложил ему принять на себя организацию этогодела.
Вскоре возникла необходимость в отдельном помещении дляучилища. На средства благотворителей отец Василий в 1899 г. выстроил двухэтажное каменное здание. Таким образом, к августу 1900 г. здание было закончено и обставлено самым необходимым.
Харьковское отделение Попечительства возглавилПреосвященный Иннокентий, епископ Нарвский (бывший Сумский), по предложениюПопечительства. За время своего существования Харьковское отделение расширилоучилище в Харькове, открыло ремесленную школу в селе Кочетке и хутор-школу вКлучиновке. Все здания построены на средства благотворителей. Освящение школы вКочетке совершено 19 мая 1903 года Высокопреосвященным АрхиепископомХарьковским и Ахтырским Арсением. По освящении Высокопреосвященный обратился скратким словом к глухонемым и благословил каждого крестиком, а новоосвященноездание Образом Озерянской Божией Матери, передав на хранение строителю зданиясвященнику Ветухову. Заведовал школой священник села Кочетково о. ЕвгенийПроскурников. В Клучиновке для глухих была построена церковь. Живопись церквибыла исполнена самими глухонемыми.
Высокопреосвященный Архиепископ Алексий, экзарх Грузии,почетный член Тифлисского отделения Попечительства, предоставил в распоряжениеТифлисской школы Попечительства дачу в местечке Марктоби, около монастыря св.Антония, в 25 верстах от Тифлиса. Открытие школы в Тифлисе в присутствииВысокопреосвященного Алексия, экзарха Грузии, губернатора и почетных гостейсостоялось 8 октября 1903 года.
22 июля 1903 года Калужский отдел Попечительствапраздновал день рождения государыни Императрицы Марии Феодоровны торжественнымосвящением школы для глухонемых.
В том же 1903 году при содействии А.А.Офросимова открыташкола-приют для глухонемых девочек при женской общине “Всех Скорбящих Радосте”в Медынском уезде. Он в 1909 году открыл отделение калужской школы при скитеПреподобного Сергия Радонежского, близ г. Калуги.
Попечительство, кроме образования отделов в городах,приняло на свое содержание школы в селах Немды и Сычевка, московскую школупсаломщика Иверского собора В.С. Воздвиженского. Немденская школа дляглухонемых открыта в 1902 году священником В.В. Поповым в селе НемдыМакарьевского уезда, близ г. Юрьевец Костромской губернии. Идею священникуподсказал прихожанин этого храма, крестьянин Балабанов, имеющий глухонемогосына в Вязниковской школе глухонемых. Молодой священник, не связанный заботамио приходе, тот час принялся за дело.
Крестьяне Завражной волости постановили ходатайствоватьпред епархиальным начальством о разрешении употребить из запасного церковногокапитала 2000 руб. на строительство здания для школы глухих. Ходатайство былоутверждено. 25 августа 1899 г. преосвященным Виссарионом, епископом Костромскими Галичским, учреждено особое попечительство по организации названной школы. Врезультате его усилий появилась возможность выстроить одноэтажное школьноездание с необходимыми службами. 8-го декабря 1901 г. состоялось торжественное открытие школы.
Уфимское училище глухонемых открыто на благотворительныесредства, по предложению Преосвященного Антония, епископа Уфимского иМензелинского 17 февраля 1902 г. Инициативу учреждения этого училища проявилпротоиерей Николай Котельников Крестовоздвиженской церкви, имеющий своегоглухонемого сына.
В Смоленской губернии о. Павел Троицкий, священник Свято-Троицкойженской общины открыл училище глухих в селе Сычевке. Здание школы отстроено вначале февраля 1903 г. При школе сооружена церковь во имя преп. СерафимаСаровского. Освящение храма и школы состоялось 24 июля 1903 г. Кроме того, ему принадлежит школа для глухонемых в г. Вязьме.
Попечительство с разрешения духовных властей в некоторыхгуберниях в определенные дни в соборных и монастырских храмах устраивало сборпожертвований в пользу глухонемых.
Князь Аргутинский-Долгоруков, председатель Тифлисскогоотдела Попечительства, в свое время заметил, какое значение для провинции имелаорганизация учреждений Попечительства и какое громадное влияние на деятельностьотделов имеет председательствуемое И.К. Мердером центральное Попечительство.
Учебные заведения для глухих создавали не толькоПопечительство о глухонемых, но и Святейший Правительствующий Синод. К концу1902 года школ для обучения глухонемых Святейшего Синода насчитывалось 27.
Среди них числилась Ярополческая, предназначенная дляпризрения детей духовного ведомства и Малинская церковно-приходская школа.Церковно-приходская школа глухонемых была учреждена в Малинах Киевской губернииприходским священником Моисеем Моисеевичем Яворским, посвятившим служениюглухонемым под влиянием сокрушения о собственных детях, родившихся глухонемыми.
1892 г.Церковно-приходская школа глухонемых былаучреждена в Малинах
Киевской губернии приходским священником МоисеемМоисеевичем Яворским, посвятившим служению глухонемым под влиянием сокрушения особственных детях, родившихся глухонемыми.
Желая дать для них доступное образование, он посетилшколы в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. Но они оказались дорогими длябедного священника.
И он решил открыть школу в своем приходе, но такую, вкоторой кроме его детей, могли воспитываться другие дети бедного состояния.
1 ноября 1897 года он открывает школу для глухонемых вселе Максимовичи Радомысльского уезда, где он состоял на службе. Черезнесколько лет школа переезжает в благоустроенное здание в Малинах.
В Верхотурье (Екатеринбургская епархия) при Николаевскоммонастыре в 1904 году была открыта и освящена школа-общежитие. Двухэтажноекаменное здание школы сооружено исключительно на монастырские средства и на этисредства производилось обучение и содержание учащихся школы. Начало этому делуположил архимандрит Арефа, ныне причисленный к лику святых.
Перервинское училище учреждено ВысокопреосвященнымВладимиром, митрополитом Московским и Коломенским, по просьбе священника, отцаглухой дочери, в здании, принадлежавшему Перервинскому монастырю. Сохранилсядокумент, проливающий на свет подробности открытия Перервинского училища. Подокументу, а точнее по Определению Святейшего Синода, митрополит МосковскийВладимир внес предложение в Святейший Правительствующий Синод о разрешенииучредить училище в здании, принадлежавшем Перервинскому монастырю. Оно былопредставлено на усмотрение Его Императорского Величества и Его ИмператорскоеВеличество собственноручно написал на докладе о сем «Прочитал с удовольствием».Это произошло 7 июля 1906 года.
Далее Святейший Синод указом от 28 сентября 1906 годаразрешил открыть училище глухонемых при Перервинском монастыре. Торжествосостоялось в монастыре 31 октября в присутствии чудотворной Иверской иконыБожьей Матери из Иверской часовни.
В 1887 году во время посещения Императорской четой городаНовочеркасска, Его Императорское Высочество Государь Наследник ЦесаревичНиколай Александрович, будущий Император, пожертвовал приюту глухонемых 5 тысячрублей для хранения под неприкосновенным капиталом имении Августейшегожертвователя.
Но Государь не ограничился достигнутым. Народноепредание, хранитель исторических фактов, гласит, что Николай Второй был гостемСанкт-Петербургского училища глухонемых, присутствовал на службах в домовойцеркви св. апостолов Петра и Павла. Он, также, был благодетелем этой церкви.Его человеколюбивое отношение к глухим настолько было очевидным, что вИмператорском училище выпускные группы изучали историю попечительства о глухонемыхИмператора Николая Второго.
Вывод:
Таким образом, я изучила расширение просветительскойдеятельности глухих во время царствования императора Николая II. Обзордокументов по религиозному просвещению глухих в России показывает, что оноосуществлялось на протяжении столетий. Вначале глухие через труд воспитывалисьв православном духе в общей системе призрения. В XIX веке глухие уже получалиначальное школьное образование, трудовую подготовку и религиозно-нравственноевоспитание в специальных учебных заведениях. Религиозному просвещению многоспособствовало милосердие, проявляемое христолюбивыми благодетелями. Благодарямилосердным покровителям глухие научались религиозным истинам и начиналиславить Бога. Русская Православная Церковь всегда была образцом милосердия:очень часто именно по инициативе священников, в России открывались школы дляглухонемых и специальные отделения для них при обычных школах. До революцииглухие в России получали многостороннее и полноценное воспитание.
На протяжении всей своей истории Российское государствоосуществляло призрение глухих. За это время попечительство о них проделалоогромный путь: от обычного призрения до создания сурдопедагогики. Но сутьвсегда была одна — достичь того, чтобы глухие люди стали равноправными членамиобщества.
Я считаю, что в настоящее время назрела необходимостьвозродить утраченные традиции православного милосердия и просветительнойдеятельности среди глухих. Люди, лишенные полноты восприятия окружающего мира,нуждаются в помощи Русской Православной Церкви, ведь и Господь Иисус Христосподал нам пример отношения к глухим, исцелив глухого косноязычного.

Глава 2. Система обучения глухонемых
§1.Особенности духовного воспитания глухих вдореволюционную эпоху
В условиях системы общественного призрения,существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призренииубогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе идуховного воспитания, глухонемых детей не проводилось. Призрением глухих детейзанимались монастыри, приюты и богадельни, которые не могли дать имполноценного и осознанного понимания религиозно-нравственных принципов.
Учитывая конкретность мышления глухого ребенка, мы можемпредположить о поверхностном понимании неслышащими детьми в X – XVIII в.в.основ православной веры.
Начало систематическому обучению и воспитанию глухонемыхдетей в России, было положено с учреждением Московского воспитательного дома,который открывается в 1763 г., на основе проекта И.И.Бецкого. Глухонемые детинаходились там среди слышащих, хотя обучались и воспитывались в специальныхгруппах.
В 1770 г открывается и Санкт-Петербургский воспитательныйдом.
Основой воспитания в Московском и Петербургскомвоспитательный домах являлось и физическое и нравственное развитие детей, в томчисле глухонемых, однако, на первый план выдвигалась трудовая подготовка иремесленное обучение.
Практический опыт Санкт-Петербургского и Московскоговоспитательных домов, подготовил основу для создания специализированных училищдля глухонемых детей.
Первые училища открываются в западных губерниях России: вПярну (1790г), в Риге (1802 г), в Вильнюсе (1805 г) и, наконец, 15 декабря 1806г. в Павловске на средства супруги императора Павла I –императрицы Марии Федоровны, открывается первое Опытное училище глухонемых вРоссии.
Изучение истории Санкт-Петербургского училища глухонемыхпоказывает, что первым его учителем был католический священник Сигмунд,прибывший из Вильно, а ранее служивший наставником института глухонемых в Вене.Обучение воспитанников осуществлялось с помощью дактильной, жестовой,письменной и устной речи. Однако, императрице не нравилось светскостьпреподавания Сигмунда. Мария Федоровна считала, что во время обучения детямнедостаточно внушаются религиозные понятия и правила. Императрица посылаетписьмо Р.А.Сикару с просьбой возглавить училище. В 1810 г Сикар присылает вместо себя своего ученика И.А.Жоффре (к моменту приезда которого училищепереезжает в Санкт-Петербург, в главный корпус двухэтажного дома, находящегосяна Выборгской стороне, на берегу Невы).
Так, Жоффре становится директором училища, обучение вкотором проходит по методике аббатов Эпе и Сикара. По первому уставу училища,утвержденному императрицей Марией Федоровной в 1802 г, устанавливается шестилетний срок обучения. В училище существуют четыре класса. Четвертыйкласс (для самых младших воспитанников) делится на три отделения. С третьегоотделения вводится первый экзамен (самым младшим детям к этому моменту быловсего 7 лет).
В своем очерке о Санкт-Петербургском училище глухонемых,Н.М.Лаговский указывает на то, что ученики четвертого класса на последнемэкзамене заинтересовали своими ответами всех присутствующих. Он пишет, чтоглухие давали точные определения об инстинктах животных, о разуме, о свободе ивообще, о разных отвлеченных понятиях. «Развитие учеников этого класса, — отмечает Лаговский, — дало возможность ввести их в обладание самыми высокимиистинами; им был преподано о создании духов, о возмущении их, о свержении их снеба в преисподню, о сотворении мира и человека, который состоит из тела идуши…» .
С третьего класса дети знакомятся с теорией вопроса ипритяжательных местоимений, со спряжением в трех временах и пр. Говоря ознаниях учеников первого класса, Лаговский отмечает, что они толково отвечаютна вопросы из области религии и искусств, и что «знанием вещей, сделанныхчеловеком, они были подготовлены к разумению того, что было сделаноСоздателем».
Во втором классе глухие воспитанники, по словамЛаговского, были «доведены до познания о Боге, о творении мира, о двухестествах человека – тале и душе».
Говоря далее о воздействии духовного воспитания наглухонемых учащихся, Лаговский отмечает, что дети оплакивали падениепрародителей, негодовали на злого духа, который научил их непослушанию, и«стали надеяться на лучшую участь на небе за бесконечные заслуги Спасителя».
Таким образом, привитие глухонемым учащимся основрелигиозно-нравственных понятий и представлений, глубоко воздействуют на ихэмоциональную сферу.
Судя по объявлению 1819г, предметы, составляющие курсобучения при Жоффре, включают в себя:
1. Закон Веры;
2. Правильное познание российского и французского языков;
3. Основы геометрии;
4. История;
5. Рисование;
В 1820г Жоффре приглашает священника Измайлова в качественастоятеля устроенной в том же году церкви при училище. Церковь была названа именемСвятого Апостола Павла. В обязанности священника входило, также, и преподаваниеучащимся под руководством директора Закона Божьего.
В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училищастановится Г.А.Гурцов, который делает первую попытку создать методику обученияглухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков,составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку,относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям вобществе».
Анализ этого труда свидетельствует, что данное сочинениеразделяется на десять книжек с таблицами картин (54 шт.) и двумя картами:природы и геометрических фигур и тел. С помощью «Энциклопедического курса …»происходит, также, и духовно-нравственное воспитание глухонемых учащихся.
Так, в книге V содержится информация о Создателе, Четырехстихиях, небесных светилах и т. д.; VII книга содержит курс практическихуроков, включающих в себя человеческие познания, вероисповедания, образованность,правоведение, мужество и пр. IV книга содержит представление о благоустройствецеркви и совершаемых в них службах и IX книга содержит нравственныепредставления для кончающих курс обучения в училище глухонемых воспитанников.
30 июля 1835 г, утвержден новый Устав училища. После егоутверждения, в курсе предметов, к Закону Божьему добавляется «Священная историяи нравственность». В преподавании в училище, по-прежнему руководствуются методойаббата Эпе со всеми изменениями и улучшениями, которые он а получила в Германиии Франции и с применением сведений из собственного опыта преподавателейучилища.
Следующим директором училища в 1838 году становитсяВ.И.Флери, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогикии написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые вотношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным ихприроде» Обосновывая убеждение, что глухонемота не лишает человекаспособностей, Флери излагает приемы обучения и воспитания глухонемого, каксознательной личности, показывает роль мимики и различных форм словесной речи.
Флери пишет о связи умственного и нравственноговоспитания глухонемых, о роли семьи и необходимости семейного воспитания, онеобходимости большой самоотдачи педагогов. Флери обосновывает важностьиндивидуального подхода в процессе обучения и выступает за комбинированиеприемов обучения, осуждая абсолютизацию какого-либо одного способа.
В своей работе «Глухонемые …» Флери отводит целую главурелигиозно-нравственному воспитанию неслышащих, которую он называет «Введение впознание религиозных и нравственных понятий». Духовное воспитание глухонемогоФлери советует начинать еще до того, как оно может быть полностью осознанным.«Понятие о Божестве, это основание всего блаженства человека и всех егопознаний, заранее должно быть предоставлено рассудку глухонемого», — пишетФлери.
Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей наразличные явление природы (грозу, дождь, яркое солнце, радугу), обогащая ихчувственный опыт и, подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя вовсем, что ребенок видит.
Говоря об этом, Флери пишет: «…Пусть он внимательно возлевас и под вашем надзором увидит некоторые из этих величественных явленийтворения, — тогда он сам упредит вас вопросом, хоть и невольным, но глубокоосновательным: Кто все это сделал? Для чего это?». Флери остерегает тотчас жевнушать ребенку догматы веры (о карающей молнии и аде) и подводить его ксовершению обрядов, указывая на большую способность глухонемого к подражанию,которое в дальнейшем может вылиться в простое притворство. Он советуетобъяснять ребенку щедрость, милость и любовь беспредельного Существа.
Флери пишет, что совершенная понятливость догматическихистин через письменные обозначения долго остается неприступной для глухонемого,и существование Бога, его благость и необходимость его правосудия, как и другиеподобные истины, не имеют нужды в многословии. «…Самые простые и легкие слова,избранные для их выражения достаточно объясняются в присутствии дел и явлений,которых они будут следствием и перечнем», — пишет Флери.
Флери показывает независимость религиозных и нравственныхчувств глухонемого от словесной речи. «Познание Верховного Существа совершеннонезависимо от пособий языка устного», — пишет Флери, считая, что чувства добраи зла, справедливости и несправедливости являются врожденными у любогочеловека. Наказав невиновного, мы увидим негодование глухонемого, наказав егосамого за кражу, мы увидим его смирение; «…к чему здесь язык – гласестественного закона предшествует всякому языку», — считает Флери.
Чтобы привить глухонемому понятие о нравственности, нужноприбегать к самому ребенку, научить его «нисходить в сердце свое», советоватьсяс голосом своей совести, и тогда, радость его при всяком добром деле и страх,сопровождающий его дурные поступки, покажут ребенку нравственные различия добраи зла, — считает Флери, полагая, что такой способ является наиболее надежным испособным утвердить в сердце глухонемого ребенка чувство добродетели иотвращения его от порока. Флери указывает на важную роль наследственности внравственном воспитании глухонемых.
Он предлагает использовать картины, на которыхизображались бы «главные примеры нравственности», считая, что «смотря на сценымилосердия… глухой, выучится благотворительности».
Однако, показывая достоинство иконографических пособий,Флери предостерегает часто использовать их при обучении Закону Божьему, так какв этом Флери видит угрозу овеществления духовных истин.
Говоря о религиозно-нравственном воспитании на урокахистории, Флери советует не углубляться в определение ее предмета, в хронологиюсобытий, в красочное их описание.
Несмотря на то, что в первичном преподаваниидуховно-нравственных представлений глухонемым детям Флери не уделяет достаточновнимания обучению их словесной речи, (в частности, устной), в дальнейшем, вразвитии религиозно-нравственных качеств личности глухого, в их утверждении изакреплении, языку Флери отводит главнейшую роль. «Усовершенствованиевоспитания глухого, — считает Флери, — увенчание нравственного еговосстановления, введение его вновь в недро общества, состоит в возвращении емуслова и в удобном употреблении членораздельного языка».
В 1847 г Флери пишет книгу «Правила нравственности»,которая предназначается для самих глухонемых и отпечатывается ими в типографииучилища.
«Эта книга, — пишет Флери в предисловии, — назначена длятех воспитанников, которые начинают понимать механизм языка, но ее содержаниеможет быть полезным всякому другому дитяти». Книга отличается простотой иподробностью изложения и разделяется на две части:
1. Правила нравственности собственно
2. Объяснительная часть.
В первой части пять разделов, в каждом из которыхтрактуется об отдельном предмете. Например, раздел первый имеет своим предметом«Первоначальные истины»: о Боге, о естестве человека, о Законе Божьем и пр. Вовтором разделе излагаются обязанности каждого к Богу, к ближнему, к родителям ит.д. В самом обширном, третьем разделе, имеющем 21 главу, даются понятиядобродетели, благочестия, послушания и др.
Вторая часть книги – «Объяснительная…», — тесно связана стекстом первой.
Флери признает огромную роль самого педагога в духовномвоспитании неслышащих. Таким образом, Флери видит большие возможности духовноговоспитания и развития глухонемого, признает важную роль словесной речи вформировании религиозно-нравственных представлений, роль печатных изданий и, вто же время считает, что даже малоспособные дети могут развиться духовно инравственно, как и «безграмотный крестьянин, не разбиравшийся в богословии».
В 1856г директором Санкт-Петербургского училищастановится Я.Т. Спешнев, который отдает много сил на совершенствованиеорганизации и методов обучения глухонемых воспитанников. В 1859г под руководствомСпешнева составляются программы всего курса обучения глухонемых учащихся. Веськурс разделяется на части. Дети от семи до десяти лет получают подготовку к«разумному настроению», получают понятия об окружающих их вещах и явлениях.Постепенно затрагиваются и отвлеченные понятия. Для детей от десяти допятнадцати лет предполагается умственное развитие с помощью мимики, письма иустной речи. В программу также входит обучение молитвам и Священной истории,изъяснение формы языка (этимология и орфография). Дети пятнадцати – двадцатилет упражняются в чтении для умственного развития и знакомятся с языкомлитературным. Когда такой язык становится доступным для глухонемых учащихся, импреподают Закон Божий, в программу которого входит история Нового Завета,катехизис, объяснение богослужений и христианских обязанностей. В курспредметов входит также арифметика, география и курс общеполезных знаний.
В училище находится особый наставник-законоучитель дляпреподавания Закона Божьего и второй наставник-законоучитель для лицевангельско-лютеранского вероисповедания.
В 1865 г утверждается Новый (третий по счету) Уставучилища. Директором училища к тому времени становится И.Я. Селезнев.Вырабатываются новые программы, к которым педагогами училища разрабатываютсяучебники, руководства и пособия. Анализируя эти программы с точки зренияразвития глухонемых учащихся, следует заметить, что на седьмом году обученияпрограммой предусматривается чтение церковных книг, изучение Закона Божьего, урокипо которому состояли из повторения всего предыдущего с дополнением необходимыхподробностей и изъяснением литургии и других богослужений. На протяжении всехлет обучения молитвы читаются устно, а Символ Веры и десять заповедейзаучиваются наизусть.
На восьмом году обучения, начатое в предыдущие годызнакомство с церковным языком выражается в свободном чтении книгцерковно-славянского языка, преимущественного Евангелия.
В приложении к изучению Закона Божьего училищем издаютсяследующие книги:
«Молитвы утренние, вечерние и в продолжении дня, СимволВеры и десять заповедей», Издание училища в пособии наставникам. Отпечатано в 1867 г самими воспитанниками.
2. «Букварь для обучения юношества церковному игражданскому чтению"», СПб., 1865г.
3. «Зачатки христианского православного учения».
4. «Начальное чтение человекам, хотящим учится книгеБожественного писания».
5. «Объяснение православного Богослужения», священникаМихайловского и др.
У более грамотных, взрослых воспитанников в постоянномпользовании находится Евангелие и «Краткое изложения Литургии ИоаннаЗлатоустого» [СПб., 1864], отмечает Лаговский.
Роли языка в духовном воспитании глухонемых учащихся,Селезнев придает решающее значение. «…Изучение языка составляет основу и цельразумного развития и нравственного воспитания глухонемых», — утверждаетСелезнев, не отвергая, однако мимику и считая ее в некоторых случаяхнеобходимой. Произношение, однако, не было целью обучения глухих детей, но вобучении языку Селезнев видит отличное средство для нравственного воспитаниянеслышащих.
С 1868 года в училище наблюдается «книжный голод» из-заотсутствия специально приноровленных для глухонемых учебников и руководств.
В обучении используются книги времен Флери, Спешнева иСелезнева. Исключение в это время составляет лишь один предмет – Закон Божий.
Служивший при училищной церкви протоирей А.Я. Братолюбов,как законоучитель училища, по словам Лаговского, «знавший глухонемых вотношении размеров возможностей их развития», составляет для них целый рядучебников по своему предмету:
1. Краткая Священная история Ветхого и Нового завета;
2. Краткие понятия о всенощной и литургии;
3. Краткий очерк истории христианской Церкви;
4. Пантомима молитв или описание мимических молитвенныхзнаков с приложением ручной азбуки
Так, «Пантомима молитв…» включает в себя описание целогоряда молитв, таких как: Символ Веры, Достойно есть…, Пасхальные молитвы и др.При составлении молитв, автор старается сблизить выражение знаков со значениемписьменных слов или перевести слова на знаки.
Говоря о пользе дактилологии, письменной и устной речи вчтении молитв глухими учащимися, Братолюбов указывает на необходимость отрывамимических знаков от словесного их обозначения и более свободного переводаписьменных слов.
В противном случае мы «превратили бы мимику в пользунашего словесного или письменного расположения и не представили бысвойственного ей духа, и мимика, потеряв от того свой характер, будетнепонятной», — пишет Братолюбов.
Братолюбов отмечает большую выразительность и внушаемостьпантомимы для глухонемых, нежели книжные переводы «буква в букву» и предлагаеткомбинировать в преподавании мимику, дактилологию, устную и письменную речь. Онсчитает, что благодаря пантомиме, владеющий ей глухонемой, с помощью синоним, сравненийи уподоблений, способен усваивать понятия «об отвлеченных предметах даже изобласти умозрительной и метафизической».
«Пантомима молитв…» была представлена на рассмотрениепедагогической конференции училища, которая дала о ней следующий отзыв: «признатьтруд протоирея А.Я. Братолюбова, составленным с полным знанием дела идобросовестностью, весьма полезным руководством для лиц, занимающихся обучениемглухонемых.
Знаки описания в руководстве считать обязательными причтении молитв воспитывающимися в училище.
Вывод:
Таким образом, я изучила дореволюционный периоддеятельности Санкт-Петербургского училища глухонемых, которое являлосьсвоеобразным учебно-методическим и научным центром, характеризуется повышеннымвниманием к проблеме духовно-нравственного воспитания неслышащих.
Достигнутые при этом успехи (овладение отвлеченнымипонятиями религиозно-нравственного характера, безукоризненное поведение,высокий уровень нравственности), говорят о правильности, точности иразнообразии применяемых в училище методов духовного воспитания, о заботе илюбви педагогов к своим воспитанникам, об их моральном облике и о той атмосфередоброжелательности, которая, наполняя училище, способствовала развитию лучшихсторон характера глухонемых учащихся.
§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУим.Баумана
Социальное положение глухих на протяжении многих столетийопределялось взглядами общества на них. Исторически народы разных странпридерживались мнения, что глухонемые нуждаются в призрении и опеке, но не в обучении.Считалось, что для их благополучия вполне достаточно того, что бы они былинакормлены, одеты и имели жилье. Ученые и педагоги мало задумывались о том, чтоглухой человек не может без специальной помощи овладеть человеческой речью и,следовательно, определенным кругом знаний.
Первые попытки обучения глухих относятся к ХVI — ХVIIIвекам и предпринимались в Испании (Бонет, Понсе), Англии (Уиллис), Франции (ДеЛепе, Сикаp, Пеpейpа), Геpмании (Гейнике). Эти попытки сопровождалисьинтенсивным обменом мнений о путях и методологии обучения глухих. Несмотря наразличия в методических подходах, достижения в этой области стали результатомколлективных усилий и постоянного обмена информацией.
Россия в силу своего отдаленного географическогоположения и особенностей ее общественно-исторического развития была в сторонеот этих педагогических дискуссий. Однако, российская сурдопедагогика прошласамобытный и интересный путь развития.
Уже в 996 году великий князь Владимир своим указомустановил, что забота об убогих является делом церковных властей.
В летописных источниках имеются ссылки на то, что убогихдетей не только призревали, но и обучали ремеслам и начаткам грамоты.Псковскийкнязь Всеволод организовал приют, в котором воспитывались «слепые, глухие,хромые и больные».
На участь глухих людей обращали свое внимание епископыМосковский, Новгородский, Ростовский, Смоленский и дp.
В первой половине ХVI века значительно увеличилось числодетей, воспитывавшихся в приютах, которые имелись в мужских монастыряхВологодской епархии, Печерском монастыре в Пскове, Сергиевой лавре, Белозерскоммонастыре и др. Установлено перераспределение полномочий между церковной исветской властями. Церковные власти по-прежнему заботились об убогих, однако,ответственность за них ложилась на государственную и княжескую власть.
В 1648 году произошла реформа законодательной власти, врезультате которой глухонемые получили имущественные права при распределенииродительского наследства.
Начиная с ХVIII века и до начала ХIX века в Россиизарождается и в дальнейшем получает свое развитие практика организациивоспитательных домов для убогих — слепых, глухонемых и инвалидов. Имеютсямногочисленные свидетельства о воспитании и обучении глухонемых детей вВоспитательных домах Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городовРоссии.
В основу воспитания бралась система семейного уклада, аработники Воспитательного дома как бы становились «родителями» глухонемыхдетей.
Характерной особенностью деятельности Воспитательныхдомов являлось их значительное внимание к физической подготовке детей иприучение их к трудовой деятельности. Однако, в системе воспитания этих домовнедостаточно были отражены вопросы полноценного развития детей.
Родоначальниками оpганизованного обучения глухих в Pоссиисчитается Павловское училище, основанное в 1806 году императрицей МариейФедоровной, пpеобpазованное затем в Санкт-Петеpбуpгское училище для глухих.
После Санкт-Петеpбуpгского училища для обученияглухонемых были созданы училища в Москве, Ваpшаве, Одессе, Казани и дpугихгоpодах Pоссийской империи. Их хаpактеpной особенностью было то, что ониpазвивались как учебно-воспитательные учpеждения обpазовательного ипpофессионально-pемесленного типа.
Кpоме того, в них постоянно осуществлялись единыетpебования к общеобpазовательному уpовню глухих детей. Pазличие в нихсуществовало лишь в отношении pемесленного обучения.
Во втоpой половине ХIХ века тpудовая подготовка вучилищах значительно усиливается и становится одним из важнейших компонентовучебного пpоцесса. Подобное пpеобpазование было пpодиктовано желанием датьвыпускникам училищ пpофессиональные навыки, котоpые обеспечивали бы имсамостоятельную жизнь.
Санкт-Петеpбуpгское, Московское (1860г.) и Ваpшавское(1817г.) училища стали наиболее кpупными и ведущими учебными заведениями Pоссиии служили моделями для остальных пpовинциальных училищ глухонемых. Указанныеучебные заведения пpедставляли собой надежный тип.Пpи опpеделении объемасодеpжания общеобpазовательных знаний для глухонемых за основу бpалисьпpогpаммы для слышащих. Фоpмулиpуя тpебования к объему и содеpжанию пpогpаммыдля глухонемых,
Н.М.Лаговский (1911г.) отмечал, что они не обязательнодолжны иметь стpого опpеделенный объем, а учитель таким обpазом получал полнуюсвободу формировать диффеpенциpованный подход к способностям и возможностямучащихся.
К концу ХIХ века заметно возpосло и количество учебныхзаведений для лиц с недостатками слуха. Несмотря на сложные условия своегосуществования училища для глухонемых не только давали им общеобразовательную ипрофессиональную подготовку, но и меняли статус самого глухого человека вобществе. В этом отношении истоpическую pоль сыгpала деятельностьСанкт-Петеpбуpгского училища глухонемых. Свод Законов Pоссийской импеpии,изданный в 1856 году, спустя полстолетия после начала деятельностиСанкт-Петеpбуpгского училища, уже содеpжал упоминание о нем. В нем отмечалось,что глухонемые, успешно закончившие училище, освобождались от опеки ипользовались всеми гpажданскими пpавами.
Пеpемену в общественном положении глухонемых означал итот факт, что пеpвый печатный тpуд об их пpавовом положении в госудаpстве былподготовлен Александpом Соколовым, глухим выпускником Санкт-Петеpбуpгскогоучилища. Изданный в маpте 1862 года этот тpуд («Узаконения о глухонемых инемых») был пpактически пеpвой pаботой, написанной глухим человеком в Pоссии.Pабота А.Соколова в дальнейшем легла в основу более капитального тpуда опpавовом положении глухонемых в Pоссии, автоpом котоpого был П.Д.Енько,диpектоp Санкт-Петеpбуpгского училища глухонемых.
Таким обpазом, такие кpупнейшие училища глухонемых, какСанкт-Петеpбуpгское, а затем Московское, к концу ХIХ века стали давать своимвоспитанникам полноценное обpазование на уpовне училищ для слышащих детей. Ихвыпускникам пpедоставлялась возможность получать дальнейшее обpазование иовладевать пpестижными по тем вpеменам пpофессиями инженеpов, учителей,коммеpсантов и т.д.
Социально-экономические пpеобpазования в обществе,начавшиеся после 1917 г., коснулись и pоссийской суpдопедагогики.
После революции в России формируется единая системакоррекционного начального и среднего образования: руководство воспитанием иобучением инвалидов становится централизованным, создаются кафедры поподготовке учителей для специальных школ, постепенно растет количество такихшкол (происходит их дифференциация) и число учащихся в них.
В СССР сложилась система специальных профессиональныхучилищ и техникумов для инвалидов. При этом в наборе специальностей,предлагаемых человеку с ограниченными возможностями здоровья (швея, столяр,резчик по дереву и т.д.), отражается утилитарное представление о целяхобучения. После окончания СПТУ и техникумов инвалиды попадали по распределениюв специальные группы на производстве, что способствовало их изоляции вобществе.
Система высшего профессионального образования инвалидов вСССР создана не была. Доступ инвалидов к качественному высшемупрофессиональному образованию оставался ограниченным: случаи обучения инвалидов– «талантливых одиночек» в вузах носили скорее исключительный характер.
Попытки создать сегрегированную (коррекционную) системувысшего профессионального образования для инвалидов потерпели неудачу(например, создание «НИСОРа» — Новосибирского института социальнойреабилитации, 1989 г.).2 Систематически обучать инвалидов по программам высшегопрофессионального образования в вузах общего типа также не получалось(например, в Московском институте химического машиностроения (1932 г.).
Начало новому подходу к профессиональному образованиюинвалидов в России было положено в 1934 году, когда в МГТУ им. Н.Э. Баумана3впервые по специальным программам, но в интегрированных условиях сталиобучаться инвалиды по слуху.
Жизнеспособность бауманского подхода доказана временем: втечение 75 лет МГТУ им. Н.Э. Баумана является практически единственным в Россиивысшим техническим учебным заведением общего типа, где реализована системавысшего образования инвалидов в обычной образовательной среде. При этом уровеньзнаний и высокая квалификация выпускников-инвалидов позволяет им занятьдостойное место в различных областях профессиональной деятельности.
К началу 1990-х годов, в связи с социально-экономическойтрансформацией общества, возникла необходимость реформирования высшего профессиональногообразования инвалидов как базового элемента социальной защищенности этой группылиц путем повышения конкурентоспособности их на рынке труда.К началу 1990-хгодов, в связи с социально-экономической трансформацией общества, возникла необходимостьреформирования высшего профессионального образования инвалидов как базовогоэлемента социальной защищенности этой группы лиц путем повышения конкурентоспособностиих на рынке труда.
В связи с этим, в 1994 году в МГТУ им. Н.Э. Бауманасоздается Головной учебно-исследовательский и методический Центрпрофессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья(инвалидов) (далее ГУИМЦ) — структурное подразделение университета.
Цель создания Центра состоит в осуществлении комплекснойреабилитации инвалидов и иных лиц с дефектами слуха путем обеспечения имвозможностей получения высшего профессионального образования по широкомуспектру направлений и специальностей университетской подготовки в МГТУ им. Н.Э.Бауманав соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
На сегодняшний день можно утверждать, что причина успехаМГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидовзаключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны,остаются в рамках государственного образовательного стандарта посоответствующим специальностям, с другой — учитывают специальныеобразовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительныхобразовательных мероприятиях и поддержке, в специальных
Вывод:
Таким образом, изучив положение глухонемых людей вобществе и их обучение, я считаю, что идея обучения инвалидов по программампрофессионального интегрированного образования была прогрессивной для своеговремени и отражала актуальные тенденции наших дней: общество нуждается ввысококвалифицированных специалистах, которые вне зависимости от состоянияздоровья способны мыслить творчески и создавать новое в различных областяхпрофессиональной деятельности.
На сегодняшний день можно утверждать, что причина успехаМГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидовзаключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны,остаются в рамках государственного образовательного стандарта посоответствующим специальностям, с другой — учитывают специальныеобразовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительныхобразовательных мероприятиях и поддержке, в специальных (индивидуализированных)условиях обучения, технических средствах, в особом содержании и методах обучения,а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных собразованием и необходимых для успешного обучения).
Функционирование специальных образовательных программ ввузе требует специального ресурсного, учебно-методического, штатно-кадрового ифинансового обеспечения. Реализация программ высшего профессиональногоинтегрированного образования осуществляется в рамках существующегонормативно–правового поля Российской Федерации и при использовании социальнойинфраструктуры МГТУ им. Н.Э.Баумана (информационно-образовательной,социокультурной, психолого-педагогической и др.). Задача ГУИМЦ состоит вкоординации деятельности всех структур вуза в области реализации специальныхпрограмм для студентов-инвалидов по слуху.

Заключение
Изучив процесс становления социальной помощи глухонемымлюдям в России, я поняла, что это явление длительного характера. Оно пока неимеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигмапомощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупностьисторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов ииндивидуальных иррациональных действий и поступков.
Я могу сказать, что сегодня милосердие – это помощьнуждающимся; формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрениеосиротевших детей, и опека над инвалидами и престарелыми, помощь многодетнымсемьям, людям лишённым слуха и зрения.
Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастаниемроли в жизни российского общества возрождённой Русской Православной Церкви идругих традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности инравственности, активно возрождаются вековые традиции российскойблаготворительности.
На глазах образуются новые и воссоздаются историческиероссийские благотворительные организации, фонды, общества милосердия. В странестали создаваться добровольные молодёжные группы – общества милосердия, гдемолодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимсяявляется не повинностью, а потребностью души.
В общественной жизни вновь заметны сословные союзы:дворян, купцов, казаков, мещан. Российским Дворянским Собранием воссозданимеющий большую историю Дамский попечительский комитет о бедных. С 1991 годарегулярно на свою Родину приезжают члены Российского Императорского Дома визгнании. Их благотворительные акции известны уже во многих регионах страны.
Всё громче звучит голос общественности, призывающий нетолько повысить престиж благотворительности, но и осознать, наконец, чтоотношение к делу призрения глухонемых людей отражает уровень не толькоэкономической, но и духовной зрелости общества.
Я считаю, что следует отметить, что органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальнуюзначимость благотворительности, далеко не всегда оказывают необходимую поддержкупомощи глухонемым людям.

Глоссарий
Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие —София-Доротея-Августа-Луиза (Sophia Dorothea Augusta Luisa von Wьrttemberg) (14октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — российская императрица (с1796, с 1801 вдовствующая), вторая супруга императора Павла I, мать АлександраI и Николая
Уезд — в дореволюционной России —административно-территориальная единица, сложившаяся в процессе образованияединого Русского государства (15—16 вв.). В начале 18 в. У. стал составнойчастью губернии (подразделялся на волости). В соответствии с губернскойреформой 1775 уездную администрацию возглавлял исправник. По земской реформе1864 в У. создавались земские собрания. 2) В СССР до 1930 — административно-территориальнаяединица среднего звена, входившая в состав губернии (на территории ЛатвийскойССР, Литовской ССР, Эстонской ССР У. существовали до 1949—50).
Глухонемота и глухота —страдание, при котором не толькопотеряна способность восприятия звуковых ощущений (тонов и шумов), но испособность членораздельной речи. Глухота часто встречается без немоты, но ввысшей степени редко… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
Общественное призрение — культурная формаблаготворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостынинищему, встречающееся в самые отдаленные времена, например уже в эпоху,описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в религиозную обязанность. Отмилостыни общественное П. отличается организацией, мотивами и целями
Социальная помощь — забота государства, общества огражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состояниемздоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствамисуществования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение)проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи,обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированнуюсистему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальнымстрахованием.
Никола́й II Алекса́ндрович (6 (18) мая 1868, ЦарскоеСело — 17 июля 1918, Екатеринбург) — последний император Всероссийский, ЦарьПольский и великий князь Финляндский (20 октября (1 ноября) 1894 года — 2 марта(15 марта) 1917 года). Фельдмаршал британской армии (18 декабря 1915 года). Издинастии Романовых.
Сурдопедаго́гика (лат. surdus глухой + греч.paidagōgikē искусство воспитания) — раздел сурдологии, изучающийпроблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащимипациентами
Опека и попечительство — правовые формы защиты прав иинтересов недееспособных или неполностью дееспособных граждан. Наднесовершеннолетними опека и попечительство устанавливаются тж. в цепях ихвоспитания.
Благотворительность— оказание безвозмездной помощи(материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людейблагами и услугами за счет благотворителя.
Уста́в — свод правил, регулирующих организацию ипорядок деятельности в какой-либо определенной сфере отношений или какого-либогосударственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются,как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций— их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами. Уставыимеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческиесоюзы и др.). Уставы имеются у большинства международных организаций в качествеосновных актов, определяющих задачи, принципы образования и деятельности даннойорганизации.
Нравственность есть внутренняя установка индивидадействовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали,которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :