Реферат по предмету "Психология"


История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

План
 
Введение…………………………………………………………………………..3
1. История психологии как сменакатегорий: душа, сознание, поведение, психика……………………………………………………………………………4
1.1. Учения одуше…………………………………………………………..…….4
1.2. От душик сознанию………………………………………………………….9
1.3Поведение и психика………………………………………………………...10
1.4.Радикальный поворот в учении о природе психики и поведения…….…12
2. Основные направления развитиясовременной психологии……….….16
Заключение...........................................................................................................23
Список использованной литературы…………………………………..……24

Введение
 
Слово «психология» появилось в XVIвеке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составилиже его из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание,знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованныедвухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово «психолог»вошло в оборот повседневной жизни. В пушкинской «Сцене из «Фауста»Мефистофель говорит: «Я психолог… о, вот наука!»
Но в те времена психологии какотдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческихстрастей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно,опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы,которые правят миром. Для естественных наук это очевидно. Опора на изученныеими законы позволяет предвосхищать грядущие события — от нерукотворныхсолнечных затмений до эффектов контролируемых людьми ядерных взрывов.
Конечно, психологии по своимтеоретическим достижениям и практике изменения жизни куда как далеко, например,до физики. Ее явления неизмеримо превосходят физические по сложности ивозможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великогопсихолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем — это детская играсравнительно с загадками детской игры. Только к середине XIX века психологияиз, разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, чтов предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведений) былилишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания ифилософии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции,готовившие почву для современной науки о психической организации человека. Вэтом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своегопредмета.

1. История психологии как сменакатегорий: душа, сознание, поведение, психика
 
1.1. Ученияо душе
Интерес к знаниям, которые мы сегодняотносим к области психологии, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующиепсихологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена,когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до насписьменные источники, принадлежащие древнегреческим философам и датированныепоследними веками до нашей эры, свидетельствуют о том, что этот интересотчетливо проявился уже тогда, когда интегрированная (не разделенная еще наотдельные науки) философская мысль пыталась проникнуть в тайны мироздания.
В древние времена считалось, что душаприсутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философскоеучение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название«анимизм» (от лат. «анима» — дух, душа). Анимизм явился и историческипервым учением о душе. Его основой выступило убеждение в том, что у всего, чтосуществует на свете, есть элементы души. Душа же понималась как независимаясущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживымипредметами.
С помощью такого, безусловно наивногос позиций нашего времени представления древним все же удавалось логичнообъяснять многие психологические явления, включая довольно сложные, напримерсмерть и сон. Считалось, что, когда человек умирает, его душа навсегда покидаеттело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении.
В предпринимавшихся в то времяфилософских попытках понять и объяснить природу душевных явлений красной нитьюпроходила мысль о независимости души от тела, о ее нематериальномпроисхождении.
Вслед за этим возникли попытки натурфилософскогоистолкования души, т. е. ее понимания как материального явления, вместе сдругими подобными явлениями логично вписывающегося во всеобщуюматериалистическую картину мира. Самые первые подобные описания и объясненияпсихики базировались на картине мира, которая содержала три основных начала:воду, воздух и огонь. В соответствии с ней все существующее на Землепредставлялось состоящим из этих материальных начал, причем носителем душисчиталось огненное начало. Самой же душе приписывалась функция движения.
Позднее древнюю мировоззренческуюкартину, кратко описанную выше, сменило новое глобальное учение —атомистическое. В наиболее завершенном виде это учение предстало в трудахвыдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля. Согласно этому учению мирпредставляется состоящим из множества мельчайших, неделимых частиц — атомов,которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и самыеподвижные из них — это атомы души. Она с этого времени стала рассматриватьсякак материальный орган, оживотворяющий тело и управляемый таким же материальнымначалом—духом (разумом).
Утверждалось, что атомы души живутвполне самостоятельной жизнью, могут проникать в тела и покидать их. Динамикойдвижения атомов души в учении Аристотеля объяснялись многие из тех явлений,которые изучаются и в современной психологии: восприятие, память, мышление,сновидения и др. Учение о душе как независимый раздел философии впервые быловыделено и оформлено Аристотелем, а его трактат «О душе» можно рассматриватькак одно из первых научно-психологических произведений.
Примерно в это же время зародилосьальтернативное материалистическому — идеологическое объяснение душевных явленийв трудах Платона и иго последователей. В них была представлена классификациядушевных явлений, их разделение на разум, мужество (в современном понимании —воля) и вожделение (в нынешней трактовке — мотивация). Каждый тип душевныхявлений размещали в разных частях тела: разум — в голове, мужество— в груди,вожделение — в брюшной полости. Преобладание той или иной части души у человекасвязывалось с его индивидуальностью и соотносилось с социальным происхождением.Идея как нематериальная сущность души была объявлена в качестве вечной инеизменной первопричины всего существующего, а вещи стали рассматриваться какее воплощения.
Система Аристотеля, в том числе еговзгляды на природу и происхождение души, была противоречивой. Она пыталасьвобрать и совместить в себе материалистические и идеалистические представленияо душе. Наряду с прогрессивными материалистическими воззрениями, которыеполучили дальнейшее развитие в последующие века, она включала ряд представленийидеалистического плана, приведших в конечном счете к запрету на попыткинаучного исследования души человека. Это произошло в эпоху средневековья,которая оказала отрицательное влияние на развитие научной мысли, в том числепсихологической.
Принятый в учении Аристотеля анимизмпод влиянием общей атмосферы, характерной для средневековья, породилпредставление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началоми поэтому исследовать ее научными методами нельзя. Попытки подобного рода сталикараться церковью, которая присвоила себе безраздельное и исключительномонопольное право заниматься этими вопросами. Поскольку философия того временитесно смыкалась с теологией, то учение о душе стало частью теологическогомировоззрения и полностью отошло во владение религии. Установленный ею запретна естественнонаучное исследование душевных явлений просуществовал до XVII в.
Однако исследование души наидеалистической основе продолжалось, и это в какой-то степени двигало наукудальше. Заслугой идеализма того времени явилось, в частности, то, что им былапоставлена (но не решена) проблема дуализма — принципиальный вопрос осоотношении тела и души, показана невозможность наивно-материалистическогообъяснения сложных душевных явлений, относящихся к сфере разума и сознаниячеловека. Представителями этого философско-мировоззренческого направления былвведен в психологию ее основной метод, доминировавший в научных исследованияхна протяжении почти двух столетий — интроспекция. В этом же учении душарассматривалась как высшее разумное начало, способное к самопознанию —рефлексии. Утверждалось, кроме того, что душа способна учиться приобретатьзнания, накапливать внутренний опыт, отличный от того опыта, который даюторганы чувств. В XIV—XVI вв. появляется термин «психология», используемый какновое название для науки о душе.
Эпоха Возрождения освободила всенауки и искусства от догматов и ограничений, наложенных на них религиознымипредставлениями. Активно стали развиваться и довольно быстро сделализначительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки,возродились и преобразовались различные виды искусств. Учение же о душе, каксамое сложное и запутанное, оказалось одним из последних, чье право насамостоятельное существование было завоевано в борьбе с религией.
Значительным стимулом к этому явилисьновые философские взгляды английских, французских, голландских и другихевропейских материалистов XVI—XVII вв., дополненные возобладавшей к этомувремени в естественных науках механистической картиной мира.
Одной из ведущих точных наук,оказавших сильное влияние на развитие многих других областей знаний, стала вэто время механика.Она привела к созданию сложных машин,способных совершать всевозможные движения, напоминающие поведение человека иживотных. Появился соблазн применить законы машинной механики к пониманию и объяснениюдвижений человека.
Впервые механистический принципприменительно к живым системам был реализован в XVII в. благодаря введению внаучный обиход понятия рефлекса как механического двигательного ответа сложноорганизованной биологической «машины» на внешнее, тоже механическое илифизическое, воздействие. В органических потребностях человекаестествоиспытатели того времени увидели аналог энергетического источникамашины; в анатомическом устройстве организма, сочленениях суставов — нечто,напоминающее систему рычагов машины. Под влиянием механики в психологииутвердился новый взгляд на источники и механизмы поведения человека, возниклибиомеханика и способ объяснения поведения человека, который вполне обходилсябез обращения к внутренним, психическим, феноменам типа сознания, воли, разума,души.
Теперь когда вполнеудовлетворительное объяснение движению предлагала биомеханика, в психологии ивовсе не было необходимости, так как благодаря законам механики поведениенеплохо объяснялось как система рефлексов.
Философской основой нового решенияпроблемы взаимосвязи психики и поведения явился дуализм— учение,утверждавшее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи идуха.
1.2. Отдуши к сознанию
С XVII в.начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Тело человека иживотных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжаетсохраняться идея, что работа тела человека в отличие от тела животныхрегулируется не органическими потребностями, а душой.Идет время, европейское общество преобразуется: форми­руются новыеэкономические и политические отношения, появляется буржуазия. Бурно развиваетсямашиностроение. Идеи механики проникают и в другие науки. Философы на­чинаютпроводить аналогии между телом и технической кон­струкцией. Именно с этой идеейи было связано открытие французским философом Рене Декартом (XVII в.) рефлектор­нойприроды поведения (термин «рефлекс» вошел в научный обиход позже). Он же ввелпонятие сознание вместо понятия «душа» как понимание человекомпроисходящих в нем пси­хических процессов.
Вфилософии (как и в других науках) начинает главенство­вать принцип детерминизма(вспомним третий корень пси­хологии!), согласно которому научные факты должныстро­го объясняться в рамках причинно-следственных отношений. Активнымприверженцем этого принципа стал Бенедикт Спи­ноза (XVII в.). Он же проповедовалидею единства мира. Спи­ноза писал: «Порядок и связь идей те же, что порядок исвязь вещей» (Спиноза,1957, с. 407). Психология обогащается идеями идругих наук, в част­ности математики. Это сказалось прежде всего на взглядахизвестного немецкого ученого Готфрида Лейбница (XVII в.). Он уподобил психикуне арифметической сумме отдельных психических явлений, а интегралу, т.е.результату достаточ­но сложного взаимодействия составляющих. Впервые введя внаучный обиход понятие бессознательного, он отмечал сложное переплетение сознательногои бессознательного в деятельности человека. Лейбниц разграничил такжеперцеп­цию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие,включающее в себя внимание и память).
 
1.3Поведение и психика
В следующем, XVIII в. на светпоявляются два учения, надолго предопределившие развитие психологии как науки.Это — эмпиризм исенсуализм. Первый представлял собой учение овнутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта надразумом, а второй — о доминировании чувственного познания над рациональным. Обафилософских учения отрицали существование врожденных и неизменных идей,доказывали их опытное происхождение и возможность развития.
Родоначальником эмпирическойпсихологии, т. е. психологии как науки о внутреннем опыте, явилсяанглийский философ Д. Локк. С его именем связывают учение о том, что человек срождения представляет собой «чистую доску, на которой время может написатьлюбые письмена». Смысл данного учения состоит в утверждении мысли об отсутствииу человека врожденных способностей, возможности их прижизненного развития.
Параллельно с этим продолжаетсовершенствоваться и идеалистическое учение о душе. Возникает представление орефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию.
В научно-психологический оборотвводится понятие об ассоциации как сравнительно простом и вместе с темуниверсальном механизме формирования и приобретения опыта. Это понятие затемстановится центральным в понимании основных психических процессов, от ощущенийдо мышления. Новое, основанное на ассоциации учение получает названиеассоциационизма. Главным законом которого объявляетсяассоциация, или связь идей. Предполагалось, что все поступки люди со­вершают поассоциации с другими поступками.
Крупнейший представительассоциационизма XVIII в. Д. Гартли соединил понятие рефлекса с понятиемассоциации. Это соединение выразилось следующим образом: внешнее воздействие,порождающее рефлекторный ответ, запечатлевается в виде следов памяти — ассоциаций;частое повторение соответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлениюследов по механизму ассоциации.
В это же время возникает учение оспособностях души, которое в определенном смысле противостоит ассоциационизму.
Если ассоциационизм утверждает, чтовся психика есть ассоциации, то новое учение проводит, мысль, согласно которойдуша располагает имманентно присущими ей свойствами — способностями, которые несводимы и не выводимы из ассоциаций.
С XVIII в. учение о психикесвязывается с мозгом (до этого психические явления «размещали» во многих частяхтела, включая сердце и печень). Это случилось под непосредственным влияниемдостижений в исследовании физиологии мозга, особенно центральной его части —головного. Замечательными достижениями в физиологии центральной нервной системыознаменовался конец XVIII— начало XIX в. Англичанин Ч. Белл и француз Ф.Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные и двигательные.Получает физиологическое подтверждение идея рефлекса, возникаетконкретно-научное представление о структуре рефлекторной дуги. Из философскогопонятия и гипотетического конструкта рефлекс превращается в материальный,биологический факт. Вместе с тем растет критическое отношение к возможности егоиспользования для объяснения сложных психических явлений.
Выход из возникшей ситуациипредлагает русский физиолог И. М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга»,где основные психологические процессы и явления впервые получают рефлекторнуютрактовку. Все акты сознательной и бессознательной жизни человека, пишет, И. М.Сеченов, являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре ифункционированию. То, что представляется в виде образов, мыслей, ощущений иидей, есть не что иное, как отдельные моменты целостных рефлекторных актов. Вних психические процессы и состояния играют высшую регулирующую и сигнальнуюроль.
 
1.4.Радикальный поворот в учении о природе психики и поведения
Следующий крупный шаг и одновременнорадикальный поворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второйполовине XIX в. Поворот, о котором идет речь, был связан со многими важнымисобытиями, которые произошли во второй половине XIX в. в научном мировоззрении.Прежде всего это успехи медицины, в частности психиатрической практики,отчетливо обнаружившей тесную связь, существующую между душевными явлениями ителесными процессами. Многочисленные наблюдения врачей-психиатров за больнымисвидетельствовали о том, что имеется определенная зависимость между нарушениямифизиологической работы мозга и телесными изменениями, между болезнями тела идуши. В свете этих данных становился необъяснимым дуалистический постулат онезависимости материальных и идеальных явлений, требовалось по-новому понять иобъяснить их взаимосвязь.
Все более острым, не получавшимразумного решения становится вопрос о роли в жизни человека самих феноменовдуши. Если организм функционирует по законам физиологии, а тело работает позаконам механики, то зачем человеку разум и другие психические процессы иявления?
В исследованиях природыобнаруживалось все больше и больше целесообразного. Отчетливо видимымстановился адаптивный, приспособительный характер биологических природныхявлений, и только значение психики для жизни и деятельности организмапо-прежнему оставалось загадкой.
Механистическое объяснение поведениячеловека, поначалу весьма многообещающее, теряло свою привлекательность из-запримитивности, неспособности породить какое-либо новое ценное знание на уровнечеловека. Оно неплохо служило пониманию простых, однообразных движений, но не всостоянии было объяснить их вариативность, изменчивость, зависимость отпсихического состояния организма. Мысль как высшая форма разумного человеческогоповедения никак не укладывалась в прокрустово ложе рефлекса.
В середине XIX в. появляется, крометого, теория эволюции Ч. Дарвина, которая анатомически сблизила человекаи животных, показав общность их телесного устройства. В биологическом планечеловек перестал быть существом особого рода; в его поведении обнаруживалосьмного общего с животными. Именно Дарвин сделал первый решительный шаг впризнании единства психики животных и человека. В одной из своих работ онпривел убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека,но и у человекообразных обезьян.
В свете этих данных возник интерес кпоиску общего между человеком и животными в других отношениях, например винтеллектуальных и речевых способностях. Он был реализован исследованиями вобласти зоопсихологии, которые активно проводились в конце XIX — начале XX в.
Со второй половины XIX в. психологиястановится самостоятельной наукой. Ее основным методом объявляется интроспекция. Благодаряоригинальным работам немецкого ученого В. Вундта в психологию входит научныйлабораторный эксперимент. Создаются первые в мире психологические лаборатории,сначала в Германии, затем в России и в США.
На стыке психологии и физиологииорганизма возникает особая пограничная наука — экспериментальная психофизиологияорганов чувств. Вместе с ней появляются психофизика, психометрика (измерениепсихических явлений), где широкое применение находят естественнонаучные, вчастности математические, методы. Последняя четверть XIX в. проходит под знакомуспехов именно этих областей знаний.
Вслед за этим появляется психологияиндивидуальных различий(дифференциальная психология — в современномназвании). Стимулом к ее развитию явились успешные попытки использованияматематических методов в психологии англичанином Ф. Гальтоном. Он ввел методблизнецов для выяснения соотношения между наследственностью и средой вдетерминации индивидуальных психологических различий.
Новый существенный вклад встановление психологии на экспериментальной основе сделал Р. Кеттел. Онпредложил серию тестов, направленных на изучение личности. В началеXXв. количество тестов, используемых в психологии, стало стремительно возрастать.
Неудовлетворенность искусственнымлабораторным экспериментом породила интерес к экспериментированию в естественныхусловиях, к изучению реальной жизненной психики и поведения людей. Пионерами вразработке методологии естественного эксперимента выступили А. Ф. Лазурский(психология личности) и В. М. Бехтерев (психология малых групп). В эти же годы,в начале XX в., развитие на экспериментальной основе получают: детская ипедагогическая психология (С. Холл, В. М. Бехтерев, В. Штерн, Э. Клапаред, К.Гросс, А. П. Нечаев), зоопсихология (Ллойд-Морган, Ж. Леб, В. А. Вагнер, В.Келер), социальная и культурно-историческая психология (Штейнталь, Г. Лацарус,А. А. Потебня, Г. Тард, Э. Дюркгейм, В. Макдауголл, П. П. Блонский, Л. С.Выготский), психотехника (Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг).
В начале XX в. в психологии возникаеткризисная ситуация.
Ее причин было несколько: отрывпсихологии от практики; почти тупиковая ситуация, связанная с многолетнимиспользованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования,оказавшегося несостоятельным; невозможность объяснить ряд основополагающихпроблем самой психологии, в частности — связь психических явлений сфизиологическими и поведением человека. Одновременно обнаружился значительныйразрыв между теорией и практикой. Множество теоретических конструкций, которымирасполагала психология к тому времени, не были достаточно хорошо обоснованы иподтверждены экспериментальными данными, а те из них, которые приводились вдоказательство соответствующих теорий, не выдерживали критики с точки зрениястатистической достоверности. Положения, постулаты интроспективной,атомистической (ассоциативной) психологии очень трудно было примирить с новымифактами, тенденциями преобразования, проявившимися в различных других областяхзнаний. К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания.Психология соответствующим требованиям не отвечала.
Кризис привел к краху сложившихсяосновных направлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления былинаправлены на решение сформулированных выше проблем. Таких попыток оказалосьнесколько, и наибольшую известность из них получили три, вскоре оформившиеся всамостоятельные направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ(фрейдизм).

2. Основные направления развитиясовременной психологии
Современная психология представляетсобой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разныхступенях формирования, связанных с различными областями практики.
Как же классифицировать этимногочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификациисодержится в принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого, вкачестве основания классификации отраслей психологии может быть избранапсихологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношениячеловека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в которомосуществляется его деятельность и развитие).
Если принимать первое основаниеклассификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающихпсихологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Психология труда изучает психологические особенноститрудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организациитруда. В задачу психологии труда входит исследование профессиональныхособенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснениевлияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположенияприборов и станков, средств сигнализации и т.п. Психология труда имеет рядразделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесносвязанными друг с другом отраслями психологической науки.
Таковы: инженерная психология,изучающая главным образом деятельность оператора в автоматизированных системахуправления, решающая проблему распределения и согласования функций междучеловеком и машиной и др.; авиационная психология, исследующая психологическиезакономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполненияполетов; космическая психология, исследующая психологические особенностидеятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации,при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжениемпри чрезмерных перегрузках организма, и т.п.
Педагогическая психология имеет своим предметом изучениепсихологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследуетформирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессомусвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняетпсихологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения,взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическомколлективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологическиеособенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения впсихическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессеих обучения и т.д.
К разделам или узким областямпедагогической психологии относятся: психология обучения (психологическиеосновы дидактики, частных методик, формирования умственных действий и т.д.);психология воспитания (психологические основы методики воспитания, психологияученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовойпедагогики); психология учителя, психология учебно-воспитательной работы саномальными детьми.
Медицинская психология изучает психологические аспектыдеятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию,изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговымиструктурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ напсихическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующуюсредства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику ипсихогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психическогоздоровья людей.
Юридическая психология рассматривает психологическиевопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебнуюпсихологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовногопроцесса (психология свидетельских показаний, особенности поведенияобвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию,занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования илидеформации личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную,или исправительно-трудовую, психологию, изучающую психологию заключенного висправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методамиубеждения и принуждения и т.п.
Военная психология исследует поведение человека вусловиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников иподчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды,психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.
Психология спорта рассматривает психологическиеособенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства ихпсихологической подготовки, психологические параметры тренированности имобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные сорганизацией и проведением соревнований.
Психология торговли выясняет психологические условиявоздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса,психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологиимоды и т.п. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.
В последнеевремя началась разработка проблем психологии научного творчества (особенноститворческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, рольинтуиции в осуществлении научного открытия и т.д.).
Своеобразный раздел психологиинаучного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследованиезакономерностей творческой (эвристической) деятельности, но иразработка методов управления эвристическими процессами.
Наконец, следует назвать психологиюхудожественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетическоговосприятия — область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьмаслабо изученную.
Если за основу классификации ветвейпсихологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит рядее отраслей, в которых реализуется принцип развития.
Возрастная психология, изучающая онтогенез различныхпсихических процессов и психологических качеств личности развивающегосячеловека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологиююности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Возрастная психология исследуетвозрастные особенности психических процессов» возрастные возможности усвоениязнаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастнойпсихологии — проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимостьшироко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериевумственного развития и определением условий, при которых достигаетсяэффективное умственное развитие в процессе обучения.
Психология аномального развития, или специальная психология, разветвляетсяна патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распадпсихики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию — науку опатологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга;сурдопсихологию — психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха,вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию — психологию развития слабовидящих инезрячих.
Сравнительная психология — отрасль психологии, исследующая филогенетические формыпсихической жизни. В области сравнительной психологии осуществляетсясопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причинысуществующих сходств и различий в их поведении.
Разделом сравнительной психологииявляется зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих кразличным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы имеханизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам,муравьям, пчелам, птицам, собакам лошадям, обезьянам) в настоящее времяприсоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животныхсоставляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии ипсихологии — этологии.
Если классифицировать ветвипсихологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности иобщества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки,объединяемых понятием социальная психология.
Социальная психология изучает психические явления, которыевозникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных инеорганизованных общественных группах.
В структуру социальной психологии внастоящее время входят следующие три круга проблем.
Социально-психологические явления вбольших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации(радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воздействиясредств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерностираспространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений,общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психологиярелигии.
Социально-психологические явления втак называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемыпсихологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений вгруппах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы(ассоциация, корпорация, коллективы), соотношения формальных и неформальныхгрупп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченностигруппы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации группы имногие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числуважных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями идетьми, проблема сохранения авторитета старших и т.д.
Социально-психологические проявленияличности человека (социальная психология личности). Личность человека являетсяобъектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личностьсоответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимаетвоздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентациигрупп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которуювходит личность, и т.д.
К проблемам социальной психологииличности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, еесамооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости,коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установокличности, их динамики, перспектив личности.
Указанные три круга проблем социальнойпсихологии не могут, разумеется, быть противопоставлены или рядоположены другдругу.
Они предстают перед нами в единстве,обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которойопределяется сущность личности.
Из всего изложенного видно, что длясовременной психологии характерен процесс дифференциации, порождающийзначительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далекорасходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разныеветви психологии тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике,зоологии, медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя исохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмыпсихики.
Дифференциация психологии дополняетсявстречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых,стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию — стехникой, через педагогическую психологию — с педагогикой и т.д.), во-вторых,внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранеене связанных между собой отраслей.
Так, на основе точки зрения, согласнокоторой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместнуюдеятельность, намечается сближение социальной психологии и психологии труда.

Заключение
Знание истории психологии необходимодля понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей итенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяетпонять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну иосознать их исторический смысл. Изучение истории психологии имеет большоеобразовательно-нравственное значение.
В отличие от предмета и методовпсихологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, нопредставления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развитиянауки.
Задачей истории психологии являетсяанализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания,полученные в ходе обыденной практической деятельности, религиозныепредставления о психике, результаты ненаучных способов умственной деятельностипри этом не рассматриваются. В целом развитие психологии от науки о душе кнауке о деятельностном происхождении психики и сознания свидетельствует опрогрессе психологических знаний, если критерием прогресса считать степеньприближенности к познанию изучаемого объекта — психического.
В рамках науки о душе психология быласкована понятием души как объяснительным принципом. Отказ от него и переход кизучению сознания связаны с выделением психики в качестве объекта исследования.Психология как наука о поведении была направлена на преодоление субъективизмапсихологии сознания и вышла на пути объективного исследования.
На последнем к настоящему моментуэтапе развития психологической мысли восстанавливается единство историческиразорванных сознания и поведения (деятельности) за счет реального осуществленияобъективного подхода к психологическому познанию.

Списокиспользованной литературы:
 
1.      Аристотель. О душе. // Сочинения.В 4 т. Т. 1. – М.: Наука, 1976. – 321с.
2.      Введение в психологию / Подобщ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр«Академия», 1997. –  496с.
3.      Немов Р. С. Психология: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. —2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000. — 576 с.
4.      Общая психология/ Под ред.С.Р. Маклакова. – СПб.: Питер,2001. – 354с.
5.      Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. Психология: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. –512с.
6.      Психологический словарь./ Подобщ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. –  М.: НОРМА, 2000. – 675с.
7.      Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005. – 312 с.
8.      Штерн А.С.Введение в психологию: курс лекций. – М.: Флинта: Московский психолого –социальный институт, 2003 – 312с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Женщины – медики ––– Герои Великой Отечественной Войны
Реферат Первопроходцы науки об электричестве
Реферат Педагогические категории и понятия
Реферат История болезни многоформная экссудативная эритема с поражением слизистой полости рта, ассоциир
Реферат Самолеты ТУ
Реферат Literature Essay Research Paper Reading literature that
Реферат Упрощенная система налогообложения 2 Понятие налоговой
Реферат Этапы пути АТС
Реферат Характеристика лесоперерабатывающей промышленности Северо-Запада России
Реферат A. A. Roznov influence of the right of grand duchy lithuanian on criminal law of the moscow state
Реферат Design and installation of pipelines for heating systems usingpipes
Реферат Аргентометрические методы анализа лекарственных средств
Реферат Историческое развитие русской педагогики
Реферат Маркетинговое исследование предложения сотовых телефонов
Реферат Состояние и проблемы повышения эффективности работы ремонтного хозяйства машиностроительного предприятия