ВВЕДЕНИЕ
Семья – это малая социальная группаобщества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружескомсоюзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями идетьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе иведущими общее хозяйство. Семья является важнейшей социальной средойформирования личности и основным институтом психологической поддержки ивоспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство, но и завоссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтомуобщество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а,следовательно, – благополучной. Повышенный интерес к семье и браку обусловленрядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос обукреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшеегосударственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблемнемыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений.Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений,оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Психологическийклимат семьи не является чем – то неизменным, данным раз и навсегда. Егосоздают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет,благоприятным или неблагоприятным. А каждый отдельно взятый человек – этоличность, уникальная и неповторимая, со своим мировоззрением, которое не можетне влиять на установление удовлетворяющих обе стороны взаимоотношений. Впсихологии представляется очень важным изучение удовлетворенности браком всвязи с ролями. Например, по итогам социологического опроса, в семьях сэгалитарным распределением ролей (в которых муж помогает жене)удовлетворенность отношениями у женщин выше, чем в семьях с традиционнымиотношениями. Традиционная форма существует в тех семьях, где обязанностисупругов распределены в соответствии с их полом. Равноправная форма встречаетсяв тех семьях, где обязанности супругов разделены в соответствии с их желаниямии возможностями и оба супруга отвечают за реализацию семейных ролей. Удовлетворенных браком респондентовбольше в случае, если оба супруга несут одинаковую нагрузку в выполнениидомашних обязанностей; немногим меньше – в браках, где муж помогает жене;наименьшее число удовлетворенных браком респондентов выявлено в браках, вкоторых домашние обязанности в основном выполняет женщина. Обнаружено, что чембольше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супругиудовлетворены браком.
Таким образом, можносделать вывод, что удовлетворенность браком связана и с распределением ролеймежду супругами.
Объектисследования: психологиясемейных отношений
Предметисследования:ролеваясогласованность и удовлетворенность браком у молодых семей
Цель исследования: изучить взаимосвязьудовлетворенности браком и согласованности ролевых ожиданий и притязаний вмолодой семье.
Задачиисследования:
1) Проанализироватьлитературные источники по данной теме в процессе теоретического исследования.
2) Провестиэмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи удовлетворенностибраком и согласованности ролевых ожиданий и притязаний в молодой семье.
3) Статистическиобработать полученные результаты.
Гипотеза:чем согласованнее ролевые ожидания и притязания вмолодой семье, тем удовлетворенность браком выше
Глава1. Теоретические основания для изучения ВЗАИМОСВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И СОГЛАСОВАННОСТИРОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ
1.1 Понятие удовлетворенности браком впсихологии
В психологическомисследовании основной акцент ставится на изучении именно удовлетворенностибраком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективнуюоценку, отношение супругов к собственному браку [3, 87с.]. В Большом толковомпсихологическом словаре удовлетворенность обозначается как «состояние удовлетворения,возникающее у человека после осознания того, что он достиг желаннойцели».Вообще, стабильность семьи и удовлетворенность браком невзаимоисключающие понятия, они имеют много общего, но однозначного значения онине имеют. Высокостабильные браки не всегда характеризуются высоким уровнемудовлетворенности браком (например, для традиционных семей вполне обыченстабильный брак при полной неудовлетворенности супругов своими отношениями, а всовременной семье подобная неудовлетворенность может привести к разрыву дажепри наличии детей) [26, 56с.]. Аргайл М. утверждал, что «семейные люди,особенно те, кто счастлив в браке, ощущают более высокую степеньудовлетворенности жизнью. Имеются все основания предполагать, чтоудовлетворенность находится в причинно – следственной зависимости ссупружеством » [4, 93с.]. В связи с этой проблемой многими учеными проводилисьисследования влияния брака на удовлетворенность жизнью. Майерс Д. пишет об этомследующее: «Целая гора данных свидетельствует о том, что большинство людей,испытывающих к кому – либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те,кто этого лишен. Однако более важным является не сам факт брака, а качествобрачных отношений» [21, 103с.].
От чего же зависит этокачество? Многие отечественные и зарубежные психологи утверждают, что от любви.«Что касается чувства любви, то здесь речь идет об особом виде привязанности, –считает Годфруа, – при котором сексуальная потребность тесно связана спотребностью заботиться о другом человеке, помогать ему чувствовать себя вбезопасности». Существует множество определений любви, множество взглядов, но вкаждом из них красной нитью прослеживается нечто общее: любовь сильное чувство,которое позволяет человеку давать другому необходимое (удовлетворять егопотребности) и получать нужное для себя (удовлетворять свои потребности) [31,396с.]. Ю.Е. Алешиной установлено, что удовлетворенность браком также зависит иот стажа семейной жизни: кривая этой зависимости имеет U-образную форму. В начале, в течение первых двух десятилетийсуществования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигаясвоего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет,а затем возрастает, но уже более резко [1, 32с.].
В исследовании, проведенномпод руководством Н.Г. Юркевич, была обнаружена зависимость междуудовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой. В выборе женщин,оценивающих свои браки как счастливые, 44% считают, что работа их вполнеустраивает, и только 14% — что их «работа не устраивает совершенно» или«скорее не устраивает, чем устраивает». Наблюдения Г. Навайтиса показали, что умужчин существуют достаточно сложные взаимосвязи между успехами на работе исемейными отношениями: нестабильность последних появляется как при ихпрофессиональных (и, соответственно, финансовых) неудачах, так и при резкомулучшении финансового состояния. Удовлетворенность браком связана также сосроком предбрачного ухаживания. Существуют проблемные брачные союзы,сформировавшиеся как при кратковременном знакомстве, так и при длительном(около пяти лет) [24]. Результаты исследования выглядели следующим образом:если длительность знакомства супругов до брака не превышало 1 месяца,показатель устойчивости брачных отношений впоследствии равнялся 4%, от 1 месяцадо 6 месяцев – 14%, до 1 года – 22%, от 1 года до 3 лет – 42% и свыше 3 лет –18%. Существует определенная зависимость между удовлетворенностью браком иразделением домашнего труда. В случаях, когда домашние обязанности целиком илиполностью выполняет женщина, только 59% браков респонденты оценивают каксчастливые или удовлетворенные, в случаях, когда муж помогает жене, этотпоказатель достигает 88%, а когда оба супруга несут одинаковую нагрузку – 94%[33]. Интересно, что молодые мужья тем больше довольны своей супружескойжизнью, чем неуступчивее они сами, чем чаще им удается сохранить неизменнымсвое первое слово. А вот для жен не имеет столь большого значения отстаиваниясвоих слов. Удовлетворенность жены семейной жизнью зависит скорее от того,говорит ли она с мужем на одном языке или на разных языках. Стало быть, еслидля мужчин важнее отношение на Вы, то для женщин существеннее чувство семейногоМы [18, 184с.]. Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. различают осознанную и плохоосознаваемую («тлеющую») неудовлетворенность. В случае осознаннойнеудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, чтосемейные отношения его не удовлетворяют. Показательным при этом являетсяуказания на глобальный характер неудовлетворенности – на то, что семейная жизньне соответствует даже самым минимальным требованиям. Иначе проявляется «тлеющаянеудовлетворенность». Супругом выражается относительная удовлетворенностьсемейной жизнью: «Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди». Особеннонаглядно «тлеющая неудовлетворенность» проявляется через эмоциональные взрывы[32, 113с.].
Также обнаружена связьмежду удовлетворенностью браком и мотивами вступления в брак: в счастливыхбраках основным мотивом замужества у 75% женщин и женитьбы у 63% мужчин былалюбовь, у 14% и 18% мужчин – симпатия. Одним из мотивов вступления в бракотмечалось также стремление избавиться от одиночества [22].
Дети – это далеко неединственный фактор, который выдвигается в качестве причины изменений вотношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25 – 50 летявляется временем наиболее активного социального и профессиональногофункционирования индивида, что само по себе, как указывается многими авторами,может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношениюк супругу и к своим семейным обязанностям, а, следовательно, и к снижениюудовлетворенности браком. Человеку трудно одинаково активно проявлять себяодновременно в различных сферах, его предпочтение в сфере жизненных ценностейизменяется.
С возрастом (можнопредположить, что это время лишь случайно совпадает с тем периодом, когда детипокидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся болеезначимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинаетбольше ориентироваться на своего супруга, а, следовательно, и увеличиваетсяудовлетворенность браком. Так, по некоторым данным, люди после 60 лет частосчитают свой брак настолько же удовлетворяющим их, как и в первые годы послеего заключения [2, 101с.]. В настоящее время общество испытывает сложности всвязи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественноновых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малыхгрупп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь,эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутреннейконфликтности семьи, а также к росту разводов и снижению уровня рождаемости[20, 136с.]. В связи с этим актуальность исследования факторов, влияющих накачество брака, для всесторонней диагностики и коррекции семейных отношений приоказании психологической помощи семье резко возрастает. Анализ литературыпоказывает, что можно выделить общие черты, свойственные семьям в изменяющемсяобществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, ростразводов. Вместе с тем в большинстве работ, посвященных семье, онарассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь сокружающими институтами, организациями и даже группами. С.И. Голод указывает навзаимосвязь удовлетворенности браком и мерой сексуальной удовлетворенностисупругов: среди супругов, отмечавших безразличие или неудовлетворенностьсексуальными отношениями, лишь 8,2% были максимально удовлетворены браком [8].
Важное влияние наэмоциональные отношения в браке оказывают культура общения и досуга, совместноепринятие решений супругами, совместно – бытовое самообслуживание семьи,создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит отравноправности ее членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяетбрак и семейная жизнь в целом. Чувство вины разрушает брак [31, 437с.]. Постояннаяжизнь с другим человеком неизбежно приводит к накоплению разногласий, вспышкамраздражения и конфликтам. Все пары сталкиваются с неприятностями в процессебрака: всем бывает порой больно, иногда люди разочаровываются и не понимаютдруг друга. Любовь остывает, угасает или исчезает, о ней забывают, в еевозрождение уже не верят. Без любви исчезает счастье семейной жизни, чувствоудовлетворенности браком. Таким образом, можно отметить, что наудовлетворенность и качество брака оказывают влияние большое количествофакторов: период добрачного ухаживания, потребности супругов, сексуальнаяудовлетворенность, но самое главное – любовь. Однако иногда супругам кажется,что они знают друг друга наизусть, а на самом деле главного – внутреннего миратого, кто рядом – они просто не воспринимают.
В общем, можноутверждать, что устойчивость брака и удовлетворенность семейной жизнью зависятот того, как супруги относятся друг к другу, как поддерживается и сохраняетсячувство собственного достоинства на достаточно высоком уровне.
1.2 Готовность квыполнению семейных ролей в браке
Современная семьяявляется объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многиепроблемы лежат на стыке социально – психологического и социологическогоаспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейныероли. Понятие семейной роли в отечественной науке опирается напредставления отечественных авторов о социальной роли. Социальная рольпонимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения,объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных илимежличностных отношениях» [17]. Само понятие семейной роли как конкретизациясоциальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. являетсясоциологическим. Роль – это «социальная функция личности,соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от ихстатуса, или позиции в обществе, всистемемежличностныхотношений». Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, чтоправила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются впроцессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностнымиотношениями и общением членов семьи [25, 113с.].
Приведем классификациюосновных ролей в семье:
1. Роль ответственногочеловека за материальное обеспечение семьи
2. Хозяин – хозяйка
3. Роль ответственногочеловека по уходу за младенцем
4. Роль воспитателя
5. Роль сексуального партнера
6. Роль организатораразвлечений
7. Организатор семейнойсубкультуры
8. Роль ответственногочеловека за поддержание родственных связей
9. Роль «психотерапевта».
По мнению Т.А. Гурко,важный фактор стабильности молодых семей – согласованность мнений супругов опроведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен напреимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются сраздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на«закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопросам полностью расходятся.Т.А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности вовзглядах на характер распределения хозяйственно – бытовых обязанностей на типглавенства в семье [10, 13с.].
Как считает И.В. Гребенников,существует три типа распределения семейных ролей:
ü централистический, когда во главестоит один из супругов, которому принадлежит верховная власть в решенииосновных вопросов семейной жизни;
ü автономный, когда муж и женараспределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
ü демократический, когда управлениесемьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере [9].
Другая типология семьипредложена П. Хербстом. Он выделяет четыре ведущих типа семьи:
1. Автономныйобразец семьи. В такой семье у мужа и жены разное отношение к жизни и различныеценностные ориентации. Различие характеров не играет в такой семье необычнойроли;
2. Семья, в которойгосподствующую роль играет муж;
3. Семья, гдерешающую роль играет жена. Однако роль мужа в этом случае все же больше, чемроль жены во втором типе семьи;
4. «Синкретическаясемья». Здесь роли распределены равномерно [29].
От мужчины традиционнотребуется, в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым напостоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им какнечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагаетсяответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельностьдопускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, вкакой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролеймужчины и женщины часто называется поло-ролевой дифференциацией [31, 285с.].
В нормальноадаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть:а) «узаконены» членами семейного союза, б) одобряемы, поддерживаемы идополняемы (если муж – «домашний мудрец», то кто – либо из других членов семьи– «восторженный почитатель») [14, 314с.]. В современной семье отец все большевыступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающуюдолю заботы о них. Между тем, меняется и роль матери в семье – на общении сдетьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения,благодаря которой женщина нередко стремиться доминировать и над мужем, и наддетьми. Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка –первенца. Появление первого ребенка можно назвать фактором, который ведет ксерьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо приводит к изменениюстиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, кнеобходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери. С рождениемребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки супругов,связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами,повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей исоблюдения определенного порядка [16]. А.Я. Варга отмечает еще одну особенностьфункционирования семьи в этот период – уменьшение свободного времени, вособенности проводимого супругами совместно. Если раньше муж и жена, какправило, проводили досуг вместе, то теперь это часто приходится делать водиночку, так как один из супругов должен оставаться с ребенком, особенно еслинет родителей или родственников, способных на время их подменить. Кроме того,ухудшается качество межличностного общения в семье, на него отводится меньшевремени, оно осложняется различными обязанностями, связанными с детьми [7,113с.]. Занимая роль, нужно знать ожидаемые нормативы и санкции за ихнарушение. Все роли можно разделить на 2 группы:
1. Конвенциональные роли– возникшие по договорённости. Это роль, которая определяется правом, моралью,традицией для любого носителя данной роли. Пример – роль матери, отца, мужа,ребёнка и пр. Деятельность человека в этих ролях определяется и защищаетсязаконом. Такие роли поддерживаются также моралью, правом, традицией и религией.В конвенциональную роль входят самые общие требования вне зависимости отособенностей, склонностей и способностей носителя роли. Она является безличной,стандартизованной (независимо от того, кто и как её исполняет). Они существуютстолько, сколько семья.
2. Межличностные роли илисемейные роли. Они являются очень специфическими, свойственны конкретной семье.Они зависят от личных особенностей, склонностей и способностей конкретногочеловека, гораздо более подвижны, не определяются устоями и предназначены длятого, чтобы адекватно и эффективно выполнялись основные функции семьи [19,68с.].
Рождение ребенкасопровождается не только изменением структуры социальных потребностей супругов,но и переориентацией профессиональных потребностей. Как отмечает И.Ф.Дементьева, потребность профессиональной деятельности у работающей женщиныоттесняется на второй план, уступая место реализуемой потребности вматеринстве. Определенные качественные изменения наблюдаются с рождениемребенка и в структуре профессиональных потребностей отца. Прежде всего, этоотносится к потребностям профессионально-статусного характера: актуализируетсяпотребность в повышении рабочей квалификации как фактора увеличения заработнойплаты. Рождение ребенка может служить также косвенной причиной измененияпрофессиональных планов молодого отца [11, 98с.].
В семье сложившаяся рольили вся система ролей должна удовлетворять определённым требованиям, посколькуона предназначена для выживания системы. Вот некоторые из них:
1. Роль или совокупностьролей в семье должна создавать достаточно целостную систему. В случаевозникновения противоречивых ролей, возникают серьёзные трудности в выполнениироли. Или, когда член семьи не справляется с двумя ролями, каждая из которыхвходит с другой в противоречие. Жена и мать и отец. Противоречия внутри однойроли или двух ролей приводит не только к семейным кризисам, вплоть до распадасемьи.
2. Совокупность ролей,которую выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение егоосновных потребностей в семье. Это потребность в уважении, признании исимпатии. Муж – это не только обязанности, ещё и права. Выполняя обязанности,он вправе ожидать и удовлетворения потребностей. Если это нарушается, нарушениепотребностей обусловливает нарушение функций, что превращает семью вдисфункциональную.
3. Роли, которые человекисполняет в семье, должны соответствовать его способностям и возможностям.Любая семейная роль предполагает, что её носитель обладает соответствующимиспособностями и возможностями. Если требование непосильно, то неминуемосостояние непосильного напряжения. Присваивание человеку несвойственных ролейможет приводить к серьёзным как семейным, так и личным нарушениям. Семейныенарушения могут состоять в возникновении коалиции [14, 354с.].
Итак, семейные роли –устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов.Ролевая структура семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какойпоследовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом. Кромеактуального поведения, в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения,чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются илиприписываются тому или иному члену семьи. Таким образом, в представленияхсемейных мужчин и женщин наблюдается некоторая тенденция к совместномувыполнению ролей. Однако по – прежнему доминирует общая установка на то, чтосемейные обязанности, включая воспитание детей, – удел женщин, мужчины в своембольшинстве чувствуют себя ответственными только за одну роль – материальногообеспечения.
1.3 Психологическиеособенности молодой семьи
Молодой считается семья,начиная с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Стать парой всовременном, быстро меняющемся мире совсем непросто. Несмотря на то, что многиерешают отложить заключение брака, по-видимому, существует некий оптимальныйвозраст для этого. Глик и Нортон (Glick & Norton, 1977) отмечают, чтоженщины, вышедшие замуж до достижения 20-летнего возраста, разводятся в 2 разачаще, чем заключившие брак в 20-29-летнем возрасте. Если же вступить в бракпосле 30 лет, то шансы развестись увеличиваются в 1,5 раза по сравнению спредыдущей возрастной группой [6, 219с.]. Термин «молодая семья» понимаетсярасширенно – он включает в себя «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и«молодые браки» от 5 до 9 лет. Многие исследователи выделяют в качественачального периода развития семьи первые год – два совместной жизни. Назначимость именно этого отрезка жизненного цикла семьи указывает уже тот факт,что, по разным источникам, за это время распадается от одной пятой до однойтрети всех семей. Возможно, для более глубокого понимания проблем молодой семьиследует рассматривать отношения в ней до и после рождения первенца, так как споявлением ребенка семья переходит на новую стадию, независимо от сроков еесуществования [27, 375с.]. О.А. Добрынина, изучавшая семьи рабочих, утверждает,что самые напряженные периоды существования семьи отмечаются у супругов изгруппы «совсем молодых браков» (0 – 4) и «пожилых браков» (свыше 20 лет стажа).В молодых семьях формируется модель будущих семейных отношений – осуществляютсяраспределение власти и обязанностей, образование духовных связей междусупругами, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы их обоих, ивырабатываются общие семейные ценности [12, 107с.]. Многие браки с самогоначала приходят в расстройство из-за самой их цели. Если, например, молодыелюди вступают в брак главным образом для того, чтобы спастись от свой семьи,то, как только они поженились, может оказаться, что исчезла сама причина ихбрака. Они, правда, спаслись, но попали в брачные отношения, не имеющие другойцели, и если этот брак должен продолжаться, для него надо найти иную основу.Иллюзия того, чем должен быть брак, часто далека от того, на что он, в самомделе, похож. Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекспотребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании,общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальныхпредставлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизньдвух, а затем и нескольких человек, во всей ее сложности и многообразии; онавключает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и,конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждойсемье [5]. В наше время, когда развод так легок, можно вступать в брак соговорками, рассматривая его как пробную связь. Но поскольку это соглашение,молодые люди обнаруживают, что реагируют друг на друга по-новому. Иногда оничувствуют себя попавшими в западню и начинают разыгрывать возмущение, ссорясьмежду собой по поводу авторитета; или же они полагают, что свободны быть «самисобой» и ведут себя неожиданным образом по отношению к супругам [15]. Многиемолодые семьи не сохраняются дольше, чем длится “медовый период”, и с егоокончанием заканчивается история жизни такой семьи. Другие семьи, преодолевпервое серьезное испытание, переходят на качественно новый уровеньвзаимоотношений между супругами. Третьи останавливаются на некоторомкомпромиссном варианте — сохраняют брак, но при этом остаются и неизжитыепроблемы, связанные с крушением идеального образа возлюбленного. Такие семьинесут в себе зародыш несчастливой жизни и большую вероятность полного крушениябрака в будущем (вне зависимости от того, состоится ли формальный развод).
Однако на жизненном путикаждую семью, в том числе и ту, в которой супруги любят друг друга, поджидают идругие испытания [13, 142с.].
Первая важнейшая задачасемьи заключается в том, чтобы супруги функционировали в рамках семейнойсистемы. Супругам следует установить новые отношения с расширенными семьями; ихроли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены.Способность пары к близким и независимым отношениям зачастую определяется тем,насколько каждому из супругов удалось стать самостоятельной личностью вродительской семье. Тех же, кому не удалось обрести автономию в рамкахродительской семьи, отличает эмоциональная холодность или же они склонныформировать парные отношения, доминирующие над их личными интересами (Meyer, 1980). Прежде чем объединиться исоздать пару, каждый человек должен стать самостоятельным «Я» [20, 194с.].
На первом этапе вырабатываются стереотипы взаимодействий,формирующие структуру супружеского холона. По договоренности должны бытьпроведены границы, определяющие взаимоотношения нового целого с исходнымисемьями, друзьями, миром работы, соседями и другими значимыми контекстами. Парадолжна выработать новые стереотипы соотнесения себя с другими. Она должнаподдерживать важные контакты и в то же время создать холон с достаточно четкимиграницами, допускающими развитие интимных взаимоотношений внутри пары. В рамкахсупружеского холона два человека, имеющие разный стиль жизни и разныеустремления, вынуждены как-то примирить их, создать собственные способыпереработки информации, взаимоотношений и проявления своих чувств [23, 260с.].
Этап молодой семьи (разделение ролей, связанных сотцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новыхусловий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам,к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточнойвозможности побыть в одиночестве и т.д.) [25]. Молодое супружество продолжаетсяменее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкаютдруг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственнойквартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира,которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство.Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные суходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги толькоприобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенногоположения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое времянаходится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в томчисле психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживаютродители [18, 289с.].
Очень часто всамый ранний период молодожены избегают противоречий и критики, потому чтохотят сохранить доброжелательную атмосферу в семье и не ранить чувства другого.По прошествии некоторого времени эти скрытые противоречия растут, и супругиобнаруживают, что все время находятся на грани ссоры и почему-то легко и сильнораздражаются, реагируя друг на друга. Супруги, только что заключившие брак, оказываются передмножеством проблем. Им необходимо установить оптимальный для себя балансблизости/отдаленности, решить проблему семейной иерархии и сферответственности. Вообще, в этот период им необходимо очень многое обсудить иустановить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей допривычек). Могут возникнуть и сексуальные проблемы — как следствие неопытности,разницы в воспитании, уровне желаний и т.д. [30, 152с.] Данный период жизненного цикла семьиначинается с момента вступления супругов в брак (официального илинеофициального) и продолжается до рождения первого ребёнка. Этот периодопределяется в литературе как время взаимной адаптации супругов, распределенияправ и обязанностей внутри семьи, становления системы конвенциональных имежличностных ролей, период формирования индивидуальных стереотипов общения всемье, решение проблем, связанных с ведением общего хозяйства и т.п. Какправило, особенно острыми для молодых супругов являются жилищные и финансовыепроблемы, которые еще более осложняются с появлением первого ребенка. Практикапоказывает, что от их решения во многом зависит дальнейшее благополучие молодойсемьи [28, 46с.].
Итак, начало семейнойжизни – особенно приятный, по общему представлению, этап развития семьи. Но напротяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов,устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженамии их генетическими семьями и т.д. Понятно, что эти задачи не всегда решаютсягладко. Наиболее важный общий момент, характеризующий молодые семьи, – этоположительное отношение молодых супругов друг к другу. Многие из нихинтересуются чувствами друг друга, понимают, что есть перспективасовершенствовать свои отношения.
ВЫВОДЫ
Люди, создающие семью,стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживанииобщих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не толькореализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущихсупругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких человек, во всей еесложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры,заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей,разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье. В связи с этой проблемоймногими учеными проводились исследования влияния брака на удовлетворенностьжизнью. Целая гора данных свидетельствует о том, что большинство людей,испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, ктоэтого лишен. Однако более важным является не сам факт брака, а качество брачныхотношений. В настоящее время общество испытывает сложности в связи сизменением социальных ориентаций. Например, меняется роль матери в семье – наобщении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женскогоповедения, благодаря которой женщина нередко стремиться доминировать и надмужем, и над детьми. Определенные качественные изменения наблюдаются срождением ребенка и в структуре профессиональных потребностей отца.
В связи с этимактуальность исследования факторов, влияющих на качество брака, длявсесторонней диагностики и коррекции семейных отношений при оказаниипсихологической помощи семье резко возрастает. Анализ литературы показывает,что можно выделить общие черты, свойственные семьям в изменяющемся обществе:падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов. Вместес тем в большинстве работ, посвященных семье, она рассматривается какотносительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами,организациями и даже группами. Как отечественные, так и зарубежныеисследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения всемье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязис межличностными отношениями и общением членов семьи.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕИССЛЕЛОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ И СОГЛАСОВАННОСТИ РОЛЕВЫХОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ
2.1 Описание методикисследования
Проблемы семьи всегдабыли в центре внимания социальных психологов. В последние годы как отмечаютмногие советские социологи и демографы, в развитии института семьи в нашейстране наблюдается ряд негативных явлений – растет число одиноких,увеличивается число разводов. Всё это требует более глубокого пониманияпроцессов, происходящих в современной семье, с целью использования этих знанийкак для оптимизации межличностных отношений семьи при оказании консультативнойпомощи, так и при подготовке молодёжи к браку. Поэтому изучение сегодня этойпроблемы становится особенно актуальной и для практики влияния семейных ролейна удовлетворённость браком. Для социально – психологического анализа ролей всовременной семье первостепенное значениеимеет вывод отечественных и зарубежных исследователей о неопределенности норм,регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения.Такая ситуация ставит перед семьями рядсоциально – психологических проблем. Каждому партнеру в семье приходится «выбирать» какой – либо образец ролевоговзаимодействия из множества существующих. Роли в семье – традиционная тема для семейногоконсультирования, но часто консультация ограничивается выбором новой роли,более подходящей к данной ситуации в семье. Основные выводы отечественных психологов основываются нарезультатах исследования становления ролевой структуры семьи. В качествеинтегральной характеристики ролевых отношений в семье была выбрана поло –ролевая дифференциация. Под ней понимается разделение обязанностей и функциймежду супругами в связи с их полом. Для исследования взаимосвязиудовлетворенности браком и согласованности ролевых ожиданий и притязаний вмолодой семье, использовались следующие методики: тест – опросникудовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) и опросник«Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова). Назначение тестопросника удовлетворенности браком – экспресс – диагностика степениудовлетворенности – неудовлетворенности браком у каждого из супругов, а такжесовпадения или рассогласования полученных оценок. Авторами данной методикиявляются В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко (1984). В основе опросникалежит представление об удовлетворенности браком как о достаточно стойкомэмоциональном явлении, заключающем в себя, прежде всего, чувство, обобщеннуюэмоцию, генерализованное переживание, нежели рациональную оценку успешностибрака по тем или иным параметрам. Эти чувства могут проявляться какнепосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и вразнообразных мнениях, оценках, сравнениях. Предлагаемый опросник может бытьиспользован везде, где необходима экспресс – диагностика удовлетворенностибраком: при проведении научного исследования в области психологии семьи, припсихопрофилактических обследованиях, при работе с разводящимися в загсах исудах, а также в сфере семейного консультирования и психотерапии. Опросникудовлетворенности браком можно с успехом применять для диагностики кризисногосостояния супружеской подсистемы на любом этапе жизненного цикла семьи. Даннаяметодика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, нои дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей егосложности.
Описание методики:
Текст методики состоит из24 утверждений (первоначальный вариант содержал 29 утверждений), которые могутбыть сведены к шести следующим типам:
1. Сравнение своегобрака с другими браками.
2. Предположение обоценке собственного брака со стороны.
3. Констатация техили иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом.
4. Собственнаяоценка супруга по ряду параметров.
5. Установка наизменение характера супруга.
6. Мнение,позитивное или негативное, относительно брака вообще.
Каждому утверждениюсоответствуют три варианта ответа: а – верно; б – трудно сказать; в – неверно(или их семантические аналоги). Утверждения содержат как положительные, так иотрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и внегативной форме.
Заполнение опросниказанимает не более 10 минут. Вопросы не касаются излишне интимных фактов иподробностей.
Обработка иинтерпретация результатов:
Если выбранный испытуемымвариант ответа (а или в) совпадает с приведенным в ключе, то начисляется 2балла; если ответ промежуточный (б) – 1 балл; не совпадающий с «ключом» – 0баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазонтестового балла – от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенностибраком.
Вся ось суммарных балловтеста разбивается на 7 категорий, образуя следующую шкалу оценоквзаимоотношений:
0 – 16 баллов – абсолютнонеблагополучные отношения,
17 – 22 баллов –неблагополучные отношения,
23 – 26 баллов – скореенеблагополучные отношения,
27 – 28 баллов –переходные отношения,
29 – 32 баллов – скорееблагополучные отношения,
33 – 38 баллов –благополучные отношения,
39 – 48 баллов –абсолютно благополучные отношения.
Источник: Тест – опросник удовлетворенностибраком, ОУБ// Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001.– Т.2. С. 173 – 179
Цельопросника «Ролевые ожидания и притязания в браке»:
1.Уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальныхотношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей,профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытовогообслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательностипартнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалусемейных ценностей (ШСЦ).
2.Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем иженой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий ипритязаний (ШРОП). Таким образом, результаты данной методики позволяют выявитьиерархии семейных ценностей супругов, а так же сделать вывод о социально-психологическойсовместимости супругов в семье.
Описаниеметодики
Методика«Ролевые ожидания и притязания в браке» содержит по 36 утверждений в каждомварианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагаетсясамостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, ивыразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие вариантыответов: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Этоневерно».
Обработкаполученных результатов
Послевыполнения задания ответы супругов заносятся в таблицу № 1 «Консультационноеисследование семейных ценностей» (Приложение 3).
Текстметодики делится на 7 шкал семейных ценностей. Баллы по каждой шкале семейныхценностей суммируются отдельно. По первым двум шкалам эти результаты будутитоговыми и переносятся в последний столбец таблицы. Итоговые баллы остальныхпяти шкал вычисляются как полусумма баллов по подшакалам «ожидания» и«притязания». Ролевые ожидания — это установка мужа и жены на активноевыполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания —личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли. Ответыоцениваются следующим образом:
• ответ «Полностью согласен»оценивается в 3 балла.
• ответ «В общем, это верно» — 2 балла.
• ответ «Это не совсем так» — 1 балл.
• ответ «Это неверно» — 0 баллов.
Такимобразом, минимальный суммарный балл по шкале составляет 0 баллов, максимальныйитоговый балл по шкале — 9 баллов.
Низкиеоценки по шкале — 0 — 3 балла;
Средниеоценки по шкале — 4 — 6 балла;
Высокиеоценки по шкале — 7 — 9 баллов.
Обработкаи анализ результатов предполагает три этапа:
1. Анализиндивидуальных показателей шкалы семейных ценностей. ролевых ожиданий ипритязаний мужа (жены). Проводится на основании подсчета баллов в таблице«Консультационное исследование семейных ценностей». В результате подсчета мыимеем данные:
—характеризующие представление мужа (жены) об иерархии семейных ценностей. Чембольше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга (и)данная среда жизнедеятельности семьи.
— данные,отражающие ориентацию жены (мужа) на активное ролевое поведение брачногопартнера (ролевые ожидания) и на собственную активную роль в семье пореализации семейных функций (ролевые притязания).
2. Сравнительныйанализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены.Для этого результаты мужа и жены заносятся в таблицу № 2, с помощью которойопределяется степень согласованности семейных ценностей супругов (Приложение4). Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью баллов,которые показывают шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностейжены. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов онаиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов не будетвызывать проблемных взаимоотношений, а более 3 баллов свидетельствует о достаточновысокой степени конфликтности супругов.
3. Определениестепени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностноговзаимодействия в семье (3 – 7 ШСЦ).
Дляэтого необходимо составить таблицу № 3, в которой ролевая адекватность мужабудет равна разности баллов оценок ролевых притязаний жены и ролевых ожиданиймужа; соответственно, ролевая адекватность жены будет равна разности баллов,характеризующих ролевые притязания мужа и ролевые ожидания жены (Приложение 5).Чем меньше разность, тем больше ролевая адекватность супруга (и), и,следовательно, ориентации жены (мужа) на личное выполнение определенной функциисоответствуют установкам мужа (жены) на активную роль брачного партнера всемье. Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены,необходимо акцентировать внимание на тех семейных ценностях, которыехарактеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование являетсяодной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре. Рассогласованиеожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором,дестабилизирующим межличностные отношения в семье.
2.2Описание результатов исследования
Исследованиепроводилось с марта по апрель 2009 года в городе Минске. В нем принималиучастие молодые пары в возрасте от 18 до 31 года. Стаж супружеской жизни непревышал 5 лет. Всего в исследовании принимали участие 36 респондентов (18женщин и 18 мужчин).
По итогам тест–опросника«Удовлетворенность браком» были сделаны следующие результаты:
1) Не выявленыреспонденты, набравшие от 0 до 16 баллов (абсолютно неблагополучные отношения).
2) 5,6% женщин изопрошенных жен и 5,6% мужчин из опрошенных мужей набрали от 17 до 22 баллов(неблагополучные отношения).
3) 5,6% женщин изопрошенных жен и 5,6% мужчин из опрошенных мужей набрали от 23 до 26 баллов(скорее неблагополучные отношения).
4) Не выявленыреспонденты, набравшие от 27 до 28 баллов (переходный тип взаимоотношений).
5) 5,6% женщин и16,7% мужчин посчитали свои отношения скорее благополучные, тем самым набрав от29 до 32 баллов.
6) Посчитали свойбрак благополучным 44,4% женщин и 33,3% мужчин, набрав от 33 до 38 баллов.
7) 38,9% женщин и38,9% мужчин набрали от 39 до 48 баллов, выразив этим свои абсолютноблагополучные отношения с супругом.
Примечание: из всех18-ти опрошенных пар (100%) наличие ребенка выявлено только у 3-х пар (16,7%).
Основные различия вбаллах, набранных супругами, представлены в таблице №4.
Таблица№ 4. Уровеньудовлетворенности испытуемыми браком№ супружеской пары Удовлетворенность браком (в баллах) Среднее арифметическое (в баллах) Муж Жена 213 41 33 37 100 25 17 21 508 34 37 35,5 905 30 31 30,5 403 34 36 35 017 32 41 36,5 416 22 24 23 815 43 33 38 706 41 38 39,5 140 44 41 42,5 115 36 42 39 029 35 40 37,5 011 33 40 36,5 121 29 37 33 073 37 35 36 195 44 42 43 151 43 42 42,5 309 41 36 38,5
В дополнение был проведенопросник «Ролевые ожидания и притязания в браке». После выполнения диагностикибыли обработаны 5 шкал семейных ценностей (хозяйственно – бытовая, родительско– воспитательская, социальная активность, эмоционально – психотерапевтическая,внешняя привлекательность) и было выявлено, насколько супруги адекватны вожидании и притязании своих ролей. Результаты изложены в таблице № 5 «Ролеваяадекватность супружеской пары».
Таблица № 5. Ролевая адекватность супружеской пары№ супружеской пары РАМ РАЖ Хозяйственно – бытовая Родительско – воспитательская Социальная активность Эмоционально – терапевтическая Внешняя привлекательност Хозяйственно – бытовая Родительско – воспитательская Социальная активность Эмоционально – терапевтическая Внешняя привлекательност 213 1 1 2 1 1 2 3 1 1 3 100 2 1 2 4 1 4 5 508 5 2 4 3 2 4 4 1 905 2 4 1 7 1 4 4 5 403 2 4 1 3 4 5 2 1 1 017 3 1 4 2 1 4 1 1 2 416 3 1 5 1 1 5 1 4 2 815 1 1 3 1 1 2 3 4 1 706 2 1 1 2 1 1 3 1 140 2 3 3 1 1 1 2 3 1 115 1 5 3 1 1 1 029 4 3 2 1 1 2 1 2 2 2 011 4 3 3 1 1 1 4 1 1 121 1 4 1 1 3 073 3 4 2 3 3 1 195 3 2 1 1 1 1 4 4 151 1 1 4 1 5 3 309 2 2 5 2 2 2 1 1 2 7
Для выявления корреляциипри математической обработке данных исследования использовался критерий Пирсонав программе SPSS Statistics 17.0. Результаты исследованияизложены в таблице № 6 (Приложение 8).
В итоге исследованиягипотеза не подтвердилась, однако были выявлены две слабые корреляционныесвязи, так как p
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы семьи всегдабыли в центре внимания социальных психологов. В последние годы, как отмечаютмногие советские социологи и демографы, в развитии института семьи в нашейстране наблюдается ряд негативных явлений: растёт число одиноких, увеличиваетсячисло разводов и так далее. Всё это требует более глубокого пониманияпроцессов, происходящих в современной семье, с целью использования этих знанийкак для оптимизации межличностных отношений семьи при оказании консультативнойпомощи, так и при подготовке молодёжи к браку. Проведенный анализ литературныхисточников показывает, что еще недостаточно разработаны вопросы, имеющиенепосредственное отношение к качеству брака, как, впрочем, недостаточноразработано и само понятие качества брака. Проводимые в этом направленииисследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака:стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи вобществе и так далее. Что касается данного исследования, то гипотеза на даннойвыборке не подтвердилась, так как отсутствует уровень значимости междуудовлетворенностью браком молодых супругов и согласованностью семейных ролей.Во – первых, это объясняется недостаточным количеством испытуемых в выборке.Также особую роль играют стереотипы поведения и деятельности, передаваемые изпоколения в поколение. Несмотря на то, что гипотеза не подтвердилась, врезультате исследования были выявлены две слабые корреляционные связи. Перваясвязь выявлена между хозяйственно – бытовой и интимно – сексуальной согласованностью.Связь прямая, что говорит о том, что с увеличением признака одной переменнойувеличивается признак другой. Другими словами можно сказать, что когда усупругов увеличивается хозяйственно – бытовая согласованность, увеличивается иинтимно – сексуальная, или наоборот, когда увеличивается интимно – сексуальная,то будет увеличиваться и хозяйственно – бытовая. Вторая связь обнаружена междуэмоционально – психотерапевтической согласованностью и интимно – сексуальной. Вотличие от первой, эта связь обратная, то есть с увеличением признака однойпеременной уменьшается признак другой и, наоборот, с уменьшением признака однойпеременной увеличивается признак другой. Другими словами можно сказать, чтокогда у супругов увеличивается эмоционально – психотерапевтическаясогласованность, то тогда уменьшается интимно – сексуальная и соответственнонаоборот. Также по результатам исследования можно отметить, что большинствосемейных пар считают свой брак благополучным или абсолютно благополучным и нехотят в нем ничего менять. Психологи считают семейную психологию иисследования в этой области наиболее сложными, но, надо заметить, что это инаиболее интересная область психологии, наиболее жизненная область.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХИСТОЧНИКОВ
1. АлешинаЮ.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах сразличным стажем семейной жизни / Ю.Е. Алешина – М., 1985 – 250 стр.
2. АлешинаЮ.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина – М., 1994 – 175 стр.
3. Андреева Т.В.Семейная психология /Т.В. Андреева –СПб.: Речь, 2004 – 244 стр.
4. Аргайл М.Психология счастья / М.Аргайл – М.: 1990, 205 стр.
5. Артамонова Е.И.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И.Артамонова – М.: Издательский центр «Академия», 2002
6. Браун Д. Теория ипрактика семейной психотерапии / Д. Браун – СПб.: Серия «Золотой фондпсихотерапии», 2001 – 352стр.
7. Варга А.Я.Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга – СПб.,2001
8. Голод С.И.Будущая семья: какова она? / С.И. Голод – М.: Изд-во «Знание»,1990
9. Гребенников И.Ф.Основы семейной жизни / И.Ф. Гребенников – М.: Просвещение, 1991
10. Гурко Т.А.Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности /Т.А. Гурко – М., 1983 – 20стр.
11. Дементьева И.Ф.Первые годы брака / И.Ф. Дементьева – М., 1991 – 201стр.
12. Добрынина О.А.Проблема формирования благоприятного социально – психологического климата семьи/ О.А. Добрынина – М., 1993 – 228 стр.
13. Ильин В.А. Археологиядетства: психологические механизмы семейной жизни / В.А. Ильин – М.:Независимая фирма «Класс», 2002 – 208 стр.
14. Ковалев С.В.Психология современной семьи / С.В. Ковалев – М., 1988 – 465стр.
15. Коннер Р.Введение в семейную психотерапию / Р. Коннер – Новосибирск, 1999
16. Крайг Г.Психология развития / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2002
17. Краткий словарьпо социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина – М., 1989
18. Кроник А.А., Вглавных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений / А.А. Кроник –М., 1989 – 356 стр.
19. Круглов Б.С.Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейнойжизни / Б.С. Круглов – М.: Вопросы психологии, 1986 – 158стр.
20. Кузьмин Е.С.Основы социальной психологии. / Е.С. Кузьмин – М., 1963 – 240 стр.
21. Майерс Д.Социальная психология / Д. Майерс – СПб.: 1990, 542 стр.
22. Мацковский М.С.Социология семьи / М.С. Мацковский – М.: Наука, 1989
23. Минухин С.Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман – М.: Независимая фирма «Класс»,1988 – 304 стр.
24. Навайтис Г. Тайнысемейного (не) счастья / Г. Навайтис – М., 1998 –1999
25. Сизанов А.Н.Подготовка подростков к семейной жизни / А.Н. Сизанов – Минск, 1989
26. Сысенко В.А.Молодежь вступает в брак / В.А. Сысенко – М.: 1986
27. СысенкоВ.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия / В.А. Сысенко – М., 1981 – 210 стр.
28. ФилипповаЮ.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Ю.В. Филиппова – Ярославль:Институт «Открытое Общество», 2003 – 103 стр.
29. Харчев А.Г. Браки семья в СССР / А.Г. Харчев – М.: Мысль, 1979
30. Черников А.В.Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики – изд. 3-е, испр.И доп. / А.В. Черников – М.: Независимая фирма «Класс», 2001 – 208 стр.
31. Шнейдер Л.Б.Семейная психология: Учебное пособие. 2-е изд. / Л.Б. Шнейдер – М.:Академический Проект, 2006 – 768стр.
32. Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис – СПб., 1999 – 652 стр.
33. ЮркевичН. Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. / Н. Г. Юркевич – Минск. Изд-во Белорусского государственногоуниверситета им. Ленина.,1970 – 207стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Тест – опросник«Удовлетворенность браком»
Инструкция: «Внимательно читайте каждоеутверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесьизбегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» ит.д. Выполняйте работу по возможности быстро».
Текст опросника
1) Когда люди живуттак близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряютвзаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно; б) не уверен; в)неверно.
2) Ваши супружескиеотношения приносят Вам:
а) скорее беспокойство истрадание;
б) затрудняюсь ответить;
в) скорее радость иудовлетворение.
3) Родственники идрузья оценивают Ваш брак:
а) как удавшийся; б)нечто среднее; в) как неудавшийся.
4) Если бы Вымогли, то:
а) Вы бы многое изменилив характере Вашего супруга (Вашей супруги);
б) трудно сказать;
в) Вы бы не стали ничегоменять.
5) Одна из проблемсовременного брака в том, что все “приедается”, в том числе и сексуальныеотношения:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
6) Когда Высравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вамкажется:
а) что Вы несчастнеедругих;
б) трудно сказать;
в) что Вы счастливеедругих.
7) Жизнь без семьи,без близкого человека – слишком дорогая цена за
полную самостоятельность:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
8) Вы считаете, чтобез Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
а) да, считаю; б) трудносказать; в) нет, не считаю.
9) Большинство людейв какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
10) Только множестворазличных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
а) верно; б) не могусказать; в) неверно.
11) Если бы вернулосьвремя, когда Вы вступали в брак, то моим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, только нетеперешний супруг (супруга);
б) трудно сказать;
в) возможно, что именнотеперешний супруг (супруга).
12) Вы гордитесь, чтотакой человек, как Ваш супруг (супруга), рядом с Вами:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
13) К сожалению,недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:
а) верно; б) затрудняюсьсказать; в) неверно.
14) Основные помехидля счастливой супружеской жизни кроются:
а) скорее всего вхарактере Вашего супруга (супруги);
б) трудно сказать;
в) скорее, в Вас самих.
15) Чувства, скоторыми Вы вступали в брак:
а) усилились; б) трудносказать; в) ослабли.
16) Брак притупляеттворческие возможности человека:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
17) Можно сказать,что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируютего недостатки:
а) согласен; б) трудносказать; в) нет, не согласен.
18) К сожалению, вВашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
19) Вам кажется, чтоВаш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
20) Жизнь в семье,как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
21) Ваши семейныеотношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
22) Не правы те, ктосчитает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать науважение:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
23) Как правило,общество Вашего супруга(и) доставляет Вам удовольствие:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
24) По правдесказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно; б) трудносказать; в) неверно.
Примечание: в вариантеопросника для супругов, подавших заявление о разводе, утверждения № 3, 10, 12,18, 23 формулируются в прошедшем времени.
Приложение 2
Опросник «Ролевыеожидания и притязания в браке»
Инструкция:«Перед Вами рядутверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой.Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия илинесогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или инуюстепень согласия или несогласия с утверждением, а именно: «Полностью согласен»,«В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Подбирая вариантответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Вашеличное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответырегистрируйте в специальном бланке».
Текстопросника
(женскийвариант)
1. Настроение и самочувствие человеказависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
2. Счастье в бракезависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальныеотношения — главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке —чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Муж — это друг,который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Муж — это, преждевсего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главнаязабота мужа — обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.
8. Муж должензаниматься домашним хозяйством наравне с женой.
9. Муж должен уметьобслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.
10. Муж должензаниматься детьми не меньше, чем жена.
11. Я хотела бы,чтобы мой муж любил детей.
12. О мужчине я сужупо тому, хороший или плохой он отец своим детям.
13. Мне нравятсяэнергичные, деловые мужчины.
14. Я очень ценюмужчин, серьезно увлеченным своим делом.
15. Для меня оченьважно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.
16. Муж должен уметьсоздавать в семье теплую, доверительную атмосферу.
17. Для меня главное— чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.
18. Муж — это,прежде всего, друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям,настроению, состоянию.
19. Мне нравится,когда мой муж красиво и модно одет.
20. Мне нравятсявидные, рослые мужчины.
21. Мужчина долженвыглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.
22. Самая главная заботаженщины, чтобы все в семье были обихожены.
23. Я всегда знаю,что нужно купить для моей семьи.
24. Я собираюполезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи,фрукты.
25. Главную роль ввоспитании ребенка всегда играет мать.
26. Я не боюсьтрудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
27. Я люблю детей ис удовольствием занимаюсь с ними.
28. Я стремлюсьдобиться своего места в жизни.
29. Я хочу статьхорошим специалистом своего дела.
30. Я горжусь, когдамне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзьячасто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
32. Окружающие частодоверяют мне свои беды.
33. Я всегдаискренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
34. Мое настроениево многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я люблю красивуюодежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.
36. Я придаю большоезначение своему внешнему виду.
Текстопросника
(мужскойвариант)
1. Настроение и самочувствиечеловека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
2. Счастье в бракезависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальныеотношения — главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке —чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Жена — это друг,который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Жена — это,прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главнаязабота жены – чтобы в семье были накормлены и ухожены.
8. Женщина многоетеряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
9. Женщина можетгордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.
10. Я хотел бы,чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.
11. Женщина, котораятяготится материнством, неполноценная женщина.
12. Для меня главноев женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.
13. Мне нравятсяделовые и энергичные женщины.
14. Я очень ценюженщин, всерьез увлеченных своим делом.
15. Для меня оченьважно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.
16. Жена должна,прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу.
17. Для меня главное— чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.
18. Жена — этопрежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям,настроению, состоянию.
19. Мне нравится,когда моя жена красиво и модно одета.
20. Я очень ценюженщин, умеющих красиво одеваться.
21. Женщина должнавыглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.
22. Я всегда знаю,что надо купить для нашего дома.
23. Я люблюзаниматься домашними делами.
24. Я могу сделатьремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.
25. Дети любятиграть со мной, охотно общаются, идут на руки.
26. Я очень люблюдетей и умею с ними заниматься.
27. Я принимал быактивное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решилирасстаться.
28. Я стремлюсьдобиться своего места в жизни.
29. Я хочу статьхорошим специалистом своего дела.
30. Я горжусь, когдамне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзьячасто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
32. Окружающие частодоверяют мне свои беды.
33. Я всегдаискренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
34. Мое настроениево многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я стараюсьносить ту одежду, которая мне идет.
36. Я придирчивоотношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.
Бланкдля регистрации ответов
Дата_________________________________________________________
Ф.И.О._______________________________________________________
Пол__________________Возраст_________________________________
Образование__________________________________________________
Стажсупружеской жизни_______________________________________
Количествои возраст детей_____________________________________№ Полностью согласен В общем, это верно Это не совсем так Это неверно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Приложение 3
Таблица№ 1. Консультационное исследование семейных ценностейШкала семейных ценностей № утверждения Балл № утверждения Балл Общий показатель (в баллах) Интимно-сексуальная 1 2 3 = Личностная идентификация с супругом 4 5 6 = Хозяйственно-бытовая ожидания притязания 7 22 8 23 9 24 = =
Родительско-
воспитательная 10 25 11 26 12 27 = = Социальная активность 13 28 14 29 15 30 = =
Эмоционально-
психотерапевтическая 16 31 17 32 18 33 = =
Внешняя
привлекательность 19 34 20 35 21 36 = =
Приложение 4
Таблица№ 2. Согласованность семейныхценностей супруговСемейные ценности Интимно-сексуальная Личностная идентификация Хозяйственно-бытовая Родительско-воспитательская Социальная активность Эмоционально-психотерапевтическая Внешняя привлекательность ШСЦм
ШСЦж
ССЦ
Примечание:ШСЦм и ШСЦж — показатели по шкалам семейных ценностей мужа и женысоответственно, ССЦ — согласованность семейных ценностей супругов.
Приложение 5
Таблица№ 3. Ролевая адекватность супружеской пары семейные ценности Ролевые установки РАм Ролевые установки РАж Пж Ом Пж-Ом Пм Ож Пм-Ож Хозяйственно-бытовая
Родительско-воспитательская
Социальная активность
Эмоционально-психотерапевтическая
Внешняя привлекательность
∑РАм
∑РАж
Примечание:РАм — ролевая адекватность мужа, РАж — ролевая адекватность жены; Пм и Пж —оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно; Ом и Ож — оценки ролевыхожиданий мужа и жены соответственно. Удовлетворенность браком Интимно — сексуальная согласованность Личная идентификация с супругом Хозяйственно — бытовая согласованность Родительско — воспитательская согласованность Социальная активность супругов Эмоционально — терапевтическая согласованность Внешняя привлекательность супругов Удовлетворенность браком Корреляция Пирсона 1 -,006 ,451 -,053 ,086 ,207 ,069 ,106 Знч.(2-сторон) ,980 ,060 ,836 ,735 ,410 ,786 ,675 N 18 18 18 18 18 18 18 18 Интимно — сексуальная согласованность Корреляция Пирсона -,006 1 -,317
,479* ,068 -,023
-,491* ,163 Знч.(2-сторон) ,980 ,201 ,044 ,789 ,927 ,038 ,519 N 18 18 18 18 18 18 18 18 Личная идентификация с супругом Корреляция Пирсона ,451 -,317 1 ,034 ,082 -,006 ,361 ,051 Знч.(2-сторон) ,060 ,201 ,894 ,745 ,980 ,141 ,839 N 18 18 18 18 18 18 18 18 Хозяйственно — бытовая согласованность Корреляция Пирсона -,053
,479* ,034 1 ,226 -,410 ,049 -,227 Знч.(2-сторон) ,836 ,044 ,894 ,368 ,091 ,848 ,366 N 18 18 18 18 18 18 18 18 Родительско — воспитательская согласованность Корреляция Пирсона ,086 ,068 ,082 ,226 1 -,043 -,192 ,162 Знч.(2-сторон) ,735 ,789 ,745 ,368 ,864 ,445 ,522 N 18 18 18 18 18 18 18 18 Социальная активность супругов Корреляция Пирсона ,207 -,023 -,006 -,410 -,043 1 -,264 ,077 Знч.(2-сторон) ,410 ,927 ,980 ,091 ,864 ,289 ,762 N 18 18 18 18 18 18 18 18 Эмоционально — терапевтическая согласованность Корреляция Пирсона ,069
-,491* ,361 ,049 -,192 -,264 1 -,110 Знч.(2-сторон) ,786 ,038 ,141 ,848 ,445 ,289 ,664 N 18 18 18 18 18 18 18 18 Внешняя привлекательность супругов Корреляция Пирсона ,106 ,163 ,051 -,227 ,162 ,077 -,110 1 Знч.(2-сторон) ,675 ,519 ,839 ,366 ,522 ,762 ,664 N 18 18 18 18 18 18 18 18 *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).