/>/>/>
Тема: «Исследование социально – психологических характеристик личностис помощью компьютерных технологий»
Оглавление:
Глава 1. Социально – психологические характеристикиличности 6
1.1.Личность, индивид,индивидуальность 6
1.2. Самосознание личности, «Я- концепция» 7
1.3.Какого человека можноназывать личностью? 10
1.4.Личность и социальные роли. 12
Глава 2. Использованиекомпьютерных технологий для исследования личности. 14
2.1 Назначение и развитиевычислительной техники 14
2.2. Технология созданиякомпьютерных тестов. 17
2.3. Психологическиекомпьютерные тесты. 22
Глава 3. Практическая часть. 26
Самосознание. 26
Основные характеристикичеловека в юношеском возрасте. 27
Введение
Всовременном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся начеловека настолько велик, что людям волей не волей приходится прибегать к помощиразнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, непользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером,электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать добесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей,что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом миреон не смог бы.
Мыживем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мыявляемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции вомногих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Темавнедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу сталаособенно актуальна в наши дни.
Основнымпотребителем этих услуг является молодежь — более 60% от числа российскихпользователей Интернета. Информационные технологии открывают новые возможностидля ее развития и самосовершенствования. Компьютерные игры и Интернет формируютновое сознание, стирая различия между менталитетом молодого поколения разныхконтинентов, стран и национальностей, которое формирует собственное виртуальноемировое сообщество.
Информационныетехнологии являются мощнейшим двигателем прогресса. Ученые установили, чтоактивное привлечение молодежи к их освоению способствует развитию творческихспособностей, улучшению скорости реакции, быстрой ориентации в нестандартнойситуации.
Внастоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностейчеловеческой личности настолько велик, что практически все общественные наукиобращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре ифилософии, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, игенетика.
Проявлениетакого всеобщего интереса к проблеме личности кажется важным потому, что решитьее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношениек делу. Совместимость таких усилий предполагает комплексный подход кисследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определенииобласти поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.
Внастоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности:биологический, социологический, индивидуально-психологический,социально-психологический и др.
Развитиечеловеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения ивоспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессовнельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретаянужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов,законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения ивоспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внеслии такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов,Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.
Сразвитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер”быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а нетолько специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно бытьмаксимально эффективным.
Цельисследования: выявить необходимость и продуктивность использования компьютерныхтехнологий в психодиагностике личности студентов.
Задачиисследования:
1) проанализировать литературу по данной теме;
2) подбор методик исследования;
3) проведение диагностики;
4) обработка и анализ полученных результатов;
/>/>/>/>/>/>Глава 1. Социально –психологические характеристики личности />/>/>/>/>1.1.Личность,индивид, индивидуальность
Вопросо том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью — один изцентральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии — практически для всех отраслей гуманитарного знания.
Впсихологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность, — писал С.Л. Рубинштейн, — образует «основу, изнутри определяющую трактовкупсихики человека в целом. Все психические процессы составляют психическоесодержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад вбогатство ее внутренней жизни». С другой стороны, — подчеркивал он, — и все «психические процессы … протекают в личности, и каждый из них в своем реальномпротекании зависят от нее».[9]
Понятие«личности» соотносится с такими понятиями как «индивид», «человек»,«индивидуальность». Из этих понятий «человек» — самое широкое и общее, всеостальные включаются в него.
Понятие«индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивидпредставляет собой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивидявляется носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены входе развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность,устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.[4]
Личность- свободная индивидуальность, проявляющая способности действовать сознательно,целостно в рамках общественной необходимости, не противопоставляя себя обществу.Развитие личности рассматривается как результат процесса овладения (присвоения)человеком общественно-исторического опыта.
Отличительнымипсихологическими признаками личности являются: сформированность психологическихсвойств и качеств; сознание, то есть способность человека осознанно отражатьокружающий мир, происходящие в нем события; самосознание — способностьосознавать самого себя; саморегулирование, то есть управление своим поведениеми деятельностью. Одним из признаков личности выступает активность,проявляющаяся в конкретной деятельности, общении и поведении. Эта деятельностьможет иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в нейвысоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдающейсяличности. Но деятельность может носить и антиобщественный характер (хищения,коррупция и др.) Тогда такого человека называют ущербной, асоциальнойличностью.
Важнымотличительным признаком личности является индивидуальность, то естьнеповторимое сочетание психологических особенностей, определяющих социальныйоблик, стиль жизни и деятельности человека, которые отличают его от другихлюдей. Иначе говоря, личность имеет свою «Я — концепцию», неповторимый образмышления, деятельности и поведения.[8]/>/>/>/>/>1.2.Самосознание личности, «Я — концепция»
Длясамого человека, субъективно, личность — это «Я». Мы думаем, размышляем о себе,даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей,мотивов, своих качеств называется самосознанием.
Самосознаниеличности формируется очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущенияхмладенца, которые возникают, когда он направляет действие на самого себя. ЕщеИ.М. Сеченов выделял возникающие в результате этого «цельное самоощущение» какпервичную форму самосознания.
Самосознаниеразвивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и нафотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее2,5 – 3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящихвокруг него и с ними событий. Начинает осознавать себя как субъект собственныхдействий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразитьсебя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризистрех лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли виграх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игрероли. В 6 – 7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании –ребенок начинает смотреть на себя со стороны, представлять, как он выглядит вглазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот периодносит название «кризис непосредственности».
Существенныйсдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах.Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы«Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу лиЯ уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не случайноподростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности,личности как периода открытия «Я» для самого себя.
Думая осебе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким — то образомотносится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и частосодержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнениечеловека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в егоожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создаютоснову устойчивого личностного образования — «Я – концепции».
«Я –концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя.Она существует, но и на неосознанном уровне, отражая неосознанные,представления только в переживании установки человека по отношению к себе.
В «Я — концепции» обычно выделяют три основных компонента – когнитивный,эмоционально-оценочный и поведенческий.
1.Когнитивный компонент «Я – концепции» — «образ Я» — характеризует содержаниепредставлений человека о себе. Содержание «Я – концепции» характеризуют двесоставляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида сдругими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнениюс другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.
2.Второй компонент — эмоционально-ценностное отношение к себе – отражаетотношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности,деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственногодостоинства, самооценке и уровне притязаний.
3.Третий компонент «Я – концепции» — поведенческий. Он определяет возможностьсаморегуляции. Способность человека принимать самостоятельные решения,управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.
«Я — концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, егодеятельности, отношение к нему других людей. Чем ближе отношения, чем большеони обусловлены эмоциональными связями, тем большее влияние они оказывают наличность.
Первоначальноона складывается под влиянием представлений о ребенке, отношений к нему любящихего людей, прежде всего родителей. Как правило, родители любят ребенка ни закакие – то особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он – это он. Вдальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия,успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я –концепция» сама приобретает активную роль в развитии человека, влияя на всестороны жизни человека, и тем самым на его собственное развитие.
Такимобразом, в процессе жизни человека «Я — концепция» изменяется, обогащается, номожет и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможностисаморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я — концепция» являетсявсе же относительно устойчивой. Устойчивость «Я – концепции» обеспечиваетвнутреннюю согласованность личности, ее цельность, последовательность ееповедения, преемственность во времени. Для человека очень важно иметьустойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именноэто позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое местосреди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важны для него иоперативно изменять отношение к себе, представлений о себе. Поэтому «Я –концепция» одновременно и достаточно устойчивое, динамично изменяющеесяобразование. [4]/>/>/>/>/>1.3.Какогочеловека можно называть личностью?
Л.И.Божович отвечала на этот вопрос так: «человек, являющийся личностью, обладаеттаким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своимповедением и деятельностью…Личность, достигшая полного развития,характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственныхморальных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым инезависимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикойличности является особая форма ее активность, связанная с наличиемиерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровняразвития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям,но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями.Иными словами, для личности становится характерной активная, а не «реактивная»1форма поведения».[2]
Такимобразом, человек, достигший определенного уровня личности, обладаетопределенной иерархией мотивов, т. е. способен подчинять низшие мотивы высшим,преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действоватьопосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя всоответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями инамерениями.
Чертычеловека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента,характера интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социальнозначимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может статьсоциально значимой, если человек становится художником, и может остатьсянейтральной, если он рисует для себя, для своего удовлетворения и никому своихкартин не показывает.
Человеккак личность является носителем исторически выработанных и общественно,социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности,черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качестволичности, потому, что она всегда направлена на других людей, а значит, и наобщество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются,целенаправленно формируются.
Многиеученые (А.П. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек являетсяличностью настолько, насколько он способен отдать себя другим людям, оставить вних свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколькочеловек значим как личность, во многом зависит от особенностей егодеятельности, реализуемых в ней ценностей из тех, кто ее осуществляет./>/>/>/>/>1.4.Личностьи социальные роли.
Слово«личность» в западных — английском, французском, немецком — языкахпервоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер,исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от которогообразовано слово «личность», — «личина». По словарю В. Даля, значение слова«личина» — «накладная рожа, харя, маска… Ложный, притворный вид, лукавоепритворство»[3]
Этопослужило основанием для представлений о том, что «личность» — маска, которуючеловек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого окружения(семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинныечерты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло воснову теории личности как носителя социальных ролей.
Согласноэтой теории человек может в семье играть роль сына, в школе — ученика, вкомпании друзей — вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания состороны других, определяя, как должен вести себя носитель («исполнитель») тойили иной роли, она формирует его действия.[4]
Рольюназывается ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются социальные(безличные) и межличностные роли. Вместе с тем, взаимодействуя друг с другом вучении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например, учителя,банкира, следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любаясоциальная роль не означает абсолютно одинаковой для всех поведенческихстереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможностьпроявлять в ней свою индивидуальность. Вследствие этого социальные (безличныеролевые) отношения становятся межличностными, или, как их назвал В.Н. Мясищев,психологическими.
Результатвоздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не толькоот особенностей последних, но всегда и от того, какие отношения уже успела«нажить» эта личность, какие потребности, интересы, склонности у нее за этимиотношениями стоят, а также как имеющимися у этих людей характеристиками ониотвечают на эти потребности, интересы, склонности личности. Именно этотпараметр определяет знак и величину субъективно значимости другого человека илиобщности для личности, результат их влияния на нее.
Приобретаяв своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокийуровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те илииные общности, членом которых она до этого была, и осуществлять поиск общностейили создавать такие из них, которые своими характеристиками отвечали бы еевозросшим запросам.
Необходимозаметить, что в результате воздействия личности не всегда происходитпродвижение личности по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности,интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытываеттяготение к тем людям (общностям), о которых можно сказать, что они с этойличностью «одного поля ягоды».
Таким образом, отношениямличности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, активнонешаблонный характер познавательных, эмоциональных поведенческих ответов наних. [11]