Оглавление
Введение
Глава I. Исследование проблемыпроявления агрессии детей и подростков
1.1 Понятие термина агрессия, видыагрессии
1.2 Влияние семьи на развитие детскойагрессии
1.3 Детская агрессия
1.4Девиантное поведение детей и подростков
1.5Специфика агрессии в подростковом возрасте
1.6Половые различия в проявленииагрессивности подростков
1.7Профилактика и коррекцияагрессивного поведения
Глава II. Эмпирическоеисследование проявления агрессии детей и подростков
2.1 Программаэмпирического исследования проявления агрессии детей и подростков
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Дестабилизация экономики,спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старойсистемы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом,- всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на егосоциальном самочувствии.
Социальные кризисныепроцессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют напсихологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность,жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело нашеобщество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительномуувеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков,преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствуето росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных идемографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам.Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантнымповедением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания,нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилосьдемонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайнихформах стали проявляться жестокость, и агрессивность Резко возросла преступностьсреди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подросткиучаствуют в военизированных формированиях политических организацийэкстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией исутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжкихпреступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактовагрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальнойструктуры общества, интенсивных процессов расслоениянаселения по имущественному признаку, по отношению к различным формамсобственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые имежличностные конфликты.
Рост агрессивныхтенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашегообщества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность,особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числапреступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Профессиональныйинтерес психологов к различным видам и уровням изменений личностинесовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок иустойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количестворабот, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уженакоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.
Запоследние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований поизучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности иправонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., АлемаскинаМ.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., ДубровинойИ.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н.,Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М.,Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И.и др.
Однакоанализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не вполной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения. Впрофилактике девиантного поведения имеется ряд неотложных задач, требующихсвоего решения.
Отклоняющееся поведениедетей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует,во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязьнеблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социальногоразвития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарногоподхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, анапротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, каквозрастная, социальная, педагогическая, медицинская.
Агрессивностьформируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском иподростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен дляпрофилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Цельнастоящей работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в детскоми подростковом возрасте.
Длярешения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
· Дать определение понятия «агрессия»
· Изучить влияние семьи на развитие детской агрессии
· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии уподростков
· Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние напоявление агрессивного поведения
· Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
Глава I.Исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков
1.1 Понятие термина агрессия, виды агрессии
Под агрессиейобычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинитьущерб другому человеку, группе людей или животному.
Еслиговорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более краткими должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Э.Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не толькочеловеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Несмотря наразличия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причиненияущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.
Агрессия— осознанные действия, которыепричиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей илиживотному.
Агрессияможет быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих различные основания:физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — косвенная,доброкачественная — злокачественная.
Важнымвариантом дихотомического представления агрессии является выделение агрессиивраждебной и инструментальной.
Овраждебной агрессии говорят в том случае, когда главной целью субъекта являетсяпричинение вреда, страданий жертве.
Инструментальнаяагрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей,преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия вданном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей,реализации различных желаний и потребностей личности.
«Помнению А. Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так ивраждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типаможно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда истраданий жертве, имеющее место при враждебной агрессии, все равно реализуетопределенную цель и желание индивида (например, получение собственногоудовлетворения от того, что другому стало плохо, посредством причинения вредаили боли другому), то есть является инструментом достижения своих желаний ипотребностей». [12.С. 306]
Пытаясьпреодолеть возникшие терминологические проблемы, Зильман заменил понятия«враждебная» и «инструментальная» агрессия на понятия агрессия «обусловленнаяраздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленнаяраздражителем, описывает действия, которые предпринимаются для устранениянеприятной ситуации или ослабления ее травмирующего влияния (например, сильныйголод). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которыепредпринимаются с целью достижения различных внешних выгод.
Додж иКойи в связи срассматриваемым феноменом ввели понятия «реактивная» и «проактивная» агрессия.
Реактивнаяагрессия связана с осуществлением агрессивных действий в ответ на реальную илиожидаемую угрозу.
Проактивнаяагрессия (аналог инструментальной) описывает поведение, направленное надостижение определенного позитивного результата.
В серииэмпирических исследований было обнаружено, что проявляющие реактивную агрессиюмальчики — учащиеся начальных классов — склонны преувеличивать агрессивностьсвоих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивнымидействиями. Дети, которые проявляли проактивную агрессию, не допускали такихошибок в интерпретации поведения своих сверстников.
Полученныерезультаты недвусмысленно показывают, что выделенные типы агрессиидействительно сущностно различны. С другой стороны, найденные термины вряд лиявляются более удачными, чем ранее рассмотренные понятия враждебной иинструментальной агрессии. Действительно, защитные агрессивные действия(реактивная агрессия, по Додж и Койи), направленные, например, на сохранениесвоего дома, или спокойствия и благополучия своих близких, или защиту своей честии достоинства, разве не являются одновременно и действиями, направленными надостижение определенного позитивного результата (проактивная агрессия). Несвободна от терминологических недостатков и вышеописанная классификацияЗильмана агрессии, обусловленной раздражителем, и агрессии, обусловленнойпобуждением.
В связис этим очевидно, что на сегодняшний день нет веских оснований для отказа отиспользования традиционной дихотомии агрессии враждебная — инструментальная.
1.2 Влияниесемьи на развитие детской агрессии
Существуетогромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость междунегативными взаимоотношениями в системе «родители—ребенок», эмоциональнойдепривацией в семье и детской агрессией. Установлено, например, что если уребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, еслитенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки воценках родителей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки,то вероятность делинквентного, противоправного поведения существенновозрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность
«В одномиз исследований в лабораторных условиях наблюдали, как общаются со своимимамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Фиксировалисьразличные параметры, в частности измерялось время, через которое мать беретребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки. Другойаспект наблюдения состоял в регистрации случаев агрессивного поведения ребенка,направленного на других людей (удары, укусы, стремление отобрать какой-либопредмет). Было установлено, что дети, к которым матери не спешили подходить,вели себя более агрессивно, чем дети, чьи матери быстро реагировали на их плачили стремление ребенка к контакту». [12. С.307]
Согласнотеории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущениябезопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка —надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребеноксклонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склоненк конструктивному общению, неагрессивен. Ненадежно привязанный или тревожащийсяпо поводу своей привязанности ребенок отличается несговорчивостью,сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для такихдетей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения.
Насегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостьюнаказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость.
Этазависимость, как, оказалось, распространяется и на случаи, когда наказаниеявляется реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то естьиспользуется в качестве воспитательной меры, направленной на снижениеагрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка.
В одномэксперименте изучалось агрессивное поведение детей-третьеклассников в связи сособенностями стратегий родительского наказания. Особенности и строгостьнаказаний измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычнореагируют на агрессивное поведение своего ребенка.
Кпервому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назватьнельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменениеповедения. Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесноепорицание, выговоры, брань. К третьему уровню наказаний (строгие наказания)относили физическое воздействие, шлепки, подзатыльники.
Врезультате исследования было обнаружено, что те дети, которые подвергались состороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и,соответственно, характеризовались одноклассниками как агрессивные.
«В одномиз исследований (Фельсон, Руссо, 1988) было показано также, что вмешательствородителей при агрессии между братьями-сестрами может на самом деле оказыватьобратное действие и стимулировать развитие агрессии. Результаты этогоисследования в наглядной графической форме представлены на рисунке. (Рис. №1)
/>
ВербальнаяФизическая
Формаагрессии
Рис. №1 Уровень агрессии между братьями исестрами в зависимости от вмешательства родителей в ссоры детей
Нейтральнаяпозиция родителей, как следует из этого исследования, оказываетсяпредпочтительной. Самой неэффективной стратегией оказывается вмешательствородителей в форме наказания старших сибсов, так как в этом случае уровень каквербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями-сестрамиоказывается наиболее высоким. Сходные результаты были получены и в другихисследованиях». [12.С.308]
Обобщениерезультатов подобных исследований приводит специалистов к формулированиюпредложения относиться к агрессии между сибсами особым образом — игнорироватьее, не реагировать на агрессивное взаимодействие братьев-сестер. Однако такойвывод представляется все-таки слишком радикальным. Иногда не реагировать наагрессию во взаимодействии братьев-сестер родителям просто невозможно, а подчаси прямо вредно и небезопасно.
В рядеситуаций (например, когда агрессивное взаимодействие между сибсами уже неявляется редким исключительным случаем) нейтральная позиция родителей можеттолько способствовать дальнейшей эскалации агрессии. Более того, такая позицияможет создавать благоприятные условия для социального научения агрессии, закрепленияее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже долгосрочныенегативные последствия.
Висследовании, о котором мы говорили выше, изучались лишь две альтернативыреагирования родителей на агрессию между братьями-сестрами:
1)нейтральная позиция, то есть игнорирование фактов агрессии, и
2)наказание детей (в одном варианте — старших, в другом — младших).
Очевидно,при такой суженной альтернативе нейтральная позиция действительно оказываетсяотносительно (и только относительно) лучшей. Однако возможны и другиеальтернативные способы родительского реагирования на агрессию между сибсами,которые не были здесь предметом изучения. Одним из таких способов реагированияявляется обсуждение возникшей проблемы, осуществление переговорного процесса,научение на конкретном примере возникшего конфликта конструктивным, неагрессивнымспособам его разрешения. Ведь, как экспериментально доказано в другихисследованиях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных в первую очередьименно слабым знанием конструктивных (альтернативных агрессивным) способовразрешения конфликтов.
1.3Детская агрессия
Впсихологии ведутся отчаянные споры по поводу канонической психоаналитическойпозиции об изначальной, базовой агрессивности человека. Мы здесь не будемсколько-нибудь подробно останавливаться на этом вопросе. Однако отметим, чтовряд ли можно согласиться, особенно применительно к вопросам детскойпсихологии, с представлениями, будто агрессивность является сущностнымпроявлением индивидуальности человека и играет свою конструктивную роль вразворачивании его жизненного пути, обеспечивая личностную активность. Мыполагаем, что источники жизненной активности человека, и особенно ребенка,можно увидеть в чем-то ином, нежели агрессивность.
Еще труднеепринять уж вовсе радикальную позицию, в соответствии с которой эмпатическоевзаимодействие (в том числе и на детском уровне) рассматривается как предельноепреобразование агрессивного импульса, а диалог — как исключительноконструктивное проявление агрессивности.
Посуществу, это утверждение является крайним проявлением инстинктивистскогоредукционизма, когда проявление любых личностных качеств и потребностей —способность и стремление к проявлению сочувствия, сопереживания, стремление квзаимодействию, взаимопониманию — сводится лишь к «особому» проявлениюагрессивности. Это положение находится в остром противоречии не только сконцепциями личности, принятыми в оппозиционной психоанализу гуманистическойпсихологии, но также расходится и с представлениями, распространенными в самомпсихоанализе (концепция личности и понятие социального интереса А. Адлера,теория зрелой личности и концепция любви Э. Фромма и др.).
«Даже уноворожденных детей наблюдаются реакции ярости. По мнению некоторыхспециалистов, эти реакции ярости есть наиболее примитивные формы проявлениявраждебности и агрессии у человека. При этом многие специалисты придерживаютсямнения, что пусковым механизмом ярости и агрессии является переживание ребенкомчрезмерной боли или дистресса. Такая позиция в целом согласуется сфрустрационной теорией агрессии. Естественно, в первые месяцы жизни младенец, укоторого возникает реакция ярости, не имеет осознанного желания навредитькому-либо. Поэтому говорить об агрессивном поведении ребенка в этом возрастеможно только условно, если исходить из наиболее общепринятого определенияагрессии как намеренного причинения вреда или намеренной попытки причинениявреда. Однако к концу первого года жизни, наблюдая реакции ярости у детей,можно заметить, что ребенок испытывает чувство враждебности и оно нередкосопровождается уже целенаправленным желанием причинить вред». [10.С.112]
В этомже возрасте у детей проявляются попытки управлять своим чувством враждебности.Это обнаруживается, в частности, в фактах замещения объекта агрессии: например,перенос агрессивных действий с близких, любящих и значимых родителей на другихлиц.
Г.Паренс описывает случай, когда девочка (1 год 2 месяца), рассердившись на своюмаму, явно намеревалась швырнуть в нее деревянным кубиком. Однако в последниймомент она чуть развернулась, и кубик полетел в сидевшую рядом женщину.Совершив это, она самодовольно улыбнулась.
Этот иподобные ему случаи замещения объекта агрессии обычно объясняются специалистамис позиций теории смещенной агрессии Миллера. В основе этой теории лежитпредставление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивногоимпульса на человека, атаковать которого менее опасно (хотя он и не являетсяистинным источником возникновения агрессивного побуждения). Такой подход вполнесправедлив, однако в случаях детской агрессивности в диаде «ребенок—мать(отец)» замещение объекта агрессии не обязательно может быть вызвано страхом,боязнью ответной агрессии. Другим мотивом сдерживания и переноса агрессии ребенкана иной объект может являться чувство любви и привязанности к матери, ипоэтому, несмотря на гнев, в поведении проявляется нежелание причинить ей вред.
Враждебноечувство против людей, к которым ребенок испытывает привязанность, особенно еслиэто родители, вызывает внутренний конфликт. В таких ситуациях маленькие детимогут выбирать в качестве альтернативы наказания самих себя, то есть опять жепроисходит замещение объекта агрессии. Однако трансформация в данном случаесостоит в том, что внешняя агрессия заменяется аутоагрессией. Внешнимипроявлениями аутоагрессивного поведения является склонность ребенка в ситуацияхнапряжения бить, царапать, кусать самого себя или причинять вред самому себекаким-либо иным образом. Аутоагрессивное поведение, безусловно, является деструктивным.Необходимо обращать на него внимание и предпринимать меры для того, чтобы этоповедение не стало привычным. Аутоагрессия, превратившись в устойчивуюличностную особенность, в более старшем возрасте совсем не обязательно будетпроявляться в прямых актах причинения самому себе именно физического вреда.Однако от этого она не становится менее деструктивной и вредной. Скорее даженаоборот.
1.4 Девиантное поведение детей и подростков
Проблема отклонения вповедении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если быне было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребностьобщества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частныхметодиках просто отпала бы.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодовразвития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формированиехарактера и других основ личности.
«Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детствак самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие видысоциальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма –делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободитьсяиз-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко этостремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообщестаршего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефектыв воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношенииявляются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов». [8.С.5]
Девиантное поведениенесовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, какрезультат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных,организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка,подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающихразличные отклонения, играют социально-психологические,психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которыхнеобходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.
«Таким образом, именно впрофилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значениеприобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природаотклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические мерыпо предупреждению асоциальных проявлений». [3.С.20]
Девиантное поведениеявляется сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, чтоотклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то впоследние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И делоне только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий удевушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у нихбольшую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. Приэтом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» иинициаторами нарушений поведения у мальчиков.
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов,обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:
·Индивидуальный фактор, действующий науровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которыезатрудняют социальную адаптацию индивида;
·Психолого-педагогический фактор,проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
·Социально-психологический фактор,раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательномколлективе;
·Личностный фактор, который, преждевсего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемойсреде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическимвоздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностныхориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
·Социальный фактор, определяющийсясоциальными и социально-экономическими условиями существования общества.
«Выявление негативныхвлияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, апредставляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разнымнегативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитиеобусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды(социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видовнаправленного воздействия на формирование личности), собственной практическойдеятельности человека». [1.С.10]
Можно заметить, что ввозрасте 12-13 лет поведение напрямую связано с ситуационными факторами,безнадзорностью и некритичностью в отношении поведения микросоциума. [6.С.9]
Истоки учебных неуспехови аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности,различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Этавзаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качествеобъяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведенииобусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, апредставляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.[7.С.141]
Приобретает особую актуальность исследование девиантногоповедения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижениемвозрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожностиуходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте.
«Нижняя возрастнаяграница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубокоиндивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов (исследованиембыло охвачено 384 ребёнка дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) вповедении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них:отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты«мирным» путём, стремление дезорганизовать коллективную игру,познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугуболичные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурногоповедения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость,упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения».[11.С.141]
У 35% обследованныхподростков, отличающихся девиантным поведением отмечена повышеннаяагрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим,наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из нихзарегистрированы случаи садистских действий.
«Средиформ агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимовыделить следующие:
·Физическая агрессия (нападение) –использование физической силы против другого лица.
·Косвенная агрессия – действия, какокольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и нина кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками постолу, хлопанье дверьми и др.).
·Вербальная агрессия – выражениенегативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержаниесловесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
·Склонность к раздражению – готовностьк проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
·Негативизм – оппозиционная манераповедения, обычно направленная против авторитета или руководства. Можетнарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихсязаконов и обычаев». [4.С.12-13]
Изформ враждебных реакций отмечаются:
·Обида – зависть и ненависть кокружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительныеили мнимые страдания.
·Подозрительность – недоверие иосторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающиенамерены причинить вред.
1.5 Специфика агрессии вподростковом возрасте
Психическиенарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые онидостигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены,синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения,период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этогоболезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов можетбыть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Поэтомуочень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых,сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.
«В теориях возникновенияагрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции.
Речь вдет либо опреимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается рольнейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структурмозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивногоповедения, предполагающая, что основным механизмом агрессии являетсяпатологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов».[13.С.3-4]
Многиеагрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных иследственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причиннойнеобоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностногокризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разладаличности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Яокружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Янеким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мирасопутствуют жестокой агрессии.
Внутриподросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастныепериоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивногоповедения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявленияагрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика:наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13лет.
Сравнениестепени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков идевочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямойфизической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и ккосвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно нестолько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая»,сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно сконфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальнойагрессии в любых ее формах — прямой или косвенной.
Говоряоб особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт,что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным факторомсоциализации, она же является главным источником живых примеров агрессивногоповедения для большинства детей.
Становлениеагрессивного поведения у подростков — сложный процесс, в котором участвуютмногие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников,а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, какпосредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий,пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могутненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться.Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующиезанятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
«Многочисленныеисследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети,характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденциипсихологами описаны как «цикл насилия», Дети склонны воспроизводитьте виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители поотношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений сбратьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когдадети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способыразрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредствомсоздания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутрисамой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокоеобращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения вотношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию вболее зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности». [2.С.12]
Настановление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близостимежду родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями исестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильныйразлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны кагрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также изобщения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая заповедением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто оченьагрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другойстороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивныхсверстников.
Одиниз самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации.После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов иприемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ наагрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-товлияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остаетсянеизвестной.
Такимобразом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями,педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками,потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивноеповедение.
1.6 Половые различия в проявлении агрессивности
Важнымявляется изучение половых различий проявления агрессивности детей. В одномисследовании из школьников в возрасте 9-11 лет были отобраны группы мальчиков идевочек с неагрессивным и агрессивным поведением. В результате проведенногоизучения было установлено, что девочки знали больше конструктивных способоврешения конфликта. Кроме того, различия внутри группы девочек (агрессивных инеагрессивных) по всем параметрам были сильнее выражены, чем внутри группы мальчиков:неагрессивные девочки значительно лучше агрессивных понимали ситуацию, зналибольше конструктивных решений. Однако, что особенно примечательно и важно,наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми, независимоот пола, обнаружены не в предпочтении агрессивных альтернатив, то есть не вагрессивной мотивации, а в незнании конструктивных решений.
«Висследовании половых различий проявления агрессивности детей 7-8 лет было установлено(Сироткин С. Ф., 1996), что у мальчиков агрессивные проявления в большей мересвязаны с компенсацией чувства неполноценности, а у девочек — с задачейсоциального приспособления конституциональной агрессивности. На мотивационномуровне выявленные половые различия связаны с преобладанием у мальчиков прямыхформ агрессивности и проявлением садомазохистских отношений зависимости, а удевочек отмечена склонность к трансформированным проявлениям агрессивности вформе демонстративных и эгоцентричных тенденций. Кроме того, было показано, чтомальчикам более свойственны активные и непосредственные, а девочкам —отсроченные и опосредованные формы агрессии». [12.С.310]
1.7 Профилактика и коррекция агрессивногоповедения
Коррекционная работа попрофилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. Наначальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практическинеизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальнаяработа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно,необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений истепени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа какиндивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать наиндивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общиебеседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место вкоррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подросткатакже на основе особенностей его характера и способностей. Необходимостремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка –«времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения кположительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятиемузыкой, спортом, и т.д.
«При непродуктивнойдеятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорыйвозврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома кежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири ибоксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы недопустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству.Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами». [15.С.27]
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется вдеятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, каквзрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такуюдеятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же времясоздаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социальноодобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит дляподростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к деламобщества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальнуюпозицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подростокпризнаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальныеусловия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляетподростку возможность развития его самосознания, формирует нормы егожизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительнойкорректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышеннойагрессивностью.
«Прежде всего, необходима организация системы развёрнутойдеятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий ипостоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщенияагрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности –трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важнособлюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построенияэтой деятельности». [14.С.64]
Глава II. Эмпирическое исследованиепроявления агрессии детей и подростков
2.1 Программа эмпирическогоисследования проявления агрессии детей и подростков
Наше исследование проблемы проявления агрессии детей иподростков показало, что это одна из важнейших проблем современности. Поэтому проблемапроявления агрессии детей и подростков стала предметом нашего исследования.
Гипотезами эмпирического исследования явились предположения:
Гипотеза №1: В подростковом возрасте преобладает среднийуровень агрессивности.
Гипотеза №2: В подростковом возрасте у мальчиков уровеньагрессии выше, чем у девочек.
Для проверки выдвинутых гипотез необходимо решить следующиезадачи:
1. Отобрать группуиспытуемых из числа подростков 12 – 15 лет.
2. Подобратьметодику для измерения уровня агрессивности.
3. Провестиэкспериментальное измерение уровня агрессивности.
Объектом исследования были выбраны учащиеся 8–х классов МОУСОШ №2 п. Лучегорск. Общее количество испытуемых 40 человек. Из них 20 девочеки 20 мальчиков.
Процедура исследования состояла в проведении анкетированияучащихся и в последующем выявлении и сравнении уровня агрессивности у мальчикови девочек среднего подросткового возраста.
Исследованияпроводились в урочное время (на классных часах). Во время исследованияприсутствовали классные руководители, помогавшие и поддерживавшие дисциплину вклассах. Исследование проводилось в групповой форме. Испытуемым предлагались 24различных рисунка, с изображением различных ситуаций. Свой ответ необходимобыло дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковымномером, соответствующим номеру просмотренного рисунка. Испытуемые отнеслись кисследованию с большим интересом. На проведение исследования было затрачено 30минут. Полученные данные, в целом, можно считать достоверными.
Методика исследования
Описываемыйтест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности«агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами инеобходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний,действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности,проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека кчеловеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к ихразрушению и неспровоцированным агрессивным действиям.
В данномтесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных,близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всехрисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет вотношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут бытьпоняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие илиоскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, безсознательного желания навредить или унизить другого человека.
Предполагается,что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» набольшинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будетреагировать агрессией, причем даже тогда, когда действие другого человека небыло вызвано стремлением причинить ему неприятности. Индивид, у котороголичностная черта агрессивности выражена слабо, на подобные ситуации будетреагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность,успокоить, не придать значения случившемуся и т.п.
Передначалом исследования все испытуемые получают инструкцию следующего содержания:
«Накаждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек,Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнескакие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого человека иответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же егозаписать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номерупросмотренного рисунка».
Оценкарезультатов и выводы об уровне развития
Ответиспытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализаон должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:
1.Агрессивные реакции.
2.Неагрессивные реакции.
К числуагрессивных относятся такие реакции, в которых действия другого лицарассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на нихявляется враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого долженсодержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.
Кнеагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить,смягчить обстановку, в желании испытуемого принять вину на себя за случившееся,не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться всложившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязниили враждебности в данном случае в ответах испытуемого не должно содержаться.
Взаключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по ихчислу. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числомнеагрессивных (агрессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), тоделается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотивагрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций оказывается намногобольше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и больше, а агрессивных 10 и меньше),то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен.
2.2 Результаты исследования
Полученныерезультаты эмпирического исследования представлены в таблицах №1,2 вприложении.
Исходяиз результатов исследования, мы выяснили, что из 40 исследуемых подростков сявными признаками агрессивности выявлены 16 человек.
Из20 исследуемых мальчиков с явными признаками агрессивности выявлены — 11человек, Из 20 девочек — 5 человек.
Можносделать следующий вывод: выдвинутая нами гипотеза №1 частично не верна, так какв исследуемом нами коллективе преобладает невысокий уровень агрессивности.
Выдвинутая нами гипотеза №2 о том, что в подростковомвозрасте у мальчиков уровень агрессии выше, чем у девочек подтвердилась. Таккак установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и14-15 лет.
Заключение
Итак,проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломкиустоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайноактуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционированияагрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного,асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовойработе.
Подагрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление илипричинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Периодвзросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, можетспровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризисможет перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующеговмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучениеособенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологииагрессии в подростковом возрасте.
Причины,по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих порполностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующиекатегории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:
· врожденныепобуждения или задатки;
· потребности,активизируемые внешними стимулами;
· познавательныеи эмоциональные процессы;
· актуальныесоциальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Основнымифакторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья,сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивномуповедению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюденияагрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает исвое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезньможет стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии всоциальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокоерассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук,так и на уровне практической работы с подростками.
Воспитательно-профилактическаядеятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия икоррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социальногооздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятнаясреда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика ипредупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не толькосоциально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышенияэффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основныхнаправлениях:
· выявление неблагоприятных факторов идесоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которыеобуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременнаянейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;·современнаядиагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних иосуществление дифференцированного подхода в выборевоспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекцииотклоняющегося поведения.
Рассмотрениепроявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадияхподросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимуюориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействиемразличной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательныйпроцесс.
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объектеи субъекте воспитания //Избранные психологические труды Т.2- М.: Наука, 1980
2. БандураА., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М.: Эксмо — Пресс,2000
3. Беличева С.А. Основы превентивнойпсихологии.- М.: Просвещение, 1993
4. Горьковая И.А.Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентныхподростков: автореферат диссертации кандидата психологических наук.- СПб, 1992
5. Детская практическаяпсихология: Учебник / Под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики,2001
6. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., ДементьевВ.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков сразличными формами аддиктивного поведения.- СПб.: С- Пб. Изд-во, 1997
7. Кулагин Л.Г.Оподростках, которым трудно //Советская педагогика.- 1991.- № 6.- с. 141-142
8. Личко А.Е., ПоповЮ.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков.- М,:Наука, 1988
9. Немов Р.С.Психология: Учеб. пособие: в 3 кн.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-Кн. 3 Психодиагностика
10. Паренс Г.Агрессия наших детей.- М.: Просвещение, 1997
11. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической запущенности подростков //Советская педагогика.- 1984.- № 5.- с.141
12. Психологиячеловека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК,2002
13. Реан А.А.Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. — 1996. — №5. — С.3-18
14. СеменюкЛ.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условияего коррекции. — М.: Просвещение, 1996.
15. ТарховаЛ. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели.- М.: Политиздат, 1997
Приложение
Таблица №1Код Агрессивные ответы Неагрессивные ответы Уровень агрессивности М 1 11 13 неагрессивен М 2 10 14 неагрессивен М 3 16 8 агрессивен М 4 14 10 агрессивен М 5 9 15 неагрессивен М 6 14 10 агрессивен М 7 13 11 агрессивен М 8 16 8 агрессивен М 9 11 13 неагрессивен М 10 10 14 неагрессивен М 11 15 9 агрессивен М 12 17 7 агрессивен М 13 14 10 агрессивен М 14 15 9 агрессивен М 15 10 14 неагрессивен М 16 7 17 неагрессивен М 17 13 11 агрессивен М 18 9 15 неагрессивен М 19 8 16 неагрессивен М 20 14 10 агрессивен
Таблица №2Код Агрессивные ответы Неагрессивные ответы Уровень агрессивности Д 1 10 14 неагрессивна Д 2 13 11 агрессивна Д 3 9 15 неагрессивна Д 4 14 10 агрессивна Д 5 7 17 неагрессивна Д 6 8 16 неагрессивна Д 7 5 19 неагрессивна Д 8 11 13 неагрессивна Д 9 10 14 неагрессивна Д 10 6 18 неагрессивна Д 11 13 11 агрессивна Д 12 15 9 агрессивна Д 13 10 14 неагрессивна Д 14 18 6 агрессивна Д 15 7 17 неагрессивна Д 16 6 18 неагрессивна Д 17 3 21 неагрессивна Д 18 11 13 неагрессивна Д 19 5 19 неагрессивна Д 20 2 22 неагрессивна