Реферат по предмету "Психология"


Исследование причин семейных конфликтов

Содержание
Введение
1. Исследованиесемейных конфликтов
1.1 Конфликты
Ø  Понятие «конфликт»
Ø  Виды конфликтов
Ø  Функции конфликтов
1.2 Семья
Ø  Понятие «семья»
Ø  Виды семьи
Ø  Функции
Ø  Этапы супружества
Ø  Кризисы семьи
2. Экспериментальнаячасть
2.1 Описаниеметодик
2.2 Описаниепроцедуры исследования
2.3 Анализ иинтерпретация полученных результатов
2.4 Выводы
Заключение
Списоклитературы
Приложение

Введение
Проблема супружеских конфликтов была актуальна всегда, т.к.конфликты влияют не только на отношения между супругами, но и на воспитаниедетей и даже на общество в целом.
Мне эта проблема близка, так как между моими родителями частослучались конфликты, что негативно влияло на меня. Именно поэтому я захотелаисследовать супружеские конфликты. Я надеюсь, что моя работа поможет в созданиипрограмм помощи супругам.
Цель работы: исследовать поведение супругов в семейных конфликтах.
В связи с этим перед нами встают следующие задачи:
ü   Исследовать стиликонфликтного поведения супругов;
ü   Исследовать характервзаимодействия супругов в конфликтных ситуациях;
ü   Сравнить стиль поведениямужчин и женщин в конфликтных ситуациях;
ü   Сравнить стиль поведения вконфликтных ситуациях на разных этапах супружества;
ü   Провести корреляционныйанализ между стилем поведения и характером взаимодействия в конфликтныхситуациях.
В связи с чем, мы ставим гипотезы:
1.        Существуютразличия в стиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами;
2.        Существуютразличия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разныхэтапах супружества;
3.        Существуетзависимость между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействиясупругов в конфликтных ситуациях.

1. Исследование семейных конфликтов
1.1 Конфликты
Ø  Понятие «конфликт»
Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимумдвух людей или групп, взаимно противоположных, несовместимых исключающих другдруга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок,существенно значимых для личности и группы.
Конфликты социально обусловлены и опосредованы индивидуальнымиособенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями– аффектами, с действием познавательных стереотипов – способов интерпретацииконфликтной ситуации и одновременно с гибкой изобретательностью личности илигруппы в поисках и выборе путей конфликтного, то есть ведущего к усилениюконфликта поведению.
Участники семейных конфликтов часто не являютсяпротивоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее онижертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и не правильного, несоответствующего реальности, видения ситуации и самих себя.
Для семейных конфликтов характерны крайне не однозначные и потомунеадекватные ситуации, связанные с особенностью поведения людей в конфликтах.Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления оконфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениямисупругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью– эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.
Ø  Виды конфликтов
1.        Конфликтыценностей: возникают в связи с разными установками, ценностями людей;
2.        Ресурсные:конфликт из-за ресурса (деньги, любовь, работа, любовь ребенка);
3.        Конфликтыинтересов;
4.        Конфликтынорм: в связи с разными нормами поведения людей;
5.        Конфликтиз-за сломавшегося динамического стереотипа;
6.        Когнитивные:возникают вследствие критики и не аргументации;
7.        Ролевые:в ходе выполнения какой-либо социальной роли, когда к ролевому исполнению предъявленыконкретные требования;
7.1.    Межролевой:разные роли предъявляют к человеку разные требования;
7.2.    Внутриролевой:человек предъявляет к себе определенные требования и окружающие;
7.3.    Я — ролевой:представление о роли не соответствует тем качествам, носителем которых человекявляется;
8.        Конфликт-вспышка:применение физической силы со стороны оппонента.
/>        Взависимости от способа разрешения конфликты бывают:
·         Продуктивныеконфликты стимулируют развитие отдельной личности или группы.
·         Деструктивные– усугубляют нарушение взаимодействия.
Ø  Функции конфликтов
Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции:
Позитивные функции конфликта для его участников:
1.        полностьюили частично устраняет противоречия;
2.        позволяетболее глубоко оценить индивидуально психологические особенности, выявитценности, мотивы, мировоззрения, ценностные ориентации;
3.        позволяетвыявить стрессоустойчивость и познать себя;
4.        конфликтслужит источником развития личности;
5.        можетулучшить качества индивидуальной деятельности;
6.        приотстаивании цели участники конфликта могут повысить авторитет у окружающих;
7.        способствуетсоциализации;
Негативные функции конфликта по отношению к участникам:
1.        отрицательноевоздействие на психологическое состояние участников;
2.        неблагополучноразвивающиеся конфликты могут сопровождаться психическим и физическим насилиемпо отношению к оппоненту;
3.        сопровождаетсястрессом;
4.        формируетнегативный образ другого, возникает неправильная установка;
5.        могутнегативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности;
6.        закрепляетв социальном опыте личности насильственные способы ведения борьбы.
1.2 Семья
Ø  Понятие «семья»
Семья – это сложное социальное образование, основанная на единойобщесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества –родительства – родства, осуществляющее воспроизводство населения ипреемственность семейных поколений.
Ø  Виды семьи
Есть много классификаций семей, рассмотрим несколько из них:
         I.      Моногамная(брачная пара – муж и жена) и полигамная (брак одного с нескольким: полиандрия– брак одной женщины с несколькими мужчинами; полигиния – брак одного мужчины снесколькими женщинами) семьи
       II.      Простой(нуклеарный) или сложный (расширенный) типы семьи: нуклеарные семьи состоят изродителей и детей, т.е. из двух поколений; расширенная семья – две или болеенуклеарные семьи с общим хозяйством, состоящая из трех и более поколений –прародителей, родителей и детей (внуков)
      III.      Благополучныесемьи: их проблемы вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которыесвязаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме;
неблагополучные (проблемные, конфликтные,кризисные): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворенияпотребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильныхили общесоциальных жизненных факторов
Функции
ü   Репродуктивная –биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода
ü   Воспитательная – духовноевоспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказываетсистематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всейжизни
ü   Хозяйственно-бытовая –поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми
ü   Экономическо-материальная– поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых,нетрудоспособных
ü   Организация досуга –поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досугазависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей иинтересов, возраста членов семьи, ее доходов
ü   Социальный контроль –ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, ихдеятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры,признанные во всем обществе или в социальных группах
Ø  Этапы супружества
Супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время отвремени в отношениях супругов могут возникнуть некоторые «непредвиденные»изменения, однако существует ряд закономерных, «нормативных» изменений,типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в периодухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто делодоходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере среальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новыерадости и заботы.
Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуютпериодам воспитания детей, их отделение от родителей и возможного ухода издома. Наиболее известна система «стадии», где в качестве основного признака ихразграничение используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст.При анализе стадии развития супружеских отношений выделяют: молодоесупружество, супружество среднего возраста, супружество зрелого возраста исупружество пожилого возраста.
1.        Молодоесупружество продолжается менее 5 лет. Возраст супругов от 18 до 20 лет. В этотпериод они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто неимеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временемпоявляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственноедомашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникаютобязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной областимолодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно онидостигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Женанекоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалыхзатрат в том числе психологических, поэтому их материально и «морально»поддерживают родители.
2.        Супружествосреднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны,занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимостиприобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети – школьники– становятся все более самостоятельные. Жена помимо обязанностей по дому можетзначительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.
3.        Супружествозрелого возрастанаступает после 15 и длится до 25 лет. В семье ужевзрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями ивоспитывать внуков.
4.        Длясупружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда иувеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен.Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между нимитакие, какие они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время ужетяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давлениена взрослых детей: особенно при совместном их проживании, что может служитьпричиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служитьотражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.
Ø  Кризисы семьи
Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияниякаких-либо внешних факторов, обуславливающих бытовое и экономическое положениесупружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-топатологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторовускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувствонеудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникаетмолчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.
Существует два основных критических периодав развитиисупружеских отношений:
Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизнии продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновенииспособствуют такие факторы:
·         Исчезновениеромантических настроений, активные неприятия контраста в поведении партнёра впериод влюблённости и повседневном семейном быту.
·         Ростчисла ситуаций, которых супруги обнаруживают разные взгляды нас вещи и не могутприйти к согласию.
·         Болеечастые проявления отрицательных эмоций, возрастание эмоций в отношениях междупартнёрами
Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым идвадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и можетпродолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:
·         Сприближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости,страхами, появление различных соматических жалоб
·         Свозникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей
·         Сусиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводубыстрого старения, а так же возможного стремления мужа сексуально проявить себяна стороне «пока еще не поздно»
Кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие восновах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем неследует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерностинадо знать и учитывать, корректируя соответствии с ними свое поведение.
Брачный союз в своем развитии переживает ряд этапов,сопровождающихся так называемыми нормативными кризисами. Общий характер этихкризисов, однако, не определяет и остроту и серьезность. Многое зависит отжелания и культуры межличностных отношений супругов, их способностипересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологическиблагополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознаннойустановки на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружениеизменений во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение.Невнимание к процессам друг друга, изменением потребностей и интересов партнераставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающихсемейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознаетнеобходимость изменения собственных представлений о себе, других людях,семейной жизни.

2. Экспериментальная часть
2.1 Описание методик
Для решения экспериментальных задач мной был использованметодический инструментарий:
ü   Методика Томаса «Стиликонфликтного поведения»
ü   Методика «Характервзаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Методика Томаса позволяет выявить в какой степени супругу присущи5 стилей конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс,избегание, приспособление.
Американский психолог Р. Томас разработал систему классификациистилей поведения индивида в развертывающемся внешнем конфликте. В эту системувключены пять основных стилей: соперничество, сотрудничество, компромисс,избегание, приспособление. Из перечисленных стилей только один — сотрудничество— является активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтнойситуации. Наиболее конфликтным считается второй активный стиль — соперничество;избегание и приспособление характеризуются пассивной формой поведения.Компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активнуюи пассивную формы реагирования. Далее приведена характеристика основных системповедения людей в конфликтных ситуациях:
1.        Соперничество — стиль поведения, вбольшей степени свойственный активным и агрессивным представителям мужскогопола с мотивацией активно-оборонительного поведения и/или самоутверждения вкачестве доминирующих мотиваций. Соперничество вызывает часто максимальноесопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается водностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевестивнешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы.Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе состороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем. Можнодопустить, что при этом стиле поведения проявляется адекватное завышениесамооценки, сохранение которой удается с помощью использования определенныхформ психологической защиты.
2.        Сотрудничество — стиль, направленный наразрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. Характеризуется тем, чтосубъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальныеотношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради достиженияобщих целей. Человек с таким ведущим стилем разрешения конфликтных ситуацийспособен пойти на риск снижения своей самооценки в острой жизненной ситуации.Как правило, этот стиль присутствует у неформальных лидеров, способныхрегулировать и контролировать поведение не только других людей, но и своесобственное, что возможно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующуюпозицию занимает мотив достижения цели с хорошим развитием социального волевогоконтроля.
3.        Компромисс— стильповедения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранениестабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам. Люди с этимстилем стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своимисобственными. Противоречие, вызвавшее конфликт, естественно, не разрешается, амаскируется и временно загоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв состороны каждого участника конфликта. Тактика этого стиля — постепенное сближениеинтересов и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможнотолько в случае, если остальные участники готовы идти на уступки. Наименееактивен в конфликтной ситуации способ поведения, когда один из партнеровдемонстрирует стиль соперничества. Компромисс требует от человека ясногопонимания ситуации и способности отслеживать развитие событий, что требуетхорошо развитого интеллекта и адекватной высокой самооценки.
4.        Избегание — стиль, ориентированныйна сохранение статуса своего «я», поэтому наиболее полное социально пассивный,сводящийся обычно к непризнанию наличия внешнего конфликта. Тактика субъектатаким стилем поведения сводится к уменьшению или значимости событий, вызвавшихконфликт. Существует еще один способ поведения индивидов с этим доминирующимстилем, который сводиться к способности ускользнуть, уйти из конфликтнойситуации. Естественно, что этот стиль не способен разрешить противоречие,лежащее в основе конфликта, так как личность не признает вообще этипротиворечия как реально существующие. Этот стиль свойственен людям сосниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Так же,как и другие, стиль избегания порождает усиление внутренних конфликтов.
5.        Приспособление — стиль, ориентированныйна сохранение социальных отношений, доминирует у представителей женского пола,занимающих подчиненную социальную позицию на фоне неадекватной, заниженнойсамооценки. Субъект с этим стилем поведения осознает наличие внешнего конфликтаи пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик, в том числе сучастием какой-то психологической защиты. Противоречие, вызвавшее конфликт, какбы снимается с помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления.Если внешний конфликт развивается без временного дефицита, то этот стиль можетбыть вполне эффективным. Однако слишком частое использование этого стиля,независимо от содержания ситуации, лишает его носителя инициативы и способностик активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженностивнутренних конфликтов и всем вытекающим из этого последствиям.
Конфликтологи замечают, что хорошо адаптированный к социальнойсреде человек обычно пользуется большей частью рассмотренных стилей поведения взависимости от конкретного содержания внешнего конфликта. В семейных отношенияходним из наиболее удачных способов разрешения сложных жизненный ситуаций можетбыть компромисс, используемый в сочетании с сотрудничеством.
Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтныхситуациях» дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по рядупараметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степеньсогласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.
Исследуется 8 сфер взаимодействия супругов:
1.        Проблемыотношений с родственниками и друзьями.
2.        Вопросы,связанные с воспитанием детей.
3.        Проявлениестремления к автономии.
4.        Нарушениеролевых ожиданий.
5.        Рассогласованиенорм поведения.
6.        Проявлениедоминирования одним из супругов.
7.        Проявлениеревности.
8.        Расхожденияв отношении к деньгам
2.2 Описание процедуры исследования
Количество опрошенных: 50 человек – 25 супружеских пар.
8 пар – молодое супружество – средний возраст – 24 года
7 пар – супружество среднего возраста – средний возраст -33 года
6 пар – супружество зрелого возраста – средний возраст -42 года
4 пары – супружество пожилого возраста – средний возраст -53 года
2.3 Интерпретация полученных результатов
По графику №1 стили конфликтного поведения выявлено: у мужчин вбольшей степени выражен стиль конфликтного поведения соперничество, у женщин — в меньшей степени. Такой стиль поведения, в большей степени свойственныйактивным и агрессивным представителям мужского пола с мотивациейактивно-оборонительного поведения или самоутверждения в качестве доминирующихмотиваций. У мужчин в меньшей степени выражен стиль приспособление, чем уженщин.
/>
Это может объясняться тем, что женщины в большей степени, чеммужчины ориентированы на сохранение социальных отношений. Субъект с этим стилемповедения осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособитьсяс помощью различных тактик. Мужчины незначительно меньше склонны к сотрудничествуи компромиссу, чем женщины. В равной степени у мужчин и женщин присутствуютизбегание.
По графику №2 характер взаимодействия супругов в конфликтныхситуациях выявлено: Мужчины более пассивны, чем женщины за исключением сфер,связанных с рассогласованием норм поведения и проявление ревности.

/>
В сфере рассогласования норм поведения мужчины и женщины одинаковопассивны при семейных недоразумениях, но их реакции при этом позитивны, т.е.они более настроены на решение такого рода проблем. В сфере проявления ревностиу мужчин реакции незначительно негативнее, чем у женщин. В сферах связанных сотношениями с родственниками и друзьями, в проявлении доминирования одним изсупругов, мужчины и женщины имеют более негативные реакции.
По графику №3 стили конфликтного поведения на разных этапахсупружества выявлено: соперничество на этапах Молодое супружество, Супружествосреднего возраста и Супружество пожилого возраста выражено одинаково, на этапе Супружествозрелого возрастасоперничество маловыраженное.
Сотрудничество имеет скачкообразный характер: Более выражено наэтапах Молодое супружество и Супружество зрелого возраста, чем на этапахСупружество среднего возраста и Супружество пожилого возраста.

/>
Компромисс на этапах Супружество среднего возраста и Супружествозрелого возраста выражен больше, чем на этапах Молодое супружество и Супружествопожилого возраста.
Избегание минимально на этапе Молодое супружество, затемстановиться всё более выраженным на этапах Супружество среднего возраста и Супружествозрелого возраста, но становиться менее выраженной на этапе и Супружествопожилого возраста.
Приспособление примерно одинаково выражено на всех этапах Молодоесупружество, Супружество среднего возраста, Супружество зрелого возраста Супружествопожилого возраста.
На этапе Молодое супружество ярко выраженным стилем являетсясотрудничество, субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не насоциальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями радидостижения общих целей, напротив же соперничество используется меньше. На этапеСупружество среднего возраста доминирующим является компромисс, не доминирующим- соперничество. Сотрудничество, компромисс и избегание на этапе Супружествозрелого возраста выражено примерно одинаково, соперничество выражено менее.
На этапе Супружество пожилого возраста все стили выражены примерноодинаково, однако более выраженный стиль избегание, так как люди на этом этапесупружества ориентированы на сохранение статуса своего «я», менее выражен стильсоперничество, так как это наиболее опасный стиль, который может перевестивнешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы.
По графику №4 характер взаимодействия супругов в конфликтных выявлено:результаты примерно одинаковы, во всех случаях супруги не принимают активнойпозиции.
/>
Но на этапах Супружество среднего возраста и Супружество зрелоговозраста супружества можно отметить, что супруги больше готовы идти накомпромисс, разрешать ситуации, связанные с рассогласованием норм поведения.Стоит отметить, что на этапе Супружество зрелого возраста по всем сферам вцелом реакции менее негативны, более пассивны, чем на этапах Молодоесупружество, Супружество среднего возраста и Супружество пожилого возраста.
Использование корреляционного анализа (Приложение) позволиловыявить ряд зависимостей. Была выявлена положительная корреляционная связьмежду компромиссом и такой сферой взаимодействия супругов, как воспитаниедетей, т.е. супруги при решении вопросов, связанных с воспитанием детей чащеидут на компромисс. Положительная корреляционная связь между приспособлением ивопросами, связанными с воспитанием детей, так как супруги ориентированы насохранение социальных отношений, то есть на сохранение отношений со своимидетьми.
Положительная корреляционная связь между сотрудничеством и«виновностью» респондента, объясняется тем, что субъект конфликта ориентированна разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этимжертвовать своими ценностями ради достижения общих целей. Положительная корреляционнаясвязь между приспособлением и «виновностью» респондента, объясняется тем, чтоприспособление возникает на фоне неадекватной, заниженной самооценки и человексчитает себя виновным в конфликте.
Чем более выражены стили компромисс и приспособление, тем менееконфликтогенна сфера вопросов, связанных с воспитанием детей. Чем болеевыражены стили сотрудничество и приспособление, тем больше считает себя«виновным» респондент.
Также была выявлена обратная корреляционная связь междусотрудничеством и проявлением автономии, т.е. при конфликтных ситуациях,связанных с самоутверждением, проявлением независимости, в меньшей степенисупруги используют такой стиль поведения, как сотрудничество. Обратнаякорреляционная связь между соперничеством и рассогласованием норм поведения, таккак соперничество вызывает часто максимальное сопротивление у партнеров пообщению, противоречие разрешается в одностороннем порядке. Обратнаякорреляционная связь между соперничеством и «виновностью» респондента,объясняется тем, что индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабоченотношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядетьпобедителем
Чем более выражен стиль сотрудничества, тем меньше проявляетсястремление к автономии. Чем больше выражено соперничество, тем меньшепроисходит рассогласование норм поведения и респондент считает себя менее«виновным».

2.4 Выводы
ü   Существуют различия встиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчинболее выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин.
ü   Не существуют различиямежду стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапахсупружества
ü   Существует зависимостьмежду стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействиясупругов в конфликтных ситуациях: в процессе воспитания детей чаще используютсятакие стили как приспособление и компромисс; при конфликтных ситуациях,связанных с самоутверждением, проявлением независимости меньше всего используетсясотрудничество.

Заключение
В данной работе исследована актуальная тема: тема супружескихконфликтов. В теоретической части дано понятие конфликта, семьи, их виды, этапыи функции, а так же изучен механизм воздействия конфликтов на супружеские отношения.
Изучены и применены в теоретической части работы методика Томаса«Стили конфликтного поведения» и методика «Характер взаимодействия супругов вконфликтных ситуациях»
Для исследования анкетировались по данным методикам семьи, имеющиеразные этапы супружества, имеющие детей и бездетные. Составлены графики исравнительные таблицы.
В процессе исследования поведения супружеских пар в семейныхконфликтах выполнены следующие задачи:
ü   Исследовать стиликонфликтного поведения супругов;
ü   Исследовать характервзаимодействия супругов в конфликтных ситуациях;
ü   Сравнить стиль поведениемужчин и женщин в конфликтных ситуациях;
ü   Сравнить стиль поведениев конфликтных ситуациях на разных этапах супружества;
ü   Провести корреляционныйанализ между стилем поведения и характером взаимодействия в конфликтныхситуациях.
Сделаны следующие выводы:
ü   Существуют различия встиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчинболее выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин.
ü   Не существуют различиямежду стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапахсупружества
ü   Существует зависимостьмежду стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействиясупругов в конфликтных ситуациях: в процессе воспитания детей, чащеиспользуются такие стили как приспособление и компромисс; при конфликтныхситуациях, связанных с самоутверждением, проявлением независимости меньше всегоиспользуется сотрудничество.
Рассматривая выводы, сделанные данной работой приходим к мнению, чтоцель исследования достигнута. Актуальность данной темы состоит в важностиизучать семейные конфликты, с целью их предотвращения, т.к. они оказываютбольшое, чаще негативное, влияние на супругов и их детей. На разных этапахсупружества существуют «свои» проблемы, которые должны учитываться приразработке программ помощи семье.

Список литературы
1.     Психологияи психотерапия семьи/ Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис
2.     Психологиясемейных отношений с основами семейного консультирования/ под редакцией Е.Г.Силяевой
3.     Психологическийсловарь-справочник/ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ рентабельности предприятия НПРУП Экран 7
Реферат Ideology And Breakdown Of Forr Essay Research
Реферат Прибыль предприятия факторы влияющие на ее величину на примере СП ООО Данинвест
Реферат Статус потерпевшего в рамках уголовного процесса
Реферат Социология познания
Реферат Моделі і методика побудови волоконно-оптичної системи передачі даних
Реферат Конфликты в сфере управления
Реферат Молотоглав
Реферат Гикало, Николай Фёдорович
Реферат Антибиотики в стоматологии
Реферат Взаємозамінність, стандартизація та технічні вимірювання
Реферат Формування умінь молодших школярів розв язувати складені задачі
Реферат Фелстад концентрационный лагерь
Реферат А. М. Есева Материалы из опыта поисково-исследовательской работы сош №24 г. Сыктывкара
Реферат Соотношение светской и церковной юрисдикции на Руси в XII—XIV вв.