ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Челябинский Государственный Университет»
Региональный Институт педагогического образования
и дистанционного обучения
Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа
Выполнила: студентка 3 курса
заочного отделения РИПОДО
специальность педагогика ипсихология
Веремьева СветланаАнатольевна
Научный руководитель:
Директор Кризисного центра,
к.п.н. Чулкова МарияАлександровна
Целинное 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема развития памяти у детей старшегодошкольного возраста
1.1 Изучение памяти у детей старшего дошкольного возрастакак проблема
1.2 Особенности психического развития детей старшегодошкольного возраста
1.2.1 Познавательная деятельность детей старшегодошкольного возраста
1.2.2 Личностное развитие детейдошкольного возраста
1.3 Особенности развития памяти детей дошкольников
Выводы по первой главе
2. Исследовательская часть
2.1 Организация и методы исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение
Литература
Введение
У ребенка дошкольного возрастаеще не полностью сформировалась память, ее типы и особенности. Актуальностьтемы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условияхнарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающихпрограмм, определенной умственной акселерацией современных детей.
Проблема развития памятиактуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к даннойпроблеме определяется потребностью развития памяти ребенка.
Не смотря на существенныедостижения отечественных (Мухиной В., Овчаровой Р.В., Битяновой Р., АстахановаР.) и зарубежных (З. Фрейд, Вирджиния, Сатар, Винникот) исследователей вобласти интеллектуальной сферы, необходимо отметить ряд необходимых вопросов,которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточноизучены индивидуальные развития памяти, остается открытым вопрос обособенностях, у детей дошкольного возраста памяти, невыяснены теоретическиеоснования для разработки программы: коррекции, формированию, развитию памятидетей дошкольного возраста.
Таким образом исследованиепамяти дошкольников одна из важных психолого-педагогических проблем. Этоопределило выбор темы исследование памяти дошкольника.
Предмет исследования — памятьдошкольника, объект — развитие памяти детей дошкольного возраста в дошкольномобразовательном учреждении. Последняя деталь объясняется тем, что именно в ДОУможно провести групповой эксперимент и сделать выводы относительноэффективности тех или иных методов психологического воздействия на развитиепамяти дошкольников.
Цель исследования сводится копределению методов психологического воздействия, наиболее полно способствующихразвитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольногообразовательного учреждения.
На основе выявленныхпротиворечий и поставленной цели нами были сформулированы гипотезы исследования.Гипотеза: заключается в том, что комплексное использование методовпсихологического воздействия в условиях дошкольного образовательного учрежденияспособствует развитию памяти в дошкольном возрасте. В соответствии с целью былиопределены задачи:
1. изучить уровень развитияобразной памяти дошкольника;
2. провести эмпирическоеисследование по определению эффективности отдельных методов психологическоговоздействия на формирование памяти дошкольника.
3. изучение зависимости объемапамяти от содержания запоминаемого материала и раскрытие индивидуальныхособенностей произвольной памяти у детей дошкольников.
4. разработать рекомендации поразвитию памяти дошкольников.
В качестве методологических итеоретических основ исследования были использованы:
1. Принципы системного идеятельностного подходов (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн)
2. Принципы развития (Л.С. Выготский,Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Э. Эриксон) отечественных и зарубежныхисследователей.
В соответствии с предметомисследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы,эксперимент, тестирование, беседа, диагностика. Для исследования произвольнойпамяти были использованы следующие тесты:
1. Изучение уровня развитияпроизвольной памяти.
2. Изучение объема произвольнойпамяти в тестировании при воспроизведении геометрических фигур.
3. Изучение объема произвольнойпамяти в тестировании при воспроизведении изображения предметов.
Экспериментальной базойисследования является МДОУ №5 «Березка» села Целинного. Висследовании приняли участие дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, вколичестве 10 человек.
Глава 1. Проблема развития памяти у детей старшегодошкольного возраста1.1 Изучение памяти у детей старшего дошкольноговозраста как проблема
Память, важнейшая характеристикапсихической жизни. Поэтому, проблема памяти — одна из особенно привлекавших ксебе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти внастоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии,медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теориипамяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (ПавловИ.П., Сеченов И. М), физиологические (Выготский Л. С). Одной из первых психологическихтеорий памяти не потерявшей своего научного значения до настоящего времени,сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативнаятеория. Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признаниеполучила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом,Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером. Главная задача была общейдля всех работ ассоцианистов: хорошо известное изучение условий образования,ослабления, взаимодействия ассоциаций. Память понимается как — сложная системакратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций посмежности, подобно, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаряэтой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например законзабывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом забывание после первогобезошибочного повторения идет довольно быстро. Отдельные элементы информациисогласно ассоциативной теории запоминаются, хранящиеся и воспроизводящиеся неизолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных исмысловых ассоциациях с другими. Характеристика процессов памяти, имеющаяся вработах ассоционистов, хотя и представляет некоторую, ограниченную ценность,весьма далека от раскрытия полного богатства мнемической деятельности человека.Особенно страдает в ней анализ мыслительных процессов, участвующих взапоминании и воспроизведении. Весьма характерно так же, что вместокачественного анализа процессов памяти как особого рода деятельности, во многихслучаях дается анализ предметного содержания воспроизведений, то есть того, чтовоспроизводилось, а не того, как, нашими способами и путями осуществлялосьзапоминание и воспроизведение.
Со временем ассоциативная теориястолкнулась с рядом проблем, основной из которых явилось объяснениеизбирательности детской памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, апамять всегда выбирает определенную информацию. Тем не менее, ассоциативнаятеория памяти дала много полезного для познания ее законов. Было установлено,как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторенийи в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памятиэлементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего междузаучиванием и запоминанием. На смену ассоциативной теории в конце XIX векапришла гештальт-теория. Исходным понятием и одновременно принципом выступилаизначальная, целостная организация первичных элементов — гештальт (структур). Именнозаконы формирования гештальта определяют память. В этой теории особенноподчеркивалось значение структурированного материала, его доведение доцелостности. Возникновение структуры есть организация или самоорганизацияматериала, в соответствии с действующими независимо от субъекта принципамибезопасности, сходства. Эти причины есть конечная основа структурообразования,не нуждающаяся ни в каком дальнейшем обосновании и объяснении. Законы гештальтадействуют вне активности субъекта. Диалектика запоминания и воспроизведениядействует следующим образом. Некоторое потребностное состояние создает уребёнка определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующаяустановка оживляет в сознании детей целостные структуры, на базе которыхзапоминается или воспроизводятся материал. Особое положение вгештальтпсихологии занимает концепция К. Левина. Он в качествеосновополагающего выдвигает принцип целесообразности, структурности. Левинразрабатывает свою теорию действий, и прежде всего волевых действий, включает вих структуру и самого действующего субъекта или вернее, его потребности инамерения. В области памяти это находит свое выражение во влиянии, котороесиловые соотношения — направленность или разрядка в силовом поле — оказывают напродуктивность запоминания. Характерное проявление этого — лучшее припоминаниенезавершенных действий по сравнению с законченными. Но вместе с тем, найдяпсихологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, гештальт-теорияне изучала процессы памяти в зависимости от деятельности запоминающего, а также как особая мнемическая деятельность. Вопрос о зависимости развития памяти отпрактической деятельности человека в этой теории не ставился и не решался.
Начало изучению памяти какдеятельности было положено работой французского ученого П. Жане. Онрассматривал память как действие, определенным образом формирующуюся в процессесоциального, исторического развития, ориентированную на запоминание,переработку и хранение материала. Характер этого действия на разных ступеняхразвития памяти различен, но общим для всех ступеней является борьба сотсутствием того, что было раньше, так как память согласно П. Жане, имеет цельютождествовать над отсутствием прошлого. Первоначально это выражается в ожиданиипоявления вновь того, что было; далее — в поисках его; затем — отсроченноедействие. Следующими ступенями являются поручение и словесное поручение, инаконец наиболее характерные для ребёнка проявления памяти: рассказ увиденного,описание предметов и обозначение образов увиденных на картинках. Вся этаконструкция последовательных этапов развития памяти не подтверждается Жанепрочной фактической основой.
В нашей стране эта теорияполучила свое дальнейшее развитие в теории происхождения высших психическихфункций. Согласно этой теории, образование связей-ассоциаций между различнымипредставлениями, запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняетсятем, что делает ребёнок с этим материалом в процессе его мнемической обработки.А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а средидействий, в свою очередь, запоминаются лучше те, которые связаны с преодолениемпрепятствий, в том числе и сами эти препятствия. Именно А.А. Смирнов и П.И. Зинченкораскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельностиребёнка. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшимобразом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтомуразвитие и совершенствование происходит параллельно с развитием ребёнка. Хотяпамять каждого ребёнка характеризуется общими закономерностям развития, вместес тем, имеет свои особенности. Одни дети отличаются наглядно-образным типомпамяти. Ребёнок с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядныеобразы, форму, цвет и так далее. У детей отличающихся словесно-отвлеченнымтипом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие дети хорошозамечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем,отличаются хорошей памятью на чувства. В советской детской психологиидостаточно изучено влияние взрослого на познавательные процессы ребенка. Висследованиях генезиса памяти выявлены ее особенности и закономерности вусловиях общения в диаде «экспериментатор — ребенок», где взрослыйвыполнял роль организатора мнемической деятельности [2] — [7], [9], [12]. Установлено,что в дошкольном детстве развиваются все виды памяти, память приобретаетрезультативный и произвольный характер [4] — [7]. Именно в дошкольном возрастеначинает формироваться собственно мнемическая деятельность, имеющая своиспецифические цели, приемы и способы [6], [7], [12]. При повышении требованийсо стороны взрослого ребенок учится управлять этим познавательным процессом,ставить перед собой цели, осуществлять самоконтроль, выполнять мнемическиедействия.
В условиях детского садаситуация общения существенно оптимизируется. Это, несомненно, способствуетперестройке структуры познавательной деятельности детей. Экспериментальноеисследование данного вопроса представляется важным как в практическом, так и втеоретическом планах.
В советской психологии изучениеэффективности решения взрослыми различных познавательных задач в условиях ихактивного общения проведено в 20-е гг.В.М. Бехтеревым [1], а в последнее время- Б.Ф. Ломовым [8]. В частности, обнаружено, что активное взаимодействиеположительно влияет на процессы репродукции взрослыми вербального иневербального материала, стимулирует процессы самоконтроля.
Вопрос о развитии памяти породилбольшие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненнойактуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей,так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготскийпоказывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров,сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
Л.С. Выгодский, П.П. Блонский,утверждают, что есть два различных, несводимых друг к другу вида памяти, т.е. двепамяти. Одна память аналогична другим процессам, происходящим в теле, и можетрассматриваться как функция мозга. У ребенка параллельно развивается и другойвид памяти, представляющий собой деятельность духовную. Другие психологиутверждают, что память не развивается, а оказывается максимальной в самомначале детского развития. Третьи раскрывали, что развитие памяти достигаеткульминационной точки в возрасте около 10 лет, а затем начинается скатываниевниз. Все эти три точки зрения показывают, насколько упрощенно ставится данныйвопрос в указанных школах. Данные исследования не разрешили проблемы развитияпамяти окончательно.
В этих условиях представляютсядостаточно простыми и понятными теоретические положения концепции развитияпамяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции осоотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение отом, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) этогенетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности.
Самый ранний вид — моторная илидвигательная память начальное свое выражение находит в первых, условныхдвигательных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяцепосле рождения.
Начало эмоциональной илиаффективной памяти, относится к первому полугодию жизни ребенка.
Первые зачатки свободныхвоспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся имко второму году жизни.
Образная память появляетсязначительно позже моторной и эмоциональной, но несколько раньше вербальной.
В концепции развития памятивопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их развитииключевой.
Образная память есть болееранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной).Более раннее появление образной памяти не означает ее последующею исчезновенияи замены словесной памятью. Образная память продолжает оставаться более низкимуровнем памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым — зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда, когда сознаниечеловека находится на более низком уровне, чем при полном, совершенномбодрствовании. На зрительную память можно смотреть только как на низкий видпамяти. Обычно зрительная память бедна, поэтому несравненно полезнее другой,более высокий вид памяти — память-рассказ. Она имеется у ребенка уже в 3-4года, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ ипредставляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память,которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений,например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляясобой, высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразувыступает в наиболее совершенных формах. Она проходит путь, характеризующийсяосновными стадиями развития рассказа. Первоначально рассказ — это толькословесное сопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, илишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образноесообщение.1.2 Особенности психического развития детейстаршего дошкольного возраста1.2.1 Познавательная деятельность детей старшегодошкольного возраста
Познавательная деятельность — этосознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительностис помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память,внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает тоновое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума ипереводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развитияпо линии произвольности и осознанности (6).
Старший дошкольный возраст оченьважен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленнаяпознавательная деятельность, в процессе которой происходят существенныеизменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структурепознавательных процессов начинает занимать мышление.
Мышление — это процессобобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик,причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительностипосредством вербализации. Основная линия развития мышления — переход отнаглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению.Словесно-логические операции определяют содержательную характеристикуинтеллектуальной деятельности.
Детей старшего дошкольноговозраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений,способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления впериод дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровнямыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного кпроблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивностимышления.
Структура мыслительнойдеятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующиекомпоненты:
1) Мотивационный компонент,проявляющийся в разных видах активности.
2) Регуляционный компонент,проявляющийся в умении планировать, программировать и контролироватьпсихическую деятельность.
3) Операционный компонент, тоесть наличие сформированных операций анализа и синтеза.
Развитие мышления оказываетпозитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельностидошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном икачественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этапосвоения речи:
речь из ситуативной становитсяконтекстной;
развивается регулирующая функцияречи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
складываются планирующая иинструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и вучебной деятельности;
совершенствуется звуковаясторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнокразличает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладениезвуковым анализом слов;
совершенствуется смысловаясторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляетсялексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.
В активный словарь детей данногопериода развития входят 2500-3000 слов. В речь ребенка все активнее включаютсяприлагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные,одежда, транспорт и др.).
Развитие речи тесно связано сразвитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возрастаприобретают значительный запас производных слов. На основе понимания иактивного использования этого словарного запаса формируется способность кобобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животныеделятся на диких и домашних, птицы — на зимующих и перелётных.
Постепенный рост состава речиребенка является следствием расширения жизненного опыта, усложнением егодеятельности и общения со взрослыми. По мере развития лексико-грамматическогостроя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, каксравнение, обобщение, классификация. Именно в дошкольном возрасте складываютсятри функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:
1. Коммуникативная. Влияетна интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенокусваивает новые понятия.
2. Познавательная. Играетбольшую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковыйхарактер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенногомышления.
3. Регулирующая. Формированиеданной функции речи связано с развитием возможностей планированияинтеллектуальной деятельности.
Главной особенностью данногопериода развития является совершенствование речевой функции в процессевербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, чтопредопределяет появление сложных языковых форм.
Восприятие — целенаправленный иактивный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. Помнению А.В. Запорожца, период дошкольного детства наиболее сенситивен дляразвития восприятия, так как под влиянием продуктивной творческой деятельностиу ребёнка складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий поанализу воспринимаемых объектов (13). Восприятие детей становится осмысленным идифференцированным. В процессе восприятия старших дошкольников усиливается рользрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятиесенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительнойдеятельности.
Восприятие становитсяосмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть вокружающее и познать более сложные стороны действительности. От восприятияребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой вдошкольном возрасте является образная.
Память — психическийпознавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося взависимости от социального окружения.
Первоначально память носитнепроизвольный характер, так как степень запоминания зависит от установкинаглядных связей, исходя из особенностей личного опыта ребёнка.
Развитие памяти в дошкольномвозрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного кпроизвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивныхкомпонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербальногоматериала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.
В дошкольном возрастеразвивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникаетпроизвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи,появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Существенные изменениянаблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. Внимание — этоформа организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект.В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное ипроизвольное внимание. Уровень внимания определяется комплексом основныххарактеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположныевниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.
Характерной особенностьювнимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности,низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. Встаршем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительновозрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
Говоря о развитии внимания детейстаршего дошкольного возраста, следует отметить, что изменения касаются всехего свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3-4объектов); распределение (в связи с автоматизацией ребенка); устойчивость (способностьудерживать внимание на одном объекте 10-15 минут). Развитие произвольноговнимания старшего дошкольника связано с развитием всех сторон речевойдеятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели,появлением произвольного поведения.
Воображение детей старшегодошкольного возраста — это психический познавательный преобразовательныйпроцесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработкивоспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детскоговоображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливаетпереход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного кпроизвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции:защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающегомира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию ирегулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации,отвлечённой от реальности.
Воображение претерпеваеткачественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагаетпланирование и программирование деятельности.
В период дошкольного детствапроисходит существенная перестройка познавательных процессов. Развитиевосприятия характеризуется формированием перцептивно-интеллектуальных действий.Дети старшего дошкольного возраста осваивают фонетику, их словарный запассоставляет 5-6 тысяч слов, что позволяет им овладеть сложными формами речевойдеятельности. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенныйпереход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. Такимобразом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развитияпроцессов познавательной деятельности.
Эмоциональное развитие детейстаршего дошкольного возраста
Особую роль в психологическомразвитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитиеэмоционально-личностной сферы.
Эмоции — особый класссубъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственныхпереживаний по отношению к окружающему миру и людям.
К классу эмоций относятсянастроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессыи состояния человека. Эмоции можно охарактеризовать несколькими особеннопоказательными отличительными признаками: модальностью, динамичностью,полярностью.
Основу эмоциональной сферысоставляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Эмоции выполняютзащитную, креативную и когнитивную функции, таким образом переводя внешнеевоздействие в познавательно-личностный смысл. В структуре эмоциональной сферынеобходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействиеличности с окружающим миром через зрительное, слуховое, кинестетическоевосприятие. С возрастом ребенка происходит последовательное усложнениеэмоциональных механизмов, представляющих собой замкнутую структуру. Можновыделить несколько ступеней усложнения эмоционального развития — эмоциональныереагирование, дифференциация и регуляция.
В дошкольный период происходитстановление способности детей к произвольной регуляции эмоций, которая в сравнениис движением еще менее развита: им трудно скрыть радость, огорчение, удивление,подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчиненыдавлению социального окружения — самое удобное время учить понимать их,принимать и полноценно выражать. Дошкольный период является сенситивным дляразвития способности детей к произвольной регуляции эмоций. Для этого ребенкунеобходимо научится произвольно направлять свое внимание на эмоциональныеощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения; воспроизводить эмоциипо заданному образцу или произвольно; использовать паралингвистические средствадля активации эмоций.
Активация произвольных эмоцийпроисходит в процессе психомоторного и коммуникативного развития. Ребенокучится регулировать свое общение, взаимодействия в группе путём установленияэмоциональных контактов, что является исходной основой развития эмоциональногоконтроля личности. Эмоциональное самочувствие — это фактор развития личности,определяющий отношение к деятельности. Эмоциональная сфера помогает внутреннейрегуляции поведения через переживание положительных или отрицательных эмоций.
Изменения в эмоциональной сфересвязаны с развитием познавательной деятельности, а включение речи вэмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, они становятсяосознанными. Развитие интеллектуальных чувств связано со становлениемпознавательной деятельности. Возможность перехода к сложной опосредованнойдеятельности возникает по мере развития эмоционально-волевой сферы. Именно в этотпериод должна произойти перестройка мотивации поведения, что проявляется ввозможности подчинить интересы и эмоции в учебной деятельности, так ипроисходит в период достижения определенного уровня зрелостиэмоционально-волевой среды. Это приводит к формированию способности критическиотносится к своей деятельности, разрабатывать внутренний план действий ицеленаправленный контроль. Таким образом, формирование эмоциональной регуляцииявляется важным фактором в развитии и построении психической деятельности.
Дети старшего дошкольноговозраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживаяотвечать адекватными чувствами.
У детей больше, чем у взрослых,развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние,поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании уребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированиюэмоционального состояния детей.
Следующей ступеньюсовершенствования эмоциональной регуляции будет развитие у ребенка навыковпроизвольного поведения. У старших дошкольников активно формируютсянравственно-этические или личностные категории. Ими различаются понятия «хороший- плохой», «добро — зло», «красивый — некрасивый»,«правда — неправда». Достаточно хорошо ими понимаются нормы и правилаповедения, но не всегда еще достаточна эмоциональная регуляция.
Дети непосредственно выражаютсобственные чувства, их настроение зависит от конкретных ситуаций, а выражениенастолько разнополярно, что эмоции легко узнаваемы по мимике, модальности ивыразительности.1.2.2 Личностное развитие детей дошкольноговозраста
Личность начинает складываться вдошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточноустойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которыепозволяют отследить становление произвольности поведения.
Содержание понятия «личность»в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским:принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личностиопределяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационнойсферы человека.
Развитие личности ребенкавключает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенноначинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитиечувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
У дошкольников развитие личностипрослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка осебе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки,действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляетсякритичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Впериод дошкольного детства происходят существенные изменения в личностномразвитии, что отражается:
В перестройке мотивационнойстороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных исоциальных мотивов.
В формировании социальнойпозиции, навыков саморегуляции и произвольности.
В формировании самостоятельностив практической и познавательной деятельности.
В способности адаптации кизменяющимся условиям.
О развитии личности ребенка мысудим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по сменеведущей деятельности, по изменению активности и появлению основныхновообразований личности.
Развитие ребенка и его личности,по Л.С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессевзаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личностьпонималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как кфизическому, духовному и общественному существу (5).
Базисные характеристики личностив дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянномизменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особыхусловий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновенияновообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появитьсясерьезные деформации в поведении.
Основными психологическиминовообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Произвольность — этоуправление своим поведением в соответствии с определенными представлениями,правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественнаяхарактеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.
2. Соподчинение мотивов. Вдеятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять емуцелую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешнимиситуативными мотивами.
3. Самостоятельность — качестволичности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровеньразвития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем,возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.
4. Креативность — способность ктворчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность,вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровняразвития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения),произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка вокружающей действительности.
5. Изменения в самосознании иадекватная самооценка. Самосознание — это интегральное образование личности,результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей впериод дошкольного детства проявляется способность к конструктивнымвзаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки иосознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальнойдействительности.
Возраст 6-7 лет являетсярешающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идетинтенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессекоторой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность. Дошкольныйвозраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований,которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами.Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности,появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характервзаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя поотношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитымиличностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являютсяпроизвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственнойпозиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания. (1)1.3 Особенности развития памяти детей дошкольников
Старший дошкольный возраст (6-7лет). В этом возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминанияприобретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняетсясобственно мнемической задаче — задаче припомнить или запомнить. Произвольное,преднамеренное запоминание по своей продуктивности начинает приближаться кнепроизвольному запоминанию. Ребенок научается управлять своей памятью,используя различные мнемические приемы и средства, среди которых ведущее местозанимает речевое опосредствование. В старшем дошкольном возрасте значительногоразвития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободнопользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощислова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя копределенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Всеэто способствует и увеличению объема запоминаемого материала. Ребенок 6-7 лет всреднем запоминает 7. предметов или их изображений из 10-15 после иходнократного предъявления и 5-6 слов. Характерно, что в противоположность детяммладшего дошкольного возраста, у которых имеет место значительная разница впродуктивности запоминания предметов и слов, дети старшего дошкольного возрастазапоминают словесный материал (отдельные слова) почти с таким же успехом, что ипредметный. Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшемдошкольном возрасте играет то, что к 6-7 годам представления ребенка обокружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к тойили другой категории предметов или явлений. Последнее облегчает установлениеменаду ними логических, смысловых связей, что облегчает их запоминание.
/>
Рис. Развитие непосредственного (верхняя кривая) и опосредствованного(нижняя кривая) запоминания у детей и юношей (по А.Н. Леонтьеву)Выводы по первой главе
Анализируя различные теориипамяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представителиразличных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых ониобращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека опамяти. Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературныеисточники, можно с уверенностью сказать, что память — это психический процессорганизации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторноеиспользование в деятельности или возвращается в сферу сознания. Память связываетпрошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательнойфункцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памятичеловек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольноезапоминание — продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания — взаимодействие субъекта с предметами. Таким образом, целенаправленное действиеявляются продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой структуредеятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования изакрепления нервных связей. У дошкольников непроизвольное запоминание инепроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ребенок ещене может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем болеене применяет для этого специальных приемов.
При созревании ребёнка, у неговозникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в даннойпоследовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующимвидом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепеннымпереходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию иприпоминанию.
Совершенствование образнойпамяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальныхмнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала иприменением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительныхопераций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей.Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием егоумственной деятельности. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, этозалог успешного развития не только памяти, но и других познавательныхспособностей.
Результаты всех работ,посвященных исследованию взаимоотношений образной и словесной памяти, образа ислова в процессах запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывноеединство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного,конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании ивоспроизведении.
2. Исследовательская часть2.1 Организация и методы исследования
В данной работе исследовались дошкольникив количестве 10 человек подготовительной группы МДОУ №5 «Березка» с. Целинного.Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полуследующая 50% мальчиков и 50% девочек.
Описаниеметодического материала
Методика №1
Данная методика направлена наисследование развития образной памяти старших дошкольников.
При подготовке исследованияА было приготовлено 8 карточек размером 7,5х10 см с изображением часов, ножниц,телефона, карандаша, самолёта и письма. Подготовлена карта 63х30 см,разделенная на 24 клетки размером 7,5х10 см.
Каждому изображению на карточкахсоответствуют три изображения на карте:
идентичное изображение,
изображение, отличающеесядеталью,
изображение схожее лишь силуэтоми назначением.
Соотношения цветов принятоодинаковое.
При подготовке индивидуальноготестирования В для оценки воспроизведения геометрических фигур и изображенияпредметов было изготовлено 6 карточек размером 7,5х10 см с изображением машины,птицы, рыбки, собаки, кошки, кровати. А так же 6 карточек размером 7,5х10 см,на каждой, из которых нарисована геометрическая фигура: круг, треугольник,квадрат, прямоугольник, звезда, крест. Каждая фигура нарисована цветнымконтуром, применен разный цвет: синий, зелёный, красный, желтый, фиолетовый икоричневый. Подготовлены 6 цветных фломастеров и листы бумаги.
Методика№ 1
Для изучения особенностей развитияпроизвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрастебыла использована методика из серии опытов П.И. Зинченко. Необходимо иметь рядкартинок: холодильник, стол, стул, плита, огурец, томат, свекла, курица, гусь,утка, кукла, машинка, мяч.
Описание процедуры исследования
Методика № 2
Общая схема проведенияисследования А следующая. Эксперимент проводился индивидуально. Перед ребенкомрасполагалась карта, ему объясняли, обращаясь по имени:
Я буду тебе показыватьмаленькие карточки, а ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую жекартинку на большой карте.
Ребенку по одной показываюткарточки. Время экспозиции — 1 секунда. После каждого предъявления давали возможностьнайти такое же изображение на карте.
Общая схема проведениятестирования В такова. Эксперимент проводился индивидуально и состоял из 2тестирований, различающихся между собой содержанием запоминаемого материала.
В первом задании использовалисьгеометрические фигуры. Материал для эксперимента располагался хаотично, нанекотором расстоянии друг от друга. При воспроизведении геометрических фигурребенка просили нарисовать их, предлагая бумагу и фломастеры. Время экспозиции20 секунд. Если ребенок изображал фигуры несоответствующим цветом, егоспрашивали:
Какого цвета были фигуры? Почемуты взял фломастер другого цвета?
Во втором тестированиииспользовались изображения предметов. Эксперимент проводились индивидуально. Картинкидля тестирования размещались хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. Времяэкспозиции 20 секунд. Ребенку предлагали, обращаясь по имени:
Внимательно посмотри накартинки, лежащие на столе, запомни, а затем назови.
Время воспроизведения не более 6секунд.
Методика№ 3
При изучении непроизвольногозапоминания детям предлагается классифицировать картинки по группам и разложитьих по местам, условно обозначенным на столе. Задача на запоминания перед детьмине ставится. После этого картинки убирают со стола и спрашивают: " Какиекартинки ты раскладывал?", то есть перед ребенком ставится задачавоспроизвести тот материал, с которым он работал.
При изучении произвольногозапоминания детям предлагалось запомнить картинки, используя для этогоклассификацию их по группам, то есть как специальное средство для запоминания. Баллывыставляются по такому же принципу, как и при изучении непроизвольногозапоминания.
Одна из основных методик быларазработана в 1986 году психологами H. Breuer, M. Weuffen входящей в составдиагностики «Краткий метод проверки уровня развития устной речи», разработанаядля детей старшей группы детского сада.
Анализрезультатов.
Методика№1
Обработка результатовисследования А свелась к следующим подсчётам. За верный ответ, т.е. в томслучае, если ребенок показал идентичное изображение, его память оцениваласьмаксимальным баллом — 3 балла. В том случае, если ребенок показал изображение,отличающееся деталью, его память оценивалась в 2 балла. В том случае, еслиребенок показал изображение схожее лишь силуэтом и назначением, его памятьоценивалась в 1 балл. За неверный ответ, т.е. в том случае, если ребенокпоказал другое изображение, оценка его памяти минимальна — 0 баллов. Результатыэкспериментатор заносил в протокол.
Теоретически, в рамках данногоэксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в 0 баллов домаксимума в 30 баллов. Было принято, что при результате в 15 баллов и ниже уребёнка наличествует низкий уровень памяти; при результате в 16 баллов и до 20баллов у ребёнка — средний уровень памяти; при результате в 21 балл и выше уребёнка — высокий уровень памяти.
Анализ результатов показал,достаточно большой разброс результатов. Один ребенок из 10 обнаружил низкийуровень развития образной памяти, четверо детей показали средний уровень, ипять детей, раскрыли высокий уровень развития образной памяти (см. приложениетабл.1).
При обработке результатовтестирования В было подсчитано число воспроизведенного материала по всем сериямэксперимента, результаты заносим в таблицу и подсчитываем итоговые результаты. Тестированиедетей привело к следующим результатам.
Первое задание. Дети привоспроизведении геометрических фигур следующие результаты: 6 правильных ответовнарисовал 1 ребёнок, от 4 до 5 правильных ответов у шести детей, и три ребёнкасмогли дать лишь по 2 или 3 правильных ответа (см. приложение табл.2).
Второе задание. Привоспроизведении изображения предметов дети показали следующие результаты: шестеродетей назвали по 6 правильных ответов, а четверо смогли дать лишь 5 правильныхответов (см. приложение табл.3).
Теоретически, по даннымэкспериментам, объём памяти ребёнка может быть оценен от 0 до 6 правильныхответов. Примем, что результату 3 и ниже правильных ответов при воспроизведениисоответствует низкий объем образной памяти; при результате 4 и 5 — среднийобъем памяти; при результате 6 правильных ответов — высокий объем памяти. Входе эксперимента дети шестилетнего возраста обнаружили среднюю продуктивностьпри воспроизведении геометрических фигур и заметно более высокую продуктивностьпри воспроизведении предметных картинок.
Для расчётов возможноиспользование компьютерных программ обработки данных Microsoft Excel, Statistical.Однако, в данных условиях, при столь незначительных объёмах данных, можно былорассчитать с использованием четырёх действий арифметики.
Протоколы тестированияпредставляли собой рабочие тетради, с предназначенными «пустографками»в табличной форме, в которых в течение экспериментов заносились данные.
См. пример протокола вприложении.
Методика №2
Высокий балл ставится тогда,когда ребенок воспроизвел все картинки, средний — когда ребенок воспроизвел 8-9картинок, низкий — когда ребенок воспроизвел 5-6 картинок.
Дети, имеющие высокий показательэффективности непроизвольного запоминания (6 детей), составляют 60% от всейгруппы, имеющие средний уровень (4 ребенка) — составляют 40%, детей с низкимуровнем нет.д.ети, имеющие высокий показатель эффективности произвольногозапоминания (3 ребенка), составляют 30% от всей группы, имеющие средний уровень(6 детей) — составляют 60%, имеющие низкий уровень (1ребенок) — составляют 10%.Илья показал низкий результат произвольного запоминания, так как для того,чтобы запомнить 12 слов ему требовалось больше времени. Мальчик оченьпереживал, боялся, что не запомнит, не мог сконцентрировать внимание назапоминание предложенных слов.
Рекомендации.
По результатам данногоисследования можно сделать вывод, что память ребенка индивидуальна. Дляразвития дошкольниками памяти, воспитатель и родители, должны помогать ребенкупосредствам игр, развивающих мероприятий, рассказов, сказок, театральныхпостановок всячески способствовать развитию объема памяти, устойчивости памяти,распределению памяти детей дошкольников т.е. психическая деятельность ребенкане должна быть однообразной, ребенок не должен находиться без дела, он долженпознавать окружающий мир, при этом находиться в тесном взаимодействии совзрослыми и сверстниками, развиваться психически и физически. Также важную рольв развитии памяти ребенка — дошкольника является поощрение, которое даетребенку положительные эмоции и желание развиваться дальше.
Выводы по второй главе
В результате проведенныхэкспериментов А делаем вывод о том, что образная память является достаточноразвитой у детей шестилетнего возраста. Следует сделать вывод о том, чтохарактеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят отиндивидуальных особенностей.
На основании проведенноготестирования В можно прийти к выводу, что у детей шестилетнего возрастаобразная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависитот содержания запоминаемого материала. Преобладает непроизвольное запоминание,также выявлен постепенный переход от непроизвольного к произвольномузапоминанию. По результатам таблицы произвольной запоминаний составляет — 60%,а эффективность непроизвольного запоминания — 80%. Таким образом, разницасоставляет 20%, произвольное запоминание «растет и развивается», начинаетсяпереход к произвольному запоминанию.
/>Заключение
В ноябре 2009 года на базеподготовительной группы МДОУ Детский сад N5 комбинированного вида «Березка»с. Целинного было проведено исследование, в котором принимало участие десятьдетей шестилетнего возраста.
В соответствии с поставленнымизадачами было проведено исследование — по определению уровня развития образной памяти; исследование эффективности произвольнойи непроизвольной памяти, раскрытие индивидуальных особенностей образной памятиу детей дошкольников.
Исследование состояло из 1. Определенияуровня развития образной памяти у дошкольников и оценки воспроизведения детьмигеометрических фигур и изображения предметов;
2. Исследование эффективностипроизвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников.
В эксперименте принимало участие10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Анализ результатов показал, достаточнобольшой разброс результатов.
На основании проведенныхэкспериментов сформирован вывод, что у детей шестилетнего возраста образнаяпамять является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит отсодержания запоминаемого материала и индивидуальных особенностей развития уребенка приемов запоминания. Также выявлен постепенный переход отнепроизвольного к произвольному запоминанию.
Приложение
Таблица 1. Результаты изученияуровня развития образной памятиИмя ребенка Возраст
Количество баллов Аня 6,5 17 Дима 6,8 21 Илья 6,1
15 Инна 6,9 22 Лёва 6,3 19 Матвей 6,9 22 Маша 6,4 20 Наташа 6,2 18 Полина 6,4 21 Эдгар 6,5 21
Показатели по группе 6,5 20
Таблица 2. Результатыизучения объема образной памяти в тестировании при воспроизведениигеометрических фигурИмя ребенка Возраст Круг Треугольник Квадрат Прямоугольник Звезда Крест
Результат Аня 6,5 + + + + 4 Дима 6,8 + + + + 4 Илья 6,1 + + +
3 Инна 6,9 + + + + + 5 Лёва 6,3 + + + + 4 Матвей 6,9 + + + + + + 6 Маша 6,4 + + + + 4 Наташа 6,2 + + +
3 Полина 6,4 + + + + 4 Эдгар 6,5 + +
2
Таблица 3. Результатыизучения объема образной памяти в тестировании при воспроизведении изображенияпредметовИмя ребенка Возраст Машина Птица Рыбка Собака Кошка Кровать
Результат Аня 6,5 + + + + + + 6 Дима 6,8 + + + + + + 6 Илья 6,1 + + + + + 5 Инна 6,9 + + + + + + 6 Лёва 6,3 + + + + + 5 Матвей 6,9 + + + + + + 6 Маша 6,4 + + + + + + 6 Наташа 6,2 + + + + + 5 Полина 6,4 + + + + + + 6 Эдгар 6,5 + + + + + 5
Пример 1. Протокол изученияуровня развития образной памятиИмя ребенка Вопрос N 1
Количество баллов Аня 1 Дима 2 Илья Инна 3 Лёва 1 Матвей 3 Маша 2 Наташа 1 Полина 2 Этгар 1
Пример 2. Прототипы используемыхизображений в исследовании
Изображения часов, ножниц,телефона, карандаша, самолёта и письма.
@E F QI J
Изображения машины, птицы,рыбки, собаки, кошки и кровати
óôõöã
Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, звезда, крестlsnzH:
2. Результатыисследований эффективности произвольной и непроизвольной памяти старшихдошкольников.
Таблица 4. Исследованиеэффективности непроизвольного и произвольного запоминания у детей 6-7лет№ фамилия имя ребенка Непроизв. Произв. 1 Аня В В 2 Дима В С 3 Илья С Н 4 Инна В С 5 Лева С С 6 Матвей В В 7 Маша С В 8 Наташа В С 9 Полина В С 10 Этгар С С ИТОГО по группе В С
В — высокий балл, С — средний балл, Н — низкий балл.
/>Литература
1. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. — М.: Просв.,1964.
2. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. — М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. — 1008с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. — М.: 1988, 156с.
4. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. — Мн.: 1989.
5. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2, — М.: 1981
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитиечеловека от рождения до поздней зрелости. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 464с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития,детство, отрочество. — М.: Издательский центр Академия, 1997.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений,- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования — 608с.
9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогическогообразования / Сост.Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, — 448с.
Список дополнительной литературы
10.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.
11.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М.Забродина. — М.: Прогресс, 1980.
12.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственноеразвитие в процессе обучения. — М.: Л., 1935.
13.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. — М.: 1999,- 373с.
14.Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. — М.: мир, 1992.
15.Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М.: Тривола,1995
16.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд. АПН РСФСР. — М.: 1961.
17.Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальнойи прикладной психологии. — СПб.: Питер, 2000, — 289с.
18.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: 1994.
19.Макселон Юзеф. Психология. — М.: Просвещение, 1998, — 425с.
20.Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. — М.: Просвещение, 1994,- 235с.
21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998.
22.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М.: 1995.
23.Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1966.
24.Ясперс Карл. Общая психопатология. — М.: Практика, 1997, — 218с.
/>25. 16. ФадинаГ.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшегодошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов:«Николаев», 2004. — 68 с.
Интернет-ресурсы
26.Официальный сайт факультета психологии МГУ: www.psy. msu.ru
27.Неофициальный сайт факультета психологии МГУ: www.flogiston.ru
28. Портал«Psychology.ru»: www.psychology.ru
29.Электронная библиотека портала Auditorium.ru: www.auditorium.ru