Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретическаячасть…………………………………………………….5
1.1. Образ исознание……………………………………………………………..5
1.2. Образ педагога в сознанииучеников……………………………..………...9
1.3. Структура и содержание образапедагога дополнительного образования в сознании учеников……………………………….................................................11
1.4. Методы изучения образа педагогадополнительного образования в сознании подростков……………………………………….……………………13
Глава 2. Экспериментальнаячасть……………………………………………..17
2.1. Образ педагога дополнительногообразования в сознании подростков……………………….…….…………………………………………17
2.1.1. Характеристика объектаисследования. Состав групп тестируемых подростков………………………………………………………………………..17
2.1.2. Проведение исследованияпедагога дополнительного образования в сознании подростков по методикеСОЧ(И)……………………………… ….....18
2.2. Обработка и интерпретацияполученных данных………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список источниковлитературы………………………………………………...35
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение2…………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………………………………………………….39
Приложение4…………………………………………………………………….40
Приложение 5…………………………………………………………………….41
Приложение6…………………………………………………………………….42
Приложение7…………………………………………………………………….43
Приложение8…………………………………………………………………….44
Приложение9…………………………………………………………………….45
Приложение10…………………………………………………………………...46
Приложение11…………………………………………………………………...47
Приложение12…………………………………………………………………...48
Введение
Данная курсовая работапредставляет собой исследование образа педагога дополнительного образования всознании подростка с использованием различных методик психологическихисследований.
Степень разработанности этоговопроса является достаточно высокой. Изучением имиджа преподавателя, образапедагога в сознании учащихся различного возраста занимались Л.М. Митина, В.М.Шепель, Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков, Н.в. Кузьмина, А.И. Щербаков и другие.
Актуальность работыопределяется тем, что в настоящее время должность педагога дополнительногообразования является востребованной. Она способствует гармоническому,разностороннему развитию подростков, формирования у них дополнительных навыкови умений, в том числе навыков общения.
Во время, когда ученикичасто подвергаются психологической зависимости от компьютерных и азартных игр,рискуют в меру своей незанятости подвергнуться более серьезному недугу, как-тоалкоголизм или наркомания, когда возрастает уровень криминального поведениясреди подростков, очень важно организовать досуг ребенка. Для это создаютсякружки, внеклассные организации, занятиях в которых проводятся педагогамидополнительного образования. Важно понять, как подростки воспринимают этогочеловека, в чем они видят позитивные и негативные стороны его образа.
В процессе работыиспользуются материалы из отечественных библиографических источников. С нимиможно ознакомиться в списке источников литературы.
Объектом исследования являетсясознание испытуемых подростков.
Предмет исследования –выявление вербальных и невербальных представлений подростков об образе педагогадополнительного образования, интерпретация полученных данных.
Цель данной работы –проанализировав результаты исследований
психологических методиквыявить особенности в образе педагога дополнительного образования у подростков,в зависимости от половых, возрастных, поведенческих и других классификационныхпризнаков.
Передо мной, как авторомработы стоят следующие задачи:
1. Охарактеризоватьобраз и сознание в психологической науке;
2. Описать образпедагога дополнительного образования в сознании подростков;
3. Привестиструктуру и содержание образов педагога в сознании детей;
4. Датьхарактеристику методам изучения образа педагога дополнительного образования всознании детей;
5. Вэкспериментальной части привести примеры психологических методик исследования образапедагога в сознании подростков, в том числе применить метод структура образачеловека (иерархической) В.Л. Ситникова — СОЧ (и), метод «20 определений»,контент-анализ и психогеометрический тест С. Делингера,математико-статистические методы обработки;
6. Обработать иинтерпретировать полученные данные исследований;
7. Оформить работусогласно стандартам.
Методология исследованиявключает в себя, вышеперечисленные методы СОЧ (и) В.Л. Ситникова, метод «20определений» и методику психогеометрических тестов с Делингера.
Главная задачаматематической статистики — изучение данных путем выборочных оценок из двухгрупп тестируемых подростков: оценивание параметров и проверка статистическихгипотез, сформулированных в ходе психологического исследования.
Содержание работывключается в себя введение, две главы, первая из которых теоретическая, авторая практическая, исследовательская, заключение и список источниковлитературы, из которых был почерпнут материал для написания работы.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Образ исознание
В самом общем видесознание можно охарактеризовать как человеческую способность субъективного(внутреннего духовно-интеллектуального) усвоения внешнего мира и самого себя.
Непосредственный контактс внешним миром человек осуществляет с помощью чувств. В результате этогоконтакта в его сознания возникает образ какого-либо объекта — фрагментадействительности. Процедура образования такого образа, то есть сгустка разногорода информации об объектах реальности, называется восприятием.
Восприятие служит основойсознания. Процесс почти мгновенного свертывания чувствительных данных обобъекте в целостный образ этого объекту во многом еще непонятен.
Образ — это результатнаправленности внимания человека на внешний объект. В данном процессе человекне сосредоточивается на себе, хотя неявно и дает себе отчет в своем отличии отобъекта.
Самосознание проявляетсятогда, когда человек понимает, что образ внешнего объекта формируется не толькоэтим объектом, но и воспринимающим «Я». Акт осознания объектавнешнего мира сопровождается актом осознания собственного участия в этомпроцессе. Таким образом, человек не только отображает внешний объект, но иодновременно понимает, что этот именно он создает образ объекта и наделяет егосмыслом. Без самосознания, которое предусматривает формирования «Я»,то есть состояния выделения данного человека из остального мира, сознание невозможно.[3]
Содержание сознаниячеловека становится достоянием других людей лишь тогда, когда он выраженвнешне, при помощи языка.
Язык — это системазнаков, используемая людьми в процессе познания, общения, а также хранения ипередачи информации. Выделяют естественную систему знаков (звук, жест, мимика ит.п.) и специально созданную людьми искусственную систему знаков (язык, музыка,живопись, математика и т.п.). Одной из обязательных условий возникновенияиндивидуального сознания есть включения человека в мир языка. Причем, чембогаче содержание сознания, тем больше человеку нужно языковых знаков для еговыражения.
Любой отдельный человек,индивидуум есть носителем сознания. И потому его сознание уникально ииндивидуально. Однако в индивидуальном сознании всегда есть некотороесодержание, общее для отдельных групп или для всех людей. Он формируетсястихийно, так как каждый человек принадлежит к определенной профессии, классу,нации, человечеству в целом, и выражает наличие в индивидуальном сознаниичеловека общих с другими людьми потребностей, интересов, установок, целей.Такой общее, сверхиндивидуальное, и соответственно, безличное содержаниесознания называется общественным (или общественным сознанием). Общественноесознание, выражая интересы определенной социальной группы людей, имеетконкретно-исторический характер, то есть изменяется с течением времени.
Человек рождается вобществе, которое имеет определенный уровень развития. И поэтому формированиеиндивидуального сознания осуществляется преимущественно, за счет усвоения этимчеловеком разнообразной информации, накопленной общественным сознанием.[4]
Сознание человека — сложное и многогранное явление. Свидетельством этой сложности является егоструктура. К ней необходимо отнести такие элементы:
а) психическое (несознательное,подсознательное);
б) самосознание (оценкасамого себя, самоконтроль);
в) мышление(абстрагирования, познание, язык);
г) целеустремленность(постановка человеком целей, прогнозирование их результатов);
д) мировоззрение(синтетический показатель уровня сознания).
Сознание, как и познаниев целом, реально существует с помощью языка.
Простейшие живые существапри возбуждении структур памяти внешними влияниями не воссоздают психическогообраза: они отвечают на влияние «всем телом». У более сложных организмовдействия образовывают многоступенчатую структуру. С появлением мозга человекаона вырисовывается все четче: появляется определенная иерархия уровней, авершиной этой иерархии становится человеческая деятельность. Активность верхнихуровней создает «смысловую структуру» действий, предоставляет имосмысленный характер.
Познание отображаетдействительность в форме образов. Образ является формой и продуктомсубъективного, идеального отображения объективной реальности в сознаниичеловека. Образы по своему смыслу отвечают предметам, явлениям, которые ониотображают. Результатом познания есть субъективный образ объективного мира.
В сознании человекаформируется образ мира, образ собственного «Я» и образы других людей. Можновыделить шесть основных типов понятия «образа»: «образ — обобщение», «образ — эталон», «образ — отражение»,«образ — ориентир», «образ — проекция», «Я — образ». Обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» — Я впрошлом, ныне, в будущем; среди других, как организм, как индивидуальность, какчлен общества).
Основным познавательнымотношением является схема «образ — предмет». В широком значении словаобразом называют состояние сознания, которое в процессе познания определеннымобразом связанно с объектом. Примером образа могут быть ощущения, абстракции,теории, картина мира.
По отношению к степенямпознания образы делятся на чувствительные и рациональные. По отношениям кобъекту познания они делятся на образы-знания, образы-проекты, образы-ценности.Первые из них отображают объективную реальность, вторые — условные конструкции,которые должны быть воплощены на практике, третьи проявляют потребности иидеалы субъекта.
1.2. Образпедагога в сознании учеников
Поведение участникапедагогического процесса во многом зависит от ощущения красоты, добра,справедливости, правды, любви, достоинства, свободы. Каждый ученикиндивидуально воспринимает и отображает в своем сознании мир, ощущает, понимаети объясняет его, сознает свое место в нем, формирует свое мировоззрение, своемировосприятие, свое мироощущение, свое общение с окружающими. Внешний мирчерез органы чувств вызывает у ученика удовлетворение или страдание, иотдельные мгновенные впечатления могут превратиться в продолжительныепереживания, приятные или наоборот, вызвать радость или грусть, побуждать кактивным действиям. Восприятие учеником внешнего мира в виде образов, мыслей,представлений, рациональных суждений пронизано эмоциями, чувствами,переживаниями: субъективное восприятие внешнего мира есть «живим»,эмоционально окрашенным, зависит от расположения духа, желаний, во многом определяетсяситуационностью.
Педагогдополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей,развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует составучастников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, закоторое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
Также педагогучаствует в разработке и реализации образовательных программ, несетответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.
Особенностьюработы педагога дополнительного образования также является выявление творческихспособностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивыхпрофессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые,культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительногообразования.
Кроме всего прочегопреподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности,участвует в методических конференциях. Как мы видим обязанности педагогадополнительного образования довольно обширные. Помимо обычных педагогическихзадач он также призван развивать творческую сторону детской личности,способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.
Соответственно и образпедагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широкимспектром признаков.
Центры дополнительногообразования на базе школ — явление в педагогической практике не новое.Значительное распространение оно получило в так называемых микрорайонныхшколах, которые с развитием вариативной системы образования столкнулись соттоком ученического контингента. Создания самостоятельных центров со своейкадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных,рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разныхкатегорий учеников, в том числе для учеников с проблемами. Возможности центровдополнительного образования на базе школ в достижении новых результатов состоятв их ориентации на решение проблем всей школы, учеников, вне зависимости отвозраста, меры успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, центрыдополнительного образования детей, которые работают непосредственно на базешкол, в сущности, есть центрами быстрого реагирования на запросы учеников,имеющиеся у них проблемы.[10]
Независимо от возраста,пола и успеваемости подростки обращают внимание на такие характеристикипреподавателя как: много знает – 76%; чуткий и внимательный – 74%; трудолюбивый– 73%; добрый, справедливый – 72%; интересно, от души объясняет – 69%; приобъяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь – 61%; с веселым характером– 61%; не жалуется родителям – 58%; во время перемен с нами – 38%.[7]
У старшеклассниковоценочные требования к учителю выше. Они больше обращают внимания на моральныекачества и интеллектуальные способности педагога, его способность кполноценному взаимодействию.[2]
Педагог дополнительногообразования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своейработой. Подразумевается, что он творчески подходить к образованию и стараетсявыявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточностьвнимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологическийобраз дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативныеобразы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объяснятьсянегативным личным опытом учеников.
1.3. Структура и содержание образа педагога дополнительногообразования в сознании учеников
Структура, то есть внутреннееустройство психологического представляет собой содержание образа, разделенныена отдельные взаимосвязанные части.[6]
Образ педагогадополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет своюструктуру и особенности содержания (рис. 1).
Подростки в первуюочередь обращают внимание на культуру, эрудицию, педагога уровень егопрактических умений. Также в образе учеников сразу возникают такие компонентыкак принципиальность, требовательность воспитателя, отношение преподавателя ксвоей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога:его чуткость, внимание, такт.
Структура и содержаниеобраза педагога дополнительного образования
Рисунок 1
/>
На основе этого вструктуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия,одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоциональноговосприятия этого человека.
Содержание всеххарактеристик в совокупности формирует систему отношений к образу педагогадополнительного воспитания в сознании учеников.
Восприятия подросткаболее целенаправленное, планомерное и организованное, чем восприятия младшегошкольника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своейповерхностностью.[8]
Внимание учениковсреднего школьного возраста специфично, выборочно: интересные уроки или делаинтересуют учеников, и они могут подолгу сосредотачиваться на одном материалеили явлении. Но легкая возбужденность, интерес к необыкновенному частостановиться причиной переключения внимания. В связи с этим для подростка важноумение педагога передать свои навыки и знания.[16]
Мышления в подростковомвозрасте становится более систематизированным, последовательным, зрелым.Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношения междуконкретно-образным и абстрактным в пользу последнего. Подросток начинаетанализировать личность педагога и мотивы его действий, создаваемый образприобретает критические черты.
1.4. />Методы изучения образа педагогадополнительного образования в сознании подростков
Для исследованияпсихологического образа педагога дополнительного образования в сознанииподростков в работе будут использоваться методика структуры образа человека (иерархическая)СОЧ(И), разработанная В.Л. Ситниковым, методика 20 определений М.Куна и Т.Макпартленда и психогеометрический тест С. Делингера.
Проективная методикаанализа и интерпретации «СОЧ(И)» — структура образа человека(иерархическая) основывается на двух других методиках: «20 — высказываниях» (М. Кун и Т. Макпартлэнд, 1954 г.) и «Психогеометрическом тесте» (С. Делингер,1989 г.). Соответственно, методика«СОЧ(И) состоит из 2 частей: вербальной и невербальной.
Вербальная часть методики „СОЧ(И)“ дает возможностьсбора вербальной, то есть в той или иной степени осознаваемой информации.
Невербальная частьпозволяет получить данные об интуитивной, «мало осознаваемой, невербализованнойи неструктурированной группе представлений о человеке. Методика „СОЧ(И)“относится к группе проективных методик, для которых характерен глобальныйподход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Тест М.Куна и Т.Макпартленда представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированногосамоописания с последующим контент-анализом. По замыслу авторов, испытуемыйдолжен в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный ксамому себе: „Кто Я такой?“ Спонтанные ответы записываются в любойпоследовательности независимо от логики и грамотности. Теоретической основойсоздания данного теста является разработанное М. Куном понимание личности,операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос»Кто Я такой?", обращенный к самому себе (или обращенный к человекувопрос другого лица «Кто Вы такой?»). В данном случае методика «20 высказываний"в составе «СОЧ(И)» модифицирована в методику «20определений» применительно к изучению образа педагога дополнительногообразования в сознании подростков.
Обработка ответов пометодике «20 определений...» проводится методом контент — анализа. Входе данного анализа выделяются три группы характеристик:
1 Отражающие объективныеили субъективные представления об образе педагога: «К» Объективные (человек,сестра) конвенциональные, общепринятые. Субъективные характеристики (добрый,умный, злой и т.п.)
2.0тражающие разныестороны личности: «Т» телесно — физические (высокий, худой), «Э» Эмоционально — личностные (веселый, грустный), «В» Личностно — волевые (упорный,целеустремленный), «И» Интеллектуально — творческой сферы личности(эрудированный, внимательный, умный), «С» Особенностей поведения личности каксубъекта взаимодействия (помощник, друг), «Д» Поведения личности как субъектадеятельности (труженик, лентяй), «П» Поведение личности, (активный,независимый).
3. Характеристики,отражающие отношение подростков к педагогам дополнительного образования: Как кобъекту воздействия (учитель, знакомый); Как к субъекту межличностных отношений(собеседник, лидер, организатор).
Проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989г.
Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — Я» (или ту, которая первой привлекла внимание).
Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых стимулов:
1. «Квадраты» — люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны. Старательность, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, которое разрешает добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области.
2. «Прямоугольники» — люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Быстрые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника часто смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо.[1]
3. «Треугольники» — люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Треугольники, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются мыслителями с развтым левым полушарием мозга. Способны глубоко и быстро анализировать ситуации. Тем не менее, в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы.
4. «Зигзаги» — люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления — синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.
5. «Круги» — люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность — люди, их благополучие.
Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.
Также при помощи перечисленных фигур можно нарисовать психогеометрические портреты других людей, например педагогов дополнительного образования.
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. Образ педагога дополнительного образования в сознании подростков
2.1.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы тестируемых подростков
В теоретической части были сформулированы понятия сознания и психологического образа, а также рассмотрены особенности восприятия образа педагога в частности педагога дополнительного образования в сознании подростков, описаны методики исследований образа.
В данной главе необходимо применить приведенные выше методики исследований для определения образа педагога дополнительного образования в сознании подростков и сопоставления официальных данных, характеризующих образ педагога в сознании подростков с полученными в ходе исследования.
В исследовании принимают участие 12 подростков, причем шесть из них девочки, другие шесть – мальчики. Для их обозначения принято применение типичных русских фамилий.
Средний возраст участников составляет 12,8 лет. Самым младшим участникам по 11 лет, старшим по 15 лет. Собраны учащиеся общеобразовательных школ, школы-интерната и гимназии с разными формами обучения.
Среди них одна сирота, полусирота и те, кто воспитываются другими родственниками. Также отобраны дети с разной успеваемостью, посещающие и не посещающие внеклассные организации.
Исследование проводится в специальном помещении. Раздаточный материал представляют тексты с заданиями (приложение 12) и бланки протоколов.
2.1.2. Проведение исследования образа педагога дополнительного образования в подростков по методике СОЧ(И)
Начало исследований по методике СОЧ(И) структуры образа человека (иерархической) включает модифицированную методику «20 определений». Подросткам, девочка и мальчикам, выдается бумага и перед ними ставится задание объяснить значение слова «педагог дополнительного образования» простыми или сложными словами, определениями из нескольких слов. Так, чтобы каждое определение раскрывало лишь одно свойство этого человека. Участникам исследования необходимо объяснить, что ответы пишутся быстро, располагаются в том порядке, в каком они мысленно возникают.
Время выполнения задания не должно превышать пяти минут для детей старше 13 лет, 7-8 минут – для детей до 13 лет.
Обработка ответов по методике «20 определений»осуществляется методом контент-анализа. В структуре представлений об педагогедополнительного образования нужно выделить несколько групп характеристик, вбазовом варианте методики включающих девять категорий определений учителя:
— Конвенциональные, общепринятые характеристики (человек, сестра,мужчина и т.п.) — условное обозначение «к»;
— Телесно-физические характеристики (высокий, худой и т.п.) — условное обозначение «т»;
— Эмоционально-личностные характеристики (тактичный, веселый,приветливый и т.п.) — условное обозначение «э»;
— Личностно-волевые характеристики (упорный, обладающий силойволи, целеустремленный и т.п.) — условное обозначение «в»;
— Характеристики интеллектуально-творческой сферы личности(умный, эрудированный и т.п.) — условное обозначение «и»;
— Характеристики особенностей поведения личности как субъектавзаимодействия (собеседник, требовательный и т.п.), социальные характеристики — условное обозначение «с»;
— Характеристики особенностей поведения личности как субъектацеленаправленной деятельности (трудолюбивый, ленивый, учит, преподает и т.н.),деятельностные характеристики — условное обозначение «д»;
— Характеристики особенностей поведения личности,проявляющиеся в деятельности, не связанной с взаимодействием (активный,серьезный и т.п.), поведенческие характеристики — условное обозначение«п».
— Метафорические характеристики (светоч, проводник и т.п.) — условное обозначение — «м».
Одну характеристику можно отнести к нескольким (обычно неболее чем к трем) категориям, например: выделяет любимых учеников – «с», «э».
Исходя из конкретных особенностей исследования, можно дополнительноформировать и другие категории, например: гендерные (маскулинные, фемининные,андрогинные),
Характеристикам каждой группы, присваивается своя модальность, позитивная, негативная или амбивалентная (табл 1.). Результаты исследований фиксируются в протоколах (приложения).
Форма протокола свободная, но в нем обязательно должны присутствовать дата, организация (предприятие), принадлежность объекта исследований той или иной структурной единице (группа, класс, отдел и т.д.), имя объекта (фамилия, имя, отчество), его должность (учащийся, преподаватель, старший кассир и т.д.). В протоколе могут быть зафиксированы и другие сведения об объекте, важные для последующей интерпретации.
После заполнения определений участниками в протоколах, проводится первичная обработка записей. Определяется группа характеристик и ее модальность. Для примера, приведем первую часть бланка первого протокола (табл. 2).
Модальность характеристик психологического образа
Таблица 1
Модальность Модальность
Позитивная (положительная)
Негативная (отрицательная)
Амбивалентная (нейтральная)
Пример
Рассказывает много интересного, терпелив, приветлив, помогает,
чуткий,
справедливый
Не интересно преподает,
ленивый,
рассеянный,
непунктуален,
нетерпелив,
раздражителен,
невнимателен
Наставник, учитель, мужчина, женщина,
очень занят,
усталый,
молод,
задумчив
Условное обозначение
+
-
=
Итак, можно убедиться, что по результатам протокола первого преобладает положительная модальность. В протоколах № 3, 5, 6, 8, 10, 11 и 12 наблюдается схожая ситуация (приложения 1-11). Но, протоколы № 4, 7, 9 передают негативный вербальный образ педагога дополнительного образования.
Далее во второй части протокола составляется «психогеометрический портрет».
Подросткам, участникам исследования, предлагается последовательно нарисовать пять геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, зигзаг и треугольник. При этом каждой геометрической фигуре соответствуют воображаемые черты образа педагога дополнительного образования.
В инструкции детям необходимо объяснить, что фигура выражает не внешнее сходство, а внутреннюю сущность педагогов. В первую очередь рисуется та фигура, которая наиболее соответствует психологическому портрету человека, далее та, которая меньше подходит к этому образу и так
Первая часть бланка первого протокола метода СОЧ(И)
Таблица 2
Ф.И. – Егорова А.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 5-а класса СОШ. Другие данные – 11 лет, живет с родителями, занимается в кружке рукоделия, отличница.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Учит после уроков
д, с
=
2
Рассказывает много интересного
д, с
+
3
Спокойнее других учителей
п
=
4
Улыбчив
э
+
5
Терпелив
в
+
6
Помогает установить контакт с одноклассниками
с
+
7
Часто хвалит
с
=
8
Умный
и
+
9
Умелый
и
+
10
Не опаздывает
п
+
11
Любит учеников
э
+
12
Устраивает экскурсии
д
=
13
Разрешает уйти раньше
с
=
14
Хорошо объясняет
д, с
+
15
Трудолюбивый
д
+
16
Пожилой
к
=
17
Умеет слушать
с
+
18
Иногда не дисциплинирует
с
-
19
Не выделяет учеников
с
+
20
Собран
п
+
далее по убывания. Последняя геометрическая фигура, по мнению участников, будет наименее соответствовать характеру педагога дополнительного образования в ее представлении.
Психологическая трактовка геометрических фигур приводится в теоретической главе.
Пример заполнения второй части бланка методики СОЧ(И) показан в таблице 3.
Индивидуальные психогеометрические образы педагога дополнительного образования в сознании подростков; вторая часть первого протокола
Таблица 3
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Номер фигуры
1
2
3
4
5
Результат
2
1
4
5
3
Из таблицы третей видно, что участница Егорова А первым для построения психогеометрического портрета педагога дополнительного образования выбрала квадрат, стоящий под номером два, затем круг, под номером один, зигзаг, под номером четыре, треугольник, под номером пять и прямоугольник, что под номером три.
Исходя из этого в психогеометрическом портрете педагога, составленном Егоровой доминируют трудолюбие, прилежность, ответственность, исполнительность и доброжелательность человека. С меньшей вероятностью, по мнению, Егоровой педагогу дополнительного образования присущи лидерство и целеустремленность. Совсем или очень мало в ее образе педагога присутствуют такие черты, как непоследовательность, неуравновешенность.
В сводной таблице проставляются фамилии участников и номера избранных ими фигур в последовательном порядке (табл. 4).
При составлении словесного портрета образа педагога дополнительного образования в сознании подростков обработка «сырых» данных оформляется виде таблицы, в которую заносятся количество определений, попадающих в каждую классификационную группу (таблица 5).
Таким образом, определяется структура вербальной составляющей образа педагога дополнительного образования в сознании подростков.
Индивидуальные психогеометрические образы педагога дополнтельного образования
Таблица 4
Участники
Результаты
Егорова А.
2 1 4 5 3
Фролов Б.
3 4 2 1 5
Макарова В.
2 5 4 1 3
Степанов Г.
3 5 2 4 1
Кириллова Д.
1 2 4 5 3
Алексеев И.
5 2 1 4 3
Романова К.
4 3 5 1 2
Дмитриев Л.
5 2 4 1 3
Павлова М.
3 2 5 1 4
Федоров Н.
2 4 5 1 3
Гаврилова О.
5 4 2 1 3
Протасов П.
5 3 2 4 1
По данным теста «20 определений» можно построить график спектров образа педагога дополнительного образования в сознании подростков, принимающих участие в исследовании. Для этого строится шкала характеристик и шкала баллов. Спектры вербального составляющей анализа составляются в форме кривых. Каждая кривая, помеченная определенным цветом, соответствует словесному портрету одного участника, образованному теми баллами, которые были получены в результате обработки первой части ее протокола.
Как мы можем заметить на рисунке 2, чаще всего тестируемые подростки давали понятию «педагог дополнительного образования» определения, касающиеся социальных, поведенческих характеристик, личностных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных признаков педагога.
Структура вербальной составляющей образа педагога дополнительного образования
Таблица 5
Респонденты
Характеристики
Модальность
к
т
э
в
и
с
д
п
прочие
+
-
=
Егорова А.
1
2
1
2
9
5
3
13
1
6
Фролов Б.
2
1
1
1
4
8
8
1
1
6
1
13
Макарова В.
1
2
2
3
8
5
4
14
1
5
Степанов Г.
1
5
1
8
7
3
1
11
8
Кириллова Д.
3
5
4
5
7
3
16
4
Алексеев И.
4
3
3
4
5
2
3
1
13
7
Романова К.
1
4
1
4
7
4
2
1
6
9
5
Дмитриев Л.
2
2
1
3
7
3
7
1
13
2
5
Павлова М.
2
1
3
1
1
3
6
6
2
3
8
9
Федоров Н.
1
1
1
8
5
4
4
13
7
Гаврилова О.
4
4
2
5
2
1
5
1
18
2
Протасов П.
2
5
5
3
7
2
4
12
5
3
Дальше следуют характеристики деятельностные, общепринятые и физические. Совсем отсутствуют метафорические признаки.
Так, на примере Егоровой А. на рисунке 2, мы видим, что в числе ее определений главенствующее место занимают социальные и деятельностные характеристики образа педагога дополнительного образования. В меньшей мере она склонна обращать внимание на поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные признаки педагога. Схожие спектральные графики образа педагога дополнительного образования и у Макарова В., Степанова Г., Романовой К., Дмитриева Л.
В графиках Кирилловой Д., Степанова Г., Романовой К., Гаврилова О. сделан акцент на эмоциональных характеристиках, в то время как волевые и поведенческие показатели образа снижены.
График спектров образа педагога дополнительного образования в сознании подростков
Рисунок 2
/>
Когнитивные, деятельностные и интеллектуальные характеристики более выражены у Фролова Б., Павловой. М., Федорова Н, и Протасова П. В то время как телесные и конвенциальные показатели шкалы отсутствуют или очень занижены у всех подростов. Наиболее гармонично выглядят графики Алексеева И., Павловой М. и Гавриловой О.
Похожим образом анализируются и данные психогеометрического теста С Делингера, как составляющей методики СОЧ(И). Данные второй части протоколов тестируемых подростков обрабатываются в сводной таблице (табл. 6) и по их результатам строится спектральный график психогеометрического образа педагога дополнительного образования.
Затем на основании исследований составляются сводные таблицы «сырых» данных по методике «20 определений» (группа девочек-подростков об образе педагога и группа мальчиков-подростков об образе педагога) (табл. 7) и сводная таблица по психогеометрическому тесту (аналогично).
Индивидуальные психогеометрические образы педагога дополнительного образования
Таблица 6
Респондент
Квадрат
Треугольник
Прямоугольник
Круг
Зигзаг
Егорова А.
1
4
5
2
3
Фролов Б.
3
5
1
4
2
Макарова В.
1
2
5
4
3
Степанов Г.
3
2
1
5
4
Кириллова Д.
2
4
5
1
3
Алексеев И.
2
1
5
3
4
Романова К.
5
3
2
4
1
Дмитриев Л.
2
1
5
4
3
Павлова М.
2
3
1
4
5
Федоров Н.
1
3
5
4
2
Гаврилова О.
3
1
5
4
2
Протасов П.
3
1
2
5
4
Средний балл, характеризующий интенсивность проявления того или иного компонента структуры образа педагога в исследуемой группе, вычисляется как частное от деления суммы баллов на количество детей, сформировавших эту группу.
Кроме среднего балла определить и нужно также определить его среднее квадратическое отклонение (СКО) — параметр устойчивости оценки среднего балла.
Психогеометрические образы педагога дополнительного образования
Рисунок 3
/>
Его определяют по формуле 1:
/>(1)
где N – количество участников в группе,
i – номер подростка в списке,
Х1 – балл первого подростка,
Хˉ — средний бал в группе,
Σ – символ сложения означающий результат сложения:
/>
Рассчитаем среднеквадратическое отклонение для конвенциальных характеристик в группе подростков-девочек:
/>
Структура вербальной составляющей образа педагога дополнительного образования в группе подростков-девочек
Таблица 7
Девочки
к
т
э
в
и
с
д
п
+
-
=
Егорова А.
1
2
1
2
9
5
3
13
1
6
Макарова В.
1
2
2
3
8
5
4
14
1
5
Кириллова Д.
3
5
4
5
7
3
16
4
Романова К.
1
4
1
4
7
4
2
6
9
5
Павлова М.
2
1
3
1
1
3
6
6
3
8
9
Гаврилова О.
4
4
2
5
2
1
5
18
о
2
Сумма баллов
9
1
18
12
19
34
28
23
70
19
31
Средний бал
1,5
0,17
3
2
3,17
5,67
4,67
3,83
11,67
3,17
5,17
СКО
-0,004
-0,004
-0,004
-0,004
0, 004
-0,004
-0,004
-0,004
Подобным образом рассчитываются показатели среднеквадратического отклонения и других характеристик. Аналогично оформляется и рассчитывается таблица для группы подростков-мальчиков (табл 8).
Среднеквадратическое отклонение позволит провести сравнение результатов проявления того или иного качества в различных группах с использованием математико-статистических методов (например, критерия Стьюдента).
t-критерий Стьюдента — общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках.
Структура вербальной составляющей образа педагога дополнительного образования в группе подростков-мальчиков
Таблица 8
Мальчики
к
т
э
в
и
с
д
п
+
-
=
Фролов Б.
2
1
1
1
4
8
8
1
6
1
13
Степанов Г.
1
5
1
8
7
3
1
11
8
Алексеев И.
4
3
3
4
5
2
3
13
7
Дмитриев Л.
2
2
1
3
7
3
7
13
2
5
Федоров Н.
1
1
1
8
5
4
4
13
7
Протасов П.
2
5
5
3
7
2
4
12
5
3
Сумма баллов
12
1
17
12
22
40
26
22
58
19
43
Средний бал
2
0,17
2,83
2
3,67
6,67
4,33
3,67
9,67
3,17
7,17
СКО
-0,004
0, 004
-0,004
-0,004
0,004
-0, 004
-0,004
-0,004
-0,004
Предположим, мы поочередно сравниваем показатели характеристик образа педагога дополнительного образования в имеющихся двух группах подростков. Есть две гипотезы:
N0: средние значения уровня интеллектуальных характеристик в обеих выборках не различаются,
N1: средние значения уровня интеллектуальных характеристик в обеих выборках статистически различаются.[18]
В данном случае для получения эмпирического значения t-критерия используется следующая формула (2) :
/>
где М1, М2 – средние арифметические характеристик,
b1, b2 – стандартные отклонения,
N1, N2 – размеры выборок.
/>
Мы берем величину р равную 0,95, тогда согласно таблицам расчета критерия Стьюдента, стандартное отклонение составляет 0,36
Степень свободы — df=N1+N2-2= 6+6-2=10
0,125
Полученное эмпирическое значение t-критерия не превышает стандартное, значит, N0 гипотеза подтверждается и можно сделать вывод о том, что средние арифметические значения интеллектуальных характеристик образа педагога дополнительного образования в двух группах существенно не различаются.
Проведя дальнейший статистический анализ, расчеты которого не приводятся, чтобы не занимать много места в работе, можно сказать, что также статистически не различаются и все остальные показатели характеристик образа педагога, кроме показателей положительной и амбивалентной модальности.
Окончательным этапом обработки данных является частотный анализ характеристик образа, позволяющий выявить типичный обобщенный образ педагога дополнительного образования в сознании подростков.
Ниже приведен пример фрагмента частотного словаря характеристик образа педагога, составленного на основании имеющихся протоколов исследования по методике СОЧ(И).
Частотный словарь определений, использовавшихся различными респондентами, позволяет сделать выводы о глубинных (половых: возрастных и т.д.) основаниях образа педагога дополнительного образования в сознании подростков.
Аналогично приведенному примеру формируются частотные словари для обеих групп респондентов.
Частотный словарь характеристик образа педагога дополнительного образования в сознании подростков
Таблица 9
№ пп
к
т
э
в
с
п
другие
1
Наиме-нование
Кол-во
Наиме-нование
Кол-во
Наимено-вание
Кол-во
Наимено-вание
Кол-во
Наимено-вание
Кол-во
Наимено-вание
Кол-во
Наименование
Кол-во
Учи-тель,
5
Тихая
1
Весе-лый
2
Терпели-вый
2
Спра-вед-лив
2
Актив-ный
3
Мужчина
Женщина
2
2
2.2. Обработка и интерпретация полученных данных
Частичная обработка данных психологического исследования по методике СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова была проведена в предыдущем разделе. Мною были составлены протоколы теста «20 определений» М. Куна, Т. Макпартленда и психогеометрического теста С. Делингера.
По полученным мною данным, таблиц, графиков и расчетов можно прийти к выводу, что образ педагога дополнительного образования в сознании подростков в целом позитивен. Они действительно предъявляют к нему требования выше, чем к обычному педагогу. В представлении детей он компетентен, заинтересован работой, применяет современный, творческий подход и свободно устанавливает контакт с детьми. Особенно важными для подростков являются социальные, деятельностные и поведенческие характеристики образа, среди которых умение интересно преподавать, быть хорошим рассказчиком, собеседником и слушателем, внимательность, спокойствие, серьезность. Эмоциональные характеристики, стоят почти на одном уровне с интеллектуальными и личностно-волевыми, и включают веселость, приветливость, благожелательное отношение к ученикам и чуткость.
При этом показатели в группе девочек и мальчиков существенно почти не различаются. Мальчики подростки подходят более критично к педагогу дополнительного образования, особенно в старшем возрасте.
Среди негативных черт педагога дополнительного образования участники исследования образа называют неспособность поддерживать дисциплину в классе, не достаточный уровень старательности, пассивность, невнимательность негативные эмоциональные и личностные качества, как раздражительность, хитрость и тщеславность. Главным образом отрицательные характеристики образа встречаются у трех участников Степанова Г, учащегося 6-а класса, Романовой К., ученицы 7-б класса ООШ и Павловой М., ученицы 8-а класса ООШ. В первом случае подросток учится посредственно, посещает спортивную секцию, но мало участвует во внеклассных группах, вследствие недостаточной информированности, что способствует негативному образу педагога дополнительного образования.
Романова К., также не посещает мероприятий вне основного обучения, ее представление об образе педагога дополнительного образования вероятно образовано под влиянием чужого мнения, а не на личном опыте.
Павлова М., в настоящее время также не посещает кружки и организации дополнительного образования, хотя и так было не всегда. Вероятно, отрицательные черты в ее образе преподавателя сформированы под влиянием личного опыта и неблагоприятных семейных обстоятельств.
Нужно отметить, что у большинства подростков в сознании сформировался положительный образ педагога дополнительного образования, что свидетельствует об эффективности работы этих педагогов и удачном подборе кадров в большинстве учебных заведений.
В психогеометрическом портрете педагога дополнительного образования преобладают треугольники, квадраты и прямоугольники, что указывает на видение детьми педагогов, как энергичных, целеустремленных, честолюбивых, активных лидеров, трудолюбивых, склонных к анализу, рациональных наставников, хотя и немного непостоянных.
В меньшей степени в невербальной структуре образа присутствуют круги и зигзаги, то есть такие качества, как душевность и творчество, в представлении детей присущи педагога на так явно.
Подростки старшего возраста в своем образе делают акцент на компетентности педагога, его способностях психолога, современности, умение разбираться в насущных проблемах и соответствовать молодежи. Приписывание образу педагога амбициозности и тщеславия можно также отнести к современным тенденциям сознания старших подростков.[15]
Значительный уровень знаний педагога дополнительного образования оценили 50% тестируемых подростков, трудолюбие – 33%, чуткость, внимательность и справедливость – по 25%, помощь и веселый характер – соответственно – по 16,7%, и на последнем месте умение излагать материал- около 10%.
Как мы можем заметить, для педагога дополнительного образования личностные качества оказываются важнее уровня знаний. Возможно, это объясняется спецификой дополнительного образования, которое больше включает в себя практика и развитие социальных навыков учеников.
Заключение
В ходе проведенный работы мною был исследован образ педагога дополнительного образования в сознании подростков, на примере группы, разделенной на две подгруппы, из шести подростков-девочек и шести подростков-мальчиков, разного возраста, обучающихся в различных учебных заведениях, из разных семей, участвующих и не участвующих во внеклассных организациях.
В теоретической части были рассмотрены понятия сознания и образа педагога. Гипотетически предполагалось, что в сознании подростков преобладает позитивный образ, имеющий ряд дополнительных требований и ожиданий. Исследование по методике СОЧ(И) — структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова, показало, что 66 % респондентов имеют положительную преобладающую модальность психологического образа педагога дополнительного образования, около 17 % подростков нейтрально относятся к педагогам дополнительного образования, и столько же процентов детей нейтрально отрицательно смотрят на этих педагогов.
При этом негативные оценки преобладают у двух девочек и одного мальчика, не участвующих во внеклассных организациях и мало знакомых с педагогами дополнительного образования и их деятельностью.
Как, мальчики так и девочки одинаково предъявляют повышенные требования к социальным и деятельностным характеристикам педагога. Этот факт показывает, что они верно понимают цели и задачи работы педагога дополнительного образования и получают позитивной результат от занятий с ним.
Результаты исследований можно использовать для всестороннего развития педагогов дополнительного образования и информирования подростков об их работе.
Исходя из вышесказанного, цель выполнения курсовой работы достигнута.
/>Список источников литературы
1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров – М.: Знание, 1991. — 163 с.
2. Выготский Л. Педагогическая психология, — М.: Люкс, 2008. – 349 с.
3. Дельгадо Х. Мозг и сознание.- М.: Мир, 1971. — 264 с.
4. Денет. Д. Виды психики. На пути к пониманию сознания. Перевод с англ. А.Веретенникова. — М.:, Идея-Пресс, 2004.-184с.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. Спб., 2001. — 554 с.
6. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.- М. Наука, 1986. – 176 с.
7. Илюхина В. Учитель глазами своих учеников//Начальная школа. №11(646) 1-15.06.2008.
8. Крысько В. Психология и педагогика. Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега, 2005 .— 336 с.
9. Куликов Л.В. Психология сознания. – Спб.: Питер, 2001. — 480 с.
10. Лазарев B.C. Системное развитие школы. -М. Наука, 2002. – 207 с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с.
12. Личко А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. – 385 с.
13. Любимов В.В. Психология восприятия. Учебник. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.- 472 с.
14. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. – М.: Речь, 2004. – 392 с.
15. Обухова Л. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
16. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432с.
17. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский педагогический университет, Спб. Химииздат, 2001.
18. Титкова Л.С. Математические методы в психологии. Владивосток. Издательство дальневосточного университета, 2002.
19. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. Спб: Питер, 2005. — 304 с.
20. Хухлаева О.В. Психология подростка. 3-е изд.- М.: ACADEMIA, 2008. – 160 с.
21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики. – 2005, — 349 с.
22. Щвецов А.Е., Швецова Е.В. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие– Тамбов.: Издательство ТГТУ, 2003. – 80 с.
23. Юнг К. Г. Психологические типы. – М.: АСТ; 2008 г. — 761 с.
Приложение 1
Протокол №2
Ф.И. – Фролов Б.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 5-в класса СОШ. Другие данные – 11 лет, живет с родителями, не участвует во внеклассных организациях, ударник.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Учительница
к, феминная
=
2
Ведет кружок
д
=
3
Не ставит оценок
д
=
4
Не очень строгая
с
=
5
Мало рассказывает на уроке
д, с
-
6
Показывает, как делать подделки
д, с
+
7
Общается с другими учителями
с
=
8
Ее работа легче, чему других учителей
д
=
9
Тихая
и
=
10
Задумчивая
п
=
11
Немолодая
к
=
12
Многое умеет делать
д, и
+
13
Знает другие языки
д, и
+
14
Серьезная
п
=
15
Умная
и
+
16
Организовывает походы
д
=
17
Уделяет больше внимания
с, в
+
18
Редко повышает голос
с
+
19
Меньше задает
с
=
20
Любит отличников
с, э
=
Приложение 2
Протокол №3
Ф.И. – Макарова В.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 6-г класса СОШ. Другие данные – 12 лет, живет с матерью, посещает внеклассные занятия, ударница.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Педагог, работает дополнительно
к, д
=
2
Умный
и
+
3
Старательный
в
+
4
Эрудированный
и
+
5
Трудолюбивый
д
+
6
Хороший рассказчик
с
+
7
Чуткий
э
+
8
Внимательный
в, э
+
9
Усталый
п
-
10
Похож на родителей
п
=
11
Разбирается в разных науках
и
+
12
Помогает с домашним заданием
д, с
+
13
Дает советы
с
+
14
Может быть строгим
с
=
15
Не имеет своей семьи
п
=
16
Делает творческие выставки учеников
д, с
+
17
Справедливый
с
+
18
Гордится работой
д, п
+
19
Не оскорбляет учеников
с
+
20
Не жалуется родителям
с
=
Приложение 3
Протокол №4
Ф.И.– Степанов Г.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 6-а класса СОШ. Другие данные – 12 лет, живет с родителями, посещает спортивную секцию, успеваемость удовлетворительная.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Не очень старательный учитель
д
-
2
Обучает легким предметам
д, с
=
3
Ленив
д
-
4
Неинтересно рассказывает
д, с
-
5
Строгий
с
=
6
Завышает оценки отличникам
с
-
7
Рассеянный
п
-
8
Любит тихих учеников
с, э
=
9
Устраивает выставки
д
=
10
Невнимателен
в, э
-
11
Завидует другим учителям
э
-
12
Организовывает самодеятельность
д
+
13
Часто берет больничный
п
=
14
Редко хвалит
с
=
15
Жалуется другим учителям
с
=
16
Несмелый
д, э
-
17
Забывчивый
п
-
18
Немолодой
к
=
19
Хитрый
э
-
20
Не общительный
с
-
Приложение 4
Протокол №5
Ф.И. – Кириллова Д.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 7-а класса СОШ. Другие данные – 12 лет, сирота, воспитывается в интернате, математический кружок, ударница.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Работает после занятий
д
=
2
Помогает углубленно изучать предметы
д, с
+
3
Ведет кружок или группу
д
=
4
Умен
и
+
5
Много знает
и
+
6
Хорошо обучает
д, с
+
7
Образован
п, и
=
8
Помогает советами
с
+
9
Может служить примером
с
+
10
Терпелив
в
+
11
Трудолюбив
д
+
12
Вынослив
в
+
13
Имеет силу воли
в
+
14
Проявляет творческий подход
д, и
+
15
Энергичен
п
+
16
Активен
п
+
17
Использует новые методы
д
+
18
Честный
в, э
+
19
Не любит лентяев
с, э
=
20
Оптимист
в, э
+
Приложение 5
Протокол №6
Ф.И. – Алексеев И.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 7-д класса, гимназии. Другие данные – 12 лет, живет с бабушкой, посещает компьютерный кружок, отличник.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Наставник
к, мускулинная
=
2
Умелый
и
+
3
Много знающий
и
+
4
Целеустремленный
в
+
5
Серьезный
п
=
6
Строгий
с
=
7
Справедливый
с
+
8
Благородный
с, в
+
9
Очень занят
п
=
10
Часто устает
п
=
11
Увлечен работой
д, э
+
12
Небезразличен
э
+
13
Может поддержать
э
+
14
Старший друг
к
+
15
Молодой
к
=
16
Положительный
к, с
+
17
Творческий
и
+
18
Знает иностранные языки
и
+
19
Работает на нескольких должностях
д
=
20
Отстаивает свою точку зрения
в, с
+
Приложение 6
Протокол №7
Ф.И. – Романова К.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 7-б класса, ООШ. Другие данные – 13 лет, живет с родителями, не посещает дополнительные занятия, успеваемость удовлетворительная.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Организатор внеклассных занятий
д
=
2
Учитель-практик
к, мускулинная
=
3
Много знает
и
+
4
Обладает широким кругозором
и
+
5
Компетентен
и, с
+
6
Не всегда интересен
с
-
7
Не интересуется мнением учеников
с
-
8
Непостоянен
э
-
9
Тщеславен
э
-
10
Творческая личность
и
+
11
Хороший рассказчик
д, с
+
12
Плохой слушатель
с
-
13
Невнимателен
в, э
-
14
Делает поблажки
с
=
15
Иногда замещает других преподавателей
д
=
16
Действует быстро
д
=
17
Не поощряет учеников
с
-
18
Непунктуален
п
-
19
Приветлив
э
+
20
Пассивен
п
-
Приложение 7
Протокол №8
Ф.И. – Дмитриев Л.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 7-г класса, ООШ. Другие данные – 13 лет, живет с родителями, занимается в группе самодеятельности, ударник.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Учитель не специальных предметов
к, мускулинная
=
2
Учит рукоделию, творчеству
д
+
3
Разбирается в психологии
д, и
+
4
Современен
п
+
5
Энергичен
п
+
6
Умен
и
+
7
Предъявляет повышенные требования
с
-
8
Бывает строг
с
=
9
Непонятно рассказывает
с, д
-
10
Активен
п
+
11
Общителен
с
+
12
Располагает к себе
с, э
+
13
Авторитет
с
+
14
Имеет хобби
п
+
15
Весел
э
+
16
Чаще молод
к
=
17
Умеет дисциплинировать
с, в
+
18
Много читает
и, п
+
19
Путешествует
п
=
20
Занимается спортом
п
=
Приложение 8
Протокол №9
Ф.И. – Павлова М.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 7-а класса, ООШ. Другие данные – 14 лет, живет с отцом, полусирота, не посещает внеклассные занятия, неуспевающая.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Женщина
к, феминная
=
2
Учительница
к, феминная
=
3
Строгая
с
=
4
Преподает в кружке
д
=
5
Не умеет рассказывать
д, с
-
6
Раздражительна
э
-
7
Нетерпелива
э, в
-
8
Несимпатичная
п, т
-
9
Плохо одета
п
=
10
Менее сообразительна, чем другие учителя
и
-
11
Не любит свою работу
д
-
12
Заносчивая
э
-
13
Не очень требовательная
с
=
14
Не опаздывает
п
+
15
Не попускает занятия
п
+
16
Чаще занимается с отличниками
д
-
17
Подменяет других учителей
д
=
18
Повышает квалификацию
д
+
19
Медлительная
п
=
20
Серьезная
п
=
Приложение 9
Протокол №10
Ф.И. – Федоров Н.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 7-д класса, ООШ. Другие данные – 14 лет, живет с родителями, посещает дополнительные занятия по геометрии и истории, ударник.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Руководитель кружка внеклассных занятий
к, д
=
2
Очень образован
и
+
3
Начитан
и
+
4
Эрудирован
и
+
5
С развитым мировоззрением
и
+
6
Интересуется психологией и философией
и
+
7
Амбициозен
э
=
8
Педантичен
п
=
9
Серьезен
п
=
10
Обладает силой воли
в
+
11
Проявляет научный подход
и, д
+
12
Умеет анализировать
п
+
13
Грамотен как пользователь ПК
и, с
+
14
Знает иностранный язык
и
+
15
Обладает хорошими манерами
с
+
16
«Растет» карьерно
д
=
17
Интересно преподает
д, с
+
18
Требователен
с
=
19
Спокоен
п
=
20
Справедлив
с
+
Приложение 10
Протокол №11
Ф.И. – Гаврилова О.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 9-з класса, ООШ. Другие данные – 15 лет, живет с родителями, занимается в музыкальной школе, успеваемость удовлетворительная.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Учитель
к, мускулинная
=
2
Или социальный работник
к
=
3
Умелый
и
+
4
Компетентный
и, с
+
5
Интеллектуал
и
+
6
Разбирается в психологии
и
+
7
Современен
п
+
8
Интересный собеседник
с, э
+
9
Новатор
к
+
10
Не ханжа
к
+
11
Приветливый
э
+
12
Веселый
э
+
13
Энергичный
п
+
14
Увлеченный
э, п
+
15
Опытный
п
+
16
Трудолюбивый
д
+
17
Усердный
в
+
18
Творческая натура
и
+
19
Активный
п
+
20
С сильным характером
в
+
Приложение 11
Протокол №12
Ф.И. – Протасов П.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 9-б класса, ООШ. Другие данные – 15 лет, живет с родителями, занимается в кружке технического образования, ударник.
№ п/п
Определения
Группа характеристик
Модальность
1
Лидер для учеников
к, с
=
2
Сильный
в
+
3
Компетентный
и, с
+
4
Чрезмерно требовательный
с
-
5
Тщеславный
э
-
6
Карьерист
д
=
7
Хитрый
э
-
8
Целеустремленный
в
+
9
Энергичный
п
+
10
Много работает
п, д
+
11
Может заинтересовать учеников
с
+
12
Хороший психолог
с, к
+
13
Эрудирован
и
+
14
Разбирается в политике
п, и
+
15
Волевой
в
+
16
Угнетает слабых учеников
с, в
-
17
Выделяет любимцев
с, э
-
18
Пунктуален
п
+
19
Уверен в себе
э, в
+
20
Не эмоционален
э
=
/>Приложение 12
Тексты раздаточных заданий методики СОЧ(И)
Задание 1:
Представьте себе, что Вы встретились с человеком, хорошо владеющим русским языком, но не знающим только одного понятия — «педагог дополнительного образования», и только Вы можете объяснить ему значение этого слова. Для того, чтобы у него сложилось наиболее точное и полное представление об этом педагоге, требуется дать ему не более (но и не менее) 20 определений этого понятия. Это могут быть простые или сложные снова, развернутые определения, состоящие из нескольких слов, но в любом случае каждое определение должно раскрывать только одно свойство. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности, правильности или неправильности. Пишите быстро, поскольку Ваше время ограничено. Итак, 20 определений...
Задание 2:
Перед Вами нарисованы пять различных фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Представьте себе, что это не фигуры, а «портреты» различных людей – педагогов дополнительного образования, в них передана внутренняя сущность этих людей.
Посмотрите на эти «портреты » и найдите тот, который больше других похож на Ваш образ педагог дополнительного образования. Запишите в строке «Результат» номер, которым обозначена выбранная Вами фигура. Снова посмотрите на «портреты „и из оставшихся четырех снова выберите тот, который более других похож на Ваш образ и запишите в строке “Результат» его номер. Повторите эту процедуру до конца, включая пятый «портрет»- того, кто меньше всего или совсем не похож на Ваш образ педагога.