Реферат по предмету "Психология"


Исследование методики "Патохарактерологический диагностический опросник"

Исследование тестовой методики
Содержание
1. Название, назначение, год издания методики. 3
2. Описание теоретического конструкта. 4
3. Описание диагностического конструкта. 5
4. Краткая информация о валидности и надежности методики. 9
5. Технология проведения методики. 10
6. Особенности обработки и интерпретации данных. Тестовыенормы… 12
7. Обработка результатов исследования с помощью построения    графика  15
8. Специальные дополнительные шкалы… 16
9. Практика применения методики. 16
Список литературы… 17
/>/>/>/>1.Название, назначение, год издания методики
Патохарактерологическийдиагностический опросник (ПДО) — опросник, предназначенный для определениятипов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии,психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношескомвозрасте (14-18 лет). Является реализацией типологического подхода кисследованию личности. Предложен А.Е. Личко в 1970 г.
ПДО неоднократно пересматривалсяс целью усовершенствования: последние данные об основных шкалах опубликованы в1983 г. С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы психопатий иакцентуаций характера: гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический;сенситивный; психастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый;конформный.
А.Е. Личко помимо названныхвыделяет смешанные типы, достаточно часто встречающихся при акцентуацияххарактера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как:
а) промежуточные типы, в которыхсочетания обусловлены эндогенно;
б) амальгамные — формирующиеся втечение жизни вследствие напластования черт одного типа на эндогенное ядродругого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.
Помимо диагностики типовпсихопатий и акцентуаций характера объективная шкала ПДО дает возможностьполучения дополнительных диагностических показателей. К ним относятся:
1) показатели диссимуляцииоткровенности, позволяющие оценить достоверность результатов;
2) индекс B (brain minimaldamage), указывающий возможность изменений характера вследствие резидуальногоорганического поражения головного мозга;
3) показатель отражения реакцииэмансипации — стремление освободиться от контроля, оценки старших;
4) показатель психологическойсклонности к алкоголизации;
5) показатель психологическойсклонности к делинквентности, т.е. проступкам, правонарушениям;
6) показатель мужественности — женственности,позволяющий судить о преобладании тех или иных качеств в общей системеличностных отношений. Шкала субъективных оценок предназначена для выяснениятого, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет егопредставить).
На основе полученных данныхможно сделать вывод об адекватности самооценки.А.Е. Личко указывает на то, чтосовпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т.е. правильнаясамооценка, зависит как от степени психотизации, так и от типа характера[1].
/>/>/> 2. Описание теоретического конструкта
Предпосылками для создания ПДОпослужили опыт психиатрии и концепция психологии отношений.
На основании описания типовпатологических характеров в руководствах и монографиях: Э. Крепелина, Э. Кречмера,К. Шнайдера, П.Б. Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой, К. Леонгарда, А.Е. Личко былисоставлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к рядужизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблемвошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит,сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.)и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке инаставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразыиндифферентные, не имеющие диагностического значения.
Принцип отношения к личностнымпроблемам, заимствованный из психологии отношений (А.Ф. Лазурский, С.Л. Франк,В.Н. Мясищев), был использован для диагностики типов характера, т. к оценкаиспытуемым своих отношений оказалась более объективной и надежной, чем данныеисследований, в которых подростку предлагают самому отметить у себя те или иныечерты характера[2].
/> 3. Описание диагностического конструкта
С помощью ПДО могут бытьдиагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера, краткоеописание которых приводится ниже.
Гипертимный тип (Г). Такиеподростки отличаются всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением,высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью,постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувствонового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность снеразборчивостью в выборе знакомств, в силу чего могут незаметно для себяоказаться в дурной компании, начать выпивать (обычно предпочитая неглубокие степениопьянения), пробовать действие наркотиков и других токсических средств (нопристрастия к ним в подростковом возрасте обычно не возникает).
Циклоидный тип (Ц). Встречаетсятолько в виде акцентуаций характера. При патологическом уровне развивается однаиз форм нервно-психичеcкого расстройства — циклотимия. Ко всему утрачиваетсяинтерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи имелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающиесамолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужностии подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохопереносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.).
Лабильный тип (Л). Главная чертаэтого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто ичрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Отнастроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, иобщительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к темлицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность всопереживании.
Астено-невротический тип (А). Такжевстречается только в виде акцентуации характера. Патологический уровеньпроявляется чаше всего развитием неврастении. Главными чертами являютсяповышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.
Сенситивный тип (С). У этоготипа две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственнойнеполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и вобласти качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость изастенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке.
Психастенический тип (П). Главнымичертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожнаямнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность ксамоанализу и легкость возникновения навязчивостей.
Шизоидный тип (Ш). Главнымичертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудноустанавливать неформальные, эмоциональные контакты — эта неспособность нередкотяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большемууходу в себя.
Эпилептоидный тип (Э). Главнойчертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения спостепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бысорвать зло. С этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффектыне только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличаетсяинстинктивная жизнь.
Истерический (гистрионический) тип(И). Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жаждавнимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Всеостальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служатприукрашению своей особы. Внешние проявления эмоциональности на делеоборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности,театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству.
Неустойчивый тип (Н). Главнаячерта — нежелание трудиться — ни работать, ни учиться, постоянная сильная тягак развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроленехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Полноебезволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга,достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество в целом.
Конформный тип (К). Главнаячерта — постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своейсреде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все»,стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды до сужденийпо животрепещущим вопросам.
Паранойяльный тип в подростковомвозрасте еще не проявляется — его расцвет падает на пик социальной зрелости, т.е.на 30–40 лет. Поэтому с помощью ПДО этот тип диагностировать невозможно.
Смешанные типы. Достаточно частовстречаются при как акцентуациях характера, так и при психопатиях. Однакодалеко не все сочетания описанных типов возможны.
Практически не сочетаютсяследующие типы:
Гипертимный — с лабильным,астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.
Циклоидный — со всеми типами,кроме гипертимного и лабильного.
Лабильный — с гипертимным, психастеническим,шизоидным, эпилептоидным.
Сенситивный — с гипертимным,циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.
Психастенический — сгипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.
Шизоидный — с гипертимным, циклоидным,лабильным, астено-невротическим.
Эпилептоидный — с гипертимным,циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим.
Истероидный — с циклоидным,сенситивным, психастеническим.
Неустойчивый — с циклоидным,сенситивным, психастеническим.
Смешанные типы бывают двоякогорода.
Промежуточные типы. Этисочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, атакже, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятсялабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа састено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и спсихастеническим. Промежуточными могут быть такие типы, какшизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный,шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенныхзакономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа вциклоидный.
Амальгамные типы. Эти смешанныетипы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типана эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительнодействующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиватьсячерты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединятьсясенситивность и истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться нашизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действиемасоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условияхжестоких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются наконформное ядро[3].
/>/> 4. Краткая информация о валидности и надежностиметодики
Валидность метода в среднемравна 0,85. Правильность диагностики разных типов психопатий и акцентуацийхарактера была определена на основании диагностической оценки с помощью ПДО склинической оценкой типа при стационарном наблюдении подростков с учетом всехимеющихся анамнестических данных.
Оказалось, что клиническидиагностированные типы психопатий и акцентуаций характера распознаются спомощью ПДО в следующем проценте случаев: гипертимный — 86%, лабильный — 77%,сенситивный — 86%, шизоидный — 75%, эпилептоидный — 78%, истероидный — 83%,неустойчивый — 87%.
Для практической работы не менееважно знать, какова вероятность правильной диагностики для каждого определенногос помощью ПДО типа и каковы будут наиболее частые расхождения с клиническойоценкой (см. таблицу 1).

Таблица 1. Вероятность правильной диагностики типов психопатий иакцентуаций характера с помощью ПДО (валидность метода) Типы, диагностированные с помощью ПДО Вероятность совпадения с клинической оценкой (%) Наиболее частые расхождения при ошибках (тип при клинической оценке)
Гипертимный (Г)
Лабильный (Л)
Сенситивный (С)
Шизоидный (Ш)
Истероидный (И)
Эпилептоидный (Э)
Неустойчивый (Н)
76
79
94
90
86
77
93
Э
Э, Ш
Ш, Э
Л Средняя валидность 85
Надежность метода (по данным В.А. Шаповала) определяласьпутем ретестирования через месяц.
В среднем результаты повторились у 71%, несмотря навероятное действие фактора «мотивационной лабильности»: первоетестирование было осуществлено во время конкурсных экзаменов, второе — уже вовремя учебы после поступления. Высокая надежность оказалась у показателеймужественности-женственности (0,88), В-индекса (0,86) и психологическойсклонности к алкоголизации (0,83). Низкая надежность у показателей конформностии диссимуляции — эти особенности, вероятно, зависят от текущих условий[4].
/>/> 5. Технология проведения методики
ПДО включает 25 таблиц — наборовфраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом набореот 10 до 19 предлагаемых ответов.
С испытуемым проводится дваисследования.
В первом исследовании емупредлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ исоответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационныхлистов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, анесколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов водной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделатьнеодинаковое число выборов.
Во втором исследованиипредлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемыеответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа,но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.
В обоих исследованияхразрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 врегистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованияхсоставляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы сопросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности),либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. Впоследнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтическойбеседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подросткипредпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.
Обычно для проведенияисследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можнопроводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не моглисовещаться или подсматривать выборы друг у друга.
При получении регистрационныхлистов необходимо сразу же проверить, не проставлено ли в какой-либо графеболее трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а еслиотказов 7 и более — попытаться их уменьшить. Образцы регистрационных листовприводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличиивыраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничнаяумственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотическогосостояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также привыраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. Вслучаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться толькопосле психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта[5].
/>/> 6. Особенности обработки и интерпретации данных. Тестовыенормы
Результаты обследованияопределяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистическидостоверных (р
Буквенные символы кодасоответствуют баллам в пользу соответствующих типов:
Г — гипертимный
Ц — циклоидный
Л — лабильный
А — астено-невротический
С — сенситивный
П — психастенический
Ш — шизоидный
Э — эпилептоидный
И — истероидный
Н — неустойчивый
К — конформный
Пропуск в графах, гдепроставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.
Сдвоенные и строенные буквенныесимволы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–мисследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» вовтором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три баллав пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользудвух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» впервом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1балл — в пользу неустойчивого типов).
Кодом предусмотрены следующиедополнительные показатели:
О — негативное отношение кисследованию;
Д — диссимуляция действительногоотношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать чертыхарактера;
Т — откровенности;
В — черт характера,встречающихся при органических психопатиях;
E — отражения в самооценкереакции эмансипации;
d — психологической склонности кделинквентности (только для подростков мужского пола);
М — черт мужественности;
Ф — черт женственности в системеотношений.
Кроме того, на основаниичисловых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может бытьдана оценка психологической склонности к алкоголизации (шкала V).
Для интерпретации результатовметодики приводятся коды расшифровки по различным параметрам:
Самочувствие;
Настроение;
Сон и сновидения;
Пробуждение от сна
Аппетит и отношение у еде
Отношение к спиртным напиткам
Сексуальные проблемы;
Отношение к одежде;
Отношение к деньгам
Отношение к родителям
Отношение к друзьям
Отношение к окружающим
Отношения к незнакомым людям
Отношение к одиночеству
Отношение к будущему
Отношение к новому;
Отношение к неудачам;
Отношения к приключениям и риску;
Отношение к лидерству
Отношение к критике ивозражениям
Отношения к опеке и наставлениям
Отношение к правилам и законам;
Оценка себя в детстве;
Отношение к школе;
Оценка себя в данный момент
Дополнительные баллы,начисляемые за показатели по графикуПоказатели по графику Начисляемые баллы Г=0 или Г=1 П, С Ц=6 или Ц>6 Л А=4 или А>4 Л П=0 или П=1 Н Н=0 или Н=1 П К=0 Ш, Ш, И К=1 Ш Д=6 или Д>6 Н Т>Д П, П, Ц В=5 Э В=6 или B>6 Э, Э E=6 или E>6 Ш, И d=5 или d>5 Ш О=6 или О>6 C МВ книге [2] авторы приводят портативный код расшифровкирезультатов. По их мнению, он ускоряет обработку результатов. В таблицахназваны темы опросника («Самочувствие» и др.) и перечисляются толькономера выборов, за которых начисляются баллы по разным шкалам: в первой таблицеза первое исследование (наиболее подходящие выборы), во второй — за второеисследование (наиболее отвергаемые выборы).
 7. Обработка результатов исследования с помощьюпостроения графика
Для подсчета баллов удобностроить график. На нем баллы в пользу каждого типа и каждого показателя,полученные в 1–м и во 2–м исследованиях, суммируются арифметически, т.е. всеони откладываются на графиках. К ним приплюсовываются дополнительные баллы наосновании оценки построенного графика.
Оценку графика удобно проводитьв следующем порядке:
Определение конформности.
Определение негативногоотношения к исследованию.
Определение возможной склонностик диссимуляции.
Определение повышеннойоткровенности.
Указание на возможнуюорганическую природу психопатии и акцентуации характера.
Определение отражения реакцииэмансипации
Оценка склонности кделинквентности.
Оценка чертмужественности-женственности в системе отношений.
Определение психологическойсклонности к алкоголизации (показатель v).
Диагностика типов психопатий иакцентуаций характера. Является основной, диагностической процедурой. Осуществляетсяс помощью правил.
 8. Специальные дополнительные шкалы
Специальные шкалы могутиспользоваться при решении отдельных вопросов медико-психологическойдиагностики, когда в этом возникает необходимость. Большинство из них построенона оценке графика обработки результатов, что упрощает процедуру, не требуяснова обращаться, к опросным листам и выискивать в них подходящие номеравыборов. Исключение составляет только шкала риска ранней половой жизни удевочек.
/> 9. Практика применения методики
Метод ПДО предназначен дляопределения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типовпсихопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей(психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.).
ПДО может быть использованпсихиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей ипедагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.
/>/>/>Список литературы
1.  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.:Питер. 1999.528 с. — 2-е издание, переработанное и дополненное.
2.  Иванов Н.Я., Личко А.Я. Патохарактерологический диагностический опросникдля подростков. Методическое пособие. Серия: Выпуск 10. М.: «Фолиум»,1995, 64 с., 2–е изд.
3.  Саморазрушающее поведение у подростков. Ред. A.Е. Личко, Ю.В. Попов. — Л.:изд. инст. им. Бехтерева, 1991.
4.  Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701с.: ил.
5.  Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебноепособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 — 672 с.
6.  Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУ.– 1992. – 58 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :