Министерствообразования и науки РФ
Ярославскийгосударственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского
Институтпедагогики и психологии
Кафедрапедагогической психологии
Контрольнаяработа по конфликтологии студентки 4-го курса заочного отделения факультета ИПП(Ростовский филиал)
Тема – «Исследование конфликтности личности»
Сидельникова Анастасия Игоревна
ПП – 0343
Преподаватель – Шарова Наталья Валентиновна
Ростов, 2009
Содержание
1.Конфликтность личности
2.Исследованиеконфликтности личности
3. Описание исследования, результаты
4. Интерпретация полученных данных
5. Вывод об уровне развития личностных свойств и качеств
6. Вывод о предрасположенности к конфликтному поведению
Списокиспользованной литературы
1. Конфликтность личности
Конфликтность личности[1]— готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитиеконфликтов. Это интегральное свойство личности, которое отражает частоту еевступления в межличностные конфликты.
Конфликтность личностиможет быть внутренней (зависит от личного отношения человека к окружающемумиру), либо внешней (которая навязывается человеку внешним миром).
В качестве субъектавзаимодействия в конфликте может выступать как отдельное лицо (внутриличностныйконфликт), а так и два или несколько лиц (межличностный конфликт). В зависимостиот конфликтной ситуации выделяются межгрупповые, межорганизационные конфликты,классовые и межгосударственные конфликты. В особую группу выделяютсямежнациональные конфликты.
Внутриличностныеконфликты, как правило, бывают порождением амбивалентных стремлений субъекта.Конструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентовприбегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологическиподавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызываетяростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимнымиоскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаютсямежличностные отношения. Конструктивный межличностный конфликт может быть лишьтогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. Приэтом могут наблюдаться различные стратегии поведения.
Р.Блейк и Дж.Моутонвыделяют соперничество, сопровождающиеся открытой борьбой за свои интересы;сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всехсторон; компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки;избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решаяее, не уступая своего, но и не настаивая на своем приспособление — тенденциясглаживать противоречия, поступаясь своими интересами[2].
Развитие конфликта обычноидет в следующей последовательности:
а) постепенное усилениеучастников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счетнакопления опыта борьбы;
б) увеличение колличествапроблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтнойактивности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения,вовлечения в конфликт новых людей;
г) нарастаниеэмоциональной напряженности;
д) изменение отношения кпроблемной ситуации и конфликта в целом.
Стили и стратегииповедения в конфликтной ситуации
Как только человеквступает в конфликт или обостряется конфликтная ситуация, он может сознательнои целенаправленно выбрать свой подход к нему, вместо того, чтобы стихийноследовать наработанным штампам поведения[3].
Таким образом, осознанноецеленаправленное поведение в конфликте сводится к выбору стратегии и тактики.Стратегия – это программа и план действия удовлетворения своей конкретнойпотребности или своего конкретного интереса в данном конфликте.
Тактика – это средства,обеспечивающие данную стратегию, которые в конечном счете определяют стильповедения человека в конфликте. Каждой из этих стратегий присущи определенныетактические действия, для каждой требуются определенные качества личности.
Выделяют пять стратегийповедения в конфликтах:
1.Соперничество
2. Приспособление
3. Компромисс
4. Избегание
5. Сотрудничество
2. Исследование конфликтности личности
Актуальность исследования
В наше время одна изосновных проблем взаимоотношений между людьми заключается в повышеннойконфликтности у детей и взрослых. Это часто происходит из-за недостаточноговоспитания детей и самоконтроля взрослых.
Цель исследования — выявить предрасположенность личности к конфликтному поведению
Объект исследования – 2испытуемых
Предмет исследования — изучение личностных и поведенческих феноменов
Гипотеза: предрасположенностьк конфликтному поведению зависит от личностных качеств
Задачи исследования:
1) Охаpактеpизоватьличностные свойства и качества испытуемого с помощью методик
2) Выявить степень конфликтностиличности
3) Выявить зависимостьконфликтности от личностных качеств
Выборка
Были обследованы 2человека
Возраст: 16 и 17 лет
Пол: мужской и женский
Для проведения данногоисследования были использованы методики[4]:
1)По физиологическимособенностям:
А) ведущее полушарие
Б) особенноститемперамента (опросник Айзенка)
В) ведущий каналвосприятия информации
2) По личностнымособенностям:
А)экстраверсия-интроверсия и нейротизм (методика Айзенка)
Б) акцентуация характера(методика Шмишека)
В) тревожность (методикаФилипса)
Г) агрессивные реакции(опросник Баса-Дарки или Розенцвейга)
3) По поведению вконфликте:
Стратегии поведения вконфликте Томаса[5]
3.Описание исследования, результаты
Определение ведущегополушария мозга
Оборудование: карточки сословами – 9 штук
Олег С.Группа карточек Слова 1-я группа карась орел овца 2-я группа бегать плавать летать 3-я группа шерсть перья чешуя
Вывод: доминированиелевого полушария мозга. Мыслительный тип. Логическое мышление.
Дарья К.Группа карточек Слова 1-я группа карась плавать чешуя 2-я группа орел летать перья 3-я группа овца бегать шерсть
Вывод: доминированиеправого полушария мозга. Художественный тип. Наглядно-образное мышление.
Определение типатемперамента
Оборудование: опросныйлист «Определение типа темперамента», лист бумаги, ручка
Олег С.№ утверждения Варианты ответов 1 1.3
1.2 1.1 1.4 2 2.1 2.2 2.4
2.3 3 3.4
3.1 3.3 3.2 4 4.4
4.3 4.2 4.1 5 5.2 5.4 5.1
5.3 6 6.1 6.3 6.4
6.2 7
7.3 7.1 7.2 7.4 8 8.4 8.2
8.3 8.1 9
9.2 9.4 9.1 9.3 10 10.1
10.3 10.4 10.2 11 11.3
11.1 11.2 11.4 12 12.4
12.2 12.3 12.1 Всего Тип темперамента Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Итого:
Сангвиник: 2
Флегматик: 6
Холерик: 1
Меланхолик: 3
Вывод: преобладающий типтемперамента — флегматик
Дарья К.№ утверждения Варианты ответов 1
1.3 1.2 1.1 1.4 2 2.1
2.2 2.4 2.3 3 3.4
3.1 3.3 3.2 4
4.4 4.3 4.2 4.1 5 5.2 5.4
5.1 5.3 6
6.1 6.3 6.4 6.2 7
7.3 7.1 7.2 7.4 8 8.4 8.2 8.3
8.1 9
9.2 9.4 9.1 9.3 10 10.1
10.3 10.4 10.2 11 11.3 11.1
11.2 11.4 12
12.4 12.2 12.3 12.1 Всего Тип темперамента Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Итого:
Сангвиник: 6
Флегматик: 3
Холерик: 2
Меланхолик:1
Вывод: преобладающий типтемперамента — сангвиник
Определение ведущегоканала восприятия информации
Оборудование: текстопросника «Определение ведущего канала восприятия информации», лист бумаги,ручка
Олег С.Номер вопроса Варианты ответов А Б В 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 + Всего 8 1 7
Вывод: преобладающийканал восприятия информации – визуальный(А)
Дарья К.Номер вопроса Варианты ответов А Б В 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 + Всего 5 3 8
Вывод: преобладающийканал восприятия информации – кинестетический(В)
4. Исследованиетемпераментальных особенностей личности
Оборудование: текстопросника Айзенка, лист бумаги
Бланк ответов:
Олег С.Шкала Ответ — да Ответ – нет Общий балл Экстраверсия-интроверсия 25, 27,35, 38, 53,57 59 7 Эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость 7,45 - 2 Склонность к неискренности(лживости) 16 20, 32 3
Итого по шкале оценок: 1)Интроверсия — значительная
2) Эмоциональнаяустойчивость — высокая
Дарья К.Шкала Ответ — да Ответ – нет Общий балл Экстраверсия-интроверсия 9, 14, 22, 27, 35, 41, 53, 57 6, 33, 51, 59 12 Эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость 5,7, 13, 15, 21, 26, 31, 34, 42,45,58,60 - 12 Склонность к неискренности(лживости) 24 12, 40 3
Итого по шкале оценок: 1)Экстраверсия — умеренная
2) Эмоциональнаяустойчивость – средняя
5.Исследование учебнойтревожности личности
Олег С.
А) Общее числонесвопадений по всему тесту: 11
19 % от общего числавопросов теста – низкая тревожность.
Б) Число несовпадений:
1)5-22% 5)2 – 33%
2)2- 18% 6)1 – 20%
3)1 – 8% 7)0
4)2 – 33% 8)1 – 13%
/>
Диаграмма выраженностифакторов школьной тревожности
Дарья К.
А) Общее числонесвопадений по всему тесту: 18
31 % от общего числавопросов теста – низкая тревожность.
Б) Число несовпадений:
1)8-36% 5)4– 67%
2)4- 36% 6)3 – 60%
3)2– 15% 7)1 – 20%
4)3– 50% 8)4 – 50%
/>
Диаграмма выраженностифакторов школьной тревожности
6. Исследование акцентуацийличности
Оборудование: текстопросника Шмишека, лист бумаги, ручка
Олег С.Тип акцентуации личности Кол-во набранных баллов Демонстративный тип 10 Застревающий тип 14 Педантичный тип 14 Возбудимый тип 6 Гипертимный тип 6 Дистимический тип 9 Тревожно-боязливый тип 12 Аффективно-экзальтированный тип 12 Эмотивный тип 12 Циклотимный тип 9
Итого: Признакакцентуации – педантичный и застревающий тип, все остальные типы – отсутствиеакцентуации. На основе полученных результатов построим «профиль личностныхакцентуаций»:
/>
Дарья К.Тип акцентуации личности Кол-во набранных баллов Демонстративный тип 16 Застревающий тип 10 Педантичный тип 8 Возбудимый тип 12 Гипертимный тип 9 Дистимический тип 9 Тревожно-боязливый тип 10 Аффективно-экзальтированный тип 12 Эмотивный тип 18 Циклотимный тип 6
Итого: Тенденцияакцентуации – демонстративный и эмотивный типы, все остальные типы – отсутствиеакцентуации. На основе полученных результатов построим «профиль личностныхакцентуаций»:
/>
7. Исследованиеособенностей поведения личности в фрустрирующих ситуациях
Оборудование: наборкартинок из методики Розенцвейга – 24 картинки, лист бумаги, ручка
Олег С.Направление реакций Тип реакций Общий балл Препятственно — доминантный тип(П) Эго- доминантный тип (Э) Необходимо- упорствующий тип (Н) Экстрапунитивное(Эк) 1 2 1 4 Интрапунитивное(И) 1 3 5 9 Инпунитивное(Ин) 2 3 6 11 Общий балл 4 8 12 24
Дарья К.Направление реакций Тип реакций Общий балл Препятственно — доминантный тип(П) Эго- доминантный тип (Э) Необходимо- упорствующий тип (Н) Экстрапунитивное(Эк) 6 4 3 13 Интрапунитивное(И) 3 2 5 Инпунитивное(Ин) 3 2 1 6 Общий балл 12 8 4 24
8. Стратегии поведения вконфликте Томаса
Оборудование: текстопросника «Стратегии поведения в конфликте Томаса», лист бумаги, ручка
Результаты исследованияпо стратегиям поведения в конфликте Томаса:
Олег С.
Пять стратегий поведенияв конфликтах(баллы):
1.Соперничество – 2 балла
2.Приспособление – 8баллов
3.Компромисс – 7 баллов
4.Избегание – 7 баллов
5.Сотрудничество – 6баллов
Итого: преобладающаястратегия — приспособление
Дарья К.
1.Соперничество – 3 балла
2.Приспособление – 7баллов
3.Компромисс – 6 баллов
4.Избегание – 9 баллов
5.Сотрудничество – 5баллов
Итого: преобладающаястратегия – избегание
Описание стратегийповедения в конфликте
Приспособление
Этот тип реагированиянаправлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей.Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Этоустановка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого. Применяяэту тактику Вы просто отталкиваете от себя проблему и другая сторона неполучает в итоге ничего.
Избегание
Как один из вариантовразрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять насебя ответственность за решение спорного ответа, избежать бесполезнойнапряженности; в критической ситуации спрятаться в свой панцирь. Этот стильможет служить эффективным способом разрешения ситуации, а уход или отсрочкамогут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
4.Интерпретация полученных данных
Итак, после полученных иобработанных данных исследования, необходимо обобщить и структурироватьсведения по каждому испытуемому.
Олег С.
1) Ведущее полушарие — доминирование левого полушария мозга. Мыслительный тип. Логическое мышление.
2) Преобладающий типтемперамента — флегматик
3) Преобладающий каналвосприятия информации – визуальный
4) Интроверсия — значительная
Эмоциональнаяустойчивость – высокая
5) Учебная тревожность –низкая
6) Признак акцентуации –педантичный и застревающий тип, все остальные типы – отсутствие акцентуации
7) По направлению реакциив фрустрирующих ситуациях – преобладание инпунтивной реакции
Тип реакции — необходимо-упорствующая
8) По стратегиямповедения в конфликте – преобладающая стратегия приспособления
2. Дарья К.
1) Ведущее полушарие — доминирование правого полушария мозга. Художественный тип. Наглядно-образноемышление.
2) Преобладающий типтемперамента — сангвиник
3) Преобладающий каналвосприятия информации – кинестетический
4) Экстраверсия — умеренная
Эмоциональнаяустойчивость – средняя
5) Учебная тревожность –низкая
6) Признак акцентуации – демонстративныйи эмотивный типы, все остальные типы – отсутствие акцентуации
7) По направлению реакциив фрустрирующих ситуациях – преобладание экстрапунитивной реакции
Тип реакции — препятственно-доминантный
8) По стратегиямповедения в конфликте – преобладающая стратегия избегания
5.Вывод об уровне развития личностных свойств и качеств
Подводя итогиисследования, необходимо отметить, что уровень развития личностных качеств уобоих испытуемых высокий и соответствующий возрасту.
Что касается стратегииповедения в конфликте, то по результатам тестирования, первый испытуемыйвыбирает стратегию приспосабливания, а второй — вообще старается избегатьконфликты, не решая их.
Ниже преведены ситуации,когда лучше следует применять данные стратегии:
Приспособление.
Эту стратегиюрекомендуется применять когда:
— Вас не особенноволнует происходящее;
— Ваш вклад в даннуюситуацию не слишком велик;
— лучше сохранить вданной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;
— правда не на вашейстороне;
— у Вас мало шансовпобедить.
Избегание.
Эта стратегиярекомендуется когда:
— напряженность ситуациислишком велика и ощущается необходимость ослабления накала;
— исход не очень важендля Вас;
— ситуация слишкомсложна для Вас;
— Вам необходимовыиграть время;
— у Вас недостаточновласти для решения этой проблемы
6. Вывод опредрасположенности к конфликтному поведению
Полученные данные былиподвеpгнуты анализу, по pезультатам котоpого были сделаны следующие выводы:
1. Личностные свойства икачества испытуемого связаны с тенденцией к конфликтному поведению.
2. Hа тенденцию к конфликтномуповедению оказывают влияние личностные качества и свойства человека.
3. Степень конфликтностиличности у обоих испытуемых невысокая.
По итогам исследованияличности испытуемых можно сделать вывод о том, что первый испытуемый Олег С. менеепредрасположен к конфликтному поведению, чем второй Дарья К..
Обобщая полученные данныео личностных качествах испытуемых, а также на основе изученной литературы,можно утверждать, что есть прямая зависимость предрасположенности кконфликтности от типа темперамента, от стратегии поведения в конфликте, от типаакцентуации личности, а также экстраверсии-интроверсии и эмоциональнойустойчивости. Все исследованные данные говорят о том, что степень конфликтностинизкая у того, кто по выше перечисленным личностным параметрам более устойчив.
Итак, на основе данногоисследования, можно утверждать, что предрасположенность к конфликтномуповедению зависит от личностных качеств.
Очень частонепосредственной причиной возникновения конфликта служит недостаточнаяпсихологическая компетентность участников столкновения, отсутствие навыковправильного поведения в сложной ситуации. Люди, как правило, в подобнойситуации начинают вести себя как бы стихийно, они «идут» за конфликтом, а неуправляют им. Пути выхода из создавшейся конфликтной ситуации могут быть какэффективными и продуктивными, так и неэффективными и деструктивными. Выделяютпять основных стилей поведения в конкретном конфликте. Выбор стиля зависит оттого, чьи интересы Вы хотите удовлетворить: а) свои собственные, действуя приэтом активно или пассивно; б) интересы другой стороны, действуя совместно илииндивидуально.
Список использованной литературы
1. В.И.КурбатовКонфликтология, Ростов-на-Дону, 2007, 455с
2. Гришина Н.В.Психология конфликта
3. Лабораторныйпрактикум по психологии, Часть1, Ярославль, 2008, 112с
4. Лабораторныйпрактикум по психологии, Часть2, Ярославль, 2005, 36с
5. http://rabota.magadan.ru/index.html