Реферат по предмету "Психология"


Использование проективного метода "Несушествующее животное в психологическом консультировании

ХРИСТИАНСКИЙГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 4 курса гуманитарногофакультета

Ученый курс: «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНОГОМЕТОДА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ»

Одесса-2008г.

СОДЕРЖАНИЕВведениеРаздел 1. Возникновение, развитие и виды проективных техникИстоки возникновения и механизмы проективной диагностикиВиды проективных методик
Раздел 2.Проективный метод «Несуществующее животное».
2.1. Описаниеи особенности интерпретации
результатовметодики «Несуществующее животное»
2.2.                  Психотехническийвариант методики «Несуществующее животное» как метод консультирования
Раздел 3.Практика применения проективного метода «Несуществующее животное» впсихологическом консультировании.
3.1. Организация и проведение тестирования
3.2. Консультативная работа с использованием методики
 «Несуществующее животное»
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Устойчивыйинтерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека.Различные проективные методики широко используются в практике исследованияличности во всех областях современной психологии.
 Главная особенность проективных методик может быть обозначена какотносительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченноеразнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могларазыграться, даются довольно краткие инструкции.
За психологической консультацией чаще всего обращаются родители, учителяс детьми, воспитание которых вызывает трудности для родителей и учителей.
Прежде всего, необходимо отметить особенности процесса консультирования вдетском возрастном периоде: во-первых, дети почти никогда не обращаются запомощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультантувзрослые; во-вторых, психотерапевтический эффект должен быть достигнут оченьбыстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрастесущественно отражается на психическом развитии ребенка в целом; в-третьих,консультант не может возложить на ребенка ответственность за решениесуществующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детскомвозрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностьюзависит от взрослых.
В связи с указанными выше особенностями с особой остротой встает проблемаметода консультирования. Ребенок редко склонен сам рассказывать о своихпроблемах чужому взрослому, а кроме того, он не всегда понимает, что являетсяисточником его бед. Отсюда первоочередная задача консультанта — «нащупать» проблему и понять источник ее возникновения, инымисловами, поставить диагноз. Поставив диагноз, консультант должен наметить планрешения существующей проблемы и приступить к его реализации. В случаеправильных действий консультанта и сотрудничества с ним заинтересованныхвзрослых психотерапевтический эффект не заставит себя ждать.
Следует отметить, что графические проективные методики используются нетолько с диагностическими, но и с терапевтическими целями: считается, чтоблагодаря полученной возможности выразить себя в рисунке, индивид не толькообнаруживает некоторые свои черты и переживания, но также и освобождается отпоследних.
 Выбор психологом тестов проективной методики для психологическогоконсультирования обуславливается несколькими причинами: они информативны, приповторении могут показать динамику психического состояния.
В нашей стране проективные тесты до недавнего времени широко неиспользовались, но в последнее время усилился интерес к данным методикам ипоявилось много авторских разработок по их использованию поэтому наше обращениек теме исследования проективных методик, можно считать актуальным.
Основной целью данной работы является детальное знакомство с проективнойпсихотехнической методикой Несуществующее животное» и ее применения в практикепсихологического консультировании.
Задачи исследования:
— исследовать теоретические подходы к определению и понятию проективныеметодики;
— выявить виды и принципы классификации проекций;
— дать общую характеристику возможностям и особенностям интерпретацииметодики «Несуществующее животное;
— апробировать на практике психотехническую методику «Несуществующееживотное»
-    сделать общие выводы по работе.
В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение:
Психотехническая методика «Несуществующее животное» — эффективный инадежный метод в оказании консультативной помощи
Предмет исследования – проективная методика «Несуществующееживотное»
Объект – негативные эмоциональные напряжения и повышенный уровнемтревожности детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической базой являются многочисленные теоретическиеподходы зарубежных авторов к понятию и механизму проективных техник,практические наработки отечественных ученых в современном периоде.

РАЗДЕЛ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ВИДЫ ПРОЕКТИВНЫХ ТЕХНИК
 
1.1.    ИСТОКИВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЕКТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ
С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру светаи тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пыталисьугадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные припопадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известнои то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степениприсутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, преждечем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности.
Проективные техники берут свои истоки в исследования Ф. Гальтона,изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что такназываемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлымопытом личности [8,26].
Позднее К. Юнг, также обратившийся к ассоциациям, создает тест,позволяющий актуализировать нередко скрытые переживания – комплексы личности[19,67]. Этот великий психолог считал, что галлюцинации, иллюзии и другиесимптомы вызваны активностью комплекса, чья динамическая сила происходит отсильных эмоций, связанных с ним. Он полагал, что эти эмоции влияют наспособность личности к формированию и восприятию идей и, возможно, даже могутвызвать метаболические аномалии, которые в свою очередь приводят к необратимымнарушениям в мозгу, порождая умственное расстройство.
К. Юнг подготовил список из 100 слов и внимательно следил за поведениемлюдей, когда они пытались ответить другим словом на каждое из предложенных[20,125].
Многие ученые приветствовали метод свободных ассоциаций как перспективныйдиагностический инструмент для глубинного анализа личности. Некоторые психологии сам Юнг, настолько полагались на эффективность теста свободных ассоциаций,что пытались использовать его в ходе расследования преступлений.
В Америке Г. Кент и А. Розанов пытались диагностировать психическоерасстройство на основе типичных свободных ассоциаций, воспроизведенных в ответна список из 100 слов. Из этого почти ничего не вышло, поскольку пациенты,например, больные эпилепсией, практически не давали атипичных ассоциаций.Однако, важным следствием этой работы было то, что ученые, обследовав околотысячи людей, составили обширный список ассоциаций здоровых людей (типичныеответы). А несколько позже Розанов с соавторами опубликовали результаты новогоисследования: свободных ассоциаций у детей… Протестировав 300 детей различноговозраста они обнаружили, что к 11 годам наблюдается значительный ростиндивидуальных ответов [7,85].
В конце ХIХ – начале ХХ в.,стремясь исследовать воображение, Ф.Е. Рыбаков в России, А. Бине во Франции, атакже другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромнымичернильными пятнами, которые как и облака напоминали людей, животных, разныесобытия жизни. В этом же ряду стоят работы, в которых фантазия стимулироваласьспециально подобранными сюжетными картинками. Психологам и психиатрам былохорошо известно, что рассказы их подопечных по «пятнам», сюжетным картинкамдают возможность судить о потребностях, интересах личности, патологиииспытуемых.
Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники.Первой же проективной методикой, т.е., которая основывалась на соответствующейтеоретической концепции – психологической концепции проекции, считается тесттематической апперцепции (ТАТ), американского психолога Генри Мюррея.
На формирование дальнейшего развития проективного подхода к диагностикеличности оказали (и оказывают) влияние разные, порой противостоящие друг другупсихологические теории. В отечественной психодиагностике первые упоминания опроективных методиках («прожективных» тестах) появляется в конце 1960-х годов.Усматривая в проективных методиках прямую связь с психоанализом, академическаянаука не приветствовала их применение, и психологам, начинавшим с ними работатьприходилось называть их «зрительными структурами», «перцептивными методиками».
Понятие «проекция» характерно тем, что в разных его трактовках отразиласьсвойственная психологии неоднозначность понимания даже важнейших ее категорий ипонятий.
Понятие проекции (от лат.– выбрасывание) как психологическое понятиепоявляется впервые в психоанализе и принадлежит Зигмунду Фрейду [17,223]. Онполагал, что неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладетьэндогенно развившимся сексуальным возбуждением и в этом случае происходитпроекция этого возбуждения во внешний мир.
Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитнымимеханизмами «Я». Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией идр.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процессконфликта, в соответствии с учением Фрейда, изживается благодаря особомупсихическому механизму – проекции. Фрейд правда упоминает и о том, что проекциявозникает не только в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но также«принимает самое большое участие в образовании внешнего мира». Однако эторасширительное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Пониманиепроекции в качестве защитного механизма было названо «классическойпроекцией»[7,99].
В ходе проводимых исследований, проекция стала рассматриваться шире и вдальнейшем, проекция, не привязанная только к сфере бессознательного, вечноконфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, безкоторого нет собственного видения предметов и явлений окружающейдействительности, была названа «атрибутивной проекцией». Классическую иатрибутивную проекцию, по мнению разных авторов можно, можно различать по«мишеням», избираемым для проекции. Предполагается, что классическая проекциянаправлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себянегативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение(Дж. Халпери, 1977). Такое понимание проекции – наделение собственнымимотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и пониманиеих поступков – основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и наэкспериментальных исследованиях, а поэтому многими психологами считаетсяединственно обоснованным. Помимо двух рассмотренных важнейших видов проекции, вряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названоявление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальнымипотребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрацииобследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось,что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и былоназвано «аутизмом». Дальнейшие исследования позволили установить, чтопроисходит снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей [6,256].
Д. Холмс (1968), подводя итоги многочисленным исследованиям, предложилвыделить два «измерения» проекции. Первое – что проецируется (наличие илиотсутствие проецируемой черты), второе – осознание проецируемого. Комбинируяэти измерения, можно представить классификацию известных видов проекциитаблицей.

 Таблица 1.1
Виды проекции и их классификация по двум измерениямОсознание субъектом проецируемой черты Наличие у субъекта проецируемой черты Отсутствие у субъекта проецируемой черты Субъект не осознает собственную черту Симилятивная проекция Проекция Панглосса и Кассандры Субъект осознает собственную черту Атрибутивная проекция Комплементарная проекция
 
Таблица приведена по изд. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика.-СПб,2005.-С.288.
Симилятивная проекция, в соответствии с психоаналитической концепцией выполняетзащитную функцию, однако строгого экспериментального подтверждения не получила.
Проекция Панглосса и Кассандры рассматривают как вариант защитногомеханизма «реактивное образование».
Комплементарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем,которыми субъект обладает в действительности. Например, испытывая страх,человек едва ли не каждого человека воспринимает как ему угрожающего.
Таким образом, теория проекции как теория психологическая имеетсобственный путь развития. Поэтому, при обозначении определенных методик,существующих как проективные, примеряют к ним существующие концепции проекции,применительно к задачам диагностики личности.
 
1.2.    ВИДЫПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающимиих различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологуГенри Мюррею (1935). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людейдействовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психическойорганизации. При этом автор считал, что, защитные механизмы в процессе проекциимогут проявляться, а могут не проявляться. Для обозначения определенного типапсихологических методик понятие проекция впервые используется Л. Франком(полное исследование в 1948). Им выдвигаются три основных принципа, лежащих воснове проективного исследования личности [20,65].
1.   Направленность на уникальное в структуреили организации. В отличие от традиционных психометрических процедур, личностьрассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не переченьспособностей или черт.
2.   Личность в проективном подходеизучается как относительно устойчивая система динамических процессов,организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3.  Эта системаосновных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжениижизни индивида, «формируя», направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждуюситуацию в систему внутреннего вида индивида. Каждое новое действие, каждоеэмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания,двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основноетеоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».
Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену ужесуществующим психометрическим. Проективные методики удачно дополняютсуществующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользаетпри использовании традиционных приемов исследования.
Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:
1)неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
2) отсутствие ограничений в выборе ответа;
3) отсутствие оценки ответов испытуемых, как «правильных» и «ошибочных».
Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Этаклассификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями идополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику [20,289].
Классификация включает методики:
Конституитивные (испытуемому предлагают какой-либо аморфный материал,которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха,состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромныеизображения). Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания имсмысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления, ожидания натестовый материал.
Конструктивные (предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных,модели их жилищ и пр.) из которых нужно создать осмысленное целое и объяснитьего. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни,а по определенным особенностям этих сцен и рассказов о них делаются выводы како личности их создателя так и о специфике их окружения.
Интепретативные Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие,ситуацию. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображенынеопределенные ситуации, о которых необходимо составить рассказ с указаниемтого, что привело к такому выводу. Предполагается, что испытуемыйидентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытиявнутреннего мира обследуемого, его интересов, побуждений.
Катартические. Предполагается осуществление игровой деятельности в особоорганизованных условиях. Например, психодрама. Это дает возможностьисследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы,другую насыщенную продукцию.
Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследовательстремиться диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся вобщепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк.
Экспрессивные. Осуществление испытуемыми изобразительной деятельности,рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом – дерево –человек. По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровнепсихосексуального развития и других особенностей.
Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выборастимулов из ряда предложенных. Например, тест Люшера – предлагают выбратьквадрат с наиболее приятным цветом. После повторной процедуры определяется ряднаиболее привлекательных цветов и интерпретируется по символическим значениямцвета. В качестве стимулов могут выступать любые объекты неживой природы.
Аддитивные.В этих методиках от обследуемых требуется завершение имеющегоначало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены длядиагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иныхпоступков до отношения к половому воспитанию молодежи.
Следует отметить, что некоторыми учеными предпринимались неоднократныепопытки менять обозначения обсуждаемых методик. Так, Р. Кеттелл предпочитаетназывать их «тестами ошибочного восприятия», Л. Бланк – «тестами апперцептивногоискажения». Однако большинство исследователей принимают их историческисложившееся обозначение как проективных.
 РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТИВНАЯМЕТОДИКА НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
 
2.1. ОПИСАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВМЕТОДИКИ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
 
 Графическаяметодика «Несуществующее животное» относится к числу прожективных. За основунами взята интерпретационная версия М.З. Дукаревич и П.В. Яньшина (Яньшин П.В.Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности.-СПб, 2004.).
Процедура теста довольно проста: надо придумать и нарисоватьнесуществующее животное и дать ему несуществующее имя.
Графические проективные методы имеют широкие, но до конца пока нераскрытые возможности в исследовании и оценках разных сторон личности. Онимогут предоставить широкую информацию о ней за относительно короткий промежутоквремени. Поскольку при диагностировании с их помощью выполняется работаневербального характера, некоторые из этих методик имеют широкий возрастнойдиапазон применения. Помимо отражения относительно устойчивых черт личности,рисунки несут на себе отпечаток и психических состояний, ее сиюминутныхвзаимодействий с окружающими, и имеющихся в момент диагностирования отношений сними [7,11]. В силу проективного характера графической диагностики еерезультаты менее подвержены контролю сознания и не отражают воздействия разногорода установок, которые часто искажают показатели других личностных методик (впервую очередь опросников). Испытуемый не подозревает о характерепсихологической интерпретации, которая будет дана его рисункам.
Вместе с тем их использование чревато возможностями допуститьсущественные ошибки в диагнозе. Как указывает Е.Т. Соколова, один тип ошибоквозможен вследствие того, что испытуемый не воспринимает рисование и невыражает в рисунке существенные стороны личности [8,45]. Он может выполнятьзадание психолога, опираясь на свое умение рисовать те или иные объекты,сформированные ранее (т.е. действует в соответствии с усвоенными стандартами,шаблонами, схемами), или под влиянием недавних впечатлений (например, просмотракино или мультфильма). В таких случаях бесполезно искать в рисунке проекциюличности. Любые расшифровки в таких случаях будут ошибочны и неадекватны.Поэтому так важно результаты графических методик дополнить информацией,полученной с помощью беседы и наблюдения.
Другой тип ошибок может быть связан с субъективизмом трактовок рисунков,когда психолог полагается на интерпретацию только очевидных с его точки зренияпоказателей.
Серьезным недостатком, имеющимся у графических методик – отсутствиеобъективности в определении показателей. Даже при разработанных системахопределения показателей конечные шаги в оценке и обобщении обычно зависят отнавыка и опыта психолога. Рассмотрим некоторые направления в диагностике спомощью проективных тестов.
При интерпретации результатов методики «Несуществующее животное» часто исходятиз целостности симптокомплексов, т.е. используют суммарные оценки каждого изних.
Российскими психологами [3] была проведена психометрическая квалификацияпроективной методики «Несуществующее животное», в ходе которой были определенынормативные показатели по каждой характеристике. Полученные данные попсихокомплексу были проверены данными, полученными по другим методикам (Шкалатревожности А.М. Прихожан, Патохарактерологический диагностический опросникА.Е. Личко, 16-ти факторный личный опросник Кеттелла, опросник агрессииБасса-Дарки и др.). Использование методов вычисления ранговых корреляций поСпирмену и критерий различия по Манну-Уитни, позволили сделать вывод, чтовыделенные учеными симпто-комплексы методики «Несуществующее животное»,обладают высокой степенью валидности и могут быть использованы приинтерпретации рисунков [3, с.52-54].
Отдельные показатели (формальные и содержательные) рисунка, соотносимые спсихологическими характеристиками, объединены в следующие симптокомплексы:агрессивность, демонстративность, тревожность, общительность, самоконтроль,депрессивность, инфантильность, самооценка. Каждый показатель рисункаоценивается в баллах в зависимости от его выраженности и значимости дляоцениваемой характеристики. Однако, использование методики «Несуществующееживотное, что подтверждают многие авторы, лучше проводить в комплексе с другимидиагностическими инструментариями.
2.2. Психотехнический вариант методики «Несуществующееживотное» как метод консультирования
В основе психотехническойметодики «Несуществующее животное» заложена методика в трех дополнительныхвариантах: «Злое несуществующее животное», «Несчастное несуществующееживотное», «Агрессивное несуществующее животное», «Раздраженное несуществующееживотное» и т.д., а так же и «Счастливое несуществующее животное»(А.Л.Венгер «Психологические рисуночные тесты»).
Методиканаправлена на осознание участником своих тревожащих состояний, негативныхпереживаний, а так же позитивных желаний, своих ресурсов и способов достиженияжеланий. Изображение животного компенсирует внутреннее сопротивлениепосредством задействованного в методике механизма идентификации с нейтральнымперсонажем.
Даннаяметодика не несет диагностической функции, по этому данные рисунка неинтерпретируются для участника. Нарисованный рисунок используется в качествепроявленного, вынесенного во вне материала для дальнейшей работы по осознанию своихпереживаний. Но психологу, работающему с данной методикой необходимо знатьособенности деталей рисунка, что бы распознавать состояние человека и выбратьправильный способ работы с данным состоянием.
Цельиспользования методики: Осознание и отреагирование негативных эмоциональных переживаний.Рекомендуется проводить с детьми с младшего подросткового возраста с повышеннымуровнем тревожности. Оптимальный возраст: подростковый, но методика эффективнаи со старшеклассниками, и со взрослыми людьми, не испытывающими сопротивления кданному виду психологической работы.
 Цельпервого этапа: осознание участником своих тревожащих состояний, негативныхпереживаний. На первом этапе используется методика «Несуществующее животное».Так как этот рисунок проявляет все осознаваемые и неосознаваемые качества иэлементы поведения человека, то является самым лучшим материалом для осознаниясвоих особенностей.
Но так какстандартная инструкция («нарисуй несуществующее животное») эмоциональнонейтральна, а в данной ситуации необходимо выявить переживания, которыепотенциально могут быть эмоционально нагружены, то первоначально дается другаяинструкция — предложение придумать «самое злое и страшное животное», которое актуализируетстрахи и опасения, связанные с внешней угрозой.
 Заданиенарисовать «самое несчастное животное» адресуется к негативным переживаниям,связанным с собственным внутренним состоянием. В рисунке выявляются реакцииребенка на разные виды эмоциональной нагрузки. Часто наблюдается, чтоинструкция дается нарисовать злое и страшное животное, а ребенок рисуетнесчастное и говорит, что испытывает к нему чувство жалости. Это говорит о том,происходит смешение, объединение разных негативных переживаний. Данная методиканаправлена на то, чтобы вывести ребенка из любых отрицательных состояний,независимо от того, сколько их смешано.
Частоучастник сам называет свое актуальное фиксированное негативное эмоциональноесостояние (примеры, приводимые участниками: «агрессивное животное»,«психическое животное», «нервное животное», « грубое животное», «тоскующееживотное»).
Важноиспользовать в работе с этим участником именно это название и трактовку, т.к.она несет в себе эмоциональную значимость и ассоциации с каким то переживаниемсамого человека.
Психологу также важно понять по изображенному рисунку уровень творческого мышления иразвития воображения ребенка. Для данной методики важен уровень этих функций.Для детей с умственной отсталостью и очень низким уровнем творческого мышленияданная методика не работает, т.к. принцип ее работы основан на осознанииребенком своих реакций, способов поведения и возможности им самим изменить,сначала в своем восприятии, а за тем в жизни способы реагирования на разныеситуации.
Цель второго этапа: осознание участником своих позитивных желаний, своихресурсов и способов достижения желаний. Используется методика «Счастливоенесуществующее животное», помогающая выявить ценности и стремления участника иэлементы методики позитивного краткосрочного консультирования, позволяющиенаправить внимание участника на восприятие своих ресурсов и подходящих для негоспособов достижения желаний и стремлений.
Цельтретьего этапа: датьвремя участнику на реализацию в реальной жизни выявленных в методике желаний,использованию обнаруженных ресурсов. Повторную диагностику уровня тревожностинеобходимо проводить через время, месяца через два, три (это время выявленоэкспериментальным путем через беседы со взрослыми участниками, которыеучаствовали в процессе рефлексии изменений, происходящих после проведенияметодики).

РАЗДЕЛ 3.ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ «НЕСУЩЕСТУБЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
 
3.1.Организация и проведение тестирования
 
1.        Лист бумагикладется перед ребенком. Инструкция: Придумай и нарисуй несуществующееживотное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до тебя никтоне придумал. Но это животное должно быть злое и страшное. На этом этапе участник выноситво вне свое эмоциональное напряжение, может посмотреть со стороны на «животное»в тяжелом, знакомом для него эмоциональном состоянии.
2.        Далее психологпроводит беседу, в которой дополнительно получает информацию об особенностяхучастника.
 Как оно называется? Если участник затрудняется придумать названия, то эта частьопускается.
 Где живет?
 Чем питается? Указание на использование в пищу заведомонесъедобных вещей (гвоздей, камней, стекла, металла и т.д.) типично при грубыхнарушениях общения. Скорее всего, при беседе о желаниях животного, участник самскажет о желании приобрести друзей или наладить общение. Если сам не скажет, топсихологу стоит обратить на это внимание участника в случае, когда наблюдаютсяпоказатели данной проблемы.
 Есть ли у него друзья? Кто?
 Есть ли у него враги? Кто?
 Посмотри на него. Какие чувства он у тебя вызывает? (еслизатрудняется назвать чувства, нужно спросить: «Какой он? » Данный вопрос оченьважен, т.к. позволяет участнику самому осознать, как выглядит существо,находящееся в данном эмоциональном состоянии.
 Есть ли у него какие либо желания? Назови три его желания. Данныйвопрос помогает выяснить, что желает сам участник. Говоря о желаниях животногоон проговаривает свои нереализованные потребности, те свои желания, из-заотсутствия которых он и испытывает эмоциональные «страдания».
Одни желают, что бы животное стало «добрее, лучше, дружественнее». Другиежелают сделать его еще более злым, чтобы либо могло иметь способы еще лучшейзащиты, либо какие-то изощренные способы нападения на других животных. В даннойчасти методики психологу важно, если участник выбрал второе направление, переориентироватьего. Провести дополнительную беседу, убеждающую и показывающую участнику, в чемпольза для животного становиться лучше, добрее, общительнее. Этот этап самыйсложный, т.к. в нем происходит переориентация установок личности. Необходимо иметьтворческий потенциал, опыт консультирования и убеждения. Если психологу нехватает ресурса переубедить участника направить изменение своего животного влучшую сторону, необходимо оставить работу на этом этапе и не продолжать ее.
Помогать участнику настраиваться на развитие своих изысканных способовдоставления окружающим неприятностей, использовать их в виде «пищи» для себянельзя ни в коем случае. Лучше прервать работу, оставить ее на этом этапе, чемпродолжать дальше.
 Далее работа психолога будет заключаться в том, чтобы помочь участникуосознать свои ресурсы и приемлемые для него варианты достижения нереализованныхжеланий. Проводится методика, в основе которой лежит краткосрочное позитивноеконсультирование, позволяющая осознать позитивный результат, свое к немуотношение, свои способы и ресурсы для его достижения. Инструкция: « Ведь тысоздал этого животного, т.е. был для него как волшебник. Значит, ты можешь бытьволшебником и исполнить его желания. Нарисуй на другом листе это же животное,только с исполнившимися желаниями. Пусть у него уже все будет так, как онохочет».
3.        После изображения«Счастливого несуществующего животного» проводится беседа.
 Какие чувства вызывает у тебя животное сейчас?
Теперь оно полностью довольно, исполнилось все, что оножелало?
 В случае если участник, говорит, что не совсем довольно, то важноспросить, что еще желает и попросить нарисовать еще рисунок, где животное будетболее довольно. ( Как правило, участники данной работы рисуют серию рисунков, вкоторых животное изменяется постепенно, это очень приветствуется, т.к.развернутый процесс изменений позволяет наглядно демонстрировать развитиеживотного). Ответы на этот вопрос помогает осознать желания самого участника,его ценности и стремления.
Чем отличаются первое и последнее животное? Что помогло животному измениться?(осознание различий помогает участнику понять в чем ресурсы данного существа,которые и помогли ему достичь желаемого и если ребенок будет использовать такиеже ресурсы тоже в состоянии достичь таких результатов. В некоторых случаяхучастники не способны самостоятельно обнаружить ресурсы, подходящие дляосуществления желаний. Все зафиксированные случаи были у участников сзаниженной самооценкой (анализ по рисунку). В данном случае необходимадополнительная беседа, с предоставлением ему разных способов, из которыхучастник выбирает приемлемые, для него.
На данном этапе очень важно не оставить работу незавершенной. Потратитьвремя, но обнаружить с участником его ресурсные состояния. В чем ты видишьсмысл нашего занятия? По опыту проведения данной методики можно сказать, чтоначиная с младшего подросткового возраста участники сами объясняют смыслметодики тем, что в проекции на это несуществующее животное участник перенессвои желания, что тоже может измениться, стать таким как оно, это животное,использую такие же способы, какие предлагал для этого существа. Если участниксам не делает такого анализа, психологу необходимо подвести наводящимивопросами участника к такому осознанию.

3.2. Консультативная работа с использованием методики «Несуществующее животное»
Дети (4 человека) для участия в тестировании были предложены школьнымучителем. По его субъективному мнению, эти дети отличаются повышеннойтревожностью. Все дети физически здоровы и удовлетворительно учатся.
Консультационная работа проводилась в течение трех недель. Каждый новыйэтап через неделю.
 До проведения тестирования по методу «Несуществующее животное», детибыли протестированы на выявление тревожности с помощью методики «Личностнаяшкала проявления тревоги», адаптированная Т.А. Немчиным. Были получены такиеданные:
 Таблица 3.1.
Показатели личностной тревожности по методике «Личностная шкала проявлениятревоги» (в баллах)до начала консультирования
До проведения
методики Паша Г. 24 балла Александра Р. 28 баллов Лида С. 58 баллов Кристина Т. 52 балла
Описаниеконсультационной работы с детьми по методике «Несуществующее животные» ( всеэтапы)
 Паша Г.(9лет) Названиеживотного – Джек.
Где живет? —
«В пустыне;питается птичками, мелкими животными».
Есть ли унего друзья?
«Друзей нет,враги все животные».
Какие у неготри желания?
«Побольше еды;
Быть здоровым;
Подкрадываться так. Чтобы не заметили, гипнотизировать жертв, чтобы самишли на съедение».
Какие чувстваживотное вызывает? – «Злой все время».
Ему нравитсябыть злым? – «Ну, иногда хочется быть добрым, тогда ему все еду сами быприносили».
Это приятно,когда приносят сами еду? – « Да, он тогда был бы довольный и добрый».
Нарисуй,какой бы был Джек, чтобы ему сами хотели еду носить, он был бы довольный идобрый. Участник рисует Джека № 2.
 Продолжениебеседы.
Какие чувствавызывает Джек №2? – «Приятные».
А что в немизменилось? – « Лицо доброе, язык ядовитый пропал, есть теперь будет рыбу,травку всякую, толще будет».
А друзья уэтого Джека будут? – « Да, он некоторых людей в друзья возьмет, которые самидобрые. В основном детей.»
А кто враги унего будут? – « Злые люди»
А как он сврагами себя будет вести? – « «Съест».
А вот как онсам добрый стал, может других злых научит, как добрее стать? – « Да, он можетобъяснить им, что так им выгоднее будет. Еще может им еду, подарки приносить,им понравится и они станут добрее».
То есть, Джексам знает как он стал добрее и сможет других научить, да? – «Да может научитьтаким же способом, каким сам стал добрее».
Что-нибудьтебе понравилось в сегодняшнем занятии? – « Да, я сегодня понял, в чем различиедобрых и злых. Это же не только животных касается, но и людей тоже. Понял, чтоэто выгодно, добрым то быть, и приятно. Злым то тоже быть тяжело».
Тебе второйрисунок полностью нравится, ничего не хочешь еще изменить? – « Нет, он тутсчастлив».
 АлександраР.(9 лет) Название животного – «Раба – кот».
Какие чувстваживотное вызывает? – «Кажется злым, не всегда, а когда его потревожат».
Где живет? — «Живетв воде, в океане».
Чем питается?– «Рыбешками, моллюсками».
Есть ли унего друзья? – «Друзья – акулы, есть ли враги не знаю».
Какие у неготри желания?
«Превратиться в доброго;
Не питаться моллюсками;
Превратиться опять в рыбу. Раньше был рыбой, так как- то болееправильно».
Наблюдая заповедением девочки, во время беседы об этом животном наблюдается напряжение вруках, теребит пальцы, грустный взгляд, но с полуулыбкой, затруднялась датьназвание животному, определиться (видимо с «однозначностью»). Когда Саше былопредложено рисовать животное более доброе, Саша улыбнулась, руки и плечирасслабились, стала рисовать.
Рисунок «Рыба– кот №2» более добрый, более добрый он не хочет питаться своими сородичамимоллюсками. Саша говорит, что оно легко может питаться водорослями.
В обсуждении,что поменялось в животном, отмечает, что у животного была полуулыбка с зубами,а теперь добрая улыбка, фонарик на голове превратился в элегантный цветочек,уже нет плавников.
На вопрос «Полностью ли оно довольно?» отвечает: «Нет» и рисует рисунок №3, где животноеменяется, превратившись в рыбу. Но животное снова не окончательно довольно,т.к. ему одиноко. Саша рисует рисунок №4 «Рыба – кот» с друзьями. В рисункеиспользует цвет, до этого рисовала простым карандашом.
 Самарыба-кот изображена ярко розовым цветом, друзья серым, коричневым и черным.
 Обсуждая,что изменилось Саша отмечает, что существо чувствует себя хорошо, когдаулыбается, на нем элегантные украшения. В этот момент говорит: «А вы знаете,она только сейчас почувствовала себя девочкой, она же девочка! Ее такую узнаютдрузья, они теперь вместе могут играть».
На вопрос: «Теперь она довольна полностью?» отвечает: «Друзья акулы на рисунке злые, одиниз них ест рыб».
А второй другне ест рыб? – « Он с «Рыба – кот» плавал много раз за водорослями и емупонравилось. Они могут позвать с собой и другого. Сейчас нарисую рисунок, гдевсе у них благополучно!»
 Рисуетокончательный рисунок. В рисунке использует ярко розовый и красный цвета.
В конце говорит«Спасибо, очень понравилось, все так понятно стало. А вы знаете я ведь тожеулыбаюсь как то странно, не по доброму, у меня же все как у этой рыба – кот! Уменя все как в этой сказке!
 ЛИДА С. (10лет). Название животного – Тишка.
Где живет? — «Вбольшом городе, питается животными».
Есть ли унего друзья? – «Друзья не похожие на него, какие-то существа».
Есть ли унего враги? – « Существа еще страшнее и сильнее его».
 Какиечувства животное вызывает? – «Жалость» (плачет)
Какие у неготри желания?
«Хотел бы измениться и быть добрым;
Хотел бы выглядеть по другому, лучше, чем сейчас;
Хотел бы найти такого же существа как он».
Рисуетрисунок «Тишка №2». После вопроса, доволен ли он, дорисовывает рисунок «Тишка №3 с другом, подобным ему». Тишка нарисована ярко желтым цветом, Грудка, ручки,ножки розовые. Друг – оранжевого цвета, так же с красными вставками на грудке,ручках, ножках. В сравнительной беседе выделяет изменения:
Более добрый стал;
Убрались все шрамы, изъяны;
Хвостик вверх стал;
Перестал питаться животными, стал питаться фруктами;
Стал более дружелюбным;
Глаза как были добрые, так и остались;
Встал, распахнув руки;
Появился румянец;
Уменьшились рога, уменьшился носик.
Стал яркий интересный;
Теперь то точно видно, что Тишка девочка;
Друг к ней тянется, смотрят друг на друга.
Какие чувствавызывает Тишка сейчас? – «Добрые какие – то. С такой рядом всем хочется быть,она приятная, яркая какая – то, будто светится».
Как тыдумаешь, в чем смысл нашего занятия? – « Это существо – мое внутреннеесостояние, а мы его тут меняли».
Что-нибудьпонравилось тебе? – « Рисовать, и я думаю лучше надо к людям относиться.
КРИСТИНАТ. (10 лет). Названиеживотного – Ужастик ужасающий.
Где живет? — «Живетв темном лесу, друзей нет. Все его боятся, врагов по этому тоже нет. Питаетсявсем живым».
 Какиечувства животное вызывает? – «Страшно».
Какие у неготри желания?
«Хочет завести друзей;
Измениться внешне;
Сменить образ жизни, т.к. он ночью пугает и съедает всех».
Рисуетсущество с этими качествами. В беседе объясняет:
Он изменился внешне;
Рога превратились в ушки;
Стали голубые, дружелюбные глаза;
Появился румянец;
Исчезли все вены, вылезшие у него от злости;
Стал питаться соками из земли;
Появилась улыбка;
Изменилось имя. Теперь его зовут «Лапочка».
В чем смыслзанятия? – « Меняться могут все, и существа и люди, нужно только захотеть. Уменя сейчас тоже как будто силы есть и желание поменяться. Просится: «Можно яеще приду к вам? Мне очень понравилось с вами разговаривать, спокойнее такстало, прямо внутри».
 Таблица3.2.
Показатели личностной тревожности по методике «Личностная шкала проявлениятревоги» (в баллах) через три недели после начала консультирования
До проведения
методики Паша Г. 12 баллов снижение на 12 баллов Александра Р. 23 баллов снижение на 5 баллов Лида С. 21 баллов снижение на 37 баллов Кристина Т. 31 балл снижение на 21 балл
Таким образом, из приведенной разницы видно, что уровень тревожности удетей, с которыми проводилась консультационная работа, существенно снизился,что собственно и подтверждает, выдвинутое нами предположение, чтопсихотехнический метод «Несуществующее животное», может эффективноиспользоваться в оказании консультативной помощи.
/> 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
На основе изучения литературных источников по истории возникновения иразвития проективной диагностики можно сделать следующие выводы.
Попытки использования проективной диагностики хотя и уходит корнями вглубокую древность, свое первое развитие получили только в 19 вв. работах Ф.Гальтона, Дж. Кеттелла и других ученых, ставивших задачу выявлениясубъективно-уникального в личности.
Возникновение проективного подхода к диагностике личности – важный этап вразвитии психодиагностики вообще, поскольку появляются методики, которыекачественно отличаются от традиционных. Важнейшей отличительной чертойпроективных методик является то, что в них используют неопределенные илислабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия дляпроявления внутреннего мира человека.
На современном этапе проективные методики, как зарубежных авторов, так иотечественных используется довольно широко и постоянно модифицируются. Спомощью проективных методик исследуются: личностное развитие, детско-родительскиеотношения, эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах.Особое значение проективные методики приобретают в консультационной работе.Примером такого использования, является приведенная в нашей работепсихотехническая методика «Несуществующее животное».
Проведенная консультативная работа показала свою эффективность и надежность,поскольку была проверена дополнительным тестом, что подтвердило, выдвинутуюнами гипотезу.

 ЛИТЕРАТУРА
1.   Абрамова Г.С.Практическая психология.-М.: Просвещение, 1997.- 216с.
2.   Абрамова Г.С.Практикум по психологическому консультированию.-М.: Академия, 1996.-128с.
3.   Акимова М.К.,Алехина Т.Н. Таратута Ж.В. Психометрическая квалификация проективной методики«Несуществующее животное» //Психологическая диагностика.-2004.-№4.-С.47-57.
4.   Альманахпсихологических тестов.-М.: КСП, 1995.-400с.
5.   Беляускайте Р.Ф.Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка//Психологическая диагностика.-2004.-№4.-С.58-72.
6.   Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2005.-315с.
7.   Бурлачук Л.Ф.,Морозов С.М. Словарь-справочник по психологоческой диагностике.-К.: Науковадумка, 1989.- 216с.
8.   Бурменская Г.В.Методика Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека» //Психологическая диагностика
9.   Венгер А.Л.Психологическое консультирование и диагностика.-М.: Наука, 1987.-190с.
10.  Вшивкова И.В. Использование рисунковв психотерапии и консультировании //Психологическаядиагностика.-2004.-№4.-С.78-87.
11.  Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В.Рисуночная методика «Разноцветные домики» (для выявления эмоциональныхотношений ребенка и его предпочтений в контактах) //Психологическаядиагностика.-2005.-№2.-С.57-64.
12.  Грег М., Ферс Тайный миррисунка.-СПб.: Диметра, 2003.-198с.
13.  Жуковский И.В. Тест «Несуществующееживотное» (из опыта работы частного практикующего психолога) //Психологическаядиагностика.-2004.0№4.-С.103-125.
14.  Романова Е.В. Проективные графическиеметоды.-СПб.: Экос, 2001.- 260с.
15.  Романова Е.С. Психодиагностика:Учебное пособие.- СПб.: Питер, 400с.
16.  Соколова Е.П. Проективные методыисследования личности.-М.: Педагогика, 1980.- 198с.
17.  Фрейд З. Психоаналитические этюды/Сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский.-Минск, 1998.-608с.
18.  Юнг К.Г. Аналитическаяпсихология.-М.: Палантир, 1994.-136с.
19.  Юнг К.Г. Психологиябессознательного.-М.: Канон, 1994.- 320с.
20.  Яньшин П.В. Практикум по клиническойпсихологии. Методы исследования личности.-СПб.: Питер, 2004.- 266с.
21.  Яньшин П.В. Семантика проективногорисунка в контексте языка невербальных значений //Вестник Московскогоуниверситета. Сер.14.Психология.-1989.-№1.-С.45-51.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.