Реферат по предмету "Психология"


Исследование основных факторов влияния на распространения наркотиков среди подростков

Постановка проблемы наркомании
Каждый человек естьнечто большее, чем кажется себе. Он представляет также уникальную,неповторимую, всегда значимую точку, в которой пересекаются явления мира толькоодин раз и никогда более в таком сочетании.  Герман Гессе
Проблемы пьянства средимолодежи уже много лет являются актуальными для нашей страны. В последнее времянаметились малоутешительные тенденции перетекания проблем алкоголизма впроблемы наркотизации не только среди взрослых, но и среди молодежи и даже школьников.«В середине 80-х годов в СССР насчитывалось 46 тысяч наркоманов. Сегодня наоснове анализа следственной практики и результатов социсследований специалистыпо незаконному обороту наркотиков делают вывод о наличии 3 миллионов россиян,употребляющих наркотики. По другим данным, общее число наркоманов в России внастоящее время приближается к миллиону.
Перелом произошел в середине 80-х годов, когдавведенный Горбачевым «сухой закон» заставил заменить привычную водку наневиданные прежде таблетки и химические препараты, — уверен доктор Ренслаэр Ли,эксперт по проблеме наркотиков. – На мировой рынок наркотиков Россия вышлавсего лишь за пятилетку. Уже сейчас она входит в пятерку крупнейшихпроизводителей и экспортеров синтетических наркотиков и стала крупнейшимпосредником при переправке наркотиков на рынки Западной Европы», — утверждаетР.Ли.
Самое печальное, что нижнийпредел возраста наркомана заметно опустился, то есть все больше людей,приходящих к наркотикам, являются подростками в возрасте 13-17. Это заставляетспециалистов серьезно задуматься о сложившейся ситуации и постараться с помощьюсоответствующих методов профилактики изменить ее к лучшему. Для этогонеобходимо позаботиться о тех подростках, которые еще не попали в сетинаркотиков, и не ждать пока их число приблизиться к нулю.
 Стремительное распространениенаркотиков и наркомании среди молодежи связано с одновременным существованиемнескольких групп факторов, каждая из которых сама по себе отнюдь не являетсяоднозначно наркопровоцирующей. Здесь имеются в виду особенности возраста,системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Иходновременное воздействие порождает необычайно благоприятные условия длямолодежной наркомании. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, рискомзаражения различными инфекциями, включая СПИД. Кроме того, наркотики приносятощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и близким, окружению,обществу в целом. Наркоманию можно рассматривать как социально заразноезаболевание, распространение которого происходит внутри социальных групп.Поэтому невозможно изолированное существование наркомана в среде – рано илипоздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потреблениянаркотиков. Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадиисформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы сраспространением наркомании. Такой подход не дает и не может датьположительного результата.
Традиция научного изучениянаркомании насчитывает не один десяток лет. Широкое распространение наркоманиивызвало к жизни напряженные дискуссии о природе наркомании, причинах и условияхее распространения и др. Постепенно проясняются различные аспекты проблемы,учет которых позволяет сформировать более адекватное понимание задач, стоящихперед специалистами разных областей науки и социальной практики. Даже беглыйанализ проблемы позволяет выделить в наркомании как явлении несколькоспецифических явлений.
Цель:определить основные факторы влияния на распространения наркотиков средиподростков, аспекты и причины возникновения наркомании как таковой.
Социальный аспект.Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаевхарактеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношениевключает в себя множество иррациональных убеждений и проекции собственныхстрахов, связанных с незнанием и непониманием наркомании как явления. Вотношении к наркомании репрезентируются общая социальная неудовлетворенность,страх перед неизвестным, а потому – пугающим, негативное отношение кнаркомафии, тревога за собственных детей и родственников, эмоциональныевпечатления от криминальной статистики, культурно-исторические стереотипы и др.Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана состороны общества. Гиперконтроль или эмоциональное отвержение в семье приводит ктому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими жедрузьями, родителями, милицией, социальными службами, работодателями и т.д.Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторженияи где он может хоть как-то функционировать, — это среда, в которой господствуеткультура потребления наркотиков и других психоактивных веществ. Выдавливаниенаркомана из нормального общества приговаривает его к жизни в среде, которая впсихологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которойнаркоман уже не способен существовать.
Формируется особая наркоманскаясубкультура со своими специфическими образом жизни, системой ценностей, языком,атрибутами, стереотипами, установками, понятиями, мифами. Наркоманскаясубкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощный факторприобщения к наркотикам.
Дело в том, что субкультурасмягчает восприятие явлений, на которые люди за пределами субкультуры смотряткак на психическое отклонение или даже криминальное поведение. Таким образом,наркоманская субкультура является специфической реакцией на поведение обществапо отношению к наркомании и ее появление и развитие – неизбежный процесс.Анализ содержания и направленности наркоманской субкультуры позволяет говоритьо ней как об антисистеме и явлении крайне негативном, поскольку онаспособствует приобщению к наркотикам и закреплению их употребления.
Экономический аспект
1.    Незаконныйоборот наркотиков порождает колоссальный по своим масштабам теневой оборотденежных средств. Торговля и потребление наркотиков выступают как чрезвычайномощный механизм перекачивания денежных средств в теневой оборот.
2.    Государствозатрачивает на медицинское обслуживание наркоманов значительные средства,отвлекая тем самым часть средств от решения других проблем здравоохранения.
3.     Развитиенаркотической зависимости приводит к разрушению трудовой мотивации и трудовогоповедения в целом. Таким образом из сферы материального и духовногопроизводства происходит постоянный отток рабочей силы. Наркоманы составляютсегодня огромную, ничего не производящую, а только лишь потребляющую частьнаселения.
4.    Посколькуинтенсивное употребление психоактивных веществ (за исключением чая, кофе итабака) практически несовместимо ни с работой, ни с учебой, распространениенаркомании среди молодежи приводит как к снижению общего интеллектуальногопотенциала страны, так и к обеднению трудовых ресурсов. На фоне общегоэкономического кризиса эти процессы носят латентный характер, однако ихнегативные последствия неизбежно скажутся при смене трудовых поколений.
5.    Затратагосударственных средств на пресечение незаконного оборота наркотиков не даетсколько-нибудь ощутимого результата. Следовательно, финансовые и другиесредства будут направляться в эту сферу во все более возрастающих объемах.
6.    Внекоторых странах производство наркотиков является частью общей политики. ВБирме, Лаосе, Кампучии прибыль от производства наркотиков составляетзначительную часть национального дохода. В ряде таких стран, как Гватемала,Венесуэла, Колумбия, Афганистан, нелегальное производство наркотиков являетсямощным стимулом для притока капиталовложений в местную промышленность.
Демографический аспект
1.    Всферу незаконного систематического употребления наркотиков вовлекаютсяпреимущественно юноши и подростки мужского пола. Соотношение наркомановмужского и женского пола составляет примерно 10:1. Формирование наркотическойзависимости приводит к разрушению полоролевого поведения и угасанию сексуальныхинстинктов. С другой стороны, смерть от передозировок и несчастных случаев,связанных с наркоманией, приводит к резкой диспропорции в соотношении полов. Врезультате этих явлений уже в ближайшее время произойдет определенное снижениерождаемости, увеличение количества одиноких женщин и неполных семей.
2.    Вымываниевследствие наркотизации мужчин из поколения 70 – 85-х годов рождения приведет кдальнейшему нарастанию диспропорции в соотношении полов в России.
3.    Срединаркоманов значительный процент составляют дети из неполных семей или семей,имеющих единственного ребенка. Высокая смертность среди наркоманов приводит кзначительному возрастанию числа «бездетных» и беспризорных стариков, о которыхнекому будет позаботиться.
Моральный аспект. Врезультате систематического употребления наркотиков происходит стремительнаядевальвация личности с разрушением морально-нравственных аспектов ее поведения.Постепенно у наркомана разрушается моральная основа регуляции поведения.Поведение становится направленным исключительно на непосредственноеудовлетворение потребности в наркотиках. Ценности жизни, закрепленныетрадиционной моралью, оказываются низвергнутыми. Постепенно формируетсянаркоманская система ценностей, приобретающая статус основы наркоманского способажизни.
Традиционная мораль, дажеподкрепленная авторитетом религии, неспособная остановить волну наркомании,оказалась сегодня перед лицом самой серьезной опасности – окончательногоразрушения личности. Как контркультура наркомания эксплуатирует глубинныеоснования культуры, извращая их позитивный смысл, так, христианское «не стяжайбогатств на земле» в сознании наркомана преобразуется в «презирай жизнь». И обэтим не догадываются ни родители, ни священнослужители. Вместо ожидаемогопокаяния наркоман находит в церкви подтверждение своим убеждениям.
Политический аспект. Изпроблемы сугубо медицинской молодежная наркомания превратилась в проблемуобщенационального масштаба, постепенно приобретая статус главной угрозы длябезопасности страны. Масштабностью проблемы не преминули воспользоватьсяразличные политические партии и социальные группы, используя спекуляции нанаркоманские темы для решения своих проблем.
Международный(межгосударственный) аспект. Наркотики стали элементом международнойполитики еще в XIX веке. В XXстолетии защита своих граждан от наплыва наркотиков неоднократно становиласьповодом для вмешательства во внутренние дела, а иногда и военные операций США влатиноамериканских странах.
С другой стороны, зоныпроизводства, каналы распространения и регионы потребления наркотиков, какправило, разнесены в пространстве и не вмещаются в границы отдельныхгосударств. Распространение наркомании приводит к глобализации криминальныхотношений. Криминальные структуры, контролирующие производство, распространениеи сбыт наркотиков, выходят на уровень международных синдикатов, способныхблагодаря своим финансовым возможностям влиять на политику отдельных стран илирегионов.
Медицинский аспект. Традиционнаянаркология рассматривает наркоманию как неизлечимую хроническую болезнь, втечение которой возможны более или менее продолжительные периоды ремиссии.
Считается, что по мере приеманаркотиков развиваются три главных клинических феномена:
1.    Психическаязависимость. Ее суть заключается в том, что человек перестает чувствоватьсебя более-менее вписанным в жизнь без приема наркотиков. Наркотик становитсяважнейшим условием контакта человека с жизнью, собой, другими людьми.
2.    Физическаязависимость. Она заключается в том, что постепенно наркотик проникает вразличные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимаетсоответствующее количество наркотика, он испытывает различные по степенивыраженности физические страдания: ломоту, дрожь, расстройства в деятельностипищеварительного тракта, сухость кожи (или, наоборот, обильную потливость) идр. Это явление называется «абстинентный синдром». Для его снятия необходимопринятие наркотика, дозы которого постоянно увеличиваются.
3.    Толерантность.Имеется в виду привыкание к наркотику. В подавляющем большинстве случаевлечение наркомании сводится к госпитализации больного, лишению его возможностипринимать наркотики, проведению дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии.Перечисленные мероприятия купируют абстинентный синдром, разрушают физическую зависимость.Однако психическая зависимость, играющая в развитии наркомании важнейшую роль,остается вне досягаемости для существующих сегодня психотерапевтическихмероприятий, построенных в соответствии с традиционным психиатрическимподходом. Сложившаяся в медицине (психиатрия и клиническая психология) традициясвязывать употребление наркотиков и злоупотребление ими с какими-либопсихопатологическими процессами в индивидуумах лишь консервирует наркотическуюпроблему. Внушение больному отвращения к принимаемому средству, когда оннаходится в состоянии гипноза и во время выработки отрицательного рефлекса навещество, которым злоупотребляет, оказывается малопродуктивным методомразрушения психической зависимости.          
       Таким образом, чистомедицинский подход к наркомании оказывается неэффективным ни в плане лечения иреабилитации, ни тем более в плане профилактики.
Психологический аспект. Известно,что наркоманов можно встретить среди любых типов личности и что потребность визменениях состояния сознания является характерной для рода человеческоговообще, но ведь не все же принимают наркотики, а тем более становятсянаркоманами. Исследования позволяют утверждать, что существуют психологическиефакторы, определяющие характер индивидуальных реакций молодого человека надействие и выбор наркотика.
Некоторые специалисты, пытаясьопределить «донаркотическую» личность наркомана, на первое место ставятимпульсивный характер. Они относят наркоманию к импульсивным неврозам, асостояние, предшествующее наркомании, считают основным, решающим фактором,инициирующим ее возникновении. В поисках этиологических факторов наркоманиизначение нужно придавать не только химическим эффектам наркотика, а большеобращать внимание на символическое значение, которое наркотик имеет дляпациента. С этой точки зрения, наркомания является своеобразным выражениемнеупорядоченности личности и неприспособленности ее к окружающему миру.
Некоторые исследователи, говоряо донаркотической личности наркомана, выделяют следующие черты личности молодыхлюдей, которые могут, хотя и не обязательно, стать причиной наркомании: эмоциональнаянезрелость, неполноценная психосексуальная организация, садистские имазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость. Слабые адаптационныеспособности, склонность к регрессивному поведению, неспособность кмежличностному общению с партнером и т. д.
    Принимая все это вовнимание, можно сделать вывод, что наркомания и склонность к употреблениюнаркотиков как ненормальные формы поведения являются суммой разных факторов,обусловленных как индивидуальными, так и социальными особенностями. А такжекомбинацией тех и других.
Таком образом, с точки зренияпсихологии наркомания рассматривается как проблема личности, принимающейнаркотики, в определенном социально-культурном контексте. При этом общество,социальная и культурная среда, реагируя на наркоманию, встраиваются своимиреакциями в наркоманский тип поведения. Отсюда становится понятным, что дляэффективной реабилитационной работы необходима реализация комплексного подхода,включающего в себя работу с личностью наркомана, его ближайшим микросоциальнымокружением, а также с обществом в целом: оно должно изменить свое отношение кнаркотикам так, чтобы, по крайней мере, не подкреплять их отношения к себе какк социальным изгоям, неудачникам или бунтарям.
Отношение к наркотику несуществует изолированно от отношений к другим сторонам жизни и поэтому можетбыть изменено лишь в контексте измененной системы отношений личности в целом.
Еслиискать причину, что же заставляет людей испытывать трудности, то в большинствеслучаев все происходит потому, что они себя презирают, считают себя никчемнымии недостойными любви. Иногда такое отношение к себе маскируется притязаниямичеловека на что-то большее, и почти каждый из нас это тщательно скрывает.
Карл Роджерс
 
  Сегодня в России просматриваются следующие особенности итенденции подростковой и юношеской наркомании:
¨   рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
¨   высокий темп рост наркомании, особенно детской и подростковой;
¨   значительное расширение ассортимента наркотиков, нарастающеераспространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
¨   полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимыхсочетаниях);
¨   тенденция омоложения, более раннему возрасту употреблениянаркотических веществ;
¨   широкая доступность так называемых вовлекающих наркотиков ивключение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков иснижение «порока страха» перед их применением, существование налаженной системывовлечения в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структурынаркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социальнонеблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальноепрошлое), к состоянию, характерному для большей части молодежи;
¨   феминизация (все большее количество молодых девушек начинаютупотреблять наркотики);
¨   неграмотность и противоречивость профилактической информации,часто приводящие к противоположному эффекту;
¨   проводимые профилактические мероприятия (образовательные)характеризуются малой широтой распространения, отсутствием научного подхода,неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;
¨   все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться,уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложитьвсе ее решения на правоохранительные органы;
¨   тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовыхмероприятий;
¨   все большая очевидность неэффективности и недостаточностимедицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;
¨   существующая система лечения и реабилитации наркозависимыххарактеризуется направленностью на старую социальную структуру больных(психически больные, бывшие криминальные элементы и т. д.);
¨   в реабилитации и профилактике преобладает ведомственный подход,что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики;существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировымпоказателем;
¨   существующая система финансирования реабилитации, научныхисследований в этой области и оплата труда специалистов не способствуетулучшению качества работы;       
¨   ситуация с реабилитацией приводитк созданию мифа о неизлечимости наркомании, что утяжеляет положение наркоманов;
¨   наркомания на сегодняшний деньстала основным источником распространения венерических заболеваний и дажеСПИДа.
Подведя итоги результатов исследования причинупотребления школьниками одурманивающих веществ, можно сказать, что основувнутренних побудительных сил составляет действие механизма поиска впечатленийна фоне неразвитости сферы потребностей, подражание взрослым (или сверстникам),искажение процесса социализации, потребность в саморегуляции внутреннегосостояния, особенно в психотравмирующей ситуации, нарушения в эмоциональной ипознавательной сферах, недостаток научных знаний о здоровом образе жизни, обалкоголе, табаке, наркотиках, их свойствах, последствиях их употребления дляличности и общества.
Спровоцировать интерес к наркотикам и токсическимвеществам и желание поэкспериментировать с ними может такжекогнитивно-эмоциональный диссонанс в структуре представлений школьников онаркомании и токсикомании, возникающий при некомпетентной антинаркоманскойконтрпропаганде – не учитывающей половозрастные особенности школьников исовременные методы ведения первичной профилактической антинаркоманской работы.
Правильное понимание причин наркотизации позволяетспециалистам экономично использовать свои профессиональные ресурсы.
 
Условно можно выделить четыре основных группы факторов,способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и наркотизации вчастности.
1.    Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствиесоциально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг инеустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов;неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установкина трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственныхситуаций и решений; утрата «перспективы жизни», видения путей развития своейличности; терпимость к пьянству, наркотикам.
2.    Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей;отсутствие братьев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие кнеправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12-13лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опекиродителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, какони достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственниковили близких людей; низкий образовательный уровень родителей.
3.    Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношениипсихологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания инейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственноенедоразвитие и психологический инфантилизм.
4.    Индивидуально-психологические особенности инервно-психические аномалии личности: низкаяустойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность,склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация,особенно в сложных условиях, различной выраженности акцентуации характера,преимущественно комформного, гипертимного, неустойчивого типов, неврозы ипсихопатии.
   В настоящее время существует ряд подходов кдиагностике повышенного риска наркомании у подростков. Согласнонаркологическому подходу, основными признаками риска считаются злоупотреблениечаем, кофе, табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими ипсихическими заболеваниями. При педагогическом подходе признаками рискасчитаются вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическаязапущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Правоохранительныйподход в качестве основных признаков риска рассматривает определенные формыдевиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение отучебы и работы, участие в асоциальных подростковых группах. Психиатрическийподход основное значение придает психическим нарушениям: неврозам, психопатиям,депрессиям, органической мозговой патологии.
В подростковом возрасте возможны резкие и не всегдапрогнозируемые проявления саморазрушающего поведения. К сожалению, внешняя,скорее, демонстративная поведенческая доминанта не снижает реальной опасностирискованных и разрушительных последствий для экспериментирующего над собойподростка. При этом предупреждения взрослых, чужой опыт, возможные телесныеповреждения и увечья, более того, даже перспектива смерти не являются для негобарьером на пути принятия «своих» решений. Последствия таких решений приопределенных обстоятельствах могут трансформироваться в условия аномальногоразвития молодого человека. И тогда влечение к употреблению наркотиковстановиться не только признаком личностно-психологического неблагополучия, но иявным показателем сложившегося саморазрушающего поведения и развития. Причинамисаморазрушающего, аномального, деструктивного развития, как правило, являются:
¨   неспособность подростка к продуктивномувыходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важныхпотребностей;
¨   несформированность инеэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей емусправляться с эмоциональным напряжением;
¨   наличие психотравмирующейситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.
Особого внимания заслуживает анализ причин, по которымнекоторые старшеклассники, находясь объективно в равных условиях, все жесохраняют наркоустойчивость, тогда как другие начинают употреблятьнаркотические вещества.
Во-первых, подростки отличаются психологическимиособенностями в переживаниях, а также способах разрешения внутриличностных имежличностных конфликтов, различным поведением в условиях конфликтныхвзаимоотношений. Подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтныхситуациях со взрослыми или сверстниками, значительно устойчивее в отношениинаркотиков, нежели их «неконструктивные» ровесники.
Во-вторых, подростки различаются факторомстрессоустойчивости. Дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологическойспособностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать ихв различного рода поисковую активность, показали значительно большуюустойчивость к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. 
    Анализируя особенности восприятия и поведенияподростков в стрессовых ситуациях, можно указать несколько основныхпсихологических причин, способствующих употреблению наркотических веществ.
·    Низкая самооценка.
·    Фокусировка на внешнее окружение:оценка своего настроения на основании настроения других людей.
·    Неспособность идентифицировать иливыразить чувства.
·    Неспособность просить о помощи:«Если ты сам не позаботишься о себе, то никто о тебе не позаботишься».
·    Экстремальное мышление.
Необходимо упомянуть еще об одной точке зрения,встречающейся в психологической литературе. На возникновение наркомании вподростковом возрасте могут оказывать влияние особенности некоторых чертхарактера, а точнее, его определенные акцентуации. Под акцентуацией характераавторы понимали крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характерачеловека чрезмерно усилены. Существуют подробные описания каждого видаакцентуации.
Задачи: на реальном примерерассмотреть отношение подростков к наркомании, определить воздействующие на нихфакторы распространения наркомании, величину воздействия и предрасположенностьподростка к этому воздействию.
Объект: Исследования были проведеныв двух одиннадцатых классах Московского и Василеостровского районов с различиемв школьных специализациях: с общеобразовательным и военизированным направлениями.
 
Предмет: Методом исследования было выбранотестирование, вопросы которого затрагивали интересы и подростка, и егородителей, касались семейной, личной и общественной жизни в ключе отношения кнаркомании. Также в рамках исследования прошел эксперимент, в ходе которогопредлагалось понюхать стакан с водой, и было сказано, что первоначально в нембыло налита жидкость с характерным запахом, которую и требовалось определить.После первого круга «обнюхивания», говорилось о том, что искомая жидкость –керосин, и предлагалось еще раз понюхать, чтобы удостовериться или неудостовериться в данном утверждении. Эксперимент практически проявил уподростков склонность к влиянию со стороны, наличие их собственного мнения вситуации коллективного спора. Конечно, можно также вынести некоторые сведенияиз собственных впечатлений, полученных во время проведения исследования.
 
 
Результаты исследования: Два класса будем рассматривать поотдельности, и начнем с кадетского класса Московского района, имеющегонаправление развития физических и специальных способностей у учащихся в силусвоего военизированного характера обучения.
Итак, в основном родители у учащихся имеют работупреимущественно служащими (матери) и рабочими (отцы), семьи считаются, помнению подростков, благополучными в материальном и психологическом отношениях,в которых ведется деловой и упорядоченный образ жизни. Дети предпочитают восновном прислушиваться к родителям, но принимать решения самостоятельно.Основные проблемы, касаемые семьи, являются политическая нестабильность и ростпреступности, наркомания. Из этого можно сделать вывод, подростки имеютблагоприятную социальную среду для полноценного развития в полноценных семьях.Это же подтверждается тем, что большинство подростков чувствуют себя лидерами вклассе, при этом ощущают себя свободно и довольно, не нервничая и не сковываясьзаботами (самооценка в норме). Большинство смотрит в будущее с чувством надеждыи оптимизма, существуют жизненные планы (у 98 % подростков это поступлениеВУЗ), что говорит об их оптимизме и «желании жить», так как в основном никто невидит в своей жизни практически никогда безвыходных ситуаций, а, если такие инаступают, то обращаются за помощью, в первую очередь, к друзьям, во вторую, кродителям, в третьих случаях, самостоятельно ищут выход.
  Из ответов на вопросы о наркомании можно сделатьвывод, что подростки хорошо знакомы с этой проблемой: многие постоянно посещаютместа, в которых можно приобрести наркотики, многие имеют среди знакомых лиц,употребляющие наркотики. Основной причиной обращения подростка к наркотикамназывается любопытство, также имеют место тревожное состояние, депрессия ивнушение, что надо попробовать. Это же, напротив, показывает о возможном привлечениик наркотикам, хотя бы в единичных случаях. Также отмечается, что большинствоподростков понимают опасность проблемы наркомании для человечества в целом.Многие имеют реальные представления об угнетающих последствиях употреблениянаркотиков, знают об ответственности за распространение и вовлечение вупотребление наркотиков, читали специальную медицинскую литературу, имеютпредставления о внешнем виде наркомана и далеко неположительные ассоциации приэтом. В основном у подростков есть пример здорового образа жизни в лицестаршего товарища, уважаемого им. Большинство считает, что самостоятельноневозможно избавиться от этой привычки. 80 % опрошенных считают себясчастливыми людьми, так как довольны собой, свой деятельностью, своейвнешностью, состоянием своего здоровья, своими достижениями. «Побудители» женесчастья – неудовлетворенность своими делами и собой в целом.
   Тест на внушаемость прошливсе, кроме одного человека, поверившего в «запах». Это говорит, что свое мнениеприсутствует у молодых людей и их нельзя назвать несформированными личностями,которые станут принимать наркотики неосознанно, из интереса.
 Далеемы рассмотрим общеобразовательный класс Василеостровского района. Итак,родители у учащихся имеют преимущественно работу  служащих и рабочих. Вотношении психологического и материального благополучия  картина отличается отпервого класса, мнения разделилились примерно поровну, но, к сожалению,преобладает мнение, что их семьи не являются благополучными  ни в психологическом,ни в материальном отношении. При этом  они ведут здоровый и упорядоченный образжизни. Конфликты в семье встречаются в 70%. В отношении учебы  преобладаетответ «учусь плохо» (правда надо отметить, что от ответа «учусь хорошо» ихотделяет всего 2 голоса). Дети чаще всего стараются прислушиваться к мнениюродителей, решая свои собственные проблемы. Проблемой №1 для их семей является(также, как и в кадетском классе) политическая нестабильность и ростпреступности), для самих детей это наркомания и загрязнение окружающей среды.Большинство учащихся смотрит в будущее с чувством надежды на удачноепоступление в ВУЗ, и в целом они считают себя счастливыми людьми. Попадая вбезвыходные ситуации, что бывает не часто, они обращаются за помощью кродителям и друзьям, реже рассчитывают на себя и, к сожалению, они почтиникогда не обращаются за помощью к специалистам, таким как психолог. В отношениилидерства в классе – соотношение 50\50, что позволяет надеяться наположительное развитие молодежи при профилактической работе психологов вшколах.  Из ответов на вопросы о наркомании можно сделать вывод (также как и вкадетском классе), что подростки хорошо знакомы с этой проблемой: многие из нихчасто посещают места, в которых можно приобрести наркотики, многие, судя поописанию наркомана, имеют среди знакомых людей употребляющих наркотики.Основной причиной обращения подростков к наркотикам является любопытство,влияние знакомых, одиночество и депрессия.  Также подростки знают об опасностинаркотиков в целом для человечества. Настораживает то, что некоторые считаютнаркотики выходом из ситуации непонимания окружающих. Почти все знают обугнетающих последствиях употребления наркотиков, об ответственности за ихраспространение, многие читали медицинскую литературу. К сожалению лишь у 1/3подростков есть положительный пример в лице старшего товарища и многие хотелибы такового иметь. Огорчает, что хоть и небольшой процент, но таковой имеетместо, подростков, не считающих себя счастливыми людьми, чаще всего из-за того,что не уверены в себе, есть проблемы, которые подросток не может решить сам, аза помощью не хочет ни к кому обращаться. Тест на внушаемость прошел с результатомпреобладания собственного мнения у подростков.
Итак, в целом мы имеем, что проблеманаркомании стоит для подростков очень остро. Необходимо чаще проводить в школахпрофилактические занятия с подростками, также, на мой взгляд, следует проводитьпрофилактику с их родителями. Эти занятия могут быть посвящены ненепосредственно наркомании, а таким вопросам как общение друг с другом и болеевзрослыми поколениями. Хотелось бы также отметить, что, сравнивая результатытестирования кадетского класса и класса общеобразовательной школы, можносделать вывод, что подростки, имеющие какую-либо направленность в развитии иобучении менее подвержены опасности наркозависимости и чувствуют себя уже болеенезависимыми людьми, отвечающими за свое будущее. А в общем, как мне кажется,перспективы развития молодого поколения вполне благоприятные и позволяютнадеяться на улучшение обстановки, связанной с проблемой наркомании.
 
 
 
Исследования позволяютсформулировать следующие выводы:
1.    Столкновениеличности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных,базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблениюнаркотиками.
2.    Злоупотреблениенаркотиками является защитной активностью личности перед лицом трудностей,которые препятствуют удовлетворению наиболее важных и значимых для нее потребностей.
3.    Состояниенаркомана в период после разрушения физической зависимости можноохарактеризовать как экзистенциальный кризис. Психотерапия должна бытьнаправлена на его разрешение, поскольку он является важнейшим фактором возвратак наркотикам.
4.    В поведениикаждого наркомана может быть обнаружен его уникальный паттерн взаимодействия сжизнью, которых вместе с типичными для наркоманов чертами образует егонаркоманский образ жизни.
5.    Несуществует никакой преднаркотической или донаркотической личности, а такженикакой предрасположенности к наркотикам. С некоторой долей уверенности можноговорить лишь о факторах, повышающих риск злоупотребления психоактивнымивеществами.
Практические рекомендации: Основнойакцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики,направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранениюфизического, личностного и социального здоровья, и на предупреждениенеблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной сферы.Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Онаосновывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторовсоциальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичнойпрофилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на путинеблагоприятного влияния наркопровоцирующих факторов, либо на повышениеустойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.
Вторичная профилактика –предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании.Третичная профилактика – реабилитация в тяжелых случаях неоднократных рецидивови безуспешного лечения.
Необходимость первичнойпрофилактики признается сегодня и врачами, и педагогами, и общественностью.Однако организация и реализация различных форм профилактики химическихзависимостей сталкиваются с целым рядом трудностей: одна из важнейших проблем –консолидация усилий учреждений и ведомств, так или иначе имеющих отношение кпрофилактике молодежной наркомании; население чрезвычайно слабо осведомлено о наркомании среди подростков и той угрозе, которую она представляет для страны идля каждого человека.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.