КОМПЛЕКСЫ ДОКУМЕНТОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ Исполнитель: студентка группы Научный руководитель: С-р 2010 Содержание Введение… … 1.Нормативно-правовое регулирование сделок с недвижимостью 1. Законодательное обеспечение сделок с недвижимостью….….2. Нормативно-методическое обеспечение сделок с недвижимостью…… 10 2.
Документальное сопровождение сделок с недвижимостью 1. Основные документы, сопровождающие процедуру сделок с недвижимостью…2. Особенности документирования сделок, проводимых в рамках целевой программы «Жилище»……….….… 27 Заключение….………….… 33 Библиографический список… ……36 Приложение… 41 Введение До перехода на рыночные отношения основными источниками пополнения жилого фонда
нашей страны были государственное жилищное строительство и строительство жилья предприятиями и организациями, а кооперативное и индивидуальное жилищное строительство играло вспомогательную роль. В начале 1990-х годов наметилось резкое свертывание темпов строительства жилья государством, предприятиями и организациями, что привело к почти полному исчезновению какой либо поддержки населения в жилищной сфере. В результате кризисов, потрясших экономику страны в конце
ХХ века, в России одной из социальных проблем сегодня является обеспечение населения жильем. В России жилье является дорогостоящим объектом, и покупка данного товара при разовом получении дохода (заработная плата) для многих россиян практически невозможна. Создание условий для долгосрочного ипотечного кредитования является привлекательной альтернативой для населения, вынужденного сейчас копить средства на жилье в полном объеме, поскольку оно позволяет получить
жилье в пользование на начальном этапе. Ипотека позволяет недвижимости превращаться в рабочий капитал, дающий возможность кредиторам получить гарантированный доход, а населению - финансировать покупку жилья. Проблема развития системы ипотечного кредитования в России является актуальной в социально-экономическом плане. Это подтверждается тем, что в последние годы в направлении развития кредитования населения
России под залог жилья были сделаны важные шаги. В настоящее время разработана концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ, одобренная и утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000, которая определяет место и роль ипотечного кредитования в жилищном финансировании, в кредитной системе Российской Федерации, а также стратегию государства в становлении данной сферы.
Принят ряд законов, являющихся базовыми для ипотечного жилищного кредитования в России. Проблемам развития системы ипотечного жилищного кредитования в последнее время уделяется все большее внимание со стороны органов государственной власти. Одной из проблем при оформлении ипотечного кредита является сбор и оформление комплекса необходимых документов. Корректное оформление требуемых документов повышает оперативность принятия решения при ипотечном
кредитовании, и в какой - то степени, влияет на результат. Целью данной работы является анализ обязательных комплексов документов, сопровождающих сделки с недвижимостью при ипотеке. Объектом исследования является система документооборота при долгосрочном кредитовании сделок с недвижимостью. Предметом исследования является документооборот в рамках ипотечного кредитования. Задачи: - проанализировать законодательную базу регулирования сделок с недвижимостью; - изучить нормативно-
методическое обеспечение документирования сделок с недвижимостью; - исследовать основные документы, сопровождающие процедуру сделок с недвижимостью; - выявить особенности документирования сделок, проводимых в рамках целевой программы «Жилище». Данная тема достаточно полно изучена, и аспекты темы подробно освещались специалистами в средствах массовой информации, в статьях известных экспертов по юридическому, жилищному и гражданскому праву. Например, заслуживают внимания работы авторов
Кириенко А.А Грудцыной Л.Ю Норесковым В. Основной акцент в их работах был сделан на юридические аспекты сделок с недвижимостью. Правовая сторона заключения сделок рассмотрена достаточно полно и подробно, однако ни в одной работе не были проанализированы комплексы документов, образующихся при сделках с недвижимостью с точки зрения документоведения. То есть, не были изучены виды документов, состав и расположение реквизитов и правила оформления документов. Таким образом, данная тема является актуальной для исследования.
Метод исследования - аналитический и описательный. 1. Нормативно - правовое регулирование сделок с недвижимостью 1. Законодательное обеспечение сделок с недвижимостью Гражданское законодательство СССР такого понятия, как ипотека не знало. Залог, как средство обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств допускался (ст.
192—202 ГК РСФСР 1964 года, п. 1, 4 и 5 ст. 68 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик от 31.05. 1991). В принципе не исключался и залог недвижимого имущества, хотя сфера применения последнего существенно ограничивалась (ч.1 ст.194, ст.101 и 104 ГК РСФСР), по крайней мере, до введения в действие вышеупомянутых Основ. Поскольку административно-командная экономика
СССР и РСФСР не нуждалась в частноправовых механизмах, да и оборот недвижимости между гражданами отнюдь не поощрялся, то залог недвижимости в частности — не имел широкого применения, и поэтому не был предметом детального законодательного регулирования [39]. Впервые в послевоенный период понятие ипотеки появилось в нашем гражданском праве в Законе РФ от 29.05.1992 «О залоге», а конкретно - ипотеке была целиком посвящена гл. 2 разд. 2 этого закона, которая состояла всего из четырех коротких статей и не давала подробной
регламентации связанных с ипотекой отношений. Фактически она содержала определение понятия «ипотека» (ст.42 Закона РФ «О залоге»), нормы о нотариальном удостоверении и государственной регистрации договора об ипотеке, а также - о государственной регистрации перехода вещного права на предмет ипотеки от залогодателя к другому лицу (ст. 43 Закона РФ «О залоге»), отдельные нормы об ипотеке предприятия как имущественного комплекса (ст. 44 Закона РФ «О залоге») и не понятно сформулированную норму о праве залогодателя на
досрочное исполнение основного обеспеченного ипотекой обязательства в случае, «если договор об ипотеке исключает возможность последующего залога того же предмета ипотеки» (ст. 45 Закона РФ «О залоге»). Исходя из названия разд. 2 Закона РФ «О залоге» при ипотеке не мог иметь место заклад, т. е. не допускалась передача предмета ипотеки на период действия договора об ипотеке залогодержателю.
Кроме того, залог права аренды недвижимого имущества Законом РФ «О залоге» не исключался (см. разд. 4 данного законодательного акта), но ипотекой такой залог не считался. Во всем прочем, что не было оговорено нормами гл. 2 разд. 2 Закона РФ «О залоге», к ипотеке подлежали применению общие правила разд. 1 и гл. 1 разд. 2 этого же законодательного акта.
Закон РФ от 29.05.1992 «О залоге» был шагом вперед по сравнению с ГК РСФСР 1964 года и вышеупомянутыми Основами, но все же недостаточным. ГК РФ содержит посвященный залогу §3 главы 23, который так и называется – «Залог». Пункт 2 ст.334 ГК РФ содержит упоминание о специальном законодательном акте, который должен регламентировать вопросы ипотеки. Понятие ипотеки, содержащееся в п.2 ст.334
ГК РФ шире, чем понятие ипотеки, введенное ст.42 Закона РФ «О залоге». Понятие ипотеки по ст.42 Закона РФ «О залоге» охватывало залог лишь непосредственно связанных с землей объектов вместе с соответствующими земельными участками или правом пользования ими. Понятие ипотеки по п.2 ст.334 ГК РФ, кроме того, включает залог собственно земельных участков самих по себе, а также залог не связанных непосредственно с землей объектов, причисленных к недвижимости ч.2
п.1 ст.130 ГК РФ. О залоге права аренды недвижимости как о разновидности ипотеки п. 2 ст. 334 и вообще § 3 гл. 23 ГК РФ не упоминает. Пункт 2 ст. 334 ГК РФ содержит также важную норму: общие правила о залоге, содержащиеся в ГК применяются к ипотеке в случаях, когда ГК или законом об ипотеке не установлены иные правила. Параграф 3 гл. 23 ГК РФ содержит специальные нормы об ипотеке в ч.
2 п. 1 ст. 338 (о недопустимости передачи залогодержателю недвижимого имущества, на которое установлена ипотека, на период действия договора об ипотеке), в ч. 2 п. 2 и п. 3 и 4 ст. 339 (об обязательном нотариальном удостоверении и государственной регистрации договора об ипотеке), п. 2-5 ст. 340 (об объекте, на который распространяются права залогодержателя при различных видах ипотеки), п. 2 ст. 352 (о регистрации прекращения ипотеки).
Помимо § 3 гл. 23 ипотека упоминается в Части первой ГК РФ, в частности, еще в п. 1 ст. 131 (отдельной от регистрации договора об ипотеке как сделки) государственной регистрации. В целом Часть первая ГК РФ более подробно и на более высоком технико-юридическом уровне регламентирует общие вопросы залога по сравнению с Законом РФ «О залоге». Частью первой ГК РФ был введен также ряд частных (специальных) норм об ипотеке,
однако по-настоящему детальное и конкретное правовое регулирование связанных с ипотекой отношений было отнесено на отдельный специализированный закон об ипотеке. В период между вступлением в силу Закона РФ «О залоге» и введением в действие Закона «Об ипотеке» Президентом Российской Федерации неоднократно издавались нормативные правовые акты по вопросам развития ипотечного кредитования (например, ныне отмененный
Указом Президента РФ от 25.01.1999 № 112 Указ Президента РФ от 28.02.1996 № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования»), а также нормативные правовые акты, санкционировавшие ипотеку земельных участков. Однако в отсутствие полноценной детализированной законодательной базы ни эти многочисленные и противоречивые президентские указы и распоряжения, ни издававшиеся в развитие их норм правительственные нормативные
правовые акты (например, известные «Основные положения об ипотеке (залоге недвижимости)») не дали существенного импульса развитию ипотечных отношений. Такова предыстория появления Закона «Об ипотеке» и самого понятия ипотеки в том виде, в котором оно существует на данный момент. Правила настоящего Федерального закона 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)» применяются к отношениям, возникающим в связи с залогом недвижимого имущества (ипотекой).
Общие нормы о залоге, не нашедшие места в указанном законе, принимаются по соответствующим статьям Гражданского кодекса РФ. Регистрация недвижимости, важнейшая функция государства, без надлежащего исполнения которой устойчивый оборот недвижимости вообще невозможен, регулируется Федеральным законом 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законом «Об ипотеке» введено в российское гражданское законодательство множество нововведений.
Согласно статьям 1, 2 и 3 закона ипотекой могут обеспечиваться лишь денежные требования. Требования же, к примеру, о выполнении работ или оказании услуг обеспечиваться ипотекой не могут. Предметом ипотеки (именно ипотеки, а не просто залога, как это было ранее) может являться право аренды недвижимого имущества. Таким образом, Закон фактически расширяет понятие ипотеки по сравнению не только с Законом РФ «О залоге», но и с Частью первой ГК РФ (которая право аренды недвижимости в число возможных
предметов ипотеки не включает). Законом установлены дополнительные основания для предъявления залогодержателем требований о досрочном исполнении основного обеспеченного ипотекой обязательства (ст. 12 и 35 Закона «Об ипотеке») и для досрочного обращения залогодержателем взыскания на заложенное по договору об ипотеке недвижимое имущество. Статьей 13 Закона «Об ипотеке» в гражданский оборот вводится новый вид именных ценных бумаг, а именно закладная.
Закладная одновременно удостоверяет и право ее владельца на получение исполнения по основному обеспеченному ипотекой денежному обязательству, и права залогодержателя (которым является владелец закладной) по договору об ипотеке Закладная находится в свободном обороте, она может продаваться, быть предметом договора мены, залога и т. д. Также законом введено правило о возникновении в соответствующих случаях ипотечных отношений в силу закона при наступлении определенных обстоятельств (в данном случае - при приобретении жилья за
счет кредита банка или иной кредитной организации). Вступивший в силу 16.06.1998 Федеральный закон РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» существенно повлиял на процесс формирования отечественного ипотечного рынка. Согласно законодательству, ипотеку регулируют напрямую следующие законы и документы: - Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» [6]; -
Федеральный закон от 29.12.2004 №188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» [2]; - Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [8]; - Федеральный закон от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» [10]; - Постановление Правительства от 13.05.2006 №285 «Об утверждении
Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.» [17]. Таким образом, ипотека и ипотечное кредитование регламентируется нормами действующего российского законодательства. Правовая база ипотечного кредитования в России постоянно расширяется и совершенствуется. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения условий для осуществления гражданами
права на жилище, владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. 1.2. Нормативно-методическое обеспечение документирования сделок с недвижимостью На любом этапе процесса сделки с недвижимостью, будь то оценка, оформление или регистрация, документирование является важным и неотъемлемым условием для законного заключения сделки. Нормативно-методическое обеспечение документирования в сфере сделок с недвижимостью включает в себя
нормативно-методические документы, регламентирующие документационное обеспечение управления в целом и внутриотраслевые нормативно-методические документы, отражающие специализацию процесса документирования сделок с недвижимостью. К нормативным документам, регламентирующим общие вопросы ДОУ, относятся: - законодательные акты Российской Федерации в сфере информатизации и документации; - указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения
Правительства РФ, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне; - правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного характера; - правовые акты органов представительской и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства; - правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений и организаций; - государственные
стандарты на документацию; - унифицированные системы документации; - общероссийские классификаторы технико-экономической и социаль-ной информации; - государственная система документационного обеспечения управления, основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ); - нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда; - нормативные документы по организации архивного хранения документов. К нормативно-методическим документам, регламентирующим документирование в области
сделок с недвижимостью, относятся: - Федеральный закон РФ от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; - Федеральный закон РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; - Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 №1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию»; -
Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 №28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в РФ» [14]; - Инструкция об особенностях государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в связи с долевым строительством объектов недвижимого имущества (Приказ от 09.06.2005 №82) [25]; - Инструкция о порядке государственной регистрации ипотеки объектов недвижимого имущества (Приказ от 15.06.2006
№213) [24]. Инструкция предусматривает установление единых правил государственной регистрации ипотеки, возникающей на основании договора. Разработаны положения о порядке государственной регистрации ипотеки, предоставляемые документы и их оформление. Все представленные на государственную регистрацию документы должны регистрироваться в книге учета входящих документов под одним номером. Номер государственной регистрации договора об ипотеке формируется в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. На все подлинные экземпляры договора об ипотеке должны вноситься надписи, удостоверяющие проведение государственной регистрации ипотеки, содержащие: - полное наименование регистрирующего органа; - место государственной регистрации ипотеки; - дату и номер государственной регистрации ипотеки. Указанные надписи должны быть заверены подписью государственного регистратора и скреплены печатью регистрирующего органа. В целях удостоверения проведения государственной регистрации ипотеки должен использоваться штамп
регистрационной надписи на документах, в котором после слов «Произведена государственная регистрация» указывается слово «ипотека». В штампе регистрационной надписи на документах место проведения государственной регистрации ипотеки отражается посредством внесения в данный штамп: - полного наименования территориального органа регистрации; - номера регистрационного округа; В графе «Номер регистрации» указывается номер государственной регистрации права покупателя.
В графе «Срок» указывается срок, на который устанавливается ипотека (на основании договора купли-продажи и т.д.). В графе «Залогодатель» указываются данные покупателя, а в графе «Залогодержатель» — данные продавца. В графе «Документы-основания» указываются реквизиты договора, сведения о его нотариальном удостоверении (фамилия и инициалы нотариуса, реестровый номер); В течение последних лет в области рынка недвижимости идет работа над созданием системы информационного
обеспечения деятельности в сфере сделок с недвижимостью - информационных стандартов, алгоритмов, программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие всех участников в процессе сделок с недвижимостью. В этом круге задач выделяются три самостоятельных, но тесно связанных направления: 1. Информационное обеспечение операций с недвижимостью (прием, хранение и переработка в фирме заявок на продажу и покупку объектов, межфирменный, межрегиональный, международный обмен).
2. Информационное обеспечение технологии риэлтерской деятельности (прием, хранение и использование юридической и иной общей информации, необходимой риэлторам). 3. Информационное и методическое обеспечение исследований рынка недвижимости (мониторинг, анализ состояния и прогнозирование тенденций развития рынка). В этих же направлениях происходит разработка новых форм документов и методических инструкций, положений, материалов, организующих работу с ними.
Использование информационных технологий при документировании сделок с недвижимостью позволяет, в какой-то степени, оптимизировать достаточной сложный и многоступенчатый процесс в этой области. Однако это происходит лишь на уровне оформления документов и в составе электронного документооборота государственных и крупных негосударственных учреждений. К сожалению, на сегодняшний день, не существует специализированной информационной системы предрегистрационной
подготовки документов. Но в рамках этой работы прорабатывается нормативно-методическое обеспечение процессов подготовки документов. Подготовленные универсальные регламенты оформления документов устанавливают последовательность основных действий и регламентируют сроки их выполнения ответственными участниками [37]. Таким образом, при документировании сделок с недвижимостью необходимо руководствоваться нормативно-методическими документами, регламентирующими общие вопросы
ДОУ, такие как прием, регистрация, оформление, хранение документов и т.д а также внутриотраслевыми нормативно-методическими материалами, организующими процесс документирования сделок с недвижимостью. Придерживаться этих нормативных документов крайне важно, так как в результате нарушения правил оформления документов сделка может признаться недействительной. 2. Документальное сопровождение сделок с недвижимостью 2.1.
Основные документы, регламентирующие процедуру сделок Участниками в процедуре сделок с недвижимостью являются следующие юридические и физические лица: заемщик, поручители, ипотечные кредиторы, продавцы жилья, государственные органы регистрации, оценочные агентства, страховые компании, ипотечные агентства. Заемщик – физическое или юридическое лицо, предоставившее недвижимое имущество в залог для обеспечения своего долга.
Необходимые документы Заемщика: - заявление на предоставление ипотечного кредита (обычно требуется заполнение специальной «анкеты заёмщика», в которой указывается сведения об имеющимся имуществе, поручителях (если они требуются), расходах, приобретаемой квартире и прочем) (приложение 1); - паспорт (требуется копия всех страниц паспорта, по нему определяется наличие брака, несовершеннолетних детей и возраст заёмщика); - копия свидетельства государственного пенсионного страхования; - копия трудовой книжки (необходимо
предоставить ксерокопию трудовой книжки, копия заверяется печатью организации с последнего места работы, надписью «заверяю, Отдел кадров» и подписью. Стаж по последнему месту работу должен быть не менее полугода. Должность в трудовой книжке должна соответствовать получаемой заработной плате, указанной в справке о доходах физического лица); - справка о доходах - это может быть либо справка по форме НДФЛ-2 (где учитывается только официальная зарплата) (приложение 2), либо справка по форме банка, заполненная
предприятием, на котором работает Заемщик (приложение 3). Следует отметить, что справки о доходах выборочно проверяются службой безопасности банков, существование организации легко проверяется по номеру ИНН, который обязательно указывается в справке); - частному предпринимателю требуется декларация о доходах за отчетный период, заверенная налоговой инспекцией, либо копии трудовых контрактов и соглашений (при их наличии), заверенные компанией нанимателем (приложение 4);
- свидетельство о браке / расторжении брака (предоставляется копия свидетельства о браке или расторжении брака, если штамп о таковом присутствует в паспорте); - копии свидетельств о рождении детей либо копии паспортов несовершеннолетних детей (при их наличии); - разрешение на продажу недвижимости органов опеки и попечительства (если есть несовершеннолетние дети); - копии свидетельств о смерти родителей, детей, супруга (при наличии); - копия военного билета заемщика; - справки из психоневрологических и наркологических
диспансеров о вменяемости заемщика; - свидетельство о государственной регистрации права собственности на покупаемую квартиру; - правоустанавливающие документы на покупаемую квартиру; - дополнительные документы (если по условиям выдачи кредита в качестве гарантий обеспечения кредита требуются поручители: справки о доходах по форме 2-НДФЛ на каждого поручителя и копии их паспортов. Если в качестве гарантий обеспечения кредита банк потребует дополнительно потребует наличие собственности
у покупателя: копии документов на собственность (другой квартиры, автомашины). Банк, работающий по собственной программе ипотечного жилищного кредитования, в отличие от работающих по Федеральной программе ипотечного жилищного кредитования, может дополнительно потребовать дополнительные документы и справки). При вынесении решения по ипотечному кредиту, банк уделяет значительное внимание как проверке документов, так и персональной оценке заёмщика.
Ипотечные кредиторы – юридические лица, выдающие кредиты под залог недвижимого имущества. К ним относятся банки, фонды и другие кредитные учреждения, с которыми залогодатели заключают договор о предоставлении ипотечного кредита. Ипотечные кредиторы осуществляют обслуживание выданных ипотечных кредитов в течение всего срока действия договора. Ипотечный банк предоставляет залогодателю кредит на покупку жилья, при этом между ними заключаются кредитный договор, и как следствие его, договор залога.
Договор ипотеки - это договор о залоге недвижимого имущества (приложение 5). В случае применения ипотеки для решения жилищных проблем, предметом залога обычно выступает жилой дом или квартира. Сторонами по договору ипотеки являются залогодержатель (банк, выдавший ипотечный кредит) и залогодатель (заемщик или созаемщики ипотечного кредита). В договоре ипотеки обязательно должны быть указаны: -предмет ипотеки; -оценочная стоимость предмета
ипотеки; -существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой; -право (собственность, аренда и др.), в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество, зарегистрировавший это право залогодателя. Предмет залога определяется в договоре ипотеки указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием. В договоре ипотеки указывается вид недвижимости (квартира
или дом), его полный адрес, общая жилая площадь и количество комнат. Оценочная стоимость предмета ипотеки определяется по соглашению и указывается в договоре в денежном выражении. Если ипотека обеспечивает обязательство, возникшее из кредитного договора, то в договоре ипотеки указывают основные условия кредитования – кто является кредитором и заемщиком, сумму кредита, процентную ставку, срок, размер ежемесячных платежей и порядок погашения кредита.
Это и является существом, размером и сроком исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой – то есть необходимыми элементами договора ипотеки. Договор ипотеки заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации по месту нахождения имущества, являющегося предметом ипотеки. Договор представляет собой один из видов текстовой унификации. Он состоит из постоянной и переменной информации.
Постоянная информация – это некий текст-трафарет, содержащий неизменную, повторяющуюся часть, переменная информация характеризует какую-либо конкретную ситуацию. В тексте-трафарете содержатся пробелы для внесения переменной информации. Обязательны следующие реквизиты: дата, ИНН, наименование организации, справочные данные об организации, наименование документа, адресат, подпись, оттиск печати.
Для государственной регистрации договора ипотеки необходимы следующие документы: - совместное заявление залогодателя и залогодержателя; - подлинный платежный документ об уплате государственной пошлины и его копия; - документы, удостоверяющие личности физических лиц; - подлинники или нотариально удостоверенные копии (для предъявления) и копии (для приобщения к делу правоустанавливающих документов) учредительных документов юридического лица со всеми действующими изменениями и дополнениями (если стороной договора
об ипотеке является юридическое лицо); - подлинник нотариально удостоверенной доверенности; - подлинники договора об ипотеке, заключаемого в простой письменной форме (в количестве, равном числу сторон сделки); - подлинник и копия кредитного или иного договора, исполнение обязательств по которому обеспечивается ипотекой. - письменное согласие всех собственников объекта недвижимого имущества; - нотариально удостоверенное согласие другого супруга на заключение договора об ипотеке; - разрешение органа опеки и попечительства.
Продавцы жилья. Продавцами могут быть как физические, так и юридические лица. С продавца требуется паспорт, свидетельство о браке, согласие супруга/супруги и выписка из домовой книги. Страховые компании. Это могут быть как государственные (муниципальные) компании, так и лицензированные страховые компании, которые осуществляют страхование заложенной недвижимости, а также при необходимости жизни и трудоспособности залогодателя. Основным фактором, определяющим величину страховой суммы при
страховании ипотеки, является размер кредита. Тариф на страхование жизни и трудоспособности заемщика определяются его возрастом, состоянием здоровья, профессией. Страховые компании предлагают комплексную программу страхования ипотечного жилищного кредитования населения, включающую в себя все возможные риски по кредитованию при предоставлении следующих документов по: 1. Заемщику: - копии всех страниц паспорта Заемщика; - анкета-заявление по комплексному ипотечному
страхованию; -документы, подтверждающие состояние здоровья Заемщика, в соответствии с запросом страховой компании. Необходимые документы по квартире, приобретаемой на кредитные средства: - копии правоустанавливающих документов на квартиру; - копии справки БТИ, экспликации с поэтажным планом; - копия справки о регистрации (выписка из домовой книги); - характеристика жилого помещения (копия финансово-лицевого счета жилого
помещения); - копия экспертного заключения из отчета об оценке квартиры, произведенной независимым оценщиком (приложение 6); - копия выписки из Единого государственного реестра прав (о субъекте права на жилое помещение, правоустанавливающих документах на жилое помещение, об отсутствии обременений по данному жилому помещению) (приложение 7); - копия разрешения органов опеки и попечительства на сделку купли-продажи (в случаях, предусмотренных законодательством).
2. Продавцу – физическому лицу: - копии всех страниц паспортов (свидетельств о рождении) продавцов квартиры; - копия свидетельства о браке продавца; - копия нотариально удостоверенного согласия супруга/супруги на продавца на отчуждение жилого помещения; - справки из пенсионного фонда в случае, если продавец квартиры находится в пенсионном возрасте. 3. Продавцу – юридическому лицу: - копии учредительных документов юридического лица (устав, учредительный договор); - копия свидетельства о регистрации юридического лица; - копия
свидетельства о постановке на учет в МНС; - копия справки юридического лица о том, что сделка не является крупной (с подписью руководителя и главного бухгалтера юридического лица); - копия протокола общего собрания юридического лица о решении продать квартиру (с указанием адреса, площади и суммы, за которую решено продать в случае необходимости); - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица (протокол/приказ/доверенность); - копия паспорта представителя юридического лица.
Страховая компания имеет право запросить у страхователя иные документы, необходимые для заключения договоров страхования. Оценщики. К ним относятся как независимые оценщики, так и оценочные агентства, которые производят профессиональную оценку, сданного под залог недвижимого имущества. Оценочная компания требует представить определенный набор документов, которые необходимы для проведения оценки: -свидетельство о собственности, либо договор купли-продажи, либо свидетельство о регистрации
права собственности (приложение 8); - справки и документы БТИ: форма 11а, экспликация, поэтажный план. Ипотечные агентства. За счет собственного капитала и заемных средств агентство выкупает у коммерческих банков дебиторскую задолженность по договорам ипотеки. Поручители - физические и юридические лица, несущие имущественную ответственность по обязательствам заемщика. Требования к ним, как правило, аналогичны требованиям к
заемщику. Указанные документы, представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав - должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Тексты документов должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание не подлежат приему на государственную регистрацию
прав. Государственная регистрация ипотеки удостоверяется путем надписи на договоре об ипотеке. Надпись должна содержать полное наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, дату, место государственной регистрации ипотеки и номер, под которым она зарегистрирована. Эти данные заверяются подписью должностного лица и скрепляются печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав. Если ипотека прекращается, то регистрационная запись погашается.
Это происходит на основании совместного заявления заемщика и кредитной организации либо на основании решения суда (приложение 9). При принятии решения приобретать недвижимость с использованием ипотечного кредитования собирается полный список необходимых документов (на примере открытого акционерного общества «Севергазбанк»): - копии правоустанавливающих документов на приобретаемую квартиру; - копия техпаспорта (если техпаспорт не продлен, т.е. он старше 5 лет, требуется его обновить); - справка об отсутствии
обременения на объект из Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми, если объект не зарегистрирован в УФРС, справка берется из БТИ; - справка с паспортного стола о регистрации граждан по данному адресу. Дополнительные документы, необходимые для сделки: - справки из налоговой инспекции (при отчуждении имущества полученного в дар или по наследству); - согласие другого супруга на продажу (покупку) (при
необходимости). По собственникам: - копию паспорта всех заемщиков и их супругов (все листы, вместе с оригиналом); - свидетельство о рождении детей, для несовершеннолетних детей, достигших 14-летнего возраста – паспорт; - справки с места регистрации каждого из собственников, если он не совпадает с адресом продаваемого объекта. По лицам участвующим в получении кредита и будущим собственникам: - копии паспортов (все страницы); - если квартира приобретается не только в собственность заемщика – копии паспортов будущих собственников
и свидетельств о рождении (если собственниками будут несовершеннолетние дети); - копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (с двух сторон) (вместе с оригиналом); - копию военного билета (при наличии) для лиц мужского пола призывного возраста (вместе с оригиналом); - свидетельство о браке и рождении детей у заемщиков и созаемщиков (копия с оригиналом); - копия трудовой книжки Заемщика, заверенная Работодателем; - справка с места работы о размере дохода за истекший календарный
год и истекшие календарные месяцы текущего календарного года (выдается бухгалтерией работодателя по форме 2-НДФЛ); - справка с отдела регистрационного учета о составе семьи всех заемщиков и созаемщиков; - разрешение органов опеки на куплю продажу и ипотеку (в случае наличия несовершеннолетних детей). Для индивидуальных предпринимателей: - налоговые декларации за последние два отчетных периода с печатью налоговой на каждом листе; - свидетельство о предпринимательской деятельности (копии с оригиналом);
- квитанция об уплате налогов. Необходимые для оформления кредита анкеты и бланки предоставляются при личной встрече. При уведомлении о положительном решении кредитного комитета необходимо заказать Акт оценки недвижимости для чего предоставить оценщикам: - копии правоустанавливающих документов на объект; - копию разворота и пропиской собственника. При получении Акта оценки, обязательно проверяется соответствие адреса, площади и других характеристик
объекта, при нахождении несоответствий необходимо внести соответствующие изменения, обратившись к лицу, выдавшему Акт оценки, соответствие оценочной стоимости объекта в Акте оценки с ценой, заявленной в банк. После оформления документов в банке производится государственная регистрация в УФРС. При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись
в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты. Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав. Законодательством предусмотрена возможность получение налоговых льгот по ипотечному кредиту.
Для этого налогоплательщик должен предоставить договор о приобретении прав на квартиру в строящемся доме и приложить платежные документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств, подтверждающие право на вычет [31]. Это следующие документы: - документы, подтверждающие приобретение или новое строительство жилого дома, квартиры; - платежные документы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств, товарные и кассовые чеки и др.).
Таким образом, основными документами, сопровождающими процедуру сделок с недвижимостью, являются: - документы, удостоверяющие личность; - документы, подтверждающие семейное положение; - документы, подтверждающие сведения о занятости и доходе. Документы, сопровождающие процедуру сделок с недвижимостью должны содержать следующие реквизиты: вид документа, наименования юридических лиц без сокращения, с указанием справочных данных, описание и вид регистрируемого права, нотариальное удостоверение, оттиск печати, подписи сторон.
Необходимо уделять особое внимание заполнению и оформлению документов при сборе необходимого пакета для сделки, в противном случае это может привести к отложению или отказе в государственной регистрации. 2.2. Особенности документирования сделок, проводимых в рамках целевой программы «Жилище» Основной задачей программы является предоставление молодым семьям су
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |