ФГОУ ВПО
«Ярославская государственнаясельскохозяйственная академия»
Кафедра Управления и права
Контрольная работа
по дисциплине «Психология ипедагогика»
Интеллектуальныеспособности, самосознание, общение и социализация личности
Выполнил: студент
агрономического факультета
специальность «Агрономия»
учебный шифр 09137
Борисов Антон Евгеньевич
Проверила:
Леванова Ольга Павловна
Ярославль
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Интеллектуальные способности, их значение в жизнедеятельностичеловека
1.1 Составляющие интеллекта и его роль
1.2 Интеллектуальные процессы: воображение
1.3 Виды воображения: пассивное, активное, воссоздающее,творческое
1.4 Различные взгляды на интеллект
1.5 Недостаточность интеллекта
2. Субъективный мир психики человека
2.1 Развитие самосознания
2.2 Компоненты самосознания
2.3 Функции самосознания
2.4 Значение самосознания
2.5 Самоидентификация
3. Общение, его особенности, виды и средств
3.1 Составные элементы общения
3.2 Виды общения
3.3 Формы коммуникационного действия
4. Социализация личности в современных условиях
5. Оценка качества образования
5.1 Воспитательные функции семьи
5.2 Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
5.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей
Списоклитературы
1. Интеллектуальныеспособности, их значение в жизнедеятельности человека
«Интеллект – это способность планировать,организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетомсовладения истины и блага» ( Мигашкин Н.В.)
Интеллект (от лат. intellectus —понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешениюпроблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида:ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение .
1.1 Составляющиеинтеллекта и его роль
Под современным определением интеллектапонимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективномурешению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПДинтеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению кзадачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задачевыживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающиеиз основной, или к задачам в какой-либо области деятельности. Согласноакадемику Н. Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание,планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.
1.2 Интеллектуальныепроцессы: воображение
Воображение, или фантазия, как и мышление,принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливообнаруживается специфически человеческий характер деятельности.
Любой трудовой процесс с необходимостьювключает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторонахудожественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообщетворческой деятельности.
Воображение- это необходимый элементтворческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктовтруда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когдапроблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Воображение тесно связано с мышлением.Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее.
Ценность воображения в том, что оно позволяетпринять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужнойполноты знаний которые необходимы для мышления.
1.3 Видывоображения: пассивное, активное, воссоздающее, творческое
Бесплодная мечтательность, как удобнаявозможность уйти от деятельности называется пассивным воображением. Еслипассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное инепреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Воображение имеющее в своей основесоздание образов, соответствующих описанию, называется воссоздающим.
Многие школьники пропускают или беглопросматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа. Врезультате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняютхудожественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности.
Творческое воображение, в отличие отвоссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которыереализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Ценность человеческой личности во многомзависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если уподростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретнойдеятельности, преобладает над пассивной пустой мечтательностью, то этосвидетельствует о высоком уровне развития личности.
Интеллект как способность обычнореализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать,обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа,определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи,закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
Существенными качествами человеческогоинтеллекта являются:
- любопытство —стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях,лежащее в основе активной познавательной деятельности;
- глубина ума —способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
- гибкость и подвижностьума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативноисследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонностьмышления;
- логичность мышления —способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всехсущественных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
- доказательность мышления— способность к использованию в нужный момент факты и закономерности,подтверждающие правильность суждений и выводов;
- критичность мышления —способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности дляотбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказыватьсяот начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
- широта мышления —способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётомисходных данных задачи и многовариантности её решений.
1.4 Различныевзгляды на интеллект
интеллект самосознание общениесоциализация личность
Согласно Линде Готтфредсон интеллект — этовесьма общая умственная способность, которая включает возможность делатьзаключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложныеидеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучениекниг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, помнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познаватьокружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или инойситуации.
По И. Г. Виноградову (Украина) интеллект —это способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации иэффективному использованию информации для достижения поставленной цели. Тольконедалекий, ограниченный человек, накопленную индивидуумом, несистематизированную,не анализируемую и не применяемую информацию, может воспринять как интеллектиндивидуума.
В начале XX века Чарльз Спирман показал,что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других,то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирманввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всехпознавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измеритьнапрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которыеизмерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним изтаких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флиннпервый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мираза длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал втечение 50 лет (Эффект Флинна).
Православные отцы церкви термин ум (греч.νους), близкий по значению к интеллекту, иногда заменялитермином дух (греч. πνευμα).
1.5 Недостаточностьинтеллекта
Уровнем Интеллекта называют уровеньразвития интеллектуальных способностей относительно возраста. Люди снедостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием.Помимо этого, существует и приобретенное слабоумие — деменция.
Хотя развитие способностей зависит отприродных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однакоспособности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории.
2. Субъективныймир психики человека
Самосознание — сознание субъектом самогосебя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознаниечеловеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей,мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
В психологии самосознание понимается какпсихический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности,в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный«образ Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет онсам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; онсначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем каксамостоятельный по отношению к ним субъект.
2.1 Развитиесамосознания
Самосознание не изначальная данность,присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественностипоявляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешнимипредметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно стрех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшеезначение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компонентывзаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
К 2-м 3-м годам человек начинает отделятьрезультат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
К 7-и годам формируется способностьоценивать себя (самооценка).
Подростковый и юношеский возраст — этапактивного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формированиясоциально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
Ø Оценки окружающих и статус в группесверстников.
Ø Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
Ø Оценка результатов своей деятельности.
2.2 Компонентысамосознания.
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
· сознание своейтождественности;
· сознание своегособственного «Я» как активного, деятельного начала;
· осознание своихпсихических свойств и качеств;
· определенная системасоциально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другомфункционально и генетически, но формируются они не одновременно
2.3 Функциисамосознания
v Самопознание — получение информации осебе.
v Эмоционально-ценностное отношение к себе.
v Саморегуляция поведения.
2.4 Значениесамосознания
Самосознание способствует достижениювнутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом,настоящем и будущем.
Определяет характер и особенностиинтерпретации приобретённого опыта.Служит источником ожиданий относительно себяи своего поведения.
2.5 Самоидентификация
Самоидентификация — процесс соотнесениясебя с собой, в результате которого формируются представления о себе как осамотождественной, цельной и уникальной личности. Самоидентификация,рассматриваемая применительно к государству, свидетельствует о процессахинтеграции внутри общества, связанных с политико-экономическим инационально-культурным самоопределением того или иного народа или нации.
3. Общение, егоособенности, виды и средства
Проведите тест и сделайте анализ (тест. Задание №3). Общение – это многоплановый процессразвития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместнойдеятельности.
Общение — процесс установления и развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности,включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегиивзаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
3.1 Составныеэлементы общения
ü Сообщение
ü Разговор
ü Раппорт
ü Точка зрения
ü Комплименты
ü Интересы
Общение включает в себя обмен информациеймежду участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризованкак коммуникативная сторона общения.
Вторая сторона общения – взаимодействиеобщающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями.
Наконец, третья сторона общения предполагаетвосприятие общающимися друг друга.
3.2 Видыобщения
Контакт масок — формальное общение, когдаотсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности,участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз,позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Светское общение – его суть вбеспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положеноговорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрениялюдей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяютхарактера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
Формально-ролевое общение – когдарегламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личностисобеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение – это процессвзаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достиженияопределенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает наоснове и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общенииучитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересыдела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное межличностное общение(интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.
3.3 Формыкоммуникационного действия
§ подражание;
§ диалог;
§ управление.
Знание закономерностей общения и развитиянавыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональнаязадача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастсяпродуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность.
Итак, необходимым условием успешностипроцесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людейожиданиям друг друга.
Спосбность и умение человека безошибочноточно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или внем увидеть и учет этих ожиданий называется тактом. Однако в повседневных жизненныхситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование являетсябестактностью.
Полноценное общение становится возможным,только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровеньвзаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер пообщению. «При общении вы прежде всего ищете в человеке душу, его внутренниймир»,- писал К.С. Станиславский.
Тестовое задание №3. Тест общительность.
Ответы (в баллах) на вопросы:
2+1+1+0+1+1+2+1+0+0+1+0+0+1+1+1=13
4. Социализация личности всовременных условиях.
Сельская школа — особый типобразовательного учреждения. Условно можно выделить три основных вариантафункционирования сельской школы.
В первом случае — это обычная полнаяшкола, она расположена в сельской местности и учащиеся живут в расположенныхрядом населенных пунктах.
Второй вариант — сельская школа-интернат,однако данный тип школы не получил широкого распространения. Это связано преждевсего с тем, что в народной педагогике большое внимание придают семейномувоспитанию, и проживание детей долгое время без родителей противоречит нашимтрадициям. Кроме того, для школы-интерната необходимо специальное здание,хорошая материальная база, что не всегда возможно в сельской местности.
Третий вариант — малочисленная школа.Данный тип учебного заведения наиболее распространен в сельской местности.Сельская малочисленная школа — это образовательное учреждение, удаленное откультурных и научных центров, в ней обучаются менее ста учащихся, один учительпреподает несколько предметов, в классе от 2 до 15 учащихся, отсутствуютпараллели. На организацию воспитательного процесса в сельской школе влияет спецификасельского социума, которая проявляется в следующем.
Социокультурная среда села более консервативна,устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большоевлияние на воспитание детей, не учитывать этого было бы ошибочно.
На селе в большей степени, чем в городе,сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовноебогатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельскаянравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детейзначительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитаниестарших, уважение к людям труда, взаимопомощь.
Круг общения детей здесь не столь обширен,но само общение отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей.Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественназабота о старших, пожилых и младших односельчанах.
Сельская школа, с одной стороны, оченьбыстро ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, вместном хозяйстве, а с другой — сама способна оказывать существенное влияние нарешение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокругсобытия. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением,использованием воспитательного потенциала сельского социума. Возможноформирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, пронизывающихсистему отношений между жителями. Школа при этом может успешно выполнять рольносителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей,традиций, обрядов.
Педагогическая работа в сельской школедолжна быть направлена на воспитание гражданина, способного и желающего успешнотрудиться на селе. Необходимо обучение учащихся умелому сочетанию деятельностив сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике,окружающей природе как основе жизнедеятельности человека.
Воспитание хозяина земли, культурноготруженика села, конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело вусловиях села, возможно при организации следующих направлений работы:
■ включение учащихся впроизводительный труд, основанный на личной и общественной мотивации;
■ укрепление здоровья учащихся иучителей через создание спортивно-оздоровительных комплексов;
■ распространение и освоение опытаведения фермерских хозяйств, освоение экономических знаний, современныхпроизводственных технологий на селе;
■ участие школьников в коммерческойдеятельности;
■ создание школьных трудовыхобъединений, собственных подсобных хозяйств, агрошкол;
■ организация целенаправленнойпрофориентационной работы.
Учитывая проблемы и достоинства сельскойшколы, можно определить специфические идеи, реализация которых может обеспечитьрезультативность воспитательной работы.
Важной идеей является организациясотворчества участников воспитательного процесса: педагогов, учащихся иродителей. Для ее реализации на селе имеются благоприятные условия: близостьпроживания, хорошее знание особенностей друг друга, атмосфера соборности исемейности, возможность и необходимость собираться всем вместе для обсужденияважных проблем, по случаю праздников. В условиях сельской школы особенноэффективно использование методик коллективной творческой деятельности дляорганизации совместной работы учащихся и родителей.
Целесообразно организовыватьсоциально-педагогические комплексы, когда на территории сельского социумасоздается единая база воспитания детей разного возраста и учащиеся включаются вразностороннюю трудовую, познавательную, клубную деятельность. В этом случаесубъектами воспитания выступают не только педагоги школы, но и специалистыдругих детских учреждений села, работники культуры, коллективы предприятий ихозяйств.
Идея взаимодействия детей разного возрастаобусловлена тем, что в условиях малочисленной школы неэффективно проведениеряда занятий, а тем более воспитательных мероприятий, по классам, где обучаютсячасто меньше 10 человек. Разновозрастное взаимодействие имеет большойвоспитательный потенциал и обеспечивает:
■ более широкие возможности дляовладения учащимися культурных ценностей,
■ успешность освоения школьникамиразличных социальных ролей;
■ преобразование имеющегося опытастарших и обогащение, развитие опыта младших детей;
■ социальную исоциально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим при организацииих жизнедеятельности, поддержки тех учащихся, которые не могут реализовать себяпо тем или иным причинам в группе сверстников;
■ подготовку к социальнойсамозащите, предполагающей обучение, принимать самостоятельные решения всложных ситуациях, устанавливать контакты с различными людьми в постоянноменяющихся условиях;
■ преодоление психологической депривациисельского ребенка.
Взаимодействие школьников разного возраставзаимно обогащает их, помогает старшим овладеть социальными ролями взрослого;получать опыт ответственности за других; осваивать навыки организаторскойдеятельности, что невозможно в условиях малочисленного класса. Разновозрастныесвязи создают благоприятные условия для актуализации и развития тех качествличности, которые в одновозрастном коллективе остались бы незамеченными и неполучили бы возможности для проявления, а также обеспечивают гуманизацию отношениймежду детьми.
Организовать разновозрастноевзаимодействие в сельской школе гораздо легче, чем в городской. Компактноепроживание учащихся в небольших населенных пунктах, корпоративность отношенийпо родственному признаку ведут к тому, что такой тип взаимодействия формируетсяне только в школе, но и за ее пределами. Он воспринимается школьниками каквполне естественный и служит основой для развития дружеских, товарищескихотношений среди детей разного возраста.
Изучение состояния организациивоспитательного процесса в малочисленных школах показало, что чаще всеговзаимодействие учащихся разного возраста носит стихийный и нерегулируемыйхарактер, что снижает воспитательную эффективность взаимодействия. Поэтомунеобходимо продумать содержание и формы совместной деятельности детей разноговозраста, способы организации разновозрастных контактов в учебной и внеучебнойработе, определить средства, стимулирующие взаимодействие детей разного возраста.При организации воспитательной работы в сельских школах естественным образомвозникают разновозрастные объединения.
В школе могут формироваться объединения сотносительно постоянным составом школьников, а также временные группы. В однихвидах деятельности возникают объединения из всех учащихся школы, в других — изпредставителей нескольких классов. В одни объединения входят педагоги, учащиесяи родители, в другие — только школьники. Сама школа представляет собой реальнодействующий разновозрастной коллектив.
Временные и постоянные разновозрастныегруппы могут возникать при проведении разновозрастных занятий, так как вусловиях малочисленной школы нецелесообразно, педагогически неэффективнопроведение некоторых уроков по классам (по физкультуре, труду, музыке).Возможно проведение разновозрастных занятий и по другим предметам. Основаниемдля таких уроков может быть изучение одинаковой темы, но на разном уровнесложности в старших и младших классах.
Разновозрастные занятия имеют большойвоспитательный и образовательный потенциал. В малочисленной школе они являютсяестественными и педагогически целесообразными, соответствуют потребностям детейв расширении контактов и разнообразии форм учебной деятельности, обеспечиваютпсихологическую защищенность ребенка. Такие занятия повышают активность старшихи младших учащихся, положительно изменяют мотивацию учения. В то же времяпоявляется возможность для младших более глубоко освоить материал, а старшимповторить и закрепить ранее изученный.
Для решения комплекса воспитательных задачво внеучебное время целесообразно создание разновозрастных групп с относительнопостоянным составом. По существу, они могут стать первичными коллективами,которые сейчас в некоторых школах называют содружествами. При формировании этихобъединений учитываются желания детей, особенности их контактов, место жительства.Целесообразно предусмотреть в таком разновозрастном коллективе наличие лидера,способного организовать группу учащихся и регулировать отношения между старшимии младшими. Содружества мо гут выполнять по очереди повседневную работу в школе(чередование традиционных поручений), готовиться к общешкольным делам,организовать взаимопомощь в учебе.
Наряду с содружествами могут формироватьсяотносительно постоянные по составу объединения для выполнения конкретнойсистематической работы, например различные трудовые объединения, гдеосуществляется распределение обязанностей и ролей с учетом возможностей детейразного возраста.
Большим воспитательным потенциаломрасполагают объединения клубного типа: кружки, секции, творческие коллективы.Некоторые из них в малочисленной школе могут объединять почти всех учащихся, атакже педагогов и родителей.
Целесообразно создание временныхразновозрастных объединений в ходе подготовки и проведения школьных дел:творческих групп, а также советов дел, выполняющих роль органов самоуправления.
В ряде случаев могут быть сформированысводные отряды для выполнения работы, требующей специальных умений и навыков(ремонт мебели, оказание помощи детскому саду в благоустройстве, подготовкапоздравлений и т. п.).
Таким образом, в малочисленной школе взависимости от характера деятельности, в которую включаются дети, могутформироваться разновозрастные объединения. В целях развития личности, включенияее в систему социальных проб, постепенного расширения и обогащения сферы ееобщения и социальных связей полезно предусмотреть вхождение детей вразнообразные постоянные и временные объединения. Вопрос об их создании испособе формирования решают сами участники педагогического процесса и преждевсего учащиеся.
5. Оценка качества образования
5.1 Воспитательныефункции семьи
По определению А.В. Мудрика, «семья — этооснованная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаныобщностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в нейвырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения,регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детеймежду собой»
Издавна семья выполняла три основныефункции: продолжение человеческого рода (деторождение), воспитание детей,совместное ведение хозяйства. Сегодня к базовым функциям семьи относят:
■ сохранение жизни и здоровья;
■ удовлетворение физических,материальных и духовных потребностей человека;
■ рождение и воспитание детей;
■ создание условий, благоприятныхдля развития и самореализации каждого члена семьи;
■ воспроизводство необходимыхобществу человеческих ресурсов 1.
Таким образом, семья является институтомсоциализации и воспитания детей. В зависимости от того, как она реализует этифункции, выделяют благоприятные семьи, где оба родителя работают, семьядостаточно материально обеспечена, родители занимаются воспитанием ребенка; атакже семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может себенайти место. Сегодня также увеличивается число семей социального риска, имеющихтрудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в созданииблагоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов.Появляется тип семьи «новых русских», высокообеспеченной материально, но невсегда благополучной для того, чтобы воспитывать ребенка.
Благополучная семья строится на основевзаимной любви супругов, в основе отношений которых лежит взаимное уважение,взаимопомощь, постепенно появляющиеся сходные оценочные суждения. С появлениемдетей семья приобретает новые признаки коллектива: совместные цели иперспективы, совместная деятельность по уходу за ребенком, общие переживания,связанные с его появлением и развитием. Ведущим, характерным для совместнойколлективной деятельности должен быть элемент сопереживания членов коллектива, втом числе и семейного (удача, неудача, ожидание результатов, поиск путейрешения и т. д.). Без сопереживания деятельность перестает быть совместной ипревращается лишь в совпадающую во времени.
Семья как воспитательный коллективобладает рядом специфических особенностей. Прежде всего это коллектив,объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но икровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь — этосвоеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это коллектив, общение членовкоторого происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видахдеятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.
В-третьих, семья — разновозрастныйколлектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей,осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается иобеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получаетпервые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов,чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личностишкольника.
Семья в силу глубокой специфичностивоздействия на ребенка является необходимым фактором социального становления.Только в семейном кругу можно создать и воспроизвести культуру истиннородственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформироватьэмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществлять половоевоспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумнуюорганизацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и трудастарших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек,отношений.
Под влиянием всего уклада семейной жизниформируются нравственная и общественная направленность личности растущегочеловека, его ценностные ориентации и психологические установки.Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям восознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработкиу школьников верных жизненных позиций.
Велика роль семьи в развитии духовныхпотребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общениивзрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовнымиценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрастеобнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Домаученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но иприобретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы,газеты, радио- и телепередачи — постоянные спутники школьников в семье —обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, если родителипомогают ребенку в отборе источников информации.
Семья может стать основой формированияглубоких морально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которыхформируется богатство человеческих отношений — любовь, дружба, забота, уважениек старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию. Всемье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба мотивов «хочу» и«нельзя», повседневное приучение детей к полезной деятельности, к преодолениюматериальных и моральных трудностей, к торможению желаний детей, вступающих впротиворечие с реальными возможностями семьи.
Семейная жизнь во всем многообразии ееособенностей — психологических, моральных, бытовых — это и своеобразная школаподготовки хорошего семьянина, школа будущих жен и мужей, матерей и отцов.Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержанияучебно-воспитательного процесса школы, и в то же время они имеют свою специфику,обусловленную ролью семьи в жизни ребенка.
«Семейное воспитание — более или менееосознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направленына то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старшихпредставлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша».
Успешность семейного воспитания зависит отличностных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отношений старших,взрослых и детей и др. Важное значение для воспитания ребенка имеет наличие ихарактер целей воспитания, их осознание родителями, что определяетсяличностными ресурсами семьи.
Атмосфера семьи в значительной мерезависит от ее состава. Неполная семья создает трудности, которые невозможно вполной мере преодолеть, ребенок чувствует свою неполноценность. Уход из семьиодного из родителей наносит очень тяжелую травму детям. Часто это проявляется вснижении успеваемости, раздражительности и замкнутости, грубости инедоверчивости.
Определенные трудности возникают и привоспитании единственного ребенка, который становится центром внимания. В такойсемье ребенок лишен общения с другими детьми, повседневной заботы о брате илисестре. Значительно облегчается воспитание, если в семье несколько детей.Однако созданию таких семей сегодня препятствуют материальные факторы.
Условием успеха в воспитании детейявляется авторитет родителей, который построен на уважении своих воспитателей,доверии и подчинении их требованиям. Авторитет родителей определяется ихпозицией по отношению к детям, другим людям. В свое время А. С. Макаренко ввелпонятие ложного авторитета, например: «авторитет подавления», построенный наугрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми,безвольными или агрессивными; «авторитет любви», когда родители без мерызаласкивают своих детей; «авторитет подкупа», когда родители подкупают хорошееповедение ребенка, успехи его в учебе и др.
Особенно тяжело отражается на ребенкеотсутствие согласованности между требованиями школы и семьи. Для обеспеченияединства их действий необходимо организовать взаимодействие школы и семьи, таккак объектом их заботы и влияния является один и тот же ребенок. Более того,школа располагает значительным арсеналом средств, которые могут способствоватьразвитию отношений в семье, формированию благоприятной атмосферы, сплачиватьсемью, нравственно обогащать опыт взаимодействия родителей и детей.
5.2 Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
Взаимодействие школы и семьи обусловленоследующими обстоятельствами:
■ единым объектом (субъектом)воспитания;
■ -общими целями и задачамивоспитания детей;
■ возможностью всестороннегоизучения детей и координации влияний на их развитие;
■ необходимостью согласованностидействий педагогов и родителей;
■ возможностью объединения усилийшколы и семьи в решении проблем ребенка;
■ возможностью взаимного обогащениясемей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Основой взаимодействия школы и семьиявляется общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений междувсеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условиядля социального становления, воспитания и обучения детей.
Сотрудничество педагогов и семьинаправлено на решение следующих общих задач воспитания детей:
■ обеспечение качественногообразования;
■ развитие профессиональныхинтересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
■ формирование нравственности икультуры поведения у учащихся;
■ подготовка школьников к семейнойжизни;
■ формирование потребности вздоровом образе жизни.
Для достижения указанной цели и общихзадач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.
В работе с детьми:
■ воспитание уважительного,заботливого отношения к родителям;
■ формирование ответственности засвои поступки перед семьей;
■ воспитание чувства гордости засемью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
■ формирование у родителейправильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимостиучастия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
■ формирование субъектной позицииродителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы ссемьей и детьми;
■ формированиепсихолого-педагогической культуры родителей;
■ развитие отношений уважения идоверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
■ формирование понимания значимостисотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманныхвзаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
■ формирование у педагоговпотребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместногозаинтересованного диалога с родителями;
■ освоение педагогами способовизучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями,форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Развитие взаимодействия школы и семьизависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:
■ проведение всех воспитательныхмероприятий в школе и классе с участием родителей;
■ обеспечение системыпсихолого-медико-педагогического просвещения родителей;
■ организация методической работы спедагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
■ разработка и обеспечение системыстимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;
■ организация работы родительскогокомитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельностиколлектива школы.
Главной идеей развития взаимодействияявляется признание и обеспечение субъектной позиции всех участниковпедагогического процесса.
Реализация этой идеи означает, что каждомуродителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять,реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Субъектная позиция родителей и детей вучебно-воспитательном процессе является результатом и условием развитиявзаимодействия педагогов и семьи.
5.3 Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формирование сотруднических отношениймежду учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, какскладывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги —воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешнымтогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений,взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи,пути достижения намеченных результатов.
Как и педагоги, каждый отец и мать желаютвидеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинанияпедагога, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностейдетей. Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания,умение осмысливать события, поэтому в решении ряда воспитательных проблемпедагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей иродителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон ипозиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно помочь взрослым впонимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка,преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценныхжизненных ориентации.
В то же время значительная часть родителей— непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в областивоспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги иродители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этойпроблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
Формы взаимодействия педагогов сродителями — это способы организации их совместной деятельности и общения.Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных формвзаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительскомсобрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, нагрупповых консультациях.
Кратко охарактеризуем наиболеераспространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание — основная форма работы родителей, гдеобсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов. Классныйруководитель (или администрация) направляет деятельность родителей в процессеего подготовки. Организаторами собрания являются члены родительского комитета(актива). Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов,могут вести педагоги, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самимродителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела)обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решениявопросов, выносимых на собрание.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает ихпедагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитаниюдетей. В определении тематики лектория участвуют родители. Если онизатрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения,педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методическихрекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе. Название«лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции.Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители — не пассивныеслушатели. Их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов связаны сорганизацией и проведением занятий. В этой связи при организациипсихолого-педагогического просвещения родителей целесообразно следующее:
■ использование активных формпроведения занятий, предусматривающих диалог, субъектную позицию родителей(вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста,решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);
■ организация групповой работыродителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей мозговой штурмв коллективном поиске способов решения проблемы, разработка рекомендаций пообсужденному вопросу, составление памяток, проектов, предложений;
■ проведение занятий совместно сдетьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым;
■ информация о наиболее интересных иполезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;
■ подготовка печатных материалов,включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу. Целесообразноподготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). Взависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, советдела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своимисилами. Если приглашается специалист, предварительно организаторы обговариваютс ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения иактивизации участников занятия.
Список литературы
1. Г. Азимов, А.И. Щукин.Словарь методических терминов, 2002.
2. С.Л. Рубинштейн.Основы общей психологии. М., 1946.
3. Г. Азимов, А.И. Щукин.Словарь методических терминов, 2002.
4. Моисеев Н.Н. Человек иноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
5. Мигашкин Н.В.Интеллектуальные технологии.
6. Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М.: ВЛАДОС, 2004
7. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Психология.- М.: Академия, 2007