Реферат по предмету "Психология"


Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства

ФИЛИАЛ
Государственногообразовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственныйсоциальный университет»
в г. СочиКраснодарского края
Кафедра социальнойработы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«ПСИХОЛОГИЯ»
тема: «Интеллектуальные,эстетические и нравственные чувства»

Выполнила:
Студентка гр.
350500, ЗФО, 2 курс,
факультет «Социальнаяработа»
Сарнавская Л.А.
Проверила:
канд. псих. наук МатвееваТ.Н.

Сочи – 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Чувства
Интеллектуальныечувства
Эстетическиечувства
Нравственныечувства
Взаимосвязь,взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств
Заключение
Библиография
Комментарии

ВВЕДЕНИЕ
Знания о психике человека накапливались в течениетысячелетий. На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромныйпуть в развитии психических свойств, явлений и способностей. Тысячелетияобщественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионовлет биологической эволюции животных. Среди животных человек – вид, который находитсяна вершине одной из пирамид организменных информационных систем.
Исходным пунктом анализа психики как системы являетсяобщепринятое в психологии положение о целостности психики в норме.Существование, функционирование и развитие человека определяются генетической исоциальной программами.
Реализация названных программ оказывается возможнойблагодаря информационному взаимодействию человека со средой и целенаправленномувоздействию на нее.
Образ мира у человека отличается от образа мира, созданногов естествознании и обществоведении. Человеческие образы, представления и мысли,по выражению психолога А.Н. Леонтьева*, пристрастны, они пронизаны эмоциями,чувствами, переживаниями.
Выражение «субъективный мир человека» имеет такой смысл:человеческое восприятие внешнего мира – это живое, эмоционально окрашенноевосприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений,нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представитьсебе человека, лишенного чувств и переживаний. Наш внутренний опыт учит, чтопредметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют насравнодушными, воспринимаются как внешний фон.
Формирование чувств является необходимым условием развитиячеловеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, нормповедения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Толькостав предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениямии регуляторами деятельности.
 

ЧУВСТВА
 
Подлинные эмоции появляются на ранних этапах эволюционногоразвития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают какпобочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человека онистановятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления.Хотя простейшие формы чувств доступны, вероятно, и высшим животным, но можноутверждать, что чувства присущи только человеку. Организму, достигшему уровняразвития познавательных функций, не приходится колебаться между простымудовольствием и простым страданием.
Помимо примитивных крайностей он способен испытывать целыйряд чувств, являющихся в некотором смысле сочетанием или смесью удовольствия истрадания; он переживает такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувствобезысходности, раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослыйчеловек познает «сладкую печаль», радости, отмеченные страданием, ...«необычноесплетение грусти и веселья»..., мрачные минуты его неудач осветляются лучаминадежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетностичеловеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений.
Издавна возникло представление о трехчленной структурепсихической жизни: ум, воля и чувство. Историки психологии отмечают – в прошломбольшое внимание уделялось познавательным и волевым процессам, а исследованиеэмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Сегодня этой проблемойзанимаются научные коллективы психологов.
Переживаемые отношения человека к предметам и явлениям,чувства носят личностный характер, несут информацию об объектах, связаны сжизнедеятельностью организма. Чувства возникают в коре больших полушарий мозга.Их отличительная черта – полярность. Существуют две первичные и фундаментальныеформы чувства – удовольствие и страдание, или удовлетворение инеудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бынезначительной, степени все устремления организма. Удовольствие являетсяследствием и знаком успеха, страдание – неуспеха и фрустрации. Возможно, чтопримитивные удовольствие и страдание были альтернативами друг другавзаимоисключающими, но с развитием познавательных функций мозг одновременносхватывает разные аспекты объектов и ситуаций, вызываемые предвосхищением иливоспоминанием. Организм испытывает удовольствия и страдания одновременно.
Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другимилюдьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формированиячувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннегомира. Динамизм чувств по-своему связан со всей системой ощущений и интуитивногоуказывания человека; эта система пронизывает собой сознание и в каждомотдельном случае образует конкретную специфику переживания. Одна из сторонпроявлений чувств – различение их модальности, качества переживания. Общепринятойклассификацией видов чувств психология не располагает, принято выделятьинтеллектуальные, эстетические и нравственные чувства.
Различение в составе человеческого существа трех реалий –тела, души, духа – принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Этаточка зрения настаивает на необходимости целостного видения человеческойприроды. Научная психология (в исследовательской, теоретической части) лишьприсматривается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека,существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений ещёнедавно отрицалось. Сегодня ситуация меняется.
Психология интенсивно осваивает наследие религиознойфилософии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширяет опытработы с субъективным миром человека. В отечественной психологии работами Б.С. Братуся,В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и другими, предпринимаютсяпопытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формырационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах егожизни.
 
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕЧУВСТВА
Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение кпроцессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявленыглубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимисяв единстве. В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы,опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы.Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения – эмоциональным переживаниемсосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений овозможных способах решения проблемы. Чувство уверенности в справедливости идеи,в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудныеминуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришёл путёмактивной познавательной деятельности.
Эволюция человека как мыслящего существа, возникновение иразвитие сознания, которое отличает нас от животных, отразились в организацияхмозга: в его древних слоях – стволе, который заведует рефлексами и гормонами, атакже в лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями. Способыобработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения – всёэто почти целиком находится на территории бессознательного. Согласносовременным представлениям, бессознательное – глубинная сфера психики, сложныйкомплекс генетических предрасположенностей, врождённых и приобретённыхавтоматизмов. Детское бессознательное – ядро планеты Человек. О роли, которуюмладенческий опыт играет в становлении личности, одним из первых заговорилЗ.Фрейд. «В этом смысле Фрейд был почти пророком, – говорит Г. Рот*. – Сегодняэти его идеи подтверждены экспериментально». Лимбическая система можетперерабатывать и сохранять эмоциональные переживания уже в материнской утробе.
Возникшая в ходе эволюции кора головного мозга, управляет,сознательным мышлением, здесь базируется наше сознание. Бессознательная памятьо нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф де Ду,«берёт в заложники рациональную часть мозга». Любая мысль, прежде чемоформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там онаэмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное– недремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на нашидействия.
С раннего детства человека влечёт к новому и неизвестному –это основа познания и освоения окружающего мира, а значит и важного свойствачеловека – интеллекта*, способности к познанию. За процесс обучения «отвечают»мозговые центры поощрения и удовольствия. Если мозг ученика управляется«модусом страха», он находится под особым влиянием миндалевидного ядра влимбической системе головного мозга. «Активность» миндалины направляет мышлениена то, чтобы избавиться от источника страха. Мыслить творчески в таком режименевозможно, мозг начинает придерживаться простейших схем, и с усваиваемымматериалом в память врезается чувство досады. «Люди учатся лучше, если учениеим в радость», – к такому выводу пришёл профессор психиатрии из Ульма М. Шпитцер.
Высшим продуктом мозга является мышление, которое связано с деятельностьюбиологического аппарата, его эволюцией и с общественным развитием человека.Результатом процесса мышления является мысль. Способность мышления копосредованному отражению действительности выражается в способности человека какту умозаключения, логического вывода, доказательства. Эта способностьчрезвычайно расширила возможности человека. Она позволяет, отталкиваясь отанализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, чтонедоступно восприятию с помощью органов чувств. Благодаря этой способностиГалилео «закруглил» Землю, Коперник «выселил» человека из центра Вселенной,Фрейд объявил бессознательное господином «Я». А Эйнштейн принёс людям нечтовроде утешения: да, мы всего лишь существа маленькой планеты где-то на обочинеВселенной, но, несмотря на всё это, человек велик, он способен проникнуть втайны мироздания благодаря силе своего мышления. Это он, человек, всемидоступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечиваетдействительность.
Нейробиологи и психологи утверждают, что мозг хранитинформацию в виде сетевой структуры. Новые знания «встраиваются» в ужесложившуюся сеть, либо формируют новую «паутину». На современном эволюционномэтапе развития мозг воспринимает и обрабатывает части и целое параллельно – вих внутренней взаимосвязи. Он работает с информацией как поисковая машина и какконструктор. Какую конструкцию он сложит – зависит от индивидуальных интересов,качеств и опыта каждого человека. Во взаимодействии этих процессов роль чувствсостоит в том, что они выступают как регулятор интеллектуальной деятельности.Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве спознавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональныйотклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.
Некоторая степень эмоционального качества, называемогоинтересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучшеосвоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением, простоневозможен. Процесс исследования ведет к проникновению в природу объекта, аэто, в свою очередь, может вызвать страх – качество, всегда сопровождающеепобуждение вовремя избежать опасности или желание удалиться от объекта. Но споявлением этого нового побуждения и характерного для него эмоциональногокачества интерес вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждениек исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в этомслучае мы переживаем эмоциональное качество, которое обнаруживает сходство, какс интересом, так и со страхом, и которое возможно представлять как смесь этихдвух первичных качеств.
Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят в составпсихики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания,интеллектуальной деятельности. Природа и структура человеческой психики таковы,что собственные сознательные действия уже на самых ранних этапах развитиячеловека становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. Вдеятельной природе человека и его психики заложены предпосылки первоначальногообъяснения природных явлений по образцу сознательных человеческих действий. Важнуюроль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Нопри нарушении меры они могут породить другую крайность – скептицизм, неверие,утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.
Интеллектуальные чувства порождаются познавательнымиотношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сампроцесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствамотносят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершинойинтеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, котороестановится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению втайны бытия.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕЧУВСТВА
Человек создал поистине могучие средства познания природы исамого себя – искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческогопознания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людейи на их психологию. Перед человеком открывается ужас мира, и он стремится кэстетическому идеалу. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание– определение ценности происходящего.
Основные категории сознания архаичного человека сформированымифологическими представлениями. В науке сложилось представление о мифах как оструктурах, выражающих «необычную» реальность, как о символических системах. К.Г.Юнг* считал, что это первичные формы, организующие психические содержания,схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества –архетипы – функциональные структуры коллективного бессознательного. Результатомактуализации архетипов становятся архетипические идеи, формируется ценностноесознание человечества. Важнейшими понятиями ценностного сознания выступалипонятия добра и зла, красоты и уродства. Эта система ориентаций играет важнуюроль в индивидуальном и общественном сознании. Современные взгляды наустройство Вселенной, и природу человека делают жесткие выводы обответственности людей за все живое на земле. Искусство приводит к таким жезаключениям, но в нем речь идет не о доказательстве, а об эмоциональном показе.Искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней.
Вопрос о присутствии у человека творческого начала ипотребности в самореализации является актуальным с древних времен.Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира,умения их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим факторомхудожественного творчества является память, не «зеркальная», а избирательная. Творческийпроцесс немыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить представленияи впечатления. Воображение имеет много разновидностей: философско-лирическое –у Тютчева, фантасмагорическое – у Гофмана, романтическое – у Врубеля, болезненно-гипертрофированное– у Дали, реально-строгое – у Феллини и т.д.
В художественном творчестве подсознательные процессы играютособую роль. Американский психолог Ф. Беррон обследовал группу писателей ипришел к выводу, что у представителей этой профессии эмоциональность и интуициявысоко развиты и преобладают над рассудочностью. 89% испытуемых оказались«интуитивными личностями», тогда как в контрольной группе (люди далекие отхудожественного творчества), личностей, обладающих развитой интуицией,оказалось 25%. Ф.Шеллинг писал: «…художник непроизвольно и даже вопреки своемувнутреннему желанию вовлекается в процесс творчества. Подобно тому, какобреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать,но выполняет неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится,таким же представляется и положение художника… на него действует сила, котораяпроводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению ивысказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимойглубиной». Творческий процесс особенно плодотворен, когда художник находится всостоянии вдохновения – психологическое состояние ясности мысли, интенсивностиеё работы, богатства и быстроты ассоциаций, проникновения в суть жизненныхпроблем, могучего «выброса» накопленного опыта и непосредственного включенияего в творчество. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию. Всостоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного исознательного начал в творческом процессе.
Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснениеиз сознания художника социально-непримиримых начал и тем самым устранениереальных жизненных конфликтов, что неудовлетворенные желания – стимулыфантазии. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делаетпоэта-художника». Проявление личностных особенностей человека способствуетразвитию индивидуальности, подчеркивает его уникальные и неповторимые черты.
Эстетические чувства являются продуктом культурного развитиячеловека. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественныхвкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же –в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности – какэмоции презрения, отвращения и т.п. Уровень развитости и содержательностиэстетических чувств личности – важный показатель её социальной зрелости. Кпримеру, чувство юмора предполагает наличие у субъекта положительного идеала,без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, и т.д. Есличеловек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, он лишаетсязащиты, и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользукультуры, то это определённым бременем ложится на его психику. Фрейд пишет обэтом так: «…всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе отвлечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальныхинтересов передвинут на психику».
Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть вдоминантных инстинктах человека потребность в самореализации, котораялокализуется в бессознательном и проявляется в «стремлении к удовольствию». Этойинстинктивной потребности в самореализации противостоят созданные обществомтребования культуры (традиции, правила и т.д.). Их основная функция состоит вподавлении «инстинктоподобных» потребностей. Особенность самореализации состоитв том, что, удовлетворяя её в единичных актах (написание романа, созданиехудожественного произведения), личность не может удовлетворить её полностью.
Рассматривая культуру личности можно выделить внутреннюю ивнешнюю её стороны. Человек подает себя окружающим, но это впечатление можетоказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами скрываетсяциничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время, некичащийся своим культурным поведением, человек может обладать богатым духовныммиром и глубокой внутренней культурой, интеллигентностью, которая предполагаетвысокий уровень эстетического развития, нравственную надежность, честность иправдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верностьсвоему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплавсвойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристикдалеко не полон, но главные из них перечислены.
Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъектак различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасномуили безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому,изящному или грубому. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людяхсложную гамму чувств и переживаний. К ним относятся чувство неуверенности,беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевногонадрыва, человек опасается, переживает за своих близких, за свою страну, зажизнь на Земле. Вместе с тем людям присущ целый спектр «светлых» эмоций:ощущения счастья, гармонии, полноты телесных, душевных сил, удовлетворенностисвоими свершениями и жизнью. Способность руководствоваться при восприятииявлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красотележит в основе эстетических чувств. Они проявляются в художественных оценках ивкусах. Человек, наделенный развитым эстетическим вкусом, при восприятиипроизведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятныеили неприятные для него эмоции, диапазон которых широк – от чувства наслажденияи восторга до отвращения. В философско-психологической литературе духовноеначало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характеромего деятельности, с включенностью человека в мир культуры. Внутренний мирчеловека имеет многообразные связи и отношения со всем миром культуры; здесь онобретает смысл и духовное измерение.
 
НРАВСТВЕННЫЕЧУВСТВА
Нравственные чувства выражают отношение человека к человекуи к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства состороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личностиво всех сферах её общественной жизни. От внешних восприятий мозг человекаполучает не больше, чем мозг животного, которое так же видит, слышит, осязает иобоняет (в ряде случаев лучше людей). Отказываясь от нравственных усилий,ограничивая себя плотским потребительством, в том числе и потреблением знанийили любви, человек опускается духовно, затем падает душевно. Это именуетсябездушием или «окаменелостью сердца». Именно наличие высших чувств – стыда,раскаяния, совести, любви и т.д. – отличает человека от животного. Нравственноевоспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявленийчувств любви, благодарности. Конформизм, презрение к законам и нравственнымценностям, равнодушие, жестокость – это плоды безразличия к нравственномуфундаменту общества. Различие душевной и духовной жизни в их качественномсвоеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек»,то указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способностисопереживать другому, понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря одуховности человека, мы имеем в виду его нравственный строй, способностьруководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественнойжизни, следование идеалам истины, добра и красоты.
К нравственным чувствам относятся: сострадание, гуманность,доброжелательность, преданность, любовь, стыд, укоры совести, чувство долга,морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание сэтой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимознать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частныхдобродетелей.
Своеобразным внутренним контролёром личности являетсясовесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, чтоявляется добром и злом, сознание нравственной ответственности за своеповедение. Совесть – выражение способности личности осуществлять самоконтроль,самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать отсебя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Количествосовести прямо пропорционально уровню личности. Даже ничтожно малая нравственнаянеполноценность становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотяи незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатрпрофессор В.Ф.Чиж рассматривал душевное равновесие православных праведников вкачестве эталона психического здоровья. Уровень личности нижесвятостиуже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным.Дальнейшее снижение уровня ведет к развитию малодушия, со всемивытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.
Сложное чувство, возникающее при действии сильного желания ипри ожидании успеха, называется надеждой. В случае появления затрудненийнадежда уступает место тревоге, но она не смешивается с отчаянием; скорее, помере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство незаметно изменяется ктревоге и, возможно, к отчаянию.
Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленность надругую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии –космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона любовь – эрос –побудительная сила духовного восхождения. Смысл и достоинство любви как чувствасостоит в том, что она заставляет нас признать за другим то безусловноецентральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в себе. Этосвойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличаетсябольшей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью болееполной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести кдействительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее вслове Божьем сказано: будут два в плоть едины, т.е. станут одним реальнымсуществом. Внешнее соединение, житейское или физиологическое, не имеетопределенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает безнего. Оно необходимо для любви как ее окончательная реализация. Если этареализация ставится как цель, она губит любовь. Значение связанных с любовьювнешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется их отношениемк тому, что составляет любовь и ее дело. Когда нуль ставится после целогочисла, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится перед ним, превращаетего в десятичную дробь. Чувство любви есть побуждение, внушающее нам, что мыможем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь – та,которая утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другоми в себе, и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.
Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку,к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой ондействует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества,способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измеренийдуховности человека.
ВЗАИМОСВЯЗЬ,ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ
 
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувствапереживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами,ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человекак действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость,стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, ихспецифический человеческий характер*. Однако понятие «высшие чувства» несколькоусловно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие,жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявленияличности.
Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственнуюпамять (фундамент интеллекта). Монолит ума без «цемента совести» разваливаетсяна фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьмакрупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным)такой «интеллектуал» уже не будет. Негармоничность развития Белинский оценивалкак скрытое от глаз уродство. «У одного человека – отмечал он – ум едва заметениз-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; этот страшноумён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нетволи: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходитили вздор, или зло». Лишь единство интеллектуального, эмоционального,нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышеннымформам душевного состояния – это чувства патриотизма, любви к природе, людям,Родине.
Критерий духовного развития человека – это овладениепроцессом творчества. Если человек освоил творчество в полной мере – и попроцессу его течения и по результатам – значит, он вышел на уровень духовногоразвития. Ему доступно переживание моментов единения внутренних сил.
Для Сократа истина и нравственность – понятия совпадающие.Между мудростью и нравственностью мудрец не делал различия: он признавалчеловека вместе и умным и нравственным, «…человек, понимая, в чем состоитпрекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках, и, наоборот, зная, вчем состоит нравственно безобразное, избегает его. Поступки, основанные надобродетели, прекрасны и хороши. Люди, знающие, в чем состоят такие поступки,не захотят совершить никакой другой поступок, а люди, не знающие, не могут ихсовершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Так каксправедливые поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что исправедливость и всякая другая добродетель есть мудрость». По Сократу, сомнениеведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла,добра. Он же сказал, что познание человеческого духа – вот главное. Сомнениеведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (Бог). Особоезначение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос одиалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина – это нравственность.А истинная нравственность – это знание того, что хорошо.
Ученик В. Дильтея*, создатель психологии как науки о духе,Шпрангер писал, что «субъект с его переживаниями и образами вплетен вграндиозную систему мира духа, исторического и общественного по своемухарактеру». Как духовное существо человек не может рассматриваться в положении«уединения, подобного находящемуся на острове», он должен мыслиться вовзаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Реально человеческая душавплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностямижизни. «Эти ценности, – отмечал Шпрангер, – возникшие в исторической жизни,которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мыназываем духом, духовной жизнью или объективной культурой».
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Для человека имеет ценность лишь пережитое в чувстве. Онпереносит эту ценность на отношения, которые ему приходится переживать, навзгляды и идеи, которыми он заполняет своё существование, на деятельность,которая выпадает ему на долю; но видеть в этом лишь условия и поводы для чувствчеловеку невыносимо. Душевная структурная связь целесообразна потому, что онаимеет тенденцию развивать и закреплять жизненные ценности. Переживание ценностив сфере личности и действия должно подчиняться отношению к истине. В этомсмысле способность чувствовать является богатством человеческой психики. Этопоказатель интеграции личности, которая тем более обладает собой и принадлежитсебе, чем правильнее она угадывает все ценности.
В обществе личность имеет самобытное значение и безусловноедостоинство. Если общество развивается, процветают наука, искусство, религия,то личность может и должна вносить с собою нечто абсолютное в свое общество –свою свободу, без которой нет ни права, ни познания, ни творчества. И помимоунаследованных традиционных начал, человек должен в свободе своего сознаниялогически мыслить и познавать подлинную истину и осуществлять ее в своемдействии или творчестве.
Искусство, наука, философия развиваются в каждом народе всвязи с его культурой и верованиями. Но, чтобы сделать научное открытие илипостроить философскую систему нужны истина и свободное усилие личного гения.Чтобы преобразовывать общество, учить его, способствовать его развитию инравственному улучшению требуется ясное сознание правды и добра, крепкая вера ввысший идеал. Помимо своих частных верований, временных и местных идеалов, человекдолжен в формах своего сознания вмещать безусловное содержание, высшийвселенский идеал. Так или иначе, этот идеал всеобщей правды и добра – точкаопоры, руководящая цель всякого благого дела, высшего прогресса культуры изнания. Без усвоения этого объективного идеала никакое развитие немыслимововсе.
Телесные органы в течение земной жизни служат человекуинструментарием, позволяющим живойдуше осваивать окружающийматериальный мир. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизникаждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму абсолютногосодержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается в разуме ичерез разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровениеидеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, неограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногдаощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мыпризнать за любовью как за началом видимого восстановления образа Бога вматериальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Силалюбви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений,открывает свою объективную мощь.
Духовность человека проявляется в его потребности испособности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлениисоздавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законамичеловеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах егохудожественно-эстетической деятельности – произведениях литературы, изобразительногоискусства, музыки, драматургии. Духовность относится к родовым определениямчеловеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида,субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родомво всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придаетсмысл жизни отдельному человеку.
 

БИБЛИОГРАФИЯ
 
Мультимедиа
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004, статья: В.С. Соловьёв«СМЫСЛ ЛЮБВИ»
2. Коллекция лучших современных программ, «Библиотека в кармане»
3. М.А. Антонович «Единство физического и нравственного космоса»
4. А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность»
5. У. Макдауголл «Различение эмоции и чувства»
Литература
6. В.А. Ганзен Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1984. – 176 с.
7. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемыразвития психики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218.
8. М.А. Холодная. Сществует ли интеллект как психическая реальность?Вопросы психологии, № 5, 1990. – с. 121-128
9. П. Шульц Философская антропология. Введение для изучающих психологию. – Новосибирск:НГУ, 1996
10. Ю.Б. Борев. Эстетика. – М., 1988.
11. А.А. Кривчун Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998. – 430 с.

КОММЕНТАРИИ
 
Стр. 3 – Леонтьев Алексей Николаевич (1903-79),российский психолог, действительный член АПН России (1950), АПН СССР (1968).Основные труды по генезису, биологической эволюции и общественно-историческомуразвитию психики. Ленинская премия (1963).
Стр. 6 – известный немецкий нейрофизиолог.
Стр. 7 – интеллект (от лат. intellectus – познание,понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинскийперевод древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу.
Стр. 10 – Юнг (Jung) Карл Густав (1875–1961) развил учениео коллективном бессознательном (архетипах), швейцарский психолог и философ,основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций».
Стр. 17 – пристрастность разума человека стала преградойна пути создания искусственного интеллекта, воспроизводящего мышление человека.«Умные» машины могут многое: быстро считать, перебирать множествовариантов и находить оптимальные, реализовать сложнейшие программы, но онинеспособны чувствовать и переживать.
Стр. 18 – Дильтей (Dilthey) Вильгельм (1833–1911),немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни,основатель философской герменевтики, понимающей психологии,духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании какспецифическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивномпостижении духовной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие какиррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкой философии,литературы, музыки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.