Реферат по предмету "Психология"


Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического консультирования

ТЕМА курсовойработы: «Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологическогоконсультирования»
 

Оглавление
 
Введение
Глава I. Содержательные особенностиИнтернет-консультирования.
§1. Понятия психологического консультирования ипсихологического консультирования в Интернете
§2. Степень изученности проблемы психологическогоИнтернет-консультирования на современном этапе
Глава II. Процессуальная спецификаИнтернет-консультирования.
§1. Модели и способы оказания психологическойпомощи в Интернете
§2. Технологические варианты (приемы)психологического консультирования в Интернете
Заключение
Библиографический список
 

Введение
 
Общая характеристикаработы.
Исследование посвященоизучению новой технологии психологического консультирования, — Интернет-консультированию.
Актуальностьисследования.
Интернет-консультированиеактивно формируется в наше время в качестве новой технологии психологическогоконсультирования, что обусловливает своевременность и важность его научногопсихологического изучения на современном этапе развития практикипсихологического консультирования.
Объект исследования.
Объектами исследованияпредстают клиенты психологов-консультантов, применяющих психологическуютехнологию Интернет-консультирования и сами эти психологи-консультанты.
Предмет исследования.
Комплексным предметомисследования является психологическая технология Интернет-консультирования,анализируемая в ее содержательной специфике и процессуальных особенностях.
Цель исследования.
Целью исследованияявляется изучение социально-психологических содержательных особенностейтехнологии психологического Интернет-консультирования.
Гипотеза исследования.
Исходя из нашегопонимания объекта, предмета и цели исследования, мы предположили, чтоИнтернет-консультирование, в качестве новой технологии психологическогоконсультирования, имеет свои позитивные стороны, обусловленные содержательнойспецификой и процессуальными особенностями данной технологии. Мы такжепредположили, что востребованность Интернет-консультирования детерминированасоциально-психологическими характеристиками новой генерации клиентов иконсультантов, практикующих его.
Задачи исследования.
Основываясь на информационныххарактеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования, а так же отражаяполиаспектную гипотезу исследования, мы поставили следующие задачи исследования:
1) Выяснить современныепредставления о целях, принципах и консультационном контакте в классическомпсихологическом консультировании;
2) Осветить степеньизученности и разработанности проблемы психологических консультаций в Интернетена сегодняшний день;
3) Проследить историю развитияпсихологической помощи в Интернете;
4) Выявить модели, способыи технологические приемы оказания психологической помощи в Интернете;
5) Изучить виды и формыпсихологического консультирования в Интернете;
6) Раскрытьсодержательную специфику и процессуальные особенности психологическогоИнтернет-консультирования.
Методы исследования.
Для решения поставленныхнами в исследовании задач, мы применили следующие методы исследования:
1) метод рефлексивногосамоотчета;
2) фактологический метод(исследование фактических характеристик анализируемого явления путемнепосредственного эмпирического изучения (наблюдения) его содержательныхособенностей и процессуальной специфики));
3) библиографическийметод (системный комплексный анализ научной психологической литературы, — литературы,посвященной психологическому консультированию вообще иИнтернет-консультированию в частности);
4) метод сравнительногоанализа;
5) интерпретационныйметод.
Объем и структуракурсовой работы.
Курсовое исследованиесостоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Вработе имеется одна таблица.

Глава I.Содержательные особенности Интернет-консультирования
 
§1. Понятияпсихологического консультирования и психологического консультирования вИнтернете
Психологическое консультированиеэто, прежде всего, работа с эмоциями и чувствами человека. Психологическоеконсультирование это психологическая работа с переживаниями человека, — с тем,что психически составляет его внутренний мир. Есть точка зрения, чтопереживания человека практически не поддаются «обработке», мы полагаемобратное. Здесь нам близок подход Ф.Е. Василюка, который утверждает: «… процессомпереживания можно в какой-то мере управлять — стимулировать его, организовать,направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобыэтот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности — или по крайнеймере не шел патологическим или социально неприемлемым путем. Переживание, такимобразом, составляет основной предмет приложения усилий практического психолога,помогающего личности в ситуации жизненного кризиса. А раз так, то дляпостроения теоретического фундамента психологической практики вполнеестественно процесс переживания сделать центральным предметомобщепсихологического исследования проблемы преодоления критических ситуаций».[1]
Рассмотрим психологическоеконсультирование в качестве профессиональной деятельности. Для решения даннойкомплексной задачи выделим в разных основополагающих консультационныхнаправлениях процессуальные цели психологического консультирования. Также мы выяснимбазовые теоретические принципы консультационной работы этих классических подходови выявим современные представления этих школ о консультационном контакте. Смысловоесодержательное обозначение изучаемых вопросов мы приводим в Таблице № 1,представленной ниже.
 
Таблица № 1.«Современные представления базовых психологических направлений о целях,принципах психологического консультирования и консультативном контакте».[2]Название направления Процессуальные и результационные цели психологического консультирования Основные теоретические принципы в психологическом консультировании
Понимание специфики и задач консультационного контакта
в процессе консультирования
Психоанали-
тическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность. Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, это и супер-эго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции. Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать па него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакции переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует «поставляемый» клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого.
Адлерианское направление (индивидуа-листическая
терапия) Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми. Человек с раннего детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.
Подчеркивается «позитивная природа» каждого человека. Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей психологического
консультирования. Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению. Человек — продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активной апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения. Рационально-эмоциональная терапия Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем. Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений. Консультант выполняет роль учителя, а клиент — ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблеем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках. Экзистенциально-гуманистическая терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы. Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида. Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношения между консультантом и клиентом понимается как контакт «человек — человек», идентичный встрече двух равноценных людей «здесь и теперь». Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент. Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрированная терапия) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента новому личностному опыту, уверенность в себе, спонтанность. Акцентируется позитивная природа человека — свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, уверенности в себе, спонтанности. Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и «передача» этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит па другие отношения.
Таким образом, мынаблюдаем то, что имеется много сходных определений (смысловых обозначений)понятия (явления) психологического консультирования в основополагающихпсихологических школах.
Как правило, любоеопределение психологического консультирования как процесса интерактивной(действенной) коммуникации, понятийно основывается на общечеловеческих,гуманитарных, христианских, гуманистических (вспомним гуманистическуюпсихологию) ценностях. Все эти определения, характеристики классическогопсихологического консультирования, в большинстве случаев, включают в себянесколько смысловых непреложных положений: 1. Консультирование помогаетчеловеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 2. Консультированиепомогает обучаться новому поведению. 3. Консультирование способствует развитиюличности. 4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается,что независимый, ответственный индивид способен в соответствующихобстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создаетусловия, которые поощряют волевое поведение клиента. 5. Сердцевинойконсультирования является «консультативное взаимодействие» междуклиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии.[3]
Основоположник клиент-центрированнойтерапии, известный американский психотерапевт Карл Роджерс, выделил триосновных принципа этого психотерапевтического направления: а) каждая личностьобладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; б) каждаяличность в состоянии быть ответственной за себя; в) каждая личность имеет правовыбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Таким образом,определения (критерии, положения, принципы) психологического консультированияохватывают собою стержневые содержательные установки психолога-консультанта вотношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиентакак уникального, автономного субъекта, за которым признается право свободноговыбора, самоопределения, право жить собственной жизнью, — что, безусловно,уважается клиентом.
Тем более важно признать,что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя иадекватно действовать. Отсутствие личностного психологического давленияпсихолога на клиента, кстати говоря, является объективным плюсомИнтернет-консультирования.
Что же касается Интернет-консультирования,то пока не существует отдельных (не «приложимых» к классическомупсихологическому консультированию) его определений. Тем не менее, можновыделить отдельные специфические особенности Интернет-консультирования.
Это, во-первых, то, чтопроцесс Интернет-консультирования имеет двустороннюю содержательную спецификуотносительно критерия анонимность/публичность личности клиента. С однойстороны, процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем,что в Интернете (в чате, «где», как правило, и осуществляетсяИнтернет-консультирование) клиент (в подавляющем большинстве случаев) выступаетпод вымышленным именем («инком»). При этом, даже если клиент назовется своимнастоящим именем (именно именем), то все равно, ему практически гарантированаанонимность, так как людей с одинаковыми именами по стране (спецификаИнтернет-консультирования еще и в том, что оно географически огромно) сотнитысяч. С другой стороны, процесс Интернет-консультирования для клиентапубличен, так как такое консультирование происходит, как правило, в чатах илина форумах, «где» видны все вопросы клиента (причем вопросы конкретного клиента«идут» под его конкретным «инком») и ответы консультанта. Таким образом, создаетсяпубличность процесса Интернет-консультирования, потому что все кто «сидит вчате» или «находится на форуме», видят на экранах своих мониторов «процессИнтернет-консультирования» (кавычки условны, так как для этих лиц виртуальнаяреальность не менее реальна, чем буквальное, материальное их окружение), — наблюдают порядок и последовательность вопросов и ответов и оценивают ихсодержание.
Во-вторых, содержательнойособенностью Интернет-консультирования является его интерактивный характер. Впроцессе Интернет-консультирования, его участники (в первую очередь клиенты,но, иногда, и консультанты) могут «вмешиваться» в процесс консультированияпсихологом конкретного клиента, делая (интеракция в полной мере), давая своикомментарии происходящему, оценивая смысловую подоплеку обсуждаемых тем. Причем,это может происходить как в произвольном (свобода самовыражения (во всехсмыслах, — и «технически» и личностно, — с точки зрения безопасности «самопроявления»),- еще одна специфическая особенность процесса Интернет-консультирования)), таки в «заданном» порядке, — тогда, когда уже известные друг другу участники (пригрупповом варианте Интернет-консультирования) обсуждают, с помощьюпсихолога-консультанта (пожалуй единственное значимое отличие консультационныхчатов и форумов от «обычных»), общие для них всех проблемы.
В-третьих, содержательнойособенностью (описываем именно содержательные стороны изучаемого явления, таккак, например, его дешевизна, тоже являющаяся специфической особенностью«электронных» консультаций, представляется нам не содержательным условием, а«материальным», финансовым фактором) Интернет-консультирования является егодоступность, куда мы включаем, прежде всего, психологическое удобство ифизический комфорт (клиент сидит дома за своим персональным компьютером) дляпользователя Интернет-консультирования. Здесь ярко проявляется возможность дляклиента функционально быстро (легкость принятия решения) «войти в чат» — что необуславливает необходимости участия в обсуждении, так как другим участникампроцесса Интернет-консультирования неизвестно, кто именно «находится на чате»(максимум известно количество человек в режиме он-лайн «присутствующих» на чатеили форуме). Все это приводит к тому, что у любого участника удовлетворяетсяпотребность в психологической безопасности, что, безусловно, очень важно впроцессе любого рода личностной коммуникации.
В-четвертых, смысловуюспецифику Интернет-консультирования составляет его обучающий характер, так как множестволюдей может одновременно участвовать в данном процессе как просто наблюдая его,так и высказываясь, комментируя и учась на «ошибках» других, — тогда, когдаобсуждаются «знаемые» или просто интересные для конкретного человека проблемы.Таким образом, само участие человека в процессе Интернет-консультирования, его«присутствие» (кавычки условны, так как в этом процессе имеются две базовыестороны общения, понимаемого в качестве деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, А.И. Донцов)[4], — коммуникация иинтеракция)) на консультативном Интернет-форуме или в консультативномИнтернет-чате, имеет обучающий эффект в силу того, что информативность такогорода взаимодействия для отдельно взятого человека сравнима с продуктивностьюучастия его в процессе классического группового консультирования.
Наконец, в-пятых,существует, по нашему мнению, еще одна специфическая смысловая содержательнаяособенность Интернет-консультирования, понимаемого нами в качестве новойтехнологии психологического консультирования. Имеется ввиду профессиональнаядеятельность психолога-консультанта. Считаем возможным сущностно (по основнымсвойствам) сравнить ее с деятельностью консультанта, осуществляющего групповоепсихологическое консультирование, и выделить основные сходства и различия вэтих двух профессионально-деятельностных парадигмах (путях развития). Как нампредставляется, основное «внешнее» сходство этих двух консультационных парадигмв их коллективности, «массовости», которая, теме не менее, безусловно, в разывыше в Интернет-консультировании. Также, мы полагаем, что основным «внутренним»отличием Интернет-консультирования от классического группового консультированияявляется различный качественный характер третьей базовой стороны общения каквзаимодействия, — социальной перцепции, профессионально осуществляемойпсихологом-консультантом. Если в процессе классического индивидуального и, вомногом, классического группового консультирования психолог обязан в полной мере«… слушать, эмпатировать и ждать», — как писал Ирвин Ялом,[5]то в процессе Интернет-консультирования психологу-консультанту вовсе необязательно настолько глубоко личностно эмоционально воспринимать своего(своих) клиента (клиентов) и эмоционально внешне реагировать на их личностныепроявления. В процессе Интернет-консультирования психологу достаточно иметьразвитую когнитивную личностно-профессиональную составляющую, для того чтобыбыть успешным консультантом. Это существенно облегчает для психолога сампроцесс Интернет-консультирования, — снижает его эмоциональные затраты ипозволяет концентрироваться на проблеме, а не на человеке. Это же существеннопонижает продуктивность Интернет-консультирования, потому что отсутствиеэмоционально-чувственной составляющей в социальной перцепции, как доказано,например, тем же Ирвином Яломом, весьма негативно сказывается на психотерапевтическомэффекте консультативного взаимодействия.[6]
 
§2. Степеньизученности проблемы психологического Интернет-консультирования на современномэтапе
Отчуждениечеловека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, в связи сразвитием новых дистанционных форм электронных средств связи, которые все чащепереводят реальное общение между людьми в виртуальное. Как следствие,социально-психологическая проблема одиночества человека в современном миревыходит на первый план. В связи с этим, задача оказания психологической помощидля преодоления человеком беспокоящего его состояния одиночества становится всеболее актуальной. Парадоксальностьситуации заключается в том, что с одной стороны Интернет-технологииспособствуют развитию отчужденности между людьми, а с другой стороны онипредставляют собой оперативный способ поиска информации, установления контактови потому широко используются людьми, страдающими от одиночества, для общения.
Доступность и популярностьИнтернет-технологий увеличивают возможности доступа населения к психологическойпомощи. В настоящее время, на наш взгляд, Интернет-технологии недостаточноиспользуются в практике психологического консультирования. Отметим, чтопсихологическое Интернет-консультирование в том или ином виде уже присутствуетв Интернете (консультирование он-лайн, дистанционное консультирование). Мыпоставили перед собой вопрос: «Возможно ли в условиях Интернета действенноосуществить психологическую работу»?
В основу Интернет-консультированиябыли положены смысловые коммуникации, осуществляющиеся с помощью текста. Всвязи с этим, первоначальной целью Интернет-консультирования является построениедиалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении. Для Интернет-консультированиявыбираются (создаются) «форумы» или «чаты» т.е. специально организованноеобщепринятое в Интернете виртуальное пространство для общения. По последнимданным, пользователями Интернета являются 1 миллиард человек. Россия уверенно«подбирается» к первой десятке стран — активных пользователей, «прибавляя» по20% от общего количества пользователей Интернета в год. По числу активныхпользователей Интернета Россия уже «на голову» опережает любую из стран СНГ илиВосточной Европы.[7]
Имеющаяся на данныймомент информация об Интернет-технологиях психологического консультированияпозволяет высказать ряд предварительных положений: 1. Технические возможностисовременных Интернет-технологий позволяют осуществлять психологическое консультированиев рамках Интернета; 2. Интернет-консультирование, как правило, осуществляется врамках личностно-ориентированной парадигмы, на процесс реализации которойнакладывают отпечаток условия виртуального взаимодействия; 3. Общий алгоритмпроведения Интернет-консультирования соответствует техническим возможностям Интернет-технологийи позволяет осуществлять, даже, групповое психологическое консультирование; 4.Комплексный предварительный фактологический анализ Интернет-консультирования позволяетсделать уверенное предположение о том, что на сегодняшний день возможнопроведение индивидуального и группового психологического консультирования в Интернетепри следующих условиях: а) наличие специально организованного сайта, на котороместь форум и/или чат, б) наличие технической поддержки во время осуществленияИнтернет-консультирования, в) определенный уровень компьютерной грамотности у всехучастников процесса Интернет-консультирования, г) высокий уровеньпрофессионализма психолога, практикующего Интернет-консультирование.
Становление дистанционныхформ психологической работы в Интернете, в принципе, находится, в нашей стране,почти в самом начале своего пути. Полученные нами информационные данные обИнтернет-консультировании как о комплексном явлении, позволяют сделатьоптимистические прогнозы по развитию индивидуальной и групповой психологическойработы в Интернете. Однако, в связи с этим, перед психологами вновь возникаетпроблема теоретического осмысления и интеграции различных направленийпсихологии и новых технических решений для развития дистанционных формпсихологической помощи в Интернете, таких как Интернет-консультирование.
Почти сразу, как толькобыл изобретен Интернет, его потенциал для психотерапевтической коммуникации былочевиден. Одной из первых демонстраций Интернета была моделируемая виртуальная сессияпсихотерапии, осуществляемая в рамках Международной Конференции по КомпьютернойКоммуникации, прошедшей в США в октябре 1972-го года.
Группы поддержки процессасамосовершенствования в Интернет-режиме он-лайн в США были предшественниками т.н.e-терапии; успех и исследования этих групп показали потенциал такойкоммуникации при консультировании по личностным и межличностным проблемам.
С 1976-го года, послевведения первых персональных компьютеров, в США стали создаваться неофициальныегруппы поддержки Интернет-консультирования.В национальном масштабе, в США, психологическое Интернет-консультирование, какутверждается, стало популярным с 1979-го года.[8]
Невозможно точно сказать,когда психологи (психотерапевты) начали взаимодействовать с клиентами в режиме Интернет-консультированияон-лайн. Самое раннее известное организованное консультирование он-лайн было«Ask Uncle Ezra» — «Задайте вопрос дяде Эзре», — название в честь Ezra Cornell,основателя Университета в Итака, Нью-Йорк, University in Ithaca, NY.[9]Студентам этого Университета предложили бесплатные консультации психологов он-лайн.
Сервис «Психологическиеконсультации он-лайн» был основан его директорами Jerry Feist и Steve Worona, ис сентября 1986-го года этот сервис успешно работает и осуществляетконсультации и по сегодняшний день.[10]
Ivan Goldberg, M.D. началотвечать на вопросы он-лайн, рассказывая о лечении депрессии, по крайней мере,с 1993-го года. Он не предлагал задавать вопросы на его собственном популярномвеб-сайте под названием «Центр по проблемам депрессии», новеликодушно работал неофициальным советником группы «Идущие в темноте» (группаон-лайн поддержки страдающим от депрессии), отвечая на информационные запросы омедицинской и психологической помощи, возникающие у пациентов при лечении депрессии.[11]
Платные услугипсихологического консультирования начали появляться в Интернете в середине1994-го года. John Grohol, Psy. D. в 1995-м году предложил бесплатныеконсультации в популярном еженедельном общественном чате. Самым первым былLeonard Holmes, Ph. D., который предложил «Условно-бесплатнуюПсихологическую Консультацию» на основе оплаты только в том случае, еслиэто помогает. Ориентир был на один вопрос клиента (соответственно, на одинответ психолога). Об установлении долговременных отношений «терапевт-клиент» вто время речи не шло.[12]
Американскийпсихотерапевт Leonard Holmes говорил, что когда он только настраивал веб-сайт,рекламируя свою практику, он уже начал получать электронную почту от людей,запрашивающих помощь; было очевидно, что люди были готовы обратиться кпсихотерапевтам через Интернет. Два других веб-сайта «Help Net» и«Shrink Link» на основе платы стали доступны с осени 1995-го года(оба сервиса на сегодняшний день работают).[13] David Sommers, Ph. D.можно считать пионером т.н. «e-терапии». Он был первым, кто предложилклиентам платное Интернет-обслуживание, в котором целью было дать больше чемодин ответ на единственный вопрос клиента, — он стремился установитьдолговременные, продолжительные отношения при консультировании, в процессе терапиион-лайн.[14] С 1995-го по 1998-й годDavid Sommers работал с более чем 300-ми клиентами в режиме Интернет-консультирования он-лайн.David Sommers использовал несколько технологий Интернета для e-терапии, преждевсего электронную почту, но также и чат в реальном времени и видеоконференции.[15]
Ed Needham, M.S.установил IRC chat service в августе 1995-го года, и был первым, ктососредоточился исключительно на консультационном взаимодействии в процессеe-терапии через чат в реальном времени. Он работал с 44-мя клиентами с 1995-гопо 1998-й год.[16] Другие «ранние»исследователи продолжительной e-терапии, это – группа the Pink Practice изЛондона.[17] Также, нельзя не упомянутьоб американских «интернетных» Samaritans (самаритянах). Это прошедшие психотерапевтическоеобучение добровольцы — консультанты кризисного центра. Они отвечают наэлектронные письма от людей, которые находятся в отчаянии, на гранисамоубийства, с 1994-го года, анонимно и без оплаты. Их благотворительнаяработа имеет огромную ценность. К 2001-му году добровольцы Samaritan ответилина письма примерно от 64000 человек.[18]
Появление коммерческих«e-клиник» в США и Западной Европе существенно повлияло на развитие e-терапии.Такие организации стремятся улучшить среду для «e-терапии», предлагаявозможности, которые «самые независимые» «e-терапевты» не могут себе позволить:высокий уровень он-лайн безопасности, услуги составления счетов, оптимизированиевопросов оплаты и другие инструменты финансового управления, рекламу имаркетинг. E-терапевты (психологи-консультанты)могут присоединиться к этим e-клиникам за скромную ежемесячную плату и такжеполучить шаблон своей web-страницы,через которую они могут вести собственную практику e-терапии. Клиентам е-клиникпредлагают длинный список e-терапевтов на выбор. Все e-терапевты тщательнопроверяются администрацией «e-клиник» «на профпригодность». Другие особенноститакого «e-клинического подхода» включают в себя возможность выбора клиентамитерапевта согласно различным критериям, — в этом им помогает открытый доступ к профессиональнойинформации. Примеры е-клиник: HelpHorizons.com и MyTherapyNet.com.[19]
Создание МеждународногоОбщества психического здоровья он-лайн стало важным этапом в развитииe-терапии. Общество (сокращенно ISMHO) некоммерческое, создано в 1997-м годудля того, чтобы способствовать пониманию между людьми, использованию и развитиюкоммуникации он-лайн, а также продвижению информационной поддержки и технологийдля ISMHO. Это общество стало неофициальной профессиональной организацией дляe-терапевтов, поскольку психологи (психотерапевты), консультирующие он-лайн,ищут ответственные способы использовать Интернет для того, чтобы обеспечитьсвоим клиентам квалифицированную помощь. ISMHO имеет свой форум с одноименнымназванием для обсуждения всех волнующих людей вопросов.[20]
 

Глава II.Процессуальная специфика Интернет-консультирования
 
§1. Модели и способыоказания психологической помощи в Интернете
Существует несколько моделей,способов оказания психологической помощи в Интернете. Эти способы определяютсяв зависимости от потребностей клиента. Чаще предлагаются индивидуальноеконсультирование либо участие в форуме, который подбирается в зависимости отвозрастной категории клиента и его личностных предпочтений. Он-лайнконсультанты могут помочь человеку разобраться в себе, работают с нетяжелымипсихологическими травмами клиентов, помогают им разрешать конфликтные (сложные)ситуации в их жизни и пр.
Помочь человеку (индивидууму)в Интернете, суметь психологически поддержать, найдя для этого нужные слова иформы работы с ним, — не такая простая работа, как кажется на первый взгляд.Очень важно, чтобы консультант имел соответствующее образование, так как, впсихологическую консультацию он-лайн не всегда обращаются «шутки ради» или длярешения банальных вопросов. Иногда, от профессиональной корректности работыпсихолога-консультанта, от его умения и желания оказать помощь, зависит оченьмногое в жизни клиента, использующего психологическую консультацию в сетиИнтернет как последнюю надежду в решении наболевших проблем. От работыконсультанта, в подобной сложной жизненной ситуации клиента, вероятно, будетзависеть дальнейшая судьба такого клиента.
Ещё двадцать лет назад обИнтернете мало кто в мире вообще имел представление. Сегодня, вследствиепостоянного роста информационных технологий (НТР, НТП)[21]и «физической» доступности компьютерной техники даже для лиц, не имеющихперсонального компьютера (появление «Интернет-кафе» и т.п.), число Интернет-пользователей,как мы указывали выше, в начале 2-го параграфа 1-ой главы, перешагнуло замиллиард. Российский сектор пользователей Интернет на современном этапесоставляет более 20-ти миллионов человек. При этом, как мы так же указываливыше, число активных пользователей сети Интернет в мире продолжает постояннорасти, — в России этот прирост составляет порядка 20% от имеющегося количествапользователей в год.[22]
Определенные областижизни «шагнули» в виртуальную реальность и твёрдо «закрепились» там. Некоторые сферыжизнедеятельности лишь создали в виртуальной реальности свои автономные прототипы,но не смогли в достаточной степени стать виртуально подобными объективной реальности.
Поскольку Интернетиспользуется различными отраслями жизнедеятельности, не удивительно, что туда «пришло»и психологическое консультирование.
То, насколько хороша воплощеннаяв виртуальной реальности идея психологического консультирования в Интернете мыи обсудим в этой главе нашего курсового исследования. В дополнение к этому, вданном параграфе нами будет проведён более глубокий сравнительный анализ психологическогоконсультирования в Интернете и реального консультирования и, — так же, как этобыло сделано и в первой главе, будут обсуждены их сходства и отличия.
Психологическое консультирование(в узком историческом смысле) достаточно молодая область человеческого знания ивида психологической помощи. Своё начало она берет в первой половине XX-го века с появлением психоанализа, азатем и других ведущих психологических школ, — что было тщательно рассмотрено намив 1-ом параграфе 1-ой главы.
Психологическоеконсультирование представляет собой раздел практического знания, содержащийсистематическое описание процесса оказания психологической помощи. Оно исходитиз представления о том, что с помощью специально организованного процессаобщения, у клиента можно актуализировать дополнительные психологические силы испособности, что, в свою очередь, может обеспечить открытие новых личностных возможностейклиента для выхода из трудной жизненной ситуации.[23]
Психологическоеконсультирование, как самостоятельная ветвь психологической помощи произошло «изпочвы» психотерапии. Современных психологов-консультантов готовят на основетеории и методологии прогрессивных школ психологии и психотерапии. В отличие отпсихотерапии, психологическое консультирование — достаточно краткосрочная формапсихологических услуг, помогающая человеку обрести душевную поддержку и восстановитьэмоциональное равновесие посредством «исповеди», различных приёмов «релаксирования»(психологической разгрузки) и способов рефлексии (самоанализа), — с помощью психодиагностическихсредств и «экспресс-методов» психологической коррекции. На сегодняшний день, вРоссии психологическое консультирование является доступной для населения формойуслуг.[24]
В случае с Интернетом,психологическое консультирование приобретает несколько иные качества, что мы ипродолжим анализировать здесь, производя, как и было подчеркнуто выше,сравнительный анализ классического психологического консультирования иИнтернет-консультирования. Этот анализ мы продолжим осуществлять выделяяглавное в содержании, процессе и взаимоотношениях клиента ипсихолога-консультанта в классическом психологическом консультировании и вИнтернет-консультировании.
Понятно, чтопсихологическое консультирование помогает разобраться человеку с собственнойпроблемой и найти пути её решения, или хотя бы снять негативное эмоциональноенапряжение. Порой, даже последнее и является целью консультирования, посколькув большинстве случаев к психологу человека приводит именно душевное страдание,вызванное той или иной проблемой.[25]
Рассмотрим содержательныепроцессуальные особенности психологического Интернет-консультирования.
Объективная «слабость»психологического консультирования в Интернете заключается в невозможностипсихолога реально протестировать клиента, увидеть его состояние, манерыповедения, «прочитать» мимику и жесты. Иными словами, психолог не можетполучить достоверную невербальную и диагностическую информацию о своём клиенте.
Поскольку, в большинствеслучаев, психологическая консультация в сети Internet производится по принципу вопрос-ответ, то клиент непредоставляет достаточный объём информации о себе и своей проблеме. В силу этойпричины, ответы (как клиента на вопросы психолога, так и психолога на вопросыклиента) могут быть весьма обобщёнными и поверхностными. Серьезным козырем дляпсихолога Интернет-консультанта является профессиональная интуиция (выделениетипического на основе практического опыта реальных консультаций). Мыосмеливаемся утверждать, что в том, что касается профессионально-личностных(личностно-профессиональных) качеств самого психолога-консультанта (какпроцессуального субъекта психологического консультирования) прослеживаетсяследующее. Наш фактологический (фактический) эмпирический анализ показывает,что в том случае, если психолог пришел в Интернет-консультирование из реальногоконсультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно выше(по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамкахИнтернет-консультирования). Также, на наш взгляд, исключительно важен дляэффективности Интернет-консультации реальный и виртуальный практический опытпсихолога-консультанта, позволяющий ему на основе «куцего» информационного материала(тех немногих сведений, которые сообщает ему его клиент и содержания еготекстовых запросов) сделать компетентные обобщения и выводы, датьпрофессиональные рекомендации. Но, не личность психолога Интернет-консультантаявляется предметом нашего исследования, а технология психологическогоИнтернет-консультирования. Поэтому, кратко обрисовав его основного субъекта,вернемся к изучению ее содержательно-процессуальной специфики.
Нередко случается такимобразом, что проблема человека создаётся им самим на основе (из-за) отсутствия унего адекватного понимания себя и своего внутреннего мира. По этой причине своипроблемы он будет излагать весьма туманно и выборочно. Также весомым факторомявляются психологические защиты клиента, препятствующие осознаю им собственнойпроблемы в более объективном контексте.
Как ни странно, некоторыелюди даже в сети Internet(где, по своему желанию,клиент может быть анонимом («выступать» под т.н. «инком»), что, в подавляющембольшинстве случаев и происходит)) могут стесняться своих психологическихпроблем. Это, как правило, вызвано тем, что человек не решается сам себепризнаться в личностных причинах собственных проблем. Подобные факторы могутпобуждать клиента неискренно излагать свои проблемы и вести различные психологическиеигры с консультантом. Под психологическими играми, в данном смысловом контексте(на что мы уже обращали внимание выше), подразумевается неискреннее обращение клиентак психологу с целью получить от него компетентную помощь ничем, при этом, нежертвуя, ничего в себе не меняя и не принимая ответственности за свои проблемы.[26]
Несмотря на подобныйнедостаток психологического консультирования в Интернете, у него, как у новойтехнологии психологического консультирования, есть и свои достоинства. К нимотносится, в частности, так называемый «эффект попутчика», имеющий весьмаопределенную (конкретную) социально-психологическую основу.[27]Эффект попутчика состоит в том, что один человек может совершенно искренне «выговориться»(«исповедоваться в своих грехах» и проблемах, «облегчив» тем самым душу)другому человеку, зная, что он больше никогда его не увидит. Если бы эти людижили рядом в одной местности, то такого бы не произошло. Это представление людей«об исповеди» пришло из совместных их поездок в рейсовых автобусах дальнегоследования, поездок в поездах, полетов в самолетах и т.п., когда люди,встретившись однажды, после этого никогда больше не виделись. В информационнойИнтернет-среде может происходить (и, в подавляющем большинстве случаев, происходит!)практически то же самое (имеет место, в принципе то жесоциально-психологический эффект), с той лишь разницей, что человек может «спрятать»свою персону за вымышленное имя («ник» или «инк») и, чувствуя свою полнуюпсихологическую безопасность, полностью «раскрыть свою душу». Подобнаяискренность человека (клиента), в основном, именно перед самим собой, ужесодержит целительный психотерапевтический эффект и может вести к решениюпсихологической проблемы.[28] Также и сам процессописания человеком (клиентом) своей личной проблемы, автобиографии, характерасвоих переживаний, феноменологии собственной личности, — относится кпродуктивным психологическим техникам, поскольку позволяет человеку болеешироко и честно взглянуть на себя.[29]
То же, в принципе,относится и к «излиянию себя на бумаге» (или в виде электронного текста). Подобный«писательский труд» тождественен творческому самовыражению, является целебнымпсихологическим средством, ведущим осознанию себя и своей проблемы в болеешироком контексте, а также к «получению» внезапных, разрешающих проблемуоткрытий и откровений (инсайтов, озарений). Порой, даже систематизированноеописание собственной жизненной проблемы может приводить к облегчению душевногосостояния.[30] Этот эффект, всоциально-психологическом плане, конечно же, многократно увеличивается вусловиях психологического консультирования, которое сегодня технологическиосуществляется по обычной почте, по электронной почте, по SMS, по MMS, «в чатах», «на форумах» и т.п.
Опытныйпсихолог-консультант, в том числе и Интернет-консультант, может быстроустановить достоверность «рассказа» клиента о своей проблеме и своей жизни,изучив его писания, — что может происходить как в режиме on-line, так и в режиме off-line,- т.е. «в реальном времени» или «пошагово». При этом, наводящие вопросы психолога-консультантадолжны попадать именно «в точку», вызывая высвобождение у клиента подавленныхэмоций и осознание им собственных комплексов и самоограничений. Продолжимизучать процесс Интернет-консультирования в плане содержательного рассмотрениявзаимодействия его субъектов, — психолога-консультанта и клиента.
Эффект Интернет-форумов спсихологическим содержанием часто тождественен групповой психотерапии, особенноесли люди учатся говорить не только свои мнения, но и высказывать свои чувства.Скорее всего, Интернет-консультирование, понимаемое нами в качестве новойтехнологии психологического консультирования, будет в будущем активноразвиваться (по крайней мере, так происходит в настоящем времени). Для этого мыимеем, как минимум, два важных фактора. Первый фактор заключается в постоянномразвитии и всё большей доступности Интернета. Вторым фактором является заметнаяна сегодняшний день в молодежной среде социально-психологическая тенденция,выражающаяся в стремлении молодых людей именно к виртуальному общению.[31]
Чем же может всё-такиобозначить себя эффективный психолог в Интернете? По-видимому, ему необходималичная Интернет-страница (web-сайт),а лучше форум, в котором он мог бы демонстрировать свои суждения и примерыконсультирования. Начинающий Интернет-консультант, в любом случае, должен будетв начале консультировать бесплатно, поскольку на неизвестного именно в сети Intwrnet Интернет-консультанта вряд ли«клюнут» именно Интернет-пользователи. Прежде, чем анализировать конкретныетехнологические вариации или модели психологического Интернет-консультирования,- что мы осуществим во 2-ом параграфе настоящей главы, дополнительно рассмотримобщие позиции (формы) изучаемой нами здесь частной проблематикипсихологического консультирования в сети Internet.
Интернет-консультированиеявляется дистанционной формой психологической помощи. Обращение кИнтернет-психологу — это эффективный и безопасный способ выхода из кризиса ирешения проблем. Для желающих решить свои проблемы с минимальными потерямивремени, здоровья, денег и сил сегодня предлагается именноИнтернет-консультирование. В процедуре Интернет-консультирования клиент можетрешать свои личностные проблемы эффективно и в своем собственном темпе и ритме.Тогда, когда человек обращается к Интренет-психологу, он «входит» в особоепсихологическое пространство — безопасное, способствующее увеличению еговнутреннего личностного потенциала, его самораскрытию. Ведь именно в этихусловиях человек находит выход из сложных жизненных обстоятельств, принимаетнужное решение, понимает и осознает свои эмоции, обретает внутреннееспокойствие и веру в свои силы.
Существует мнение о том,что психологическая помощь может быть только очной. Конечно, у очной формыпсихологической помощи (психологического консультирования) есть своинеоспоримые преимущества. Действительно, стандартная процедура помощи строитсяна очной основе. Это, впрочем, в основном касается тех вариаций очногопсихологического консультирования, когда психолог и клиент встречаются достаточнодолго. Именно тогда, как правило, и «срабатывают» все известные положительныеэффекты профессионального непосредственного общения.[32]Классическое психологическое консультирование основано на тех «техническихприемах», которые предполагают непосредственное общение. И все же, еслирассматривать психологическую помощь более широко, мы найдем всевозможные формыее реализации: от консультирования по телефону до чтения рекомендованной кем-тоили выбранной по своему желанию литературы.
Интернет-консультированием,как формой психологической помощи, может воспользоваться практически любойчеловек, — на современном этапе в России даже в удаленных от областных центровдеревнях в школах, являющихся в таких поселениях «центрами цивилизации», естьИнтернет. Однако, есть несколько условий, которые будут определятьэффективность подобной дистанционной психологической помощи. Эффективность,продуктивность эта связана, прежде всего, с самим субъектом, запрашивающимпомощь. Насколько человек готов воспользоваться ею, насколько человек готовчто-то менять в себе, насколько актуальна его проблема, насколько в человекеразвита способность наблюдать самого себя, насколько человек мотивирован напознание себя и т.п.[33] Если сказать коротко, товоспользоваться подобного рода помощью с наибольшей пользой для себя может,наверное, лишь достаточно личностно зрелый человек.
 

§2. Технологическиеварианты (приемы) психологического консультирования в Интернете
На наш взгляд, у заочноговида психологической помощи, а в данном случае у Интернет-консультирования,есть содержательные преимущества по сравнению с другими видами психологическогоконсультирования. Мы уже писали об этом выше, в первых частях нашего курсовогоисследования. Здесь же мы подчеркнем именно технологически-вариативныепроцессуальные преимущества психологического Интернет-консультирования.
Есть много личностнозрелых, здравомыслящих людей, достаточно занятых, чтобы посещать психолога сопределенной периодичностью. Такие личности могут четко определить те задачи,которые они хотели бы решить, воспользовавшись профессиональной помощью. Своипроблемы, в конечном счете, решает только сам человек. Именно для этих людейметодическая помощь (путем высылки по электронной почте сопровождающих процессИнтернет-консультирования информационных материалов) и дальнейшее обсуждениекаких-то весьма важных и ускользающих от их внимания аспектов их личностной проблемы,могли бы быть одним из тех преимуществ, о которых идет речь. Кроме того, длякого-то Интернет-консультирование может быть единственной возможностью получитьпсихологическую помощь в силу каких-то обстоятельств, например, человекприкован к постели, или живет где-то, где очная помощь недоступна и т.д.
О преимуществах психологическогоИнтернет-консультирования для лиц молодого и юношеского возраста (среди которыхоно наиболее популярно) мы уже достаточно подробно писали выше и еще будемписать. Заметим, что мы не рассматриваем в качестве способа осуществленияИнтернет-консультаций т.н. подростковые Интернет-форумы, где не осуществляетсяпрофессиональное психологическое Интернет-консультирование, а идет простобессистемный обмен мнениями между самими подростками и/или «доморощенными»консультантами.
Итак, что же конкретноможет получить человек (клиент), обратившийся на соответствующийИнтернет-ресурс за платной психологической Интернет-консультацией?
Любая консультация — это,прежде всего, работа с запросом. Исходя из этого, деятельностно и строится психологическаяконсультация, которая процессуально учитывает все возможные варианты решенияпроблемы клиента, с учетом характеристик личности человека, обратившегося запомощью. Не существует одинаковых проблем и одинаковых решений, так как (перваязаповедь психолога-консультанта!) все люди разные.[34]Поэтому каждому, кто обратился за психологической помощью вИнтернет-консультацию, как правило, высылается в электронном виде определенныйнабор методических материалов (анкеты и пр.), которые помогают консультанту структурировать(классифицировать) проблему клиента, а также, способствуют его знакомству сличностью клиента. Человек (клиент), работая с этими материалами (имеющимиопределенную содержательную типологизацию, зависящую от первичного запросаклиента), сразу же начинает «работать со своей проблемой». Далее он (клиент)получает от психолога собственно Интернет-консультацию, которая, наиболеечасто, осуществляется «на форуме» или «в чате» профессиональногоконсультационного веб-сайта, в режиме он-лайн или офф-лайн. Собственно психологическаяконсультация также включает в себя методические приемы решения проблем клиента.Методические рекомендации строятся с учетом как проблемы, так и личности консультирующегося.
Психологическиеконсультации через Интернет — объективно имеющий место способ полученияквалифицированной психологической помощи. Некоторым людям намного легчеобщаться на расстоянии, чем в кабинете у психолога, тем более, что в привычной домашнейобстановке человек чувствует себя гораздо более комфортно и защищено, нежели вкабинете у психолога. Если в данный период жизни человек переживаете стресс, онустал, запутался или не уверен в правильности своих решений, то ему современныеинформационные технологии предлагают не только традиционную встречу с психологом,но и приобретающие все большую популярность психологические консультации,проходящие на профессиональных консультационных web-сайтах в сети Internet в режиме on-lane. Таким, несамым обычным способом, человеку (клиенту) Интернет-психологи предлагают помочьразобраться в собственных чувствах, обрести уверенность в себе и мн. др. Путембесед и обсуждения ситуации, посредствам ICQ или по e-mail Интернет-психолог-консультантпомогает своему клиенту прийти к верному способу решения его проблем.
Интернет-консультирование– это новая психологическая услуга, которая стала возможной практически смомента «физического» появления Интернета. Одно из преимуществ даннойтехнологии психологического консультирования заключается в том, что возможнопроведение консультирования на удаленных расстояниях психолога от клиента.Общение консультанта и клиента происходит полностью анонимно или можетобсуждаться в Интернет-форуме по желанию клиента. ПсихологическоеИнтернет-консультирование динамично развивается на данный момент. СредаИнтернета — это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры икомпьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой сределюди вместе с продуктами их активности — сообщениями, web-страничками, записями(текстовыми, звуковыми, изобразительными, мультимодальными и пр.), каталогами иархивами записей, навигационными маршрутами, компьютерными вирусами и т.п. Кактаковая, среда Интернета представляет немалый интерес для всех специалистов,профессионально изучающих человека и многообразные виды его активности. Идействительно, деятельность человека в Интернете довольно давно уже сталапредметом изучения философов, социологов, психологов, историков, лингвистов,культурологов, педагогов, «коммуникативистов» (имеются в видуспециалисты в области communication science), маркетологов, политологов идругих социально ориентированных специалистов.
Психологическиеконсультации в Интернете существуют, как уже показано во втором параграфепервой главы данной курсовой работы, практически с момента его «основания».Психологическое консультирование в сети Internet, — отрасль сравнительно молодая, таккак Интернет появился относительно недавно (исторически «вчера»), а посемупсихологическое консультирование в сети Internet мало изучено. Тем не менее, несмотряна это, немногочисленные печатные публикации, посвященные исследованиюпсихологической помощи в Интернете, все же имеются. Например, Рубцов В.В. иЛебедева С.В. в своей работе (работа опубликована в 2002-м году), посвященнойвиртуальной психологической службе, пишут, что использование Интернет-пространствадля оказания различных типов услуг, в том числе и психологической помощи, сталотехнически возможным и экономически рентабельным в России только в последниенесколько (на сегодняшний момент 6-8) лет.[35] Это явление связано свозникновением новых форм передачи данных по информационным сетям, с внедрениемвысокоэффективного и относительно недорогого телекоммуникационногооборудования, с появлением целого ряда организаций, оказывающих техническуюподдержку в разработке модульных элементов Интернет-содержания и др. При этом,основной проблемой для эффективного и успешного оказания услуг в среде Интернет,является задача проектирования и последующей реализации специализированных «человеко-машинных»систем, способных решать разнообразные деятельностные задачи.
Теперь, после рассмотренияобщих «технологических позиций» анализируемого явления, изучим, как и былозаявлено в названии данного параграфа, технологические варианты или модели оказанияпсихологической помощи в Интернете.
Если рассматриватьпсихологическую службу в Интернете с позиции Рубцова В.В. и Лебедевой С.В.,т.е., как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг исам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы Интернет-средой, то,согласно этому подходу, ведущим фактором в данном феномене является совместнаядеятельность людей, в которой машинный компонент выступает лишь средством ееэффективной реализации.[36] Последнее означает, чтоэффективность любой человеко-машинной системы зависит от того, каким образомсогласуются различные ее компоненты или каким образом машинные, а в случаеработы в Интернете – информационные и телекоммуникационные компонентывписываются в целостную деятельность человека, в его потребности, мотивы, целии действия. Анализ данной проблематики, проведенный Рубцовым В.В. и ЛебедевойС.В. на момент 2002-го года, уже показал (что только подтверждается сегодня, — пять лет спустя после этой публикации),[37] что потенциальныепользователи – клиенты ВПС (Виртуальная психологическая служба) преследуютцелый ряд целей.
Во-первых, это цели,связанные с оказанием психологического консультирования (индивидуального игруппового) для решения разных проблем.
Во-вторых, это цельобучения детей через Интернет различным практическим навыкам (развитию памяти,внимания и т.п., координации действий, решения различных детских психологическихпроблем и др.). В-третьих, — это оказание информационных психологических услуг.Однако, форма удовлетворения данных целей зависит от возраста клиентов виртуальнойпсихологической службы (ВПС), которая рассчитана на разные возрастные группыпользователей. Информационными технологиями ВПС изначально предполагается(учитывается) привлечение клиентов детского, подросткового, юношеского,молодежного и взрослого возрастных сегментов.
Детский сегмент(возрастные рамки – 6-12 лет). В настоящий момент в России наблюдаетсятенденция к снижению минимального возраста пользователей Интернета. Такимобразом, можно предположить, что в скором времени до 50% наших детей в возрастеот 5 до 14 лет будут регулярно выходить в Интернет.[38]Конечно, количество пользователей Интернета в России будет зависеть отмножества факторов, но такой прогноз, на наш взгляд, является достаточноразумным. Клиенты этой категории в основном не обращаются с семейнымипроблемами. Но, многие дети отстают в школе из-за несформированностипознавательной сферы и слабости развития познавательных процессов, поэтому дляних на искомом сайте размещены развивающие игры (развитие внимания, памяти, воображения,мышления и т.п.). Эти развивающие игры содержательно предполагают собою какиндивидуальную работу, так и коллективную деятельность ребят (в том числе,вместе со взрослыми). Фактически в этой возрастной группе основные задачи,решаемые психологической службой, – это создание учебных классов задач, когдапотенциального пользователя психологической службы можно научить какому-либо навыкуили умению.
Подростковый и юношескийсегмент (возрастные рамки – 12/13-18 лет). Основные проблемы, в этой группеклиентов – поиск смысла жизни, проблема общения, профориентация, суицидальныенамерения, сексуальные отношения, взаимоотношения с противоположным полом,школьные проблемы и т.п.[39] Старшие подростки июноши стоят перед выбором будущей профессии, и в психологической службе импомогут определиться в своих предпочтениях. Для этого возрастного направлениярешаются задачи оказания профессионального психологического консультирования,опосредованного средой Интернета. Кроме того, не следует забывать и о большомколичестве учебных задач, которые могут решаться с использованием компьютера(например, освоение некоторых понятий и знаний в области истории, географии,физики, алгебры, геометрии). Эту группу пользователей также могут интересоватьи информационные услуги, которые предоставляет ВПС.
Молодежный и взрослый пользовательскийсегмент (предусмотрены возрастные рамки до 45-ти лет). Клиент данного родаимеет доступ в Интернет, что отражает его принадлежность к определенномусоциальному кругу и его «технологический уровень». «В основном» он жителькрупного города, с высшим или средним специальным образованием. Клиент психическиздоров, в полной мере обладает такими чертами, как способность к рефлексии,самоуважение, самосознание. Он бережно относится к своему внутреннему миру.Клиент обращается в психологическую службу, так как исчерпал внутренние резервысамостоятельного решения проблемы. Он обращается с теми же проблемами, что и к «невиртуальному»психологу (поиск смысла жизни (внутриличностный конфликт), «детско-родительскиеотношения», межличностные проблемы, смерть близких, физическая травма, неполнаясемья, проблема общения, одиночество, адаптация, проблема веса, застенчивость идр.)),[40] а так же с темипроблемами, с которыми некоторые клиенты стесняются или боятся (не хотят) обращатьсяк «реальному» психологу. Среди них, например, сексуальные проблемы,неудовлетворенность личной жизнью, различного рода зависимости (зависимость отпсихоактивных веществ (ПАВ), алкоголизм, «сектанство» и т.п.)), нетрадиционнаяориентация, проблемы, связанные с физическим и/или сексуальным насилием и т.д.[41]Кроме того, информационные услуги ВПС могут удовлетворить потребности данногосегмента клиентов Интернет-психологов в самотестировании (например, IQ-тесты), в популярной информации попсихологии.
Конечно, не следуетзабывать о специфике работы в Интернете, которая определяет способ/формурешения стоящих перед клиентами психологического Интернет-консультированиятехнических проблем. Основная особенность работы в Интернете, когда человекпереходит от одной Интернет-страницы к другой или «заходит» на какую-либо Интернет-страницупостоянно, – это необходимость ориентации на огромное количество очень быстроменяющихся условий работы. В частности это выражается в том, что в процессе,скажем, групповой дискуссии, разговора с кем-либо в процессе Интернет-конференции,- постоянно возникают новые вопросы, темы дискуссий, новая информация и т.д.При этом, управление появлением этой информации и ход дискуссии не всегдаподдаются контролю и далеко не всегда могут быть направлены Интернет-психологом(имеющим практически те же технические возможности как и клиент) поопределенному вектору. Организация совместной работы – это фактическиединственный способ фиксирования, регистрирования и создания некоторогопостоянного Интернет-пространства.
Совместная работапредполагает формирование определенного климата доверия и взаимопонимания междулюдьми в решении их проблем, создание условий для естественного дополнения ихпозиций.[42] Для проектировщиков ВПС,относительно каждой из рассмотренных возрастных групп, объективно осложняютсяусловия решения психотерапевтических задач. В этой связи, необходимым условиемработы ВПС является такая организация ее структуры, в которую «встроены»механизмы «естественного» контроля за решением той или иной задачи. «Естественный»контроль, в процессе решения генеральной психотерапевтической задачи в Интернет-среде,возникает исключительно в том случае, когда происходит дополнение позицийразличных участников совместной работы, ориентированных не столько на выявлениехарактеристик какого-либо совета, сколько на то, каким образом данный совет былполучен, как разработан, т.е. на способ его получения. Иными словами, речь идето выявлении способов организации работы различных групп клиентов друг с другоми способов построения работы между клиентом (клиентами) и психологом. Психологическоеконсультирование в Интернете рассматривается, как тип человеко-машиннойсистемы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психологаи клиента опосредованы Интернет-средой. Рубцов В.В. и Лебедева С.В. в ходепроведенного анализа рассматриваемого явления показали, что потенциальныепользователи – клиенты ВПС преследуют целый ряд целей.[43]Именно в зависимости от целей клиента, виртуальному психологу (как и «реальному»)следует определять метод решения стоящих перед клиентами проблем.[44]Таким образом, видами психологического консультирования в Интернете являютсяиндивидуальное и групповое психологическое Интернет-консультирование.
В рамкахИнтернет-консультирования как технологии психологического консультированияпредоставляется профессиональная психологическая помощь. Клиент может общатьсяс психологом в режиме on-line — приватно/индивидуально, в режиме off-line — по электронной почте. Клиент описывает своюпроблему с помощью специальной анкеты на Интернет-сайте психологической помощи,которая предоставляется ему при «захождении» на соответствующую Интернет-страницу.При этом, наличие и заполнение анкеты выступают в качестве элемента рефлексиипотенциального пользователя относительно спектра его возможных проблем. Послезаполнения анкеты, клиент направляется в соответствии со спецификой запроса кпсихологу, специализирующемуся на данной проблеме, на консультирование. Есликлиент хочет консультироваться анонимно (что указывается в анкете), то ответотсылается по электронной почте или в режиме закрытого/приватного чата, еслинет, то вопрос и ответ публикуются на «психоконсультационном» сайте.
Существует некотораяспецифика у группового психологического Интернет-консультирования. Так вот, «отдельноимеется» коммуникативно-операциональная среда (форумы) для обсуждения,согласования различных позиций и принятия решения по наиболее насущнымпроблемам потенциальных пользователей в режиме реального времени, — споследующим хранением текста дискуссий для дальнейшего их чтения и анализа.Имеет место несколько категорий подобных «сред», наиболее адекватных потребностямразличных групп клиентов: «До 16 и старше» – специализированный форум дляподростков, где обсуждаются волнующие их проблемы. Ведущий (модератор) задаетпроблемную ситуацию, которую участники форума должны решить сообща, работая вкоманде, фактически дополняя свои позиции в процессе совместной работы. Длянаиболее профессиональной и эффективной работы ведущий обеспечиваетсогласование этих позиций, взаимопонимание различных групп участников, общениемежду участниками, планирование общих способов работы и взаимную рефлексию.
«Е-форум», – здесь происходяткруглосуточные общедоступные дискуссии по решению психологических проблем.Участниками форума являются взрослые люди. Основная задача форума –эмоциональная и информационная поддержка участников. «Е-форум» – это вариантгрупповой работы, во время которой клиент сталкивается с различными мнениямиучастников форума по обсуждаемой проблеме. В такой работе очень многое зависитот «ведущего». Его основная задача состоит в отслеживании ситуации и ведениидискуссии, направлении ее к разрешению проблемы. Ведущий управляет форумом так,чтобы не дать участникам уйти в сторону, перескочить к обсуждению другойпроблемы. Для того чтобы работа форума проходила организованно, виртуальной психологическойслужбой разработаны «Правила общения участников «Е-форума»». Принципиальноеотличие «Е-форума» от форума «До 16 и старше» не только в возрастной категориипользователей, а еще и в том, что участники этого форума используют его какинструмент обеспечения рефлексии относительно собственной позиции/ проблемы.
Имеется еще однатехнологическая форма психологического Интернет-консультирования, носящаяназвание «Группы по интересам». Список группы составляется заранее, желающиеучаствовать в обсуждении записываются в «Книге предложений». Дискуссию (как ина форуме) ведет опытный специалист. Отличие подобных групп от «Е-форума»заключается в следующем: число членов группы намного меньше (6–10 человек), восновном это люди, остро интересующиеся конкретной обсуждаемой проблемой.Беседа проходит в приватном режиме, т.е. только для зарегистрированных членовданной группы. Архив информации по данной группе остается доступным только длячленов данной группы. Все это социально способствует единению малой группы, — как если бы такая работа происходила в реальности.[45]
Таким образом, существуетнесколько базовых технологических способов психологической помощи в Интернете.Данные технологические приемы определяются и оцениваются в зависимости отпотребностей клиента. Чаще всего клиентам Интернет-консультаций предлагаютсяиндивидуальное консультирование либо участие в форуме, который подбирается, какправило, в зависимости от возрастной категории клиента и его личностных предпочтенийи запросов.
На сегодняшний день, какмы выяснили выше, сформировалась огромная целевая аудитория (целевая группа)клиентов, которая при появлении у нее самых разных психологических проблембудет, прежде всего, искать помощи именно в Интернете. В это связи, психологическоеконсультирование он-лайн в Интернете обязано иметь место, — это не мода, аобщественная необходимость.
Что же касается самихконсультантов, то, хотим снова подчеркнуть, что Интернет дает психологу новыебогатые возможности для самопрезентации. Это значит, что его потенциальныйклиент заочно может познакомиться с ним, узнать о нем больше, почитать егопубликации, вникнуть в стиль и манеру его работы, и даже посмотреть, как онрешает проблемы других людей. Это позволяет потенциальному клиенту выбирать«своего» психолога Интернет-консультанта.
Итак, когда-то, «оченьдавно» (а исторически «вчера»), для того чтобы получить психологическуюконсультацию, к психологу нужно было прийти на очный прием. Потом появилоськонсультирование по телефону. Теперь – психологические Интернет-консультации врежиме он-лайн. Любой человек может задать психологу интересующий его вопрос наспециальных бесплатных или платных сайтах. Но насколько можно доверять этимсоветам и самой форме электронного консультирования? Какие есть недостатки идостоинства у Интернет-консультирования как у технологии психологическогоконсультирования? Именно на эти вопросы мы и отвечали в нашем курсовомисследовании.
 

Заключение
Исходя из нашегоинформационного фактологического (фактического) анализа всех названных вышеИнтернет-источников, основываясь на данных ВПС, мы можем привести списокнаиболее распространенных психологических проблем клиентов Интернет-консультаций:личные психологические проблемы; самопознание и желание разобраться в себе; трудностив общении и неуверенность в себе; одиночество; заниженная самооценка;депрессия; стрессы; тревога; панические приступы; навязчивые страхи; конфликтностьи агрессия; кризис среднего возраста и другие, более ранние возрастные кризисы;затруднения при принятии важных решений; поиск работы и профориентация; сложностина работе или в собственном бизнесе; обостренное чувство вины или чувстводолга; снижение веса; неразделенная любовь; потеря близкого человека;психологические травмы; семейные и сексуальные проблемы; добрачноеконсультирование и анализ партнерской совместимости; конфликты и отсутствиевзаимопонимания в семье; измена, ревность; развод, расставание;незарегистрированный брак; повторный брак; дисгармония в интимной жизни; проблемысексуальной ориентации; конфликты с детьми; конфликты с родителями.
Как видно, «виртуальныепсихологи» занимаются достаточно большим спектром проблем. Он-лайн консультантымогут помочь человеку разобраться в себе, работают с психологическими травмами,помогают клиентам разрешать конфликтные ситуации на работе, помогают людямналадить общение и т.д.
Мы полагаем, что психологическоеконсультирование в Интернете представляет собой, в наше время, некую структуруили, даже, систему. Стать специалистом профессионального консультационного сайта,в принципе, может каждый человек, желающий помогать людям средствами Интернета,имеющий психологическое образование и опыт консультаций.
Мы не считаем, чтосистема он-лайн консультирования может заменить очное консультирование, но это веяниевека технологий и наше мнение таково, что «присутствие» доступных (!) дляконсультаций психологов в Интернете необходимо. Возможно, кто-то послеконсультирования в Интернете, решится пойти к специалисту очно, что практическиявляется одной из целей психологического консультирования в Интернете. Дляэтого специалисты психологических центров всегда могут оставить информацию осебе и о своем центре на соответствующих Интернет-сайтах. ЦенностьюИнтернет-консультирования для специалистов является опыт дистанционногообщения, понимание людей без очного контакта, их психологическая оценка наосновании лишь информационных данных. Ценность Интернет-консультирования дляклиентов — его быстрота, доступность, конфиденциальность. При желании клиента испециалиста, они могут встретиться очно. Данная система отношений помогаетклиентам избежать лишних затрат времени. Достаточно лишь подойти к своемукомпьютеру и зайти на определенный сайт. Система Интернет-консультаций призванапомочь людям, не имеющим возможности воспользоваться очными консультациями илибоящимся первой консультации. Мы не призываем пользоваться Интернет-консультациейпостоянно, — очные консультации, в целом, намного эффективней, мы лишьподчеркиваем плюсы Интернет-консультирования.
ПсихологическоеИнтернет-консультирование позволяет осуществлять интеграцию специалистов разныхнаправлений психологии на одном консультационном сайте, в целях оказаниябыстрой, квалифицированной психологической помощи широкому спектру клиентов. Системапсихологического он-лайн Интернет-консультирования позволяет участвовать в консультационныхИнтернет-проектах большому количеству специалистов, возможно из разных городов,работающих в русле различных психологических школ и течений. Клиенты имеютвозможность выбрать того профессионала, который им ближе по стилю (содержанию)работы. Система Интернет-консультирования открыта и доступна каждому, — какспециалистам, так и клиентам. Одновременно на одном профессиональном сайтемогут консультироваться несколько десятков людей. Система он-лайнИнтернет-консультирования, в общем и целом, представляет собой группу технологическихпрограмм и проектов, позволяющих организовать закрытые, индивидуальныеконсультации в рамках отношений клиент-специалист. Все профессиональные специалистыпроходят супервизию. Вся информация остается конфиденциальной. Вопросы о формеконсультаций клиенты могут задавать в форумеили заполнив соответствующую информационную анкету на профессиональном консультационномсайте в графе «контакты».
Одно из главныхпреимуществ Интернета — это возможность для людей общаться между собой наотдаленных расстояниях, при желании с полной анонимностью. Причем, благодарявозможностям Интернета, это общение может проходить в режиме реального времени.Если не углубляться в технические тонкости того, как это происходит, то фактналицо, — любой человек сел за компьютер, зашел в «мировую паутину» и общаетсяс «кем хочет» и «как хочет».
Психологические проблемыприсутствуют у всех, — у кого-то больше, у кого-то меньше. Но не всегда естьвозможность обратиться к хорошему специалисту. Даже если такая возможностьимеется, человек просто зачастую не знает, как найти хорошего психолога и чтоэто вообще такое психологическое консультирование. Тем более, у многихсуществуют опасения, что если близкие или знакомые узнают, что «у тебя естькакие-то проблемы», то отнесутся к этому с подозрением. Например, мужчины частоне решаются идти к психологу, потому что расценивают это как признак слабости.Даже близкие люди не всегда поддерживают человека, решившегося наконсультирование.
В нашей стране культураобращения на очные консультации к психологу недостаточно сформирована. Тогда напомощь приходит психологическое Интернет-консультирование. Человек можетполучить консультации психолога анонимно: никто не будет знать его фамилию,имя, отчество, он может придумать себе псевдоним, скрыть («изменить») свой пол,возраст, профессию и пр.
Может быть, человекобижен на родителей, которые назвали его не тем, как ему кажется именем, — например,он хотел бы быть Сережей, а его назвали Пашей. Общаясь интерактивно спсихологом, такой человек может «быть Сережей», а «может быть и Наташей». Какему заблагорассудится. Человек (клиент) может смело «говорить» о своихтрудностях, проблемах, фантазиях, которые кажутся окружающим в реальном миресумасшедшими, — поэтому он ни с кем ими не делится. Но все это мучает его, недавая покоя. «По жизни» он ходит, улыбаясь, «задрав нос», — с виду успешный,счастливый человек, — а в глубине души полностью несчастлив, либо счастлив, но «наполовину».При этом, он не решается кому-либо сказать о своих проблемах, активно покупаеткнижки по популярной психологии из серии «Сам себе психолог», начинает ихчитать, даже пытается что-то делать, чему-то следовать. Но не всегда это, ксожалению, помогает.
Основываясь на своемличном и профессиональном опыте, мы можем сказать, что без помощи специалиста,человеку «разобрать» свои проблемы очень сложно, и он ходит «как заговоренный»по одному и тому же кругу. На это «хождение» («самокопание» и т.п.) у такого«проблемного» человека уходит очень много времени, которое он мог бы посвятитьнамного более интересным для себя вещам.
И действительно! Если учеловека болит зуб, — он же (в подавляющем большинстве случаев) не пытается самего лечить, покупая книги по стоматологии. Человек, как правило, не пытаетсярешать юридические вопросы без консультации юриста, — иначе это может привестик плачевным последствиям. Если мы говорим о душе человека, — то это болеетонкая материя, это не зуб и не подача иска в суд.
Душа человека — это смыслжизни, страх смерти, удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью, мучащаяревность, предательство, чувство вины и/или стыда, неразделенная или (это тожеможет быть психологической проблемой) разделенная любовь, утрата близких…Такие проблемы «с наскока» или «в одиночку» не решаются. Они составляютсущность жизни человека. Поэтому, когда человек перестает «убегать» и/или«прятаться» от своих проблем, он «останавливается» и понимает, — «что-то не так».Таким образом, если человек хочет решить свои психологические проблемы быстрееи качественнее, — то ему целесообразно обратиться к профессиональномупсихологу.
В ходе Интернет-консультирования,так же как и в процессе классического психологического консультирования, психологпомогает человеку (клиенту) разобраться в его психологических проблемах(вопросах). Минусы заочного (в нашем случае «виртуального») консультированияочевидны, и, надеемся, достаточно подробно были рассмотрены нами выше. Здесь женам хотелось бы снова обратить внимание на, наверно, самое большое преимуществопсихологического Интернет-консультирования перед классическим («лицом к лицу»)психологическим консультированием. Это анонимность. К тому же, все мы знаемочистительную роль исповеди. Может быть, у человека (как уже было сказано) естькакие-то «страшные тайны», которые мучают его, и он боится поделиться ими скем-либо «в реальной жизни». Тут на помощь ему может прийти Интернет-психолог.
Как мы уже указываливыше, может быть, формата Интернет-консультирования будет достаточно, чтобыразрешить проблемы человека (клиента), если нет, — тогда психолог сможет емуподсказать, к кому следует обратиться на очную консультацию. Конечно же, Интернет-консультированиене способно разрешить довольно многие психологические проблемы клиентов, — унего, как у формы психологического консультирования, есть существенныеограничения. Об этих объективных минусах (помимо прочих недостатков)психологического Интернет-консультирования мы подробно рассказывали в нашемкурсовом исследовании. Здесь же, мы хотим снова подчеркнуть детальнопроанализированный нами в нашем исследовании минус психологическогоИнтернет-консультирования, — который является обратной стороной обоснованного внашем курсовом исследовании основного преимущества Интернет-консультирования — его полнейшей анонимности. А именно: психолог-консультант в ходе он-лайн общения(взаимодействия) не может видеть клиента, не в состоянии «считывать» его реакции.К тому же, клиент может сознательно обманывать психолога, предоставляя емузаведомо ложную информацию, которую он не в силах проверить.
Итак, мы проанализировалиИнтернет-консультирование в качестве новой технологии психологическогоконсультирования.

Библиографическийсписок
1. АбрамоваГ.С. Практикум по психологическому консультированию. М., «Просвещение», 1997.
2. АлешинаЮ.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М.,«Просвещение», 1993.
3. БондаренкоА.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учеб. пособие. М.: Класс, 2001.
4. БьюджентальДж. Искусство психотерапевта. Санкт-Петербург, «Питер», 2003.
5. БьюджентальДж. Наука быть живым. Санкт-Петербург, «Питер», 2004.
6. ВасилюкФ.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.,1984.
7. ДонцовА.И. Проблемы групповой сплоченности. М., МГУ, 1979.
8. ДонцовА.И. Психология коллектива. М., МГУ, 1984.
9. ДоценкоЕ.Л. Психологияманипуляции: феномены, механизмы и защита. — М: Че-Ро, Издательство МГУ, 1997.
10.     ЕлизаровА.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни,Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: Учебное пособие. — М.: «Ось-89»,2004.
11.     ЕлизаровА.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования:Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Ось-89», 2005.
12.     КочюнасР.А. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академическийпроект, 1999.
13.     МеновщиковВ.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 1998.
14.     МэйР. Искусство психологического консультирования. М., Просвещение, 1999.
15.     Методическоепособие по курсу «Психологическое консультирование». Авт.-сост. М.Ю. Краева.М.: МГПУ, 2003.
16.     Нельсон-ДжоунсР. Теория и практика консультирования. СПб., Питер, 2000.
17.     ОбозовН.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). –Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Центрприкладной психологии, 1993.
18.     Психотерапевтическаяэнциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., «Питер», 1998.
19.     РоджерсК. Становление личности. Взгляд психотерапевта. М., «Класс», 1997.
20.     РоджерсК. Психотерапия и изменение личности. М., «Прогресс», 1999.
21.     РоджерсК. Искусство консультирования и терапии. М., «Эксмо», 2002.
22.     РоджерсК. Способ бытия. Санкт-Петербург, «Питер», 2004.
23.     РомановаЕ.С. Работа психолога на телефоне доверия: Методическое пособие. М.: МГПУ,2001.
24.     РубцовВ.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наукаи образование. 2002. №1.
25.     УрсаноР., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Российскаяпсихоаналитическая ассоциация, 1992.
26.     ФрейдЗ. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., Просвещение, 1995.
27.     ХачатурянС.Д. Психологические условия эффективности функционирования «ТелефоновДоверия». Учебно-методическое пособие. Владимир, 2000.
28.     ЯломИ. Дар психотерапии / Пер. с англ. Ф. Прокофьева. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
29.     ЯломИ. Лжец на кушетке / Пер. с англ. М. Будыниной. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

Литературные источники на иностранных языках
 
1. Adler A. Individual Psychology / Theories of Personality / Lindzey G.,Hall C. N.Y. Wiley, 1957.
2. Adler A. Der Sinn des Lebens. Frankfurt: Fischer, 1983./>
3. Brown, J. Freud and Postfreudians. London: Penguin, 1961 пер. с англ. Дерябин А.А., 1993.
4. Eysensk H. The structure of human personality. L. 1960.
5. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. N.Y. Stanford; Stanforduniv. press, 1976.
6. Festinger L. Cognitive Dissonance / Scientific American. 1962. v. 207.
7. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. N.Y. Stanford; Stanforduniv. press, 1976.
8. Freud A. The Ego and the mechanisms of defense / The writings of AnnaFreud, Vol.2, London, 1977.
9. Freud A. Defense Mechanisms: Encyclopedia Britanika, v. 7., London.
10. Freud S. The defence neuro psychoses / The collected Papers: in 10 v.N.Y.: Collier Books, 1963. v. 2.
11. Freud S. Histerie und Angst, Studienausgabe B. 6. Fischer Verlag,Frankfurt am Mein, 1971.
12. Freud S. Das Sexual Leben, Studienausgabe B. 5. Fischer Verlag,Frankfurt am Mein, 1972.
13. Freud S. Psychologie des Undewussen, Studienausgabe B. 3. FischerVerlag, Frankfurt am Mein, 1975.
14. Freud S. Schriften zur Behandlungstechnik, Studienausgabe, FischerVerlag, Frankfurt am Mein, 1975.
15. Freud S. The concept of repression / The collected works, Penguinbooks. London, 1989.
16. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness / E. Fromm, N.Y.: Holt,Rinehart & Winston, 1973.
17. Horney K. Der neurotische Mensch unserer Zeit. Stuttgart: Kliper,1951.
18. Kellerman H., & Plutchik R. Emotion trait interrelations and themeasurement of personality / Psyhological Reports, 1968.
19. Kellerman H., & Plutchik R. The meaning of tension in grouppsychotherapy. In L. R. Wolberg, M. L. Aronson, & A. R. Wolberg (Eds.),Group psychotherapy 1977: An overview N.Y.: Stratton Intercontinental MedicalBook Corp., 1977.
20. Kershensteiuer G. Die Entwicklung der zeichnerischen Begabung.Munchen.1905.
21. Lewin K. Resolving social conflicts. Selected papers on groupdynamics. (Ed. by C. Weiss) London: Souvenir press, 1973.
22. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of egodefenses and emotion. In C.E. Izard (Ed.), Emotions in personality andpsychopathology. N.Y. Plenum, 1979.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.